Научная статья на тему 'Проблемы воспитания гражданственности у студентов вуза'

Проблемы воспитания гражданственности у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ / МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / PUBLIC SPIRIT / PUBLIC SPIRIT EDUCATION / THE MODEL OF STUDENTSOF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS PUBLIC SPIRIT EDUCATION / STUDENTSSOCIOCULTURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурматов В. В.

Настоящая статья посвящена проблемам воспитания гражданственности у студентов вуза. Автор рассматривает структуру и содержание соответствующей педагогической модели, раскрывает значение социокультурной деятельности для воспитания гражданственности у студентов младших курсов в учреждении высшего профессионального образования сферы культуры и искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF STUDENTS' OF HIGHER EDUCATIONAL ESDTABLISHMENTS PUBLIC SPIRIT EDUCATION

This article is dedicated to the problems of students' of higher educational establishments public spirit education. The author considers the structure and contents of corresponding pedagogical model, reveals the significance of sociocultural activity for the junior year studets' public spirit education in the higher vocational education establishment of culture and art sphere.

Текст научной работы на тему «Проблемы воспитания гражданственности у студентов вуза»

принимает установки группы подросток. В научной литературе рассматриваются следующие психологические механизмы формирования аддиктивного поведения: конвенциональный (социально-позитивный) и диссоциальный (социальнонегативный). Конвенциональный механизм предполагает согласие с нормами, принятие их. Диссоциальный механизм предполагает отвержение норм поведения в группе [7, с .139].

Почему формируется тот или иной уровень, можно объяснить с точки зрения развития установки у подростков. Д.Н. Узнадзе, объясняя появление фиксированной установки, определяет её как неосознанный поведенческий регулятор, выражающийся в готовности к определённой поведенческой реакции в условиях простейших естественных ситуаций. На Западе широко применяется понятие «аттитюды», как определённое состояние сознания, организованное на основе пред-

шествующего опыта и оказывающее направляющее влияние на личность. Подросток получает определённый опыт общения в разрегулированной семье, или в школе - конфликтное взаимодействие со сверстниками и с учителями. Это накладывается на личностные особенности подростка. Конфликты в семье, неприятие семейных норм заставляют подростка принимать групповое поведение.

Итак, на основании полученных данных можно сделать следующие выводы: подростки, склонные к наркоаддикции, гораздо меньше удовлетворены отношениями с родителями и учителями. Уровень конфликтности в этих семьях выше, психологическая дистанция между членами семьи больше. В качестве модели идентичности подростками, склонными к наркоаддикции, выбирается группа сверстников, которая оказывает большее влияние на подростка, чем семья.

Библиографический список

1. Личко, А.Е. Подростковая психиатрия. - Л.,1986.

2. Хъелл, Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.

3. Райс, Ф. На стороне подростка. - СПб., 1999.

4. Молодежь сегодня. Альбом статистической информации к отчету по к гранту РГНФ и администрации НСО «Социальные и личностные аспекты негативного потребления среди молодежи: факторы риска и защиты». СО РАН. Институт экономики и организации промышленного производства. СОРАМН, ГУ НИИ Физиологии. НГПУ. - Новосибирск, 2005.

5. Ремшмидт, Х. Психология подросткового и юношеского возраста. - М.,1995.

6. Дольто, Ф. На стороне подростка. - М.,1997.

7. Дмитриева, Н.В., Четвериков Д.В. Психология аддиктивного поведения. - Новосибирск 2002.

Статья поступила в редакцию 19.10.09

УДК 378

В.В. Бурматов, аспирант ЧГАКИ, г. Челябинск, Е-таИ:кр1967@таИги ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Настоящая статья посвящена проблемам воспитания гражданственности у студентов вуза. Автор рассматривает структуру и содержание соответствующей педагогической модели, раскрывает значение социокультурной деятельности для воспитания гражданственности у студентов младших курсов в учреждении высшего профессионального образования сферы культуры и искусств.

Ключевые слова: гражданственность, воспитание гражданственности, модель воспитания гражданственности у студентов вуза, социокультурная деятельность студентов.

Идея воспитания гражданственности молодежи, социальной значимости гражданских качеств остается одной из основополагающих идей современной отечественной педагогики, что во многом предопределено социокультурной ситуацией, сложившейся в российском обществе. Данная идея актуализировалась в связи с принятием Правительством РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2010 годы». Так же особое внимание к проблемам гражданственности современной молодежи подчеркивается тем, что 2009 год объявлен в России «Годом молодежи». При этом реализация процесса воспитания гражданственности студентов невозможна вне социокультурного пространства вуза, так как именно в нем создаются условия для проявлений гражданственности в творчестве, здоровом образе жизни и общественной самоорганизации, вовлечения студентов в процесс построения гражданского общества и содействия становлению России как стабильного демократического государства.

Проведя теоретический анализ философских, психологопедагогических, нормативно-правовых источников, мы пришли к выводу, что «гражданственность студентов» следует рассматривать как интегративное качество личности, представленное нравственным, правовым и общественно-политическим блоками, включая мировоззрение (знания, убеждения, идеалы, ценностные ориентации и др.), поведение (нормы, поступки, установки, и др.) и оценку (качественное состояние нравственного, политического, правового самосознания; стиль мышления; познавательные оценки и др.).

Гражданское воспитание неотделимо от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Высшее образование - это универсальное средство и необходимое условие гражданского воспитания в современных условиях. Это одна из важнейших ступеней, отражающих уровень гражданского самосознания и

общественной инициативы, основанных на проявленной готовности к социально значимым поступкам. Это пространство опыта и практической реализации знаний, умений и навыков, полученных в процессе личностного роста. Это социально насыщенная инициативная среда, формирующая развивающиеся структуры отношений - основу человеческого, группового и общественного развития [1].

Сложность процесса гражданского воспитания состоит в том, что его результаты не так явно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, результаты процесса обучения. В исследовании Е. Н. Титовой [2, с. 11] были выявлены следующие социально-педагогические проблемы, препятствующие формированию гражданственности студентов в современном вузе:

- ухудшение социального самочувствия и социального поведения студенческой молодежи, пессимизм, уход в себя, переориентация нравственного сознания на явления, осуждающиеся в недавнем прошлом (половая распущенность, наркомания, воровство, проституция и др.);

- снижение воспитательного потенциала вуза, низкий уровень психолого-педа-гогической подготовки вузовских преподавателей, процесс старения профессорско-преподавательского состава, отсутствие в вузах должностных лиц, отвечающих за воспитание студентов;

- отсутствие методологии воспитательной работы в вузе.

- в высшей школе в последнее время почти вытеснен процесс воспитания, разрыв между обучением и воспитанием увеличивается, нравственно-психологическая и ценностно-формирующая направленность учебного процесса значительно снизилась;

- в сознании и поведении части молодежи усиливаются прагматизм, стремление к материальному достатку «любой ценой», пренебрежительное отношение к соблюдению законов, другим гражданским качествам.

В связи с этим, целесообразна разработка форм и методов воспитания студенчества, новых психолого-педагогиче-ских установок, отвечающих новым социально-экономическим, духовным условиям развития общества. Практика высшей школы требует пересмотра целей, принципов, ориентиров, идей, лежащих в основе нравственного и гражданского воспитания. Необходима четкая концепция воспитания вообще и гражданского воспитания в частности.

Цели и задачи высшего образования заключаются в приобретении студентом социокультурного облика компетентного специалиста; достижении высокого качества профессиональной подготовки; формировании в процессе овладения системой знаний творческой самостоятельности и критичности мышления; развитии качеств инициативной личности, позволяющих учащимся свободно ориентироваться в окружающей действительности, быть готовыми принимать самостоятельные решения, связанные с личным участием в социальной жизни общества в трудовой деятельности; усвоение студентами нравственных норм, обычаев и традиций, накопленных обществом в труде и в быту и обеспечивающих им возможность и право функционировать в нем в качестве полноправного члена, безболезненно и успешно адаптироваться в условиях перехода страны к демократичному гражданскому обществу с рыночной экономикой (см. табл. 1).

Таблица 1

Влияние высшего учебного заведения на гражданское воспитание студентов______________________________________

Характеристики системы высшего образования Влияние вуза на воспитание гражданственности студентов

Возможность добровольного выбора высшего учебного заведения Осознанное принятие на себя определенных норм социального поведения и подчинение им

Возможность добровольного участия в жизнедеятельности вуза Формирование способности к самостоятельному выбору и готовности брать ответственность на себя

Наличие в вузовской среде референтных для студента групп сверстников и взрослых Формирование готовности к рефлексии, самооценке; создание условий для поддержки поведения и компенсации нарушений общения в семье

Возможность достаточно быстрой ротации социальных ролей Повышение самоцели. Получение разностороннего гражданского опыта, формирование готовности к выполнению разнообразных гражданских функций

Наличие условий для студенческого самоуправления Получение опыта лидерства, руководства. Формирование основ для жизненного самоопределения

Анализ состояния проблемы воспитания гражданственности студентов в усло-виях высшей школы показал наличие различных подходов к рассмотрению обозна-ченного вопроса и доказал социокультурную направленность гражданственности как общественной ценности. Нами актуализирована интегративная методология (систем-ный, культурологический и развивающее-деятельностный подходы), которая пред-

ставляет собой направление методологии научного познания и практики высшей шко-лы, в основе которого лежит систематизация социокультурной деятельности студентов в вузе направленная на активное включение в деятельность по воспитанию граж-данственности и реализации саморазвития личности студента как человека культуры в целом.

Формирование гражданских качеств у студентов младших курсов и планирование деятельности по воспитанию гражданственности на основе практико-ориенти-рованных форм, где студент воспринимается в качестве субъекта социального действия, является спецификой формирования гражданских качеств, адекватно восприни-мается студентами согласно их возрастным особенностям. Ведь именно в этом возрасте у них ярко выражено желание самоутверждаться через

отдельные поступки и таким образом доказать свою «взрослость».

Каждый вузовский студент-младшекурсник - личность со своими интересами и потребностями, с уже имеющимся жизненным опытом, привычками, ценностями и т.п., поэтому нужно дать право студенту самому найти ту профессиональную сферу, в которой он будет чувствовать себя более комфортно, где ему будет интересно. Необходимо дать ему возможность самому планировать свою деятельность в соответствии со своими интересами и потребностями.

Для эффективного воспитания гражданственности студентов младших курсов необходимо, чтобы сам педагогический процесс отличался своей целенаправленностью, продуманностью содержания, разнообразием методов и приемов воздействия, технологичностью организации взаимодействия, соответствием, согласованностью, совместимостью отдельных элементов, их подчиненностью главной цели - воспитанию гражданина с достойным образом жизни.

Основная цель воспитания гражданственности студентов младших курсов в выс-ших учебных заведениях - воспитание в них нравственных идеалов общества, чувства созидательного отношения к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества, сознания человека, с ответственностью выполняющего свой гражданский долг и понимающего, что от его действий зависит не только собственная жизнь, но и судьба близких людей, народа и государства; освоение ряда культурных идей; формирование ценностных ориентации и на их основе личностной позиции.

Для воспитания гражданственности студентов вуза культуры и искусств нами была разработана и внедрена соответствующая педагогическая модель, поддержанная комплексом педагогических условий. В данной модели нами выделены следующие блоки: блок целеполагания, организационно-содержательный, функциональный и ана-литико-резуль-тативный блоки.

В рамках реализации целевого блока модели важно, чтобы в образовательном процессе повышалась социальная значимость деятельности студентов младших курсов. Цель любой деятельности - не только направление, но и достижимый результат ее практической реализации. Целью создания педагогической модели является описание структуры рассматриваемого процесса, а целью самой модели - воспитание гражданственности студентов младших курсов, обладающего высоким уровнем гражданской ответственности, социальной активности. Воспитание гражданственности есть процесс культурно обусловленный, целостный, деятельностный, нормативно-правовой, индивидуализированный.

В основу организационно-содержательного блока модели заложен процесс усвоения студентами младших курсов норм гражданской ответственности, ценностных ориентаций на Отечество, социальной активности. Учитывая специфику вуза культуры и искусств, содержание воспитания гражданственности у студентов мы связываем с содержанием их социокультурной деятельности. Последняя во многом предопределяет и реализацию функционального компонента соответствующей модели.

Исходя из исследований Ю.Д. Красильникова,

Т.Г. Киселевой, Н.Н. Ярошенко и др. [Цит. по: 3], мы выделили нижеследующие направления социокультурной деятельности по воспитанию гражданственности студентов младших курсов.

Просветительская социокультурная деятельность предполагает формирова-ние мировоззренческого блока гражданственности. К видам просветительской деятель-ности в рамках нашего исследования мы относим:

- на первом курсе - краеведческие экскурсии, встречи с интересными людьми-земляками, посещение музеев, памятных мест, что способствует воспитанию гражданственности студентов (в современный период особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России);

- на втором курсе - поисково-краеведческую работу, которая целенаправленно воздействует на формирование облика молодого поколения и обеспечивает решение главной

задачи - формирования зрелой морально-нравственной личности.

Досуговая социокультурная деятельность предполагает формирование поведенческого блока гражданственности, поскольку формирование ценностей гражданственности студентов происходит в единстве учебно-воспитательной и досуговой деятельности и при условии их взаимодополняемости.

К данному направлению относятся технологии развития туристско-экскурсион-ных маршрутов на базе историко-культурных объектов; технологии возрождения традиционных форм социокультурной деятельности: народных промыслов, ремесел, обрядов и др.; созидательная социокультурная деятельность, направленная на формирование оценочного блока.

Предметно-кружковая деятельность опирается на возможности включения студентов в различные виды гражданской деятельности, соотносящиеся с их интересами и направленные на гражданское и нравственное воспитание, интеллектуальное развитие.

В частности с целью совершенствования системы гражданско-правового воспитания и создания условий для формирования у студентов активной гражданской позиции, гражданского самоопределения, ответственности, национального самосознания в Челябинской государственной академии культуры и искусств были созданы: объединение дискуссионных клубов «Человек и общество»; коллектив современной хореографии, реализующий в числе других мероприятия гражданской направленности: «Офицерский бал», постановки к Дню победы и др.; поисковое объединение «Звезда» и др.

Поисково-исследовательская деятельность нацелена на переход студентов с позиции созидателя в позицию инициатора. К ее технологиям мы относим технологии:

- создания территориальных краеведческих энциклопедий и справочников;

- реставрационные, связанные с возвращением памятникам и культурным сооружениям первоначального назначения;

- музеефикации частных художественных собраний и коллекций (произведений изобразительного искусства, орденов, костюмов, монет, почтовых марок и т.д.); издание тематических книг о ветеранах, истории вуза, материалы для которых помогают готовить студенты;

- реализуемые в рамках тренинговой программы «РОСТ», в подготовке и проведении «круглых столов», диспутов, дискуссий, посвященных обсуждению наиболее актуальных проблем современного российского общества, Уральского региона, способствующих развитию у молодежи желания действовать не только для удовлетворения своих потребностей, но и во имя процветания Отечества, повышения его авторитета среди других стран мирового сообщества.

Общественно-политическая деятельность представляет собой проявление активной позиции студента, рефлексии полученных знаний, умений, навыков. К технологиям данного направления относятся открытие стендов-мемориалов, мемориальных досок, именных аудиторий; участие в выборах в вузовское самоуправление; участие в анализе и организации выборов на уровне региона и федерации; участие в деятельности партий и движений и др.

Социально-педагогическая деятельность направлена на оптимизацию социально-культурного пространства вуза, организации многоуровневой вузовской социально-культурной среды, т.е. совокупности социальных и духовных факторов и условий, непосредственно окружающих студента в процессе его гражданского воспитания.

К данному виду деятельности мы относим пропаганду героического прошлого и славных традиций Вооруженных Сил; организацию встреч с ветеранами вуза; торжественные

Библиографический список

собрания, посвященные памятным датам отечественной истории; беседы, посвященные воспитанию уважения к историческому прошлому своей страны, чувства долга офицера перед Родиной; военно-спортивные праздники и др.

Деятельность, осуществляемая в рамках студенческого самоуправления, связанная с активизацией самоорганизации социокультурного образовательного пространства в различных сферах своей жизнедеятельности (учебно-производственной, в системе экологии нравственных отношений, рекреационной деятельности, взаимодействия различных социальных общностей, в сфере корпоративной культуре).

Все указанные виды социокультурной деятельности должны, по мнению различных исследователей, реализовываться на основе принципов добровольности; ин-дивиду-альной обусловленности; непрерывности и продолжительности; самореализа-ции; развития; всестороннего учета интересов и потребностей личности; гуманисти-ческого характера социокультурной деятельности; приоритета человеческих ценностей, жизни и здоровья личности; учета культурно-исторических и национальных традиций; общедоступности и адаптации реализуемых программ к уровням и особенностям разви-тия личности, свободы и плюрализма в выборе видов деятельности; демократического характера управления.

Организационно-содержательный блок так же предполагает реализацию комплекса организационно-педагогических условий, включающего:

- формирование социально значимых ценностных ориентаций студентов младших курсов в системе учебной деятельности высших учебных заведений;

- формирование гражданской ответственности студентов;

- разработку и реализацию программы воспитания гражданственности студентов.

Наличие трех приведенных условий, обеспечивает реализацию функций модели, к которым относятся теоретикопознавательная, адаптационная, коммуникативная, прогностическая и рефлексивная.

Одним из важнейших элементов управления педагогическим процессом является аналитическая деятельность, поэтому нами выделяется аналитико-результативный блок модели. При этом в качестве результатов реализации модели воспитания гражданственности студентов младших курсов в социокультурной деятельности вуза культуры и искусств нами рассматриваются:

1) гражданская направленность личности выпускника вуза как субъекта, ответственного за развитие личности каждого члена общества, за судьбу своей семьи, своего народа, своего Отечества;

2) гражданская позиция личности, обеспечивающая развитие жизненного потенциала человека, семьи, общества, государства;

3) сформированная нравственная культура, позволяющая личности выстраивать новые демократические отношения в гражданском обществе.

Итоги проведенной нами исследовательской работы позволяют утверждать о правомерности и целесообразности реализации раскрываемой в настоящей статье модели воспитания гражданственности у студентов вуза, которая в условиях вуза культуры и искусств наполняется специфическим содержанием социокультурного характера.

Наряду с этим мы считаем, что существует ряд проблем, требующих более углубленного и серьезного изучения. Таковым, с нашей точки зрения, может быть поиск новых педагогических условий воспитания гражданственности у студентов.

1. Бурцев, В.М. Государственная молодежная политика как фактор становления гражданского общества : автореф. дис. ... канд. полит. наук. -Санкт-Петербург, 2007.

2. Титова, Е. Н. Формирование гражданственности студентов высших учебных заведений в учебном процессе технического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тула, 2000.

3. Андреева, А.Ю. Возможности технологий социально-культурной анимации в формировании патриотических качеств молодежи (результаты опытно-экспериментальной работы) // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». - Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. - Вып. 3 (71).

4. Вовлечение молодежи в социальную практику как приоритет государственной молодежной политики: сб. науч. ст. / Упр. по делам молодежи Федер. агентства по образованию, Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и воспитанния РАО. - М.: ФГУ "ГосНИИ семьи и воспитания", 2006.

Статья поступила в редакцию 21.10.09

УДК 159.922.7376

В.А. Глухова, преподаватель ЮУрГУ, г. Челябинск, Е-mail: gluhova-vera@, mail.ru

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ

В статье анализируются исследования особенностей межличностных отношений одаренных детей в группе сверстников. Рассматриваются группы социально-психоло-гических факторов, влияющих на межличностные отношения одаренных детей, способствующих или препятствующих реализации их интеллектуально-творческих потенциалов. Особое внимание уделяется таким социально-психологическим факторам, как особенности соотношения высоких интеллектуально-творческих потенциалов одаренных детей с их социальным статусом в группе сверстников, соотношение одаренности и лидерства, влияние феномена диссинхронии на развитие одаренных детей.

Ключевые слова: одаренные дети, социально-психологические факторы, межличностные отношения, статус, одаренный лидер.

Проблема взаимодействия одаренной личности и социума является наиболее актуальной в современной психологии одаренности. Динамика развития одаренной личности не может рассматриваться вне взаимодействия личности и ее социального окружения. Факторы среды влияют на личность, ее творческое и когнитивное развитие. Они воздействуют на внутренние и внешние процессы, способствующие или противодействующие творчеству, а также на продукт творчества, на способ и возможность его реализации, усовершенствования и передачи, его полезность и приемлемость для окружения. Одаренная личность - это личность особого психического склада, для которой чрезвычайно значима социальная реализация. Если этого по какой-либо причине не происходит, то развитие одаренной личности идет по дисгармоничному пути, при котором одаренность утрачивается или характер ее трансформируется в деструктивный [1; 2].

В концепции «Одаренные дети: экология творчества», теоретическим источником которой стала социальная психология творчества, В.Г. Грязева и В.А. Петровский отмечали, что проблема взаимодействия личности и социума, организации жизненной среды для развития творческой личности является чрезвычайно острой, так как в обществе существует, с одной стороны, остракизм творчески одаренных людей, а с другой - эксплуатация их возможностей [1]. Противоречия между потребностями общества в людях, неординарно мыслящих, творческих, способных достигнуть наибольших успехов в различных областях, и невозможностью одаренных людей соответствовать предъявляемым обществом требованиям в силу их социально-психологического развития является центральной проблемой социальной психологии творчества. Целью экопсихологии творчества является поиск и определение параметров микро- и макросреды, значимых для процессов развития творческой одаренности, интеграция, создание условий развертывания персонального пространства творчески одаренной личности, которое понимается как пространство людей, в котором она интегрирована как творческая индивидуальность [1; 3].

Проанализируем различные подходы к исследованию данной проблемы.

Одарённые дети с интеллектуально-творческим потенциалом обладают повы-шенной чувствительностью к социальной действительности по сравнению с их сверст-никами с обычным уровнем развития. На них негативно влияет неблагополучно скла-дывающиеся взаимодействия и взаимоотношения, формирующиеся на различных социальных уровнях: в семье, школе, группах сверстников [2; 4].

Рассмотрим группы социально-психологических факторов, влияющих на меж-личностные отношения одаренных детей в группе сверстников, способствующих или препятствующих динамике их интеллектуально-творческого развития. К ним относятся такие факторы, как, во-первых, особенности соотношения высоких интеллектуально-творческих потенциалов одаренных детей с их социальным статусом в группе сверст-ников, во-вторых, соотношение одаренности и лидерства, в-третьих, влияние феномена диссинхронии на развитие одаренных детей.

Социально-психологическое направление в исследованиях одаренности концентри-рует внимание на взаимосвязи интеллектуально-творческих способностей с уровнем эмоционального, личностного развития и с социальным статусом индивида. [5; 6; 7] Межличностные отношения в коллективе учащихся могут либо способствовать, поощрять развитие творческих способностей одаренных детей, либо препятствовать их развитию, сдерживать его [7]. В известных исследованиях детских групповых взаимоотношений, изучающих особенности взаимодействия и общения одаренных детей, выявлена неод-нозначность взаимосвязи высокого уровня развития интеллектуальнотворческих по-тенциалов и благоприятного положения в группе.

В исследовании Т. В. Сенько было установлено, что дети старшего дошкольного возраста с высокой и средней успешностью в индивидуальной познавательной деятельности, как правило, имеют благоприятное положение в группе - входят в категории «звёзды» или «предпочитаемые». Однако дети с высокой успешностью иногда попадали и в категорию «изолированные» [8].

В рамках научной школы А.В. Петровского проблема одаренности рассматривается с позиций влияния референтных отношений. Так, в своём исследовании, выполненном в русле психологической школы А. В. Петровского,

О.Б. Крушельницкая особое внимание уделяет анализу воздействия реально функционирующей группы на одарённого ученика и особенностям взаимоотношений со своим школьным окружением и, прежде всего, с педагогами и сверстниками. На основании результатов исследования были сделаны следующие выводы: в начальных классах одаренные дети, по мнению одноклассников, выступают по преимуществу высокостатусными, причем мнение одноклассников и педагогов совпадают. В среднем звене одаренные дети, по мнению одноклассников, одновременно оказываются в системе интрагрупповых отношений либо высокостатусными, либо близко к высокостатусным, однако педагоги не всегда оценивают одаренных детей как высокостатусных. В старших классах одаренные дети, по мнению одноклассников, не восокостатусные члены группы, в то время как педагоги оценивают одаренных учащихся как высокостатусных [9].

В исследованиях, проведённых на детях школьного возраста, также были получены неоднозначные результаты. Одни из них свидетельствует о том, что ученики с высокими показателями умственного развития и школьной успеваемости пользовались большей популярностью у своих сверстников, но если их коэффициент умственного развития ДО) значительно превышал средний показатель по группе, то наблюдалась тенденция снижения их социометрического статуса. Другие результаты указывают на то, что школьники с высокими показателями умственного развития имели высокое положение в статусной структуре группы, а с высокими показателями творческой одарённости - низкое

[4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л. Холлингуорт установила, что интеграция одаренных подростков в группе зависит от уровня их интеллектуального развития. Так, если ^ одаренного ребенка находится в диапазоне от 185 до 190 баллов, то такие чрезвычайно одаренные дети об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.