Научная статья на тему 'Трудовая миграция на постсоветском пространстве: опыт Союзного государства России и Беларуси'

Трудовая миграция на постсоветском пространстве: опыт Союзного государства России и Беларуси Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
265
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / LABOUR MIGRATION / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО РОССИИ И БЕЛАРУСИ / UNION STATE OF RUSSIA AND BELARUS / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / POST-SOVIET SPACE / УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ / MIGRATION MANAGEMENT / ИНТЕГРАЦИЯ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ / INTEGRATION OF LABOUR MIGRANTS / БЕЛОРУССКИЕ ИММИГРАНТЫ / BELARUSIAN IMMIGRANTS / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / RUSSIAN SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Василевская Ирина Валентиновна

В статье рассматривается процесс трудовой миграции в рамках политики Союзного государства России и Беларуси. Представлены аспекты взаимодействия и интеграции трудовых мигрантов из Республики Беларусь в современное российское общество. Приведен краткий анализ законодательной базы, регулирующей отношения между этими странами на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labour migration in the post-soviet space. The experience of the union state of Russia and Belarus

The article considers the process of labour migration in the framework of the policies of the Union state of Russia and Belarus. Aspects of the interaction and integration of labour migrants from the Republic of Belarus in the contemporary Russian society are presented. A brief analysis of the legal framework governing inter-state relations between Russia and Belarus in the labour market is given.

Текст научной работы на тему «Трудовая миграция на постсоветском пространстве: опыт Союзного государства России и Беларуси»

И.В. Василевская

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ОПЫТ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИИ И БЕЛАРУСИ

В статье рассматривается процесс трудовой миграции в рамках политики Союзного государства России и Беларуси. Представлены аспекты взаимодействия и интеграции трудовых мигрантов из Республики Беларусь в современное российское общество. Приведен краткий анализ законодательной базы, регулирующей отношения между этими странами на рынке труда.

Ключевые слова: трудовая миграция, Союзное государство России и Беларуси, постсоветское пространство, управление миграционными процессами, интеграция трудовых мигрантов, белорусские иммигранты, российское общество.

На рубеже последних тысячелетий миграционные процессы становятся важной составляющей глобальных изменений в мире. В миграции включается все большее количество людей разного возраста, конфессиональной и этнокультурной принадлежности, уровня профессиональной и образовательной подготовки. Распад Советского Союза, постперестроечный кризис в стране, а также ряд других причин обусловили появление новых миграционных тенденций. Наиболее значимым и масштабным явлением на территории постсоветского пространства стала трудовая миграция. Этот процесс представляет собой многогранное явление, а его интенсификация оказывает неоднозначное влияние на ряд показателей внутригосударственного устройства и развития.

Значительный обмен трудовыми мигрантами в настоящее время осуществляется между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Характер миграционных процессов между белорус -

© Василевская И.В., 2015

ским и российским государствами определяется особенностями исторического, социально-экономического и культурного развития сторон, тесными родственными и дружескими связями, сложившимися на протяжении многих веков. Местное русское население, как правило, не воспринимает белорусов в качестве иной этнической группы. В свою очередь, трудовые мигранты, особенно те, кто находится постоянно или длительное время на территории России, в значительной степени сами воспринимают себя россиянами и русскими. Белорусы даже в случае временной трудовой миграции быстро интегрируются в принимающее российское общество и создают широкие социальные связи. Во многом этому способствует отсутствие языкового барьера.

На основании результатов ряда исследований можно выделить факторы, которые оказывают влияние на миграционные настроения у белорусских граждан1: желание улучшить свое материальное положение (46,5 %); желание посмотреть мир, пожить и поработать в другой стране (42,7 %); желание обеспечить будущее детям, дать им хорошее образование (31,5 %); усталость от нестабильной, непредсказуемой жизни (16,9 %); желание заработать капитал для своего дела (16,1 %). Таким образом основным мотивом миграционного поведения белорусских граждан являются причины экономического характера. При этом 51,0 % желающих выехать с целью заработка оценивают материальное положение своей семьи как среднее, а 4,8 % считают материальное положение своей семьи хорошим.

Начало активных миграций экономической направленности с территории белорусских земель в Россию можно отнести к периоду рубежа Х1Х-ХХ вв. Первую волну миграции белорусского населения следует обозначить периодом до начала Первой мировой войны. В это время по экономическим причинам (безземелье, безработица) в Сибирь из Беларуси переселилось более 700 тыс. чел., преимущественно крестьян. Вторая массовая волна мигрантов с территории нынешней Беларуси была вызвана Первой мировой войной и революцией 1917 г., а также германской и польской оккупациями страны. Согласно исследованиям, на май 1918 г. на территории России находилось более 2 тыс. беженцев из Беларуси, наибольшее число которых обосновалось в Москве2.

По ряду причин мигранты из Беларуси современной статистикой трудовой миграции не учитываются. Во-первых, Договор о создании Союзного государства России и Беларуси от 8 декабря 1999 г. предоставляет равные права гражданам обоих государств на территории государств - участников Договора.

На протяжении последних десятилетий между Белоруссией и Россией велась работа по заключению соглашений, направленных на формирование общего рынка труда, создание правовых, экономических и организационных условий для перехода к свободному перемещению и интеграции рабочей силы, обеспечение оплаты труда и иных социальных гарантий работникам. В связи с этим белорусские мигранты освобождаются от получения разрешений на работу на территории РФ. Во-вторых, основанием для преференций в сфере трудоустройства белорусских граждан на российской территории является членство Республики Беларусь в Таможенном союзе (ТС) России, Беларуси и Казахстана, созданном 19 декабря 2009 г. С 1 июня 2011 г. Таможенный союз трех стран начал функционировать официально. На сегодняшний день между государствами ТС сформирована договорная база, предоставляющая широкие права в сфере трудовой миграции3.

Наибольшее количество трудящихся-мигрантов с территории современной Беларуси представлено жителями г. Минска, Могилевской и Гомельской областей (около 70 % от общего числа выездов в 2009-2012 гг.). По статистике, как по официальным данным, так и по экспертным оценкам, количество выезжающих в Россию с целью трудоустройства составляет 85-90 %. При этом если в 2011 г. число официально подписанных договоров и контрактов составляло около 5 тыс., то в 2012 г. их число превысило более 6,5 тыс. Среди общего количества трудовых мигрантов в каждом случае преобладающую часть составляют мужчины - более 4 тыс. чел. (79,8 %) и более 5 тыс. (75,4 %) -соответственно по годам4.

Анализ возрастной структуры трудовых мигрантов из Беларуси показывает, что основную часть составляют молодые люди в возрасте от 20 до 24 лет, из них 66,6 % девушки. Далее следует категория в возрасте от 40 до 44 лет, за ней граждане от 25 до 29 лет. При этом характерна тенденция снижения доли женщин по отношению к доле мужчин. В категории 25-29 лет женщины составляют уже лишь 1/3 от выезжающих мужчин.

По образовательному уровню среди мигрантов преобладают граждане, имеющие общее среднее образование. Так, на период 2010-2011 гг. их показатель составлял 61,9 %. Выезжающие со средним специальным образованием на этот момент составляли 29,5 %, а с высшим - 5,3 %5.

По профессиональной сфере трудящиеся-мигранты из Беларуси на территории РФ на период 2011 г. были представле-

ны следующим образом: квалифицированные рабочие - 46,4 %, рабочие сферы обслуживания - 23,2 %, представители рабочих специальностей - 22 %, рабочие, занятые в сфере сельского хозяйства, - 6,9 %, руководители - 1,5 %. Отмечается снижение количества трудовых мигрантов на период 2012 г.: квалифицированные рабочие - 28,8 %, рабочие сферы обслуживания -19,9 %, представители рабочих специальностей - 22 %, руководители - 0,6 %. По срокам заключенных договоров и контрактов преобладают краткосрочные, составляющие рабочий период до 6 месяцев (более 86 %). Следует отметить, что среди представителей руководящих должностей самым крупным потребителем белорусской рабочей силы является Московский регион, привлекающий высокой заработной платой и карьерными возможностями. Как правило, на переезд в Москву с целью трудоустройства и значительного повышения собственного дохода готовы 7 % представителей высшего менеджмента6.

Немаловажным фактором в побуждении к трудовой миграции является и социально-экономическое положение страны. Как хорошее его оценивают 2,6 % потенциальных мигрантов, как среднее - 0,9 %.

По данным мониторинга Института социологии НАН Беларуси только около 6 % граждан хотели бы выехать за границу на постоянное место жительства, что свидетельствует о низком потенциале внешней миграции населения республики. Граждане Беларуси, как правило, предпочитают эмиграции временную трудовую миграцию.

Социальный портрет потенциального трудового мигранта, имеющего намерение выехать на временную или/и постоянную работу за границу, в частности в Россию, можно представить следующим образом. Мужчина 30-49 лет, с законченным средним или средним специальным образованием, рабочий, не состоит в браке, детей не имеет. Материальное положение семьи среднее, но имеющее тенденцию к ухудшению. К тому же неудовлетворенность имеющейся на данный момент работой побуждает искать возможности улучшения положения, в том числе и через поиск работы за пределами собственного государства.

Таким образом, на основе обобщений можно отметить, что трудовая миграция из Беларуси в Россию представляет собой интерактивный, тонкий и многообъемлющий процесс, значение которого часто недооценивается властями и средствами массовых коммуникаций и искажается в общественном представлении. Оказывая значительное влияние на развитие социаль-

но-экономической структуры обоих государств, численность и качество населения, миграционные процессы становятся важным фактором государственного и общественного развития и предполагают комплексную и эффективную миграционную политику, которая способна отвечать долгосрочным и перспективным тенденциям в данном направлении на международном уровне.

Примечания

1 ШахотькоЛ.П. Миграционные процессы в Республике Беларусь [Электронный ресурс] // Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». URL: http://ecsocman.hse.ru/data/432/137/1231/011_shahotko_ dubl.pdf (дата обращения: 15.10.2014).

2 Снапковский В.Е. Белорусская эмиграция [Электронный ресурс] // Всеукраин-ский союз белорусов. URL: http://www.belukrresurs.org/index.php7option-com_ content&view=article&id=184:q-q--&catid=35:stati&Itemid=53 (дата обращения: 12.09.2014).

3 Василевская И.В. Проблемы управления процессами трудовой миграции в условиях обеспечения национальной безопасности России // Вестник РГГУ. 2013. № 6 (107). Серия «Управление». С. 97-104.

4 Шахотько Л.П. Указ. соч.

5 По данным МВД Республики Беларусь.

6 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.