По мнению исследователей, в практике обучения и воспитания очень важно формировать умение отличать здоровые идеологические воззрения от нездоровых путём анализа и оценки различных мнений, убеждений, взглядов, подходов, а также иметь в виду, что идеологический иммунитет направлен на разоблачение всех форм деструктивной идеологии, таких как фундаментализм, экстремизм, фанатизм, терроризм и др.
В контексте сказанного выше следует отметить, что молодёжь может приобрести эти знания в процессе изучения учебного курса «Идея национальной независимости. Основные понятия и принципы», а также в рамках реализации Постановления первого Президента И.А. Каримова «О совершенствовании пропаганды национальной идеи и духовно-просветительской работы» (26 августа 2007 года). Выступая на международной конференции «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие», Президент Узбекистана Ш.М. Мирзиёев подчеркнул, что «По нашему твёрдому убеждению, формирование в обществе престижа образования и стимулирование у молодёжи стремления к самосовершенствованию - это залог достижения устойчивого и стабильного развития [7, с. 1].
Список литературы
1. Указ Президента Республики «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года № УП-4947 // Сборник законодательства Республики Узбекистан. Т., 2017. № 6.
2. Кадырова З.Р., Каримов Б.Р., Шарипов А.Д., Алиева В.Р. Проблемы формирования идеологического иммунитета молодёжи в процессе развития у неё современного мировоззрения и национальной идентичности. Т., 2012. 202 с.
3. Куракина О.Н. Интеркультурный диалог как средство духовного взаимообогащения культур // Педагогическое образование и наука. М., 2010. № 5. С. 37-40.
4. Каримов И.А. Юксак маънавият - енгилмас куч. Т.: Маънавият, 2008. 208 с.
5. Кадырова З.Р., Шарипов А.Д. К анализу формирования идеологического иммунитета молодёжи // Файзуллаев О. Фалсафа ва фанлар методологияси муаммолари: V илмий-назарий укишлари материаллари. Т., 2013. 276 с.
6. Эргашев Б., Сеитов А. Молодёжь Центральной Азии. Узбекистан на основе социологического опроса. Алматы, 2016. 280 с.
7. Мирзиёев Ш.М. Мир и стабильность в Афганистане - задача общая // Народное слово. Т., 2018. № 59-60 (6987-6988). 28 марта.
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ БЕЗРЕЧЕВЫХ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА Муминова Л.Р.1, Нуркельдиева Д.А.2
'Муминова Лола Рахимовна - доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора; 2Нуркельдиева Дилбар Ахматовна - кандидат педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник, Республиканский центр социальной адаптации детей, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья раскрывает вопросы, связанные с решением проблем безречевых детей со сложными нарушениями. Показаны пути решения данной проблемы в современных условиях. Приведены конкретные пути решения данной проблемы в условиях республики.
Ключевые слова: ребёнок, безречевые дети, сложные нарушения, детская инвалидность, дефектология, сенсорные впечатления, медико-психолого-педагогические консультации, родители малышей, задержка психо-речевого развития, коррекционно-развивающее обучение.
Реальное воплощение долгосрочных планов социально-экономического развития Узбекистана будет зависеть от уровня здоровья подрастающего поколения [1, с. 1]. В рамках реализации Национальной модели охраны здоровья матери и ребенка «Здоровая мать - здоровый ребенок» в республике осуществляется широкомасштабная работа, направленная на дальнейшее укрепление репродуктивного здоровья населения, усиление материально-технической базы и кадрового потенциала медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь в сфере охраны материнства и детства, внедрение современных методов диагностики, лечения и профилактики
заболеваний женщин, детей и подростков. В 2009-2013 годах оснащены современным медицинским оборудованием 227 родовспомогательных учреждений республики, созданы современные перинатальные центры в Андижанской, Навоийской, Самаркандской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской, Ташкентской, Ферганской и Хорезмской областях, более 1,5 млн беременных женщин в сельской местности обеспечены за счет средств Государственного бюджета поливитаминными комплексами. В результате за последние 5 лет количество детей, рожденных с аномалиями развития, уменьшилось в 1,3 раза. Среди детей в возрасте 6 - 15 лет заболеваемость острыми респираторными вирусными инфекциями снизилась на 9,7%, пневмонией - на 49,1%, бронхитом - на 32,8%, сколиозом - на 32,7% [2, 397]. Вместе с тем требуется дальнейшее усиление комплексных профилактических и лечебно-педагогических, диагностических мер по предупреждению врожденных и наследственных заболеваний. В этой связи особую тревогу вызывает увеличение численности детей с нарушениями развития, которое приводит к «инвалидизации».
Отсутствием объективной информации о состоянии детской инвалидности в республике является то, что отчеты ведомственных министерств не полностью отражают ситуацию, так как в них нет данных о детях раннего возраста. В связи с этим большая проблема отсутствие эффективной системы раннего выявления нарушений психофизического здоровья у детей. Наиболее перспективным и реальным направлением развитием здравоохранения и специальной педагогики представляется разработка мер профилактики социальной дезадаптации детей. Основой такого подхода должна стать возможность более раннего вмешательства в нарушенное развитие детей раннего и дошкольного возраста [3, с. 72]. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития требует особых методологических, организационно-технологических подходов и создания целого комплекса дополнительных условий. Учитывая экономическое положение, наиболее перспективным и реальным направлением развития дефектологии представляется разработка мер профилактики социальной дезадаптации у детей как наиболее ресурсосберегающей педагогической технологии. Основой такого профилактического подхода должно стать более раннее вмешательство в нарушенное развитие младенцев и детей раннего возраста. По мнению специалистов, решающим аргументом в пользу такого вмешательства является зависимость эффективности корригирующих мероприятий от сроков их проведения. Дефекты развития организма могут быть выправлены тем легче, чем раньше они обнаружены (А. Баранов, Д.И. Зелинская, И. Леушина, Л.Р. Муминова, Д.А. Нуркельдиева, Я.Е. Чичерина и др.). Между тем к настоящему времени возникло известное противоречие между потребностями общественной практики и отсутствием научного обоснования психолого-педагогической поддержки детей с проблемами в развитии раннего возраста. Не разработаны организационно-методические основы ранней диагностики, коррекционно-развивающей абилитации и реабилитации детей со сложными нарушениями развития, которые в настоящее время лишены необходимой педагогической помощи, а также не осуществляется организованная работа с родителями. В настоящее время в республике единственная организация, где оказывается ранняя помощь детям со сложными нарушениями. Это на базе Республиканского центра социальной адаптации детей функционирует служба раннего вмешательства, направленная на помощь семьям, имеющим детей с нарушениями развития в возрасте до 3 и старше лет. Раннее вмешательство -система помощи семьям с детьми раннего возраста со сложными нарушениями в развитии, а также детям группы социального и биологического риска. Помощь оказывается междисциплинарной командой специалистов - врачами, физическими терапевтами, эрготерапевтами, педагогами, психологами, социальными работниками. Прежде, чем начнется процесс реабилитации ребенка, родителям предлагается ответить на более чем 200 специальных вопросов. После тщательной компьютерной обработки ответов, специалисты получают четкое представление о развитии ребенка в различных сферах (социальной, физической, речевой и др.), а так же рекомендации о тех направлениях работы, которые необходимы для успешной коррекции данному ребенку. Первичный прием обязательно проводят 2 специалиста (врач и психолог или логопед). После чего проводится консилиум, в ходе которого специалисты решают, какая коррекционная помощь необходима конкретному ребенку. Это могут быть индивидуальные занятия с одним или сразу с двумя специалистами, или это также могут быть групповые занятия. Основными задачами деятельности службы раннего вмешательства являются: выявление детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном (интеллектуальном) и социально-эмоциональном развитии, с подозрением на нарушение слуха и зрения, а также детей групп социального и биологического риска; проведение анализа причин отставания с целью формирования индивидуальных программ помощи; оказание помощи выявленным детям, их семьям согласно разработанным индивидуальным программам; организация совместной работы с лечебно-профилактическими учреждениями; консультирование родителей по проблемам раннего развития
ребенка; обеспечение преемственности между службой раннего вмешательства и детскими дошкольными учреждениями.
Среди них особое место занимают безречевые дети раннего возраста [4, с. 37]. Особое значение имеет развитие вербальной и невербальной речи у детей с нарушениями развития, так как речь является одним из главных средств познавательной деятельности, формирования личности ребенка. Речь служит средством общения, самопознания, орудием мышления, решающим фактором овладения ребенком человеческой культурой. Основываясь на принципе диалектического единства речи и всех сторон психики важно рассматривать речевую недостаточность в тесном единстве с особенностями психического развития ребенка [5, с. 7]. Группа безречевых детей неоднородна. В неё входят дети с моторной и сенсорной алалией, анартрией (тяжёлой степенью дизартрии), ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха. Что же является общим для всех детей? Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость. Всё это мешает полноценному взаимодействию ребёнка с окружающим миром. Не только формирование собственно речи, но и правильное эмоциональное развитие безречевого ребёнка, воспитание желания и потребности общаться с педагогами, родителями и сверстниками является важнейшей задачей коррекционно-развивающего обучения. Коррекционно-развивающее обучение проводится индивидуально или для малых подгруппах (из 2-3 детей). Специфика решаемой проблемы такова, что возможности для групповой работы на первом этапе крайне ограничены. Продолжительность занятий должна быть установлена в зависимости от состояния ребёнка и его готовности к сотрудничеству. С некоторыми детьми целесообразно проводить дополнительную работу по развитию активности, введению в эмоциональное переживание, насыщению сенсорными впечатлениями зрительной, вестибулярной и тактильной стимуляцией. Несмотря на то, что содержание работы заложена общая стратегия коррекции, существует и специфика. Так, в работе с детьми с сенсорной алалией нужно избегать хлопков в ладоши, топанья, стуков, так как в этих случаях детьми воспринимаются колебания, вибрация, а не звучание. Акцент в работе с детьми с моторной алалией делается на формирование мотивационной основы высказывания, развитие психической активности и отражённой речи.
Приоритетные установки в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью: развитие наглядного мышления, знакомство с предметами окружающей действительности.
Специфика работы с детьми с анартрией (тяжёлой степенью дизартрии) заключается в сочетании работы над просодикой, массажем артикуляционных органов с развитием функций рук и общей моторики ребёнка. Большое внимание уделяется логопедической лечебной физкультуре. Методическое наполнение разных этапов работы зависит как от специфики конкретного случая, так и от профессионализма специалистов. Учитывая эти обстоятельства и сложность структуры дефекта безречевых детей, очевидным становится необходимость разработки комплексной программы коррекционного воздействия на начальных этапах. Ранняя логопедическая работа с такими детьми необходима для развития психических функций, личности ребёнка в целом, для профилактики вторичных отклонений и для интеграции.
В коррекционную работу с ребёнком необходимо включать родителей, сообщать им о результатах обследования, ближайших и отдалённых целях коррекции. На наш взгляд, работа с родителями должна проводиться предварительная работа по разъяснению значимости развития личностных качеств: доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться требованиям. Это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу. Их основной задачей является создание необходимого эмоционального фона, формирование навыков общения, закрепление умений, усвоенных в группе. Судьбу ребёнка с отсутствием речи решает не дефект сам по себе, а его социальные последствия. Непосредственное участие родителей облегчает социализацию ребёнка, кроме того, у них складывается правильное отношение к его интеллектуальному и речевому дефекту, создаются условия для полноценного общения с ним.
Направленными деятельности службы раннего вмешательства являются: психолого-педагогические и врачебные консультации по воспитанию и обучению детей раннего возраста; обследование детей по шкалам (компьютерная скрининг-диагностика); индивидуальные развивающие занятия; групповые занятия; родительский клуб [6, с. 81].
Служба раннего вмешательства ставит перед собой задачу нахождения путей оптимального использования сохранившихся у ребенка возможностей для его активной и самостоятельной деятельности. Помимо работы с ребенком очень важно научить мать и близких людей наилучшим приемам и методам ухода за ребенком-инвалидом и взаимодействию с ним [7, с. 69]. Крайне важно помочь родителям поверить в свои силы и стать активными союзниками дальнейшего развития, с максимальным использованием при обучении ребенка его сильных сторон и возможностей. Кроме
непосредственной работы с семьей и ребенком, сотрудники организации проводят мероприятия, направленные на изменения отношения общества к детям с особенностями развития.
Основные права ребенка - право на семью и право на развитие - принадлежат всем детям, независимо от того, есть ли у них нарушение в развитии и проблемы в семье или нет. За соблюдение этих прав и борются сотрудники службы раннего вмешательства.
При составлении программ помощи детям с инвалидностью сотрудники руководствуются принципом максимальной интеграции (включения) в сообщество и доступности образования среди обычных детей, что, несомненно, приведет к улучшению образа детей с инвалидностью, их скорейшему развитию и адаптации в обществе.
Список литературы
1. Указ Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева «О стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах» от 7 февраля 2017 года // Учитель Узбекистана. Т., 2017. № 6 (2453). 10 февраля. С. 1-3.
2. Постановление Президента Республики Узбекистан «О государственной программе по дальнейшему укреплению репродуктивного здоровья населения, охране здоровья матерей, детей и подростков в Узбекистане на период 2014-2018 годы // Собрание законодательства Республики Узбекистан. Т., 2014. 212 с.
3. Муминова Л.Р. Воспитание и обучение безречевых детей раннего возраста со сложными нарушениями развития // Педагогик таълим. Т., 2006. № 1. С. 72-75.
4. Муминова Л.Р., Нуркельдиева Д.А. Социально-педагогическое сопровождение детей групп «риска» как профилактика детской инвалидности // Ривожланишида муаммолари булган болалар коррекцион таълими: Илмий-амалий конференция туплами. Т., 2006. 186 с.
5. Муминова Л.Р. И невозможное - возможно // Бола ва замон. Т., 2006. № 4. С. 7-9.
6. Чичерина Я.Е. Реформы в области социальной защиты детей с особыми нуждами: Материалы международного форума «Реформы в системе социальной защиты детей». 15-16 ноября 2006 года. Т., 2016. 314 с.
7. Нуркельдиева Д.А., Назарова Э.Н. Проблемы диагностики психосоциального развития детей раннего возраста: Материалы международного форума «Реформы в системе социальной защиты детей». 15-16 ноября 2006 года. Т., 2006. 198 с.
8. Нуркельдиева Д.А. Мактабгача ёшдаги аккли заиф болалар томонидан синтагматик муносабатиларни узлаштириш хусусиятлари // Ривожланишида муаммолари булган болалар коррекцион таълими: Илмий-амалий конференция туплами. Т., 2006. 231 с.
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ Расулов Х.А.
РасуловХикмат Ахмедович — кандидат технических наук, доцент, кафедра эксплуатации автомобильного транспорта, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрывается проблема сопротивления педагогического сообщества инновационным образовательным технологиям. Перечислены наиболее часто встречающиеся аргументы против инноваций и их влияние на молодых преподавателей. Ключевые слова: инновации, инновационные технологии, феномен сопротивления.
Сущность инновационных процессов образования заключается в решении двух важных проблем педагогики. Во-первых, это комплексное изучение, обобщение и распространение передовых методов в сфере педагогики. Во-вторых, что немаловажно, это внедрение успешных инновационных методик обучения непосредственно в педагогический процесс на практике [1].
Главной проблемой, с которой справиться часто бывает довольно сложно, является так называемый «феномен сопротивления» вводимым педагогическим, методическим и управленческим инновациям. Учёный А.И. Пригожин обобщил основные суждения, которые приводятся как аргументы против нововведений в педагогике [2]: