максимально приближено к заданиям на самостоятельное конструирование текста, в том числе и научного.
Обобщенно учебная модель стиля представлена в предлагаемой таблице.
Функциональные стили Стилевые черты
Научный Отвлеченность, обобщенность, подчеркнутая логичность, точность, строгость
Официально-деловой Стилистическая однородность, строгость объективность выражения, точность, не допускающая иных толкований, стандартизиро-ванность, должествующе-предписывающий характер
Публицистический Оценочность, призывность «эффект новизны, собирательность, документально-фактологическая точность, сдержанность, некоторая официальность
Разговорно-обиходный Непринуждённость, конкретность, непоследовательность и прерывистость, эмоционально-оценочная информативность, личностный характер, идиоматичность
Художественно-беллетристический Образность, экспрессивность, эмоциональность, многостильность красок, особая роль подтекста
Концепция формирования гармоничной личности
(Концепция формирования основ здоровой жизнедеятельности ребенка на начальных этапах его индивидуального развития в группах восточных единоборств)
Сивков А.Л., соискатель ИПППО РАО
На фоне социально-экономических преобразований, происходящих в стране, физическая культура переживает серьезный кризис. Уровень здоровья подрастающего поколения низок, качество преподавания не способствует стремлению подростков и юношества к освоению ценностей физической культуры, к занятиям в спортивных секциях. Сокращается объем бесплатно предоставляемых спор-
тивно-оздоровительных услуг, школа теряет квалифицированных педагогов, способных вести творческую работу. Поэтому приоритетным направлением проводимой в настоящее время модернизации структуры и содержания общего образования является повышение эффективности и качества преподавания физической культуры, призванной обеспечить
укрепление и сохранение здоровья школьников.
Роль образования на современном этапе развития России в оздоровлении отдельного человека, в оздоровлении нации определяется, с одной стороны, необходимостью подготовки физически и психически здорового каждого отдельного человека как здорового гражданина, самодостаточного для успешности в жизнедеятельности сложного современного общества, а с другой стороны, - необходимостью решения многообразных и жизненно важных для общества задач: перехода к демократическому и правовому государству, к гражданскому обществу, к рыночной экономике, преодоления отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
Становится очевидной необходимость радикальных изменений в стратегии достижения здоровья человека. В основе ее - формирование "Я-концепции" здоровой личности, создание необходимых условий для ее самопознания, саморазвития и самореализации [1, 8]. С рождения необходимо включение самого человека в процесс формирования здоровья, потребности в здоровом образе жизни, заинтересованности и активности в самопостроении и самосовершенствовании. Речь идет о новой концепции образования - "здравотворческой", в основе которой адаптивная природа образования в контексте парадигмы: "здоровье человека - здоровье общества - здоровье природы". внимание к себе, осознание своих возможностей будет способствовать тому, что ребенок научится быть внимательным не только к своему здоровью, но и к здоровью окружающих. Через себя научится понимать чувства, переживания, поступки других людей, организовывать свое поведение в обществе. В
этом представляется нравственный аспект проблемы. Не воспитав осознанного отношения к своему здоровью, общество никогда не сохранит того потенциала здоровья, который заложен у ребенка при рождении. Необходим переход воспитания человека к другой парадигме: "забота о здоровье - обязанность каждого".
Разработка нестандартной, стратегически осмысленной системы непрерывного образования: семьи, дошкольного образовательного учреждения и школы, составляющие компоненты которой ориентированы на формирование у детей валеологически обоснованного образа жизни, - лежит в основе нашей идеи современного физического образования. Нестандартность системы заключается в частичном переносе методов воспитания, которые основаны на многовековом опыте стран юго-восточной Азии (Китай, Япония), в частности опыте, базирующемся на воспитании детей в группах, изучающих восточные воинские искусства.
Значение системообразующего в этой системе приобретает педагогический компонент, сущность которого заключается в научении ребенка умению "активизировать личностные, потенциально присутствующие, данные природой биоэнергетические возможности". Этот процесс требует специфических знаний как родителей так и воспитателей при непременном активном участии в процессе самого ребенка. Только при таких условиях он сможет реализовать свое право на образование, не представляющее угрозы для здоровья [9].
Поэтому в основе данной концепции лежит валеологическая парадигма педагогической деятельности, в рамках которой возможно существование ведущей идеи гуманизации образования -"созидание Человека". Валеологическая
основа реализации этой идеи состоит в том, что человек создает себя сам, включаясь в процесс познания на личностно приемлемом для него уровне. Иначе говоря, речь идет о формировании у детей индивидуальной философии здоровья на основе знаний, умений и навыков, полученных в системе дошкольного и школьного образования. Именно по этой причине наборы в свои группы мы начинаем с возраста 5-6 лет. Решение данной задачи связано с переосмыслением педагогической деятельности на основе валеоло-гической доминанты, разработки педагогических систем, построенных на приоритетах здоровья, которые в свою очередь базируются на наших знаниях и опыте в изучении восточных единоборств. Создать валеологическую доминанту можно только в результате специально организованного обучения, в ходе которого реализуются возможности каждого ребенка.
Поэтому стратегической целью нашей педагогической деятельности явилось воспитание у детей мотивации на здоровье и формирование основ здоровой жизнедеятельности в системе "семья -тренировки - школа". Ее основные задачи:
- формирование валеологической образованности и активности родителей;
- обучение родителей практическим умениям и навыкам оздоровления ребенка с момента начала тренировок в нашей системе;
- обеспечение индивидуально-гармонического развития детей на основе формирования компонентов здоровья;
- социальная адаптация ребенка на этапах его индивидуального развития;
- формирование знаний и практических действий по овладению основами здорового стиля и образа жизни.
Применение нашего подхода к воспитанию основывается на принципах: гуманизации образования; природосооб-разности; интеграции валеологического и личностно ориентированного подходов в воспитании; непрерывности и преемственности; индивидуализации и дифференциации; креативности процесса обучения и воспитания; единства валеологи-ческой и физкультурной деятельности, специфика последней базируется на традициях и методах воспитания в группах айкидо и джиу-джитсу.
Методологически значимо для реализации технологии обеспечения здоровой жизнедеятельности детей положение о доминирующих базовых потребностях. Согласно этому положению в иерархии основных потребностей индивида всегда есть главенствующая для данного возрастного периода, определяющая "ядро личности", ее поведенческую деятельность [2, 6].
Относительно дошкольного и младшего школьного возраста ведущей является биологическая потребность в движении, проявляющаяся в единстве с потребностью получения удовольствия, наслаждения от участия в двигательной деятельности; потребностью в самоутверждении. Поэтому наиболее перспективно формирование основ здоровой жизнедеятельности в процессе занятий восточными единоборствами, где в полной мере реализуется потребность в движении, столь ярко выраженная в детском возрасте. Именно на интересе детей к занятиям экзотическими физическими упражнениями следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье. Физическая и спортивная культура ребенка - тот фундамент, на котором формируются и здоровая жизнедеятельность и здоровый стиль жизни.
Следует отметить, что первичные базовые потребности (как внутреннее побуждение, вызывающее активность организма) являются мотивом поведения ребенка на этапе начального обучения здоровому образу жизни. Постепенно под воздействием педагогических средств, создания предметно-информационной образовательной среды они перестраиваются и превращаются во вторичные побуждения: действия детей по истечении времени становятся самомотивированными. Причем согласно теории Д.Н. Узнадзе [10] прочность такой установки зависит от частоты ее возникновения, то есть формирование мотивации на здоровье возможно лишь на основе специально организованной целенаправленной работы по созданию у ребенка представлений о своем здоровье и здоровье окружающих, освоению практических действий по обеспечению здоровой жизнедеятельности и радости от приобретения специальных двигательных навыков.
Удовлетворение базовых потребностей детей в процессе специальной физкультурной и координационной (айкидо, джиу-джитсу или т.п.) деятельности должно стать главным условием индивидуально-гармоничного развития ребенка, формирования основных компонентов здоровья на всех этапах системы "семья -тренировки - школа". Неудовлетворение этих потребностей, соответственно, будет приводить к замедлению их развития и ослаблению здоровья.
Однако решить эту задачу в рамках традиционного подхода к физической культуре, который основан на принудительном формировании двигательных навыков и развитии физических качеств, на наш взгляд, невозможно. Эффект от командно-строевых методов, доминирующих сегодня на уроках физической культуры во многих школах, к сожале-
нию, противоположный. Мы же используем сегодня на наших тренировках метод, основанный на принципах почтительности и уважения к знаниям учителя (Сенсея), его опыту и авторитету. То есть, воспитываем принцип так называемой «сыновней почтительности» (кит. «Сяу»).
Через познание самого себя, которое происходит в результате тренировочного процесса и в результате многократных повторений отдельных элементов, ребенок неизбежно приходит к выбору своего собственного способа двигательной активности и вырабатывает на последующих этапах своего развития индивидуальный стиль ведения поединка, что, как правило, проецируется и на многие поведенческие модели повседневной жизни. Развивается спонтанное мышление, позволяющее мгновенно принимать правильные решения в любых ситуациях. Молодой человек, прошедший от начала обучения под нашим руководством (с 56 летнего возраста) и вплоть до получения мастерской степени (как правило, в 15-16 лет) вырастает подготовленным к сложной жизни в большом городе, и кроме того, молодой человек становится самостоятельным, уважительным и почтительным. Для этого нужны определенные условия и педагогическая здо-ровьеформирующая технология. Составляющими ее компонентами должны стать:
информационно-познавательный (представления о своем организме, способах укрепления собственного здоровья и окружающей природы). /Эти знания прививаются в рамках созданной на базе федерации Айкидо Академии, где дети прослушивают курс лекций по анатомии и физиологии человека, занимаются изучением оздоровительно и лечебного массажа/;
творчески-деятельностный (практические действия, характеризующие приобщение к ценностям здорового образа жизни и восточных единоборств в частности). Обеспечение этого пункта достигается участием в семинарах и показательных выступлениях учеников;
потребностно-мотивационный (поведенческая деятельность ребенка по обеспечению здоровой жизнедеятельности).
Показателями сформированности указанных компонентов приняты соответственно: 1) знания как результат освоения теоретического раздела программного материала; 2) умения и навыки организации здоровой жизнедеятельности; 3) привычки как результат выполнения осознанных действий, характеризующих валеологически обоснованное поведение детей.
Результаты оценки структурных компонентов данного образовательного процесса явились основанием для эффективной стратегии формирования здоровья детей в процессе изучения базовых техник айкидо и джиу-джитсу. Следует заметить, что все компоненты этой целостной системы находятся в тесной взаимосвязи. К примеру, информационный компонент не означает механического заучивания приёмов. Он реализуется в познавательной активности, в организации деятельностного подхода, направленного на включение ребенка в процесс здравотворения и здравосозидания. Рефлексивная творческая деятельность, направленная на осознание своей ценности и индивидуальности, является ведущей в этой системе. Важным условием успешности этой деятельности выступает создание предметно-информационной образовательной среды, обеспечивающей саморазвитие детей.
Концептуально значимы для нашего исследования также данные, свидетель-
ствующие, что валеологическое обеспечение жизнедеятельности человека происходит на биологическом, психологическом и социальном уровнях. Трем уровням личности соответствуют и три аспекта здоровья: физический, психический, духовный. Физический резерв здоровья ребенка формируется в процессе его естественного роста и обусловлен уровнем развития органов и систем организма.
Психическое здоровье - состояние психической сферы, в основе которого -состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое здоровье ассоциируется с потребностью человека, с самореализацией как личности, то есть обеспечивает ту сферу жизни, которую мы называет социальной.
Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потреб-ностно-информационной сфер жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека.
В обобщенном виде, по мнению ученых [3, 5], можно считать, что критериями здоровья являются: для физического -"я могу", для психического - "я хочу", для нравственного - "я должен".
Уровень сформированности компонентов здоровья был принят в качестве показателей эффективности педагогической стратегии формирования здоровья ребенка на начальных этапах его индивидуального развития. При этом мы в своей деятельности поддерживаем мнение специалистов [4, 7], что основополагающим в развитии здорового ребенка является духовно-нравственный компонент здоровья, определяющий его душевный комфорт, умение строить отношения с близкими и друзьями, реализа-
ция потребностей в самопознании и самосовершенствовании.
Педагогическими методами необходимо воспитывать у ребенка отношение к собственному здоровью как высшей и духовной сути, от которой зависит его будущее благополучие, формировать знания и практические действия по обеспечению здоровой жизнедеятельности. Не воспитав у детей осознанного отношения к своему здоровью, общество никогда не сохранит того потенциала здоровья, который заложен у ребенка при рождении.
Обращение к сознанию через систему знаний о здоровом образе жизни и и специфических координационных навыков, выход на подсознание через формирование арсенала специальных сложных техник, привычек здоровой жизнедеятельности представляется педагогической задачей, с успехом решаемой в рамках федерации айкидо РТ. С учетом всего этого актуальной становится проблема дальнейшей более глубокой разработки и научного обоснования педагогической технологии, позволяющей эту идею реализовать в полной мере.
Литература
1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка //Изучение мотивации детей и подростков. - М.: Педагогика, 1972, с.7-44.
2. Зайиев Г. К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. - СПб.: Акцидент, 1997. - 92 с.
3. Зайиев Г. К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования: Автореф. докт. дис. СПб., 1998. - 49 с.
4. Лободина C.B., Алексеева Д.Ф. Здоровый дошкольник: Учебно-методическое пособие. СПб., 2000. - 134 с.
5. Петленко В.П., Давыденко Д.Н. Этюды валеологии. - СПб.: Балтийская пед. академия, 1999. - 124 с.
6. Симонов П.В. Мотивированный мозг. - М.: Наука, 1987. - 283 с.
7. Синииыгн Ю.Н. Педагогические условия воспитательно-оздоровительной работы в общеобразовательном учреждении: Автореф. канд. дис. Краснодар, 1999.
8. Субетто А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония. - М.: Логос, 1992. - 203 с.
9. Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве / Монография-эссе. - СПб: Крисмас, 1999. - 171 с.
10. Узнадзе Д.Д. Теория установки -М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 448 с.