Научная статья на тему 'Проблемы взаимодействия организаций культуры и туризма на региональном уровне'

Проблемы взаимодействия организаций культуры и туризма на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
473
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕР КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА / MECHANISM OF CULTURE AND TOURISM INSTITUTIONS INTERACTION / РЕГИОНАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / CULTURAL SPACE OF THE REGION / ЭКОНОМИКА КУЛЬТУРЫ / ECONOMICS OF CULTURE / КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / CULTURAL TOURISM / ТУРИСТСКИЙ РЕСУРС / ИМИДЖ РЕГИОНА / IMAGE OF THE REGION / TOURIST RESOURCES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ткачук Людмила Тимофеевна

Раскрываются теоретические и методические аспекты механизма взаимодействия организаций культуры и туризма как способа формирования позитивного имиджа региона. Подчеркивается, что основополагающей формой конвергенции культуры и туризма является культурный туризм. Рассматриваются перспективы развития культурного туризма на региональном уровне с точки зрения экономического и социального эффектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This work highlights the theoretical and methodical aspects of culture and tourism institutions interaction mechanism as the way of forming the positive image of the region. It emphasizes that cultural tourism is the basic form of convergence of culture and tourism. It shows perspectives of cultural tourism's development on the level of region from the point of view of economical and social effects

Текст научной работы на тему «Проблемы взаимодействия организаций культуры и туризма на региональном уровне»

ется в коннотацию внутренней функциональности некоего ансамбля, она квалифицирует равновесие (в некоторых случаях достаточно подвижное) системы знаков. "Эстетический" ансамбль - это ансамбль без промахов, без провалов, ансамбль, в котором ничто не может скомпрометировать взаимосвязь элементов и прозрачность процесса, то есть абсолютную читаемость знаков и сообщений - идеал, общий для всех манипуляторов кода -и для кибернетиков, и для дизайнеров» (2, с. 266-267).

Сложностью иерархии знаков в

рамках экспозиционной системы обусловлена множественность смыслов, возможностей прочтения экспозиции, её семантическая насыщенность. Это делает её экономным и компактным способом хранения и передачи информации. Экспозиционный текст «выдает» адресатам информацию разного объема - каждому адресату в меру его понимания, подготовленности к восприятию; он дает возможность получить новую информацию при повторном обращении. Семиотика дает основания понимания экспозиции как дискурсивной практики.

Примечания

1. Арзамасцев В. П. Принципы раскрытия биографии и творчества писателя в литературно-мемориальном музее: дис. ... канд. ист. наук / В.П. Арзамасцев. - М., 1991.

2. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака / Ж. Бодрийяр. - М.: Академический проект, 2007.

3. Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство-СПб, 1998.

4. Лотман Ю. М. Семиотика и типология культуры / Ю.М. Лотман // История и типология русской культуры. - СПб., 2002.

5. Моррис Ч. У. Основания теории знаков / Ч.У. Моррис // Семиотика: [антология]. - изд. 2-е. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001.

Л. Т. Ткачук

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Раскрываются теоретические и методические аспекты механизма взаимодействия организаций культуры и туризма как способа формирования позитивного имиджа региона. Подчеркивается, что основополагающей формой конвергенции культуры и туризма является культурный туризм. Рассматриваются перспективы развития культурного туризма на региональном уровне с точки зрения экономического и социального эффектов. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, механизм взаимодействия организаций сфер культуры и туризма, региональное культурное пространство, экономика культуры, культурный туризм, туристский ресурс, имидж региона.

This work highlights the theoretical and methodical aspects of culture and tourism institutions interaction mechanism as the way of forming the positive image of the region. It emphasizes that cultural tourism is the basic form of convergence of culture and tourism. It shows perspectives of cultural tourism's development on the level of region from the point of view of economical and social effects. Keywords: socio-cultural activity, mechanism of culture and tourism institutions interaction, cultural space of the region, economics of culture, cultural tourism, tourist resources, image of the region.

В последние десятилетия во всем мире, в том числе и в России, изменились представления о том, какова роль культуры в обществе, как устроена экономика культуры в современном мире, какие экономические механизмы и управленческие технологии обеспечивают необходимый приток ресурсов в сферу культуры, как влияет культура на другие отрасли и сферы деятельности, в частности на сферу туризма.

В контексте современных тенденций следует относиться к культуре как к ресурсу новой экономики, источнику нового мышления. Необходимо уделять больше внимания изучению состояния культурных ресурсов, разрабатывать управленческие технологии и конкретные предложения того, как культурное наследие и актуальная культура могут сформировать специфику места, изменить имидж территории, стать интересными и для местного сообщества, и для туристов. Именно культура аккумулирует позитивные эффекты в разных сферах, позволяет превратить слабые стороны в сильные; кооперация организаций культуры с субъектами других сфер (в данном случае сферы туризма) позволяет улучшать территориальную среду (регионы, муниципальные образования), развивать культурный туризм, привлекать инвестиции и тем самым инициировать создание новых рабочих мест, помогать решению социально-экономических проблем.

Культура и культурное пространство региона - это столь же неотъемлемые компоненты территориальных общностей, как и хозяйственно-экономические связи. Следует учесть, что в своем историческом развитии культурный потенциал региона приобретает гораздо большую открытость и контактность с другими регионами и центром, чем социально-экономический потенциал. Кроме того, по нашему мнению, культурное пространство ре-

гиона, равно как и его культурный потенциал, отличается большей устойчивостью в силу более тесной привязки к месту и региональному своеобразию.

Культурное пространство в современном мире включает в себя все специфические черты человеческой деятельности, формирует «нужный» тип человека. Именно в культурном пространстве возможно сосуществование пластов культуры прошлого и настоящего (1).

Богатство культурного наследия (памятники истории и архитектуры, уникальные природные ландшафты, исторические и современные этнические достопримечательности, ритуалы, обряды, празднества, художественные ремесла, современное искусство) в значительной мере обусловливает привлекательность территорий для бизнеса, инвестиций, туризма и проживания.

Многие регионы России располагают большими возможностями для генерации содержательного и выгодного туристского продукта, способного привлечь гостей и туристов со всего мира на основе именно своего культурно-исторического потенциала, сосредоточения объектов туристского интереса, составляющих национальное достояние страны.

Опыт многих стран показывает, что культура и культурный туризм представляют собой один из перспективных путей эффективного социально-экономического развития территорий. Этот несомненный факт стал для экономистов и региональных властей многих западных стран основой для выработки социально-экономической политики развития территориальных образований и может служить примером для стратегического социально-экономического развития субъектов

РФ.

Туризм — один из важнейших импульсов современного развития культуры. Он стимулирует поиск и включе-

ние в активный потребительский оборот малоизвестных «страниц» в национальном, историческом, художественном и ином своеобразии культуры, обогащая тем самым как собственный потенциал, так и потенциал культуры.

Туризм имеет все основания стать приоритетным сектором экономики территориальных образований (краев, областей, регионов), средством формирования их имиджа и позиционирования в национальном и международном масштабах, мощным средством развития учреждений культуры, позволяющим им расширить возможности социально-культурной и культурно-просветительской деятельности, а также инструментом расширения регионального культурного пространства, создавая условия для диалога культур в многонациональном и международном масштабах.

На фоне превращения туризма в одну из перспективных отраслей экономики различных регионов Российской Федерации культурный туризм может стать в этом процессе «локомотивом», а культурное наследие позволит туристским предприятиям предлагать неограниченное число услуг. Следует только создать условия для развития регионального культурного пространства и тесного сотрудничества организаций сфер культуры и туризма.

Туристские предприятия имеют непосредственный выход на мировой рынок услуг, поэтому они могли бы стать своеобразным проводником между учреждениями культуры любого региона России и туристскими предприятиями зарубежных стран. Иными словами, система международного туризма может создать условия для развития маркетинга культуры и продвижения каждого отдельного региона, его культурных особенностей, достопримечательностей. Данный процесс имеет прямое отношение к созданию благоприятного имиджа как региона, так и всей

страны, что повлечёт за собой рост въездного направления в туризме и, соответственно, увеличение иностранных инвестиций, что повлияет на материальное положение предприятий обеих сфер. Не следует забывать и о реализации просветительской функции учреждений культуры посредством культурного туризма. Поэтому взаимная востребованность организаций сфер культуры и туризма очевидна.

На сегодняшний день назрела необходимость в разработке методически выстроенного механизма взаимодействия организаций сфер культуры и туризма, который позволит развивать возможности деятельности учреждений культуры на рынке туристского продукта в полном объеме и реализовать их просветительный и образовательный потенциал. Данный механизм должен обеспечить выход малых и средних учреждений культуры на массового потребителя, расширить их активную аудиторию.

Формирование и продвижение привлекательного образа сферы культуры как фактора, способствующего развитию культурного туризма, должно опираться на исследования экономистов, социологов и других учёных. Необходимо также отметить значимость применения современных технологий менеджмента и маркетинга в деятельности организаций сфер культуры и туризма. Для создания дифференцированного и качественного туристского продукта, прежде всего, необходима информация о потребностях, интересах и ожиданиях потенциальных потребителей, особенностях товарного предложения, конъюнктуры рынка. Однако основой для формирования и продвижения продукта культурного туризма в социальной среде является эффективное взаимодействие туристских фирм с учреждениями культуры. В настоящее время взаимоотношения этих организаций являются малоэф-

фективными, так как, по нашему мнению, существуют проблемы организационно-информационного обеспечения их взаимодействия. Основным препятствием в развитии сотрудничества учреждений и организаций культуры и туризма является недостаточная информированность, иногда порождающая взаимное недоверие.

Учреждения культуры высоко оценивают свою роль в организации туристской деятельности, понимая, что их существование является необходимым для трансляции культурного наследия и, как следствие, для полноценности туристских ресурсов. Но на этом чаще всего усилия данных субъектов по формированию благоприятного имиджа территории для привлечения туристов заканчиваются. Крупнейшие учреждения культуры не считают необходимым использование маркетингового комплекса, поскольку они уже известны миру. А малые не имеют на это ни средств, ни желания. К сожалению, недостаточно осознан тот факт, что проведение маркетинговых исследований в сфере культуры продиктовано объективной потребностью учреждений данной отрасли, потребностью изучения культурных запросов и предпочтений (как местного населения, так и туристов), социально-экономических характеристик аудитории этих учреждений, мотивов их посещения или непосещения, степени духовной удовлетворенности их деятельностью. Учет потребностей и мотиваций различных категорий туристов способствует более полному использованию культурного потенциала различных территорий нашей страны, что делает великое культурное наследие различных регионов доступным большому сегменту посетителей, реализуя просветительскую и экономическую функции туризма.

Итак, работа учреждений и организаций культуры со своей реальной и потенциальной аудиторией нуждается

в перестройке с учетом маркетингового подхода, в том числе дифференцированного подхода к туристам, турфирмам и туроператорам. Профессионально разработанный и организованный комплекс маркетинга культуры благотворно отразится на имидже любого региона, города.

Имидж страны (региона) - это снимок во времени и пространстве. От государств (территориальных образований) зависит во многом, насколько этот снимок будет привлекательным. Если люди никогда не слышали о той или иной стране (территориальном образовании), то активное развитие туристской деятельности невозможно

(3).

Изучение проблем взаимодействия организаций культуры и туризма, в частности на региональном уровне, позволило нам сформулировать основные положения организационно-информационного обеспечения взаимодействия организаций сфер культуры и туризма на региональном уровне:

1) основополагающей формой конвергенции культуры и туризма является культурный туризм;

2) одним из перспективных направлений развития туризма на региональном уровне, с точки зрения экономического и социального эффектов, является развитие культурного туризма;

3) потенциал сферы культуры в настоящее время не используется в полной мере на рынке культурного туризма и вследствие этого недостаточно реализуется просветительская функция туризма;

4) для эффективного развития культурного туризма необходима интеграция малых и средних учреждений культуры в туристский рынок;

5) привлекательность культурных ресурсов отдельных регионов России, в частности Иркутской области, имеет большое значение для создания их достойного образа на рынке туристских

услуг;

6) методически выстроенное взаимодействие организаций сфер культуры и туризма имеет определяющее значение для развития культурного ту-

ризма как способа формирования положительного имиджа территории (региона, края, области, отдельных муниципальных образований) в национальном и международном масштабах.

Примечания

1. Бабаева А. В. Современная западная философия о культурном пространстве: материалы научной конференции / А. В. Бабаева; Санкт-Петербургское философское общество. — СПб., 2001. — Вып. 7. — (Зишрозшш).

2. Большаков В. П. Провинциальность культурных пространств нынешней России / В. П. Большаков // Культура российской провинции: прошлое, настоящее, будущее: материалы «круглого стола». — СПб., 2005. — С. 6—8.

3. Калягин А. А. Культура и будущее России. Новый взгляд: [доклад подготовлен по заказу Общественной палаты РФ] / А. А. Калягин // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2008. — № 2. — С. 75—84.

4. Туристический бум [Электронный ресурс] // Стратегия развития туризма. — Режим доступа: Ьир:// шшш.шогЫ.-Шипзш.о^.

И. А. Ахьямова

ПРОБЛЕМАТИКА ТЕЛЕСНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

В статье рассматриваются подходы к феноменам телесного и телесности в деятельности специалистов социальной сферы, сущность этих понятий и значение для процесса педагогизации среды. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, специалист социальной сферы, невербальное поведение, педагогизация, социальная среда, тело, телесное, телесность.

The article deals with approaches to phenomena of corporal and corporality, essence of these concepts and meaning for the process pedagogical influence in the activity of experts of social sphere. Keywords: socio-cultural activity, social sphere, non-verbal behavior, pedagogical influence, social environment, body, corporal, corporality.

Деятельностью работников социальной сферы, в частности социальных педагогов и специалистов по социальной работе, руководят цели служения обществу и людям, спасения для общества каждой личности, предотвращения и разрешения социальных проблем, преодоления противоречий между социальными субъектами. Достижение этих целей осуществляется в социальной среде через активность в ней. Только благодаря действию человек познает, именно через действие «куется» интеллект, развиваются способности. Знаменитый ученый-кибернетик Хейнц фон Фёрстер призывал: «Хо-

чешь познавать, научись действовать!» и «Действуй так, чтобы умножать возможности для выбора!» (4, с. 49). Потому способность оказывать помощь людям должна развиваться через конструирование, педагогизацию специалистами социальной среды в соответствии со своими когнитивными, экзистенциальными и социальными установками, инактивацию (вдействование) в эту среду. Для этого крайне важными условиями становятся повышение культурного уровня специалистов, стремление к внутреннему совершенству, высоте духа.

Дух, как известно, реализует свои

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.