3. Упражнения должны иметь коммуникативный характер, при этом между языковыми и речевыми упражнениями должно быть достигнуто оптимальное сочетание.
4. Учебник должен создавать условия для самостоятельной работы обучающегося, должны быть справочные материалы, ссылки на другие источники информации.
5. Учебно-методический комплекс должен позволять преподавателю использовать различные формы работы: индивидуальную; групповую; парную; фронтальную; дискуссии; проекты; игровое обучение.
6. Содержание учебника должно быть организовано циклически, что обеспечивает его преемственность и многократную повторяемость и даёт основание считать, что использование инновационных методов в изучении второго иностранного языка в вузе позволяет преподавателю не только приобретать опыт, но и совершенствовать свою работу в этом направлении.
Список литературы
1. Щепилова А.В. Французский язык как второй иностранный. Методика и технологии обучения // La
langue francaise, 2006. № 1.
ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ СЛУХА В УЗБЕКИСТАНЕ
Назарова Д.А.
Назарова Дилдора Асатовна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, кафедра организации и управления специального образования,
Институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов системы народного образования им. А. Авлони, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена вопросу изучения развития детей с проблемами слуха. Дается краткий анализ изучения специальной литературы, развития детей с нарушенным слухом, поступающих в первые классы специальных школ-интернатов Республики. Ключевые слова: ребёнок, нарушение слуха, педагогика, психология.
Нарушение слуха в раннем возрасте даже в самой минимальной степени может служить препятствием к полноценному развитию человека. Дети с частичными поражениями слуха в связи с затруднениями в восприятии речи окружающих оказываются не способными в достаточной мере овладевать речью в раннем возрасте. Из-за неполноценного восприятия речи окружающих дети лишаются возможностей расслышать звуковой состав слова. Речь звучит для них как неясные, нечленораздельные, искаженные и при том непостоянные звуковые комплексы. В таких условиях оказывается невозможным или в очень малой степени возможным подражание речи окружающих и усвоение значений слов, фраз, выражений. В результате ребёнок постепенно «уходит в себя»: становится необщительным, раздражительным. Причину этого поведения окружающие, а подчас и родители не могут понять в связи с тем, что небольшое понижение слуха очень часто остается незамеченным. Несвоевременные понятие и анализ ситуации, организация специальной помощи родителями и близкими оставляют в судьбе ребенка глубокие следы. Ребёнок с частичными проблемами слуха становится, как бы мешающим остальным (в частности членам семьи), его начинают игнорировать, к нему относятся как к больному, к «обузе для семьи», а подчас, к слабоумному и т.д. Вследствие этой ситуации ребёнок не может «найти себе место в жизни».
Сурдопедагогическая наука и практика доказала, что ребёнок с проблемами слуха обладает всеми потенциальными возможностями стать социально-полноценной личностью. Изучение и анализ специальной литературы показал, что вопрос изучения развития ребенка с проблемами слуха является объектом исследований многих ученых (Ж.И. Шиф, А.Г. Басова, К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, К.А. Волкова, Н.Г. Морозова, Б.Д. Корсунская, Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц и т.д.). Авторы раскрывают основные отклонения, в общем, в частности, в развитии речи, наблюдающиеся у детей с проблемами слуха. В изученных работах показано, что формирование речи детей с проблемами слуха в раннем возрасте имеет существенное значение для последующего общего развития ребенка. Необходимым условием реализации потенциальных возможностей ребенка с проблемами слуха является обучение его словесной речи [1, ^ 47].
По мере овладения языком ребёнок с проблемами слуха получает возможность накопления социальных (жизненных) навыков [2, ^ 38].
Одним из значимых условий, способствующих активизации этого процесса является речевая практика детей в дошкольный период. Чем раньше начата работа по развитию речи, тем раньше происходит социальная адаптация ребёнка с частичным поражением слуха. В социальной адаптации и ранней интеграции ребенка с проблемами слуха в жизнь решающую роль играют родители и близкие окружающие ребенка. В Узбекистане создана и успешно функционирует система специального образования, рассчитанная на удовлетворение особых образовательных потребностей детей с различными нарушениями в развитии, которая на современном этапе развития общества активно совершенствуется (ГШ. Айтметова, Л.Р. Муминова, Н.Р. Рахманкулова, М.Ф. Хакимова, Р.Шомахмудова, М.Ю. Аюпова, П.М. Пулатова, Х.М. Пулатова, Д.А. Нуркелдиева, М.П. Хамидова, Л.Ш. Нурмухамедова, Ф.Д.Алимходжаева, Н.Ш. Бекмуродов, У.Ю. Файзиева, Н.Х. Дадаходжаева, Ф.У. Кадырова, Д.А. Назарова, Р. Рустамова и др.).
Системой специального образования, преимущественно, охвачены дети с выраженными отклонениями в развитии. Как правило, вследствие отсутствия комплексного сопровождения, не качественной реабилитации нарушения в дошкольных и школьных учреждениях специального и общего типа у детей, поступивших в школу, прослеживается отставание в усвоении учебного материала, формирование школьных трудностей, снижение самооценки личности, угасание у ребенка интереса к учебе.
Как, например, в силу выраженности отклонений в развитии и, как правило, в отсутствии данных о состоянии слуха у детей дошкольного возраста, изначально, стихийно интегрированных в систему общего образования, происходят всевозможные трудности: своеобразие речевого и психического развития детей данной категории препятствует полноценному овладению программой дошкольного учреждения. Одним из выходов в создавшейся ситуации является открытие на базе центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с проблемами в развитии направления сопровождения детей с нарушениями слуха, где возможна реализация многих направлений и различных вариантов сопровождения для обеспечения особых образовательных потребностей детей с различными нарушениями в развитии.
Список литературы
1. Боскис Р.Ф. Глухие и слабослышащие дети. М.: Академия, 2004. 304 с.
2. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями слуха / Под ред. Е.Г. Речицкой. М.,
2012.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УЧЕБНОМ
ПРОЦЕССЕ Киличева Ф.Б.
Киличева Феруза Бешимовна — заведующий кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра языков, факультет организации и управления водного хозяйства, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрывается инновационная деятельность преподавателя, которая позволяет повысить эффективность и качество всего учебного процесса. Ключевые слова: нововведения, компетентность, профессионализм.
Перед системой высшего образования Республики Узбекистан стоит важная задача - подготовить квалифицированных специалистов, компетентных, конкурентоспособных на рынке труда, способных работать по специальности на уровне мировых стандартов. Высшее образование в республике играет главную роль в подготовке педагогических кадров и развитии интеллектуального потенциала государства. Определены основные параметры национальной модели подготовки кадров: принципы государственной политики в области образования, компоненты Национальной модели подготовки кадров и принципы разработки государственных образовательных стандартов.
Принципами государственной политики в области образования провозглашены: гуманистический, демократический характер обучения и воспитания; непрерывность и преемственность образования; светский характер образования. К компонентам Национальной модели подготовки кадров отнесены: личность, государство, общество, наука, производство и образование. Принципами развития