Научная статья на тему 'Проблемы внедрения инновационных технологий в педагогическую практику'

Проблемы внедрения инновационных технологий в педагогическую практику Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФЕНОМЕН СОПРОТИВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Расулов Хикмат Ахмедович

В статье раскрывается проблема сопротивления педагогического сообщества инновационным образовательным технологиям. Перечислены наиболее часто встречающиеся аргументы против инноваций и их влияние на молодых преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы внедрения инновационных технологий в педагогическую практику»

непосредственной работы с семьей и ребенком, сотрудники организации проводят мероприятия, направленные на изменения отношения общества к детям с особенностями развития.

Основные права ребенка - право на семью и право на развитие - принадлежат всем детям, независимо от того, есть ли у них нарушение в развитии и проблемы в семье или нет. За соблюдение этих прав и борются сотрудники службы раннего вмешательства.

При составлении программ помощи детям с инвалидностью сотрудники руководствуются принципом максимальной интеграции (включения) в сообщество и доступности образования среди обычных детей, что, несомненно, приведет к улучшению образа детей с инвалидностью, их скорейшему развитию и адаптации в обществе.

Список литературы

1. Указ Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева «О стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах» от 7 февраля 2017 года // Учитель Узбекистана. Т., 2017. № 6 (2453). 10 февраля. С. 1-3.

2. Постановление Президента Республики Узбекистан «О государственной программе по дальнейшему укреплению репродуктивного здоровья населения, охране здоровья матерей, детей и подростков в Узбекистане на период 2014-2018 годы // Собрание законодательства Республики Узбекистан. Т., 2014. 212 с.

3. Муминова Л.Р. Воспитание и обучение безречевых детей раннего возраста со сложными нарушениями развития // Педагогик таълим. Т., 2006. № 1. С. 72-75.

4. Муминова Л.Р., Нуркельдиева Д.А. Социально-педагогическое сопровождение детей групп «риска» как профилактика детской инвалидности // Ривожланишида муаммолари булган болалар коррекцион таълими: Илмий-амалий конференция туплами. Т., 2006. 186 с.

5. Муминова Л.Р. И невозможное - возможно // Бола ва замон. Т., 2006. № 4. С. 7-9.

6. Чичерина Я.Е. Реформы в области социальной защиты детей с особыми нуждами: Материалы международного форума «Реформы в системе социальной защиты детей». 15-16 ноября 2006 года. Т., 2016. 314 с.

7. Нуркельдиева Д.А., Назарова Э.Н. Проблемы диагностики психосоциального развития детей раннего возраста: Материалы международного форума «Реформы в системе социальной защиты детей». 15-16 ноября 2006 года. Т., 2006. 198 с.

8. Нуркельдиева Д.А. Мактабгача ёшдаги акли заиф болалар томонидан синтагматик муносабатиларни узлаштириш хусусиятлари // Ривожланишида муаммолари булган болалар коррекцион таълими: Илмий-амалий конференция туплами. Т., 2006. 231 с.

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ Расулов Х.А.

РасуловХикмат Ахмедович — кандидат технических наук, доцент, кафедра эксплуатации автомобильного транспорта, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрывается проблема сопротивления педагогического сообщества инновационным образовательным технологиям. Перечислены наиболее часто встречающиеся аргументы против инноваций и их влияние на молодых преподавателей. Ключевые слова: инновации, инновационные технологии, феномен сопротивления.

Сущность инновационных процессов образования заключается в решении двух важных проблем педагогики. Во-первых, это комплексное изучение, обобщение и распространение передовых методов в сфере педагогики. Во-вторых, что немаловажно, это внедрение успешных инновационных методик обучения непосредственно в педагогический процесс на практике [1].

Главной проблемой, с которой справиться часто бывает довольно сложно, является так называемый «феномен сопротивления» вводимым педагогическим, методическим и управленческим инновациям. Учёный А.И. Пригожин обобщил основные суждения, которые приводятся как аргументы против нововведений в педагогике [2]:

1. «Да, но... это у нас уже имеется...». Далее обычно приводят похожее новшество. В такой ситуации задача оппонентской стороны заключается в том, чтобы доказать обманчивость сходства, а также значимость отличий методик.

2. «У нас это никак не получится...» Для того чтобы подтвердить данный тезис, утверждающая сторона, как правило, озвучивает как можно убедительнее условия, которые делают введение инновации невозможным.

3. «Это не решит основных проблем...» Данное утверждение делают как бы с радикальной позиции. Здесь стараются выставить новшество очень незначительным, а инноватора -несостоятельным и недостаточно решительным для внедрения прогресса. Как известно, главное и второстепенное можно интерпретировать по-разному, поэтому отвод в данном случае практически гарантирован.

4. «Здесь требуется доработка». Конечно, любая инновация, любой новый проект нуждается в какой-либо доработке. И когда выдвигают это утверждение, преувеличивают недостатки инновации, характеризуя её, как «сырую», которую начинать внедрять ещё рановато.

5. «Имеются и другие предложения...» Здесь как бы подразумевают более интересную альтернативу предлагаемому нововведению, но совсем не для того, чтобы ввести её в жизнь, а в качестве отвлекающего внимание фактора от введения инноваций.

Практически при внедрении любых образовательных инноваций возникает проблема проявления вышеописанных стереотипов. Многие педагоги - сторонники инноваций сталкивались с каким-либо из вышеуказанных или даже со всеми аргументами. Если же инноватор будет знать логику поведения оппонента, то он сможет загодя подобрать опровержения данных суждений, таким образом, нейтрализуя противодействие оппонента. Инноватору в данном случае необходимо непрерывно работать рефлексивно, дабы выяснить, что скрывается за действиями, фразами его руководителей, коллег и пр.

Поведение людей по отношению к нововведениям может быть различным, одни примут новые правила и технологии на «ура», а другие будут противодействовать, являясь по своей природе консерваторами. Бывает и так, что человек может по-разному относится к нововведениям в разных сферах своей жизнедеятельности.

Когда педагог уже привык жить и работать по выше установленным нормам и правилам, то его желание и способность к нововведениям, поиску идеальных методик и программ, их внедрению в образовательный процесс и их творческому переосмыслению [3] постепенно угасает. У такого педагога внутренний мир уже стандартизирован, и он в жизни и в работе руководствуется определёнными инструкциями и предписаниями. Его сознание наполняется всё большим количеством уже готовых правил и норм образовательной деятельности [4]. Следствием здесь является тот факт, что учителю легче существовать в педагогическом сообществе, но уровень его творческих способностей значительно снижается.

Именно по этой причине важное направление в деятельности руководителей образовательных учреждений - школ и ВУЗов - это проведение анализа и оценки инновационных методик, технологий, вводимых педагогами, а также поддержка таких разработок и помощь в их продвижении.

Список литературы

1. Пальчук М.И. Инновации как научная категория современного профессионального образования и

обучения // International Scientific Review, 2017. № 2 (33). С. 65-69.

2. БычковА.В. Инновационная культура / А.В. Бычков // Профильная школа, 2005. № 6. С. 83.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр

«Академия», 2003. 176 с.

4. Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф.

Дис. Хабаровск, 2000. 289 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.