Научная статья на тему 'Организационно-экономические аспекты использования культурного наследия в региональном туризме'

Организационно-экономические аспекты использования культурного наследия в региональном туризме Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
451
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / CULTURAL-COGNITIVE TOURISM / КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / CULTURAL POTENTIAL / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / CULTURAL HERITAGE / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / РЕГИОН / REGION / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ / EFFECTIVENESS OF INCLUSION / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ТУРИСТСКАЯ РЕНТА / TOURIST RENT / ECONOMIC IN THE SPHERE OF CULTURAL

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Чернышова Оксана Александровна

В статье рассматриваются особенности взаимодействия категорий «туризм» и «культура». Предлагается определение культурно-познавательного туризма как экономической категории. Выделяются основные аспекты системного анализа культурного потенциала в туризме. Определяется специфика использования культурного наследия в туризме и вводится алгоритм использования. Предлагается сохранение культурного потенциала территории на основе использования концепции устойчивого развития туризмаI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author investigates particularities of tourism and culture mutual relation. The author gives the new definition of cultural-cognitive tourism in the economic concept. The author report the main aspects of cultural potentials in tourism. She also studies specific using of cultural heritage in tourism and enters the algorithm such of use. She suggests saving cultural potentials in the region by sustainable development concept

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические аспекты использования культурного наследия в региональном туризме»

3

Экономика и управление в сфере культуры

Исследования молодых ученых

О. А. Чернышова

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ ТУРИЗМЕ

В статье рассматриваются особенности взаимодействия категорий «туризм» и «культура». Предлагается определение культурно-познавательного туризма как экономической категории. Выделяются основные аспекты системного анализа культурного потенциала в туризме. Определяется специфика использования культурного наследия в туризме и вводится алгоритм использования. Предлагается сохранение культурного потенциала территории на основе использования концепции устойчивого развития туризма. Ключевые слова: экономика культуры, культурно-познавательный туризм, культурный потенциал, культурное наследие, технология, регион, эффективность включения, устойчивое развитие, туристская рента.

In the article the author investigates particularities of tourism and culture mutual relation. The author gives the new definition of cultural-cognitive tourism in the economic concept. The author report the main aspects of cultural potentials in tourism. She also studies specific using of cultural heritage in tourism and enters the algorithm such of use. She suggests saving cultural potentials in the region by sustainable development concept. Keywords: economic in the sphere of cultural, cultural-cognitive tourism, cultural potential, cultural heritage, technology, region, effectiveness of inclusion, sustainable development, tourist rent.

Сфера туризма находится в сложной и динамичной взаимосвязи с культурным наследием, которое всегда играло ключевую роль в становлении и развитии туризма как на мировом, так и на региональном или местном уровне. Именно желание ознакомиться с культурным наследием, наряду с отдыхом и рекреацией, является главным фактором, стимулирующим путешествия за границу и внутри страны.

Анализ статистических данных свидетельствует о том, что, наряду с традиционным пляжным и оздоровительным видами туризма, все большую популярность приобретает культурно-познавательный туризм. При этом спектр предложений, как по географическим, так и по тематическим признакам, постоянно расширяется: событийный, этнографический, хобби-туры, гастрономический, агротуризм и т.п. Все эти виды в полной мере можно включить в группу, объединенную общим названием «культурно-познавательный туризм».

Вместе с тем само понятие «культурно-познавательный туризм» определяется в специальной литературе по-разному и не имеет единой устоявшейся трактовки.

По нашему мнению, культурно-познавательный туризм следует рассматри-

вать как категорию экономическую, не лишенную при этом значительного социального аспекта. В связи с этим его следует определять как вид деятельности, направленный на обеспечение экономических отношений и взаимосвязи хозяйствующих субъектов, занятых формированием культурных продуктов и их реализацией в форме туристских услуг. Речь, прежде всего, идет о сочетании нескольких видов деятельности, связанных с использованием материального и нематериального культурного наследия различных территорий в производстве культурных благ, их обмене, распределении и потреблении в туризме.

Подчеркивается также, что культурно-познавательный туризм есть категория сложная, включающая в себя несколько видов туризма и имеющая характеристики его как целого направления.

Все виды культурно-познавательного туризма объединяют технологические особенности формирования тура, механизмы включения элементов культурного наследия, а также их отнесение к программным видам туризма.

Предложенное определение также свидетельствует о том, что туризм создает из культуры рыночный продукт. При этом экономическая сторона в туризме остается преобладающей, поэтому культура является одним из стержневых элементов туристской продукции, то есть для туризма культура всегда ресурс, который он эксплуатирует в разной степени, создавая экономическое благо. При этом воздействие туризма на культуру может оказаться эффективным катализатором и экономическим источником культурного возрождения или, наоборот, привести к эрозии местных, национальных ценностей, распространению искусственной формы культуры и массового проката культурного продукта. При этом возникает реальная угроза утраты подлинности (3, с. 134).

Взаимодействие туризма и культуры является сложным и решающим в процессе сохранения культурного наследия региона и устойчивого развития в нем туризма. Содействие процессу сохранения может осуществляться через туризм только посредством укрепления культуры финансовыми ресурсами от реализации туризма.

Перечисленные особенности заставляют обратиться к механизму включения элементов культурного наследия в культурно-познавательный туризм. Для этого необходимо ввести ряд понятий.

Культурный потенциал, по мнению автора монографии О. К. Луховской (1), это «совокупность накапливаемых экономических ресурсов культуры, которыми располагает общество в каждый данный момент, — всех тех возможностей, запасов, средств и источников, которые а) находятся в природе или накапливаются обществом в качестве материальных и духовных результатов человеческого труда в сфере художественной деятельности, б) сохраняются в качестве экономико-культурных ценностей и объектов культурного наследия» (1, с. 121).

Культурное наследие в качестве одной из составляющих культурного потенциала региона состоит из таких аспектов прошлого, которые люди сохраняют, культивируют, изучают и передают следующему поколению. Эти достижения воплощены в материальных и нематериальных формах. Ценность их изменяется, нарастает с течением времени, поэтому само культурное наследие подвержено динамическим изменениям.

Нематериальное культурное наследие региона включает обычаи, знания, навыки, предметы, культурные пространства, признанные сообществами в качестве культурного наследия и свидетельствующие о культурном разнообразии народов мира (2).

Материальное культурное наследие, которое в экономике приравнивается к культурным ресурсам, можно определить как нынешнее свидетельство истории человеческого общества. Его составляют места, сооружения и реликвии, обладающие археологической, исторической, религиозной, культурной или эстетической ценностью.

Культурно-познавательный туризм является механизмом сохранения наследия региона, которое рассматривается не только как культурный, но и как экономический потенциал территорий. Этот потенциал очень важно использовать в полной мере. Именно культурно-познавательный туризм обладает наибольшим потенциалом для этого. При этом он получает существенную выгоду от культуры, так как ее услуги и памятники составляют часть коммерческого продукта.

Благодаря использованию культурного потенциала и элементов культурного наследия в туризме формируется экономический потенциал туристской сферы, складывается ее целостность, достигается соответствие культурного потенциала общественно необходимым требованиям, увеличивается социально полезный потенциал региона, формируются основы устойчивого развития.

Механизмы включения культурного потенциала в процесс создания и процесс потребления туристского продукта очень слабо исследованы и разработаны в современной специальной литературе.

При формировании методики включения объектов культурного наследия в турпродукт необходимо рассмотреть три аспекта:

— формирование методологии его сохранения в качестве памятников истории, культуры и архитектуры, а также методологии материализации и сохранения на электронных информационных носителях нематериального культурного наследия;

— формирование методики стоимостной оценки на базе теории их учета в качестве памятников;

— формирование методики в области правовой защиты интеллектуальной собственности и материальных объектов, а также использования культурных ценностей в туризме.

Первостепенной задачей любого региона является сохранение капитала на своей территории. Каждый регион, обладающий культурным потенциалом, способен перейти из положения региона «порождающего» туристов в положение туристской дестинации, тем самым увеличив в регионе статью доходов от туристской деятельности.

Согласно статистическим данным, в Государственном реестре памятников истории и культуры насчитывается 81426 объектов наследия, в том числе 23397 объектов федерального значения и 58029 - местного, 13 состоят в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО. В России более 1500 государственных и муниципальных музеев, в которых хранится 80 млн. музейных предметов. Большое значение для целей туризма также имеют исторические города и поселения, которых в настоящее время в России насчитывается 539 (5, с. 83).

При организации уникальных территорий следует сочетать традиционные формы деятельности, исторически сформировавшие эти территории, с инновационными видами, к числу которых относятся технологии туризма. Причем новые виды деятельности должны дополнять, а не подавлять историко-культурный облик территории. Примером нового подхода к развитию традиционных форм туризма являются рекомендации относительно повышения уровня культурного содержания тура путем включения в его программу знакомства с местными достоп-

римечательностями, даже если речь идет об организации краткосрочной экскурсии или специализированном туре.

Основой включения культурного наследия в турпродукт является технология. Технологическая совокупность в туризме — это технологическая цепочка производственных процессов формирования турпродуктов. Специфика производственных процессов в технологических цепях зависит от выбранной формы туризма и признаков отдельных ее разновидностей.

В таблице 1 рассмотрены некоторые примеры технологических процессов формирования турпродукта в условиях использования культурного потенциала региона.

Таблица 1

Примеры использования культурного потенциала региона в туризме с описанием конечного результата - регионального турпродукта

ОБЪЕКТ ВКЛЮЧЕНИЯ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СОВОКУПНОСТИ

АЛГОРИТМ ВКЛЮЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Тип технологических совокупностей - экскурсионно-познавательный

Памятники истории, архитектуры, искусства; природные и этнические особенности; современной жизни народа

Организация поездки по так называемым специализированным или тематическим программам, включающим также посещение специальных объектов (промышленных и сельскохозяйственных предприятий, социально-бытовых и культурно-просветительных учреждений) в соответствии с профессиональными или любительскими интересами участников группы. Для туристов должны разрабатываться и проводиться в посещаемых городах программы, которые включают (помимо интересных и увлекательных экскурсий, катания на тройках, ужин в дворцовых палатах или монастырских трапезных, пикники, прогулки на речных катерах) активное участие в различных культурно-массовых мероприятиях: народных праздниках и гуляньях; фестивалях искусств; фольклорных концертах; костюмированных балах и др.

Тип технологических совокупностей - религиозный

Церкви, храмы, монастыри

Поездки для групп и индивидуалов различных религиозных конфессий в целях посещения святых мест, культовых сооружений, встреч с религиозной общественностью, поклонения святыням, проведения обрядов и др.

Тип технологических совокупностей - этнографический

Традиционные жилища, предметы интерьера, орудия труда, ремесленные традиции и навыки, технологии традиционного производства, костюмы, транспорт, праздничные и обрядовые мероприятия

В РФ проживает множество народностей, в т.ч. и малых по численности (вепсы, эвенки, коряки, буряты, карелы и др.), сохранивших в той или иной мере традиционный уклад жизни. Спрос на поездки с целью проникновения в традиционный быт развивается в мире повсеместно. Одним из перспективных направлений в связи с этим является агротуризм, позволяющий сочетать культуру земледелия с культурой поведения досуга и хозяйствования. Отдельным сегментом рынка этнографического туризма являются специализированные поездки для исследователей, этнографов, специалистов, а также всевозможные межкультурные обмены, фестивали, форумы, когда основной частью туристской программы становится изучение, обмен информацией, объединение.

Таким образом, культурно-познавательный туризм может выступать в качестве метода сохранения, использования и популяризации историко-культурного наследия.

При этом необходимым условием является возвращение культурным ценностям центрального места в экономическом и технологическом процессе. Поскольку культурно-познавательный туризм находится на пересечении гуманитарной сферы и сферы бизнеса, экономический аспект весьма важен. Благодаря ему появляется возможность возродить, сохранить и благоустроить объекты культуры, создать вокруг них должную культурную среду обитания и комфортность отдыха. Рациональное использование культурного потенциала региона в целях туризма решит одну из важнейших его проблем - проблему сезонного колебания спроса - путем предложения разнообразных форм межсезонного туризма, которые предполагают использование различных элементов культуры.

Культурный потенциал территории в виде объектов материального и нематериального культурного наследия дает толчок развитию туризма. В свою очередь хорошо развитый туризм, вносящий немалую долю валового дохода, поддерживает, помогает сохранению памятников истории и культуры. Туризм рассматривается как катализатор региональной экономики, позволяющий не только задействовать весь комплекс рекреационных ресурсов, но и наиболее эффективным образом использовать совокупный производственный и социально-культурный потенциал территории при сохранении экологического и культурного разнообразия.

Для того чтобы между культурным потенциалом и туризмом существовала управленческая связь и, соответственно, осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимы устойчивые функциональные связи между системами регионального туризма и сферой культуры.

Взаимодействие между системами необходимо рассматривать как обмен информацией, материальными объектами и услугами.

Для достижения устойчивого развития туризма в регионе необходимо, чтобы все участвующие в данных процессах субъекты хозяйственной деятельности, на всех уровнях выполняли свои роли. Только туризм, направленный на поддержку сферы художественной деятельности как области воспроизводства культурного потенциала региона, может быть устойчив. В этих целях в региональной практике развития различных видов культурно-познавательного туризма должен быть внедрен комплекс управленческих мер.

1. Определение в количественном значении объема культурного потенциала региона (выявление имеющихся объектов материального наследия в районе - памятников, памятных мест, а также новых объектов, в том числе нематериальных).

2. Выявление объектов, которые могут быть использованы при формировании туристского продукта (посредством метода ранжирования, введения коэффициентов привлекательности, опросов, в том числе экспертных).

3. Поскольку туристские фирмы напрямую воздействуют на развитие туризма в регионе, следует также определить эффективность включения объектов материального и нематериального культурного наследия в турпродукт для фирм-организаторов туризма. Эффективность определяется экономией расходов производителя турпродукта на продукты культуры L за счет тех или иных протекци-онируемых государством мер:

I/./ £>+5> + £/)

где:

1 - показатель потенциальных расходов потребителя )'-го типа на турпродук-ты с использованием культурного наследия 1 вида; 1 — вид объекта материального культурного наследия 1 = 1, ..., п; )' — категория потребителей туристского продукта )' = 1,.., N ш — выгоды от различного рода прямых и косвенных льгот, предоставляемых непосредственно потребителю на посещения объекта материального культурного наследия 1 вида при реализации тура; <Х - выгоды от потребления объектов культурного наследия 1 вида, (дотации государства на их содержание); £ — выгоды различного рода, предоставляемые государством хозяйствующим субъектам (производителям) на развитие туристской и культурной деятельности (инвестиции; налоговые льготы; дотации на покрытие затрат в части производственных процессов и т.п.).

Показатель 1 определяется как равный полной цене турпродукта С(у), приобретаемого )'-ым потребителем:

и с(у) = Е + с/g + л + m)l г

где: Е - затраты на содержание объекта культурного наследия I вида, задействованного в производстве реализуемого туристского продукта; с — текущие денежные издержки на производство реализуемого туристского продукта за рассматриваемый период времени, сюда включаются издержки на разработку нового туристского направления, то есть турпродукта, а также часть постоянных затрат, относимых на данный тур; л — единовременные денежные издержки на прокат (реализацию) произведенного туристского продукта за рассматриваемый период времени; т — нормативная прибыль; г — количество человек в туристской группе; % — годовой турпоток (планируемый).

В процессе оценки общей эффективности системы туризма в регионе возникает необходимость использования специфических показателей:

Д = ^ЦТ+АЗТ ,

где &дГ~ прирост доходов от включения объектов материального культурного наследия в турпродукт (валовая выручка турфирм), руб.;

азг — изменение расходов туристов в связи с включением в программу тура объектов, руб.;

Р — расходы турфирмы на создание туристского продукта и его реализацию (переменные издержки на данный турпродукт).

4. Задача сохранения и воспроизводства культурного потенциала региона состоит в определении устойчивого баланса между его использованием в туризме и отчислениями на развитие и реконструкцию данных объектов.

Показатель отчислений средств на реконструкцию и развитие объектов культурного потенциала может быть вычислен с помощью абсолютной и дифференциальной туристской ренты. Также возможно накопление и использование целевых фондов и системы страхования объектов культурного наследия за счет рент-

ных отчислений с турпотока.

5. Для определения оптимального турпотока в регион необходимо вычислить пропускную способность объектов культурного потенциала, используемых в формировании тура. Этот показатель необходим для вычисления пропускной способности территории и определения порогового количества туристов, не приносящего ущерба дестинации.

ПСТ = YjnCAi*t*T -

■ max

где ПСА1 - пропуская способность ьго аттрактора;

t - время функционирования аттрактора в день, часов;

Т - период оценки пропускной способности аттрактора (4, с. 232).

Таким образом, нужно найти оптимальный туристский поток, способный удовлетворить интересы предприятий туризма, допустимую пропускную способность объектов культурного потенциала и интерес владельцев объектов культурного потенциала, что обеспечит устойчивый баланс между использованием культурного потенциала в туризме и отчислениями на его воспроизводство.

Примечания

1. Луховская О. К. Управление развитием культурного потенциала регионов России в современной экономике: монография / О. К. Луховская. - М.: МГУКИ, 2008. - 396 с.

2. Об объектах культурно наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации [Текст]: [Конвенция ЮНЕСКО от 25.06.2002 г.] № 73-Ф3 // СПС Консультант Плюс.

3. Прентис Р. Опыт становления и развития культурно туризма / Р. Прентис. - СПб.: СПбГУЭФ, 2001. - 231 с.

4. Севастьянова С. А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства: учебное пособие / С. А. Севастьянова. - М.: КНОРУС, 2007. - 256 с.

5. Чудновский А. Д. Управление индустрией туризма России в современных условиях: учебное пособие / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. - М.: КНОРУС, 2007. - 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.