Г. H. Лапина, Л. И. Беженцева, C.B. Яхонтов. Методический подход к дифференцированному.
5 Казначеев В.П. Введение в проблемы общей валеологии //Валеология- 1996.- №4 - С. 70-106.
5 Казначеев В.П., Баевский Р.М. Индивидуальные особенности адаптационных реакций у человека и проблемы донозологической диагностики. // Тез. Докл. Всесоюзной конференции "Адаптация и проблемы общей патологии".- Новосибирск 1974,- Т.2.-С. 2-9.
7. Колесов Д.В. Здоровье школьников: новые тенденции //Биология в школе.- 1996.- №2,- С.5-8.
8. Кураев Г.А., СергеевС.К., Шленов Ю.В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России//Вапеология,- 1996.-№1- С.7-18.
9 Методические рекомендации по физиолого-гигиеническому изучению учебной нагрузки / Под ред. М.В. Антроповой - М. 1984 10. Щедрина А.Г. Понятие индивидуального здоровья - центральная проблема валеологии,- Новосибирск, 1996 - С. 50
УДК 796 338.28
Г.Н. Лапина, Л.И. Беженцева, C.B. Яхонтов
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ИФК Томского государственного педагогического университета
В последние два-три года в печати представлено несколько новых программ по обучению и воспитанию детей в дошкольных учреждениях, разработанных научными центрами: A.A. Венгера-программа "Развитие", 1996 г.; программа "Радуга" Министерства образования Российской Федерации, 1996 г.; программа "Детство" Санкт-Петербургского педагогического университета, 1997 г. и др., в которых раздел "Физическое воспитание" основывается на типовой программе "Воспитания и обучения в детском сад\" под ред. М.А. Васильевой. В них авторы отдают предпочтенье развитию умственных способностей детей, обеспечению счастливого детства, здорового образа жизни с выраженной гуманистической направленностью.
Программа М.А. Васильевой, по которой работает большинство специалистов по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях, последний раз переиздавалась в 1997 г. Она сохраняет преемственность по своему содержанию с программой по физическому воспитанию 1 класса общеобразовательной школы, рассчитана на среднестатистического ребенка, не ориентирует педагога на индивидуальные различия, не учитывает детскую активность и не позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям с учетом их психосоматических особенностей различия. Достижения детей фиксируется через количественные наращивания объема знаний и умений. Программа ориентирует на то, что должен уметь ребенок к концу года в каждой возрастной группе, представляет материал по всем видам упражнений, которые мотнут освоить дети дошкольного возраста.
Кроме того, при анализе программ по обучению и воспитанию детей Дошкольного возраста было вы-' Явлено, что программные требования к физкультурным замятиям ниже природной биологической по-' '• требности и ведутся без учета индивидуальных осо-
бенностей психофизиологического развития ребенка. Таким образом, проблема дифференцированного обучения в физическом воспитании дошкольников остается до конца не решенной и весьма актуальной.
Известно, что детям, в отличие от взрослых, свойственен широкий спектр совершенно особых состояний, нередко имитирующих заболевания, называющиеся "критическими состояниями ( периодами ? развития". Любые "критические периоды" представ, ¡я ют собой состояния повышенного риска для истинных хронических заболеваний, т.е. могут быть отнесены к группе пограничных состояний. В детской психологии принято различать несколько основных "критических периодов" знаменующих переход от одного возрастного этапа к другому: 1, 3, 7 лет [Воронцов И.М., Казин Э.М., 1991 г.]. Все они характеризуются некоторыми общими чертами: дети становятся капризными, раздражительными, вступают в конфликты. Важным моментов в возникновении таких состояний является наследственный, социально-экономический и экологический факторы, усугубляющие эти изменения, особенно при переходе детей из одних условий в другие (из дошкольного учреждения в школу), в которых появляются дополнительные факторы риска: возрастающая статико-динами-ческая нагрузка на опорно-двигательный аппарат, нагрузка на зрительный анализатор, нервно-мышечную и нервную системы. Целью данной научно-практи-ческой работы явилось обоснование методического подхода к организации физического воспитания детей в дошкольных учреждениях на основе их диффе-ренцировки по результатам комплексного психофизиологического обследования.
Мы предполагали, что выявленные индивидуальные психофизиологические и физические особенности развития детей дошкольного возраста в период
Вестник ТГПУ. 1999. Выпуск 2(11). Серия: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
подготовки их к школе позволит подобрать коррек-ционно-оздоровительные средства физического воспитания для повышения их адаптационных возможностей.
Для эффективног о решения данной проблемы были поставлены задачи: изучить психофизиологический статус детей подготовительных групп и подобрать методические приемы к обучению в физическом воспитании с учетом функциональной характеристики для каждой выявленной группы детей.
Исследования проводились на базе детских садов г. Томска и г. Северска в 1997-1998 гг. Применялось комплексное психофизиологическое обследование детей. Для решения поставленных задач был выбран блок тестов, психодиагностики, позволяющий определить вегетативную устойчивость, психоэмоциональную лабильность, нервно-мышечную утомляемость, физическую работоспособность с использованием специализированной диагностической аппаратуры на базе Валеологического центра инсти-гута физической культуры при Томском государственном педагогическом университете. Статистическая обработка результатов исследования осуществлялась с помощью программных средств электронной таблицы Excel -7 и "Пакета анализа", входящего в состав надстроек "Пакета MS Office". Для сопоставления данных различных групп проводился корреляционный анализ.
По данным комплексного психофизиологического обследования была произведена дифференциров-ка детей на 5 групп дезаптационного риска.
К первой группе были отнесены дошкольники с вегетативными расстройствами. По данным некоторых авторов [Казин Э.М. 1997, 1998 г.; Айзман Р.И., 1997 г.: Яхонтов C.B.. 1997 г. и др.], ортостатическая неу стойчивость является довольно распространенной, но недостаточно изученной в Сибири, и, в частности. в г. Томске, в то время как является существенным фактором дезаптационного риска и проявляется в виде неадекватной гемодинамической реакцией на ортопробу.
Ко второй группе отнесли детей с высокой психо-змоциональной лабильностью. Степень эмоциональной реакции оценивалась по изменению кожно-галь-ванической реакции. Как известно, возникновение эмоций в определенных границах является необходимым условием формирования адекватных вегетативных реакций на внешнее воздействие. Тогда как отсутствие этих реакций либо чрезмерная их выраженность приближает организм детей к границам де-заптации.
В третью группу входили шестилетки с замедленной двигательной реакцией, которая может являться причиной их замедленного психического и физического развития. Ребенок с замедленными реакциями может просто не успевать за ритмом учебного процесса и отставать от своих сверстников по успеваемости.
К четвертой группе были отнесены дошкольники с повышенной нервно-мышечной утомляемостью, сопровождающейся снижением приспособляемости организма к длительной монотонной работе.
Дети, входящие в пятую группу, характеризовались малой двигательной активностью во время занятий, повышенной утомляемостью и сниженной концентрацией внимания.
С учетом дифференцировки детей дошкольного возраста, была предложена коррекционно-оздорови-гельная программа средств физического воспитания, с помощью которой планировалось повысить адаптационные возможности организма шестилеток к неблагоприятным воздействиям внешней среды, физическую работоспособность и тем самым улучшить состояния здоровья в целом в период подготовки их к школе.
В организации физического воспитания детей с вегетативными расстройствами следует учитывать, что сердечно-сосудистая система неадекватно реагирует на физические нагрузки, изменения атмосферного давления, перемену положения тела в пространстве Для этой группы детей необходимо включать в занятия упражнения, способствующие повышению ско-ростно-силовых качеств нижних конечностей, упражнения, развивающие координацию движений и упражнения, связанные с частой сменой исходных положений (стоя, сидя, лежа), так как эти виды упражнений будут направлены на нормализацию реакции ЧСС на ортостатическую пробу и повышение тонуса периферических сосудов. Тщательный отбор динамических упражнений должен предусматривать кратковременное скоростно-силовое напряжение мышц (различные упражнения в беге, метаниях, прыжках, а также лазание по вертикальной и наклонной лестнице), определяемое возможностями опорно-двигательного аппарата, преимущественным развитием крупных мышечных групп, хорошей реакцией сердечно-сосудистой системы детей на кратковременные скоростно-силовые нагрузки [E.H. Вавилова, 1978 г.]. Также необходимо использовать упражнения с набивными мячами, так как чередование быстрого сокращения мышц при броске и расслабления после выполнения движения способствует совершенствованию нервно-мышечной регуляции, повышению тонуса сосудов и развитию скоростно-силовых качеств.
Дети с высокой психоэмоциональной лабильностью склонны к невротизации и должны находиться в психологически комфортной среде. Для этой группы детей важно поддерживать их интерес к занятиям, формировать навыки обращения с предметами, способствовать развитию внимания, наблюдательности и пространственной ориентировки. Решая, таким образом, эти задачи, можно повысить двигательную активность данной группы детей в процессе занятий. Основным средством здесь будет являться подвиж-
Г.H. Лапина, Л.И. Беженцева, C.B. Яхонтов. Методический подход к дифференцированному..
ная игра. Игровая деятельность, в какой бы форме она не выражалась, всегда радует ребенка, а подвижная игра с многообразными моментами веселой неожиданности особенно благоприятно влияет на повышение положительных чувств у детей. Подвижные игры по своему содержанию и форме являются сильным фактором воздействия на психоэмоциональную сферу ребенка. Общее воодушевление детей, эмоционально окрашивая игровую деятельность, отражается в более высоком качестве выполнения движений, вызывает у них чувство удовольствия от самого движения и чувство "мышечной радости".
Большое значение для совершенствования психических процессов у детей имеет образная эмоциональная методика, она вызывает интерес, захватывает воображение, побуждает к творческому выполнению игровых действий. Этому будут способствовать гакже сюжетные игры, как "Коршун и наседка", "Путешественники", "Гуси-лебеди" и другие. [A.B. Ке-неман, Д.В- Хухлаева, 1978 г.]
У детей с замедленными двигательными реакциями существует тесная коррекционная взаимосвязь с состоянием психоэмоциональной нестабильности, эти показатели взаимообусловлены и проявляются комплексно. Поэтому перечень упражнений коррекцион-ной направленности может быть расширен засчет добавления упражнений и игр с предметами, особенно с мячами, с целью формирования реакции на движущийся объект, нормального мышечного тонуса, что крайне важно при формировании осанки.
Для детей с нервно-мышечной утомляемостью характерна неспособность выполнения активных действий. требующих двигательной активности на протяжении определенного длительного времени. Как правило, у них слабый тип нервной системы, в результате чего в процессе физкультурных занятий быстро формируется мотивация на перемену видов деятельности. поэтому необходима частая смена видов упражнений в одном занятии, с небольшим количеством повторений от 6 до 8 раз одного упражнения. Это будет способствовать не только формированию устойчивого интереса к занятиям, но и предохранит от быстрого функционального истощения нервных центров.
У дошкольников со сниженной физической работоспособностью очень важно развивать общую выносливость, что приводит к повышению функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, а на фоне повышения общей выносливости дети будут лучше справляться не только с физическими, но и с умственными нагрузками на занятиях по другим предметам.
Включая в физкультурное занятие монотонный продолжительный бег, надо сказать о том. что этот вид деятельности не вызывает интереса у детей к выполнению упражнений в результате своего однообразия Но дети очень хорошо переносят выполнение упражнений прикладного характера, в основе которых лежат естественные виды движений (бег между кеглями, лазание по гимнастической скамейке, прыжки в обруч, подлезание под дугами и т.д.). При выполнении этих упражнений используется поточно-круговой способ организации, а также музыкальное сопровождение для повышения как функционального, так и психоэмоционального состояний. Такой методический подход к воспитанию общей выносливости помогает детям легко справляться с физическими нагрузками.
Предлагаем примерную схему программног о материала, направленного на решение поставленных задач коррекционной программы.
1. Общеразвивающие упражнения с предметами (мячами, гимнастическими палками, занятия со ска калками), упражнения на координацию движений.
2. Подвижные игры с элементами спортивных игр, сюжетные игры с элементами "охоты" и "психогимнастика".
3. Упражнения прикладного характера (лазанье, ползанье, подлезание, бег. все способы прыжков).
4. Упражнения с элементами аэробики.
5. Акробатические упражнения (кувырок вперед и назад, стойка на лопатках, стойка на голове и руках - для мальчиков, мост - для девочек) и сочетание их элементов.
6. Контрастное закаливание.
Таким образом, предложенный подбор средств физического воспитания будет способствовать повышению адаптационных возможностей организма ребенка к неблагоприятным воздействиям внешней среды и улучшению состояния здоровья в целом.
Литература
!, Айзман Р.И. Здоровье ребенка - эпицентр современного образования.-Барнаул, 1996.-С. 10-12
2. Воронцов И.М. К обоснованию некоторых общеметодологических и частных подходов при формировании валеологических концепций в педиатрии и психологии. •// Сборник научных трудов,- 1991.- С. 5-27
3. Кенеман A.B., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Изд. 2-ое - М.: Просвещение, 1978,- 270 с.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой. Изд. 2-ое - М.: Просвещение, 1987,- 192 с.
5. фундаментальные и прикладные аспекты создания государственного стандарта учебных программ по валеологии. (Под ред. д.б.н., профессора Э.М. Казина с соавторами).- Кемерово, 1998 - С.13-14.