1 Основные итоги микропереписи населения 1994 г. М., 1994. С. 67.
В.И. Переведенцев
РОССИЯ: ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИММИГРАЦИОННОЙ ПРОБЛЕМЫ
Население Советского Союза отличались высокой подвижностью. Основными направлениями территориальных перемещений были: из села в город, из меньших городских поселений - в более крупные, из освоенных - в районы нового хозяйственного освоения. Сугубо сельская страна стремительно становилась преимущественно городской.
Свидетельством былой высокой миграционной подвижности могут служить результаты микропереписи населения России 1994 г. На каждую тысячу человек в местах постоянного жительства проживали не с рождения 4201. Кроме того, многие, постранствовав по стране, возвращались в места рождения, особенно - жители больших городов.
При высокой внутренней (в границах СССР) миграции внешней практически не было - кроме ситуаций, связанных с войнами, изменением границ СССР в конце 30-х - начале 40-х гг. прошлого века, «откочевки» казахов в Синцзян во время коллективизации ит. д.
Распад Советского Союза и все, что было с этим связано, в корне изменили условия миграций населения России. Страна стала во многом открытой для въезда и выезда. Жители союзных республик превратились в иностранцев. Пересечение границ России с большинством бывших союзных республик оставалось безвизовым, однако правила регистрации въезжающих в Россию новых иностранцев постепенно становились все более строгими. Обострение межнациональных отношений и вооруженные конфликты в ряде бывших союзных республик на юге постсоветского пространства - от Молдавии до Таджикистана - вызвали массовые потоки беженцев и вынужденных переселенцев.
В свое время (до середины 70-х гг. прошлого века) Россия служила мощным миграционным донором для союзных республик. Поэтому после распада СССР за ее нынешними границами оказалось множество русских и иных этнических россиян. Согласно последней Всесоюзной переписи населения 1989 г., на тот момент за пределами России в границах Советского Союза проживали 25,3 миллиона русских и несколько миллионов других россиян - всего около 30 миллионов человек.
Накануне, и в первое время после распада СССР многие ожидали очень большого притока в Россию переселенцев и беженцев из нового зарубежья. Некоторые авторитетные эксперты исходили из того, что России предстоит принять все эти 30 миллионов. Прогнозировалась также высокая чистая миграции россиян на Запад.
В действительности за годы, прошедшие после распада Советского Союза, ни чистого массового притока в Россию из бывших союзных республик, ни катастрофического оттока россиян в западном направлении не произошло. Это было обусловлено рядом факторов. В частности, притоку иммигрантов в Россию (объективно очень для нее нужному в связи с большой естественной убылью населения) препятствовала - кроме объективных обстоятельств - государственная миграционная политика России. Тем не менее, иммиграция в Россию становится в последние годы все более заметным фактором, определяющим экономическую, социальную и политическую обстановку в стране.
Размеры Основные сведения о внешней миграции населения дает ее текущий
миграции учет. Он основан на прописке (регистрации) и выписке. При этих процедурах заполняются отрывные талоны к листкам прописки и выписки, которые поступают в статистическую разработку.
Основные данные о числе прибывавших в Россию из-за ее рубежей (из старого и нового зарубежья вместе) и выбывающих из нее, а также о результатах этого обмена, приведены в табл. 1. Из нее видно, что приток в Россию был относительно велик в первой половине 90-х гг. Тогда он был равен примерно ежегодному притоку в Россию из союзных республик в последнее десятилетие существования Советского Союза. С 1995 г. численность прибывающих начала быстро убывать. При этом ясно видна связь этой динамики с общеизвестными событиями: первой чеченской войной и дефолтом в августе 1998 г. Стремительное падение числа прибывших в начале нынешнего столетия связано с ужесточением миграционного законодательства - вступлением в силу двух явно антимиграционных законов - «О гражданстве РФ» и «О правовом положении иностранцев».
Число выбывающих из России менялось, как видим, более плавно.
Наибольший чистый приток (т. е. разница между числом прибывших минус выбывшие) был в 1994 г. Тогда он, кстати, почти полностью компенсировал естественную убыль населения России. Равный чистый приток в 1996 и 1997 годах - следствие прекращения первой чеченской войны, а большой провал 1999 года - результат дефолта.
Сопоставление данных за 12 постсоветских лет с таким же отрезком времени в конце советского периода показывает, что чистый миграционный приток после распада Союза удвоился. Однако это
Таблица 1
* Официальные данные Госкомстата. Далее такие данные приводятся без ссылок.
произошло не в результате увеличения въезда в Россию, а из-за снижения выезда из нее. В советское время миграционные потоки в Россию и из России были более или менее уравновешены.
Миграция населения между Россией и зарубежьем, тыс. человек*
Годы Прибыло в Россию Выбыло из России Сальдо На 100 прибывших выбыло, чел.
1992 926 673 25373
1993 923 483 440 52
1994 1147 337 810 29
1995 842 340 502 40
1996 632 288 344 46
1997 583 234 349 40
1998 495 217 278 44
1999 380 215 165 57
2000 359 146 213 41
2001 193 121 72 63
2002 185 107 78 58
2003 129 94 35 73
1992-2003 6794 3255 3539 48
1980-1991 10495 8824 1671 84
После распада Союза миграционная подвижность населения России (вопреки бытующим представлениям) заметно снизилась, причем внутренняя миграция населения уменьшилась намного больше внешней. А в последние годы чистый приток населения в Россию практически прекратился. В дальнее зарубежье по текущему счету миграции за 12 постсоветских лет выбыл один миллион человек (всего заграницу - 3255 тысяч, в бывшие союзные республики - 2254 тысячи). Учтенная миграция в Россию из дальнего зарубежья совершенно незначительна. Фактическая, скорее всего, - больше учтенной. Однако достоверных данных нет.
Накануне распада СССР высказывались (особенно на Западе) опасения, что из России в западном направлении могут хлынуть миллионы людей. Этого, однако, не произошло. Миграция на Запад из России была, главным образом, «этнической»: немцы выезжали в Германию, евреи - в Израиль, США и Германию, греки - в Грецию, армяне - в страны со значительной армянской диаспорой.
Правда, есть основания предположить, что фактическая иммиграция на Запад была заметно больше учтенной. Граждане России выезжали не только на постоянное место жительства, что хорошо учитывалось по выдаваемым разрешениям, но и на учебу, временную работу, по туристическим визам, и не всегда возвращались
обратно. Размеры этого неучтенного оттока можно было бы приблизительно определить, используя материалы Всероссийской переписи населения. Однако в переписи 2002 г. (в отличие от прошлых всеобщих переписей Российской Империи и Советского Союза) не учитывалось так называемое «наличное население», то есть реально находящееся в месте переписи на момент переписи. Часть населения, находившаяся, фактически, за рубежом, была переписана по прописке (домовым книгам).
Размеры миграции населения между Россией и бывшими союзными республиками за 12 лет (по текущему учету) представлены в табл. 2.
Таблица 2 Миграция населения между Россией и бывшими союзными Республиками за 12 лет (1992-2003), тыс. человек
Республики Прибы ло в Выбыло из России Сальдо Сальд о в % На 100 прибывших выбыло, чел.
Эстония 73 10 63 1,4 14
Латвия 119 13 106 2,4 И
Литва 57 14 43 1,0 И
Белоруссия 224 275 -51 -1Д 123
Украина 1498 1055 443 9,9 70
Молдавия 176 83 93 2Д 47
Грузия 389 40 349 7,8 10
Армения 235 26 209 4,7 И
Азербайджан 355 68 287 6,4 19
Казахстан 1990 425 1565 35,1 21
Туркмения 151 25 126 2,8 17
Узбекистан 748 112 636 14,3 15
Таджикистан 344 36 308 6,9 10
Киргизия 354 72 282 6,3 20
Итого 6713 2254 4459 100,0 34
изо всех бывших союзных республик, кроме Белоруссии. При этом более трети всего притока получено из Казахстана и еще 30 процентов - из Средней Азии. Это объясняется многочисленностью русского населения в Казахстане и Средней Азии и низким, по сравнению с Россией, уровнем жизни, а в случае Таджикистана - еще и гражданской войной.
Все азиатские республики бывшего Советского Союза, вместе взятые, дали 82,3% чистого миграционного прироста населения России за 12 постсоветских лет, хотя общая численность населения азиатских
республик бывшего Советского Союза в 1989 г. была заметно ниже европейских.
Миграционные сдвиги населения на территории бывшего Советского Союза шли после его распада, в общем, с Востока на Запад и с Юга на Север, как и в мире в целом.
В середине 90-х гг., когда миграционный прирост населения России за счет бывших союзных республик был еще значителен, его получали все экономические районы. В 1995 году он был таким: (см. табл. 3). Самый большой прирост получил Центральный экономический район, а в нем -Московская агломерация (Москва и столичная область). На втором месте было Поволжье, и на третьем - Северный Кавказ, лишь немного опережавший Уральский экономический район. Тут влияла, конечно, и чеченская война. Однако, вопреки некоторым утверждениям, за все постсоветское время никакого чрезмерного миграционного давления на Северный Кавказ не было.
Таблица Миграция населения между экономическими районами России и всем
зарубежьем в 1995 году, тыс. человек
Районы Прибыло Выбыло Сальдо Сальдо в % На 100 прибывших выбыло
Север 27 16 11 2,2 58
Северо-Запад 44 20 24 4,9 45
Центр 140 41 99 19,7 29
Волго-Вятский 28 7 21 4,2 25
Центрально-Черноземн. 58 13 45 9,0 22
Поволжье 113 32 81 16,1 28
Северный Кавказ 100 32 68 13,6 32
Урал 106 41 65 13,0 38
Западная Сибирь 137 83 54 10,7 61
Восточная Сибирь 39 18 21 4,0 47
Дальний Восток 37 33 4 0,9 59
Калининградская область 13 4 9 1,7 30
Россия 842 340 502 100,0 40
Наибольший перевес миграционного движения из-за границ России над обратным был, как видим, у центральных районов России, а самый малый - у Европейского Севера, Западной Сибири и Дальнего Востока. В случае Западной Сибири большую роль сыграл выезд немцев в Германию.
Напомним, что, согласно переписи 1989 г., в России проживало 842 тысячи немцев (девятый по численности народ страны). Почти половина из них - 410 тысяч - находилась в Западной Сибири, куда большинство их и их предков было депортировано из европейских районов СССР в годы Отечественной войны. Из 84 тысяч человек, выбывших из Западной Сибири, за пределы бывшего Советского Союза направилось 40,6 тысяч (по России в целом - 110,3 тысячи).
Массовый выезд немцев из России на историческую родину (по переписи 2002 года их осталось в России 597 тысяч, включая переместившихся сюда из Казахстана) частично был связан с тем, что им не разрешили, после реабилитации, восстановить свою автономию. Немцы были единственным из депортированных народов России, кому отказали в восстановлении прежней Республики немцев Поволжья.
Российские немцы за годы жизни их и их предков в Российской империи и Советском Союза существенно отдалились в этническом отношении от немцев Германии. Известно, что их адаптация к условиям существования на новой родине связана со значительными трудностями. Вместе с тем, их выезд - большая и неоправданная потеря для России.
Численность иммигрантов, прибывающих в каждый данный район России из бывших союзных республик, в значительной степени коррелирует с числом выходцев из данного района поселившихся в свое время в этих республиках. В годы существования СССР много сибиряков переезжало в расположенный рядом Казахстан, сходный с южной Сибирью по природным условиям и хорошо связанный с ней транспортными каналами. Поэтому из 25,9 тысяч мигрантов из бывших союзных республик, прибывших в Алтайский край в 1995 году, 18,1 тысячи (71,6%) были выходцами из Казахстана. Соответствующие показатели для Омской области составляли: из 22,4 тысячи 17,4 тысячи (77,5%).
Вообще, наиболее активно обмениваются населением смежные территории. Поэтому доля выходцев из Казахстана велика во всех пограничных с ним субъектах Российской Федерации - от поволжских до западносибирских.
У многих выходцев из России и их потомков есть в России своего рода «тылы» - родственники, знакомые, жилье. Это облегчает возвращение к местам прежнего проживания, адаптацию к условиям жизни в местах вселения. У многих сохраняется психологическая привязанность к прежним местам проживания, формирующаяся в раннем возрасте. Можно выделить определенные типы реальных и потенциальных мигрантов в Россию в зависимости от их прошлого и тех условий, с которыми они могут встретиться в местах потенциального вселения.
Так, например, многие молодые люди, окончив в России вузы и техникумы, в советское время ехали на работу - («распределялись»)
в союзные республики. Часть из них приживалась там, создавала семьи. А в отпуск ездила к оставшимся в России «старикам». Туда же на каникулы ездили дети (внуки «стариков»). Эти старики, с их «жилой площадью», связями, налаженным бытом, стали надежным «запасным аэродром», если приходилось переезжать обратно в Россию.
Существуют и иные варианты. Россияне, давно живущие в бывших союзных республиках, нередко посылали своих детей в российские вузы. Там они оставались после окончания учебы, создавали семьи, обзаводились жильем. После распада Союза «старики» имели возможность переехать к своим детям.
Это наиболее благополучные группы реальных и потенциальных мигрантов из бывших союзных республик в России.
По-своему решали проблемы иммиграции «плотно сбитые» трудовые коллективы, члены которых связывали не только работа, но и дружба, общие интересы, быт. В ряде случаев такие группы коллективно выезжали в Россию, иногда - прихватив с собою и технику производственного назначения, которая могла пригодиться на новом месте и при обустройстве, и на производстве.
В некоторых случаях такие сплоченные коллективы становились ядром больших сообществ иммигрантов. Так, многотысячный коллектив мигрантов сложился в г. Борисоглебске Воронежской области вокруг относительно небольшой группы выходцев из Душанбе, во главе которой находились художники-оформители, создавшие эффективно действующий Художественно-оформительский комбинат. Вообще, успех организованных групп мигрантов во многом зависит от энергии организаторов.
Состав переселенцев
Состав постсоветских миграционных потоков в Россию разнообразен и во многом существенно отличается от потоков советского времени.
В этническом плане все прошедшие годы преобладали русские, хотя их доля постепенно снижалась. В 1992 году среди прибывших в Россию они составляли 66%, в 2000 - 54%. В числе выбывших из России их было меньше: 44% и 50% соответственно. Второе место занимают украинцы. Среди других национальных групп относительно многочисленны армяне и белорусы.
Поскольку русские составляют около 1/6 населения бывших союзных республик, они мигрируют в Россию примерно в 5-6 раз активнее представителей всех иных национальностей, вместе взятых. Относительно активно движение других славян, малоактивно - титульных народов неславянских республик. Перед распадом Советского Союза и сразу после его распада наблюдалось стягивание титульных народов в свои республики, но затем возобновился их чистый переток в Россию.
Бытует представление об огромном притоке в Россию представителей титульных народов из бывших союзных республик. Действительная численность этих иммигрантов, зафиксированная демографическими переписями 1989 и 2002 гг., представлена в табл. 4.
Таблица 4 Численность титульных народов бывших союзных республик в России, тыс. человек
1989 г. 2002 г. Прирост 2002 г. в %> к 1989 г.
Эстонцы 28
Латыши 29
Литовцы 45
Белорусы 1206 815 -391 68
Украинцы 4368 2943 -1425 67
Молдаване 173 172 -1 99
Грузины 131 198 67 151
Армяне 532 1130 598 212
Азербайджанцы 336 621 285 185
Казахи 636 655 19 103
Туркмены 33
Узбеки 127 123 -4 97
Таджики 120
Киргизы 32
Всего 6944
Как видим, за переписной период в России на треть уменьшилась численность украинцев и белорусов, осталась практически неизменной -молдаван, узбеков и казахов, но заметно возросла численность всех трех закавказских народов, особенно - армян. Последнее, несомненно, связано с армяно-азербайджанским этническим конфликтом. Значительную часть чисто миграционного прироста армян дали выходцы из Азербайджана. Резко увеличилась, несомненно, численность таджиков.
Иными словами, никакого миграционного нашествия на Россию «инородцев» не произошло. Общая численность главных народов бывших союзных республик в России по последней переписи - всего около 7 миллионов человек, или 4,8% населения России.
Уменьшение численности украинцев и белорусов может быть в значительной мере связано со сменой этнического самоопределения и иным этническим самосознанием детей, чем родителей.
Возрастной состав переселенцев в постсоветское время сильно отличается от того, который наблюдался в Советском Союзе. В нем миграция была преимущественно молодежной. Более половины всех переселенцев находились возрасте от 15 до 30 лет. Переселение
было связано, в основном, с началом взрослой жизни. Пики миграции приходились на окончание молодежью неполной средней и средней общеобразовательных школ, профессиональных учебных заведений всех уровней (ПТУ, техникум, вуз).
Возрастной состав переселенцев в Россию из России в зарубежье в 1995 г., когда чистый миграционный поток в нашу страну был еще велик (612 тыс. человек) представлен в табл. 5.
Таблица 5 Возрастной состав переселенцев Россию и из нее, %
Возраст, лет Прибывшие Выбывшие Сальдо
0-14 20,9 19,8 21,3
15-29 28,8 36,6 25,8
30-44 26,9 27,1 26,9
45-59 13,6 10,2 14,8
60 и более 9,8 6,3 11,2
Всего 100,0 100,0 100,0
Среди прибывших в Россию резко понижена, по сравнению с советским прошлым, доля молодежи (15-29 лет) и повышена доля тех, кто находится в возрасте «первой зрелости» (30-44 года). В связи с этим повышена также доля детей и стариков. Это означает большую, по сравнению с советским прошлым, долю семейного переселения. Люди в расцвете сил выезжают в Россию из бывших союзных республик сами, а также вывозят детей и стариков.
Среди выбывших из России заметно повышена, по сравнению с прибывающими, доля молодежи и резко снижена доля лиц пенсионного и предпенсионного возраста. Первое, возможно, связано с выездом молодых людей в дальнее зарубежье для завершения образования (студенты, аспиранты), а также с целью уклонения от призыва в армию.
В чистом миграционном приросте сильно понижена, по сравнению со всем населением страны, доля стариков и несколько повышена доля детей. Возрастной состав чистого миграционного прироста благоприятен для России с экономической точки зрения.
Наконец, среди переселенцев в Россию резко повышена доля лиц с высшим и средним специальным образованием (особенно, если сравнивать ее с их долей в российском населении). Дело в том, что это, по преимуществу, выходцы из больших городов, в том числе - столичных. Во многих из них в советское время удельный вес русских был очень велик, а в некоторых (например, в Алма-Ате и Бишкеке) они составляли абсолютное большинство. В значительной мере это была интеллигенция - производственная или гуманитарная.
Миграционный приток в Россию из бывших союзных республик, ныне практически прекратившийся, был во всех отношениях выгоден России.
Демографиче- Население России быстро вымирает. В 1992 г. - впервые во второй
ская ситуация и половине XX века - в стране произошло больше смертей, чем рождений.
миграционная Перевес смертей над рождаемостью быстро возрастал, и в последнее время
политика вплотную приблизился к миллиону в год (табл. 6).
Таблица 6 Естественное движение населения России, тыс. человек
Годы Рождений Смертей Естественного прироста
1987 2500 1532 968
1992 1587 1807 -220
1999 1215 2144 -930
2000 1267 2225 -958
2001 1312 2254 -943
2002 1397 2332 -935
2003 1483 2370 -887
Рост числа рождений после 1999 г., когда он был наименьшим, и некоторое сокращение естественной убыли населения России с начала нынешнего столетия связаны, главным образом, с изменениями в возрастной структуре населения - в возраст наивысшей фертильности вступает последнее относительно многолюдное поколение, рожденное в 80-е годы прошлого века. (В конце 2004 - начале гг. в российских СМИ появились многочисленные нелепые сообщения о «демографическом взрыве». И это - при резко суженном воспроизводстве населения.)
Нынешняя малочисленность детей в населении России предопределяет постоянную убыль ее населения на все предвидимое будущее. Подавляющее большинство детей родится у женщин в возрасте от 20 до 35 лет. Очень скоро в наиболее плодовитый возраст начнут вступать дети, рожденные в постсоветские годы. Их намного меньше, чем тех, кто находится в этом возрасте сейчас. Согласно Всероссийской переписи населения 2002 г. в населении России в возрасте от 20 до 35 лет насчитывалось 31 915 тысяч человек, а в возрасте до 15 лет - 23 747 тысяч, то есть на 26% меньше. При сохранении нынешней рождаемости число рождений соответственно упадет и через 20 лет после переписи, то есть в 2022 году, когда нынешние дети достигнут возраста от 20 до 35 лет.
Вместе с тем при сохранении нынешней повозрастной смертности из-за старения населения будет расти - неизбежно и быстро - число смертей, поскольку в пожилой и старческий возраст вступит многочисленное поколение, рожденное в первые 20 лет после Великой Отечественной войны. Все это, безусловно, приведет к быстрому росту естественной убыли населения. На этом сходятся все демографические прогнозы. Согласно средним (то есть наиболее вероятным)
2 Антонов А.И., Медкое В.М., Архангельский В.
Н. Демографические процессы в России XXI века. М., 2002. С. 137.
О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства: Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию. М., 2000. С.
6.
вариантам его численность сократиться, примерно, до 100 миллионов.
Специальное исследование перспективного развития населения России, проведенное тремя выдающимися российскими демографами, привело их к следующему выводу:
«Наиболее вероятным является прогнозный вариант, согласно которому численность населения России будет неуклонно сокращаться и достигнет к началу 2050 г. 90 560,6 тыс. человек, уменьшившись по сравнению с началом 2001 г. на 54,2 миллиона или в 1,6 раза. Доля населения 60 лет и старше увеличится с 18,9 до 38,5%, доля населения дотрудоспособного возраста упадет с 18,6 до 9,4%»2.
Нынешняя демографическая ситуация в России и вероятные перспективы ее развития, судя по заявлениям Президента РФ - осознана руководством страны. В первом же своем Послании Федеральному Собранию РФ В.В.Путин заявил, в частности: «Нас, граждан России, из года в год становится все меньше и меньше. Уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек. ...Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой. Нам реально грозит стать дряхлеющей нацией. Сегодня демографическая ситуация - одна из тревожных»3.
Это заявление было сделано после обстоятельной консультации Президента с ведущими демографами страны. Можно было ожидать, что будут приняты какие-то значимые государственные меры по улучшению ситуации: увеличению рождаемости, снижению смертности, повышению чистого миграционного притока в страну. На самом деле в отношении естественного движения населения ничего существенного сделано не было, а миграционная политика стала резко антимиграционной, объективно направленной против миграционного прироста российского населения.
Парадоксально, что эту антимиграционную политику определяет и разрабатывает ближайшее окружение Президента - его администрация. За пять лет, прошедших после приведенных выше справедливых слов Президента, демографическая ситуация в России существенно ухудшилась. Возвращение - в предвидимом будущем - к естественному приросту населения стало невозможным, а чистый миграционный приток в страну прекратился.
Как же складывалась и эволюционировала реальная иммиграционная политика российской власти?
Еще до распада Советского Союза в Россию хлынул первый поток беженцев из районов межэтнических конфликтов (турки-месхетинцы из Узбекистана, армяне и русские из Азербайджана). Государство спасало беженцев, срочно вывозя их из опасных мест. Граждане России горячо сочувствовали беженцам и многое делали для их приема и первоначального устройства.
В середине 1992 г. (фактически - несколько раньше) была официально создана государственная Федеральная миграционная служба (ФМС). Первоначально (до 1999 г.) она оставалась автономной, то есть не входила в другие ведомства. Затем ее включили в состав Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики, а после его ликвидации - в состав Министерства внутренних дел (2001 г.). Эти «реорганизации» тяжело отразились как на самой миграционной службе, так и, в первую очередь, на судьбе тех, кем она должна была заниматься.
В ведении миграционной службы оказались не все иммигранты, но только беженцы и вынужденные переселенцы, составлявшие вместе около четверти иммигрантов, прибывших в Россию. Местные органы ФМС, созданные в субъектах Федерации, должны были помогать нуждающимся в жилье (размещая их в пунктах временного пребывания, снабжая жилыми вагончиками и другими видами временного жилья, предоставляя особо нуждающимся, по возможности, квартиры, выделяя ссуды на жилищное строительство), обеспечивая их небольшими денежными пособиями, питанием, способствовать трудоустройству и т. д.
Думой были приняты Федеральные законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», составившие основу миграционного законодательства. Беженцем, согласно этим законам, признавалось «лицо, которое не является гражданином Российской Федерации, и которое, в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований, ... находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой...»
В отличие от беженца «вынужденным переселенцем считался гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию... »
Человек, прибывший в Россию как беженец, становился вынужденным переселенцем после получения российского гражданства. Вынужденные переселенцы получали документ, удостоверяющий их статус и действительный на протяжении пяти лет. После этого статус вынужденного переселенца мог неоднократно продлеваться по его просьбе, каждый раз - на год.
Официальное отношение государства к вынужденным переселенцам было, первоначально, позитивным. Первый Президент РФ Б.Н.Ельцин заявлял, что Россия примет всех, кто пожелает в нее возвратиться. В реальных условиях ФМС в своей работе сталкивалась со многими трудностями (в частности - с резко недостаточным финансированием), а вынужденные переселенцы - с нарушениями своих
Миграционное законодательство Российской Федерации и проблемы прав человека. М., 2002. С.
171.
прав, конфликтами с местной властью, со сложностями в отношениях с местным населением и т. д.
При этом с течением времени позиция, как властей, так и местного населения, в том, что касалось вынужденных переселенцев и иммигрантов, становилась все менее благоприятной. Их все чаще обвиняли в конкуренции с местными жителями за рабочие места, в неуважении к местным традициям, порядкам и образу жизни, в преступной деятельности. Участились проявления этнического национализма, шовинизма и т. д. Нередко нагнетанию страстей вокруг миграции в Россию способствовали СМИ4. В ряде случаев откровенную враждебность к ним проявляют и местные власти.
Можно привести ряд примеров успешного укоренения беженцев и переселенцев. Однако в целом их положение в России незавидно. Это хорошо известно потенциальным иммигрантам. Вероятно, именно это более всего сдерживает иммиграцию из бывших союзных республик, хотя имеются, конечно, и другие причины (например, улучшение межэтнических отношений в местах традиционного проживания, повышение жизненного уровня и т. д.).
Представляется, что большой ошибкой государственной миграционной политики в первые годы существования ФМС было стремление селить переселенцев в сельской местности. Конечно, для этого были определенные основания - нехватка рабочей силы в разваливающихся колхозах и совхозах, наличие годного для размещения жилья, брошенного уехавшими в города, недостаток кадров в сельских школах, больницах и фельдшерских пунктах. Однако прибывшие в Россию жители больших городов, в том числе столичных, стремились по-прежнему в большие города или, по крайней мере, в близкие к ним поселения. Причина этого очевидна - намерение получить работу по специальности, и заинтересованность в благоприятных условиях для обучения детей.
Тем временем государственная миграционная политика власти становилась все более антимиграционной. Ликвидированная в г. автономная Федеральная миграционная служба, в конечном счете (в конце 2001 года), оказалась в составе МВД. По единодушному мнению экспертов передача миграционной службы милиции была принципиальной ошибкой. Главным делом «милицейской» миграционной службы стала война с «трудовыми мигрантами», то есть с теми, кто приезжает на временную работу.
В этой связи нелишне напомнить, что «трудовая миграция» - то, что раньше называлось «отходом на заработки» - была широко распространена в Российской Империи еще в XIX в. (см., например, «Развитие капитализма в России» В.И.Ленина). Она, естественно, связана с собственно миграцией, то есть переездом на постоянное место жительства, ведет, в конечном счете, к изменению численности и состава постоянного населения страны. Тем не менее, это - особое явление, требующее специального рассмотрения и особого подхода.
Пока, однако, дело свелось к широкомасштабному паразитированию милиции на так называемых «нелегалах». Таковыми до последнего времени считался каждый, кто, въехав в Россию (а с большинством бывших союзных республик у нас существовало и, как правило, существует поныне безвизовое пересечение границы), в течение трех дней не оформил прописку (регистрацию) по месту жительства. Между тем, оформить такую регистрацию за три дня практически невозможно. На четвертый день милиция начинала свой поход за штрафами.
Ситуация стала меняться лишь в 2005 г., после того как по распоряжению Президента РФ после его поездки в Киев накануне президентских выборов на Украине трехдневный срок «легализации» был заменен девяностодневным - но первоначально лишь для украинцев. Тем не менее, милицейская охота на трудовых мигрантов (отходников) не ослабла.
До сих пор иностранец, находящийся на территории России на вполне законных основаниях, становится «нелегалом» в том случае, если подряжается на работу, не располагая разрешением уполномоченных на его выдачу органов. А официально получить такое разрешение крайне трудно. Отсюда возникновение множества полулегальных околомилицейских фирм, выдающих трудовым мигрантам за немалую плату любые необходимые им подлинные, а иногда и фальшивые документы.
Между тем прежняя главная задача ФМС - помогать беженцам и вынужденным переселенцам - практически не решается, не в последнюю очередь потому, что новых вынужденных переселенцев становится все меньше, а многочисленные прежние лишаются полученного прежде статуса ввиду истечения пятилетнего срока пребывания в России. Соответственно, став подразделением МВД, ФМС начинает во все большей степени играть роль своеобразной «силовой структуры».
Трудности, с которыми все чаще сталкиваются приезжие в России, побудили их созвать в Москве в июне 2002 г. «Всероссийский чрезвычайный съезд в защиту мигрантов». В нем приняли участие около пятисот переселенцев, научных работников, политиков, юристов, правозащитников, журналистов. Съезд констатировал, что положение мигрантов в России является крайне тяжелым, что реальная государственная миграционная политика бесчеловечна и безграмотна, что ее определяют люди, не разбирающиеся в том, чем должны заниматься. В этой связи Съезд принял открытое обращение к Президенту Российской Федерации, в котором отметил абсолютную некомпетентность заместителя главы Администрации Прези-5 Всер°ссийсшй дента РФ В.П.Иванова в роли руководителя Межведомственной рабочей
Чрезвычайный съезд в
ащиту мигрантов, м, группы по совершенствованию миграционного законодательства», и 2002. С. 272-273. потребовал в отдельно принятой резолюции его освобождения от руководства
„5
этой группой .
Долгожданный поворот?
6 Вступительное слово Президента РФ В. В. Путина на заседании Совета Безопасности по миграционной политике 17 марта 2005 г., Москва. «Вестник Форума», N9 3, март 2005. С. 3-4.
В марте 2005 г. Совет Безопасности РФ рассмотрел вопросы миграционной политики России. На нем с большим вступительным словом выступил Президент В.В.Путин. Сошлемся на наиболее важные, принципиальные положения его речи.
«Миграционная и демографическая обстановка в стране, - говорил он, -диктуют необходимость принятия взвешенных мер для масштабного привлечения иностранной рабочей силы в целом в экономику России... Миграция перестала влиять на улучшение демографической ситуации в нашей стране. Иммиграционный приток уже не компенсирует естественную убыль населения - как это было у нас еще в середине 90-х годов. И перед нами сейчас стоит задача сформулировать новые дополнительные условия для привлечения в Россию людей, способных внести позитивный вклад в развитие нашей страны... Сегодня нашей важнейшей задачей является стимулирование миграционных процессов. Подчеркну, стимулирование, а не простое воспроизводство потерь населения... Нам необходимо в сжатые сроки скорректировать стратегию действий в миграционной сфере... Для этого необходимо совершенствовать государственную миграционную политику и
тесно увязать ее с насущными задачами социально-экономического развития
6
страны» .
Иными словами, Президент предложил изменить нынешнюю практическую государственную миграционную политику на прямо противоположную. Именно этого долго, настойчиво и безуспешно добивались научные работники в области миграции.
Такая политика должна не противодействовать, а способствовать переезду в Россию потенциальных мигрантов. Ей надлежит помогать первоначальному устройству мигрантов в новых для них местах, а также их последующей всесторонней адаптации.
Первоочередной мерой в этой области должно было бы стать решение двух давно не только назревших, но и перезревших вопросов: во-первых, легализации так называемых «нелегалов», и, во-вторых, разработки и принятия гуманной и взвешенной Государственной концепции миграционной политики.