Научная статья на тему 'Проблемы внедрения компетентностного подхода в обучение физике студентов вузов'

Проблемы внедрения компетентностного подхода в обучение физике студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / ИНСТРУМЕНТЫОЦЕНКИ / ФОРМА КОНТРОЛЯ / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / PHYSICAL ANALYSIS AND SYNTHESIS OF INFORMATION / ASSESSMENT TOOLS / FORM OF CONTROL / LEVEL OF DEVELOPMENT OF COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланкина М. П., Эйсмонт Н. Г.

Обсуждаются теоретико-методологические, содержательно-технологические и организационно-нормативные проблемы реализации компетентностного подхода в профессиональном физическом и техническом образовании. На материале общего курса физики простроена логическая цепочка: структура компетенций содержание обучения средства оценивания и формы контроля уровня сформированности элементов компетенций. Показано, что оценочные средства, адекватные компетентностному подходу, можно разработать только для итоговой аттестации выпускниковфизических итехнических направлений подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ланкина М. П., Эйсмонт Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of implementation of competence-based approach to teaching physics university students

The paper discusses the theoretical and methodological, content-technological, organizational and regulatory challenges in the implementation of the competency approach professional physical and technical education. Authors on the material of the general physics course build a logical chain: structure competences learning content assessment tools and forms of control the level of formation of elements of competencies. It is shown that the evaluation tools, adequate competence approach can be developed only for final certification of graduates of physical and technical training areas.

Текст научной работы на тему «Проблемы внедрения компетентностного подхода в обучение физике студентов вузов»

ФИЗИКА

Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 37-40.

УДК 372.853:378

М.П. Ланкина, Н.Г. Эйсмонт

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Обсуждаются теоретико-методологические, содержательно-технологические и организационно-нормативные проблемы реализации компетентностного подхода в профессиональном физическом и техническом образовании. На материале общего курса физики простроена логическая цепочка: структура компетенций - содержание обучения - средства оценивания и формы контроля уровня сформированности элементов компетенций. Показано, что оценочные средства, адекватные компетент-ностному подходу, можно разработать только для итоговой аттестации выпускников физических и технических направлений подготовки.

Ключевые слова: компетентность, физический анализ и обобщение информации, инструменты оценки, форма контроля, уровень развития компетенции.

С 2011 г. произошел переход вузов к подготовке выпускников по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) третьего поколения. Во ФГОС третьего поколения различных специальностей и направлений по основным образовательным программам, реализуемым в вузах Российской Федерации, принят компетентностный подход к определению цели и содержания обучения. В частности, этот подход применяется к обучению физике студентов физических факультетов классических университетов, а также студентов технических вузов. В настоящее время утверждаются версии государственных образовательных стандартов ФГОС 3+, в которых сохраняется этот же подход.

При разработке вузами основных образовательных программ (ООП) по физическим и техническим специальностям и направлениям возникает ряд проблем. Сгруппируем их по степени общности.

Теоретико-методологические проблемы. Переход от деятельностного подхода, принятого в государственных образовательных стандартах предыдущих поколений, к компетентностному требует принципиально другой, чем прежде, модели выпускника. Профессиональная деятельность физиков, выпускников классических университетов, - исследовательская; профессиональная деятельность инженеров - исследовательско-конструкторская. Иначе говоря, деятельность тех и других специалистов является научно-познавательной. Отечественные педагогические психологи выявили структуру любой познавательной деятельности: она содержит операциональный, предметный, рефлексивный, личностный слои [1]. Компе-тентностный подход предполагает, что в новой модели выпускника должен быть активно задействован личностный слой наряду с остальными. Первая проблема возникает в связи с тем, что личностный слой не допускает прямого воздействия, управляемого формирования, а уровень его развития (или сформированности) не может быть непосредственно измерен. Иначе говоря, цель обучения в этом случае уже не может быть поставлена диагностично (согласно [2]).

Кроме того, в настоящее время в сфере российского образования и науки нет единого понимания понятий «компетенция» и «компетентность» применительно к дидактике высшей школы. Все исследователи трактуют и структурируют их по-разному (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, А.Н. Дахин и др.). Идёт спор о том, каковы основания выделения и разграничения видов компетенций и компетентностей. Вторая проблема -

© М.П. Ланкина, Н.Г. Эйсмонт, 2015

38

М.П. Ланкина, Н.Г. Эйсмонт

разграничения компетенций - тоже порождается активным включением в модель выпускника личностного слоя познавательной деятельности, имеющего принципиально интегральный характер и не допускающего разделения по отдельным компетенциям.

Физика представляет собой научную область «сильной гносеологической версии» с развитой, сложившейся структурой научного знания и научного исследования как деятельности. В области физики субъект отделен и от объекта исследования, и от инструментария исследования, т. е. результат познания слабо зависит от познающего субъекта как носителя определенного исторического типа культуры. Поэтому внедрение компетентностного подхода в обучение физике студентов вузов имеет внешний и несколько искусственный характер (третья проблема).

Теоретико-методологические проблемы

приводят к появлению содержательно-технологических проблем реализации компетент-ностного подхода к обучению на практике.

Во ФГОС третьего поколения бакалавриата по направлению «Физика», а также инженерных направлений перечислены общекультурные и профессиональные компетенции, которые надлежит сформировать у выпускника вуза. Однако на сегодняшний день не разработаны методики формирования конкретных компетенций в процессе изучения различных дисциплин, в первую очередь общего и теоретического курсов физики (четвертая проблема). Эта проблема будет становиться все острее в связи с резким снижением уровня физико-математической подготовки выпускников средних школ - многие вузы уже проводят для первокурсников коррекционные курсы элементарной физики и элементарной математики с включениями начал математического анализа.

Вместе с ФГОС третьего поколения из Министерства образования и науки РФ в вузы пришли рекомендации разработчикам основных образовательных программ, в которых настоятельно предлагается таксономия учебных целей по Б. Блуму (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка). Пятая проблема заключается в обосновании выбора именно этой таксономии, а не какой-нибудь другой из имеющихся, например, в отечественной дидактике.

Есть и шестая проблема - отсутствуют общепринятые критерии определения уровней сформированности перечисленных компетенций, в частности, порогового уровня. С этим связана проблема оценивания уровня сформированности соответствующих компетенций.

Кроме перечисленных общих проблем имеются и частные - организационно-нормативные проблемы, связанные с разработкой долговременных и кратковременных учеб-

ных планов - переход к другой системе расчета трудоемкости отдельных дисциплин и всей ООП; противоречия между требованиями ФГОС в отношении некоторых дисциплин - несоблюдение стандартного соотношения «часы - зачетные единицы», например, для физического воспитания и т. д. Проблемы этого уровня, разумеется, менее значимы, чем проблемы двух предыдущих уровней общности.

В соответствии с требованиями системы менеджмента качества и приказом Министерства образования и науки РФ № 1367 от 19.12.2013 г. в рабочие программы дисциплин должны быть включены: виды и структура компетенций, подлежащие формированию у студентов при изучении данной дисциплины; процедуры и средства оценивания уровня сформированности компетенций; элементы компетенции должны быть разнесены по уровням - «знать», «уметь», «владеть», «пороговый уровень». В связи с отсутствием общепринятого корректного разрешения перечисленных выше теоретико-методологических и содержательно-технологических проблем все вузы разрабатывают шаблоны рабочих программ независимо друг от друга. В результате нет единых критериев оценивания уровня сформированности компетенций при изучении одной и той же дисциплины в разных вузах.

Мы, со ссылкой на А.В. Хуторского [3], будем разделять общее и индивидуальное в компетентностном образовании, используя при этом понятия «компетенция» и «компетентность» в разных смыслах:

Компетенция - отчуждённое, наперёд заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке обучающегося, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в определённой сфере.

Компетентность - владение, обладание учащимся соответствующей компетенцией, включающее его личное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность -уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) учащегося, она предполагает наличие минимального опыта применения компетенции в заданной сфере.

В этом случае два термина не перекрывают друг друга. Компетентность учащегося предполагает проявление по отношению к компетенции целого спектра его личностных качеств. Понятие компетентности включает не только когнитивную и операциональнотехнологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую.

Существует множество классификаций компетенций, но в большинстве моделей выпускника, отраженных во ФГОС третьего поколения, выделены только общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК). Различают несколько видов аттестации

Проблемы внедрения компетентностного подхода в обучение физике студентов вузов

39

обучающихся: в рамках конкретной дисциплины, междисциплинарную и квалификационную. Полностью уровень сформирован -ности ОК и ПК можно оценить только в ходе междисциплинарной и квалификационной аттестаций. В рамках конкретной дисциплины (например, физики) можно оценить уровень сформированности только отдельных элементов ОК и ПК.

Анализ ФГОС по физическим и техническим специальностям и направлениям подготовки позволил определить инвариантное содержание когнитивных компетенций, формируемых и диагностируемых при обучении физике:

• готовность к познавательной деятельности: дальнейшему образованию и самообразованию, к организации собственных приёмов изучения, к получению и обработке информации из различных источников, представленной в различном виде, к нахождению новых решений проблем;

• способность ставить и решать различные виды задач на различном предметном материале, используя при этом основные законы естественнонаучных дисциплин;

• способность к оценочной деятельности (включая контроль и самоконтроль, рефлексию, умение пользоваться оценочными средствами);

• способность к аргументации принятых решений, отстаиванию своей позиции;

• владение логическими приёмами мышления как инвариантной составляющей выделенных видов деятельности.

В качестве примера рассмотрим ПК-6 ФГОС бакалавриата направления «Физика»: способность пользоваться современными методами обработки, анализа и синтеза физической информации (в соответствии с профилем подготовки). Сопоставим возможности общего курса физики со структурой уровней освоения компетенции, предложенной в шаблоне ООП, рекомендованном Министерством образования и науки.

Студент знает:

• теоретические основы, основные понятия, законы и модели механики, молекулярной физики, электричества и магнетизма, оптики, атомной физики, физики атомного ядра и частиц; теоретические основы, методы теоретических и экспериментальных исследований в физике;

• структуру логических приемов (анализа и синтеза).

Студент умеет:

• применять теоретические основы, основные понятия, законы и модели физики;

• применять современные методы обработки экспериментальной и теоретической физической информации;

• анализировать базовую общефизическую информацию, физические профессиональные задачи, информационные процессы;

• создавать физические тексты с изложением результатов решения профессиональных физических задач.

Студент владеет:

• логическими приемами мышления -анализом и синтезом;

• современными методами обработки экспериментальной и теоретической физической информации.

Пороговый уровень

Знает математический аппарат, применяемый при решении физических задач; основы общей и теоретической физики, а также профильных физических дисциплин; информационные технологии.

Умеет применять теоретические основы, основные понятия, законы и модели физики; применять современные методы обработки экспериментальной и теоретической физической информации; анализировать базовую общефизическую информацию, физические профессиональные задачи, информационные процессы; создавать физические тексты с изложением результатов решения профессиональных физических задач.

Владеет логическими приемами мышления - анализом и синтезом.

В качестве форм контроля уровня сформированности компетенции могут выступать: контрольная работа, решение задач на практическом занятии, коллоквиум, тестирование, отчет о выполнении лабораторных работ по общему физическому практикуму, зачет, экзамен, итоговая государственная аттестация (государственный экзамен по физике на физическом факультете классического университета). В качестве средств оценивания могут использоваться предметные тесты, типовые и нестандартные задачи и задания по физике, теоретические вопросы к коллоквиуму и экзамену.

Приведем примеры заданий [4], которые можно использовать для контроля элемента ПК-6 - сформированности логических приемов мышления и умения создавать физические тексты с изложением результатов решения профессиональных физических задач.

1. Определите отношение, заданное между верхним и нижним понятиями в первой колонке и запишите недостающее понятие во вторую колонку так, чтобы получилось аналогичное отношение:

ускорение мощность

скорость ? (Аналогия)

2. Определите, какое из понятий в паре является причиной, а какое - следствием: изменение угловой скорости тела - наличие момента внешней силы? (Анализ причинноследственной связи)

3. Из приведённых понятий уберите лишнее и объясните свой выбор: момент импульса, угловая скорость, момент силы, масса, момент инерции. (Обобщение)

40

М.П. Ланкина, Н.Г. Эйсмонт

4. Из приведённых признаков понятия «момент инерции» выделите существенные: является мерой инертности тела при вращательном движении; зависит от формы и размеров тела; пропорционален квадрату радиуса окружности, по которой вращается тело; пропорционален массе тела; зависит от выбора оси вращения. (Анализ определения понятия «момент инерции»)

5. Самостоятельно составьте графическую задачу, в которой необходимо рассчитать силу тока на участке замкнутой цепи, содержащей 2 узла, 3 источника тока и 4 резистора. Решите полученную задачу.

Структура основных логических приемов, методики их формирования, уровни их сформированности и средства диагностики описаны в других наших публикациях (например, [5]).

Анализ состояния проблемы применения компетентностного подхода к проектированию образовательного процесса вуза приводит нас к выводу, что в этом случае результаты обучения можно оценивать лишь качественно, применяя метод экспертных оценок на последних этапах обучения, сформулировать цель обучения диагностич-

но не представляется возможным. Количественной оценке поддаются только отдельные элементы структуры требуемых компетенций, которые удается сопоставить с предметным, операциональным и рефлексивным уровнями познавательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Семёнов И. Н. Методологические проблемы системного изучения организации мыслительной деятельности // Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник. М. : Наука, 1982. С. 301-319.

[2] Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М. : Педагогика, 1989. 192 с.

[3] Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 3. С. 58-64.

[4] Сазанова Н. Г. Профессионально ориентированные задания по общей физике: учеб.-метод. пособие. Омск : КАН, 2О06. 40 с.

[5] Ланкина М. П., Эйсмонт Н. Г., Дубенский Ю. П. Активизация умственной деятельности учащихся: моделирование обучения физике : монография. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2013. 148 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.