принимает установки группы подросток. В научной литературе рассматриваются следующие психологические механизмы формирования аддиктивного поведения: конвенциональный (социально-позитивный) и диссоциальный (социальнонегативный). Конвенциональный механизм предполагает согласие с нормами, принятие их. Диссоциальный механизм предполагает отвержение норм поведения в группе [7, с .139].
Почему формируется тот или иной уровень, можно объяснить с точки зрения развития установки у подростков. Д.Н. Узнадзе, объясняя появление фиксированной установки, определяет её как неосознанный поведенческий регулятор, выражающийся в готовности к определённой поведенческой реакции в условиях простейших естественных ситуаций. На Западе широко применяется понятие «аттитюды», как определённое состояние сознания, организованное на основе пред-
шествующего опыта и оказывающее направляющее влияние на личность. Подросток получает определённый опыт общения в разрегулированной семье, или в школе - конфликтное взаимодействие со сверстниками и с учителями. Это накладывается на личностные особенности подростка. Конфликты в семье, неприятие семейных норм заставляют подростка принимать групповое поведение.
Итак, на основании полученных данных можно сделать следующие выводы: подростки, склонные к наркоаддикции, гораздо меньше удовлетворены отношениями с родителями и учителями. Уровень конфликтности в этих семьях выше, психологическая дистанция между членами семьи больше. В качестве модели идентичности подростками, склонными к наркоаддикции, выбирается группа сверстников, которая оказывает большее влияние на подростка, чем семья.
Библиографический список
1. Личко, А.Е. Подростковая психиатрия. - Л.,1986.
2. Хъелл, Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.
3. Райс, Ф. На стороне подростка. - СПб., 1999.
4. Молодежь сегодня. Альбом статистической информации к отчету по к гранту РГНФ и администрации НСО «Социальные и личностные аспекты негативного потребления среди молодежи: факторы риска и защиты». СО РАН. Институт экономики и организации промышленного производства. СОРАМН, ГУ НИИ Физиологии. НГПУ. - Новосибирск, 2005.
5. Ремшмидт, Х. Психология подросткового и юношеского возраста. - М.,1995.
6. Дольто, Ф. На стороне подростка. - М.,1997.
7. Дмитриева, Н.В., Четвериков Д.В. Психология аддиктивного поведения. - Новосибирск 2002.
Статья поступила в редакцию 19.10.09
УДК 378
В.В. Бурматов, аспирант ЧГАКИ, г. Челябинск, Е-таИ:кр1967@таИги ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
Настоящая статья посвящена проблемам воспитания гражданственности у студентов вуза. Автор рассматривает структуру и содержание соответствующей педагогической модели, раскрывает значение социокультурной деятельности для воспитания гражданственности у студентов младших курсов в учреждении высшего профессионального образования сферы культуры и искусств.
Ключевые слова: гражданственность, воспитание гражданственности, модель воспитания гражданственности у студентов вуза, социокультурная деятельность студентов.
Идея воспитания гражданственности молодежи, социальной значимости гражданских качеств остается одной из основополагающих идей современной отечественной педагогики, что во многом предопределено социокультурной ситуацией, сложившейся в российском обществе. Данная идея актуализировалась в связи с принятием Правительством РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2010 годы». Так же особое внимание к проблемам гражданственности современной молодежи подчеркивается тем, что 2009 год объявлен в России «Годом молодежи». При этом реализация процесса воспитания гражданственности студентов невозможна вне социокультурного пространства вуза, так как именно в нем создаются условия для проявлений гражданственности в творчестве, здоровом образе жизни и общественной самоорганизации, вовлечения студентов в процесс построения гражданского общества и содействия становлению России как стабильного демократического государства.
Проведя теоретический анализ философских, психологопедагогических, нормативно-правовых источников, мы пришли к выводу, что «гражданственность студентов» следует рассматривать как интегративное качество личности, представленное нравственным, правовым и общественно-политическим блоками, включая мировоззрение (знания, убеждения, идеалы, ценностные ориентации и др.), поведение (нормы, поступки, установки, и др.) и оценку (качественное состояние нравственного, политического, правового самосознания; стиль мышления; познавательные оценки и др.).
Гражданское воспитание неотделимо от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Высшее образование - это универсальное средство и необходимое условие гражданского воспитания в современных условиях. Это одна из важнейших ступеней, отражающих уровень гражданского самосознания и
общественной инициативы, основанных на проявленной готовности к социально значимым поступкам. Это пространство опыта и практической реализации знаний, умений и навыков, полученных в процессе личностного роста. Это социально насыщенная инициативная среда, формирующая развивающиеся структуры отношений - основу человеческого, группового и общественного развития [1].
Сложность процесса гражданского воспитания состоит в том, что его результаты не так явно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, результаты процесса обучения. В исследовании Е. Н. Титовой [2, с. 11] были выявлены следующие социально-педагогические проблемы, препятствующие формированию гражданственности студентов в современном вузе:
- ухудшение социального самочувствия и социального поведения студенческой молодежи, пессимизм, уход в себя, переориентация нравственного сознания на явления, осуждающиеся в недавнем прошлом (половая распущенность, наркомания, воровство, проституция и др.);
- снижение воспитательного потенциала вуза, низкий уровень психолого-педа-гогической подготовки вузовских преподавателей, процесс старения профессорско-преподавательского состава, отсутствие в вузах должностных лиц, отвечающих за воспитание студентов;
- отсутствие методологии воспитательной работы в вузе.
- в высшей школе в последнее время почти вытеснен процесс воспитания, разрыв между обучением и воспитанием увеличивается, нравственно-психологическая и ценностно-формирующая направленность учебного процесса значительно снизилась;
- в сознании и поведении части молодежи усиливаются прагматизм, стремление к материальному достатку «любой ценой», пренебрежительное отношение к соблюдению законов, другим гражданским качествам.
В связи с этим, целесообразна разработка форм и методов воспитания студенчества, новых психолого-педагогиче-ских установок, отвечающих новым социально-экономическим, духовным условиям развития общества. Практика высшей школы требует пересмотра целей, принципов, ориентиров, идей, лежащих в основе нравственного и гражданского воспитания. Необходима четкая концепция воспитания вообще и гражданского воспитания в частности.
Цели и задачи высшего образования заключаются в приобретении студентом социокультурного облика компетентного специалиста; достижении высокого качества профессиональной подготовки; формировании в процессе овладения системой знаний творческой самостоятельности и критичности мышления; развитии качеств инициативной личности, позволяющих учащимся свободно ориентироваться в окружающей действительности, быть готовыми принимать самостоятельные решения, связанные с личным участием в социальной жизни общества в трудовой деятельности; усвоение студентами нравственных норм, обычаев и традиций, накопленных обществом в труде и в быту и обеспечивающих им возможность и право функционировать в нем в качестве полноправного члена, безболезненно и успешно адаптироваться в условиях перехода страны к демократичному гражданскому обществу с рыночной экономикой (см. табл. 1).
Таблица 1
Влияние высшего учебного заведения на гражданское воспитание студентов______________________________________
Характеристики системы высшего образования Влияние вуза на воспитание гражданственности студентов
Возможность добровольного выбора высшего учебного заведения Осознанное принятие на себя определенных норм социального поведения и подчинение им
Возможность добровольного участия в жизнедеятельности вуза Формирование способности к самостоятельному выбору и готовности брать ответственность на себя
Наличие в вузовской среде референтных для студента групп сверстников и взрослых Формирование готовности к рефлексии, самооценке; создание условий для поддержки поведения и компенсации нарушений общения в семье
Возможность достаточно быстрой ротации социальных ролей Повышение самоцели. Получение разностороннего гражданского опыта, формирование готовности к выполнению разнообразных гражданских функций
Наличие условий для студенческого самоуправления Получение опыта лидерства, руководства. Формирование основ для жизненного самоопределения
Анализ состояния проблемы воспитания гражданственности студентов в усло-виях высшей школы показал наличие различных подходов к рассмотрению обозна-ченного вопроса и доказал социокультурную направленность гражданственности как общественной ценности. Нами актуализирована интегративная методология (систем-ный, культурологический и развивающее-деятельностный подходы), которая пред-
ставляет собой направление методологии научного познания и практики высшей шко-лы, в основе которого лежит систематизация социокультурной деятельности студентов в вузе направленная на активное включение в деятельность по воспитанию граж-данственности и реализации саморазвития личности студента как человека культуры в целом.
Формирование гражданских качеств у студентов младших курсов и планирование деятельности по воспитанию гражданственности на основе практико-ориенти-рованных форм, где студент воспринимается в качестве субъекта социального действия, является спецификой формирования гражданских качеств, адекватно восприни-мается студентами согласно их возрастным особенностям. Ведь именно в этом возрасте у них ярко выражено желание самоутверждаться через
отдельные поступки и таким образом доказать свою «взрослость».
Каждый вузовский студент-младшекурсник - личность со своими интересами и потребностями, с уже имеющимся жизненным опытом, привычками, ценностями и т.п., поэтому нужно дать право студенту самому найти ту профессиональную сферу, в которой он будет чувствовать себя более комфортно, где ему будет интересно. Необходимо дать ему возможность самому планировать свою деятельность в соответствии со своими интересами и потребностями.
Для эффективного воспитания гражданственности студентов младших курсов необходимо, чтобы сам педагогический процесс отличался своей целенаправленностью, продуманностью содержания, разнообразием методов и приемов воздействия, технологичностью организации взаимодействия, соответствием, согласованностью, совместимостью отдельных элементов, их подчиненностью главной цели - воспитанию гражданина с достойным образом жизни.
Основная цель воспитания гражданственности студентов младших курсов в выс-ших учебных заведениях - воспитание в них нравственных идеалов общества, чувства созидательного отношения к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества, сознания человека, с ответственностью выполняющего свой гражданский долг и понимающего, что от его действий зависит не только собственная жизнь, но и судьба близких людей, народа и государства; освоение ряда культурных идей; формирование ценностных ориентации и на их основе личностной позиции.
Для воспитания гражданственности студентов вуза культуры и искусств нами была разработана и внедрена соответствующая педагогическая модель, поддержанная комплексом педагогических условий. В данной модели нами выделены следующие блоки: блок целеполагания, организационно-содержательный, функциональный и ана-литико-резуль-тативный блоки.
В рамках реализации целевого блока модели важно, чтобы в образовательном процессе повышалась социальная значимость деятельности студентов младших курсов. Цель любой деятельности - не только направление, но и достижимый результат ее практической реализации. Целью создания педагогической модели является описание структуры рассматриваемого процесса, а целью самой модели - воспитание гражданственности студентов младших курсов, обладающего высоким уровнем гражданской ответственности, социальной активности. Воспитание гражданственности есть процесс культурно обусловленный, целостный, деятельностный, нормативно-правовой, индивидуализированный.
В основу организационно-содержательного блока модели заложен процесс усвоения студентами младших курсов норм гражданской ответственности, ценностных ориентаций на Отечество, социальной активности. Учитывая специфику вуза культуры и искусств, содержание воспитания гражданственности у студентов мы связываем с содержанием их социокультурной деятельности. Последняя во многом предопределяет и реализацию функционального компонента соответствующей модели.
Исходя из исследований Ю.Д. Красильникова,
Т.Г. Киселевой, Н.Н. Ярошенко и др. [Цит. по: 3], мы выделили нижеследующие направления социокультурной деятельности по воспитанию гражданственности студентов младших курсов.
Просветительская социокультурная деятельность предполагает формирова-ние мировоззренческого блока гражданственности. К видам просветительской деятель-ности в рамках нашего исследования мы относим:
- на первом курсе - краеведческие экскурсии, встречи с интересными людьми-земляками, посещение музеев, памятных мест, что способствует воспитанию гражданственности студентов (в современный период особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России);
- на втором курсе - поисково-краеведческую работу, которая целенаправленно воздействует на формирование облика молодого поколения и обеспечивает решение главной
задачи - формирования зрелой морально-нравственной личности.
Досуговая социокультурная деятельность предполагает формирование поведенческого блока гражданственности, поскольку формирование ценностей гражданственности студентов происходит в единстве учебно-воспитательной и досуговой деятельности и при условии их взаимодополняемости.
К данному направлению относятся технологии развития туристско-экскурсион-ных маршрутов на базе историко-культурных объектов; технологии возрождения традиционных форм социокультурной деятельности: народных промыслов, ремесел, обрядов и др.; созидательная социокультурная деятельность, направленная на формирование оценочного блока.
Предметно-кружковая деятельность опирается на возможности включения студентов в различные виды гражданской деятельности, соотносящиеся с их интересами и направленные на гражданское и нравственное воспитание, интеллектуальное развитие.
В частности с целью совершенствования системы гражданско-правового воспитания и создания условий для формирования у студентов активной гражданской позиции, гражданского самоопределения, ответственности, национального самосознания в Челябинской государственной академии культуры и искусств были созданы: объединение дискуссионных клубов «Человек и общество»; коллектив современной хореографии, реализующий в числе других мероприятия гражданской направленности: «Офицерский бал», постановки к Дню победы и др.; поисковое объединение «Звезда» и др.
Поисково-исследовательская деятельность нацелена на переход студентов с позиции созидателя в позицию инициатора. К ее технологиям мы относим технологии:
- создания территориальных краеведческих энциклопедий и справочников;
- реставрационные, связанные с возвращением памятникам и культурным сооружениям первоначального назначения;
- музеефикации частных художественных собраний и коллекций (произведений изобразительного искусства, орденов, костюмов, монет, почтовых марок и т.д.); издание тематических книг о ветеранах, истории вуза, материалы для которых помогают готовить студенты;
- реализуемые в рамках тренинговой программы «РОСТ», в подготовке и проведении «круглых столов», диспутов, дискуссий, посвященных обсуждению наиболее актуальных проблем современного российского общества, Уральского региона, способствующих развитию у молодежи желания действовать не только для удовлетворения своих потребностей, но и во имя процветания Отечества, повышения его авторитета среди других стран мирового сообщества.
Общественно-политическая деятельность представляет собой проявление активной позиции студента, рефлексии полученных знаний, умений, навыков. К технологиям данного направления относятся открытие стендов-мемориалов, мемориальных досок, именных аудиторий; участие в выборах в вузовское самоуправление; участие в анализе и организации выборов на уровне региона и федерации; участие в деятельности партий и движений и др.
Социально-педагогическая деятельность направлена на оптимизацию социально-культурного пространства вуза, организации многоуровневой вузовской социально-культурной среды, т.е. совокупности социальных и духовных факторов и условий, непосредственно окружающих студента в процессе его гражданского воспитания.
К данному виду деятельности мы относим пропаганду героического прошлого и славных традиций Вооруженных Сил; организацию встреч с ветеранами вуза; торжественные
Библиографический список
собрания, посвященные памятным датам отечественной истории; беседы, посвященные воспитанию уважения к историческому прошлому своей страны, чувства долга офицера перед Родиной; военно-спортивные праздники и др.
Деятельность, осуществляемая в рамках студенческого самоуправления, связанная с активизацией самоорганизации социокультурного образовательного пространства в различных сферах своей жизнедеятельности (учебно-производственной, в системе экологии нравственных отношений, рекреационной деятельности, взаимодействия различных социальных общностей, в сфере корпоративной культуре).
Все указанные виды социокультурной деятельности должны, по мнению различных исследователей, реализовываться на основе принципов добровольности; ин-дивиду-альной обусловленности; непрерывности и продолжительности; самореализа-ции; развития; всестороннего учета интересов и потребностей личности; гуманисти-ческого характера социокультурной деятельности; приоритета человеческих ценностей, жизни и здоровья личности; учета культурно-исторических и национальных традиций; общедоступности и адаптации реализуемых программ к уровням и особенностям разви-тия личности, свободы и плюрализма в выборе видов деятельности; демократического характера управления.
Организационно-содержательный блок так же предполагает реализацию комплекса организационно-педагогических условий, включающего:
- формирование социально значимых ценностных ориентаций студентов младших курсов в системе учебной деятельности высших учебных заведений;
- формирование гражданской ответственности студентов;
- разработку и реализацию программы воспитания гражданственности студентов.
Наличие трех приведенных условий, обеспечивает реализацию функций модели, к которым относятся теоретикопознавательная, адаптационная, коммуникативная, прогностическая и рефлексивная.
Одним из важнейших элементов управления педагогическим процессом является аналитическая деятельность, поэтому нами выделяется аналитико-результативный блок модели. При этом в качестве результатов реализации модели воспитания гражданственности студентов младших курсов в социокультурной деятельности вуза культуры и искусств нами рассматриваются:
1) гражданская направленность личности выпускника вуза как субъекта, ответственного за развитие личности каждого члена общества, за судьбу своей семьи, своего народа, своего Отечества;
2) гражданская позиция личности, обеспечивающая развитие жизненного потенциала человека, семьи, общества, государства;
3) сформированная нравственная культура, позволяющая личности выстраивать новые демократические отношения в гражданском обществе.
Итоги проведенной нами исследовательской работы позволяют утверждать о правомерности и целесообразности реализации раскрываемой в настоящей статье модели воспитания гражданственности у студентов вуза, которая в условиях вуза культуры и искусств наполняется специфическим содержанием социокультурного характера.
Наряду с этим мы считаем, что существует ряд проблем, требующих более углубленного и серьезного изучения. Таковым, с нашей точки зрения, может быть поиск новых педагогических условий воспитания гражданственности у студентов.
1. Бурцев, В.М. Государственная молодежная политика как фактор становления гражданского общества : автореф. дис. ... канд. полит. наук. -Санкт-Петербург, 2007.
2. Титова, Е. Н. Формирование гражданственности студентов высших учебных заведений в учебном процессе технического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тула, 2000.
3. Андреева, А.Ю. Возможности технологий социально-культурной анимации в формировании патриотических качеств молодежи (результаты опытно-экспериментальной работы) // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». - Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. - Вып. 3 (71).
4. Вовлечение молодежи в социальную практику как приоритет государственной молодежной политики: сб. науч. ст. / Упр. по делам молодежи Федер. агентства по образованию, Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и воспитанния РАО. - М.: ФГУ "ГосНИИ семьи и воспитания", 2006.
Статья поступила в редакцию 21.10.09
УДК 159.922.7376
В.А. Глухова, преподаватель ЮУрГУ, г. Челябинск, Е-mail: gluhova-vera@, mail.ru
АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ
В статье анализируются исследования особенностей межличностных отношений одаренных детей в группе сверстников. Рассматриваются группы социально-психоло-гических факторов, влияющих на межличностные отношения одаренных детей, способствующих или препятствующих реализации их интеллектуально-творческих потенциалов. Особое внимание уделяется таким социально-психологическим факторам, как особенности соотношения высоких интеллектуально-творческих потенциалов одаренных детей с их социальным статусом в группе сверстников, соотношение одаренности и лидерства, влияние феномена диссинхронии на развитие одаренных детей.
Ключевые слова: одаренные дети, социально-психологические факторы, межличностные отношения, статус, одаренный лидер.
Проблема взаимодействия одаренной личности и социума является наиболее актуальной в современной психологии одаренности. Динамика развития одаренной личности не может рассматриваться вне взаимодействия личности и ее социального окружения. Факторы среды влияют на личность, ее творческое и когнитивное развитие. Они воздействуют на внутренние и внешние процессы, способствующие или противодействующие творчеству, а также на продукт творчества, на способ и возможность его реализации, усовершенствования и передачи, его полезность и приемлемость для окружения. Одаренная личность - это личность особого психического склада, для которой чрезвычайно значима социальная реализация. Если этого по какой-либо причине не происходит, то развитие одаренной личности идет по дисгармоничному пути, при котором одаренность утрачивается или характер ее трансформируется в деструктивный [1; 2].
В концепции «Одаренные дети: экология творчества», теоретическим источником которой стала социальная психология творчества, В.Г. Грязева и В.А. Петровский отмечали, что проблема взаимодействия личности и социума, организации жизненной среды для развития творческой личности является чрезвычайно острой, так как в обществе существует, с одной стороны, остракизм творчески одаренных людей, а с другой - эксплуатация их возможностей [1]. Противоречия между потребностями общества в людях, неординарно мыслящих, творческих, способных достигнуть наибольших успехов в различных областях, и невозможностью одаренных людей соответствовать предъявляемым обществом требованиям в силу их социально-психологического развития является центральной проблемой социальной психологии творчества. Целью экопсихологии творчества является поиск и определение параметров микро- и макросреды, значимых для процессов развития творческой одаренности, интеграция, создание условий развертывания персонального пространства творчески одаренной личности, которое понимается как пространство людей, в котором она интегрирована как творческая индивидуальность [1; 3].
Проанализируем различные подходы к исследованию данной проблемы.
Одарённые дети с интеллектуально-творческим потенциалом обладают повы-шенной чувствительностью к социальной действительности по сравнению с их сверст-никами с обычным уровнем развития. На них негативно влияет неблагополучно скла-дывающиеся взаимодействия и взаимоотношения, формирующиеся на различных социальных уровнях: в семье, школе, группах сверстников [2; 4].
Рассмотрим группы социально-психологических факторов, влияющих на меж-личностные отношения одаренных детей в группе сверстников, способствующих или препятствующих динамике их интеллектуально-творческого развития. К ним относятся такие факторы, как, во-первых, особенности соотношения высоких интеллектуально-творческих потенциалов одаренных детей с их социальным статусом в группе сверст-ников, во-вторых, соотношение одаренности и лидерства, в-третьих, влияние феномена диссинхронии на развитие одаренных детей.
Социально-психологическое направление в исследованиях одаренности концентри-рует внимание на взаимосвязи интеллектуально-творческих способностей с уровнем эмоционального, личностного развития и с социальным статусом индивида. [5; 6; 7] Межличностные отношения в коллективе учащихся могут либо способствовать, поощрять развитие творческих способностей одаренных детей, либо препятствовать их развитию, сдерживать его [7]. В известных исследованиях детских групповых взаимоотношений, изучающих особенности взаимодействия и общения одаренных детей, выявлена неод-нозначность взаимосвязи высокого уровня развития интеллектуальнотворческих по-тенциалов и благоприятного положения в группе.
В исследовании Т. В. Сенько было установлено, что дети старшего дошкольного возраста с высокой и средней успешностью в индивидуальной познавательной деятельности, как правило, имеют благоприятное положение в группе - входят в категории «звёзды» или «предпочитаемые». Однако дети с высокой успешностью иногда попадали и в категорию «изолированные» [8].
В рамках научной школы А.В. Петровского проблема одаренности рассматривается с позиций влияния референтных отношений. Так, в своём исследовании, выполненном в русле психологической школы А. В. Петровского,
О.Б. Крушельницкая особое внимание уделяет анализу воздействия реально функционирующей группы на одарённого ученика и особенностям взаимоотношений со своим школьным окружением и, прежде всего, с педагогами и сверстниками. На основании результатов исследования были сделаны следующие выводы: в начальных классах одаренные дети, по мнению одноклассников, выступают по преимуществу высокостатусными, причем мнение одноклассников и педагогов совпадают. В среднем звене одаренные дети, по мнению одноклассников, одновременно оказываются в системе интрагрупповых отношений либо высокостатусными, либо близко к высокостатусным, однако педагоги не всегда оценивают одаренных детей как высокостатусных. В старших классах одаренные дети, по мнению одноклассников, не восокостатусные члены группы, в то время как педагоги оценивают одаренных учащихся как высокостатусных [9].
В исследованиях, проведённых на детях школьного возраста, также были получены неоднозначные результаты. Одни из них свидетельствует о том, что ученики с высокими показателями умственного развития и школьной успеваемости пользовались большей популярностью у своих сверстников, но если их коэффициент умственного развития ДО) значительно превышал средний показатель по группе, то наблюдалась тенденция снижения их социометрического статуса. Другие результаты указывают на то, что школьники с высокими показателями умственного развития имели высокое положение в статусной структуре группы, а с высокими показателями творческой одарённости - низкое
[4].
Л. Холлингуорт установила, что интеграция одаренных подростков в группе зависит от уровня их интеллектуального развития. Так, если ^ одаренного ребенка находится в диапазоне от 185 до 190 баллов, то такие чрезвычайно одаренные дети об-