УДК 379.85:639.1(571.55)
DOI: 10.18101/2304-4446-2018-4-93-98
ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕГИОНА
© Старкова Ирина Ивановна
кандидат социологических наук, доцент, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mai: [email protected]
© Доржиева Раджана Валерьевна
старший преподаватель кафедры физического воспитания, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mai: [email protected]
© Комарова Анна Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории физической культуры, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mai: [email protected]
В статье рассматриваются свод определений культурного туризма, его составные элементы. Проведенное исследование показало, что культурный туризм выполняет широкий спектр разнообразных функций, что свидетельствует о его высокой социально-экономической роли, о значении культурного туризма в стимулировании экономического развития территорий проживания самобытных народов, нуждающихся в экономической поддержке. В связи с этим актуализируется проблема создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристическом рынке, решение которой возможно посредством привлечения внимания к национальному историко-культурному наследию местности. Статья представляет собой попытку выявить наиболее существенные факторы развития культурного туризма и, как следствие, формирования положительной репутации региона на туристическом рынке. В настоящее время туризм рассматривают как самое эффективное средство массовой востребованности и доступности культурных ценностей, источник сохранения наследия. На современном этапе возрастает взаимозависимость культуры и туризма, происходит рост поддержки культуры через туризм и подъем туризма благодаря богатствам культуры.
Ключевые слова: культурный туризм; туризм; элементы культурного туризма; этнос.
В научной и правовой литературе понятие «культурный туризм» и связанные с ним определения являются достаточно сложными. Многообразие терминов и их характеристик связано с теми целями и задачами, которые стоят перед учеными или практиками.
С одной стороны, культурный туризм — не новое явление, так как путешествия с целью ознакомления с подлинной жизнью других народов появились еще в Средние века, с другой — культурный туризм на современном этапе как тер-
мин появился не так давно и находится в процессе активного становления, в первую очередь это касается культурного туризма в России, рассматриваемого в данном исследовании.
Таким образом, на основе вышеизложенных подходов можно выделить ряд условий, соблюдение которых даст туристу возможность получить подлинные настоящие впечатления:
- желание самого туриста познать настоящую жизнь какого-либо народа;
- желание местного населения показать туристу подлинную жизнь и культуру своего народа;
- усилия, которые прилагает сам турист, чтобы посетить место проживания интересующего его этноса;
- взаимодействие туристов и местного населения в исторической среде проживания этноса, которое не подвержено воздействию инородных культур.
Таблица 1
Свод определений культурного туризма
Автор, источник Определения культурного туризма
Биржаков М. Б. Введение в туризм: учеб. пособие. СПб.: Герда, 2007. 576 с. 1. Это духовное присвоение личностью через путешествия и экскурсии богатств культуры в их подлинности. Его можно рассматривать как систему, предоставляющую все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны
Романов А. А., Саакянц Р. Г. География туризма: учеб. пособие. 3-е изд. М.: Март, 2004. 2. Вид туризма, совершаемый народами в разных странах, имеющих единый или родственный язык либо связанных общностью истории и культуры
Малова Н. А. Этнический туризм: проблемы, тенденции, перспективы [Электронный ресурс]. URL: http ://tourlib. net/statti tourism/malova. htm 3. Вид туризма, связанный с посещением исторической родины или мест рождения родственников
Российский торгово-экономический словарь: учебник / С. Н. Бабурин [и др.]. М.: Экономист, 2005. 525 с. 4. Вид туризма, который совершается людьми на места своего исторического проживания. Участниками ностальгического туризма в основном являются пожилые люди, которые ранее проживали в данной местности
Обобщив вышеизложенные рассуждения, выделим наиболее существенные моменты, которые используем при определении сущности культурного туризма:
1. Культурный туризм означает более широкое понятие, чем знакомство с жизнью и народа, он предполагает изучение подлинной жизни народов, позволяет туристам попасть в другой мир, увидеть «другую жизнь», дает возможность людям оценить разнообразие культур, образа жизни и природной среды. Он дает туристам возможность межкультурного обмена, «может обеспечить... школу толерантности, где каждый может столкнуться с миром, который уникален и разнообразен» [1].
В нашем исследовании подлинная жизнь — это быт и культура народа, не подверженная воздействию со стороны инородных культур.
1. Познать подлинную жизнь народа нельзя в отрыве от места его исторического проживания, следовательно, анализ развития культурного туризма необходимо проводить в рамках определенного региона.
2. Культурный туризм развивается преимущественно в сельских районах, поскольку жизнь народа, проживающего сельской местности в относительно нетронутой природной среде, отвечает критерию подлинности и позволяет удовлетворить потребности современного туриста.
Таким образом, полагаем правомерным выделение трех основных элементов, характеризующих и составляющих понятие «культурный туризм»: этнос, подлинность, природная среда.
Рис. 1. Составные элементы культурного туризма
Исходя из вышесказанного, получаем следующее определение культурного туризма, где лаконично и кратко отражаются все высказанные идеи.
Культурный туризм — это передвижение, перемещение индивида за пределы своего постоянного местожительства, когда мотивом выступает посещение культурных достопримечательностей, событий, музеев и исторических мест, художественных галерей, музыкальных и драматических театров, концертов и мест традиционного времяпрепровождения местных жителей, отражающих историческое наследие, современное художественное творчество и исполнительское искусство, традиционные ценности, различные виды деятельности и повседневную жизнь резидентов, с целью получить новую информацию, опыт и впечатления для удовлетворения своих культурных потребностей.
Данный вид туризма, а именно культурный туризм, выполняет широкий спектр разнообразных функций.
Прежде всего, культурный туризм способствует созданию новых рабочих мест в первую очередь для самой этнической группы, являющейся объектом туристического интереса, путем активного вовлечения в процесс обслуживания туристов. Кроме того, поскольку природная территория проживания этнической группы, как правило, находится в сельской местности с неразвитой инфраструктурой, развитие туризма на этой территории способствует сокращению оттока местного населения в городские агломерации и стимулирует новые виды экономической деятельности: производство сувенирной продукции, ремесленное производство, предоставление широкого спектра услуг туристам. Это свидетельствует о важном значении культурного туризма в стимулировании экономического развития территорий проживания самобытных народов, нуждающихся в
экономической поддержке. Также важной функцией культурного туризма является то, что он служит источником поступления иностранной валюты. Это во многом связано с тем, что «основной рынок туристов всегда лежит далеко за пределами мест проживания малочисленной группы» [3].
Однако помимо экономических функций культурного туризма, особая значимость его заключается в том, что он ориентирован в большей степени на решение социальных и культурных задач. Таким образом, культурный туризм выполняет большое количество социальных функций:
- содействует и укрепляет толерантные отношения между различными этносами;
- содействует сохранности культурного, социального и ландшафтно-экологического разнообразия;
- укрепляет чувства идентичности и способствует сохранению культуры региона.
В программной работе Всемирной туристской организации (ВТО) «Культурное наследие и развитие туризма» отмечается, что «одним из столпов индустрии туризма стало присущее всему человечеству желание увидеть и познать культурную самобытность различных частей света. Во внутреннем туризме культурное наследие стимулирует национальную гордость за свою историю. В международном туризме культурное наследие стимулирует уважение и понимание других культур и, как следствие, способствует миру и взаимопониманию».
Вместе с тем культурный туризм способствует сохранению многообразия и многоликости нашего современного мира, помогает в возрождении местной кухни, производства традиционных предметов быта и развитию ремесел, что возрождает сообщества в целом и предотвращает постепенный экономический спад и депопуляцию, которые грозят многим поселкам и деревням [2].
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что большое количество выполняемых культурным туризмом функций, свидетельствует о его высокой социально-экономической роли. На основе указанных выше функций становится возможным систематизировать социально-экономическую сущность развития культурного туризма (табл. 2).
Таблица 2
Социальное и экономическая значимость развития культурного туризма
Формы проявления социально- экономической значимости развития культурного туризма Последствия развития
1. Развитие культурного туризма с позиции региона увеличение налоговых поступлений; улучшение благосостояния и здоровья граждан; возрождение культуры малых народностей; смягчение воздействия на природу; рационализация землепользования; развитие сопряженных отраслей; поддержка особо охраняемых территорий; улучшение имиджа региона; подъем местной экономики за счет вовлечения обслуживающих отраслей
2. Развитие культурного туризма с позиции этнической общности обеспечение занятости; поддержка малообеспеченного и социально- незащищенного населения; увеличение средств на содержание жилищного фонда; увеличение рынков сбыта сельскохозяйственной продукции; организация культурно-досуговой работы в селе; развитие интеллектуального потенциала народа; усиление гордости местного населения за свою культуру; повышение качества жизни населения
3. Развитие культурного туризма с позиции хозяйствующего субъекта, предоставляющего услуги эт-нотуризма получение дополнительного дохода; расширение производства, его диверсификация; увеличение спроса на этнопродукцию и этнотури-стические услуги.
4. Развитие культурного туризма с позиции туриста разнообразие форм досуга; улучшение здоровья; расширение знаний о жизни самобытных народов
Литература
1. Культурный туризм: Конвергенция культуры и туризма на пороге XXI века / пер. с англ.; под ред. Я. Брауна, В. Андерсен, В. Гордина. СПб.: Изд-во СПБГЭФ, 2001. 211 с.
2. Рахмалева О. В. Культурный туризм как фактор социально-экономического развития региона: дис. ... канд. экон. наук СПб., 2000. 186 с.
3. Алхутов А. В. Культурный туризм в современном мире // Культурная жизнь Юга России. 2008. № 3. С. 127-129.
FEATURES OF CULTURAL TOURISM AND ITS IMPORTANCE IN THE DEVELOPMENT OF THE REGION
Irina I. Starkova
Cand. Sci. (Sociology), A/Prof. of Department of Athletic Disciplines and Tourism,
Buryat State University
24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia
E-mail: [email protected]
Radzhana V. Dorzhieva
Senior Lecturer,
Buryat State University
24a Smolina, Ulan-Ude 670000, Russia
E-mail: [email protected]
Anna V. Komarova
A/Prof., Head of Department of Physical Culture Theory,
Buryat State University
24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia
E-mail: [email protected]
The article discusses a set of definitions of cultural tourism, its constituent elements. The study has shown that cultural tourism performs a wide range of diverse functions, which tes-
tifies to its high socio-economic role, the importance of cultural tourism in stimulating the economic development of the territories inhabited by indigenous peoples who need economic support. In this connection, the problem of creating a favorable image of a specific region in the tourist market is being actualized, the solution of which is possible by drawing attention to the national historical and cultural heritage of the region. The article is attempted to identify the most significant factors in the development of cultural tourism and, as a consequence, formation of a positive reputation of the region in the tourist market. Currently, tourism is considered as the most effective means of mass demand and accessibility of cultural values, a source of heritage conservation. At the present stage, the interdependence of culture and tourism is increasing: there is a growth of culture support through tourism and the development of tourism thanks to the wealth of culture. Keywords: cultural tourism; tourism; elements of cultural tourism; ethnos.