Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОЗИТИВНОГО МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ: СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОЗИТИВНОГО МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ: СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / КУРСАНТ / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВУЗЫ ФСИН РОССИИ / EDUCATION / CADET / INTERETHNIC INTERACTION / INTERETHNIC TOLERANCE / INTERETHNIC COMMUNICATION / EDUCATIONAL PROCESS / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кареева Ирина Владимировна, Васильева Ирина Вячеславовна, Зотова Карина Валерьевна

Рассмотрены актуальные аспекты межэтнического взаимодействия курсантов, обучающихся в высших учебных заведениях Федеральной службы исполнения наказаний России. Отмечено, что проблема формирования межэтнической толерантности и позитивного межэтнического взаимодействия актуальна для вузов уголовно-исполнительной системы, которые всегда были многонациональны и поликонфессиональны по своему составу. Приводятся результаты проведенного пилотажного исследования и обозначаются существующие проблемы в среде курсантов Федеральной службы исполнения наказаний России, мешающие позитивному межэтническому взаимодействию, а также предлагаются пути решения этих проблем.Actual aspects of interethnic interaction of cadets studying at higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia are considered. It is noted that the problem of the formation of interethnic tolerance and positive interethnic interaction is relevant for universities of the penal system, which have always been multinational and multi-confessional in composition. The results of a pilot study are presented and indicate existing problems among cadets of the Federal Penitentiary Service of Russia that impede positive interethnic interaction, and also suggests ways to solve these problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кареева Ирина Владимировна, Васильева Ирина Вячеславовна, Зотова Карина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОЗИТИВНОГО МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ: СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Щ

ЭО!: 10.255867RNU.HET.20.01.R91 УДК 378.6:343.83

И.В. Кареева, И.В. Васильева, К.В. Зотова,

Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России

Проблемы воспитания позитивного межэтнического взаимодействия курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний России: социальный аспект

Вопросы, связанные с позитивным межэтническим взаимодействием обучающихся, всегда были актуальны для полиэтничных вузов Федеральной службы исполнения наказаний России.

Актуализация этих вопросов обусловлена реформированием уголовно-исполнительной системы, прежде всего ее гуманизацией. Она определяется спецификой деятельности органов исполнения наказаний, основанной на неукоснительном соблюдении законодательства Российской Федерации, а также международных нормативных правовых актов [1, 4, 5]. И одним из ведущих направлений воспитания в духе позитивного межэтнического взаимодействия сотрудников уголовно-воспитательной системы является их подготовка в ходе обучения в высших учебных заведениях Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России.

Гуманистическое взаимодействие между людьми, в том числе и между представителями различных этносов, является одним из условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, а также дальнейшего развития нашей страны, сохранения ее территориальной целостности и суверенитета. Нерешенность проблем межэтнического взаимодействия может стать источником социальных рисков, а также способствовать развитию разрушающих

© Кареева И.В., Васильева И.В., Зотова К.В., 2020

Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России

социум противоречий и конфликтов. Таким образом, формирование готовности курсантов - будущих специалистов уголовно-исполнительной системы к гуманистическому взаимодействию с человеком представляется сегодня особенно актуальным.

Проблема воспитания у курсантов позитивного межнационального общения, основанного на принципе межэтнической толе-

рантности, давно находится в центре внимания различных научных школ.

В контексте нашего исследования представляют интерес работы педагогов, занимающихся непосредственно проблемой воспитания позитивного межэтнического взаимодействия и формированием у курсантов межэтнической толерантности: Н.Н. Жердеевой, Г.В. По-штаевой, М.В. Кибакина, В.А. Кучера,

и СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ИРИНА

ВЛАДИМИРОВНА КАРЕЕВА

старший преподаватель кафедры философии и истории Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. Сфера научных интересов: формирование межэтнической толерантности у курсантов образовательных организаций ФСИН России, воспитание позитивного межэтнического взаимодействия курсантов и студентов. Автор 22 опубликованных научных работ. Электронная почта: kareevai@mai.ru

ИРИНА

ВЯЧЕСЛАВОВНА ВАСИЛЬЕВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. Сфера научных интересов: развитие общекультурных компетенций, самоактуализация личности в процессе гуманитарного образования. Автор 25 опубликованных научных работ. Электронная почта: irina-vas2009@yandex.ru

лм

КАРИНА ВАЛЕРЬЕВНА ЗОТОВА

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры философии и истории Академии права и управления Федеральной службы ис-—VÙbb полнения наказаний. Сфера научных интересов: имидж и профессио-I нальная этика сотрудников уголовно-исполнительной системы ФСИН I России. Автор 30 опубликованных научных работ. Электронная почта: I saschen@yandex.ru

Рассмотрены актуальные аспекты межэтнического взаимодействия курсантов, обучающихся в высших учебных заведениях Федеральной службы исполнения наказаний России. Отмечено, что проблема формирования межэтнической толерантности и позитивного межэтнического взаимодействия актуальна для вузов уголовно-исполнительной системы, которые всегда были многонациональны и поликонфессиональны по своему составу. Приводятся результаты проведенного пилотажного исследования и обозначаются существующие проблемы в среде курсантов Федеральной службы исполнения наказаний России, мешающие позитивному межэтническому взаимодействию, а также предлагаются пути решения этих проблем.

Ключевые слова: воспитание, курсант, межэтническое взаимодействие, межэтническая толерантность, межнациональное общение, образовательный процесс, вузы ФСИН России.

Actual aspects of interethnic interaction of cadets studying at higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia are considered. It is noted that the problem of the formation of interethnic tolerance and positive interethnic interaction is relevant for universities of the penal system, which have always been multinational and multi-confessional in composition. The results of a pilot study are presented and indicate existing problems among cadets of the Federal Penitentiary Service of Russia that impede positive interethnic interaction, and also suggests ways to solve these problems.

Key words: education, cadet, interethnic interaction, interethnic tolerance, interethnic communication, educational process, higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia.

С.В. Сергеевой, Т.И. Султанбекова, М.С. Фомина. Однако несмотря на достигнутые результаты проблема воспитания позитивного межэтнического взаимодействия у курсантов вузов ФСИН России, по мнению авторов, остается малоизученной и, следовательно, требующей дальнейшего углубленного исследования.

Для изучения отношения курсантов к представителям других этнических групп нами был отобран диагностический инструментарий, с помощью которого мы произвели

пилотажное исследование, позволившее охарактеризовать отношение курсантов вузов ФСИН России к представителям других национальностей. Так, нами была разработана анкета и проведено тестирование по методике «Шкала социальной дистанции» Э. Богардуса.

В анкету был включен 31 вопрос. В ее состав вошли вопросы, выявляющие наличие (либо отсутствие) позитивного отношения курсантов к представителям других этносов, причину негативного отношения

к людям других этносов (если такая имеется), толерантности к людям иной религии и иной культуры, а также вопросы, определяющие социальные роли представителей других этносов в нашей стране, по мнению респондентов. Исследование проводилось среди курсантов 1-го, 3-го и 5-го курсов юридического, экономического и психологического факультетов Академии ФСИН России; курсантов трех учебных групп 1-го, 3-го и 5-го курсов юридического факультета Владимирского института ФСИН России; курсантов двух групп 1-го, 3-го и 5-го курсов юридического факультета Псковского филиала Академии права и управления ФСИН России. В общей совокупности анкетирование и тестирование прошли 575 курсантов.

В итоге анкетирования определены социальные роли, которые респонденты отводят представителям других национальностей в нашей стране. По нашему мнению, следует обратить особое внимание на ответы респондентов на вопрос: «Какие чувства Вы испытываете к лицам других национальностей?», где доля положительных эмоций по отношению к лицам других национальностей составляет 39,67%, при этом больше четверти опрашиваемых - 26,59% - испытывают отрицательные эмоции по отношению к представителям других национальностей [3, с. 181]. Нельзя не отметить и то, что второй по популярности в процентном соотношении ответ на вышеуказанный вопрос -равнодушие 33,74% [3, с. 181]. Больше одной четверти респондентов самоустраняются от общения с лицами другой национальности, что ведет к непониманию и отчужденности, а в итоге может привести и к интолерантности по отношению к представителям других этносов.

Согласно проведенным исследованиям представления курсантов о социальной роли представителей других национальностей в нашей стране выглядят следующим образом: 28,9% опрашиваемых, то есть

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Щ

примерно одна треть респондентов, предпочли бы видеть граждан других национальностей только как туристов в своей стране либо вообще не видеть их в своей стране [3, с. 181], и лишь 8,5% респондентов хотели бы видеть представителей других национальностей как граждан своей страны; 20,29% респондентов хотели бы видеть граждан иной этнической принадлежности среди своих друзей; 12,86% - «как своих соседей»; 19,35% - «как сослуживцев (коллег)»; 10,10% - «жителей моего города, поселка, села» [2, с. 26]. Таким образом, рейтинг социальных ролей, отводимых курсантами гражданам других национальностей в нашей стране, невысок.

В соответствии с результатами анкетирования, большинство респондентов позитивно относятся к представителям других национальностей, однако одна шестая часть опрашиваемых курсантов (15,64%), выразили негативное отношение к представителям других национальностей (этносов), а 6,36% респондентов затруднились ответить на заданный вопрос.

Наиболее часто указываемые респондентами причины неприязни к лицам другой этнической принадлежности: «они провоцируют конфликтные ситуации сами (своим поведением)» - 35,41% (1); «я не

могу одобрить тех норм поведения, которых они придерживаются» - 32,92 % (2); 10,53% - «они игнорируют "чужих", а поддерживают только "своих"» (3) [2, с. 26].

Таким образом, доля респондентов, испытывающих неприязнь к лицам других национальностей, а также доля респондентов, которые игнорируют или воздерживаются от общения с представителями других этносов, достаточно высока. В свою очередь, это говорит о недостаточно развитых качествах, способствующих межэтническому взаимодействию и межэтнической толерантности по отношению к гражданам других этносов в коллективах курсантов вузов уголовно-исполнительной системы.

Чтобы выявить степень близости (отчужденности) между выделенными нами группами респондентов и представителями других этнических групп, обучающихся в вузах уголовно-исполнительной системы, мы применили методику «Шкала социальной дистанции» Э. Богардуса, адаптированную нами под задачи исследования (адаптация заключалась в этнической выборке, которая соответствует представителям национальностей, обучающихся в образовательных организациях ФСИН России). Э. Богардус составил список из семи суждений, каждое из

Курсанты Академии права и управления на построении

которых обозначало определенную степень социальной дистанции между людьми разных национальностей [7, с. 108].

Для обработки результатов тестирования по методике «Шкала социальной дистанции» Э. Богардуса мы разделили респондентов, участвующих в тестировании, на три группы. Были проанализированы ответы респондентов, выделенных нами групп о наиболее приемлемой для них дистанции по отношению к 39 представителям разных народов. Это:

- I группа, в которую включены курсанты 1-го, 3-го и 5-го курсов юридического, экономического и психологического факультетов Академии права и управления ФСИН России;

- II группа в составе курсантов трех учебных групп 1-го, 3-го и 5-го курсов юридического факультета Владимирского института ФСИН России;

- III группа из курсантов двух учебных групп 1-го, 3-го и 5-го курсов юридического факультета Псковского филиала Академии права и управления ФСИН России.

В соответствии с используемой в нашем исследовании методикой, чем больше показатель социальной дистанции, тем больше и сама дистанция между опрашиваемыми и представителями той или иной этнической группы и тем сильнее выражены негативные чувства респондентов по отношению к представителям того или иного этноса, и наоборот.

В результате проведенного исследования было выявлено, что в выделенных нами группах респондентов в общей сложности минимальна социальная дистанция (показатели дистанции от 2,4 до 3,03 балла) между нанайцами, якутами и русскими респондентами. Несколько больше социальная дистанция (показатели дистанции от 3,15 до 3,21 балла) наблюдается у опрашиваемых по отношению к башкирам, бурятам, грузинам, евреям, кумыкам и марийцам. Наиболее дистан-

и СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

цированно (показатели дистанции от 3,26 до 3,29 балла) респонденты относятся к корейцам и азербайджанцам.

Резюмируя, отметим, что проведенное нами пилотажное исследование дает основание полагать, что работу по формированию позитивного межэтнического взаимодействия у курсантов образовательных организаций ФСИН России нужно активизировать.

Процесс формирования позитивного межэтнического взаимодействия, а также формирования межэтнической толерантности у курсантов вузов ФСИН России, по нашему мнению, должен осуществляться по следующим направлениям:

- в учебной деятельности: включение в гуманитарные учебные дисциплины лекционных, семинарских и практических занятий по указанной тематике;

- во внеучебной деятельности с помощью воспитательных мероприятий, включая концерты, тематические вечера, викторины, конкурсы, спортивные и национальные праздники и др., а также при проведении кураторских часов.

Работа кураторов учебных групп, по нашему мнению, обладает большими нереализованными возможностями в деле формирования позитивного межэтнического взаимодействия у курсантов и должна играть одну из ведущих ролей в вос-

питательном процессе вуза. Способами реализации работы куратора по формированию позитивного межэтнического взаимодействия в вузах ФСИН России на кураторских часах являются семинарские и практические занятия (ролевые и деловые игры) по данной тематике.

Таким образом, необходимо задействовать весь потенциал образовательных организаций ФСИН России в деле воспитания позитивного межэтнического взаимодействия у курсантов не только в учебном процессе, но и во внеаудиторное время посредством организованных и целенаправленных общевузовских воспитательных мероприятий и кураторских часов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Декларация принципов терпимости (принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.) // Национальный психологический журнал. 2011. № 2 (6). С. 134-136.

2. Кареева И.В., Аксенова Г.И. Развитие межэтнической толерантности курсантов в образовательной среде вуза // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности: материалы V Международ. науч.-практ. конф. (21-22 марта 2017 г.). Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2017. С. 26-29.

3. Кареева И.В. Многонациональный коллектив как специфический объект формирования межэтнической толерантности у курсантов вузов ФСИН России // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 3 (43). С. 181-188.

4. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. М.: Омега-Л, 2017. 64 с.

5. О стратегии национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 52. С. 17436-17448.

6. Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы: приказ Федеральной службы исполнения наказаний России от 28 декабря 2010 г. № 555 // Гарант. 11к1_: https://base.garant.ru/1357519/ (дата обращения: 11.01.2016).

7. Солдатова Г.У., ШайгероваЛ.А. Психодиагностика толерантности личности. М.: Смысл, 2008. 172 с.

LITERATURA

1. Deklaraciya principov terpimosti (prinyata rezolyuciej 5.61 General'noj konferencii YuNESKO ot 16 noyabrya 1995 g.) // Nacionarnyj psixologicheskij zhurnal. 2011. № 2 (6). S. 134-136.

2. Kareeva I.V., Aksenova G.I. Razvitie mezhe'tnicheskoj tolerantnosti kursantov v obrazovatel'noj srede vuza // Antropocentricheskie nauki: innovacionny'j vzglyad na obrazovanie i razvitie lichnosti: materialy' V Mezhdunarod. nauch-prakt. konf. (21-22 marta 2017 g.). Voronezh: Izdatel'sko-poligraficheskij centr «Nauchnaya kniga», 2017. S. 26-29.

3. Kareeva I.V. Mnogonacional'ny'j kollektiv, kak specificheskij ob"ekt formirovaniya mezhe'tnicheskoj tolerantnosti u kursantov vuzov FSIN Rossii // Psixologo-pedagogicheskij poisk. 2017. № 3 (43). S. 181-188.

4. Konstituciya Rossijskoj Federacii. Gimn Rossijskoj Federacii. Gerb Rossijskoj Federacii. Flag Rossijskoj Federacii. M.: Omega-L, 2017. 64 s.

5. O strategii nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 19 dekabrya 2012 g. № 1666 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2012. № 52. S. 17436-17448.

6. Ob organizacii vospitatel'noj raboty' s rabotnikami ugolovno-ispolnitel'noj sistemy': prikaz Federal'noj sluzhby' ispolneniya nakazanij Rossii ot 28 dekabrya 2010 g. № 555 // Garant. URL: https://base.garant.ru/1357519/ (data obrashheniya: 11.01.2016).

7. Soldatova G.U., Shajgerova L.A. Psixodiagnostika tolerantnosti lichnosti. M.: Smy'sl, 2008. 172 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.