Scientific journal PHYSICAL AND MATHEMATICAL EDUCATION
Has been issued since 2013.
Науковий журнал Ф1ЗИКО-МАТЕМАТИЧНА ОСВ1ТА
Видасться з 2013.
http://fmo-journal.fizmatsspu.sumy.ua/
Безусова Т.А. Пути организации компетентного подхода в сфере высшего профессионального образования. Фiзико-математична осв'та. 2018. Випуск 1(15). С. 137-141.
Bezusova Т. Ways Of Organization Of Competent Approach In The Sphere Of Higher Professional Education. Physical and Mathematical Education. 2018. Issue 1(15). Р. 137-141.
УДК 378
Т.А. Безусова
Пермскийгосударственный национальный исследовательский университет, Россия
DOI 10.31110/2413-1571-2018-015-1-024
ПУТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОГО ПОДХОДА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье определены основные идеи компетентностного подхода, в частности его специфика и условия реализации в высшем профессиональном образовании. Компетенция трактуется как производное понятие от междисциплинарного, развивающего образования. Основные принципы компетентностного подхода заключаются в организации образования, ориентированного на развитие самостоятельности студентов, создание условий для приобретения такой «позновательной» самостоятельности. Кроме того; содержание образование должно представлять собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных задач. Суть компетентностного подхода в высшем образовании определена через интеграцию и междисциплинарный синтез в обучении студентов. Обозначенные ФГОС ВПО общекультурные компетенции (инструментальные, межличностные, системные) усиливают необходимость междисциплинарных ударений в обучении. В статье рассмотрены общекультурные и профессиональные компетенции ФГОС ВПО, профессиональные компетенции сформулированы в общих дескрипторах квалификаций высшего образования. Компетентностный подход предполагает не усвоение суммы теоретических сведений, а приобретение обучающимися способностей, позволяющих самостоятельно выбирать траекторию поиска решения проблемных ситуаций. Перечислены приемы реструктуризации форм аудиторных занятий в высшей школе в условиях компетентностно-ориентированного обучения. Особое внимание уделено сравнительной характеристике понятий «компетенция», «компетентность», «квалификация». Понятие «компетенция» раскрывается как способность действовать в ситуации неопределенности; а понятие «компетентность» рассмотрено в совокупности взаимосвязанных личностных качеств, позволяющих продуктивно и качественно действовать в определенной области. Структура компетентности раскрыта через содержательный, деятельностный, технический, интеллектуальный, мотивационно-целевой компоненты. Профессиональная компетентность рассмотрена через призму единства когнитивных, мотивационных и поведенческих компонентов в структуре личности выпускника высшего учебного заведения.
Ключевые слова: компететностный подход, обучение в вузе, виды компетенций, профессиональная компетентность, структура компетентности.
В настоящее время экономическая ситуация в стране выдвигает особые требования к выпускникам высших учебных заведений, среди которых особую значимость получают требования системных интеллектуальных, творческих, рефлексивных, моральных новообразований личности, позволяющих эффективно организовать деятельность в социальном, экономическом, культурном смыслах. Изучая цели и результаты образовательной деятельности, исследователи в последние годы все больше обращаются к единству когнитивных, мотивационных и поведенческих компонентов в структуре личности выпускника высшего учебного заведения. В содержательном плане наиболее полно отражает это единство понятие «профессиональная компетентность» [5]. Пересмотр стратегических задач высшего профессионального образования определяет обращение непосредственно к компетентностному подходу.
Вопрос организации компетентностно-ориентированного вузовского образования был и остается проблемным. Различные стороны осуществления компетентностного подхода в системе Российского профессионального образования имеют место в публикациях А.Л. Андреева, В.И. Байденко, В.И. Блинова, Е.В. Бондаревской, И.А. Зимней, Э.Ф. Зеера, A.A. Орлова, В.В. Серикова, A.B. Хуторского, А.П. Тряпицыной, И.Д. Фрумина, В.Д. Шадрикова, П.Г. Щедровицкого и др. Дидактическое значение понятия «компетентность» определяется A.B. Хуторским.
Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс вуза требует некоторых изменений в как содержании образования, так и в методах, формах его организации. Обучение преимущественно имеет интегративно-деятельностный характер. Ударение ставится на необходимость целостного развития индивида, открытия особенностей творческой индивидуальности человека и, как следствие, формирования непосредственно его компетенций.
ISSN 2413-158X (online) ISSN 2413-1571 (print)
Компетенция является производным понятием от междисциплинарного, развивающего образования. Это интегративное свойство определяет необходимость обучения студентов через интеграцию и междисциплинарный синтез. Многие авторы отмечают, что эти тенденции не получили еще необходимого теоретического осмысления. Несмотря на ценность проводимых исследований по рассматриваемой проблеме, все же следует отметить отсутствие целостной теории компетентностно ориентированного высшего образования. На основе проведенного анализа сути компетентностного подхода, требований ФГОС ВПО, требований работодателей, а также на основе изученной практической деятельности учреждений высшего профессионального образования, выявлено противоречие между активным внедрением компетентностного подхода в систему высшего образования и недостаточной разработанностью дидактического обеспечения его реализации.
Учитывая вышеизложенное, будет обоснованным утверждение, что в существующем опыте компетентностно ориентированного образования актуальна потребность в разработке методических ориентиров, определяющих практические пути организации высшего профессионального образования.
Охарактеризуем имеющиеся в литературе взгляды на сущность и особенности реализации компетентностного подхода. Сташковой Е.Ю. [4] проанализированы причины несогласованности рынка образовательных услуг и требований рынка труда. Она предлагает способы взаимодействия между предприятиями и образовательными учреждениями через использование вариативно-атрибутивных шкал компетентностной модели выпускника (матрицы компетенций).
Вороновым М.В. [2] была сформулирована проблема формирования системы реализации компетентностного подхода в вузах, определены ее цели, основные функции, структура, механизм формирования и контроля уровня компетентности студентов в процессе обучения на основе дистанционных образовательных технологий. В качестве инструментария контроля различных уровней компетентности предложен тест-тренинг и приводится пример его построения.
Понятийный аппарат, раскрывающий смысл компетентностного подхода в образовании, сформирован частично. Однако можно выделить характерные особенности данного подхода. В самом общем значении, компетентностный подход можно охарактеризовать как совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
К числу таких принципов Артюхова А.И. [1] относит следующие положения:
- Смысл образования заключается в способности студентов самостоятельно решать задачи в различных сферах и видах деятельности через призму своего социального опыта (в том числе их собственного опыта).
- Содержание образования отождествляется с понятием дидактически адаптированного социального опыта решения познавательных, нравственных, мировоззренческих, политических и иных задач.
- Основное предназначение процесса обучения и воспитания представляется в создании условий для приобретения обучающимися опыта самостоятельного решения познавательных, нравственных, организационных, коммуникативных и иных задач, составляющих содержание образования.
- Оценка достигнутых образовательных результатов происходит путем анализа уровня образованности, достигнутого обучающимися на определенном этапе обучения.
Компетентностный подход в образовании во главу угла становит не усвоение суммы сведений, а приобретение обучающимися такого опыта деятельности (способностей), который обеспечил бы им умение определять свои цели, принимать решения в соответствии с поставленными целями и действовать определенным образом в типичных и нестандартных ситуациях, способности самостоятельно выбирать траекторию поиска решения проблемных ситуаций.
В рамках ФГОС ВПО раскрываются общекультурные и профессиональные компетенции. Раскроем способности, которые входят в обобщенные типы общекультурных компетенций [5]:
1. Инструментальные компетенции:
- когнитивные способности (подразумевают способность понимать и использовать базовые знания, идеи, соображения в различных областях);
- методологические способности (подразумевают знание основных общенаучных методов и умение применять их; умение управлять информацией, способность принятия решений и разрешения проблем; способность понимать окружающую действительность и управлять ею; способность к организации и планированию; способность выстраивать стратегии обучения и развития);
- технологические умения и способности (связаны с использованием техники; подразумевают сформированные компьютерные навыки и способности информационного управления);
- лингвистические умения и способности, коммуникативные компетенции (подразумевают грамотную письменную и устную коммуникацию на родном языке, а также знание второго языка).
2. Межличностные компетенции, к которым относятся: индивидуальные способности к самокритике и критического осмысления окружающей действительности; способности выстраивать отношения; навыки социального взаимодействия и сотрудничества; умение общаться со специалистами из других областей, умение работах в группах, в междисциплинарных командах; способность принимать социальные и этические обязательства; способность воспринимать межкультурные различия и взаимодействовать в международной среде.
3. Системные компетенции, основанные на восприятии того, каким образом части целого соотносятся друг с другом и оценивании в системе места каждого компонента, а также подразумевающие способности планировать изменения системы с целью ее совершенствования и конструировать новые системы. К системным компетенциям могут быть отнесены следующие:
- способность учиться;
- способность применять знания на практике;
- способность адаптироваться к новым ситуациям;
- исследовательские способности;
- креативность, способность порождать новые идеи;
- способность разрабатывать и управлять проектами;
- способность работать самостоятельно;
- забота о качестве.
Представленные ФГОС ВПО профессиональные компетенции выражают стандартизированные требования к человеку, необходимые для реализации профессиональной деятельности. В обобщенном виде профессиональные компетенции сформулированы в общих дескрипторах квалификаций высшего образования.
Бакалавр должен уметь:
- демонстрировать знания основ и истории развития своей основной дисциплины;
- ясно, логично излагать приобретенные базовые знания;
- в контексте полученных базовых знаний оценивать новую информацию и ее интерпретацию;
- понимать общую структуру своей дисциплины и взаимосвязь между подчиненными ей дисциплинами;
- реализовывать методы критического анализа теорий и концепций;
- грамотно реализовывать методики и технологии, относящиеся к дисциплине;
- демонстрировать понимание эмпирической и экспериментальной проверки научных теорий;
- демонстрировать понимание качества исследований, относящихся к дисциплине.
Магистр должен уметь:
- демонстрировать высокий уровень знаний в специализированной области конкретной дисциплины (уверенное знание новейших теорий, их интерпретаций, методов и технологий);
- осмысливать и интерпретировать новейшие факты и явления в теории и на практике; демонстрировать компетентность в методах независимых исследований; на высоком уровне интерпретировать результаты исследований;
- вносить оригинальный, хотя и ограниченный вклад в дисциплину (написание диссертации);
- демонстрировать компетентность на профессиональном уровне.
Понятие «компетенция» неразрывно связано с понятием «компетентность». В одной из педагогических дискуссий по проблеме компетентностного подхода в образовании понятие «компетенция» раскрывается как способность действовать в ситуации неопределенности [1]; а понятие «компетентность» рассмотрено в совокупности взаимосвязанных личностных качеств, позволяющих продуктивно и качественно действовать в определенной области [3].
При этом, следует подчеркнуть, компетентность - это владение человеком определенной компетенцией, или совокупностью компетенций, включающей его личностное отношение к предмету и деятельности. Компетентность представляет собой устойчивое качество личности, детерминирующее поведение человека во множестве ситуаций и прогнозирующее качественное или недостаточно качественное выполнение работы, измеряющееся при помощи конкретного критерия или стандарта.
Отмечается, что содержание компетентности, как личностного свойства, составляют, как минимум, пять базовых взаимосвязанных качеств человека.
1. Мотивы (то, что направляет поведение человека на определенные цели, действия, поступки). Поведение без мотива, определяющего намерения, не может рассматриваться как составляющая компетенции. Компетентности всегда содержат определенные намерения, благодаря которым человек работает на результат. Мотивированное поведение или намеренное действие предполагает размышление, предшествующее конкретному действию и прогнозирующее его последствия. Так, специалисты, мотивированные на деятельность и соответствующий ей результат, самостоятельно ставят перед собой цели, способствующие решению задач, несут ответственность за их достижение, устанавливают обратную связь, рефлексируют для достижения лучшего результата.
2. Психофизиологические особенности и свойства личности (психические и физические характеристики, обуславливающие соответствующие реакции на информацию или ситуацию). Например, для успешной реализации деятельности и получения качественного результата необходимы перцептивные и характерологические свойства личности, такие как внимательность, устойчивость и концентрация внимания, скорость восприятия информации, усидчивость, ответственность, инициативность, самостоятельность, целеустремленность и т.д.
3. Я-концепция («Образ Я») - это система представлений человека о самом себе. Может включать также и уверенность человека в том, что он может эффективно действовать в определенных ситуациях.
4. Знания, т.е. система взглядов, представлений, оценок, составляющих содержание информации, которой человек обладает в определенных сферах.
5. Умения, определяющие способности человека выполнять определенные умственные или физические действия, необходимые для решения поставленной задачи и достижения соответствующего результата.
А.А. Шехонин [6], учитывая отмеченные выше качества, раскрывает следующие компоненты компетентности: содержательный, деятельностный, технический, интеллектуальный, мотивационно-целевой.
Содержательный компонент составляет основу компетентности и представляет собой способность обучающегося к оперированию фундаментальными предметными и межпредметными знаниями, умениями и навыками, а также владение теоретическими и практическими основами решения учебно-профессиональных задач. Объем знаний, умений и навыков, определяющих содержательный компонент компетентности, представлен в содержании рабочих программ, утвержденных вузом.
Деятельностный компонент компетентности определяется готовностью обучающегося к реализации содержательного компонента в виде профессиональных умений и навыков и проявляется во владении общенаучными, частными, теоретическими и эмпирическими методами, приемами, средствами. Сущность данного компонента составляют понимание обучающимся смысла осуществляемой им деятельности, позитивное отношение к ней, уверенность в своих силах, а также опыт, обеспечивающий эффективность реализации определенного алгоритма действий.
Технический компонент компетентности определяется способностью к использованию компьютерных технологий и техники, способностью к применению специализированных программ в реализации содержательного и деятельностного компонентов.
Интеллектуальный компонент компетентности отражает кругозор обучающихся, развитое абстрактно-логическое мышлений, аналитический склад ума, соответствующие поведенческие реакции как относительно устойчивые личностные свойства, детерминирующие эффективное выполнение деятельности.
Мотивационно-целевой компонент компетентности предполагает наличие устойчивого стремления к реализации познавательных потребностей и интеллектуальных возможностей, понимание значения образования и самообразования в профессиональной деятельности, а также сформированные навыки организации самообразования, как необходимое условие профессионального роста.
Рассмотренные компоненты, составляющие содержание компетентности могут иметь у разных людей и в разных ситуациях разный уровень значимости, проявления и распознавания, но все же в комплексе определяют закрепленные поведенческие реакции и прогнозируют результаты деятельности, тем самым обеспечивая качественное и эффективное выполнение определенного круга учебно-профессиональных задач.
Учитывая представленные компоненты, профессиональная компетентность может быть определена как интегральная характеристика, предполагающая способность специалиста решать профессиональные задачи и проблемы, используя усвоенные знания, накопленный жизненный и профессиональный опыт, ориентируясь на склонности, ценности, принципы, идеалы и убеждения.
Важно различать при этом понятия профессиональная компетентность и квалификация. Профессиональная компетентность шире понятия «квалификация». Она содержит не только профессиональные знания, умения, навыки, но и такие личностные качества как инициативность, готовность к сотрудничеству, способность работать в группе, коммуникативные способности, характерологические особенности, опыт разрешения типовых профессиональных проблем и т.д.
Определим приемы реализации компетентностного обучения в вузе:
1. Практическая и исследовательская деятельность становятся основными в получении новых знаний.
2. Задачный материал практических и семинарских занятий требует ориентации в потоке неопределенной информации, избыточных и (или) недостающих данных.
3. Самостоятельное извлечение знаний из окружающего мира.
4. Использует прием аналогии для получения нового знания, разработка схем и алгоритмов решения массовых проблем.
5. Проведение самоанализа сформированности компетенций.
Таким образом, в условиях компетентностного подхода принципиально изменяется не только учебно-познавательная деятельность студентов, но и пересматриваются стратегические цели образовательной деятельности вуза.
Список использованных источников
1. Артюхина А.И. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.В. Лопановой. Омск: Полиграфический центр КАН, 2012. 198 с.
2. Воронов М.В. Слива А.В., Фокина В.Н. Компетентностное обучение в условиях информационно-коммуникационных дистанционных образовательных технологий. Открытое и дистанционное образование. 2008. № 3. С. 29-34.
3. Компетентностно-ориентированные задания в системе высшего образования/ А.А. Шехонин и др. Электрон. текстовые данные. СПб.: Университет ИТМО, 2014. 100 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/66511.html. ЭБС «IPRbooks».
4. Сташкова Е.Ю., Степанова С.М. Компетентностное развитие выпускника как инструмент эффективного взаимодействия бизнеса и науки. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2013. № 1 (32). С. 5-10.
5. Шемет О.В. Дидактические основы компетентностно ориентированного инженерного образования 13.00.08 -теория и методика профессионального образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Калуга -2010 Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике. URL http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-didakticheskie-osnovy-kompetentnostno-orientirovannogo-inzhenernogo-obrazovaniya#ixzz4tcQgyHWR(дата просмотра 28.09.2017).
References
1. Artjuhina A.I. Kompetentnostno-orientirovannoe obuchenie v medicinskom vuze: Uchebno-metodicheskoe posobie / Artjuhina A.I.[i dr.]; Pod red. E.V. Lopanovoj. Omsk: Poligraficheskij centr KAN, 2012. 198 p.
2. Voronov M.V. Kompetentnostnoe obuchenie v uslovijah informacionno-kommunikacionnyh distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij/Voronov M.V., Sliva A.V., Fokina V.N.// Otkrytoe i distancionnoe obrazovanie. 2008. № 3. P. 29-34.
3. Kompetentnostno-orientirovannye zadanija v sisteme vysshego obrazovanija [Jelektronnyj resurs]/ A.A. Shehonin [i dr.]. Jelektron. tekstovye dannye. SPb.: Universitet ITMO, 2014. 100 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/66511.html.— JeBS «IPRbooks».
4. Stashkova E.Ju., Stepanova S.M. Kompetentnostnoe razvitie vypusknika kak instrument jeffektivnogo vzaimodejstvija biznesa i nauki//Sovremennye naukoemkie tehnologii. Regional'noe prilozhenie. 2013. № 1 (32). P. 5-10.
5. Shemet O.V. Didakticheskie osnovy kompetentnostno orientirovannogo inzhenernogo obrazovanija 13.00.08 -teorija i metodika professional'nogo obrazovanija. Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni doktora pedagogicheskih nauk. Kaluga -2010 Biblioteka avtoreferatov i dissertacij po pedagogike http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-didakticheskie-osnovy-kompetentnostno-orientirovannogo-inzhenernogo-
obrazovaniya#ixzz4tcQgyHWR(data prosmotra 28.09.2017).
W3MK0-MATEMATMHHA OCBITA ($MO)
BunycK 1(15), 2018
WAYS OF ORGANIZATION OF COMPETENT APPROACH IN THE SPHERE OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
Tatyana Alekseevna Bezusova
The Perm State National Research University Abstract. The article outlines the basic ideas of a competence approach, in particular its specifics and conditions of implementation in higher professional education. Competence is interpreted as a derived concept from an interdisciplinary, developmental education. Basic principles of competence-based approach are an educational organization focused on the development of independence of students, creation of conditions for the acquisition of such "educational" autonomy. In addition; the content of education should be a didactically adapted social experience of solving cognitive tasks. The essence of the competence approach in higher education is defined through the integration and synthesis of interdisciplinary training of students. Designated FSES HPE of common cultural competencies (instrumental, interpersonal, systemic) reinforce the need for interdisciplinary emphasis in training. The article considers General cultural and professional competences, Federal state educational standards, professional competences are formulated in very General descriptors of higher education qualifications. Competence-based approach involves not the absorption amount of theoretical information, and the acquisition of studying skills, which allows to choose the path of finding solutions to problematic situations. Lists the methods of restructuring forms of classroom teaching in the higher school in conditions of competence-oriented learning. Special attention is paid to the comparative characteristic of the concepts "competence", "competence", "qualification". The term "competence" is revealed as the ability to act in situations of uncertainty; and the notion of "competence" is considered a set of interrelated personal qualities, enabling productive and efficiently act in a certain area. The structure of competence is disclosed through meaningful, activity-based, technical, intellectual, motivational and target components. Professional competence is considered through the prism of the unity of cognitive, motivational and behavioural components in the personality structure of a graduate educational institutions.
Key words: competence approach, training in the University, types of competences, professional competence, competence structure.