туризма заключается в признании как абсолютной ценности культурного разнообразия, так и обеспечения возможности для местных культур участвовать в процессе принятия стратегических решений, важных для их будущего.
Индустрия туризма должна поддерживать проекты, которые учитывают культурные и другие особенности местного населения, берегут культурное наследие наций. Доходы от туризма следует направлять на сохранение историко-культурных памятников, обычаев, национальных традиций. Полученную выгоду целесообразно распределять на компенсацию расходов по возрождению сферы художественной деятельности регионов, формирование художественного продукта, поддержку мастеров народного творчества.
Примечание
1. Луховская О. К. Управление развитием культурного потенциала регионов России в современной экономике: монография / О. К. Луховская. - М.: МГУКИ, 2008. - 396 с.
О. И. Кононов
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Сегодня большое значение в развитии территорий и городов имеет креативный подход как наиболее соответствующий задачам развития культуры, который берет начало в культурно-творческой деятельности. Культурные индустрии могли бы выступить спасительным антикризисным средством. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, культурные ресурсы, креативная индустрия, постиндустриальная экономика, инновационный сектор, креативная экономика, культурная индустрия, культурные институты.
Today the great value in development of territories and cities has the creative approach as the most corresponding to problems of development of culture. It is possible to consider the creative beginning as generation or branch cultural-creative activity. The cultural industries could act as saving anti-recessionary means. Keywords: socio-cultural activity, cultural resources, creative industry, postindustrial economy, innovative sector, creative economy, the cultural industry, cultural institutes.
В мире все активнее развивается новая концепция социального и экономического развития, которая ставит культурные ресурсы и творчество на первый план современной — постиндустриальной — экономики. Этот инновационный сектор называют творческими, или креативными, индустриями (creative industries).
Сегодня большое значение в развитии территорий и городов имеет креативный подход как наиболее соответствующий задачам развития культуры. Каноническое определение креативных индустрий, на которое опирается сегодня большинство исследователей и специалистов по городскому развитию, было сформулировано Департаментом культуры, медиа и спорта Правительства Великобритании в 1998 году: «Креативные индустрии - это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности».
ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ ноябрь-декабрь 6 (38) 2010 г.
В 2000 году в журнале «Business Week» впервые было введено в оборот понятие «креативная экономика», а в 2001 году вышла книга Джона Хоукинса «Креативная экономика», возвестившая наступление постинформационной эпохи, для которой информация и знания — это ресурсы, а движущей силой и главной ценностью выступает творчество. В ряду зарубежных публикаций последнего времени можно выделить так же две монографии: «Креативный город» англичанина Чарльза Лендри и «Креативный класс: люди, которые делают будущее» американца Ричарда Флориды.
Креативное начало можно считать порождением или ответвлением культурно-творческой деятельности. Отрасли культурных индустрий (архитектура, мода, изобразительное искусство, кинематограф, издательское дело и т.д.) имеют разные возможности зарабатывать деньги, разную экономическую логику и динамику развития. С точки зрения форм бизнеса творческие индустрии основаны на приоритете малых и средних предприятий, производящих творческие продукты и услуги. В то же время это местные производства, ориентированные на поиск выхода на глобальные рынки в условиях постиндустриальной экономики.
Творчество и креативность востребовано в самых разных областях жизни — в промышленности, в бизнесе, в управлении. Современные бизнес-стратегии принимают во внимание не только материальные, но и нематериальный активы. Человеческий, творческий капитал корпорации становится немаловажной частью ее финансовой состоятельности. Творческий, креативный подход дает возможность найти новые, уникальные решения в стремительно меняющемся мире. Основной урок, преподанный культурой производству и бизнесу на рубеже веков, - урок творчества.
Сегодня есть немало примеров, когда культурная жизнь региона оживляется, начинает свое восхождение с простой креативной идеи, внедрение которой влечет за собой полноценное финансирование. У нас полстраны живет в очень холодном климате, и это может расцениваться как негативное условие для развития региона: жизнь здесь весьма затратная практически во всех отношениях. Необходим поиск, креативное решение в каждом конкретном случае.
Позаимствуем пример из книги Ч. Лендри о судьбе маленького финского городка Кеми, расположенного за полярным кругом. Город переживал сильнейший системный кризис не только по причине своего географического положения; целыми семьями горожане покидали его. Выйти из этого кризиса помогла креативная идея, связанная с использованием необычного ресурса, который был здесь в огромном изобилии: холод, лед и снег. Именно это в полной мере и целесообразно было использовано для привлечения в город большого количества туристов, позволило превратить его в мировую известность. Город стал не просто жизнеспособным, но и конкурентоспособным. Из снега и льда был построен самый большой в мире ледяной дворец, который и стал основой возрождения города.
Есть обнадеживающие примеры и в России. Один из них — это судьба калужской деревни Николы Ленивца, благоприятным изменениям в которой сопутствовало творчество московского художника Николая Полисского. Случайно попав в эту деревню, он был поражен красотой мест и остался там заниматься творчеством. Через некоторое время ему пришла идея: слепить зимой несчетное количество классических русских снеговиков и расположить их на прекрасной лесной поляне. Сначала художник лепил снеговиков сам, затем постепенно к нему присоединялись скептически настроенные жители. Художник понял, что людям надо платить, так как деревня является вымирающей. Он привлек друга бизнесмена, и дело пошло быстрее. Летом художники с подмастерьями сложили гигантский
зикурат из деревянных поленьев. Результаты их творчества привлекли богемную московскую публику, заинтересовавшуюся необычным феноменом. Для их кратковременного пребывания в деревне понадобились постой и пропитание. В результате - возникла своего рода доморощенная инфраструктура. Позднее были созданы художественно-ремесленнические мастерские, ставшие основой для образования нового народного промысла. Сегодня поделки этого народного промысла популярны в московских художественных салонах, галереях и активно приобретаются не только знатоками, но и туристам.
Важно подчеркнуть, что оживление культурной жизни и деятельности бывает связано с энтузиастами и подвижниками, людьми, преданными культуре и стремящимися ее поддерживать всеми им доступными возможностями и средствами.
Пионерами продвижения креативных индустрий в России стали два центра: Центр развития творческих индустрий в Санкт-Петербурге, созданный в 2001 году, и Институт культурной политики в Москве, где с 2003 года в рамках соглашения с Министерством культуры Российской Федерации и Советом Европы развивался проект, направленный на внедрение технологий креативных индустрий в регионах. Обе организации работают в тесном сотрудничестве с международными организациями, в контакте с европейскими экспертами, в первую очередь британскими агентствами «EUCLID» и «Comedia». В рамках программы московского Института культурной политики и его партнеров развитие творческих индустрий осуществлялось в «пилотных» регионах (Архангельск, Петрозаводск, Тольятти, Сургут и т.д.). Такой акцент был обусловлен тем, что мировая политика поддержки творческих индустрий обычно реализуется на региональном или местном уровне. В то же время на российском опыте стало очевидно, что без федеральной поддержки креативные индустрии пока не могут конкурировать на равных - как инновационный сектор в культуре и экономике.
В заключение все-таки приходится признать, что наша страна еще весьма далека от эффективного использования имеющихся ресурсов для развития своей культуры. Наступление «постиндустриальной», «информационной» эпохи существенно изменило весь контекст осмысления культурных индустрий. Главные черты этого контекста — многообразие субъектов и поиск путей коммуникации между ними - то, что всегда было в компетенции культуры.
Культурные индустрии могли бы выступить спасительным антикризисным средством. То, что считалось периферийным и затратным (поддерживалось государством и благотворительностью), можно осмыслить как мощный производительный ресурс. Необходимо дать приют независимым творческим компаниям, вовлекать культуру и творческие ресурсы в программы городского развития, что преобразило бы облик российских регионов.
Все это возможно при условии активной совместной деятельности всех субъектов: властных структур всех уровней, культурных институтов, бизнеса, средств масс-медиа, экспертного сообщества и широких гражданских инициатив.
Исходя из вышесказанного можно заметить, что в России стартовала работа по исследованию креативных индустрий и формированию программ их поддержки. За последние годы было положено начало исследованию российской ситуации в области развития креативных индустрий, реализован ряд проектов. Это касается публикации фундаментальных зарубежных исследований по теме на русском языке, появления научных статей о креативных индустриях. Все это позволяет сделать вывод, что тема креативных индустрий в отечественной культурологии будет развиваться и привлекать внимание все большего количества исследователей.
ISSN 1997-OSO3 ВЕСТНИК МГУКИ ноябрь-декабрь б (3S) 2O1O г.
Примечания
1. Барбур Л. Развитие творческих индустрий: манчестерская модель: пер. с англ. / Л. Барбур, П. Брайен // Творческие индустрии в России: результаты пилотного проекта в Санкт-Петербурге. — СПб., 2004.
2. Вуд Ф. Творческая экономика городов: пер. с англ. / Ф. Вуд // Экология культуры: [инф. бюллетень]. — Архангельск, 2004. — № 2. — С. 17—23.
3. Зеленцова Е. В. На пути к творческой экономике / Е.В. Зеленцова // Космополис.
— 2007/2008. — № 3 (19) [зима].
4. Лаптева Г. Я. Культурные индустрии: от ресурсов к политике / Г.Я. Лаптева // Экология культуры: [инф. бюллетень]. — Архангельск, 2007.
5. Howkins J. The Creative Economy: How People make money from ideas / J. Howkins.
— New York: Allen Lane, 2001.
6. O'Connor J. A new modernity? The arrival of "creative industries" in China / J. O'Connor // International Journal of cultural policy. — 2006.
7. Power D. The Nordic 'Cultural Industries': a cross-national assessment of the place of the cultural industries in Denmark, Finland, Norway and Sweden / D. Power // Geografiska Annaler B. — 2003.
8. The Creative Economy. Conference Handbook. Fifth International Conference, London, UK, 9—14 November 2007.
С. В. Рябов
МОДЕЛИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ
В статье анализируется проблема моделирования мотивационной среды в учреждениях дополнительного образования детей. Автором выявлены возможности влияния специально организованной благоприятной мотивационной среды на развитие личности подростков, формирование их нравственно-эмоционального потенциала, описываются особенности, принципы и механизмы моделирования мотивационной среды. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, учреждения дополнительного образования детей, мотивационная среда, процесс моделирования мотивационной среды, нравственно-эмоциональный потенциал подростков.
The article examines the problem of modeling a motivational environment in institutions of supplementary education for children. The author reveals the ability to influence a specially organized motivational environment conducive to the development of the individual adolescent, the formation of their moral and emotional potential, describes the characteristics, principles and mechanisms for modeling motivational environment. Keywords: socio-cultural activity, institutions of additional education of children, motivational environment, simulation process of motivational environment, moral and emotional potential of young people.
Подростковый возраст характеризуется нестабильностью поведения, эмоциональной неустойчивостью, что связано с потребностью социальной самоидентификации, выбором модели поведения. Современный подросток сталкивается с целым набором ценностно-смысловых, межличностных и коммуникативных проблем, которые ему предстоит своевременно позитивно решить. Особенность этих проблемных задач — в их внутренней противоречивости. Нравственные принципы формируются родителями в семье, но реализуются в среде сверстников. Взаимо-