Научная статья на тему 'Особенности управления процессами формирования и использования культурного потенциала региона в туризме'

Особенности управления процессами формирования и использования культурного потенциала региона в туризме Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
416
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / CULTURAL-COGNITIVE TOURISM / КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / CULTURAL POTENTIAL / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / CULTURAL HERITAGE / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / РЕГИОН / REGION / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ / EFFECTIVENESS OF INCLUSION / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ТУРИСТСКАЯ РЕНТА / TOURIST RENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Чернышова Оксана Александровна

В статье рассматриваются особенности взаимодействия категорий «туризм» и «культура». Предлагается определение культурно-познавательного туризма как экономической категории. Выделяются основные аспекты системного анализа культурного потенциала в туризме. Определяется специфика использования культурного наследия в туризме и вводится алгоритм использования. Предлагается сохранение культурного потенциала территории на основе использования концепции устойчивого развития туризма.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author investigates particularities of tourism and culture mutual relation. The author gives the new definition of cultural-cognitive tourism in the economic concept. The author report the main aspects of cultural potentials in tourism. She also studies specific using of cultural heritage in tourism and enters the algorithm such of use. She suggests saving cultural potentials in the region by sustainable development concept

Текст научной работы на тему «Особенности управления процессами формирования и использования культурного потенциала региона в туризме»

госторонние международные договоры и соглашения, в том числе договоры по вопросам культуры, науки и образования; договоры о культурном сотрудничестве между странами-партнерами; договоры по реализации совместных проектов и программ социально-культурной деятельности в сферах образования, искусства, туризма, спорта, социально-культурной реабилитации.

Надо верить, что XXI век станет действительно веком толерантности, взаимопонимания непохожих друг на друга людей, веком восприятия с уважением иных точек зрения, позиций не только на страницах научных журналов, но и в душах людей. Иного пути для человечества нет. Все остальное - дорога к гибели суверенитета.

Реализации перечисленных принципов подчинена вся социально-культурная деятельность, направленная на международное взаимодействие и сотрудничество в самых различных областях духовной жизни. Это контакты в информационном и образовательном пространстве (телевидение, радио, пресса, международный книгообмен, Интернет, школы, средние специальные и высшие учебные заведения и др.), в сфере искусства, туризма, спорта, народного творчества, научных исследований, досуга и развлечений.

О. А. Чернышова

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА В ТУРИЗМЕ

В статье рассматриваются особенности взаимодействия категорий «туризм» и «культура». Предлагается определение культурно-познавательного туризма как экономической категории. Выделяются основные аспекты системного анализа культурного потенциала в туризме. Определяется специфика использования культурного наследия в туризме и вводится алгоритм использования. Предлагается сохранение культурного потенциала территории на основе использования концепции устойчивого развития туризма. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, культурно-познавательный туризм, культурный потенциал, культурное наследие, технология, регион, эффективность включения, устойчивое развитие, туристская рента.

In the article the author investigates particularities of tourism and culture mutual relation. The author gives the new definition of cultural-cognitive tourism in the economic concept. The author report the main aspects of cultural potentials in tourism. She also studies specific using of cultural heritage in tourism and enters the algorithm such of use. She suggests saving cultural potentials in the region by sustainable development concept. Keywords: socio-cultural activity, cultural-cognitive tourism, cultural potential, cultural heritage, technology, region, effectiveness of inclusion, sustainable development, tourist rent.

Рассматривая туризм в качестве агрегированной отрасли экономики, включающей в себя деятельность туристских предприятий по предоставлению комплекса туристских услуг и продаже туристских товаров в целях удовлетворения потребностей человека, возникающих в период его путешествия (поездки), следует заметить, что его идентификация в определении с категорией «культура» достаточно сложна.

Сложность взаимосвязи категорий «культура» и «туризм» проявляется в следующем:

- с одной стороны, туризм рассматривается в качестве эффективного и полез-

ного катализатора и источника культурного возрождения;

— с другой стороны, туризм рассматривается, наоборот, как фактор, способствующий эрозии местных ценностей и распространению искусственной формы культуры.

Определяя туризм как динамичный и непрерывно модернизирующийся вид экономический деятельности в современном обществе, следует обозначить проблему исследования его взаимосвязи с культурой как части более широкой проблемы — взаимодействия культуры и развития. Такой подход позволяет подойти к обоснованию функциональных границ культуры в туризме по-новому - как фактора устойчивого социально-экономического развития. Речь идет о содержании категории «культурно-познавательный туризм», который из всей туристической деятельности в современной экономике признается наиболее перспективным.

По нашему мнению, понятие «культурно-познавательный туризм» следует определять, исходя из следующих заключений:

— культура понимается как отрасль национальной экономики, совокупность занятых в государственном и частном ее секторах субъектов художественной деятельности, которые обеспечивают формирование, сохранение, воспроизводство и потребление культурного потенциала (1, с. 21);

— туризм определяется как экономический вид деятельности, обеспечивающий капитализацию культурного наследия, то есть доход от эксплуатации его элементов. В основе концепции развития культурно-познавательного туризма лежит решение проблемы оптимального использования культурного потенциала региона в сфере туризма. Оно должно быть направлено на обеспечение не только экономической выгоды хозяйствующих субъектов, его использующих, но и (это главное условие) не нарушать процесса воспроизводства, сохранения и устойчивого развития культурного потенциала.

Как ни парадоксально, решение данной научной проблемы не усугубляется практикой развития туризма в современной экономике. Специалисты в туризме не решают вопросов, какие включаемые в турпродукт элементы действительно достойны называться продуктами искусства и быть признанными в качестве элементов культурного потенциала региона, а какие не имеют прямого отношения к художественному творчеству. Решение этой проблемы возможно на основе построения теории взаимодействия культуры и туризма, где во главу угла будут положены те или иные критерии оценки продуктов культуры в туризме. Например, в качестве «финансового гаранта» художественной ценности следует рассматривать социальную оценку восприятия публикой культурных продуктов. В основе данного заключения лежит принцип идентификации туризма как экономического катализатора эстетического восприятия элементов культурного потенциала, сформированного в сфере художественной деятельности.

Рассматривая культурно-познавательный туризм как категорию экономическую и принимая во внимание первые два подхода, представим свое определение: культурно-познавательный туризм — это вид деятельности, направленной на обеспечение экономических отношений и взаимосвязи хозяйствующих субъектов, занятых формированием культурных продуктов и их реализацией в форме туристских услуг. Речь, прежде всего, идет о сочетании нескольких видов деятельности, связанных с использованием материального и нематериального культурного наследия различных территорий в производстве культурных благ, их обмене, распределении и потреблении в туризме.

При этом культурное наследие рассматривается как туристский ресурс и как ресурс социально-экономического развития территорий, то есть как часть их эко-

номического потенциала.

Популяризация культурного потенциала территории в туризме является одним из способов повышения потребительского спроса на продукты, формируемые в художественной деятельности данной территории. Регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен разумно планировать и развивать специальные программы и мероприятия, способствующие повышению интереса к его культуре, народному творчеству, распространять информацию о своем культурном потенциале.

Автором монографии «Управление развитием культурного потенциала регионов России в современной экономике» О. К. Луховской культурный потенциал определяется как «совокупность накапливаемых экономических ресурсов культуры, которыми располагает общество в каждый данный момент, — всех тех возможностей, запасов, средств и источников, которые а) находятся в природе или накапливаются обществом в качестве материальных и духовных результатов человеческого труда в сфере художественной деятельности, б) сохраняются в качестве экономико-культурных ценностей и объектов культурного наследия» (1, с. 121).

Как правило, уровень культурного потенциала определяет условия формирования туристского бизнеса в том или ином регионе. В процессе проектирования и создания турпродукта определяющее значение имеет привлекательность (аттрак-тивность) территории для развития туризма, и прежде всего, культурно-познавательного, которая зависит от её культурного потенциала. При этом культурный потенциал территории не может быть использован стихийно. Необходимы механизмы его включения в процесс создания и процесс потребления туристского продукта. Анализ литературы показал, что разработка данной проблемы находится у неудовлетворительном состоянии.

Рассматривая механизм управления процессами включения культурного потенциала в турпродукт, следует выделить в качестве основного фактора — технологию. Более подробно технологию можно характеризовать как способ использования исходного материала (на наш взгляд, это объекты материального и нематериального культурного наследия) в процессе формирования турпродук-та с заранее заданными свойствами. В основу регулирования должны быть положены экономические механизмы, обеспечивающие взаимосвязи хозяйствующих субъектов, занятых в сфере туризма и культуры. В основе этих механизмов лежат организация и управление процессами включения культурного потенциала в туризм на региональном уровне. В настоящее время наиболее типичными формами включения выступают: музейный показ; экскурсия; паломничество; анимация; выставочная деятельность; покупка сувенирной продукции; национальная кухня (включая оформление и сервировку в национальных традициях); трансфер (традиционные национальные транспортные средства и способы передвижения); творческий мастер-класс по народным ремеслам; фестивали, посвященные памятным датам и народному творчеству; местные национальные праздники; лекции по отечественной истории и культуре; карнавалы; аудиопленки с записями национальной музыки; выступления коллективов народной музыки и танцев; фольклорные вечера; традиционная народная медицина.

Основными направлениями использования культурного потенциала в туризме региона являются:

— приобщение человека к культурным традициям своих потомков через участие в различных видах самодеятельного искусства: создание на профессиональной, полупрофессиональной и непрофессиональной основе новых «материальных»

форм нематериального культурного наследия;

— обеспечение высокой экономической эффективности проката созданных в новых художественных формах мифов, обычаев, традиций того или иного народа, развития искусств самодеятельного их исполнения в спектаклях, концертах, шоу-программах, выставках, конкурсах, ярмарках декоративно-прикладном творчестве и т.п.;

— приращение и развитие культурного и туристского потенциала за счёт диверсификации туристского предложения, включающего разработку различных турпродуктов, туристских программ и проектов;

— совершенствование исторически сложившейся и создание качественно новой (вновь введенной) материально-технической базы туриндустрии;

— изменение внутренних факторов, влияющих на развитие туристского комплекса.

В каждом из перечисленных компонентов может быть использован элемент(-ты) культурного потенциала.

Туристский продукт состоит не только из продукта деятельности организаторов туризма. В этом и состоит особенность регулирования процессов в туризме, в большей степени связанных с управлением и организацией продвижения продуктов других отраслей. В этом и заключается основная роль туризма на потребительском рынке. Это широкое социально-экономическое явление, в процессе которого экономические выгоды проявляются в смежных с туризмом отраслях хозяйства (перевозки, размещение, питание, аттракции, торговля, банковские, финансовые, страховые и иные сопутствующие услуги и работы).

Специфика процесса производства продукта в туризме предполагает непосредственное участие в его создании самих потребителей — туристов. Как один из видов рекреационной (восстановительной) деятельности туризм призван восстанавливать и развивать не только физическое здоровье человека, но и творческие способности личности (включающие в себя и художественное творчество).

Творческая деятельность является одним из условий более полного потребления элементов культурного потенциала, включенных в туристские продукты (более глубокого приобщения туриста к культурному потенциалу региона). В то же время творчество в туризме достаточно часто оказывается лишь в положении коммерческого продукта. В связи с этим возникает реальная угроза утраты его подлинности.

Культурный туризм может привести к эксцессам и нанести ущерб наследию, которое будет трудно восстановить. Глобальное распространение туризма имеет своим следствием противоречивые тенденции. С одной стороны, туристы готовы платить изрядные суммы за то, чтобы увидеть самобытную культуру различных народов и испытать неповторимые ощущения, а с другой — само их присутствие способствует обезличиванию местной культуры и ее перерождению в угоду туристической индустрии. В результате, культура и традиции попадают под власть денег, которые приносит туризм. Не в лучшем положении оказываются и сами туристы. Вместо богатых и подлинно культурных впечатлений они получают инсценированные зрелища, а вместо самобытной и народной культуры — кич.

Для объединения, на первый взгляд, двух противоположных тенденций — сохранения объектов культурного наследия и развития туризма — используются новые технологии, новые методы управления массовыми потоками и маркетинга объектов культурного наследия. Современные мировые тенденции предполагают развитие устойчивого культурного туризма, основанного на идее культурного согласия. Фундаментальный фактор жизнеспособности и ценности культурного

туризма заключается в признании как абсолютной ценности культурного разнообразия, так и обеспечения возможности для местных культур участвовать в процессе принятия стратегических решений, важных для их будущего.

Индустрия туризма должна поддерживать проекты, которые учитывают культурные и другие особенности местного населения, берегут культурное наследие наций. Доходы от туризма следует направлять на сохранение историко-культурных памятников, обычаев, национальных традиций. Полученную выгоду целесообразно распределять на компенсацию расходов по возрождению сферы художественной деятельности регионов, формирование художественного продукта, поддержку мастеров народного творчества.

Примечание

1. Луховская О. К. Управление развитием культурного потенциала регионов России в современной экономике: монография / О. К. Луховская. — М.: МГУКИ, 2008. — 396 с.

О. И. Кононов

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Сегодня большое значение в развитии территорий и городов имеет креативный подход как наиболее соответствующий задачам развития культуры, который берет начало в культурно-творческой деятельности. Культурные индустрии могли бы выступить спасительным антикризисным средством. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, культурные ресурсы, креативная индустрия, постиндустриальная экономика, инновационный сектор, креативная экономика, культурная индустрия, культурные институты.

Today the great value in development of territories and cities has the creative approach as the most corresponding to problems of development of culture. It is possible to consider the creative beginning as generation or branch cultural-creative activity. The cultural industries could act as saving anti-recessionary means. Keywords: socio-cultural activity, cultural resources, creative industry, postindustrial economy, innovative sector, creative economy, the cultural industry, cultural institutes.

В мире все активнее развивается новая концепция социального и экономического развития, которая ставит культурные ресурсы и творчество на первый план современной — постиндустриальной — экономики. Этот инновационный сектор называют творческими, или креативными, индустриями (creative industries).

Сегодня большое значение в развитии территорий и городов имеет креативный подход как наиболее соответствующий задачам развития культуры. Каноническое определение креативных индустрий, на которое опирается сегодня большинство исследователей и специалистов по городскому развитию, было сформулировано Департаментом культуры, медиа и спорта Правительства Великобритании в 1998 году: «Креативные индустрии - это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.