Научная статья на тему 'От факультета к институту физической культуры'

От факультета к институту физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From faculty to the institute of physical culture

This report the describes the 50-year history and the present position of the physical culture institute as structure part in Tomsk state training teacher university

Текст научной работы на тему «От факультета к институту физической культуры»

УДК 796.41

В.Ф. Пешков, Ю.Т. Ревякин ОТ ФАКУЛЬТЕТА К ИНСТИТУТУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ИФК Томского государственного педагогического университета

Физическое воспитание, являясь одной из основных частей воспитания человека, имеет глубокие исторические корни. Практически во всех формациях развития общества просматривается тенденция заботы о здоровье и работоспособности людей, наиболее оптимальной подготовки к жизненным условиям.

Уже предвоенные годы в нашей стране показали, что широкое внедрение в быт физической культуры, включение физического воспитания как обязательного компонента воспитания в программы учебных заведений всех уровней - верный путь улучшения физического воспитания подрастающего поколения и взрослого населения.

Для успешного решения этой задачи требовались хорошо подготовленные кадры физкультуры и спорта. Особенно остро вопросы подготовки кадров встали после окончания Великой Отечественной войны. Малочисленные институты и техникумы физической культуры уже не справлялись с этой задачей. Поэтому в ряде педагогических институтов страны были открыты факультеты физического воспитания, призванные готовить учителей физической культуры для общеобразовательных школ.

Факультет физического воспитания в Томском педагогическом институте был открыт в 1949 г. В институте не было необходимой спортивной базы и создаваемому факультету были предоставлены лучшие в то время в городе спортивный зал и стадион ДСО "Медик" (ныне "Труд"). Очень остро стояла проблема с преподавательскими кадрами. Поэтому по направлению Министерства просвещения РСФСР в Томск приехала большая группа выпускников Ленинградских вузов. Многие из них всю свою творческую жизнь связали с факультетом. Это супруги Полина Петровна и Виктор Иванович Григорьевы, Нина Васильевна Охотникова, Юрий Михайлович Сухов, Михаил Петрович Рохмистров, Мария Михайловна Кошелева.

Первоначально факультет готовил учителей для школ Сибири и Дальнего Востока, будучи единственным факультетом подобного рода на этой территории. Постепенно, в связи с открытием подобных факультетов, во многих педагогических институтах региона сфера нашего влияния сузилась и ныне факультет готовит специалистов в основном для Томской области.

Первым деканом факультета был И.А. Воробьев, вслед за ним особую роль в становлении развития факультета сыграли A.A. Долингер и П.И. Лукин.

Лукин П.И. - декан факультета с 1950 по 1956 г., человек большой воли, несмотря на трудности с аудиторным фондом, со спортивными сооружениями, кадрами, отсутствие учебной литературы, сумел "сделать" факультет. Первоначально существовавший как отделение при биолого-химическом факультете, вскоре он выделился в самостоятельную административную единицу. Студенты тех первых лет показали высокую успеваемость, как итог - среди первых выпускников высок процент окончивших факультет с отличием.

В последующие годы этот ответственный и важный пост занимали многие преподаватели факультета, в том числе очень знаменитые и яркие. К ним, прежде всего, следует отнести интеллигентного, внимательного и заботливого Ю.М. Сухова; серьезного физиолога С.Г. Чердынцева; полного энергии, юмора и доброй инициативы П. А. Самышкина; одного из ведущих специалистов в области теории физического воспитания в Сибири, первого профессора на факультете Ю.Т. Ревякина, сделавшего прорыв в подготовке дипломированных преподавателей; демократа, неиссякаемой энергии доцента В.А. Бауэра, при котором факультет сделал решительный шаг в развитии и укреплении материальной базы. Под его руководством коллектив преподавателей и студентов строил, учился и добивался больших спортивных успехов.

С 1992 г. факультет возглавил незаурядный психолог, хороший организатор, молодой, энергичный доцент С.С. Солодков.

С 1996 г. факультет физической культуры возглавил его выпускник, имевший за плечами опыт работы в школе доцент В.Ф. Пешков, педантично аккуратный, инициативный и ответственный, он много сделал для создания института физической культуры, спортивно-педагогического лицея.

Известно, что кафедра - главное звено учебно-воспитательной и научно-методической работы в любом вузе. Она определяет содержание и единство учебного, научного и воспитательного процесса.

Формирование кафедр на факультете проходило постепенно, в течение многих лет. В настоящее время в структуре факультета (теперь ИФК) четыре кафедры: теоретических основ физического воспитания, спортивных дисциплин, гимнастики и спортивных игр и созданная три года назад кафедра биохимии и физиологии спорта.

В.Ф. Пешков, Ю.Т. Ревякин. От факультета к институту физической культуры

Кафедрой теоретических основ физического воспитания заведовали: П.И. Лукин, М.Н. Брендаков, С.Ф. Тузов, Ю.Т. Ревякин, В.Ф. Пешков. В настоящее время кафедру возглавляет профессор Ю.Т. Ревякин.

Особое внимание сосредоточилось на формировании общей теоретический методической концепции физической культуры. При этом предмет получил не только научно-теоретическую, но и конкретно-прикладную ориентацию. Это подтверждается и тем, что на кафедру теории возложены обязанности по обеспечению производственной (педагогической) практики в школах, ДЮСШ и т.д. Этим гарантировано единство "теории" и "практики", органический переход одного в другое, что является характерным в целом для отечественной системы профессионального физкультурного образования.

Кафедрой спортивных дисциплин заведовали: Ю.М. Сухов, Ю.В. Щербаков, К.Д. Клементьев, Н.Л. Корнев, C.B. Хилькевич, С.С. Солодков, A.B. Белоусов. В настоящее время возглавляет кафедру A.A. Соболева.

Кафедрой гимнастики и спортивных игр заведовали: О.В. Смирнов, В.И. Загревский, О.И. Загревс-кий. С 1994 г. кафедру возглавила доцент Л.П. Кана-кова.

Эти две кафедры по спортивным дисциплинам дают будущим специалистам современную, специальную, спортивную и методическую подготовку.

Кафедру биохимии и физиологии, открытую в 1995 г., возглавляли: С.А. Хорева, C.B. Яхонтов. С 1998 г. кафедру возглавила д.м.н., профессор Ю.А. Кривова. Кафедра успешно преподает дисциплины медико-биологического цикла.

Постоянно в поле зрения деканата находились и находятся вопросы учебной деятельности. Деканат все годы работы факультета осуществляет активный контроль за ходом тех изменений, которые происходят в учебном процессе, в связи с введением новых учебных планов и поисками оптимальных методов подготовки высококвалифицированных специалистов по физической культуре. Особое внимание обращалось на совершенствование методов самостоятельной подготовки студентов, имея в виду работу в научных студенческих кружках, организованных при кафедрах, повышение уровня курсовых и дипломных работ, широкое привлечение студентов к спортивно-массовой и пропагандистско-агитационной работе в школе и других образовательных учреждениях.

С целью усовершенствования учебного процесса широко стали использоваться технические средства: кинопроекторы, эпидиаскопы, магнитофоны, видеомагнитофоны, компьютер. На факультете оборудован кабинет технических средств. Энтузиастом этого важного дела стал A.A. Петров. Им подготовлены фильмы: "Техника лыжника-гонщика", "Организация и проведение зимнего и летнего лагерных сборов" и др.

Большое внимание на факультете уделяется повышению квалификации преподавательского состава и проведению научно-методических исследований.

Московскую и Санкт-Петербургскую аспирантуру закончили и защитили кандидатскую диссертации: Ю.Т. Ревякин, В.И. Загревский, О.И. Загревский, Г.Н. Попов, В.Ф. Пешков, В.А. Бауэр, С.С. Солодков, К.И. Безотечество, В.К. Жуков, H.A. Петухов, В.Н. Амелин, М.В. Кофман, A.A. Соболева, В.В. Беляева, А.Н. Трунтягин. В 1994 г. защитил докторскую диссертацию доцент Загревский В.И.

Следует отметить большую роль Ю.Т. Ревякина в подготовке кандидатов наук в аспирантурах Московских вузов. Именно по его инициативе 12 преподавателей факультета в разные годы поступали в аспирантуры и успешно защищали кандидатские диссертации и сегодня составляют основу кадрового потенциала.

Под руководством профессора Ю.Т Ревякина в 1993 г. открыт факультет повышения квалификации, а в 1994 г. - аспирантура.

За 50 лет очное и заочное отделения закончили более 3000 человек. В большинстве школ города и области учителя физической культуры- выпускники факультета. Среди них - настоящие энтузиасты, мастера своего дела, такие как: С.Н. Денисов. З.Л. Ковалева, П.И. Логутов, Е.Т. Рябов, Г.М. Ваншикич В.Я. Барсуков, В.П. Солодкий, Н.И. Степаненко и Заслуженные учителя и заслуженные работники физической культуры РСФСР: Д.С. Мосейчук. I I.A. kt-дик, А.Н. Зайцев, A.C. Кутузов, Б.К. Кисель Ю.Т. Ревякин, В.Н. Скрипко, А. Лисицин Н.П. Юров, B.C. Хилькевич.

Известными тренерами стали выпускники факультетов: Г.А. Данилов, В.Н. Ильин. В.Н. Росторгуев, А.П. Ромашов, В.В. Чечельницкий, А.Н. Кондратенко, Ю.П. Теплов, Н.Я. Волков, C.B. Понеделко, О.В. Смирнов, A.A. Гумерова, A.M. Разина, A.B. Ми-лованова, А.Н. Старченко и многие другие. Высокое звание заслуженных тренеров РСФСР присвоено: Г.Д. Реш, В.П. Разину, И.М. Селетникову, И.А. Рублеву, В.В. Домнину, В.В. Чечельницкому.

Значителен вклад студентов и выпускников факультета в спортивные достижения области и страны. Хорошо известны в спортивных кругах имена мастеров спорта СССР международного класса: Н. Те-ребова - победителя кубка СССР по лыжным гонкам, участника чемпионата мира по лыжам; Ю. Ам-плеева - рекордсмена РСФСР в тяжелой атлетике, члена сборной команды страны; А. Юркевича- чемпиона мира в классической борьбе; А. Старченко и его воспитанницы, выпускницы 1993 г. Л. Савиновой - неоднократных призеров и победителей первенства РСФСР и СССР по спортивной ходьбе. Е.Та-накова- ЗМС, четырехкратная чемпионка и неоднократная рекордсменка мира по паэуэрлифтингу. Аспирант, м/с А. Чесноков стал чемпионом Сибири по этому же виду.

Не менее известны имена мастеров спорта по клас-сической (греко-римской) борьбе неоднократного победителя и призера чемпионатов России И. Селет-никова, В. Сухоплюева, члена сборных команд страны А. Болобко, дважды мастера спорта Б. Евстигнеева. Весомы успехи легкоатлетов: Е. Короткова, А.Зю-зина, В. Клещеногова, В. Кузнецова, О. Дружининой и многих других. Наиболее титулованный из них -Е. Окороков - МСМК чемпион страны среди молодежи, участник первенства мира "Кросса нации", участник Олимпийских игр по марафонскому бегу. Недавняя выпускница В. Якименко стала чемпионкой мира по академической гребле среди студентов. Выпускник А. Вязигин МСМК - чемпион Европы по подводному плаванию; Т. Комарова МСМК, член сборной команды России по подводному плаванию, чемпионка и рекордсменка Европы и мира среди девушек. Неплохих успехов в последние годы добились футбольная и баскетбольная команды. Тренеры Бауэр В.А., Смирнов О.В. Наши футболисты помимо успехов на местном уровне становились бронзовыми призерами чемпионата России среди студентов. Команда баскетболистов (мужчины) - неоднократный участник первенства России среди студентов, участник международных турниров в Барнауле (1991 г.) и Улан-Баторе (1992 г.).

Стабильно высокие результаты показывают сборные команды по лыжным гонкам и биатлону, которые на протяжении последних лет неизменно находятся в числе победителей большинства соревнований зимнего сезона. Кстати, обладательница золотых медалей зимних Олимпийских игр в Лиллехаммере лыжница Л. Егорова была студенткой нашего факультета, после второго курса продолжила учебу в Санкт-Петербурге. Н. Масалкина-МСМК-воспитанница тренера В.В. Чечельницкого, включена в состав первой сборной России по лыжным гонкам, участница Олимпийских игр в Нагано (1998 г.).

Большое значение на факультете всегда придавали творческим связям с органами народного образования, со школами. Педагогическую практику организуем и проводим на базе школ №№. 40, 41, 12, 44, 49, 56, где работают учителя с высоким профессио-нальным уровнем (Б.К. Киселев, A.C. Кутузов, Г.М. Банщиков. B.C. Барсуков). В период педпрактики студенты не только овладевают умениями и навыками проведения уроков физической культуры, но и организацией проведения спортивных праздников и других оздоровительных мероприятий - внутри-школьных и межшкольных соревнований. Почти во всех соревнованиях районного, городского и областного масштабов по большинству видов спорта в качестве судей, организаторов соревнований выступают преподаватели и студенты факультета.

За прошедшее время факультет неизмеримо вырос и преобразился. Теперь это одна из важных и солидных структур института, дающих области сот-

ни высококвалифицированных специалистов по физической культуре.

Решением Ученого Совета ТГПУ от 28 мая 1998 г. и приказом ректора ТГПУ № 179/4 от 29 мая 1998 г. факультет физической культуры переведен в статус института физической культуры ТГПУ (далее - ИФК).

ИФК готовит специалистов по основной специальности "Педагог по физической культуре и спорту" на педагогическом отделении, двум дополнительным специальностям - "Педагог валеологии" и "Педагог безопасности жизнедеятельности" на отделении валеологии и дополнительной специализации "Тренер по виду спорта" на тренерском отделении. Все четыре направления перспективны в складывающемся современном рынке труда в сфере физической культуры и спорта.

ИФК ТГПУ является основным образовательным учреждением, готовящим специалистов для сферы физической культуры и спорта Томской области. Сегодня более 95% специалистов с высшим образованием, работающих в этой сфере - выпускники ИФК.

В ИФК учебно-воспитательный процесс осуществляется высококвалифицированными специалистами. Штатный состав преподавателей на полной ставке в 1998 г. составлял 30 человек. 50% преподавателей имеют ученые степени и звания: штатных профессоров -2, штатных совместителей профессоров -2, штатных кандидатов наук, доцентов - 13.

По дисциплинам общекультурного блока ученые степени и звания имеют 47% преподавателей, психолого-педагогического блока - 55%, медико-биологического - 84%, предметного - 50%.

Среди преподавателей ИФК 2 академика и 2 члена корреспондента МАНЭБ, 1 "Заслуженный учитель РФ" (Хилькевич B.C.), 1 сотрудник является членом УМО МО и ПО РФ (Яхонтов C.B.), 4 преподавателя являются мастерами спорта.

Пристальное внимание директорат ИФК уделяет подготовке научно-педагогических кадров. Успешно работает аспирантура при кафедре ТОФВ под руководством проф. Ревякина Ю.Т. В настоящее время в ней обучается 15 аспирантов, в том числе - 4 преподавателя ИФК. Представила к апробации кандидатскую диссертацию первая выпускница аспирантуры Константинова С.И. Представлена к защите в специализированный совет РНИИФКа диссертация Ануфриковой Н.Б. В 1998 г. закончил докторантуру Загревский О.В., завершает работу над докторской диссертацией Яхонтов C.B., над докторской диссертацией работает Кулемзин A.B.

Созданная материально-техническая база ИФК ТГПУ достаточна для ведения учебного и учебно-тренировочного процесса, научных исследований. В распоряжении ИФК находится учебно-спортивный корпус № 5 общей площадью аудиторных и специальных кабинетов 4380 кв.м, специализированного легкоатлетического зала 500 кв.м, спортивно-оздо-

В.Ф. Пешков, Ю.Т Ревякин. От факультета к институту физической культуры

решительный комплекс общей площадью 2694 кв.м, в котором находятся игровой, гимнастический, тяжелоатлетический залы, валеологический и восстановительный центры. В распоряжении ИФК стадион общей площадью 11000 кв.м, хоккейная коробка.

Для обеспечения учебного процесса функционируют компьютерный, методический кабинеты, кабинет методиста ОЗО, хорошо оснащена киновидеофо-толаборатория.

Следует отметить большой вклад в укрепление материальной базы института бывшего декана ФФК Бауэра В. А., выпускников ФФК АббасоваН.А., Трун-тягина А.Н., уважаемых строителей Дубровского В.Н., Агджоян В. и Агджоян М.

Подготовка специалистов проводится по учебному плану, утвержденному Ученым советом ИФК ТГГ1У и первым проректором университета. Он по структуре, перечню, объему, последовательности и преемственности дисциплин каждого блока, практической подготовке и учебной нагрузке полностью соответствует Государственному образовательному стандарту. Учебный план состоит из четырех блоков дисциплин: общекультурного, психолого-педагогического, медико-биологического и предметного. Кроме того, имеются курсы по выбору для студентов всех блоков, а также блок дополнительной специальности по валеологии, спортивной подготовке, безопасности жизнедеятельности.

Согласно графикам учебного процесса, обучение студентов ИФК осуществляется следующим образом: предметы общекультурного и медико-биологическо-го блока изучаются студентами в основном на 1-3 курсах; предметы психолого-педагогического и предметного блока изучаются с 1 по 5 курс; предметы блока дополнительных специальностей изучаются с 3 по 5 курс. В предметном блоке по базовым спортивным дисциплинам: легкой атлетике, лыжному спорту, футболу, практические занятия проводятся на учебных лагерных сборах студентов ИФК. Учебные занятия по этим предметам выведены из графика аудиторных занятий.

Рабочие программы по дисциплинам, разработанные преподавателями ИФК соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта. В содержании программ широко представлен современный научный, методический отечественный и зарубежный материал, а также данные собственных научных исследований и методического поиска.

В ИФК реализуется система учебной и производственной практик. В 1997/98 учебном году впервые проведена тренерская педагогическая практика в ДЮСИ1 и ДЮКФП г. Томска. Разработаны задания по педпрактике в ДЮКФП (Беженцева Л.И.).

Преподаватели ИФК систематически внедряют новые формы и методы обучения. Так, на лекционных занятиях используют экспресс-опросы с целью проверки качества усвоения материала, формирова-

ния оперативного мышления студентов. На семинарских занятиях используются блиц-ответы, дискуссионные диалоги, деловые игры.

Информационная и учебно-методическая обеспеченность рабочих программ по дисциплинам достаточна для ведения образовательной деятельности. В 1997 и 1998 гг. издано 18 методических работ и рекомендаций. С целью расширения применения активных методов обучения применяется компьютерная техника, которая используется для занятий по информатике и изучению курса электронно-вычислительной техники (ЭВТ) с наглядным изучением структуры современных компьютеров, работа с прайс-лис-тами по выбору конфигурации ЭВТ, демонстрацией и изучением основных компонентов компьютера -материнской памяти, винчестера, внешних носителей информации. В демонстрационном варианте осуществляется работа в DOS, Windows, а также с основными пакетами современных программ. Компьютерная техника используется также и при изучении раздела "Функциональная диагностика" дисциплины "Физиология физических упражнений". С этой целью разработаны и используются собственные компьютерные программы для проведения вариационной пульсометрии.

Однако надо отметить, что необходимо и дальше совершенствовать информационное, методическое ■> материально-техническое обеспечение учеС-ноп.. процесса, особо уделив внимание расширению индив дуальной и самостоятельной работы студенте»;.

Высокая квалификация профессорско-прекцядьа тельского состава позволяет ИФК ТГПУ обеспечить качественную подготовку выпускников.

По заключению председателей государственных и аттестационных комиссий (профессоров Пальянова М.П., Красильникова Ю.И., проректора по науке Института учителя Горлова П.И.), выпускники ИФК имеют высокий уровень профессиональной подготовки. Об этом свидетельствует показатель качественной успеваемости государственных экзаменов, например, в 1997 г. он составил 83%. Следует отметить положительную динамику роста числа дипломных работ. Они характеризуются актуальностью выбранных тем, научно-исследовательским характером, глубоким обоснованием выводов и результатов исследований, имеют практическую значимость.

За последние три учебных года показатели абсолютной и качественной успеваемости студентов ИФК улучшились. Это объясняется следующими факторами:

1. Целенаправленной работой директората по улучшению качества учебного процесса;

2. Совершенствованием профориентационного отбора;

3. Улучшением методического обеспечения учебного процесса;

4. Укреплением творческих связей кафедр ИФК со школами города и области, другими образовательными учреждениями;

5. Плановой работой директората по улучшению качественного состава ППС;

6. Направленным формированием мотивации у студентов к качественной учебе;

7. Улучшением бытовых условий процесса обучения.

Следует подчеркнуть достаточно высокий спортив-но-педагогический уровень студентов: звание МСМК имеют 4 студента, МС - 10, KMC -21,1 -ый разряд -37 студентов.

В ИФК осуществляется многоуровневая подготовка по основной специальности. В нее входит: педагогический класс, спортивно-педагогический лицей (СПЛ), спортивно-педагогический колледж (СПК) ИФК, аспирантура, факультет повышения квалификации. СПЛ, открытый в 1997 г. в г. Северске, работает по интегрированному учебному плану с ИФК. В 10-11 классах проводится обучение по программе 1 курса ИФК, в 12 классе - по программе II курса ИФК. Окончившие лицей согласно решения Ученого совета ИФК могут быть зачислены на 111 курс ИФК.

СПК, открытый в 1992 г. (директор - Заслуженный учитель России Хилькевич B.C.), обеспечивает первый уровень общего высшего и среднего профессионального образования по специальности физическая культура, квалификация специалиста-"Учитель физической культуры". СПК работает по интегрированному учебному плану, позволяющему выпускнику колледжа продолжить образование в педагогическом университете на факультете физической культуры с III курса.

При содействии ректората в 1996 г. создана учебно-исследовательская лаборатория учебного комплекса ИФК ТГПУ. Главными направлениями работы лаборатории, возглавляемой Заслуженным учителем России Хилькевичем B.C., является координация содержания учебных планов ИФК с учебными планами спортивно-педагогического колледжа, лицея, пед-классов, написание и издание методических пособий, проведение профориентационной работы.

Повышение квалификации и переподготовка специалистов физической культуры и спорта ведется факультетом повышения квалификации ИФК (руководитель-профессор Ревякин Ю.Т.), имеющий лицензию Государственного Комитета РФ по высшему образованию. Есть реальная возможность вести переподготовку работников всех звеньев системы физического воспитания Томской области. Экономический эффект от организации ФПК достаточно высок: средств, затраченных на одного слушателя в Центральных институтах, достаточно для обучения 5-6 специалистов на ФПК ТГТТУ.

Деятельность ФПК базируется и функционирует на самоокупаемости и по этой причине находится в прямой зависимости от заказчика. В дальнейшем при совместной работе с Комитетом по физической культуре и спорту, Управлением народного образования Администрации Томской области мы должны создать принципиально новый учебный и научно-методический центр на базе ИФК, ШВСМ, Института учителя. Такая форма во всех отношениях дает возможность стать подлинно научным и методическим центром повышения квалификации. Основная направленность работы центра определяется совокупностью следующих тесно взаимосвязанных обязанностей:

- научная, научно-методическая и методическая работа;

- издательская деятельность, направленная на обеспечение кадров информационными материалами, методическими пособиями;

- непосредственное изучение профессионального мастерства различных категорий работников.

ИФК в лице кафедр ведет работу по двум основным научным темам:

1) "Совершенствование программно-норматив-ных основ в процессе перехода на многоуровневую систему подготовки студентов ИФК";

2) "Совершенствование содержания и методики преподавания физической культуры и спорта в основной и профессиональной школе".

Научная работа в рамках этих тем имеет большое прикладное значение как для подготовки спортсменов, так и для развития физической культуры и спорта в начальной, средней и высшей школах. Полученные научные результаты используются в учебном процессе в рамках преподавания специальных курсов "Методика восстановительных профилактических мероприятий", "Дозирование нагрузок при занятиях физической культурой и спортом", "Основы педагогического мастерства специалистов физической культуры и спорта", "Методика реализации новых систем физических упражнений оздоровительной направленности".

Заключены договора на проведение научных исследований с Комитетом по физической культуре и спорту Администрации Томской области, Управлением по ФКиС мэрии г. Томска, Отделом народного образования Администрации Северного округа г. Томска.

Преподаватели факультета привлекаются для выполнения программ и подготовки документов, направленных на развитие физической культуры и спорта в г. Томске и Томской области. Так, в 1994 г. Пешковым В.Ф., Ревякиным Ю.Т. и Солодковым С.С. была разработана областная программа "Развитие физической культуры и формирование здорового образа жизни населения Томской области". В 1996-1997 гг. Пешков В.Ф., Ревякин Ю.Т., Солод-ков С.С. приняли активное участие в разработке За-

В. И. Слободской, В.К. Жуков, В.А. Сусеков. Создание системы непрерывного..

кона Томской области по физической культуре, который утвержден Государственной Думой Томской области.

Интенсивные исследования проводятся Валеоло-гическим центром по проблемам функциональных резервов детей школьного возраста, юных и взрослых спортсменов, в частности, футболистов команды мастеров "Томь".

В 1996 г. проф. Ревякин Ю.Т. выиграл Областной грант и стал лауреатом конкурса ученых Томской области.

В 1996, 1997 и 1998 гг. ИФК совместно с Проблемным советом международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ) проведены Международные научно-практические конференции на тему "Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой".

В 1997-1998 гг. издано 2 научных сборника, сданы в печать 2 монографии, издан 1 учебник по физической культуре для учащихся 10-11 классов, опубликовано 147 тезисов и статей. Всего за последние 5 лет издано 5 сборников, опубликовано около 300 тезисов и статей, проведено 7 научных конференций регионального и международного уровня.

ИФК с 1995 г. сотрудничает с Международной академией наук по экологии и безопасности жизнедеятельности, создан проблемный Совет по безопасности и жизнедеятельности спортсменов. Академиком МАНЭБ является Ревякин Ю.Т., членами-корреспон-дентами являются Жуков В.К., Яхонтов C.B., Пешков В.Ф., Солодков С.С.

В 1997 г. был подписан договор с Монгольским ИФК о творческом сотрудничестве по следующим разделам:

- совместная научно-исследовательская работа;

- подготовка научных кадров Монголии в ТГПУ;

-стажировка, совместное проведение различных

соревнований, участие спортсменов ТГГ1У в профессиональной лиге Монголии по волейболу и баскетболу.

Плодотворно развивается сотрудничество с Мо-гилевским институтом физической культуры (республика Беларусь), где работает доктор педагогических наук, профессор Загревский В.И., наш бывший коллега.

В год 50-летнего юбилея ФФК ИФК ТГПУ желаем преподавателям, выпускникам, студентам родного ИФК творческих успехов в работе, учёбе, спорте, личного счастья и благополучия.

УДК 378.02:37с °

В.И. Слободской, В.К. Жуков, В.А. Сусеков

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Томский государственный педагогический университет

В последние годы создана система непрерывного педагогического образования. Она активно развивается и совершенствуется. Звеньями этой системы являются и структурные подразделения Института физической культуры Томского государственного педагогического университета. Сегодня это одна из продвинутых инфраструктур в педуниверситете: спортивно-педагогические классы, спортивно-педа-гогический лицей.

Томский государственный педагогический университет заинтересован в оптимизации своей деятельности по совершенствованию системы образования на всех уровнях. При этом мы исходим из объективно сложившихся условий, когда наиболее эффективными оказываются нововведения, базирующиеся на уже имеющих место структурах. Поэтому мы полагаем, что не следует создавать некую новую систему непрерывного педагогического образования, а следует лишь усовершенствовать отдельные звенья уже сложившейся цепочки: детский сад - школа - колледж - университет - послевузовское образование.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Понятно, что наше общество не готово сегодня вкладывать необходимое количество средств в детские дошкольные учреждения. Ситуация вряд ли изменится в ближайшее десятилетие, а работать с детьми необходимо уже сейчас. Исходя из объективных финансовых возможностей мы предлагаем увеличить объем "учебного компонента" в воспитательной работе детских дошкольных учреждений, что, в принципе, не потребует больших финансовых вливаний, но даст возможность по меньшей мере не откатываться назад в процессе обучения будущего поколения. Мы готовы выступить в качестве разработчика пакета документов, подготовки программ, а также осуществлять подготовку и переподготовку педагогических кадров для всего комплекса непрерывного педагогического образования. Есть, правда, одна сложность: работа эта достаточно объемная, чтобы исполнять ее на общественных началах, т.е. нужны заказчики, нужно финансирование.

В следующем звене системы непрерывного педагогического образования - в школе, есть также хо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.