Научная статья на тему 'Творческие/креативные индустрии как вариант модернизации сферы культуры и искусства'

Творческие/креативные индустрии как вариант модернизации сферы культуры и искусства Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
4721
622
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ КУЛЬТУРЫ / CULTURE INDUSTRY / ТВОРЧЕСКИЕ/ КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / CREATIVE INDUSTRIES / КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС / CREATIVE CLASS / МЕНЕДЖМЕНТ / MANAGEMENT / ПОЛИТИКА / POLICY / ТВОРЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА / CREATIVE ECONOMY / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / СФЕРА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА / SPHERE OF CULTURE AND ARTS / СФЕРА БИЗНЕСА / THE SPHERE OF BUSINESS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Суминова Татьяна Николаевна

В статье рассматривается такой социокультурный феномен, как творческие/креативные индустрии. Автор утверждает, что в современных условиях творческой экономики креативные индустрии являются вариантом модернизации сферы культуры и искусства.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article such social and cultural phenomenon as the creative/creative industries is considered. Author argues that in modern conditions of creative economy the creative industries are option of modernization of the sphere of culture and art.

Текст научной работы на тему «Творческие/креативные индустрии как вариант модернизации сферы культуры и искусства»

ISSN 1997-O8O3 . Вестник МГУКИ . 2O12 . 3 (47) май-июнь ^

знает себя как автономный субъект, обладающий волей, ответственностью и творческим инструментарием для самореализации.

Таким образом, культура — вот самое мощное оружие современности. Она может открывать творческие возможности человека, но может стать и оковами, ограничивающими его саморазвитие. Способность к социальному творчеству, основы которого формируются в системе образования, становится одной из важнейших характеристик личности. Но личность живет не в абстрактной, обобщенной модели общества,

а в конкретной среде, которая становится все более и более открытой и которую современный человек меняет иногда несколько раз за свою жизнь. Поэтому именно система образования, — в ситуации, когда человек переживает разрыв с собственными «корнями», утрачивает культурную питательную среду, дававшую ему основание для любви и заботы о мире и о ближнем, — должна задавать такие познавательные и нравственные ориентиры, которые позволяли бы личности искать и находить позитивный вектор бытия.

Примечания

1. Подцероб, М. Выгоды от приезжих / М. Подцероб // Ведомости. — 2011. — 27 июля. — С.12.

2. Пронников, В. А. Японцы / В. А. Пронников, И. Д. Ладанов. — М., 1996.

3. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне / Ю. Хабермас. — М., 2003.

ВОРЧЕСКИЕ/КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ КАК ВАРИАНТ МОДЕРНИЗАЦИИ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Т. Н. Суминова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается такой социокультурный феномен, как творческие/ креативные индустрии. Автор утверждает, что в современных условиях творческой экономики креативные индустрии являются вариантом модернизации сферы культуры и искусства.

Ключевые слова: индустрия культуры, творческие/ креативные индустрии, креативный класс, менеджмент, политика, творческая экономика, модернизация, сфера культуры и искусства, сфера бизнеса.

In article such social and cultural phenomenon as the creative/ creative industries is considered. Author argues that in modern conditions of creative economy the creative industries are option of modernization of the sphere of culture and art.

Key words: culture industry, creative industries, creative class, management, policy, creative economy, modernization, the sphere of culture and arts, the sphere of business.

3O 1997-O8O3 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (47) май-июнь 2O12 3O-36

И

г

На сегодня одним из важнейших и интереснейших как феноменов, так и процессов, позволяющих трансформировать социокультурную реальность, является модернизация. Именно она, предполагающая целостный апгрейд социума, способствует интенсифицикации различного рода ресурсов и выведению на новые «рубежи» политической, экономической, правовой и иных составляющих бытия городов, регионов и стран в современном постпостиндустриальном хаосмосе.

Модернизация, осуществляемая в какой-либо из сфер человеческой деятельности, выступает в качестве ярчайшего фактора осознания современного состояния таковых, выявления тенденций развития и перехода из одной фазы существования в другую.

Достаточно активно модернизационные процессы проявились в условиях научно-технического прогресса и перехода к капиталистическому способу производства, что потребовало привнесения изменений в систему методов управления, сферу экономики и политического устройства. Не случайно, что появление собственно теории модернизации (начиная с эволюционистских построений XIX столетия и достаточно активно проявивших себя в 1950-е годы), которая сформировалась на основе анализа и рефлексии трансформаций, происходящих в доиндустриальную и последующих эпохах, сегодня, в условиях постмодернистской постпостиндустриальной стадии развития общества, интерес к подобного рода исследованиям продолжает нарастать.

Это обуславливается тем, что, например, в России с рыночной экономикой, находящейся на начальной стадии накопления капитала, развитием постпостмодернистской концепцией бытия, процветанием массовой культуры и ее технологий, идеализацией ценностей мира капитала с протестантской религией, любопытно препарировать состояние как человека, его духовности и культуры, так и различных сфер деятельности. Ведь, напомним, что модернизация, по мнению политолога С. Хантингтона, имеет несколько ключевых характеристик,

выступая в качестве процесса — революционного, комплексного, системного, глобального, протяженного, ступенчатого, гомогенизирующего, необратимого, прогрессивного (8). Все эти характеристики модернизации особым образом пронизывают все без исключения сферы человеческой активности и оставляют в/на них неизгладимый либо положительный, либо отрицательный след.

Любопытна экономическая, социальная, политическая модернизации. Однако достаточно актуальной видится культурная модернизация, либо, точнее, модернизация сферы культуры и искусства. Таковая предполагает обновление/апгрейд («осмысливание») обозначенной сферы в контексте конкретных ценностей (в том числе, западных), и рефлексию на требования, диктуемые социокультурной реальностью, парадигмой прогресса, эффективностью, совершенствованием, развитием различных страт, генерацией субкультур и т.д.

Сегодня акцент в жизнедеятельности человека, в данном случае — российского, делается в основном на ценности и стиль бытия представителей западного мира, а также на развитие индивидуализма и большего проявления свободы, например в творческой активности, что приводит к пониманию и, вместе с тем, подмене процесса модернизации сферы культуры и искусства собственно вестернизацией. Это, безусловно, способствует критическому отношению ко всему новому, путь даже и к западному, но уже заведомо воспринимаемому как к чему-то плохому. Такое «примитивное» понимание влияния не только западной, но и иных «систем координат» с «другими» ценностями, интересами, идентично-стями как национальными идеями народов есть, на наш взгляд, узость восприятия самих себя, окружения, развития конкретной страны, сфер деятельности, а также вариантов, процессов, технологий, алгоритмов, механизмов модернизации (в данном случае — сферы культуры и искусства).

Отметим, что в результате модернизации сферы культуры и искусства в раз-

И

г

лант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности ».

Творческие/креативные индустрии объединяют такие составляющие, как: «реклама, дизайн, архитектура, декоративное искусство и ремесла, мода, кино и производство видео и DVD, музыка и звукозапись, исполнительские искусства, телевидение, радио, Интернет, изобразительное искусство, литература и издательское дело, мультимедиа и компьютерные игры, музеи и организации культуры» (3, с. 209).

Напомним, что история творческих/ креативных индустрий как инновационного сектора берет свое начало с 1997 года, когда в Великобритании изменилась парадигма бытия и взаимодействия сферы культуры и искусства и сферы бизнеса. При этом ключевыми стали представления о названных индустриях и «креативности» как связующем звене обозначенных сфер человеческой активности.

Творческие/креативные индустрии представляют собой:

1) разновидность социально-культурных практик, в которых в качестве ключевой составляющей выступает творчество/креатив/культурная инноватика;

2) отрасль экономики с предприятиями и предпринимателями, чья продукция позволяет создавать рабочие места и добавочную стоимость посредством генерации и использования интеллектуальной собственности;

3) фактор экономического, политического, социокультурного, информационного бытия и развития различных территорий и их инфраструктуры, синтезирующий экономику, политику, сферу бизнеса и сферу культуры и искусства (например, в ряде городов стран Западной Европы и Америки в период оттока производств из экономически развитых стран, регионов, городов в развивающиеся страны и регионы с более дешевой рабочей силой, именно творческие индустрии стали спасительным антикризисным средством — опустевшие фабрики и заводы, приютив независимые творческие

компании, трансформировались в центры современного искусства, музеи, галереи, что позволило, приобщив творческих деятелей/представителей сферы культуры и искусства в программы развития конкретных территорий, положительно изменить имидж ряда городов). Сегодня творческие/ креативные индустрии как общественные институты — негосударственные театры, клубы, журналы, галереи, независимые художники, сетевые сообщества, блоги и т.д. — существуют в Австралии, Бразилии, Великобритании, Германии, Китае, Литве, России, Сингапуре, США и других странах, формируя «творческое/креативное» пространство сферы культуры и искусства, генерируя идеи/ знания/ смыслы/ коды/ символы/тексты/информацию/ценности и т.д. В рамках этих структур возможно предпринимательство в обозначенной сфере человеческой деятельности, позволяющее каждому из представителей социума проявить креативные способности и стать творцом текста/смысла/информации и собственной карьеры.

Творческие/креативные индустрии, согласно Е.В. Зеленцовой, имеют несколько периодов их формирования и становления: 1) «до второй половины XIX века

— доиндустриальное распространение продуктов культуры: переписывание рукописей, копирование художественных образцов, ремесленное воспроизведение предметов прикладного искусства и т.д.; в XV веке появилась первая "культурная индустрия"/"индустрия культуры" — "книгопечатание"; 2) вторая половина XIX века

— 1960-е годы — интенсивное вторжение новых технических средств в культуру, появление новых искусств, индустриализация и массовизация культурного потребления, вызывавшая появление негативного понятия "культурная индустрия" (М. Хоркхаймер и Т. Адорно); движение культуры навстречу обществу и бизнесу воспринимается интеллектуальной элитой как утрата статуса культуры; 3) 1970-е — середина 1990-х годов — тесное взаимопроникновение экономики и культуры на основе демократизация и "омоложения" культу-

И

г

ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 3 (47) май-июнь ^

ры; перелом в позиции элиты (означенный студенческой революцией 1968 года, фестивалем в Вудстоке 1969 года и др.); практическое и теоретическое оформление "культурных индустрий"; 4) вторая половина 1990-х — 2000-е годы — широкое распространение и внедрение идеи креативности как основного "двигателя" общественного развития, сопровождающееся бурным развитием креативных индустрий в целом ряде стран» (4).

В современных социокультурных условиях, одним из эффективных вариантов модернизации сферы культуры и искусства, на наш взгляд, являются творческие/ креативные индустрии. Это объясняется тем, что:

• во-первых, экономика сегодня приобрела качественно новое состояние, став «креативной/творческой экономикой », что впервые было зафиксировано в журнале «Business Week» (2000 год) и получило закрепление посредством выхода книги Джона Хоукинса «Креативная экономика» (2001), в которой провозглашалось наступление постиндустриальной эпохи во главе с такими ресурсами, как информация и знания, а в качестве движущей силы и ключевой ценности объективной реальности называлось творчество (7). Заметим, что в качестве ключевых участников творческой/ креативной экономики выступают бизнес (крупные предприятия и корпорации творческих/креативных индустрий, мелкие и средние фирмы творческих кластеров), традиционные организации сферы культуры и искусства (театры, музеи, библиотеки и т.д.), посреднические агентства (находящиеся между властью и бизнесом, их целью является поддержка обозначенных индустрий, а также оказание консультаций, осуществление анализа и оценки необходимых ситуаций). Все это способствует развитию сферы культуры и искусства в рыночных условиях;

• во-вторых, как отмечал американский социолог Ричард Флорида в книге «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» (М., 2005), постиндустриальная экономика «породила» новую поро-

ду людей (художники, артисты, писатели, дизайнеры, включенные в разнообразные творческие проекты) — независимых профессионалов с массой идей и изобретательностью, мигрирующих между секторами творческой экономики и образующими подвижную творческую среду (1), становясь новым, восходящим «творческим классом», обладающим все более влиятельной силой и позволяющим Миру преображаться и становиться интереснее, ярче. Для таких людей приоритетны не карьера, престиж и высокая зарплата, а ценность созданных условий для работы и жизни, раскрытие своего творческого/креативного потенциала, толерантная атмосфера и творческие стимулы.

Этим объясняется то, что в основе современной жизнедеятельности может и должно находиться творчество/креативность как уникальный ключ к конкурентоспособности и росту производительности. Вот почему интерес сегодня представляет индивидуальная креативность и свобода.

Как мы уже отмечали, творческие/креативные индустрии, как уникальные явления, синтезировали три сферы человеческой деятельности: культуру и искусство, экономику и социальную политику. При этом в противоречии находятся «свободный поиск художников, ориентированный на такие ценности, как духовность, самовыражение, красота и т.д., прагматическая инициатива бизнеса, ориентированная на ценности личной и корпоративной выгоды, и государственное и региональное управление, ориентированное на ценности укрепления и развития нации, страны и территории» (4, с.3).

На сегодня сфера культуры и искусства и сфера бизнеса находятся в активном взаимодействии. Если первая из этих сфер имеет ценностный контекст/контент, который интегрирует и укрепляет духовную составляющую бытия социума, то вторая из них — сфера бизнеса, а именно: 1) эффективное производство товаров и услуг, ориентированное на удовлетворение различных потребностей; 2) динамичная область деятельности, которая возникла в

Н

Г

условиях индустриального общества и получила новый импульс к развитию в эпоху постиндустриального общества потребления, где ключевой целью является получение прибыли.

При этом подчеркнем, что сфера культуры и искусства как реальный процесс бытия значительно древнее сферы бизнеса, возникла в период становления homo sapiens, когда происходило зарождение древнейших форм ценностной, в том числе духовной, эстетической ориентации. Сфера бизнеса (деловой активности, предпринимательства, управленческой деятельности) появилась одновременно с социумом. Заметим, что в истории всегда были успешные хозяева, купцы, промышленники, деятельность которых олицетворяла собой примеры успешного ведения/осуществления дел. Вот почему, например, история предпринимательства имеет давнюю историю. Но если говорить о бизнесе в его современном понимании, то отсчет логично вести со второй четверти XIX столетия, когда, собственно, и началась профессиональная подготовка менеджеров как организаторов бизнеса. В этом и заключается ключевой момент осознания того, кто такой менеджер сегодня, пребывающий в условиях рыночной экономики. Это организатор бизнес-деятельности, бизнес-процессов, без которых невозможна динамика любой сферы человеческой деятельности, а тем более, сферы культуры и искусства.

Итак, сфера культуры и искусства и сфера бизнеса имеют ряд общих черт, заключающихся в том, что эти две сферы 1) являются результатом развития различных человеческих потребностей; 2) имеют социальную природу; 3) обладают общими социальными целями — удовлетворение общественных/социальных потребностей; 4) способны регенерировать/восстанавливаться/возобновляться; 5) воплощаются в конкретно-исторических формах бытия.

К различиям сферы культуры и искусства и сферы бизнеса относятся: 1) различные целевые установки; 2) ярко выраженная специфика как культуры и искусства

(традиционно прагматически не заинтересованная сфера человеческой активности, которая направлена на удовлетворение духовных потребностей; в основном затратна), так и собственно бизнеса (прагматичен, рационален, материально и технологически ориентирован, прибылен, имеет высокий уровень рисков).

Две обозначенные сферы человеческой деятельности на сегодня нуждаются в продуктивном взаимодействии, согласно принципу дополнительности, что, безусловно, будет лишь способствовать их динамике. Если сфера культуры и искусства получает от сферы бизнеса деньги и бизнес-схемы, то сфера бизнеса приходит к пониманию, что партнерство с обозначенной сферой, кроме улучшения имиджа и увеличения продаж, может, безусловно, дать креативность и необходимый для постиндустриального, агрессивного социума «драйв» (2).

Собственно идея о том, что сфера культуры и искусства, в которой ключевым является творчество/креатив/инноватика, необходима сфере бизнеса как источник креативности, была сформулирована свыше 50 лет назад гуру американского менеджмента Питером Ф. Друкером. Он утверждал: для того чтобы бизнесмену улучшить свои качества, менеджеру необходимо практиковаться в написании стихов. Западный мир бытует посредством поиска новых источников креативности.

Многие современные теоретики сферы культуры и искусства и сферы бизнеса полагают, что в этих сферах происходит трансформация энергии. Но если в первой из них она находит свое воплощение в эмоциях реципиента/ зрителя/ слушателя/ читателя/потребителя, то во второй — в денежном эквиваленте как некоем капитале. Не случайно Э. Тоффлер, Х. Чарльз, К. Нордстрем и Й. Риддерстрале (5) отмечали, что бизнес может учиться заимствовать пути сохранения и увеличения энергии у «живого» искусства, а искусство — у «живого» бизнеса.

Мы согласны с мнением основателя и главы компании «Arts&Business» Колина

И

Г

ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 3 (47) май-июнь ^

Твиди о том, что «искусство и бизнес — самые значимые выразители человеческого духа. Они могут задействовать человеческие ресурсы самым удивительным образом. Посмотрите вокруг — весь бизнес окружен искусством» (курсив наш. — Т. С.).

В заключение отметим, что в настоящее время концепция и технологии творческих/ креативных индустрий получили широчайшее внедрение по всему миру, в том числе и в России. Если обратиться к научной разработанности проблемы, то следует сказать, что раскрытие сущности и специфики понятий «индустрия культуры»/ творческих/ креативных индустрий, «креативность», «творческая/креативная экономика» осуществлено такими зарубежными авторами, как Т. Адорно, В. Беньямин, Ф. Бьянчини, Ф. Вуд, Дж.Х. Гилмор, Дж. Као, Дж. О'Коннор, Ч. Лэндри, С. Лэш, Дж. Б. Пайн, Э. Пратт, А. Скотт, Д. Тросби, Р. Флорида, Дж. Хартли, Д. Хесмондхал, Дж. Хокинс, П. Холл, М. Хоркхаймер, Дж. Юрри и др.

Отечественные исследователи — Л. Бамбур, П. Брайен, Н. Гладких, М.Б. Гнедовский, Е.В. Зеленцова, С.Э. Зуев, Л. Кузовникова, Г .Я. Лаптева, Е.Х. Мельвиль, Ж.Э. Мильков и др., — в своих работах раскрывают специфику креативных инду-стрий, осуществляют анализ опыта зарубежных коллег, а также обозначают возможности адаптации обозначенного опыта к условиям российской действительности.

Важными для «препарирования» современной отечественной экономики и политики в сфере культуры и искусства представляются работы Рэймонда Генри Уильямса, Тайлера Коуэна, Бруно Фрая, Джеймса Хейлбрума, Чарлза Грея и др.

Исходя из вышеизложенного, мы утверждаем, что именно творческие/креативные индустрии (а тем более, их активизация в России) выступают сегодня в качестве вариантов модернизации сферы культуры и искусства, позволяя вывести как последнюю, так и ее экономику на качественно новый уровень бытия и развития.

Примечания

1. Гнедовский, М. Творческие индустрии: политический вызов для России [Электронный ресурс] / М. Гнедовский // Отечественные записки. — 2005. — № 4. — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/ oz/2005/4/2005_4_6/html (дата обращения: 10.05.2007).

2. Дранкина, Е. Бизнес на языке искусства [Электронный ресурс] / Е. Дранкина // Коммерсант. — 2005. — 07 декабря. — №230 (3314). — Режим доступа: http://www.culturalmanagement.ru (дата обращения: 05.05.2010).

3. Зеленцова, Е. В. Креативные индустрии: зарубежный опыт прикладных исследований и разработок / Е.В. Зеленцова // Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований. — М.: Смысл, 2010. — С. 202—216.

4. Зеленцова, Е. В. Становление и развитие креативных индустрий в современной культуре: анализ зарубежного опыта: дис. ... канд. культурологии [Электронный ресурс] / Е.В. Зеленцова. — М., 2008. — 153 с. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/stanovlenie-i-razvitie-kreativnykh-industrii-v-sovremennoi-kulture-analiz-zarubezhnogo-opyta (дата обращения: 02.04.2012).

5. Нордстрем, К. А. Бизнес в стиле фанк: Капитал пляшет под дудку таланта / К.А. Нордстрем, И. Риддерстрале; пер. с англ. — СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. — 280 с.

6. Суминова, Т. Н. «Индустрия культуры» как феномен постиндустриального социума / Т. Н. Суминова // Науки о культуре: инновации и приоритетные разработки: [сб. статей преподавателей МГУКИ] : в 2 ч. — М.: МГУКИ, 2011. — Ч.1. — С. 124—133.

7. Творческие индустрии: От культурных индустрий — к креативной экономике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.creativeindustries.ru/rus/creative_industries (дата обращения: 12.01.2012).

8. Huntington, S. The change to change / S. Huntington // Comparative politics in the post behavioral era. — Colorado: Lynne Reinner, 1988. — P. 360—363.

H

г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.