МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ПАСПОРТА И ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ОСНОВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Е.М. Кузнецова, Л.В. Михалёва
Аннотация. Система образования России нуждается в ряде реформ с применением новых подходов, направленных на ее модернизацию. Наиболее перспективным средством реформирования российского образования признан компетентностный подход, который лежит в основе ФГОС-3 ВПО. Компетенции, обозначенные в данном стандарте, требуют глубокого осмысления и всестороннего описания. Документ «Паспорт и программа формирования у студентов компетенции» позволяет представить максимально полную информацию о компетенции и путях ее формирования. В статье описываются основы методики разработки данного документа как основы компетентностно-ориентированного образовательного процесса.
Ключевые слова: компетентностный подход; компетенция; паспорт компетенции; программа формирования компетенции; методика разработки.
Реформирование российской системы образования, реализуемое в настоящее время в масштабах всей страны, является шагом по пути модернизации всех сфер жизни современного российского общества, в которой высшее образование должно стать одним из важнейших критериев успешности и перспективности.
Преобразования в системе образования призваны выполнить ряд ключевых задач: обеспечить интеграцию России в общеевропейское и глобальное образовательное пространство, повысить академическую мобильность учащихся и преподавателей, расширить международное научное сотрудничество, повысить конкурентоспособность выпускников российских вузов на мировом рынке труда и расширить для них перспективы самореализации в дальнейшей учебной, научной и профессиональной деятельности. Выполнение этих задач требует от всех участников образовательного процесса масштабной скоординированной деятельности по реорганизации учебного процесса в соответствии с современными требованиями и новыми подходами.
Наиболее эффективным средством реформирования российского образования признан компетентностный подход, в рамках которого процесс обучения понимается как комплексная деятельность, направленная на формирование у учащихся ряда компетенций. Из множества определений компетенции можно выбрать следующее: компетенция представляет собой комплексный феномен, совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности учащегося, необходимых для того, чтобы осуществлять личностно и социально значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной
действительности [1. С. 9]. По мнению И.А. Зимней, компетенцию можно рассматривать как объективное явление, заданное обществом, обусловленное уровнем его развития, а также уровнем развития экономической, производственной, культурной, образовательной и других сфер [2].
Компетентностный подход лежит в основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС-3 ВПО). Разработка и принятие данного стандарта поставили все учебные заведения перед необходимостью выявления и описания компетенций, формируемых в ходе освоения учащимися комплекса учебных дисциплин, соответствующих определенному направлению подготовки. Для представления максимально полной и адекватной информации о компетенции в компактной форме был предложен к разработке документ «Паспорт и программа формирования у студентов компетенции».
Данный документ лежат в основе организации компетентностно-ориентированного образовательного процесса. Макет данного документа открыт для свободного доступа, и с ним ознакомились представители большинства высших учебных заведений России, однако многие вузы в настоящее время не владеют методикой разработки паспорта и программы формирования компетенции.
Разработка паспорта и программы формирования для каждой компетенции вносит значительный вклад в дело практической реализации компетентностного подхода в рамках ФГОС-3 ВПО, в котором результаты образования описаны в терминах компетенций.
Можно кратко рассмотреть группы компетенций, обозначенные в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования на примере ФГОС-3 ВПО по направлению 035700 Лингвистика (квалификация «бакалавр»). Все компетенции, описанные в данном стандарте, разделены на две группы: общекультурные и профессиональные. Профессиональные компетенции подразделяются на четыре подгруппы [3]:
1) профессиональные компетенции в области производственнопрактической деятельности;
2) профессиональные компетенции в области научно-методической деятельности;
3) профессиональные компетенции в области научно-исследовательской деятельности;
4) профессиональные компетенции в области организационноуправленческой деятельности.
Всего ФГОС-3 ВПО по направлению 035700 Лингвистика (квалификация «бакалавр») содержит 12 общекультурных и 44 профессиональных компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника по данному направлению подготовки. Эффективное формирование каждой из компетенций невозможно без ее всестороннего описания, осмысления, определения особенностей ее образования, а также конкретных методов и условий
организации учебного процесса. Паспорт и программа формирования компетенции позволяют представить всю эту информацию в компактной форме.
В документе, в соответствии с его названием, выделяются две части: паспорт компетенции и программа ее формирования.
Паспорт компетенции включает в себя следующие разделы:
1) определение компетенции, описание ее содержания и основных сущностных характеристик;
2) определение места и значимости конкретной компетенции в совокупном ожидаемом результате образования выпускника по завершении освоения основных образовательных программ ВПО по определенному направлению;
3) актуальную структуру компетенции, выявленную по модели, предложенной ФГОС-3 ВПО;
4) информацию об уровнях сформированности компетенции (пороговом и повышенном) у учащихся с описанием основных признаков каждого из уровней;
5) определение общей трудоемкости формирования конкретной компетенции у среднестатистического студента вуза на пороговом уровне в часах.
Программа формирования компетенции дополняет описание, представленное в паспорте компетенции, путем конкретизации целей формирования данной компетенции у учащихся и обозначения содержания образования, необходимого для формирования компетенции.
В составе программы компетенции в свою очередь можно выявить следующие пункты:
1) цель (цели) программы формирования данной компетенции у учащихся;
2) содержание образования, необходимое для обеспечения формирования данной компетенции у учащихся;
3) основные пути, методы и технологии формирования компетенции у учащихся;
4) календарный график формирования компетенции у учащихся с обозначением возможных вариантов траектории формирования компетенции;
5) формы текущего контроля успеваемости, а также промежуточных и итоговых аттестаций сформированности компетенции у учащихся с указанием необходимых оценочных средств;
6) учебно-методическое и информационное обеспечение программы формирования у студентов вуза данной компетенции при освоении основных образовательных программ;
7) основные условия успешного формирования у студентов данной компетенции.
Описанная структура документа представляет собой макет стандартного паспорта и программы формирования компетенции, однако разработчикам в вузах предоставляется свобода в выборе конкретной структуры паспорта и программы формирования компетенций. Обязательным
требованием к структуре и содержанию паспорта и программы является наличие в них ответов на вопросы:
- каково содержание и сущностные характеристики конкретной компетенции выпускника;
- как (при помощи какого содержания, образовательных технологий, методов и т.д.) можно достичь ее формирования в условиях вуза;
- как (с помощью каких оценочных средств и технологий) можно оценивать уровень сформированности конкретной компетенции у студентов вуза и какие признаки должен продемонстрировать студент в рамках итоговой государственной аттестации, чтобы подтвердить уровень сфор-мированности компетенции.
В практическом аспекте разработка паспорта и программы для всех обязательных компетенций позволяет произвести обоснованный отбор необходимого содержания образования и сформировать на его основе состав и компетентностно-ориентированные рабочие программы учебных курсов, дисциплин, практик и др., а также облегчить разработку компе-тентностно-ориентированного учебного плана [4. С. 1].
Таким образом, составление паспорта и программы компетенции позволяет получить всестороннее описание определенной компетенции как ключевого элемента содержания образования с учетом специфических особенностей ее формирования у учащихся.
При разработке паспорта компетенции необходимо дать определение компетенции с описанием ее сущностных характеристик, а также указать место данной компетенции в совокупном ожидаемом результате образования. При этом разработчикам паспорта компетенции предлагается провести социологическое исследование с участием выпускников прошлых лет, работодателей, профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения и использовать его результаты.
Проведение подобного социологического исследования в полной мере отвечало бы требованию взаимодействия высших учебных заведений с целью предоставления работодателям возможности принимать активное участие в разработке и реализации современных образовательных программ.
Для организации участия работодателей в формировании содержания обучения экспертная группа, задействованная в разработке паспортов и программ компетенции, должна провести мониторинг рынка труда и выделить ряд стратегических партнеров, заинтересованных в найме выпускников конкретной специальности. Затем проводится их анкетирование посредством представления опросного листа, в котором представители предприятия или организации-работодателя определяют значимость для их предприятия (организации) компетенций, обозначенных в действующем ФГОС ВПО, и указывают на рекомендуемое содержание обучения. Такая оценка значимости каждой компетенции способствует адекватному определению университетом трудоемкости дисциплин, участвующих в формировании конкретных компетенций [5].
Ключевым элементом паспорта компетенции является актуальная структура компетенции, выявленная по модели, предложенной в ФГОС-3 ВПО, в которой усвоение компетенции предполагает обеспечение сфор-мированности знаний, умений, владения определенными навыками и опытом практической деятельности. Эта система позволяет дать системное описание компетенции, конкретизировать ее составляющие как конкретный результат процесса образования и воспитания.
Следует отметить, что на основе выявленной структуры компетенции определяется содержание учебной дисциплины, а также строится рабочая программа дисциплины, при разработке которой необходимо обеспечить соответствие содержания учебной дисциплины компетенции (или компетенциям) и практико-ориентированную направленность [6].
В качестве примера определения актуальной структуры компетенции в соответствии с принятым ФГОС ВПО можно представить структуру профессиональной компетенции-5 (ПК-5) ФГОС-3 ВПО по направлению подготовки 035700 Лингвистика (квалификация «бакалавр»). В ФГОС-3 ВПО данная компетенция обозначена следующим образом: выпускник умеет свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации.
В соответствии с ФГОС-3 ВПО освоение ПК-5 предполагает, что выпускник квалификации «бакалавр» по направлению подготовки 035700 Лингвистика должен:
- знать: 1) основные фонетические, лексические, грамматические, словообразовательные закономерности изучаемого языка; 2) речевые формулы, используемые для выражения собственной позиции, аргументации, отношения к теме разговора, согласия или несогласия с высказываниями других участников коммуникации; 3) вводные слова и конструкции, применяемые для обеспечения связности речи; 4) правила адекватного речевого поведения в различных коммуникативных ситуациях;
- уметь: 1) применять теоретические знания об устройстве и функционировании изучаемого языка для построения речевых высказываний;
2) выстраивать аргументированные, логически связанные отрезки речи на иностранном языке; 3) использовать разнообразные языковые средства для выражения своих мыслей, отношения, оценки; 4) выделять ключевую информацию и определять тон высказывания посредством использования адекватных интонационных схем;
- владеть: 1) обширным активным вокабуляром, позволяющим выражать свои мысли по различным темам; 2) достаточным объемом знаний о грамматическом строе изучаемого языка; 3) комплексом разнообразных средств выражения своих мыслей, отношения, оценки; 4) навыками адекватного речевого поведения.
Описание структуры компетенций по данной схеме позволяет конкретизировать цели образовательного процесса и выявить эффективные
способы и методы их достижения, а также определить объективные критерии оценки качества профессиональной подготовки выпускников и повысить прозрачность функционирования образовательной системы для потребителей образования и потенциальных работодателей.
Еще одним важным элементом паспорта компетенции является описание порогового и повышенного уровней сформированности компетенции у студентов - выпускников вузов. При этом содержательное описание уровня (т.е. формирующих его знаний, умений, навыков) дополняется перечислением основных признаков уровня. Повышенные уровни сформиро-ванности компетенции могут быть описаны по основному признаку, нескольким ключевым признакам или по всем обозначенным признакам.
Пороговый уровень сформированности компетенции предполагает способность учащегося решать только единичные задачи формируемой деятельности и ограниченную способность ориентироваться в условиях, что может привести к неверному применению имеющихся в распоряжении студента методов, не соответствующих реальным условиям задачи.
Повышенный уровень сформированности компетенции характеризуется умением решать определенные группы задач формируемой деятельности с пониманием условий и границ применимости способов их решения [7. С. 48].
Некоторые вузы при разработке паспортов компетенций выделяют три уровня сформированности компетенции: пороговый, продвинутый и высокий [8. С. 19]. При этом высокий уровень предполагает способность решать любые задачи, определенные в рамках формируемой деятельности с применением различных методов и полным учетом существующих условий задачи.
Программа формирования компетенции, прежде всего, представляет определение цели или комплекса целей формирования данной компетенции у студентов вуза.
Раздел программы формирования компетенции, посвященный описанию содержания образования, необходимого для формирования данной компетенции, содержит перечень учебных дисциплин и видов практической деятельности.
Определение данного перечня требует учета всех компонентов выявленной структуры компетенции и ее комплексного междисциплинарного характера. После составления списка дисциплин, формирующих содержание образовательной программы, следует определить, какие из них будут способствовать освоению компонентов компетенции, которую необходимо формировать в процессе обучения [7. С. 26].
Определение путей, методов и технологий формирования компетенции у выпускников вуза является ключевым элементом программы компетенции ввиду того, что этот раздел обозначает конкретные действия по достижению целей компетентностно-ориентированной основной образовательной программы, т.е. способы формирования у учащихся компетенций.
В основе определения путей, методов и технологий формирования компетенции лежат положения деятельностного подхода. Это объясняется тем, что для достижения цели становления выпускника вуза как субъекта профессиональной деятельности, саморазвития, а также субъекта межличностных отношений в коллективе и в условиях рынка труда необходимо рассматривать личность учащегося в образовательном процессе как субъект деятельности, способный самостоятельно формироваться в процессе деятельности и взаимодействия с другими людьми и определять характер взаимодействия. В данном контексте деятельностный подход представляется наиболее эффективным, так как предполагает качественно новые структуры взаимодействия между участниками образовательного процесса - преподавателями и студентами. В рамках деятельностного подхода это взаимодействие строится на основе самостоятельности и добровольного признания студентами стимулирующей роли преподавателя [7. С. 44].
Интерес к новым образовательным технологиям можно объяснить тем, что они предлагают решение задачи качественной подготовки растущего количества специалистов в сжатые сроки, которую ставит перед образовательной системой массовый характер высшего образования в настоящее время. Потребность в эффективных и современных образовательных технологиях в последние годы стимулирует рост их количества и разнообразия. Особенно активно развиваются информационно-коммуникационные технологии и технологии активного и интерактивного обучения.
Обращаясь к технологической стороне формирования компетенций, следует помнить о ключевой значимости оптимального выбора технологий и методов обучения. При этом большее количество аспектов, учитываемых при выборе технологий и методов, обеспечивает лучшие результаты обучения. В выборе методов и технологий нужно учитывать их соответствие:
- закономерностям и принципам обучения;
- целям и задачам обучения;
- содержанию и методам определенной науки в общем и конкретного ее раздела, освещаемого учебной дисциплиной, в частности;
- учебным возможностям учащихся (возрастным, уровню подготовленности, особенностям учебной группы или коллектива);
- особенностям внешних условий (географических, производственного окружения);
- возможностям преподавателей: опыту, знакомству с типичными ситуациями процесса обучения, в которых наиболее эффективно применяются определенные сочетания методов, уровню теоретической и практической подготовленности, способности применять определенные методы и средства, умению выбрать оптимальный вариант, личностным качествам и т.д. [9. С. 36].
Помимо описания путей, технологий и методов обучения, применяемых для формирования определенной компетенции, при разработке про-
граммы компетенции необходимо также составить календарный график процесса формирования компетенции с указанием перечня дисциплин и возможных траекторий формирования данной компетенции у студентов при освоении образовательных программ. Разработка этой части программы формирования компетенции требует совместной работы профессорско-преподавательского состава над определением комплекса учебных дисциплин, участвующих в формировании данной компетенции, и их оптимальным распределением по периодам образовательного процесса.
Процесс проектирования календарного графика требует решения задач, связанных с интеграцией блоков дисциплин, выявлением взаимосвязей образовательной и профессиональной подготовки и т.д. Следовательно, в этой работе должны принимать участие специалисты разного профиля (гуманитарного, естественно-научного), владеющие общей методологией развития образовательных систем [7. С. 23].
Оценка уровня сформированности каждой компетенции, согласно программе формирования компетенции, должна производиться с применением комплекса оценочных средств, обеспечивающих текущий и промежуточный контроль усвоенности компонентов компетенции, а также итоговую государственную аттестацию.
Среди основных требований к инструментам оценивания степени усвоенности компонентов компетенции можно назвать:
- надежность и валидность;
- наличие качественных и количественных методов анализа результатов;
- наличие заданий, способствующих выявлению сформированности компетенций, а также позволяющих получить информацию о качестве подготовки учащихся;
- применение комплекса адекватных образовательных и информационных технологий [10].
Закрепление содержания образовательной программы в приобретенных выпускником компетенциях проверяется комплексом оценочных средств, которые представляют собой регламентированные процедуры, охватывающие обобщенные контрольные (квалификационные) задания, или вопросы (систему вопросов в виде экзаменационного билета и эталонных ответов на них), либо систему заданий и вопросов.
Организация учебного процесса и контрольных процедур, отвечающих современным требованиям, невозможна без соответствующего учебно-методического и информационного обеспечения формирования у студентов вуза ряда компетенций. Макет программы формирования компетенции предлагает разработчикам описать рекомендуемое учебнометодическое и информационное обеспечение, которое позволит сделать процесс формирования компетенций максимально эффективным. Будучи неотъемлемой частью системы обучения, учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса является инструмен-
том повышения качества подготовки специалистов. Комплексное учебнометодическое и информационное обеспечение учебного процесса включает планирование, разработку и создание оптимального комплекса учебно-методической документации и средств обучения (в том числе информационных), которые необходимы для достижения определенного уровня качества профессионального образования в содержательных и временных рамках, определенных учебными планами и программой дисциплины.
Разработка данного комплекса должна отвечать определенным требованиям:
1) соответствие содержанию, запланированному программой дисциплины;
2) учет преимуществ и возможностей различных средств обучения в наиболее типичных ситуациях их применения;
3) реализация обучающей, воспитывающей и развивающей целей учебного процесса;
4) разнообразие традиционных и инновационных форм учебной работы, предлагаемых учебно-методическим обеспечением, и альтернативных путей организации учебного процесса.
Разработка программы формирования компетенций также предполагает описание условий (организационных, информационных, кадровых, мотивационных, научно-методических и учебно-методических, материально-технических, нормативно-правовых, финансовых), необходимых для успешного формирования конкретной компетенции, которые также определяют эффективность реализации инновационных образовательных программ [7. С. 80].
Разработка паспорта и программы формирования у студентов компетенций является на сегодняшний день одной из приоритетных задач, решение которой вносит значительный вклад в создание компетентност-но-ориентированной системы образования. Паспорт и программа формирования компетенций не только представляют комплексное и всестороннее описание компетенции как цели и результата образовательного процесса, но и указывают основные и альтернативные пути ее формирования, наиболее эффективные методы и технологии построения компетентност-но-ориентированного образовательного процесса, виды и формы контроля сформированности компетенций на всех этапах учебного процесса и условия, необходимые для успешного формирования компетенций. Эти документы могут лечь в основу построения программ учебных дисциплин, модулей, практик, учебных планов по принципам компетентностного подхода. Функционируя как инструменты унификации и установления единых требований, паспорт и программа формирования компетенции также предоставляют возможность последовательного учета индивидуальных особенностей образовательного процесса в различных учебных заведениях, условий и приоритетов развития, перспектив использования альтернативных способов формирования компетенций.
Литература
1. Гребенюк Т. Б. Методологические основы компетентностного подхода в образовании // Проблемы компетентностного подхода в среднем и высшем образовании : сб. науч. тр. / под ред. Т.Б. Гребенюк. Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. С. 7-17.
2. Зимняя И.А Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 5 мая. URL: http://www.eidos.ru/jour-nal/2006/0505.htm (дата обращения: 10.08.2010).
3. Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральный го-
сударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения по направлению 035700 Лингвистика квалификация (степень) «бакалавр». URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm541-1.pdf (дата обращения:
19.05.2011).
4. Комментарий к проекту паспорта и программы формирования компетенции. URL: www.rggu.ru/binary/object_32.1299070639.94168.doc (дата обращения: 18. 03. 2011).
5. Скокова Е.А. Рекомендации по разработке ООП по ФГОС ВПО. URL:
http://umu.sfedu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=295&Itemid=109 (дата
обращения: 10.03.2011).
6. Крючков С.Б., Трегуб В.Н. Рабочая программа учебной дисциплины как инструмент поэлементного формирования качества выпускника вуза // Методика и порядок проектирования основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО : материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конференции. URL: http://www.conf.muh.ru/100815/the-sis_Kryuchkov.htm (дата обращения: 12.05.2011).
7. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельно-стно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения / Т.П. Афанасьева [и др.]. М. : Изд-во МГУ, 2007. 96 с.
8. Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Опыт вузов по разработке паспортов компетенций. URL: http//:www.tsaa.ru/attachments/article/828/uso_opit_vuzov_2010.doc (дата обращения: 18.03.2011).
9. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М. : Просвещение, 1982.
10. Глубокова Е. Н. Фонды оценочных средств в структуре учебно-методического обеспечения подготовки бакалавров. URL: http://fit-herzen-conf.ru/glubokova.html (дата обращения: 20.04.2011).
METHODOLOGY OF DESIGNING THE COMPETENCY PASSPORT AND THE PROGRAM OF COMPETENCY FORMATION AS A BASIS OF COMPETENCE-ORIENTED EDUCATIONAL PROCESS Kuznetsova E.M., Mikhaleva L.V.
Summary. Russian educational system needs a range of reforms based on new approaches, aimed at its modernization. The competence approach, which forms the basis of the third generation State educational standard of higher education, is acknowledged as the most promising means of Russian education reforming. Competencies, pointed out by the standard, require thorough consideration and detailed description. The document «The competency passport and the program of competency formation» allows to present the complete data on the competency and ways of its formation. The article describes the foundations of the methodology of designing the document as a basis of competence-oriented educational process.
Key words: competence approach; competency; the competency passport; the program of competency formation; methodology of designing.