ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ИММУНИТЕТА У МОЛОДЁЖИ Комилова Н.Г.1, Шарипова Д.Д.2
'Комилова Надира Гайратовна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии;
2Шарипова Дилара Джуманиязовна - доктор педагогических наук, профессор, кафедра зоологии, анатомии и физиологии, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена повышению эффективности формирования идеологического иммунитета у молодежи. Отмечена важность формирования идеологического иммунитета у личности. Названы основные направления, определенные в Стратегии действий.
Ключевые слова: молодёжь, иммунитет, воспитание, развитие, личность, мировоззрение, жизненная позиция, социальная активность.
На современном этапе развития общества воспитание всесторонне развитого поколения со сформированным идеологическим иммунитетом является весьма актуальной стратегической проблемой, имеющей важное теоретическое и практическое значение, принимая во внимание демографические особенности нашей страны (свыше половины населения страны составляет молодёжь) [1, с. 69]. В Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан определены следующие направления: воспитание физически здоровой, психически и интеллектуально развитой, самостоятельной мыслящей молодёжи, имеющей твёрдую жизненную позицию и преданной Родине, повышение социальной активности молодёжи в процессе углубления демократических реформ и развития гражданского общества» [1, с. 70]. Установлено, что идеологический иммунитет является одним из основных принципов образования, включающего обучение и воспитание молодого поколения. По мнению исследователей, это, прежде всего, связано с усилением глобализационных тенденций, деструктивного воздействия на создание молодёжи со стороны различного рода экстремистских и террористических идеологических установок, а также со стремлением к развитию современных мировоззренческих устоев, национальной идентичности [2, с. 10]. В этих условиях особую важность приобретает повышение значимости диалога мировоззрений, а также постановки вопроса об идеологическом иммунитете общества и личности для предотвращения пагубного воздействия различного рода деструктивных экстремистских, террористических идеологических течений и идей [3, с. 37]. В контексте сказанного, реализация всестороннего реформирования, проводимого в Республике Узбекистан, в той или иной мере затронули различные сферы жизни общества - экологическую, социальную, политическую, духовную. В современных условиях особенно упорная борьба разгорелась за души молодого поколения, используя для этого различные методы и средства. Однако, в республике, несмотря на большое внимание к этой проблеме и проводимые мероприятия среди молодёжи, особенно среди неорганизованной, встречаются чуждые нашему обществу случаи наркомании, алкоголизма, преступности, различные деструктивные идеи, попадание её под влияние различных религиозно-экстремистских группировок. Успешному решению этих проблем призвано осуществление политики реформирования образования, так как цели и задачи развития системы образования направлены на получение молодёжью знаний на уровне мировых стандартов, на воспитание развитого, независимо мыслящего молодого поколения.
В работе первого Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова «Высокая духовность -непобедимая сила» отмечалось: «В то время, когда мы мобилизуем все силы и возможности для того, чтобы наш народ никому ни в чём не уступал, чтобы наши дети были сильнее, мудрее и обязательно счастливее, вопрос духовного воспитания, несомненно, приобретает безграничное значение» [4, с. 119]. Согласно литературным данным, человечество вступило в XXI век в условиях резкого усиления силовых угроз и значимости проблем идеологического иммунитета, который, являясь феноменом общественного сознания, тесно взаимосвязан с такими составляющими, как недопущение вражды, противодействие идеологическим провокациям, духовное общественное согласие.
Дело в том, что идеологический иммунитет, будучи тесно связанным с другими характеристиками общественного сознания, занимает в то же время особое место, являясь одним из эффективных путей предупреждения деструктивных противоречий в интересах, а также разрушительного асоциального поведения в обществе [5, с. 87].
По мнению исследователей, в практике обучения и воспитания очень важно формировать умение отличать здоровые идеологические воззрения от нездоровых путём анализа и оценки различных мнений, убеждений, взглядов, подходов, а также иметь в виду, что идеологический иммунитет направлен на разоблачение всех форм деструктивной идеологии, таких как фундаментализм, экстремизм, фанатизм, терроризм и др.
В контексте сказанного выше следует отметить, что молодёжь может приобрести эти знания в процессе изучения учебного курса «Идея национальной независимости. Основные понятия и принципы», а также в рамках реализации Постановления первого Президента И.А. Каримова «О совершенствовании пропаганды национальной идеи и духовно-просветительской работы» (26 августа 2007 года). Выступая на международной конференции «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие», Президент Узбекистана Ш.М. Мирзиёев подчеркнул, что «По нашему твёрдому убеждению, формирование в обществе престижа образования и стимулирование у молодёжи стремления к самосовершенствованию - это залог достижения устойчивого и стабильного развития [7, с. 1].
Список литературы
1. Указ Президента Республики «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года № УП-4947 // Сборник законодательства Республики Узбекистан. Т., 2017. № 6.
2. Кадырова З.Р., Каримов Б.Р., Шарипов А.Д., Алиева В.Р. Проблемы формирования идеологического иммунитета молодёжи в процессе развития у неё современного мировоззрения и национальной идентичности. Т., 2012. 202 с.
3. Куракина О.Н. Интеркультурный диалог как средство духовного взаимообогащения культур // Педагогическое образование и наука. М., 2010. № 5. С. 37-40.
4. Каримов И.А. Юксак маънавият - енгилмас куч. Т.: Маънавият, 2008. 208 с.
5. Кадырова З.Р., Шарипов А.Д. К анализу формирования идеологического иммунитета молодёжи // Файзуллаев О. Фалсафа ва фанлар методологияси муаммолари: V илмий-назарий укишлари материаллари. Т., 2013. 276 с.
6. Эргашев Б., Сеитов А. Молодёжь Центральной Азии. Узбекистан на основе социологического опроса. Алматы, 2016. 280 с.
7. Мирзиёев Ш.М. Мир и стабильность в Афганистане - задача общая // Народное слово. Т., 2018. № 59-60 (6987-6988). 28 марта.
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ БЕЗРЕЧЕВЫХ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА Муминова Л.Р.1, Нуркельдиева Д.А.2
'Муминова Лола Рахимовна - доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора; 2Нуркельдиева Дилбар Ахматовна - кандидат педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник, Республиканский центр социальной адаптации детей, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья раскрывает вопросы, связанные с решением проблем безречевых детей со сложными нарушениями. Показаны пути решения данной проблемы в современных условиях. Приведены конкретные пути решения данной проблемы в условиях республики.
Ключевые слова: ребёнок, безречевые дети, сложные нарушения, детская инвалидность, дефектология, сенсорные впечатления, медико-психолого-педагогические консультации, родители малышей, задержка психо-речевого развития, коррекционно-развивающее обучение.
Реальное воплощение долгосрочных планов социально-экономического развития Узбекистана будет зависеть от уровня здоровья подрастающего поколения [1, с. 1]. В рамках реализации Национальной модели охраны здоровья матери и ребенка «Здоровая мать - здоровый ребенок» в республике осуществляется широкомасштабная работа, направленная на дальнейшее укрепление репродуктивного здоровья населения, усиление материально-технической базы и кадрового потенциала медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь в сфере охраны материнства и детства, внедрение современных методов диагностики, лечения и профилактики