5 копылов Ю.А Упражнения на осанку.// Физическая культура в школе.- 1994,- № 2.
7 Копылов Ю.А. Элементы психорегуляции.// Физическая культура в школе.- 1995,- №3.
8 Купер К Аэробика для хорошего самочувствия.- М.: Физкультура и спорт, 1989 - 224с.
9. Лях В.И., Л.Б.Кофман, Г.Б.Мейксон. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.- М.: Просвещение 1996 -С. 106-205.
10. Менхен В.Б., Биндусов Е.Е., Коньков Н.В. Состояние и пути совершенствования гимнастики в системе базового образования в физкультурном ВУЗе.// Теория и практика физической культуры,- 1997,- №12 - С.29-31.
11 Попков A.B. Программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов. Антистрессовая пластическая гимнастика - М. Просвещение. 1996 - С.205-256.
12 Проект основных положений концепции очередного этапа реформирования системы образования. Образование и здоровье. //Физическая кулыура,- 1998.- №1 - С.53-54.
'3 Шахматов А.И. Стретчинг и калланетика.// Наука и жизнь.- 1993.- № 6.
14. Синяков А.Ф Рецепты здоровья.- М.: Физкультура и спорт,- 1988 - 239с
15 Синяков А.Ф, Гимнастика дыхания,- М,: Знание, 1991,- С. 3-93.
!6 Скворцова Г А. Шейпинг на уроках физической культуры.// Физическая культура в школе,- 1997,- №5, N«6, №7 - 1998 - N»1 -С. 71-74 - №2,- С.67-73,- №4,- С.57-60.
17. Смолевский В М., Ивлиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики,- М.: Просвещение, 1992,- 80 с.
18. Смоляков С.А, Ушу: Начало пути,- Барнаул, Алтайское книжное издательство,- 1990,- 79 с.
19 Сычева Л. Восхождение к здоровью.// Физкультура и спорт.- 1998.- №1.- С. 10
20 Хиплмен Р Йога -путь к физическому совершенству,- Ульяновск, Дом печати, 1992,- 190 с.
21 Шабоха Е Г Соколов Г,Я. Кислухина И.И. Трушкова М П. Оздоровительная аэробика для школьников./ Методические оекомен дации - Омск, 1998 - 44 с
УДК 796 034 2
С.Б. Нарзулаев, В.Ф. Пешков
ПРОБЛЕМЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
ИФК Томского государственного педагогического университета
В настоящее время демографическая ситуация в России становится критической, нарастающая социальная напряженность отражается на здоровье населения. По данным Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины 40% населения отмечают стрессогенные ситуации, растет количество самоубийств.
По статическим данным, в России только 14% детей рождаются здоровыми: 70% девочек имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, 50% школьников знакомы с наркотиками. За последние пять лет произошел значительный рост заболеваемости системы крови, эндокринных патологий, стали нормой детская близорукость и иммунодефицитные состояния. Снижение уровня здоровья детей вызвано рядом факторов.
Наиболее значимым и опасным является распространение среди городских детей табакокурения, раннего потребления алкоголя, таксикоманию и наркоманию. Эти факторы являются наиболее травматичными для детского здоровья, поскольку поражают практически все жизненно важные системы организма, фактически разрушают его [5, 6, 7, 8].
Большое опасение вызывает существенное изменение образа жизни. Снижение двигательной активности среди детей северных регионов приводит к нарушению опорно-двигательного аппарата, сниже-
нию функционального резерва систем дыхания и кровообращения. Значительный процент времени дети проводят перед телевизором и игровыми приставками, что приводит к падению зрения, росту процента слабовидящих детей в школах. Бессистемный просмотр телевизионных передач, и особенно рекламы. -пассивное восприятие информации - препятствует нормальному развитию мышления, утомляет и способствует невротизаиии детей [1, 9].
Не менее важными, особенно в семьях с низким доходом, являются нарушения качества питания. Изменение состава пищевого рациона в сторону увеличения моносахаров, животных жиров и снижение растительных жиров и клетчатки приводит к излишней калорийности рациона и, как это не парадоксально, к росту процента детей с избыточным весом. Другой проблемой этого блока является высокий процент детей с недостаточным весом. Это связано с общей астенизацией и снижением аппетита вследствие гиподинамии. В последние годы на рынке пищевых продуктов России резко увеличилось поступление товаров западных стран и продуктов питания, выпускаемых по новым технологиям. Значительно увеличилась нагрузка на иммунную систему в связи с применением пищевых добавок: консервантов, ароматизаторов, эмульгаторов, осветлителей, пищевых красителей и т.д. Снижает сопротивляемость орга-
С.Б. Нарзулаев, В.Ф. Пешков. Проблемы валеологического контроля процесса.
низма и попадание в продукты питания кормовых антибиотиков, пестицидов, гербицидов, нитратов. Сегодня крайне актуальной становится проблема гипо-витаминозов в районах Сибири. Содержание витаминов в овощах и фруктах после нескольких месяцев хранения существенно уменьшается и не может обеспечить физиологическую норму потребления, что вызывает нарушения многих систем организма, ограничивает его адаптационные возможности. Важнейшей проблемой стал недостаток поступления макромикроэлементов. В первую очередь это касается йода, магния, железа и кальция. Среди городского населения распространены и случаи железодефицитной анемии. алиментарные гипотиреозы, нарушения формирования скелета.
Важным фактором является увеличение экологической напряженности. Загрязнение воды, воздуха, почвы выбросами вредных производств автотранспорта резко усилили нагрузку агрессивных по отношению к организму ребенка факторов, что привело к нарушениям со стороны многих систем и. в первую очередь, системы иммунитета.
Все большее значение приобретают генетические патологии, прежде всего у детей, рожденных алкоголиками.
Все вышесказанное делает чрезвычайно важной проблему валеологического подхода к образованию и воспитанию, формированию установки на здоровый образ жизни. Важным элементом здорового образа жизни является физическая активность и спортивные тренировки. В то же время неправильная организация режима тренировок, передозировка физических нагрузок может нанести здоровью дополнительный вред. Система физических тренировок, организованная без учета индивидуального уровня ¡доровья. степени напряжения нейро-гуморальных механизмов, адаптационного резерва и психологических особенностей личности скорее всего нарушит установившийся баланс функциональных систем. что' может привести к развитию (либо обострению) заболевания. Это особенно актуально, так как поданным статистики менее 8% детей школьного возраста можно считать практически здоровыми [2, 3, 4. 10].
В связи с изложенным выше, основная задача валеологического контроля спортивных тренировок состоит в предварительной оценке индивидуального уровня здоровья, степени напряжения функциональных систем. биоритмологических особенностей, разработке и оптимизации индивидуализированной программы тренировок, осуществлении текущего мониторинга и оценке эффективности выбранного режима.
На рисунке 1 представлена схема задач, решаемых валеологическим центром функциональных резервов. Приступающие к спортивным тренировкам лица проходят комплексный контроль состояния физического здоровья и психологического статуса по следующим направлениям:
Рис.1. Схема задач, решаемых валеологическим центром функциональных резервов
Контроль здоровья
1. Контроль имун-ного статуса
2 Контроль состояния нервной системы
3. Контроль состо-| яния сердечно-со-; судистой системы
4. Контроль состояния системы дыхания
5 Контроль психологического состояния
Спортивно-оздоровительная деятельность
~г
I
1. Физическая культура, здоровый образ жизни
2. Дозированные требования и индивидуальные программы спортивного оздоровления
Валеологическое образование
—Г" 1.
5. Мотивация здорового образа жизни и экологическое образование
3 Индивидуальные валеологи-чески обоснованные системы тренировки для спортсменов
4 Система здорового питания
I 6 Подготовка учеб- ; | ных программ и ; | учебных пособий ' ; учебников для школ ■ и ВУЗов
I 7 Организация |постдипломной ! \ подготовки специ-\ алистов
I___1
| 8. Сертификация ; ' специалистов-ва- ;
1 леологов ; 9 Проведение; : валеологическиг ; семинарое
1. Общее физическое развитие, антропометрические показатели и их соответствие возрастным нормативам, уровень общефизической подготовки.
2. Общий врачебный осмотр врачом-педиатром (терапевтом), выявление имеющихся в настоящее время и в анамнезе жалоб, хронических заболеваний, травм, отягощенной наследственности, употребление алкоголя, табакокурения. По выявленным показаниям-направление на специальные исследования и на консультацию к узким специалистам.
3. Проведение функциональных обследований -электрокардиография, спирография, пневмотахомет-рия и т.д. (включая комплексное обследование на приборе К'ГД-2).
4. Проведение функциональных нагрузочных проб (велоэргометрия с контролем частоты пульса артериального давления, электрокардиограммы).
5. Комплекс психологического тестирования с использованием набора компьютерных тест-программ.
Лица, имеющие хронические заболевания или внешние признаки нарушения обмена веществ, гормонального баланса (избыточный или недостаточный вес, отклонение в росте и т.д.), направляются на дополнительные исследования:
1)периферической крови;
2) иммунного статуса;
3) гормонов щитовидной железы.
По результатам проведенных проб составляются режимы тренировок с оптимальными для организма физическими нагрузками и рациональным характером расстановки упражнений. При этом целесообразно учитывать биоритмологические особенности организма спортсмена. Рекомендации по нагрузкам и расстановке процедур готовит специалист по фи-»ической тренировке с учетом рекомендаций врача и специалиста-валеолога. Наряду с этим, специалист-валеолог разрабатывает для тренирующегося спортсмена дополнительные рекомендации по режиму питания, образу жизни. В зависимости от уровня индивидуального здоровья, врач - педиатр(терапевт) назначает немедикаментозную (физиотерапия, массаж) и медикаментозную (витаминопрофилактика и др.) коррекцию выявленных нарушений.
Все названные специалисты осуществляют регулярный контроль за процессом тренировок каждого спортсмена, используя все вышеперечисленные методы и внося, по мере необходимости, коррекции в режим тренировок. Регулярность повторных обследований (еженедельно 1-2 раза в месяц) определяется индивидуально в зависимости от исходных показателей.
Все названные задачи успешно решаются в рамках Валеологического научно-образовательного центра функциональных резервов, расположенного на базе спортивно-оздоровительного комплекса Томского государственного педагогического университета
Кроме того, Валеологический научно-образовательный центр функциональных резервов решает ряд задач по организации валеологического образования и воспитания:
1. Подготовка учебных программ и учебных пособий, учебников для школ и вузов.
2. Сертификация специалистов-валеологов.
3 Проведение валеологических семинаров.
Для решения всех названных задач оптимальной
является структура валеологического научно-образовательного центра функциональных резервов, представленная на рисунке 2. В структуру центра включены три отдела:
1) отдел медицинского контроля;
2) отдел спортивно-оздоровительной и профилактической работы;
3) отдел научной, методической работы и образования.
Каждый из названных отделов решает как определенный спектр практических задач, так и ведет на-
Рис.2. Организационная структура валеологического центра функциональных резервов
Директор валеологического центра Заместитель директора
Отдел медицинского контроля
I
Разработка методов медицинского конт-роля для оценки уровня здоровья, функционального напряжения при спортивных тренировках | Организация конт-| роля здоровья в об-| разовательных уч-| реждениях и орга-I низационных детс-| кихколлективах
+ г Отдел спортивно- i ~—-»-, Отдел научной
оздоровительной и| методической ;
профилактической | работы и
работы ! образования
i + > 4
| Методическое руко-1 водство и консльта- ! I тивная помощь ба- i * зовым валеологи-I ческим центрам
Разработка комплексов оздоровления и физической реабилитации для людей с разным уровнем здоровья
Организация здорового питания Витаминизация и йодопрофилактика и
т.д.
Контакт с руковод-| ством школ и ДДУ, I организация
I спортивно-оздоровительных и профилактических мероприятий
| Подготовка и изда- 1 ! ние учебных посо-! I бий,учебников для > \ школ и ВУЗов | Образовательные I услуги
| Сертофикацияяспе-
, циалимтов-валео-; логов
\ Проведение валео-| 1 логических семина-1 | ров |
1_---|
; Контакт со специа- I листами и руковоя- : ! ством профильных : ; ВУЗов и НИИ Томе ' ка и других регио-! нов, ор-ганизация I временных твор-; ческих коллекти-; ! вов. координация ; их работы
учно-исследовательскую и методическую работу по проблемам вапеологии, спортивной тренировки и медицинского контроля.
Таким образом, валеологический мониторинг процесса спортивных тренировок является одним из обязательных условий достижения максимальных спортивных результатов при сохранении и улучшении здоровья спортсменов. Оптимальным путем решения названной проблемы является организация Валеологических центров на базе спортивных и спортивно-оздоровительных учреждений.
Литература
Дюндик H.H., Макаров В.В., Федоренко Е.Ю. Развитие, формирование и сохранение здоровья в школе. // Вариант будущего.-
Красноярск, 1996 -С.15-17.
Загузов Н И. "Эволюция научной специальности" Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки в
педагогике. // Теория и практика физ. культуры.- 1997.- №1.- С. 56-57.
Зайцев Г.Н. Колбанов В.В Колесникова М.Г. Педагогика здоровья. Образовательные программы по валеологии,- 1994. Казин Э.М., Кураев Г.А., Шорин Ю.П. и др. Использовагние автоматизированных программ для комплексной прогностической оценки индивидуальных адаптивных возможностей организма //Физиология человека - 1993 - Т.19.- № 3 - С. 98-103.
Г. H. Лапина, Л. И. Беженцева, C.B. Яхонтов. Методический подход к дифференцированному.
5 Казначеев В.П. Введение в проблемы общей валеологии //Валеологии,- 1996.- №4 - С. 70-106.
5 Казначеев В.П., Баевский Р.М. Индивидуальные особенности адаптационных реакций у человека и проблемы донозологической диагностики. // Тез. Докл. Всесоюзной конференции "Адаптация и проблемы общей патологии".- Новосибирск 1974,- Т.2 -С. 2-9.
7. Колесов Д.В. Здоровье школьников: новые тенденции //Биология в школе.- 1996.- №2,- С.5-8.
8. Кураев Г.А., СергеевС.К., Шленов Ю.В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России//Вапеология,- 1996.-№1- С.7-18.
9 Методические рекомендации по физиолого-гигиеническому изучению учебной нагрузки / Под ред. М.В. Антроповой - М. 1984 10. Щедрина А.Г. Понятие индивидуального здоровья - центральная проблема валеологии,- Новосибирск, 1996 - С. 50
УДК 796 338.28
Г.Н. Лапина, Л.И. Беженцева, C.B. Яхонтов
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ИФК Томского государственного педагогического университета
В последние два-три года в печати представлено несколько новых программ по обучению и воспитанию детей в дошкольных учреждениях, разработанных научными центрами: A.A. Венгера-программа "Развитие", 1996 г.; программа "Радуга" Министерства образования Российской Федерации, 1996 г.; программа "Детство" Санкт-Петербургского педагогического университета, 1997 г. и др., в которых раздел "Физическое воспитание" основывается на типовой программе "Воспитания и обучения в детском сад\" под ред. М.А. Васильевой. В них авторы отдают предпочтенье развитию умственных способностей детей, обеспечению счастливого детства, здорового образа жизни с выраженной гуманистической направленностью.
Программа М.А. Васильевой, по которой работает большинство специалистов по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях, последний раз переиздавалась в 1997 г. Она сохраняет преемственность по своему содержанию с программой по физическому воспитанию 1 класса общеобразовательной школы, рассчитана на среднестатистического ребенка, не ориентирует педагога на индивидуальные различия, не учитывает детскую активность и не позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям с учетом их психосоматических особенностей различия. Достижения детей фиксируется через количественные наращивания объема знаний и умений. Программа ориентирует на то, что должен уметь ребенок к концу года в каждой возрастной группе, представляет материал по всем видам упражнений, которые могут освоить дети дошкольного возраста.
Кроме того, при анализе программ по обучению и воспитанию детей Дошкольного возраста было вы-' Явлено, что программные требования к физкультурным замятиям ниже природной биологической по-' '• требности и ведутся без учета индивидуальных осо-
бенностей психофизиологического развития ребенка. Таким образом, проблема дифференцированного обучения в физическом воспитании дошкольников остается до конца не решенной и весьма актуальной.
Известно, что детям, в отличие от взрослых, свойственен широкий спектр совершенно особых состояний, нередко имитирующих заболевания, называющиеся "критическими состояниями ( периодами ? развития". Любые "критические периоды" представ, ¡я ют собой состояния повышенного риска для истинных хронических заболеваний, т.е. могут быть отнесены к группе пограничных состояний. В детской психологии принято различать несколько основных "критических периодов" знаменующих переход от одного возрастного этапа к другому: 1, 3, 7 лет [Воронцов И.М., Казин Э.М., 1991 г.]. Все они характеризуются некоторыми общими чертами: дети становятся капризными, раздражительными, вступают в конфликты. Важным моментов в возникновении таких состояний является наследственный, социально-экономический и экологический факторы, усугубляющие эти изменения, особенно при переходе детей из одних условий в другие (из дошкольного учреждения в школу), в которых появляются дополнительные факторы риска: возрастающая статико-динами-ческая нагрузка на опорно-двигательный аппарат, нагрузка на зрительный анализатор, нервно-мышечную и нервную системы. Целью данной научно-практи-ческой работы явилось обоснование методического подхода к организации физического воспитания детей в дошкольных учреждениях на основе их диффе-ренцировки по результатам комплексного психофизиологического обследования.
Мы предполагали, что выявленные индивидуальные психофизиологические и физические особенности развития детей дошкольного возраста в период