Научная статья на тему 'Коммодификация нематериального культурного наследия в системе услуг культурного туризма'

Коммодификация нематериального культурного наследия в системе услуг культурного туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1908
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / УСЛУГИ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА / НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / КОММОДИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / CULTURAL TOURISM / SERVICES OF CULTURAL TOURISM / INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE / COMMODIFICATION OF CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Карпова Галина Алексеевна, Хорева Любовь Викторовна

Культурный туризм сегодня рассматривается достаточно широко и включает большой диапазон активности: от знакомства с классическими памятниками истории, архитектуры, живописи до посещения спортивных мероприятий и участия в повседневной жизни местных сообществ. При этом происходит трансформация самого культурного туризма в туризм впечатлений, который базируется на непосредственном участии туриста в жизни дестинации посредством погружения в культурную, духовную, социальную среду. Это связано с использованием объектов нематериального культурного наследия для создания туристского продукта. В статье рассматриваются возможности, плюсы и минусы коммодификации нематериального культурного наследия, реализуемой через включение этого пласта социальной и духовной жизни общества в сферу услуг культурного туризма. Среди основных проблем коммодификации нематериального культурного наследия выделяются следующие: возможное нивелирование национальной самобытности и привнесение стандартизованных и унифицированных культурных практик при расширении числа потребителей турпродукта; отказ местного населения от участия в туристских проектах из-за чрезмерного наплыва туристов в небольшие регионы; постепенная трансформация традиционной нематериальной культуры дестинации, возникающая под влиянием новой системы потребительских ценностей и потребительских предпочтений. Авторы указывают, что при включении нематериального культурного наследия в туристские продукты речь не должна идти о развитии туризма любой ценой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Карпова Галина Алексеевна, Хорева Любовь Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nowadays cultural tourism is considered in many aspects and includes many activities, ranging from the acquaintance with classical masterpieces of history, architecture and painting to visiting sportive events and participating in everyday life of local communities. With that modern cultural tourism becomes a means of acquiring impressions that the tourist gets because of personal participation in cultural, spiritual or social life of destination that he/she is acquainted with. This is associated with using the intangible cultural heritage to create a tourism product. The authors consider possibilities of commodification of intangible cultural heritage through including this part of social and spiritual life of society in the sphere of cultural tourism services. The authors note some problems that follow the commodification of intangible cultural heritage. Firstly, there is possible leveling of national identity and the expansion of standardized and unified cultural practices while increasing the number of consumers of tourism products. Secondly, there is the refusal of the local population to participate in tourism projects due to excessive influx of tourists into small regions. Thirdly, there is the gradual transformation of traditional intangible culture of destination, arising as the result of the influence of a new system of consumer values and consumer preferences. The authors argue that the inclusion of intangible cultural heritage in tourism products should not be carried out at any cost.

Текст научной работы на тему «Коммодификация нематериального культурного наследия в системе услуг культурного туризма»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ

УДК 338.46 (338.48) й01: 10.22412/1995-042Х-10-9-1

КАРПОВА Галина Алексеевна

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(Санкт-Петербург, РФ); доктор экономических наук, профессор;

karpova.g@unecon.ru

ХОРЕВА Любовь Викторовна

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(Санкт-Петербург, РФ); доктор экономических наук, профессор;

luhor@inbox.ru

Коммодификация нематериального культурного наследия в системе услуг культурного туризма

Культурный туризм сегодня рассматривается достаточно широко и включает большой диапазон активности: от знакомства с классическими памятниками истории, архитектуры, живописи до посещения спортивных мероприятий и участия в повседневной жизни местных сообществ. При этом происходит трансформация самого культурного туризма в туризм впечатлений, который базируется на непосредственном участии туриста в жизни дестинации посредством погружения в культурную, духовную, социальную среду. Это связано с использованием объектов нематериального культурного наследия для создания туристского продукта. В статье рассматриваются возможности, плюсы и минусы коммодификации нематериального культурного наследия, реализуемой через включение этого пласта социальной и духовной жизни общества в сферу услуг культурного туризма. Среди основных проблем коммодификации нематериального культурного наследия выделяются следующие: возможное нивелирование национальной самобытности и привнесение стандартизованных и унифицированных культурных практик при расширении числа потребителей турпродукта; отказ местного населения от участия в туристских проектах из-за чрезмерного наплыва туристов в небольшие регионы; постепенная трансформация традиционной нематериальной культуры дестинации, возникающая под влиянием новой системы потребительских ценностей и потребительских предпочтений. Авторы указывают, что при включении нематериального культурного наследия в туристские продукты речь не должна идти о развитии туризма любой ценой.

Ключевые слова:

культурный туризм, услуги культурного туризма, нематериальное культурное наследие, коммодификация культурного наследия

Введение. Активные глобализационные процессы, начавшиеся в XX столетии, затрагивают разнообразные стороны социально-экономической жизни мирового сообщества. Глобализация характеризуется рядом составляющих. Наиболее ее существенными компонентами является взаимовлияние и взаимопроникновение поведенческих норм, потребительских практик, культурных традиций и других проявлений национальной и ментальной идентичности. В таких условиях национальная культура, с одной стороны, постоянно испытывает воздействие других культур, а с другой - выступает фактором формирования потенциального и реального интереса со стороны народов других стран и регионов.

Подобный интерес зачастую является стимулом к непосредственному личному знакомству с иными национальными традициями, тем самым формируется спрос на культурный туризм.

По мнению экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), в 2008 г. доля культурного туризма в общем объеме мирового туризма достигла 40% [14], в России культурный туризм, по данным различных источников, занимает второе место после пляжного и составляет 20% в общей структуре туристских поездок. Такая оценка является условной, поскольку трудно однозначно определить целевые установки туристов, однако интерес к культуре места пребывания, как правило, проявляет большинство туристов вне зависимости от основной цели поездки.

Данные Всемирной организации туризма (UNWTO) говорят о расширении культурного туризма в мире в последние десятилетия и повышении роли туристского интереса в развитии искусства, ремесел и креативных инду-стрий, и в целом в деле сохранения и защиты материального и нематериального наследия туристских дестинаций. Эксперты UNWTO указывают на необходимость более тесных связей между туризмом, культурой, творческими практиками и народными ремеслами для

формирования новых видов туризма, нацеленных на стимулирование возрождения депрессивных регионов, в том числе для привлечения туристов, путешествующих с культурно-познавательными и образовательными целями1.

Культурный туризм как специфический вид туризма. Выделение культурного туризма как отдельного вида туристской деятельности основывается на определении ключевых потребностей туристов, прибывающих в ту или иную дестинацию, при этом вид туризма будет определяться в зависимости от основной цели путешествия, поскольку, как правило, происходит совмещение целевых установок, формирующих те или иные потребности человека [4, с. 69]. В зависимости от этого можно выделить различные категории туристов. Б. Мак-Керхер и Г. Крос предложили следующую классификацию «культурных туристов» [13]:

- «целенаправленный» культурный турист: культурный туризм является основным мотивом для посещения дестинации, при этом турист уже имеет большой культурный опыт и расширяет его в месте пребывания;

- «обзорно-ориентированный» культурный турист: культурный туризм является основным мотивом для посещения пункта назначения, но культурный опыт у туриста заметно меньше, чем в первом случае;

- «сопряженный» культурный турист: турист, который не рассматривает культурный туризм в качестве основой цели, но интересуется особенностями места пребывания, что сопровождается глубокими эмоциональными переживаниями от новых впечатлений;

- «случайный» культурный турист: культурный туризм является слабым мотивом поездки, все впечатления, связанные с местом пребывания случайны, систематизированного культурного опыта не возникает;

1UNWTO Annual Report. 2015. URL: http://cf.cdn.unwto. org/sites/all/files/pdf/annual_report_2015_lr.pdf (дата обращения: 02.12.2016).

- «квази-культурный» турист: основная цель поездки не связана с культурным туризмом, возникающий опыт весьма отрывочен.

Фактически данная классификация «захватывает» весь спектр туристов, путешествующих с различными целями. Но в любом случае происходит знакомство с культурной средой дестинации, различие состоит лишь в глубине «познания» и мотивации.

Считается, что выделение культурного туризма в специфический вид туристской активности произошло во второй половине XX в., когда сформировалась отдельная категория людей, путешествующих с целью расширения понимания культуры или культурного наследия отдельных стран и регионов [13]. Здесь можно поспорить, поскольку и в более ранние периоды поездки имели познавательные цели. Однако культурный туризм стал массовым явлением именно в XX столетии. Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест (ICOMOS) в 1976 г. принял Хартию культурного туризма. В указанном документе под культурным туризмом понимается деятельность, которая «имеет своей целью личное открытие человеком исторических мест и памятников». Если раньше культурный туризм ассоциировался исключительно с понятием «высокой» культуры и «культурными» людьми, то сейчас он включает в себя широкий диапазон активности: от знакомства с классическими памятниками истории, архитектуры, живописи до посещения спортивных мероприятий и включения в повседневную жизнь местных сообществ [1, 11].

Расширенный подход к культурному туризму позволяет акцентировать внимание на том, что культурный туризм имеет целью знакомство с такими особенностями места, которые формируют его культуру и специфику. Причем объектами привлекательности являются не только культурный ландшафт местности, искусство, культурное и историческое наследие, но и образ жизни людей, живущих в этом регионе, традиции, социальная среда и

др. [3]. И именно эта особенность определяет новые тенденции в развитии качества и количества услуг культурного туризма.

Как указывают авторы, исследующие проблемы культурного туризма, сегодня происходит трансформация традиционной «ознакомительно-созерцательной» модели в сторону «эмоционально-деятельностной» модели туризма. Потребителю туристской услуги недостаточно только почерпнуть информацию об объекте культурного наследия или дести-нации в целом, а требуется личное участие в формовании новой реальности посещаемого туристского объекта или культурного события, при этом туристу важно получить удовольствие от участия в новом для него процессе [9, с. 108]. Тем самым формируется иной тип туризма - туризм впечатлений как современная итерация культурного туризма.

Туризм впечатлений базируется на непосредственном участии туриста в жизни того места, которое стало для него объектом притяжения. Как указывает М.Д. Сущинская, туризм впечатлений нацелен на получение более полного представления о дестинации за счет погружения туриста в культурную, духовную, социальную среду, участия в таких видах активности, которые выходят за рамки стандартных туристских маршрутов, но лежат в русле интересов конкретного человека [9, с. 109]. Формируется эффект индивидуализации впечатлений, переживаний и впоследствии - воспоминаний. Мы считаем, что весьма заметную роль здесь могли бы сыграть объекты нематериального культурного наследия, аккумулирующие нетипичные культурные и бытовые практики.

Культурное наследие в системе услуг туризма. В туризме сейчас наблюдается рост вовлечения нематериального наследия, культурных традиций и национальных духовных практик в создание туристских дестинаций. При анализе нематериальных объектов культурного наследия, к которым относятся и духовные ценности, следует отметить, что нематериальные ценности, по сравнению с их ма-

териальными воплощениями, отличаются большей долговечностью. Традиционные и новые культурные элементы, входящие в духовные ценности, создают культурный код, формируя социокультурную и национальную идентичность [6].

Пример симбиоза туризма и разнообразных национальных традиций - проведение этнографических праздников. Так, одним из популярнейших праздников сегодня в нашей стране является праздник Масленицы, объединивший древние народные обычаи и верования и современный событийный туризм. Этнографический акцент несут многие туристские дестинации. Так, Ямало-Ненецкий округ предлагает туристам такие необычные услуги, как проживание в чуме; участие в национальном праздновании «Дня оленевода»; туры на оленьих и собачьих упряжках, дегустацию блюд национальной кухни2. Такое погружение в быт и традиции Севера расширяет представления туристов о национальной культуре народов России. Несмотря на наличие конкретных примеров использования нематериального культурного наследия, этот ресурс все еще остается менее значимым для развития туристских дестинаций, чем объекты «материальной культуры». По оценкам специалистов, в качестве базового ресурса развития культурного туризма, прежде всего, рассматривается вовлечение недвижимых памятников истории и культуры в «хозяйственный оборот» туристской дестинации, тем самым сохранение материального культурного наследия считается экономически оправданным. И именно сохранение объектов материальной культуры принимается во внимание как условие производства конкурентоспособных туристских услуг на той или иной территории [1].

Укажем, что сегодня в российском законодательстве нет разграничения на матери-

2 u 2 В 2016 году День оленевода в Салехарде пройдет на

реке Шайтанка. URL: http://www.yamal.kp.ru/online/

news/2228656/ (дата обращения: 21.11.2016).

альные и нематериальные объекты культурного наследия [7]. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» определяет, что к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры ... и являющиеся ... подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры3.

В Конвенции об охране нематериального культурного наследия, принятой в 2003 г. Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры, зафиксирована соответствующая дефиниция. Конвенция определяет нематериальное культурное наследие как обычаи и формы их выражения, проявляющиеся в устной традиции; музыке, танцах, театре, обрядах, праздниках; . традиционных ремёслах, которые признаются сообществами частью культурного наследия, передаются из поколения в поколение, постоянно воссоздаются, формируют у сообществ чувство самобытности и преемственности4. Следует с сожалением признать, что в России эта Конвенция до сих пор не ратифицирована.

Положения Конвенции нашли отражение в разработанной в 2008 г. в нашей стране Концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на период 2009-2015 гг.5,

3 Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (ред. от 09.03.2016). Ст. 3.

4 Конвенция об охране нематериального культурного наследия. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/ conventions/cultural_heritage_conv.shtml (дата обращения: 13.09.2016).

5 Приказ Минкультуры РФ от 17.12.2008 № 267 «Об утверждении Концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 годы».

это позволяет в определенном смысле легитимировать использование нематериального культурного наследия на территории страны, а также более системно организовывать его развитие и сохранение. В Концепции указано, что нематериальное культурное наследие находится в тесной взаимосвязи с материальным и природным наследием, передается от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их историей и формирует чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека [5].

Вопросы важности и актуальности сохранения и развития культурного наследия как материального, так и нематериального, осознаются на всех уровнях. Не анализируя различные концептуальные подходы, укажем, что нематериальное культурное наследие не является сугубо затратной сферой экономики, хотя государственное участие в определенных проектах необходимо. Например, в проектах по сохранению языка и письменности малочисленных народов, что, в частности, нашло отражение в Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Феде-рации6.

Как показывает мировой опыт, нематериальное и материальное культурное наследие являются сферой, способной приносить реальные доходы: производство этнических товаров и услуг, туризм (этнический, сельский, событийный) сегодня становятся ресурсами экономического развития не только отдельных сообществ, но и целых регионов [2].

Коммодификация нематериального культурного наследия. Здесь мы хотели бы акцентировать внимание на вопросах коммо-дификации нематериального культурного

6 Распоряжение Правительства РФ от 04.02.2009 № 132-р «О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

наследия посредством активного включения этого пласта социальной и духовной жизни общества в сферу услуг культурного туризма. Расширение использования нематериального культурного наследия для создания туристской привлекательности дестинации, для образования новых дестинаций и формирования инновационных продуктов туристского потребления в рамках тенденции перетекания культурного туризма в новую форму туризма культурных впечатлений является объективным процессом.

Коммодификация нематериального культурного наследия сегодня выступает важной тенденцией развития туристского рынка. Любой нематериальный объект культурной среды, интересный и притягательный для туристов может быть продан, то есть он может иметь стоимость и быть реализован на рынке как товар. И прежде всего это связано с тенденцией поиска новых элементов для формирования туристского продукта, переводом нематериального культурного наследия в товарную форму.

Под коммодификацией нематериального культурного наследия понимаются следующие процессы: национальная культура в целом и отдельные ее элементы не одно десятилетие, а то и столетие, создавали такие уникальные повседневные и традиционные культурные структуры, связи, нормы, ценности, формирующие уникальность отдельных сообществ (от небольших поселений до крупных городов), закрепляющие принципы и нормы использования накопившегося опыта, которые зачастую участниками (членами) сообщества не воспринимается как уникальные, а являются лишь сутью повседневной жизни общества [15], и именно эти нормы, традиции и повседневные практики трансформируются и «переводятся» в форму туристского продукта, то есть включаясь (вплетаясь) в ткань культурного туризма конвертируются в объекты меновой стоимости, становясь товарами для туристского потребления. Тем самым формируется важный дополнительный ресурс разви-

тия отдельных территорий, которые в перспективе могут стать вполне успешными туристскими дестинациями.

Однако повышение интенсивности процесса коммодификации нематериального культурного наследия (в качестве основного продукта для удовлетворения потребностей туристов) может спровоцировать новые проблемы.

Назовем некоторые из них.

1. Возможное нивелирование национальной самобытности и привнесение стандартизованных и унифицированных культурных практик при чрезмерном расширении числа потребителей турпродукта, сформированного на базе объекта культурного наследия. Туристы не перенимают обычаи и ценности, присущие дестинации (за редким исключением, примеры чего дает религиозный или конфессиональный туризм), в то время как «хозяева», жители дестинации, зачастую склонны отказаться от своей традиционной культуры и привычных ценностей, если они становятся частью такого товара, как «праздничная культура». А. Хасимото [12] говорит о культурном империализме и ассимиляции слабой культуры, когда туристы из развитых стран стремятся (возможно, неосознанно) навязать свои культурные ценности жителям туристской дестинации (ошибочно воспринимая ее как менее «цивилизованную»), при этом резиденты готовы принять эти нормы, рассматривая их как некий прогрессивный путь развитии. Тем самым происходит нивелирование национальной и культурной идентичности и именно нематериальное культурное наследие будет подвергаться подобной трансформации в первую очередь.

2. Отказ местного населения от участия в туристских проектах из-за чрезмерного наплыва туристов в небольшие регионы. Зачастую получаемый доход от продажи услуг не может покрыть того морального ущерба, который возникает вследствие избыточного туристского потока. Данная тенденция прослеживается сегодня довольно отчетливо в ми-

ровой практике. Местные жители готовы быть гостеприимными в обмен на получаемые выгоды от развития туризма, но если выгоды от туризма не перекрывают неизбежные негативные последствия, могут возникать конфликтные ситуации. Нескончаемый поток туристов, который в западной литературе часто интерпретируют как «нашествие», вызывает сопротивление со стороны местного населения развитию туризма в дестинации [8]. Этому способствуют и стихийные миграционные процессы, протекающие сегодня на европейском континенте. На необходимость устранения конфликтов между резидентами и туристами указывает ряд авторов, отмечая, что это имеет жизненно важное значение для экономики культуры и туризма в дестинации [16].

3. Постепенная трансформация традиционной нематериальной культуры дестина-ции; возникновение под влиянием глобализации новой системы потребительских ценностей и новых потребительских предпочтений, вытесняющих традиционную систему и заменяющих исходные ценности местного сообщества. В контексте коммерциализации объектов культурного наследия речь может идти об эффекте «культурного присвоения (апроприации)» [10, p. 318]. Культурная апроприация - это концепция, согласно которой заимствование или использование элементов одной культуры членами другой культуры рассматривается в значительной степени как отрицательное явление. Ряд исследователей в качестве негативных последствий использования в туристских практиках нематериального культурного наследия рассматривают именно этот процесс. Б. Зифф и П. Рао указывают, что эти проблемы привели к нескольким трудностям: «культурное присвоение» может нанести вред сообществу, негативно сказавшись на идентификации и самобытности культурных групп; «культурное присвоение» может повлиять на саму культурную ценность, сильно исказив, или вообще «убить» культурную традицию [17, с. 8].

Таким образом, следует понимать, что культурные ценности, превращаясь в «товар туризма» для удовлетворения потребностей и запросов туристов, не всегда совпадают с ценностями и приоритетами местных жителей. Тенденция использования культурного наследия и культурных практик, в том числе духовных, как «коммерческих ценностей» [15], имеет как позитивные, так и негативные последствия. Ряд исследователей опасается, и мы с ними согласны, что если процесс коммо-дификации культурных ценностей будет продолжаться длительное время, то, возможно, аутентичность и самобытность культуры будут нивелированы, а часть нематериального культурного наследия - вообще утеряна [15].

Заключение. При включении нематериального культурного наследия в туристские

продукты речь не должна идти о развитии туризма любой ценой. Важно в рамках комплексного стратегического планирования туризма в дестинации и в стране в целом формировать систему ограничений, которые не позволят нанести вред национальному культурному наследию. Только такой подход к развитию культурного туризма даст возможность сохранить и эффективно использовать объекты материального и нематериального культурного наследия в рамках индустрии туризма, разработать новые туристские продукты и маршруты за счет включения национальных обычаев, обрядов, фестивалей, народных ремесел и других видов культурных традиций, развивая тем самым новые дестинации без ущерба для мирового культурного наследия.

Список источников:

1. Архипов А., Музычук В. Культурный туризм в стратегии развития отечественного туризма // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2011. № 4. С. 209-223.

2. Габдрахманова Г.Ф. Нематериальное культурное наследие как ресурс развития региона // Проблемы сохранения нематериального этнокультурного наследия в современных условиях: Сб. докладов международного семинара. Казань: Ихлас, 2012. С. 22-23.

3. Гордин В.Э., Матецкая М.В. Культурные кластеры и развитие туризма в дестинации. 2010. URL: http://resources.krc.karelia.ru/economy/doc/m.v._mateckaja_-_plenarnyj_2.pdf (дата обращения 19.12.2016).

4. Карпова Г.А., Хорева Л.В. Классификация в туризме: практика и методология // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2012. № 2. С. 66-71.

5. Кирюшина Ю.В. Нематериальное культурное наследие - актуальное понятие современности // Известия Алтайского государственного университета. 2011. № 2-1. С. 244-247.

6. Овсянников В.П., Якунин В.Н. Традиционное культурное наследие в молодых индустриальных городах // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 58-62.

7. Преснякова Л.В., Пономарчук Н.А. Законодательство России и Китая в сфере нематериального культурного наследия: сравнительный анализ // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2016. Т. 8. № 1 (32). С. 82-89.

8. Сущинская М.Д. Лояльность местных жителей и развитие дестинации // Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI в. Сб. научных трудов. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. С. 30-36.

9. Сущинская М.Д. Развитие модели туризма впечатлений в культурном туризме // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2012. № 2. С. 107-111.

10. George W.E. Intangible cultural heritage, ownership, copyrights, and tourism // International Journal of Culture, Tourism and Hospitality Research. 2010. Vol. 40 (4). рр. 376-388.

11. Greg R. Cultural Tourism - Global and Local Perspectives. NY: The Haworth Hospitality Press. 2007. 347 p.

12. Hashimoto A. Tourism and Sociocultural Development Issues // Tourism and Development: Concepts and Issues. Aspects of Tourism 5. 2002. pp. 202-230.

13. McKercher B., Du Cros H. Cultural tourism: the partnership between tourism and cultural heritage management. NY: The Haworth Hospitality Press, 2002. 262 p.

14. Richards G., Munster W. Cultural Tourism Research Methods. Wallingford: CABI. 2010, 228 p.

15. Rodzi N.I., Zaki S.A., Subli S.M. Between Tourism and Intangible Cultural Heritage // Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 85. pp. 411-420.

16. Sinkovics R.R., Penz E. Social distance between residents and international tourists - Implications for international business // International Business Review. 2009. Vol. 18. Issue 5. pp.457-469.

17. Ziff B., Rao P.V. Introduction to Cultural Appropriation: A Framework for Analysis // Borrowed Power: Essays on Cultural Appropriation. New Brunswick, New Jersey: Rutgers University Press, 1997. 337 p.

Galina KARPOVA a, a Saint Petersburg State University

Lubov KHOREVA b of Economics (St. Petersburg, Russia);

PhD (Dr. Sc.) in Economics; e-mail: karpova.g@unecon.ru

COMMODIFICATION OF INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE IN THE CULTURAL TOURISM

b Saint Petersburg State University of Economics (St. Petersburg, Russia); PhD (Dr. Sc.) in Economics, Professor;

e-mail: luhor@inbox.ru

Keywords:

cultural tourism, services of cultural tourism, intangible cultural heritage, commodification of cultural heritage

Nowadays cultural tourism is considered in many aspects and includes many activities, ranging from the acquaintance with classical masterpieces of history, architecture and painting to visiting sportive events and participating in everyday life of local communities. With that modern cultural tourism becomes a means of acquiring impressions that the tourist gets because of personal participation in cultural, spiritual or social life of destination that he/she is acquainted with. This is associated with using the intangible cultural heritage to create a tourism product. The authors consider possibilities of commodification of intangible cultural heritage through including this part of social and spiritual life of society in the sphere of cultural tourism services. The authors note some problems that follow the commodification of intangible cultural heritage. Firstly, there is possible leveling of national identity and the expansion of standardized and unified cultural practices while increasing the number of consumers of tourism products. Secondly, there is the refusal of the local population to participate in tourism projects due to excessive influx of tourists into small regions. Thirdly, there is the gradual transformation of traditional intangible culture of destination, arising as the result of the influence of a new system of consumer values and consumer preferences. The authors argue that the inclusion of intangible cultural heritage in tourism products should not be carried out at any cost.

References

1. Arhipov A., Muzychuk V. Cultural tourism in national tourism development strategy // Vestnik Instituta ekonomiki Rossijskoj akademii nauk [Bulletin of the Institute of Economics of Russian Academy of Sciences]. 2011. № 4. Pp. 209-223.

2. Gabdrahmanova G.F. Intangible cultural heritage as a resource for regional development // Problemy sohranenija nematerial'nogo etnokul'turnogo nasledija v sovremennyh uslovijah [Problems of preservation of ethno-cultural intangible heritage in modern conditions]: Coll. of reports of the International seminar. Kazan: Ihlas, 2012. C. 22-23.

3. Gordin V.Je., Mateckaja M.V. Cultural clusters and tourism development in a destination. 2010. URL: http://test.hse.spb.ru/media/86006/gordin_matetskaya_cluster_spb.pdf. (Accessed on 15.06.2016).

4. Karpova G.A., Horeva L.V. Classification in tourism: Practice and methodology // Izvestija Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Bulletin of the St. Petersburg State University of Economics]. 2012. № 2. Pp. 66-71.

5. Kirjushina Yu.V. Intangible cultural heritage - the current concept of modernity // Izvestija Altajskogo gosudarstvennogo universiteta [Izvestiya of Altai State University]. 2011. № 2-1. Pp. 244-247.

6. Ovsjannikov V.P., Yakunin V.N. Traditional cultural heritage in the new industrial cities // Baltijskij gumanitarnyj zhurnal [Baltic Humanitarian Journal]. 2014. № 1. Pp. 58-62.

7. Presnjakova L.V., Ponomarchuk N.A. Legislation of Russia and China in the field of intangible cultural heritage: Comparative analysis // Territorija novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa [The territory of new opportunities. Journal of the Vladivostok State University of Economics and Service]. 2016. T. 8. № 1 (32). Pp. 82-89.

8. Sushhinskaja M.D. The loyalty of the locals and destination development // Rossija i Sankt-Peterburg: ekonomika i obrazovanie v XXI veke [Russia and St. Petersburg: Economics and education in the XXI century]. Coll. of scientific papers. St. Petersburg: Publishing house of SPbSUE, 2015. Pp. 30-36.

9. Sushhinskaja M.D. Development of the tourism experience model in cultural tourism // Izvestija Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov [Proceedings of the St. Petersburg University of Economics and Finance]. 2012. № 2. Pp. 107-111.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. George W.E. Intangible cultural heritage, ownership, copyrights, and tourism // International Journal of Culture, Tourism and Hospitality Research. 2010. Vol. 40 (4). pp. 376-388.

11. Greg R. Cultural Tourism - Global and Local Perspectives. NY: The Haworth Hospitality Press. 2007. 347 p.

12. Hashimoto A. Tourism and Sociocultural Development Issues // Tourism and Development: Concepts and Issues. Aspects of Tourism 5. 2002. pp. 202-230.

13. McKercher B., Du Cros H. Cultural tourism: the partnership between tourism and cultural heritage management. NY: The Haworth Hospitality Press, 2002. 262 p.

14. Richards G., Munster W., Cultural Tourism Research Methods. Wallingford: CABI. 2010, 228 p.

15. Rodzi N.I., Zaki S.A., Subli S.M. Between Tourism and Intangible Cultural Heritage // Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 85. рр. 411-420.

16. Sinkovics R.R., Penz E. Social distance between residents and international tourists - Implications for international business // International Business Review. 2009. Vol. 18. Issue 5. pp. 457-469.

17. Ziff B., Rao P.V. Introduction to Cultural Appropriation: A Framework for Analysis // Borrowed Power: Essays on Cultural Appropriation. New Brunswick, New Jersey: Rutgers University Press, 1997. 337 p.

Карпова Г.А., Хорева Л.В. Коммодификация нематериального культурного наследия в системе услуг культурного туризма // Сервис в России и за рубежом. Т. 10. 2016. Вып. 09 (70). С. 6-14. Р01: 10.22412/1995-042Х-10-9-1.

Karpova G., Khoreva L. Commodification of intangible cultural heritage in the cultural tourism. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 2016, vol. 10, No.09 (70), pp. 6-14. doi: 10.22412/1995-042X-10-9-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.