Научная статья на тему 'Влияние глобальных кризисов на духовность человека'

Влияние глобальных кризисов на духовность человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
324
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРЕСС / КРИЗИС / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПРОБЛЕМА / ДУХОВНОСТЬ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / СУЩНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЁЖЬ / ИММУНИТЕТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Негматова Шахзода, Орипов Хасан Вахобович

В статье рассматриваются проблемы «глобализации». Многие деятели называют этот период периодом глобального кризиса, который несёт в себе не столько положительные качества, сколько «глобальные проблемы современности» и рассматривается как вариант войны, занявшей место «холодной войны». В современном мире социальное воздействие на молодое поколение, в сравнении с педагогическим, во многих случаях оказывается доминирующим. В то время, когда такие кризисы растут, они могут привести к нравственным и психологическим нарушениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние глобальных кризисов на духовность человека»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ КРИЗИСОВ НА ДУХОВНОСТЬ

ЧЕЛОВЕКА

1 2 Негматова Ш. , Орипов Х.В.

1Негматова Шахзода - кандидат философских наук, доцент, кафедра философии; 2ОриповХасан Вахобович - студент, направление: национальная идея, основы духовности и правового образования, социально-гуманитарный факультет, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы «глобализации». Многие деятели называют этот период периодом глобального кризиса, который несёт в себе не столько положительные качества, сколько «глобальные проблемы современности» и рассматривается как вариант войны, занявшей место «холодной войны». В современном мире социальное воздействие на молодое поколение, в сравнении с педагогическим, во многих случаях оказывается доминирующим. В то время, когда такие кризисы растут, они могут привести к нравственным и психологическим нарушениям.

Ключевые слова: прогресс, кризис, глобализация, проблема, духовность, цивилизация, ценность, личность, сущность, нравственность, воспитание, молодёжь, иммунитет.

В настоящее время мы живём в эпоху прогресса, который захватывает все сферы общества, все страны в действительности интегрированы в единый рынок и заявляют о едином мировом рынке, промышленное производство в значительной степени находится под контролем межнациональных корпораций, и сегодня любая новая информация в Интернете молниеносно распространяется в любую точку планеты, живём в эпоху когда учёные начали говорить о вероятности единой цивилизации на Земле, по предсказаниям А.Дж. Тойнби человечество входит в эпоху «общего дома», «общей судьбы» и «общих проблем», другими словами, называемых «глобализация» [1]. Поэтому, исходя из этого, вопрос духовности должен рассматриваться не только в национальном аспекте, но и в глобальном масштабе. Однако, надо отметить, процесс глобализации сегодня несёт в себе отнюдь не столько положительных качеств, сколько больше «глобальных проблем современности», и рассматривается как вариант войны, занявшей место «холодной войны». Многие деятели называют этот период периодом глобального кризиса. Исследования последних лет позволяют сделать вывод, что многие кризисные явления и процессы требуют серьезного внимания со стороны общества. Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев отметил, что «мир быстро меняется, а проблема новых угроз и вызовов, которые угрожают моральной стабильности народа, духовному благополучию, морально-этическому воспитанию молодёжи, требует больше, чем когда-либо, на сегодняшний день обратить внимание на духовно-нравственное воспитание и обучение молодёжи, её духовно-нравственному становлению» [2]. Размышляя и ощущая влияние глобального кризиса, учёные отмечают, что это похоже даже на «апокалипсис» («конец света») для цивилизации человечества. Нынешняя новая наука современности - синергетика, для характеристики состояния глобального кризиса, ввела в науку концепцию «точки глобальной бифуркации», и была разработана «теория катастроф». Действительно, в настоящее время для решения современных проблем недостаточно всех вместе взятых научно-обоснованных познаний в разных сферах, накопленных

человечеством. Современные проблемы, которые мы сегодня столь обильно пожинаем (и экологические, и экономические, и социальные, и пр.), - по сути, все имеют корни в так называемом человеческом факторе. Доказывать это уже нет необходимости, поскольку все они признаны (и наукой, и философией, и религией) как грани одного глобального духовно-экологического кризиса. Изучение, анализ и последующий синтез знаний по данной проблеме (в трудах по философии, религии, в наследии христианских подвижников и мистиков Востока, духовных учениях и работах современной науки) позволяют сделать вывод о том, что, действительно, проблемы, влияющие и затрагивающие все аспекты жизни, касаются всех наций, всех стран, характерны не только для какого-то определённого региона, а всего человечества в целом. И что же такое кризис? Кризис (греч._поворотный пункт) -переворот, пора переходного состояния, перелом,состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации Может рассматриваться как феномен (нечто непознаваемое), является понятием , исходящим из того факта, что определенная реальность противоречит объективным законам природы и общества, когда прогрессивные процессы с течением не могут соответствовать новым требованиям. В зависимости от сферы кризис делится на следующие типы: финансовые, политические, социальные, экологические, ценности, семейные кризисы и т. д. Кризисы в этих сферах отличаются своими масштабами и свойствами и не остаются бесследно на духовности человека. Давайте рассмотрим актуальную на сегодняшний день глобальную проблему, в частности, экологический кризис. В настоящее время не только мировые ученые, экономисты, политики, деятели культуры, интеллектуалы, признают что они столкнулись с глобальным экологическим кризисом, но, к сожалению, и обычные очевидцы признают этот факт. Сегодняшние ученые даже признают, что пропаганда мнения о том, что «человечество сможет преодолеть последствия вредного воздействия на окружающую среду» не было научно-обоснованным, и, в настоящее время наука также выдвигает предположения о том, что человечество попало в медленно действующую западню, из которой есть выход или нет обоснованно наука ответить также не в состоянии [3]. Высыхание Аральского моря в нашей стране также является одним из экологических кризисов. Эта проблема актуальна не только для нашего региона, но и во всем мире. В частности, Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев отметил на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН: «Одной из наиболее острых экологических проблем сегодня является карта, отражающая трагедию в Аральском море. Я думаю, что нет необходимости комментировать это. Устранение последствий сушки моря требует активных международных усилий ». То есть, когда экологические кризисы усиливаются, люди могут видеть, насколько уменьшилась экологическая культура, отношение к природным ресурсам и расхождение между человеком и природой. В этом случае нужно понимать, что природа не вечна, ее нужно понимать, сохранять, поддерживать и доставлять будущим поколениям. Поэтому необходимо понимать процессы, которые происходят, изучать их сущность, поднимать вопрос о культуре и просвещении. В современном мире социальное воздействие на молодое поколение, в сравнении с педагогическим, во многих случаях оказывается доминирующим. Содержание же и интенсивность такого воздействия всем нам хорошо известны. В некоторых странах мира мы видим все большее число однополых браков. Они создают семейный кризис. Не только кризис семьи, но и антропологический, моральный и кризис ценностей. Одной из первых стран, имеющих однополый брак, является Нидерланды (1 апреля 2001 года). Сегодня в 28 странах, регистрация этого брака является законной. В то время, когда такие кризисы растут, эти кризисы могут привести к нравственным и психологическим нарушениям. Чтобы избегать влияния таких течений, необходимо заботиться о воспитании и формировании морально-

устойчивого, духовно-нравственного человека. Человек становится морально -совершенным когда у него вырабатывается концепция национального самосознания, чувство патриотизма, сформированы установки на семью и семейный образ жизни, семейных ценностей и традиций как основы основ общества и государства. Почему говорим именно о духовно-нравственном воспитании, а не просто нравственном?

Антропологический подход, всё увереннее занимающий своё место в методологии педагогической науки, предусматривает выделение системообразующих внутренних характеристик человека, определяющих его сущностную природу и качественное своеобразие. Признание современной педагогической наукой духовного начала в человеке позволяет по-новому взглянуть и на самого человека, и на задачи его воспитания и образования, в частности, и на проблему духовно-нравственного становления человека в целом, можно сказать, что нравственность характеризует личность человека, его социальную сущность. Нравственность своего рода мерило принятия, присвоения человеком общественных норм и ценностей, а потому она в определённой степени может быть воспитана. Чтобы развивать у человека такие качества, прежде всего, необходимо сформировать нравственный иммунитет.

Список литературы

1. Джураев Н. Теоретические основы философии истории. Изд-во «Маънавият». Т., 2008. С. 221.

2. [Электронный ресурс]: Мирзиёев Ш.М. Выступление на 43-й сессии Совета министров иностранных дел Организации исламского сотрудничества. Режим доступа: http://www.uza.uz/uz/politics (дата обращения: 18.06.2018).

3. Шермухаммедова Н. Философия и научная методология. Изд-во «Унивкрситет». Т., 2005. С. 361.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.