осанке, систематический контроль позы пользователя ПК.
7. Проведение на каждом занятии физкультминуток и пауз общего и специального воздействия. Контроль и отслеживание наступления фаз устойчивого снижения работоспособности.
8. Обеспечение в дистанционном занятии на опорной площадке оптимального темпо-ритма с учетом тьютором дистанционного обучения физического состояния, настроя слушателей и психофизического состояния участников учебного процесса.
9. Обеспечение своевременной педагогической, психологической и эмоциональной поддержки участника дистанционного курса посредством реализации положительных эмоциональных взаимоотношений.
10. Формирование «отзывчивой» виртуальной среды обучения, способствующей созданию комфортного, психологически-здорового климата в реализации коммуникационных задач и обеспечивающей высокую интенсивность и активность коммуникации, гибкость временного режима взаимодействия для участников курса.
Резюмируя вышеизложенное, следует сказать, что формирование у «дистанционных» слушате-
лей культуры здоровьесберегающей учебной деятельности при использовании информационнокоммуникационных средств и ресурсов сети Интернет, обеспечение сохранения здоровья всем участникам дистанционного учебного процесса на сегодняшнем этапе информатизации Российского образования являются важнейшими задачами здоровьесберегающей педагогики дистанционного обучения.
Библиографический список
1. Городецкая Н.И. Лабораторные работы в системе Ргоп1Ра§е // Информатика и образова-ние.-2005.-№ 10.-С. 49-62;№ 11.-С. 72-76.
2. Городецкая Н.И. Здоровьесберегающие аспекты организации учебного процесса в дистанционном повышении квалификации работников образования / Н.И. Городецкая, О.С. Гладышева // Здоровье человека - 5. Материалы V международного конгресса валеологов, Санкт-Петербург, Россия.19-21 сентября 2007. -С. 42-43.
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2006. - С. 48-51.
4. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. -400 с.
С.В. Антонов
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Статья посвящена проблеме формирования умений и навыков валеологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания в вузе, имеющей социально-педагогическую значимость. От ее решения зависит качество подготовки современных молодых специалистов, развитие и использование интеллектуального потенциала общества, его здоровья.
Современная наука доказывает, что проблемы здоровья и оздоровления населения выходят за границы здравоохранения. Здоровье людей должно служить, главной «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и
преуспевания государства (И.И. Брехман). Здоровье в интегрированном виде отражает качественную сторону характера включенности личности в природную и социальную сферы и является важной естественной предпосылкой ее творчес-
кой активности. Здоровье социально и по своей сущности, и по форме детерминации различных сфер жизнедеятельности.
Сложные антропогенные изменения экологической си-туации, продолжающееся вооружение человека новейшими средствами воздей-ствия на природу и самого себя, отсутствие должной социальной базы здраво-охранигелыгого движения, целенаправленного создания условий, адекватных гуманистическому образу жизни, уже сейчас требует глубокой мировоззренче-ской переориентации общества в отношении здоровья подрастающего поколения как важнейшей социальной ценности. Получены новые научные материалы о негативных тенденциях в здоровье подрастающего поколения, связанные с особенностями современной системы образования, которая, во-первых, не побуждает и не научает «конструировать» собственное здоровье, во-вторых, противоречит естественным потребностям и является патогенным фактором в жизнедеятельности личности. Более того, статистические и научные исследования показывают, что в образовательных учреждениях в связи с увеличением учебной нагрузки значительно снижается качество здоровья подрастающего поколения, а неумение активно отдыхать, используя разнообразные средства физической культуры, приводит к патологическим необратимым изменениям. Поэтому свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию со здоровьем детей и подростков несет система образования.
В концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» указывается на необходимость сохранения и укрепления здоровья, улучшения качества процесса физического воспитания и образования детей и учащейся молодежи, формирования у них устойчивого интереса и потребности в регулярных самостоятельных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни, повышения уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
Оздоровление жизни нашего общества предполагает осознание огромной роли образования в утверждении самоценности человеческой личности, приоритета общечеловеческих ценностей. Современное российское образование определяет как одно из ведущих мест в системе професси-
ональных ценностей осознание каждым человеком потребности в поддержании и укреплении здоровья, т.е. осуществлении валеологической деятельности (С.Г. Абрамова, В.В. Баранов, С.В. -Гущина, РФ. Кабиров, А.Ф. Лейфа, В.А. Пономарев, О.В. Тулупова).
В настоящее время новые задачи, поставленные перед высшей школой, определяют актуальность воспитания и развития соответствующей мотивации здоровьссбережения, нацеленной на сохранение и укрепление здоровья коллектива, для организации и направленности личности на здоровый образ жизни, духовное и физическое совершенство, и способности полученные знания внедрять в профессиональную деятельность (А.П. Антропова, Л.В. Беркова, В.К. Спирин, И.В-. Тарасенко, О.А. Хохлова).
Следует отметить, что усилия, прилагаемые высшими образовательными учреждениями в направлении формирования кулыуры здоровья, валеологической деятельности специалистов недостаточно эффективны (М.М. Старченков), о чем свидетельствуют: снижение уровня двигательной активности студентов (И.И. Малоземова), отсутствие стремления к здоровому образу жизни (Л.И. Алешина), наличие недостаточной инновационной деятельности в сфере физкультурно-оздоровительных занятий (И.Б. Губанцева). Примером попытки комплексного рассмотрения проблемы является валеологический подход к формированию здоровья как долговременного процесса развития личности (И.И. Брехман, Г.К. -Зайцев, В.В. Колбанов, Д.В. Колесов, М.Н. Лазарев, Л.Г. Татарникова и др.).
Исследования многих российских вузов свидетельствуют и о снижении уровня здоровья студентов в процессе обучения как в не физкультурных вузах, где от общего числа обучающихся студентов специальная медицинская группа составляет от 30-60% (С.Б. Бондарь), так и специализированных физкультурных вузах (М.П. Карпенко). Эти данные были подтверждены в ходе ежегодного мониторинга состояния здоровья первокурсников, проводимого в начале учебного года в филиале Российского государственного социального университета в г. Чебоксары. Так, в 2006 году было обследовано 232 студента. Из них 71 человек отнесен к основной медицинской группе, что составило 31% от количества посту-пивших на первый курс. Лица, имеющие незначительные отклонения в здоровье, отнесены к подготовигель-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенологая. Социокинетика, № 2, 2008
139
ной медицинской группе (62 студента - 29%). К специальной группе отнесены 38% студентов, что составляет 87 человек. Эти студенты имеют хронические заболевания. 2% студентов (12 человек) имеют хронические заболевания в стадии субкомпенсации и занимаются в группе ЛФК.
Негативные тенденции в состоянии здоровья студентов продолжают нарас-тать по сравнению с предыдущими годами. К числу распространенных заболеваний, выявленных у студентов филиала, относятся: нарушение в работе сердечно-сосудистой системы, ухудшение зрительной функции, нарушение осанки и т.д. В процентном соотношении количество профильных заболеваний от общего коли-чества медицинской группы выглядит следующим образом. На первое место вышли заболевания органов кровообращения - 29%. На втором месте - заболевания органов костномышечной системы, в основном это сколиозы. Они составили 26% от числа всех заболеваний. На третьем месте заболевания органов зрения -18% за счет миопий. Было выявлено, что на первом курсе курят регулярно 50% юношей и девушек; на 4-5 курсах 70%, практически 80-90% пробовали спиртные напитки.
В связи со всем выше сказанным, среди многочисленных проблем современной педагогической науки особую актуальность приобретает проблема формирования умений и навыков ва-леологической деятельности у студентов в процессе физического воспитания, как важной социально-педагогической значимости. От ее решения зависит качество подготовки современных молодых специалистов, развитие и использование интеллектуального потенциала общества, его здоровья.
В своем исследовании мы придерживаемся того мнения, что культура здоровья студента -это интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, к организации здорового образа жизни, валеологического мышления, накопления опыта применения валеологических знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни, развития всех компонентов валеологического сознания.
Содержание культуры здоровья включает в себя три компонента:
1) интеллектуальный - знания в области ва-
леологиии, организации здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья;
2) эмоционально-ценностный - активное положительное отношение к своему здоровью, к организации здорового образа жизни;
3) действенно-практический - применение валеологических знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни.
Воспитание культуры здоровья невозможно вне валеологической деятельности. Нод валеоло-гической деятельностью мы понимаем совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов в области сохранения и укрепления своего здоровья.
На основе изученных работ нами были установлены принципы организации процесса формирования умений и навыков валеологической деятельности у студентов.
Реализация основных положений процесса формирования умений и навыков валеологической деятельности у студентов учитывает следующие принципы:
- субъектного подхода - активной роли студента в реализации своих отношений с окружающим миром;
- единства двух сторон процесса психической активности человека в форме двух специфических способов его существования - сознания и действия;
- деятельностной опосредованности;
- уровневой саморегуляции предметной деятельности.
В операционном аспекте сложилась система организационно-педагогических направлений образовательной деятельности студентов по овладению умениями и навыками валеологической деятельности: овладение базовыми теоретическими валеологическими знаниями; экспресс-диагностика индивидуального состояния и физической подготовленности, уровня здоровья; определение последовательности алгоритмов формирования умений и навыков валеологической деятельности; самостоятельные занятия по освоению технологии оздоровления.
Всемирно признано, что занятия физической культурой и спортом являются превентивным средством поддержания и укрепления здоровья и профилактики различных неинфекционных заболеваний и вредных привычек. Одним из важнейших слагаемых здоровья и здорового образа жизни являются систематические занятия физи-
ческой культурой и спортом. Их роль состоит не только в непосредственном влиянии на организм занимающихся, но и в воспитании ценностных ориентаций на здоровье, в формировании умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, использовать их в целях досуга, отдыха и самосовершенствования. В этой связи физическое воспитание приобретает особенно важное значение в формировании привычек здорового образа жизни у подрастающего поколения.
Одним из основных противоречий современных систем физического воспитания молодежи, по мненшо многих исследователей, является несоответствие его нынешних форм и содержания новым представлениям о личностно приемлемых методах и организации процесса освоения подрастающим поколением ценностей физической культуры. В существующих ныне формах организации учебно-воспитательного процесса на занятиях физического воспитания, указывает В.К. Бальсевич, игнорируются основные требования современной социально-психологической парадигмы отношения к ученику, как свободной личности, имеющей право на свободный выбор как вида занятий физическими упражнениями, гак и на их формы и индивидуально приемлемый результат [1, с. 3].
Вовлекая студентов в процесс физического воспитания и самосовершенствования, можно влиять на процесс формирования у них умений и навыков валеологической деятельности. Функция учебного заведения состоит в создании развивающего пространства для коллектива в целом и каждого студента в частности с целью непрерывного развития у них потребностей в здоровом образе жизни - физических качеств - валео-логического сознания, что позволит им сохранять и укреплять свое здоровье в повседневной жизни. Организация учебного процесса должна содержать механизм, обеспечивающий постоянную включенность каждого студента в систему валео-логических отношений и валеологическую деятельность.
Физическая культура, являясь частью общей культуры, представлена в вузе как учебная дисциплина и неотъемлемый компонент целостного развития личности, профессиональной подготовки студента, гармонизации его жизнедеятельности. Важнейшая задача учебного и учебно-тренировочного процессов по физическому воспита-
нию, спорту заключена не только в конкретике обучения умениям и навыкам пользования средствами физической культуры, спорта, туризма в вузе, но и, что является главным, в обучении технологии и широкого использования этих средств в будущем, мотивации к стилю, совершенствования образа жизни, собственного «я», социума. Поэтому, особая роль проектирования физического воспитания в конкретном учебном заведении состоит в том, чтобы, исходя из реальных условий вуза, предложить такие формы организации и обеспечения эффективности физического воспитания, которые способствовали бы формированию умений и навыков валеологической деятельности у студентов.
Отсюда и задачи образовательного плана: теоретические и методико-практические занятия, повышенный контроль не только за физической подготовленностью, но и за основами теоретических знаний, умениями самостоятельно составлять и пользоваться развивающими и реабилитационными комплексами и упражнениями.
В концептуальном плане при проектировании модели физического воспитания в вузе, способствующего формированию умений и навыков валеологической деятельности у студентов, мы опирались на следующие методологические принципы:
- форма организации процесса физического воспита-ния студентов должна обеспечивать как можно большие воз-можности для освоения каждым из них ценностей физиче-ской культуры и спорта в соответствии с индивидуальными задатками, способностями, личностными установками, потребностями, притязаниями и интересами, уровнем физиче-ского развития и подготовленности;
- в процессе физического воспитания должны обязательно использоваться современные технологии спор-тивной, кондиционной и оздоровительной тренировки студентов, осуществляемой в тесном единстве с их моторным обучением;
- ведущим направлением организации физического воспитания должно быть объединение в учебно-тренировочные группы студентов относительно однородных по интересам, потребностям, притязаниям, уровню физической подготовленности, типологическим особенностям морфофункционального статуса и степени биологической зре-лости.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 2, 2008
141
В содержательном плане при построении модели физического воспитания в вузе, обеспечивающего формирование умений и навыков валеологической деятельности у студентов, упор был сделан на включение в программу дисциплины «Физическая культура» элементов спортивного единоборства - ушу.
Вид спортивного единоборства - ушу-саньда отличается от других направлений тем, что это спортивное единоборство в системе полного контакта, объединило в себе технику рук, ног и борьбы.
Борьба ушу-саньда, как синтезированный вид спортивных единоборств, один из самых молодых, но основанное на хорошо зарекомендовавших себя в практике многолетнего использования традиций Востока и Запада, не исключает и исконно национальных предпочтений.
Наличие традиций восточных философских аспектов, несущие воспитательный характер, духовного и физического самосовершенствования личности, и сравнительно небольшие сроки достижения необходимого спортивного мастерства (7-10 лет) способствуют дальнейшему росту популярности ушу-саньда. Благодаря надежности защитных средств, совершенству правил соревнований было достигнуто практическое отсутствие случаев травматизма. Ушу-саньда выгодно отличается от других видов единоборств. Универсальность правил соревнований по ушу-саньда позволяет принимать участие в них представителей всех стилей и направлений спортивных единоборств. Да и сама подготовка спортсменов по ушу-саньда позволяет успешно выступать в соревнованиях по рукопашному бою, контактному каратэ, кикбоксингу, боксу и борьбе.
Современное спортивное ушу предусматривает выполнение индивидуальных формальных комплексов - тао и групповых упражнений (в парах и втроем).
Таолу, в свою очередь, подразделяются на упражнения с предметами, например мечом и на упражнения без предмета. Групповые упражнения выполняются с различными предметами и имитируют схватку двух соперников или одного спортсмена с двумя соперниками (дуйлянь).
Таолу - комплексы упражнений без предметов подобны вольным упражнениям спортивной гимнастики. Залогом успешного выполнения тао служит четкий ритм, чувство дистанции, времени, правильного дыхания и правильное распределение энергии. Если вообще занятия ушу представляют собой способ самопознания, физического и духовного восхождения, то тао - наиболее эффективный и доступный способ активной медитации и самосовершенствования, надежное средство физической и психической саморегуляции, и мобилизации всех внешних и внутренних сил, формирует состояние готовности тела и духа к борьбе, регулирует психическую деятельность, снимают стрессы, мобилизует волю. К тому же тао содержит огромный запас военно-прикладного знания. При их выполнении прорабатывается каждый мускул и каждый нерв, обновляется запас энергии в организме. Тао - это просто вид двигательной активности, который можно выполнять в считанные минуты, в любом возрасте, в любую погоду, в любом помещении, в любой одежде, со снарядами или без них, в одиночку, с партнером или в большом коллективе. Старые мастера учат: «Человек выполняет тао, тао делает человека здоровым, выносливым, ловким и сильным».
Таким образом, используя в системе физкультурно-оздоровительной работы в вузе элементы спортивного единоборства - ушу, можно так организовать процесс физического воспитания студентов, что будет обеспечена возможность эффективного формирования умений и навыков валеологической деятельности.
Библиографический список
1. Развитие инновационных процессов в организации физического воспитания детей и молодежи: Сб. статей. - Чебоксары: Изд-во ЧТУ, 1998.