Научная статья на тему 'Инновационная деятельность преподавателя в учебном процессе'

Инновационная деятельность преподавателя в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОВВЕДЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киличева Феруза Бешимовна

В статье раскрывается инновационная деятельность преподавателя, которая позволяет повысить эффективность и качество всего учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность преподавателя в учебном процессе»

Одним из значимых условий, способствующих активизации этого процесса является речевая практика детей в дошкольный период. Чем раньше начата работа по развитию речи, тем раньше происходит социальная адаптация ребёнка с частичным поражением слуха. В социальной адаптации и ранней интеграции ребенка с проблемами слуха в жизнь решающую роль играют родители и близкие окружающие ребенка. В Узбекистане создана и успешно функционирует система специального образования, рассчитанная на удовлетворение особых образовательных потребностей детей с различными нарушениями в развитии, которая на современном этапе развития общества активно совершенствуется (ГШ. Айтметова, Л.Р. Муминова, Н.Р. Рахманкулова, М.Ф. Хакимова, Р.Шомахмудова, М.Ю. Аюпова, П.М. Пулатова, Х.М. Пулатова, Д.А. Нуркелдиева, М.П. Хамидова, Л.Ш. Нурмухамедова, Ф.Д.Алимходжаева, Н.Ш. Бекмуродов, У.Ю. Файзиева, Н.Х. Дадаходжаева, Ф.У. Кадырова, Д.А. Назарова, Р. Рустамова и др.).

Системой специального образования, преимущественно, охвачены дети с выраженными отклонениями в развитии. Как правило, вследствие отсутствия комплексного сопровождения, не качественной реабилитации нарушения в дошкольных и школьных учреждениях специального и общего типа у детей, поступивших в школу, прослеживается отставание в усвоении учебного материала, формирование школьных трудностей, снижение самооценки личности, угасание у ребенка интереса к учебе.

Как, например, в силу выраженности отклонений в развитии и, как правило, в отсутствии данных о состоянии слуха у детей дошкольного возраста, изначально, стихийно интегрированных в систему общего образования, происходят всевозможные трудности: своеобразие речевого и психического развития детей данной категории препятствует полноценному овладению программой дошкольного учреждения. Одним из выходов в создавшейся ситуации является открытие на базе центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с проблемами в развитии направления сопровождения детей с нарушениями слуха, где возможна реализация многих направлений и различных вариантов сопровождения для обеспечения особых образовательных потребностей детей с различными нарушениями в развитии.

Список литературы

1. Боскис Р.Ф. Глухие и слабослышащие дети. М.: Академия, 2004. 304 с.

2. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями слуха / Под ред. Е.Г. Речицкой. М.,

2012.

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УЧЕБНОМ

ПРОЦЕССЕ Киличева Ф.Б.

Киличева Феруза Бешимовна — заведующий кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра языков, факультет организации и управления водного хозяйства, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрывается инновационная деятельность преподавателя, которая позволяет повысить эффективность и качество всего учебного процесса. Ключевые слова: нововведения, компетентность, профессионализм.

Перед системой высшего образования Республики Узбекистан стоит важная задача - подготовить квалифицированных специалистов, компетентных, конкурентоспособных на рынке труда, способных работать по специальности на уровне мировых стандартов. Высшее образование в республике играет главную роль в подготовке педагогических кадров и развитии интеллектуального потенциала государства. Определены основные параметры национальной модели подготовки кадров: принципы государственной политики в области образования, компоненты Национальной модели подготовки кадров и принципы разработки государственных образовательных стандартов.

Принципами государственной политики в области образования провозглашены: гуманистический, демократический характер обучения и воспитания; непрерывность и преемственность образования; светский характер образования. К компонентам Национальной модели подготовки кадров отнесены: личность, государство, общество, наука, производство и образование. Принципами развития

непрерывного образования являются: демократизация, гуманитаризация, выявление одарённой молодёжи, освоение технологий и средств самоподготовки и самообразования.

29 ноября 2017 года Указом Президента Республики Узбекистан было образовано Министерство инновационного развития Республики Узбекистан, определены главные направления инновационного развития республики. Инновационное развитие невозможно без инвестиций в человеческий капитал и в образование, так как это важная составляющая инновационной экономики. Понятие «инновация» означает «обновление», «в направлении изменений». Термин «технология» означает совокупность методов и процессов, применяемых в каком-либо деле или производстве. Любые нововведения реализуются через технологии. Поэтому, инновационная технология означает методику и процесс создания чего-то нового или усовершенствование уже существующего. В образовании нововведение означает внедрение элементов нового в цели, содержание, методы и формы в обучение, воспитание, совместную деятельность преподавателя и обучаемого. Основная задача инновационных процессов в образовании заключается в росте качества образования. Образование ориентировано на развитие технологий и способов влияния на личность обучаемого, обеспечивающих баланс между потребностями общества и индивидуальными потребностями. Данные потребности обеспечивают необходимость личности быть готовым к реализации собственной индивидуальности и к существенным изменениям общества.

Инновационный процесс обучения направлен на совершенствование коммуникативных, интеллектуальных, творческих способностей; развитие и формирование индивидуальных качеств у студентов; выработку навыков и умений, которые могли бы влиять на учебно-познавательную деятельность, с дальнейшим переходом на творческий уровень, развитие и формирование ключевых компетентностей студентов. Эти цели определяют задачи инновационного процесса образования: необходимость оптимизации учебно-воспитательного процесса; создание атмосферы сотрудничества студента и преподавателя; выработку положительной мотивации к учебе; отбор дидактического материала, методов и способов его подачи и усвоения.

Инновационный процесс включает технологии: развивающего обучения; проблемного обучения; развития критического мышления; технологии «метод проектов»; дифференцированного подхода; создании ситуации успеха на занятии; информационных технологиях. Применяются следующие приемы обучения с использованием инновационных технологий в процессе обучения: опорный конспект; инсерт; мозговая атака; групповая дискуссия; кластеры; синквейн; эссе; перепутанные логические цепочки; работа с тестами и т.д. Одна из составляющих готовности преподавателя к инновационной педагогической деятельности - его профессиональная компетентность, отражающая способность на высоком профессиональном уровне выполнять педагогические функции. Структурный компонент профессиональной компетентности - владение инновационными технологиями.

Таким образом, готовность преподавателя к инновационной деятельности, умение организовывать учебный процесс на основе современных инновационных технологий позволяет повысить качество образовательного процесса.

Список литературы

1. Киличева Ф.Б. Развитие речи студентов на занятиях русского языка с использованием инновационных технологий // Аграрно-экономический, научно-практический журнал. Т., 2018. С. 96- 97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.