Научная статья на тему 'Оказание ранней комплексной помощи детям группы риска как эффективный путь внедрения инклюзивного образования в Узбекистане'

Оказание ранней комплексной помощи детям группы риска как эффективный путь внедрения инклюзивного образования в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
502
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / дети группы риска / командный подход / мультидисциплинарный подход / дети с особыми образовательными потребностями / adaptation / risk group children / team approach / multidisciplinary approach / children with special educational needs

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Назарова Э. Н.

В статье освещаются вопросы инновационного подхода к образованию детей, начиная от рождения попавших в группу риска. Автор в статье затрагивает нормативно-правовые аспекты образования детей с особыми потребностями. Статья раскрывает пути внедрения инновационных методов обучения и воспитания детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями в действующих пилотных поликлиниках Узбекистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Назарова Э. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RENDERING A COMPLEX SUPPORT AS A PART OF EARLY PREVENTION OF RISK GROUP CHILDREN AS EFFECTIVE WAY FOR IMPLEMENTATION OF INCLUSIVE EDUCATION IN UZBEKISTAN

There is considered in the article the issues of an innovative educational approach to children at risk groups since their birth. The author of the article describes the regulatory aspects of the education for the children with special needs. There are provided innovative methods of trainings for young children with special educational needs that are operating in pilot clinics.

Текст научной работы на тему «Оказание ранней комплексной помощи детям группы риска как эффективный путь внедрения инклюзивного образования в Узбекистане»

54 ИНКЛЮЗИВ ТАЪЛИМ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ч_/

Назарова Э.Н.,

руководитель отдела «Исследование проблем детей с ограниченными физическими возможностями» Республиканского центра социальной адаптации детей

ОКАЗАНИЕ РАННЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ГРУППЫ РИСКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ПУТЬ ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ

НАЗАРОВА Э.Н. ХАТАР ГУРУЦИДАГИ БОЛАЛАРГА БАРВАКТ МАЖМУАВИЙ ЁРДАМ КУРСАТИШ - УЗБЕКИСТОНДА ИНКЛЮЗИВ ТАЪЛИМНИ ТАТБИК ЭТИШНИНГ САМАРАЛИ ЙУЛИ СИФАТИДА

Маколада туFилганидан бошлаб хатар гурух,ига тушиб колган болаларнинг таълимига ин-новацион ёндашув масалалари ёритилган. Муаллиф маколада алох,ида эх,тиёжли болалар таъ-лимининг меъёрий-х,укукий аспектларини келтириб утади. Илк ёшдаги таълимга эх,тиёжманд болаларнинг Узбекистоннинг пилот поликлиникаларида амал килаётган таълим ва тарбияси юзасидан инновацион усулларни татбик этиш намуналари келтирилади.

Таянч суз ва тушунчалар: адаптация, хатар гурух,идаги болалар, буйрук бериш ёндашуви, фанлараро ёндашув, алох,ида таълимга эх,тиёжманд болалар.

НАЗАРОВА Э.Н. ОКАЗАНИЕ РАННЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ГРУППЫ РИСКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ПУТЬ ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ

В статье освещаются вопросы инновационного подхода к образованию детей, начиная от рождения попавших в группу риска. Автор в статье затрагивает нормативно-правовые аспекты образования детей с особыми потребностями. Статья раскрывает пути внедрения инновационных методов обучения и воспитания детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями в действующих пилотных поликлиниках Узбекистана.

Ключевые слова и понятия: адаптация, дети группы риска, командный подход, мультидисцип-линарный подход, дети с особыми образовательными потребностями.

NAZAROVA E.N. RENDERING A COMPLEX SUPPORT AS A PART OF EARLY PREVENTION OF RISK GROUP CHILDREN AS EFFECTIVE WAY FOR IMPLEMENTATION OF INCLUSIVE EDUCATION IN UZBEKISTAN

There is considered in the article the issues of an innovative educational approach to children at risk groups since their birth. The author of the article describes the regulatory aspects of the education for the children with special needs. There are provided innovative methods of trainings for young children with special educational needs that are operating in pilot clinics.

Keywords: adaptation, risk group children, team approach, multidisciplinary approach, children with special educational needs.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 9

«Воспитывает всё: события, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего — люди.

Из них на первом месте — родители и педагоги».

Макаренко А. С.1

В современном обществе одной из приоритетных областей деятельности образования, здравоохранения и социальной защиты стало оказание ранней образовательной помощи.

В настоящее время в Узбекистане насчитываются более 10 млн. детей от рождения до 18 лет.2 В силу присущего им недостаточного жизненного опыта для самостоятельной жизни, уровня физического, умственного, психического развития практически все они в разной степени нуждаются в социальной защите со стороны государства. На это есть ряд причин.

Во-первых, численность население Узбекистана увеличивается за счёт превышения рождаемости над смертностью населения.

Во-вторых, имеют место в различной степени рождения детей с отставанием в развитии.

Приоритетом в сфере развития Республики Узбекистана является усиление роли в области социальной защиты детей и людей с особыми потребностями. Эти изменения непосредственно связаны с гуманизацией общества, изменением психолого-педагогических принципов, а также последними достижениями медико-биологических наук, которые способствуют более тонкой клинической дифференциации различных форм интеллектуальной недостаточности у детей.

В связи с этим совершенствуется национальное законодательство в соответствии с международными нормами.

1 Макаренко А.С. О воспитании. - М.: Издательство политической литературы, 1999. -С. 416.

2 «Традиционная узбекская семья и культурные исто-

ки». http://btr.uz/sharq/2015/05/11/

С 2000 года, после подписания Дакарской платформы действий3, Узбекистан активно вносит изменения в правовые и институциональные системы с целью поддержки социальной и образовательной интеграции детей с особыми потребностями и представителей уязвимых групп детей (дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с инвалидностью или дети с особыми потребностями, дети из малоимущих семей).

За последние годы было принято более 100 законов и нормативно-правовых документов, регламентирующих права социально уязвимых слоев населения. К ним относятся: Конвенция ООН о правах ребенка (1992 г.), Конвенция ООН «О правах инвалидов» (2009 г.), Закон РУз «Об образовании» (1997 г.), Закон РУз «О гарантиях прав ребенка» (2007 г.), Закон РУз «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан» (2008 г.), Закон РУз «О социальном партнерстве» (2014 г.). В настоящее время в Республике Узбекистан идет обсуждение проекта программы по деинсти-туционализации, разработанного специалистами Республиканского центра социальной адаптации детей, Министерством народного образования, Министерством здравоохранения, Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, Республиканского общественного детского фонда «Сен ёлFиз эмассан». В рамках данного проекта запланировано усиление работы, направленной на оказание ранней помощи детям и семьям, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, на профилактику семейного неблагополучия и отказа от детей.

3 Дакарские рамки действий. Всемирный Форум по образованию «Образования для каждого». Образование для всех: выполнение наших коллективных обязательств. Дакар, Сенегал, 26-28 апреля 2000 года. ЮНЕСКО, 2000 Напечатано во Франции ED - 2000^Б/27.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 9

Специалисты из образовательной, медицинской, социальной сферы и других направлений уже пришли к выводу, что чем раньше начинается профессиональная помощь семье и детям с особыми образовательными потребностями, тем положительнее будут результаты включения их в социальную жизнь.

Ранний возраст детей является наиболее важным адаптационным периодом в развитии ребенка, на протяжении которого происходит становление органов, систем и основных функций организма.

Детям с особыми образовательными потребностями1, начиная от рождения, требуется доступ к службам своевременной диагностической и развивающей помощи, включая раннее выявление и диагностику нарушения в развитии, а также поддержку, обучение родителей и членов семей в целях максимального развития потенциала их особого ребенка.

Замечу, что исследования свидетельствуют, 80% объема головного мозга развивается в возрасте до 3 лет2. Согласно исследованиям было выявлено, что без социального влияния, связи в клетках мозга, которые не используются, слабеют и отмирают без образования на их месте новых. Из-за отсутствия социальных контактов, которые может обеспечить ребенку родитель, не задействуются все отделы мозга, и эти отделы, как следствие, атрофируются.

В случае если их родителям не оказывается комплексная поддержка, у детей могут возникнуть вторичные нарушения в развитии, что еще больше ограничит их возможность быть интегрированным в среду свер-

1 Термин «Дети с особыми образовательными потребностями» используется как в широком социальном, так и в научном контексте. В настоящее время он вытесняет из широкого употребления термины «аномальный ребенок», «ребенок с нарушениями в развитии», «ребенок с отклонениями в развитии» и конкретизирующие их специальные термины («дебил», «идиот», «даун», «спастик», «алалик», «дизартрик» и др.) как ярлыки, воспринимаемые как обозначение ненормальности, неполноценности человека.

2 Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. - М.,

2007 Centre of Excellence for Early Childhood Development (Vaudreuil, Quebec 26-28 2008).

стников, а также в получении дальнейшего образования

В настоящее время практика показывает, что в оказании помощи детям раннего возраста и их родителям отсутствует алгоритм взаимодействия и координации деятельности специалистов различных профилей. Наблюдается нехватка методической литературы, отсутствует единство научной терминологии и понятийного аппарата. Опыт показывает различное применение медицинских и педагогических технологий, что приводит к снижению эффективности использования каждого из методов абилитации3. Эти факторы являются препятствием для раннего включения коррекционно-педагогических технологий в процесс развития детей группы риска, начиная от рождения. В дальнейшем увеличивается количество случаев отказа родителей от ребенка с особыми потребностями и помещение его в интернатные учреждения.

Перед специалистами, вовлеченными в комплексную развивающую, образовательную, медицинскую, социальную и юридическую помощь стоит большая работа по оказанию помощи детям и родителям по таким направлениям, как коррекционная, психологическая, медицинская, юридическая, социальная и др. с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка и семьи. Практика применения подходов, основанных на индивидуальных образовательных потребностях ребенка и семьи, обращает особое внимание на раннее выявление потребностей.

Ранняя помощь детям - это система различных мероприятий, направленных на развитие детей (начиная от рождения) с нарушениями развития или риском появления таких

3 Абилитация - это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 9

нарушений, и мероприятий, ориентированных на поддержку родителей1.

В службы ранней помощи могут обращаться семьи, имеющие детей от рождения до 3 лет с особыми образовательными потребностями, вызванными медицинскими, биологическими и социальными факторами:

1. Дети, имеющие выявленное отставание в развитии, т.е. дети, которым был поставлен диагноз, соответствующий задержке сенсорного, двигательного, психического развития.

2. Дети с выявленными нарушениями, которые с высокой степенью вероятности приведут к отставанию в развитии:

- нарушение слуха (глухие и слабослышащие дети),

- нарушение зрения (слепые и слабовидящие дети),

- генетические синдромы,

- церебральные параличи,

- врожденные аномалии развития центральной нервной системы (микроцефалия, черепно-мозговые грыжи и др.),

- серьезные трудности в контакте с окружающими, подозрение на ранний аутизм.

3. Дети биологической группы риска:

- недоношенные и маловесные дети, рожденные с массой тела менее 1500 гр.;

- дети, находившиеся в отделениях интенсивной терапии;

- дети, перенесшие асфиксию при родах.

4. Дети социальной группы риска:

- дети родителей, имеющих психические заболевания;

- дети, малолетних матерей;

- серьезные изменения в поведении, в результате психологического стресса;

- дети из семей, направленными социальными службами.

Иными словами, ранняя помощь - это предоставление широкого круга возможностей и альтернатив для обеспечения раннего развития и образования особых детей в среде обыч-

1 Аксенова О.Г., Баранова Н.Ю., Емец М.М, Самарина Л.В. Стандартные требования к организации деятельности службы раннего вмешательства.- КАРО, С-П., 2012 г. -С. 15.

ных сверстников, где основой является оказание комплексной психолого-педагогической коррекционно-развивающей, медицинской и социальной помощи особым детям раннего возраста, а также ранняя поддержка семьям, воспитывающих таких детей. Организация и внедрение данных мероприятий позволит решить еще очередную актуальную проблему, стоящую перед Республикой Узбекистан - внедрение инклюзивного образования2.

Анализ опыта работы в ближнем и дальнем зарубежье показал, что помощь ребенку и семье будет более эффективной, если начать ее с использованием «командного» или «междисциплинарного» подхода3. Это значит, что в диагностике, оценке уровня развития ребенка и потребности семьи участвует группа специалистов, обладающих специальными методами исследования и реабилитации. Они обсуждают результаты своих специфических наблюдений и совместно вырабатывают индивидуальный план работы с ребенком и семьей в целом. Команда учит родителей, как развивать ребенка в домашних условиях, видеть его сильные стороны, замечать даже незначительные изменения в состоянии ребенка, его успехи, и радоваться им.

Именно результат такой совместной работы команды позволяет комплексно воздействовать на развитие ребенка, что в дальнейшем поможет ему влиться в общеобразовательный процесс инклюзивного образования и дальнейшем социализироваться в общество.

Чем раньше, точнее и полнее оцениваются способности и потребности ребенка, тем эффективнее можно ему помочь. Исходя из основных принципов ранней помощи детям, команда включает в себя дефектолога, логопеда, психолога, врача невропатолога,

2 Закон РУз «Об образовании», 1997 год.

3 Трушкина С.В. Помощь детям раннего возраста с нарушениями психического здоровья: междисциплинарный подход. // «Медицинская психология в России»: электрон. науч. журн., 2015, №2(31) [Электронный ресурс]: http://mprj.ru.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 9

58 ИНКЛЮЗИВ ТАЪЛИМ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Диаграмма 1. Ответы 196 опрошенных матерей на вопрос «В каких специалистах нуждается Ваш ребенок?»

врача педиатра, инструктора ЛФК (лечебно-физкультурного комплекса) и массажа.

Опыт деятельности служб ранней помощи уже имеется в Узбекистане. Первая служба начала функционировать при Республиканском центре социальной адаптации детей (РЦСАД), который создан в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 сентября 2004 года №419. Миссией Центра является координация деятельности национальных институтов в обеспечении социальной помощи детям уязвимых групп.

РЦСАД осуществляет изучение проблем социальной адаптации детей от рождения до 18 лет группы риска: дети с ограниченными физическими возможностями, дети с инвалидностью, дети групп социального и правового риска (сироты, дети, оставшиеся без опеки родителей или лиц, их заменяющих, дети из неблагополучных семей).

РЦСАД осуществляет свою деятельность по таким направлениям, как:

• Осуществление научно-исследовательской деятельности в сфере социальной защиты детей уязвимых групп;

• выработка целевых комплексных программ по решению указанных проблем, а также снижению негативного влияния факторов, способствующих возникновению групп детей с ограниченными физическими возможностями, социального и правового риска;

• глубокое изучение и обобщение отечественного опыта, опыта развитых зарубежных государств в сфере поддержки и социальной адаптации детей;

• оказание практической помощи детям путем осуществления психолого-педагогических, образовательных и реабилитационных программ.

Начиная с 2012 года службы медико-педагогической помощи детям раннего возраста в амбулаторно-поликлинических учреждениях возникли на основании приказа министра здравоохранения РУз в пяти центральных многопрофильных поликлиниках г. Ташкента. В настоящее время Министерство здравоохранения совместно с РЦСАД внедряет службы ранней помощи в многопрофильных центральных поликлиниках Ферганской, Андижанской, Наманган-ской, Самаркандской областях Узбекистана.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 9

ИНКЛЮЗИВ ТАЪЛИМ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

59 _/

Диаграмма 2. Ответы 196 опрошенных матерей на вопрос «Что Вы будете предпринимать, чтобы Ваш ребенок рос и развивался с обычными сверстниками?»

107

Почему раннее образование и развитие детей группы риска происходит в центральных многопрофильных поликлиниках? Практика работы с семьями, воспитывающими детей с особыми потребностями, показала отсутствие у многих родителей социальных связей, наличие психологических комплексов и др. Однако любой родитель в обязательном порядке будет посещать узких специалистов по оказанию медицинской помощи детям с особыми потребностями.

Об этом свидетельствуют исследования, проведенные специалистами РЦСАД в 2014 году. В исследовании приняли участие 196 матерей, воспитывающих детей, входящих в группу риска, от рождения до 3 лет. Исследования проводились в перинатальных отделениях и отделениях патологии новорожденных в республиканских больницах и семейных поликлиниках в городах Ташкент и Фергана.

Приведу примеры ответов родителей на некоторые вопросы:

«В каких специалистах нуждается Ваш ребенок?»

Из диаграммы 1 видно, что за помощью своему ребенку значительная часть опрошенных матерей (139 человек, или 70,9%) обратится к медицинским работникам и, со-

ответственно, пойдет в медицинское учреждение.

Следующий вопрос: «Что Вы будете пред -принимать, чтобы Ваш ребенок рос и разви-вался с обычными сверстниками?»

Из диаграммы 2 снова можно видеть, что большинство матерей не владеют знаниями развития ребенка, начиная от рождения. Некоторые родители будут ждать специалистов в дошкольных и даже в школьных учреждениях. Но в основном (107 человек, или 54,6% опрошенных) матери думают, что только медикаментозное лечение поможет ребенку в его развитии.

Следующий вопрос: «Каким образом будете развивать ребенка?» показывает всем специалистам, вовлеченным в процесс воспитания, коррекции, лечения и развития, что родителям, воспитывающим детей с особыми потребностями, необходима квалифицированная, комплексная психолого-медико-педагогическая и социальная помощь, так как большинство из них не знают, что делать с ребенком, если у него имеются особые потребности в развитии и образовании.

По результатам исследований, специалистами РЦСАД и Министерства здравоохранения Узбекистана было выбрано оптимальное решение - организовать Службы помощи де-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 9

Диаграмма 3. Ответы 196 опрошенных родителей на вопрос «Каким образом будете развивать ребенка?»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тям с особыми потребностями в центральных многопрофильных поликлиниках, в которых возможно создать команду из педиатра, невропатолога, логопеда, психолога и других специалистов.

Деятельность Службы за период функционирования показала положительный результат внедрения инновационных методов ранней диагностики и оказания комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям с особыми потребностями и поддержку семьям, воспитывающих этих детей. Специалистами РЦСАД была разработана программа воспитания и развития ребенка с особыми потребностями от рождения до трех лет. Программа хорошо зарекомендовала себя и, начиная с 2012 по 2015 год, общее количество принятых детей раннего возраста с особыми потребностями в службу ранней помощи в г. Ташкенте составило 1706 детей.

В результате эти дети получили возможность пойти в массовые и специализированные дошкольные учреждения.

По результатам медико-психолого-педагогической работы командой специалистов у детей улучшилось развитие по таким областям, как развитие речи, понимание языка, мелкая и общая моторика.

Мониторинг деятельности Служб ранней помощи показал необходимость включе-

ния ребенка в медико-коррекционно-педа-гогический процесс с момента выявления у него задержки в развитии. И чем раньше будет начата работа по оказанию помощи ребенку группой специалистов, тем эффективнее будут результаты.

Система организации развития и воспитания детей с особыми потребностями позволит обеспечить равные возможности каждому в получении своевременной комплексной образовательной помощи, что в дальнейшем позволит ребенку включиться в систему образования, необходимого для успешной личной и, в дальнейшем, профессиональной жизни.

Приоритетами развития системы ранней помощи детям с особыми потребностями в Республике Узбекистан могут быть:

• развитие системы межведомственного взаимодействия специалистов, учета и сопровождения детей с особыми потребностями и их семей.

• развитие потенциала специалистов, участвующих в развитии и образовании и аби-литации/реабилитации детей с особыми потребностями;

• увеличение доступа по месту жительства к комплексным услугам ранней помощи детям с особыми потребностями и семей;

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 9

Диаграмма 4. Результаты помощи детям с особыми потребностями в службах ранней помощи г. Ташкента

• внедрение инновационных форм и методов коррекционной, образовательной и развивающей работы с детьми раннего возраста;

• развитие взаимосвязанных служб обучения, консультирования и поддержки родителей;

• вовлечение родителей в программы ранней помощи детям;

• профилактика отказа от детей с особыми потребностями в развитии;

• содействие эффективному переходу в инклюзивные дошкольные и школьные учреждения.

Внедрение новых подходов в образовательный и развивающий процесс - это еще один шаг на пути эффективного внедрения образовательной помощи детям раннего возраста, в дальнейшем мягкого перехода их в социальную и образовательную среду в Узбекистане.

На основании результатов проведенных исследований предлагаются следующие рекомендации:

1. Продолжить организацию службы ранней помощи детям группы риска в различных системах:

а) в системе Министерства народного образования Республики Узбекистан - ор-

ганизовать «Службу ранней помощи детям с особыми потребностями, начиная от рождения и его семье» при специализированных дошкольно-образовательных учреждениях;

б) в системе Министерства здравоохранения Республики Узбекистан - организовать «Службу ранней помощи ребенку с особыми потребностями и семье» в Домах ребенка и в районных Центральных многопрофильных поликлиниках;

в) в системе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан - организовать «Службу ранней помощи детям с особыми потребностями и семье» в реабилитационных центрах, в детских домах-интернатах «Мурувват».

2. Обеспечить дальнейшее совершенствование разработанной и используемой коррекционно-развивающей программы помощи ребенку с особыми потребностями, охватывающей детей от рождения и до 3-х лет.

3. Определить научно-исследовательские институты, которые будут заниматься разработкой научно-методической базы Службы ранней помощи детям группы риска от рождения до 3-х лет.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 9

с 62 V ИНКЛЮЗИВ ТАЪЛИМ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ л У

Литература:

1. Макаренко А.С. О воспитании. - М.: Издательство политической литературы, 1999.

2. Аксенова О.Г., Баранова Н.Ю., Емец М.М., Самарина Л.В. Стандартные требования к организации деятельности службы раннего вмешательства. - С-Пт, «КАРО» 2012.

3. Трушкина С.В. Помощь детям раннего возраста с нарушениями психического здоровья: междисциплинарный подход. // «Медицинская психология в России»: электрон. науч. журн., 2015, № 2(31).

4. Гайдукевич С.Е., Радыгина В.В. и др. Формирование личности ребенка с особыми потребностями в условиях меняющегося мира. / Учебно-методическое пособие. - Минск, 2011.

5. Мойра Питерси, Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. - М., 2001.

6. Интернет ресурс: Материал из Википедии - свободной энциклопедии. https:// ru.wikipedia.org/wiki/

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.