И.В. Василевская
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ОПЫТ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИИ И БЕЛАРУСИ
В статье рассматривается процесс трудовой миграции в рамках политики Союзного государства России и Беларуси. Представлены аспекты взаимодействия и интеграции трудовых мигрантов из Республики Беларусь в современное российское общество. Приведен краткий анализ законодательной базы, регулирующей отношения между этими странами на рынке труда.
Ключевые слова: трудовая миграция, Союзное государство России и Беларуси, постсоветское пространство, управление миграционными процессами, интеграция трудовых мигрантов, белорусские иммигранты, российское общество.
На рубеже последних тысячелетий миграционные процессы становятся важной составляющей глобальных изменений в мире. В миграции включается все большее количество людей разного возраста, конфессиональной и этнокультурной принадлежности, уровня профессиональной и образовательной подготовки. Распад Советского Союза, постперестроечный кризис в стране, а также ряд других причин обусловили появление новых миграционных тенденций. Наиболее значимым и масштабным явлением на территории постсоветского пространства стала трудовая миграция. Этот процесс представляет собой многогранное явление, а его интенсификация оказывает неоднозначное влияние на ряд показателей внутригосударственного устройства и развития.
Значительный обмен трудовыми мигрантами в настоящее время осуществляется между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Характер миграционных процессов между белорус -
© Василевская И.В., 2015
ским и российским государствами определяется особенностями исторического, социально-экономического и культурного развития сторон, тесными родственными и дружескими связями, сложившимися на протяжении многих веков. Местное русское население, как правило, не воспринимает белорусов в качестве иной этнической группы. В свою очередь, трудовые мигранты, особенно те, кто находится постоянно или длительное время на территории России, в значительной степени сами воспринимают себя россиянами и русскими. Белорусы даже в случае временной трудовой миграции быстро интегрируются в принимающее российское общество и создают широкие социальные связи. Во многом этому способствует отсутствие языкового барьера.
На основании результатов ряда исследований можно выделить факторы, которые оказывают влияние на миграционные настроения у белорусских граждан1: желание улучшить свое материальное положение (46,5 %); желание посмотреть мир, пожить и поработать в другой стране (42,7 %); желание обеспечить будущее детям, дать им хорошее образование (31,5 %); усталость от нестабильной, непредсказуемой жизни (16,9 %); желание заработать капитал для своего дела (16,1 %). Таким образом основным мотивом миграционного поведения белорусских граждан являются причины экономического характера. При этом 51,0 % желающих выехать с целью заработка оценивают материальное положение своей семьи как среднее, а 4,8 % считают материальное положение своей семьи хорошим.
Начало активных миграций экономической направленности с территории белорусских земель в Россию можно отнести к периоду рубежа Х1Х-ХХ вв. Первую волну миграции белорусского населения следует обозначить периодом до начала Первой мировой войны. В это время по экономическим причинам (безземелье, безработица) в Сибирь из Беларуси переселилось более 700 тыс. чел., преимущественно крестьян. Вторая массовая волна мигрантов с территории нынешней Беларуси была вызвана Первой мировой войной и революцией 1917 г., а также германской и польской оккупациями страны. Согласно исследованиям, на май 1918 г. на территории России находилось более 2 тыс. беженцев из Беларуси, наибольшее число которых обосновалось в Москве2.
По ряду причин мигранты из Беларуси современной статистикой трудовой миграции не учитываются. Во-первых, Договор о создании Союзного государства России и Беларуси от 8 декабря 1999 г. предоставляет равные права гражданам обоих государств на территории государств - участников Договора.
На протяжении последних десятилетий между Белоруссией и Россией велась работа по заключению соглашений, направленных на формирование общего рынка труда, создание правовых, экономических и организационных условий для перехода к свободному перемещению и интеграции рабочей силы, обеспечение оплаты труда и иных социальных гарантий работникам. В связи с этим белорусские мигранты освобождаются от получения разрешений на работу на территории РФ. Во-вторых, основанием для преференций в сфере трудоустройства белорусских граждан на российской территории является членство Республики Беларусь в Таможенном союзе (ТС) России, Беларуси и Казахстана, созданном 19 декабря 2009 г. С 1 июня 2011 г. Таможенный союз трех стран начал функционировать официально. На сегодняшний день между государствами ТС сформирована договорная база, предоставляющая широкие права в сфере трудовой миграции3.
Наибольшее количество трудящихся-мигрантов с территории современной Беларуси представлено жителями г. Минска, Могилевской и Гомельской областей (около 70 % от общего числа выездов в 2009-2012 гг.). По статистике, как по официальным данным, так и по экспертным оценкам, количество выезжающих в Россию с целью трудоустройства составляет 85-90 %. При этом если в 2011 г. число официально подписанных договоров и контрактов составляло около 5 тыс., то в 2012 г. их число превысило более 6,5 тыс. Среди общего количества трудовых мигрантов в каждом случае преобладающую часть составляют мужчины - более 4 тыс. чел. (79,8 %) и более 5 тыс. (75,4 %) -соответственно по годам4.
Анализ возрастной структуры трудовых мигрантов из Беларуси показывает, что основную часть составляют молодые люди в возрасте от 20 до 24 лет, из них 66,6 % девушки. Далее следует категория в возрасте от 40 до 44 лет, за ней граждане от 25 до 29 лет. При этом характерна тенденция снижения доли женщин по отношению к доле мужчин. В категории 25-29 лет женщины составляют уже лишь 1/3 от выезжающих мужчин.
По образовательному уровню среди мигрантов преобладают граждане, имеющие общее среднее образование. Так, на период 2010-2011 гг. их показатель составлял 61,9 %. Выезжающие со средним специальным образованием на этот момент составляли 29,5 %, а с высшим - 5,3 %5.
По профессиональной сфере трудящиеся-мигранты из Беларуси на территории РФ на период 2011 г. были представле-
ны следующим образом: квалифицированные рабочие - 46,4 %, рабочие сферы обслуживания - 23,2 %, представители рабочих специальностей - 22 %, рабочие, занятые в сфере сельского хозяйства, - 6,9 %, руководители - 1,5 %. Отмечается снижение количества трудовых мигрантов на период 2012 г.: квалифицированные рабочие - 28,8 %, рабочие сферы обслуживания -19,9 %, представители рабочих специальностей - 22 %, руководители - 0,6 %. По срокам заключенных договоров и контрактов преобладают краткосрочные, составляющие рабочий период до 6 месяцев (более 86 %). Следует отметить, что среди представителей руководящих должностей самым крупным потребителем белорусской рабочей силы является Московский регион, привлекающий высокой заработной платой и карьерными возможностями. Как правило, на переезд в Москву с целью трудоустройства и значительного повышения собственного дохода готовы 7 % представителей высшего менеджмента6.
Немаловажным фактором в побуждении к трудовой миграции является и социально-экономическое положение страны. Как хорошее его оценивают 2,6 % потенциальных мигрантов, как среднее - 0,9 %.
По данным мониторинга Института социологии НАН Беларуси только около 6 % граждан хотели бы выехать за границу на постоянное место жительства, что свидетельствует о низком потенциале внешней миграции населения республики. Граждане Беларуси, как правило, предпочитают эмиграции временную трудовую миграцию.
Социальный портрет потенциального трудового мигранта, имеющего намерение выехать на временную или/и постоянную работу за границу, в частности в Россию, можно представить следующим образом. Мужчина 30-49 лет, с законченным средним или средним специальным образованием, рабочий, не состоит в браке, детей не имеет. Материальное положение семьи среднее, но имеющее тенденцию к ухудшению. К тому же неудовлетворенность имеющейся на данный момент работой побуждает искать возможности улучшения положения, в том числе и через поиск работы за пределами собственного государства.
Таким образом, на основе обобщений можно отметить, что трудовая миграция из Беларуси в Россию представляет собой интерактивный, тонкий и многообъемлющий процесс, значение которого часто недооценивается властями и средствами массовых коммуникаций и искажается в общественном представлении. Оказывая значительное влияние на развитие социаль-
но-экономической структуры обоих государств, численность и качество населения, миграционные процессы становятся важным фактором государственного и общественного развития и предполагают комплексную и эффективную миграционную политику, которая способна отвечать долгосрочным и перспективным тенденциям в данном направлении на международном уровне.
Примечания
1 ШахотькоЛ.П. Миграционные процессы в Республике Беларусь [Электронный ресурс] // Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». URL: http://ecsocman.hse.ru/data/432/137/1231/011_shahotko_ dubl.pdf (дата обращения: 15.10.2014).
2 Снапковский В.Е. Белорусская эмиграция [Электронный ресурс] // Всеукраин-ский союз белорусов. URL: http://www.belukrresurs.org/index.php7option-com_ content&view=article&id=184:q-q--&catid=35:stati&Itemid=53 (дата обращения: 12.09.2014).
3 Василевская И.В. Проблемы управления процессами трудовой миграции в условиях обеспечения национальной безопасности России // Вестник РГГУ. 2013. № 6 (107). Серия «Управление». С. 97-104.
4 Шахотько Л.П. Указ. соч.
5 По данным МВД Республики Беларусь.
6 Там же.