Оригинальная статья / Original article УДК 330.314
DOI: http://dx.d0i.0rg/l 0.21285/2500-1582-2019-1 -8-19
Проблемы утилизации твердых коммунальных отходов в Иркутской области
© И.И. Галяутдинов, В.Ю. Конюхов
Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Российская Федерация
Резюме: Целью исследования является прогнозирование экономических и социальных последствий возможных вариантов решения проблемы утилизация твердых коммунальных отходов в Иркутской области, внедрения технологий, направленных на снижение себестоимости и оптимизацию бизнес-процессов на предприятии АО «Спецавтохозяйство» в г. Иркутске, как на наиболее типичном предприятии в отрасли переработки и захоронения твердых коммунальных отходов. В работе применялись методы системного, комплексного, функционального, статистического, структурного и сравнительного анализов, получения экспертных и статистических прогнозов. Изучена проблема утилизации твердых коммунальных отходов в г. Иркутске, Иркутском районе и Иркутской области. Рассмотрено состояние дел по изучаемой проблеме в целом по региону на конец 2018 г. с учетом разделения территории субъекта на две условные зоны: южную и северную, и подчинение этих зон двум региональным операторам. Приведены установленные нормы образования твердых коммунальных отходов на каждого жителя в зависимости от населенного пункта и тарифы на их вывоз и переработку. Иркутская область, как и большинство регионов России, подошла к началу 2019 г. не вполне готовой для реализации масштабного проекта по изменению политики переработки твердых коммунальных отходов. Показаны варианты решения проблемы утилизации твердых коммунальных отходов в г. Иркутске и Иркутском районе, внедрения технологий, направленных на снижение себестоимости и оптимизацию бизнес-процессов на предприятии АО «Спецавтохозяйство» г. Иркутска. Обоснована необходимость разработки целевой концепции по утилизации и переработке твердых коммунальных отходов, как в г. Иркутске, так и по всему региону.
Ключевые слова: твердые коммунальные отходы, полигон для захоронения и переработки твердых коммунальных отходов в г. Иркутске, предпринимательская активность
Информация о статье: Дата поступления 24 декабря 2018 г.; дата принятия к печати 24 февраля 2019 г.; дата онлайн-размещения 29 марта 2019 г.
Формат цитирования: Галяутдинов И.И., Конюхов В.Ю. Проблемы утилизации твердых коммунальных отходов в Иркутской области. XXI век. Техносферная безопасность. 2019. Т. 4, № 1. С.8-19. DOI: 10.21285/2500-15822019-1-8-19.
Problems of municipal solid waste recycling in Irkutsk region
Ildus I. Galyautdinov, Vladimir Yu. Konyukhov
Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russian Federation
Abstract: The aim of the article is to predict economic and social consequences of possible solutions to the problem of municipal solid waste (MSW) recycling in Irkutsk region, describe technologies aimed at reducing cost and optimizing business processes of Irkutsk company "Spetsautokhozystvo" which is the most typical enterprise dealing with MSW recycling. The authors used the methods of system, integrated, functional, statistical, structural and comparative analyses, expert and statistical forecasts. The article says that Irkutsk region was divided into two zones - southern and northern ones. The article identified standards of MSW production per resident depending on settlements and MSW transportation and recycling fares. Irkutsk region is not ready to implement a large-scale MSW recycling project. The solutions to the MSW recycling for Irkutsk and Irkutsk region, implementation of technologies aimed at reducing costs and optimizing business processes of "Spetsautokhozystvo" were described. The need for developing a target MSW recycling project in Irkutsk and Irkutsk region was substantiated.
ISSN 2500-1582
(print) ISSN 2500-1574 (online)
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
Том 4 № 1 2019
С.8-19 Vol. 4 no. 1 2019 pp. 8-19
Галяутдинов И.И., Конюхов В.Ю. Проблемы утилизации твердых коммунальных отходов в Иркутской области
Keywords: municipal solid waste, landfill for MSW disposal and recycling in Irkutsk, business
Information about the article: Received December 24, 2017; accepted for publication February 24, 2019; available online March 29, 2019.
For citation: Galyautdinov I.I., Konyukhov V.Y. Problems of municipal solid waste recycling in Irkutsk region. XXI vek. Tekhnosfernaya bezopasnost' = XXI century. Technosphere Safety. 2019, vol. 4, no. 1, pp. 8-19. (In Russ.) DOI: 10.21285/2500-1582-2019-1-8-19.
Введение
В Иркутской области, как и во всей Российской Федерации, проводится реформа, обращения с твердыми коммунальными отходами, включающая комплекс мероприятий по изменению структуры обращения с отходами.
Основными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются создание и обеспечение деятельности отходоперерабаты-вающей индустрии (отрасли обращения с отходами), а также системы ответственности, обеспечивающей размещение отходов производства и потребления в технологическом цикле с исключением несанкционированного размещения отходов в окружающей среде, минимизацию объемов (количества) образуемых и захораниваемых отходов, максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот, достижение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при размещении отходов, не пригодных для утилизации.
В Иркутской области в настоящее время строятся мусорные полигоны в Че-ремховском, Нижнеудинском районах, проектируются аналогичные объекты в Ба-яндаевском, Эхирит-Булагатском районах. Разрабатывается проект мусороперераба-тывающего комплекса на 200 тыс. т отходов в Ангарском городском округе. Кроме того, проводятся изыскательные работы по созданию мусороперерабатывающих станций в Ольхонском районе.
Целью настоящей работы является оценка современного состояния и проблемы утилизации твердых коммунальных отходов в Иркутской области.
Материал и методы исследования
Сколько реально ТКО образуется в нашей стране в данный момент - не известно. Есть различные оценки, из которых максимально приближенными к истине можно считать данные некоммерческого партнерства «Национального бюро по переработке отходов» (НБПО).
Согласно их данным, в России известны сейчас 20 500 несанкционированных свалок, занимающих более 1 млн га земли. Ежегодно в России образуется более 60 млн т ТКО, из которых во вторичную переработку вовлекается всего 2% (1,2 млн т). По данным Счетной палаты РФ переработке в России сейчас подвергается менее 40% промышленных и лишь около 10% твердых бытовых отходов (ТБО) (рис. 1). При этом в стране уже накопилось почти 90 млрд т мусора. Ежегодно этот объем увеличивается примерно на 5 млрд т. Практически все отходы размещаются на полигонах, санкционированных и несанкционированных свалках и промышленных площадках предприятий. Всего в России чуть больше 1 тыс. полигонов, около 15 тыс. санкционированных и еще примерно 30 тыс. несанкционированных свалок и мест размещения отходов [1].
В г. Иркутске на ликвидацию незаконных свалок из бюджета города ежегодно выделяется около 15 млн руб. Особое внимание, конечно, уделяется берегам рек и городским лесам. Например, в 2017 г. очистили 233,4 га городских лесов, было выявлено 96 несанкционированных свалок, из них 82 уже ликвидированы, собрано около 4 тыс. т мусора (см. рис. 1).
Том 4 № 1 2019
С.8-19 Vol. 4 no. 1 2019 pp. 8-19
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISSN 2500-1582
(print) ISSN 2500-1574 (online)
ЭКОЛОГИЯ ECOLOGY
350 млн м3
300
250
200
150
100
50
0
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
27 3,1 283,4 282,3 m A
4 2R i 5 _ ча
A 24\~A
_ I
22! 1
21 a.2 L^
21
—
. 32 P 24,3 26 21 r.9
23 ,7 2C * ¿ory .9 24 =6 21 3 ?r ft 23 ,9
1 - Вывезено твердых бытовых отходов с территорий
городских поселений, млн м3
2 - Вывезено на предприятия промышленной
переработки, млн м3
Рис. 1. Объемы вывоза твердых коммунальных отходов на полигоны захоронения
и на предприятия промышленной переработки (источник: Росстат) Fig. 1. The volume of MSW transported to the landfills and industrial recycling enterprises
(source: Rosstat)
ISSN 2500-1582
(print) ISSN 2500-1574 (online)
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
Том 4 № 1 2019
С.8-19 Vol. 4 no. 1 2019 pp. 8-19
Галяутдинов И.И., Конюхов В.Ю. Проблемы утилизации твердых коммунальных отходов в Иркутской области
Для г. Иркутска и прилегающей к нему части Иркутского района единственным полигоном захоронения ТКО на протяжении последних десятилетий является полигон на 5-м км Александровского тракта, который давно исчерпал возможности своего территориального расширения и вплотную столкнулся с проблемой дальнейшего приема ТКО от города с населением более 600 тыс. чел.
Благодаря системной работе собрана база данных, включающая информацию обо всех природопользователях, мусорных контейнерах, спецтехнике, вывозящей мусор. Система АСОИ «Отходы» в режиме реального времени подключена к полигону отходов г. Иркутска, поэтому есть возможность контролировать весь процесс обращения с отходами на территории г. Иркутска: начиная с их накопления на контейнерных площадках и заканчивая размещением на городском полигоне.
В таблице представлены данные в соответствии с информацией Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области согласно с Паспортами ЖКХ МО Иркутской области.
Иркутский полигон ТКО функционирует с 1963 г. В настоящий момент это единственное санкционированное место размещения отходов классов опасности общей площадь 42 га. На территории г. Иркутска организован учет по обращению с ТКО - в городе работает единая автоматизированная система обработки информации.
Вблизи с объектами жилой недвижимости в г. Иркутске расположено 900 муниципальных площадок под установку контейнеров для сбора мусора и 2 000 площадок, находящихся в собственности жильцов.
В соответствии с приказом «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на терри-
тории муниципальных образований Иркутской области» от 8 декабря 2016 г. N 168-мпр Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области для г. Иркутска в многоквартирных и индивидуальных домовладениях (таблица) при нормативе ТБО 0,78 т в год на одного проживающего, а для муниципальных образований Иркутской области в многоквартирных домовладениях - 0,392 т в год, для индивидуального домовладения - 0,540 т в год. Таким образом, общая масса ТКО от населения Иркутской области составляет 1 264 126,69 т в год.
Данные статистической отчетности не учитывают реальные объемы образования ТКО, как от населения области в целом, так по г. Иркутску и Иркутскому району в частности. Образование ТКО от населения Иркутской области, рассчитанных по среднегодовым нормам (350-450 кг в год на чел.), составляет 1 085 760,0 т в год. Количество ТКО, рассчитанных по утвержденным нормам МО, составляет 801 868,468 т в год. Количество ТКО, рассчитанных по СНиП 2.07.01-89, составляет 669 722,4 т в год. Количество ТКО от населения по №168-мпр от 08.12.2016 г. составляет 1 264 126,69 т в год.
По данным АО «Спецавтохозяйство», в ведении которого находится полигон для захоронения ТКО на 5-м км Александровского тракта, в 2017 г. на этом полигоне реально было захоронено, в общей сложности, 558 000 т ТКО вместе со строительным мусором, из которых отдельно ТКО - 358 000 т и, соответственно, строительного мусора - 200 000 т. Для сравнения на рис. 2 представлены данные по образованию отходов в год на одного жителя в странах Евросоюза.
Если применить показатель 494 кг на человека в год, то на полигоне на 5 км Александровского тракта образовались ТКО от 724 696 чел., что вполне коррели-
Том 4 № 1 2019
С.8-19 Vol. 4 no. 1 2019 pp. 8-19
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISSN 2500-1582
(print) ISSN 2500-1574 (online)
Многоквартирные дома и индивидуальные домовладения
на территории Иркутской области The number and area of residential buildings in Irkutsk Region
Муниципальные образования Иркутской области Многоквартирные дома Индивидуальные домовладения
Количество, ед. Общая площадь помещений, тыс. м2 Количество, ед. Общая площадь жилых и нежилых помещений, тыс. м2
г. Иркутск 7 977 12 867,5 24 810 1 626,9
Иркутский район 2915 501,95 20748 1556,9
1 ■ Швейцария 8 ■ Финляндия
2 В Германия 9 ■ Болгария
3 с Австрия 10 □ Швеция
4 ■ Франция 11 ■ Литва
5 ■ Россия 12 ■ Турция
6 ■ Италия 13 □ Польша
7 ■ Великобритания 14 Румыния
Рис. 2. Образование ТКО по странам в кг в год на жителя (источник: European environment agency, Министерство природных ресурсов России) Fig. 2. MSW production by countries, kg per year per inhabitant (source: European environment agency, Ministry of natural resources of Russia)
ISSN 2500-1582
(print) ISSN 2500-1574 (online)
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
Том 4 № 1 2019
С.8-19 Vol. 4 no. 1 2019 pp. 8-19
Галяутдинов И.И., Конюхов В.Ю. Проблемы утилизации твердых коммунальных отходов в Иркутской области
руется с численностью г. Иркутска и близлежащих населенных пунктов Иркутского района.
Отсюда становится очевидной необходимость раздельного сбора мусора с целью его вторичной переработки. К сожалению, дальше декларирования проблемы дело не идет.
Множество объяснений этого положения вещей различными экспертами можно укрупненно свести к следующим причинам:
1) организовать отдельную сборку всех фракций ТКО непосредственно в местах проживания населения очень дорого;
2) население не готово сортировать ТКО в своем домохозяйстве на отдельные фракции.
Относительно первой причины можно сказать, что по оценкам экспертов стоимость организации раздельной сборки всех фракций ТКО непосредственно в местах проживания населения составит более 1 трлн руб. Только на создание мусоросорти-ровочных мощностей и системы из 15 пилотных экотехнопарков, готовых производить вторичное сырье и конечную продукцию из ТКО, понадобится не менее 400 млрд руб. Все страны при создании мусо-роперерабатывающих мощностей шли по пути государственного или муниципального софинансирования. В одиночку инвестору можно окупить свои вложения только через несколько десятилетий. Например, в Японии государство софинансировало 50% затрат на создание экотехнопарков. Инвесторы, как показывает мировая практика [3-8], готовы вкладывать средства в мусоропере-работку. Источником возврата своих инвестиций они видят, как тариф от обращения с ТКО, так и плату за реализацию вторре-сурсов и продукции из них. Но гарантией реализации этих бизнес-моделей является стабильный поток ТКО на мусороперераба-тывающие комплексы, а их без системы
региональных операторов невозможно обеспечить [2].
В данное время в г. Иркутске реализуются различные экологические проекты, акции по селективному сбору пластика, стекла, макулатуры, батареек, ртутьсодер-жащих отходов. Проект по сбору пластика запущен в 28 образовательных организациях города. В 44 точках установлены специальные коробки для приема батареек. В крупных торговых сетях и торговых центрах установлены прессы для упаковочного картона. Сейчас решается вопрос по установке специальных контейнеров для раздельного сбора мусора на общественных пространствах города - о. Юность и о. Конный, на бул. Гагарина, в торговых сетях и ТЦ.
В апреле 2019 г. планируется смонтировать мусороперерабатывающую линию на полигоне Александровского тракта, которая по своему технологическому оформлению должна решить только первую задачу - разделить общую массу ТКО на основные легко отделяемые фракции: бумага, картон, стекло, пластик и далее по мере освоения линии, возможно, на более тонкие фракции.
Результаты исследований и их обсуждение
Если на первом этапе утилизации ТКО решить проблему простого физического уменьшения количества ТКО, поступающего на захоронение, даже без изменения технологии его утилизации, то для конкретного полигона на 5-м километре Александровского тракта появляется дополнительный резерв времени для реализации отличных от существующих способов приемки, сортировки, переработки и захоронения ТКО. Если раздельного сбора стекла, металла, кожи, резиновых изделий, пластика, органических отходов, мебели, дерева в данное время организовать не получается по различным причинам (административно-организационным,
Том 4 № 1 2019
С.8-19 Vol. 4 no. 1 2019 pp. 8-19
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISSN 2500-1582
(print) ISSN 2500-1574 (online)
ЭКОЛОГИЯ ECOLOGY
логистическим, финансовым, технологическим, а также из-за менталитета народа и пр.), то следует выделить специальный муниципальный целевой грант для сбора неким оператором бумаги и картона, не содержащих органических примесей.
Это будет полностью соответствовать одной из основных целей Комплексной стратегии обращения с ТКО в Российской Федерации, утвержденной приказом Минприроды России от 14 августа 2013 г. № 298 - обеспечение увеличения объемов ТКО, вовлекаемых в хозяйственный оборот в качестве дополнительных материальных и энергетических ресурсов. Критерии к выявлению такового оператора, равно как и условия гранта, подлежат выработке и публичному обсуждению.
Администрация города должна объявить открытый конкурс на лучший бизнес-проект, цель которого - организация сбора на территории г. Иркутска бумаги и картона, не содержащих органических примесей, с целью уменьшения объемов ТКО, поступающих на полигон Александровского тракта, и обеспечения вторичного использования этой фракции ТКО как сырья для различных производств.
В бизнес-проекте должны быть четко и недвусмысленно указаны сроки и механизмы его реализации по части сбора сырья, а также ясно указано его гарантированное использование в полном объеме.
Стимулом для этого оператора может стать полное освобождение его от уплаты той части налогов, которая подлежит зачислению в муниципальный бюджет (например, налог на имущество, вовлеченное именно в эту сферу деятельности оператора), предоставление на льготных условиях тех ресурсов, которыми располагает муниципалитет, если таковые будут необходимы по замыслу бизнес-проекта, и выделение гранта в размере, этим проектом обоснованным.
Здесь, конечно, может быть установлено максимальное значение (скажем, 10
млн руб.), но может быть и не установлено -это зависит от финансовых возможностей муниципалитета, возможностей подключения к различным региональным, федеральным или международным программам, от горизонта видения важности этой проблемы в перспективе.
Для исключения коррупционных проявлений обсуждение критериев определения победителя в этом конкурсе, равно как и самих итогов конкурса, следует провести не в традиционном порядке, а с максимальной публичностью и привлечением широкого круга научных экспертов и общественности.
На сегодняшний день в г. Иркутске вывозом ТКО занимаются 8 операторов, крупнейшим из которых является АО «Спецавтохозяйство» (37% этого рынка услуг), ООО «Петр и Компания» (32%); оставшиеся 31% делят между собой еще 6 операторов.
Здесь необходимо отметить, что ООО «Петр и Компания» на рынке данных услуг стало вывозить ТКО на захоронение на полигон соседнего г. Ангарска, что, конечно, с позиции логистики вызывает определенные вопросы, но не является принципиальным, так как обсуждаемая проблема в равной степени касается абсолютно любого полигона захоронения ТКО как Иркутской области, так и России в целом, вне зависимости от места его расположения.
Почему речь идет именно об этой фракции из всего перечня отходов жизнедеятельности, входящих в ТКО?
Во-первых, это наибольшая фракция в ТКО, где бумага и картон, по данным НБПО, составляет 36,5%. В данном случае -это 461 406,24 т (от объема по области), а по полигону на 5-м км Александровского тракта - 130 670 т и, следовательно, в случае ее отделения на входе в процесс утилизации наступит заметное снижение нагрузки. В России ежегодно мы теряем на свалках макулатуры на 60 млрд рублей, вместо того чтобы ее переработать. К примеру, в Германии перерабатывается 95% своей
ISSN 2500-1582
(print) ISSN 2500-1574 (online)
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
Том 4 № 1 2019
С.8-19 Vol. 4 no. 1 2019 pp. 8-19
Галяутдинов И.И., Конюхов В.Ю. Проблемы утилизации твердых коммунальных отходов в Иркутской области
макулатуры.
Во-вторых, эта фракция - не содержащая органических примесей бумага и картон - ценнейшее сырье для многих производств, а следовательно, достаточно легко находящая сбыт.
В-третьих, в силу имеющегося исторического опыта в нашей стране, можно утверждать, что сбор этого вида фракции ТКО не будет затруднителен для самого населения, и оно на него (особенно после включения механизмов стимулирования) охотно откликнется.
Реализация этой идеи относительно легко осуществима и даст ощутимый и быстрый эффект в решении проблемы. К тому же она позволит в короткие сроки увеличить крайне низкий % переработки ТКО в нашей
стране по сравнению с другими (рис. 3).
Вся территория Иркутской области разделена на зоны ответственности двух операторов. Для «южной» зоны регионального оператора «РТ-НЭО Иркутск», который будет обслуживать южные районы, тариф с 1 января 2019 г. для населения установлен в размере 522,89 руб./м3, с 1 июля 2019 г. -594,5 руб./м3. Прочие потребители будут платить 435,7 и 495,4 руб./м3 отходов соответственно.
Для «Братского полигона ТБО», работающего с северными территориями Иркутской области, тариф для населения составит 595 руб. за м3, с 1 июля - 626,96 руб. Остальные потребители будут платить 496,1 и 522,5 руб. за кубометр соответственно.
Россия Болгария Литва Испания Франция Великобритания Швеция Нидерланды Швейцария Бельгия Австрия Германия
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
Рис. 3. Степень переработки ТКО в России и других странах (источник: European environment agency, Министерство природных ресурсов России) Fig. 3. The degree of MSW recycling in Russia and other countries (source: European environment agency, Ministry of natural resources of Russia)
Том 4 № 1 2019
С.8-19 Vol. 4 no. 1 2019 pp. 8-19
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISSN 2500-1582
(print) ISSN 2500-1574 (online)
ЭКОЛОГИЯ ECOLOGY
Тарифы на вывоз мусора в регионе могут вырасти в разы. По сведениям службы государственного жилищного надзора Иркутской области, норматив накопления ТКО на 2019 г. установлен: для многоквартирных домов на территории Иркутска он составил 3,12 м3 на человека в год, в Ангарске —
о о
3,01 м3, в Усть-Илимске — 1,66 м3. Во всех остальных муниципалитетах норматив равен 1,56 м3.
В южную зону входит 31 район. Для глав каждого из них компания составляет дорожную карту с графиком удаления отходов. Самыми проблемными территориями, по мнению регионального оператора, являются г. Иркутск, Иркутский и Мамско-Чуйский районы Иркутской области. После установки тарифов оператор должен разослать 56 тыс. договоров оферты юридическим лицам и 462 договора - управляющим компаниям.
В северную зону входит 11 районов, и только 60% этой зоны имеют объекты размещения отходов, а в остальной части площадки отсутствуют. Муниципальные образования предложили объединить населенные пункты, чтобы создать площадки не на один, а на два или три района, но здесь возникает другая проблема -ограниченная транспортная доступность. Оператором ведутся переговоры о покупке двух инсинераторных установок для термического уничтожения жидких, твердых и газообразных отходов, а по зоне их необходимо установить минимум 21.
Задолженность населения Иркутской области за услуги ЖКХ растет. Только по г. Иркутску с начала 2018 г. судебные приставы взыскали с неплательщиков 409 млн руб. задолженности за жилищно-коммунальные услуги. В исполнительном производстве находится еще около 1 млрд руб. - долги граждан ресурсоснабжающим организациям за коммунальные ресурсы (отопление, водоснабжение, водоотведе-ние), а также задолженность управляющим компаниям за жилищные услуги (текущий
ремонт и содержание жилья). Например, если квартира находится в г. Иркутске и ее площадь составляет 50 м2, то стоимость услуги по вывозу ТКО рассчитывается так: площадь помещения умножается на тариф регионального оператора (в Иркутской области он составляет по зоне «Юг» -522,89 руб., по зоне «Север» - 595,33 руб.) и на норматив накопления ТКО (для г. Иркутска, г. Братска и г. Ангарска его значение равно 0,085 м3 на м2, для остальных муниципальных образований - 0,063 м3 на м2). Чтобы определить стоимость услуги за месяц, получившееся число нужно разделить на 12:
50 х 522,89 х 0,085/12 = 185,19 руб.
Соответственно, в год сумма составит 2222,28 руб. По другим территориям Иркутской области суммы будут отличаться. На конечную цифру в платежке повлияет и площадь квартиры. Для одного человека, если считать, что в помещении проживает четыре человека, сумма составит 46,29 руб. Если бы расчеты производились исходя из количества человек, проживающих в той же квартире в г. Иркутске, формула выглядела бы иначе.
Предположим, в квартире в г. Иркутске живут четыре человека - двое взрослых и два ребенка. Рассчитываем стоимость услуги для одного человека. Для этого нужно норматив накопления ТКО (для г. Иркутска, г. Братска и г. Ангарска значение производной равно 2,1 м3 в г., для остальных муниципальных образований — 1,56) умножить на тариф регионального оператора (в Иркутской области он составляет по зоне «Юг» 522,89 руб., по зоне «Север» — 595,33 руб.). Получившееся число делим на количество месяцев в году:
2,1 х 522,89/12 = 91,5 руб.
ISSN 2500-1582
(print) ISSN 2500-1574 (online)
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
Том 4 № 1 2019
С.8-19 Vol. 4 no. 1 2019 pp. 8-19
Галяутдинов И.И., Конюхов В.Ю. Проблемы утилизации твердых коммунальных отходов в Иркутской области
Несложно посчитать, что для семьи из 4-х человек сумма в месяц составит 366 руб. В год услуга по вывозу ТКО обойдется в 4392 руб. В итоге не видно, когда достигается основная цель всех мероприятий -раздельный сбор отдельных фракций ТКО с целью последующего его использования в экономике.
Выводы
Иркутская область, как, впрочем, и большинство регионов России, подошла к началу 2019 г. не вполне готовой для реализации масштабного проекта по изменению политики переработки ТКО. Это, по мнению авторов, явилось следствием того, что не была поставлена задача разработки конкретной программы по решению проблемы ТКО на уровне региона. Жизнь сейчас сама заставляет осознать это положение и требует проведения научной работы. Конечным продуктом ее может стать, к примеру, программа «Концепция внедрения раздельного сбора твердых коммунальных отходов на территории г. Иркутска и Иркутского района и переработки отдельных фракций этих отходов во вторичное сырье на период с 2020 по 2025 гг.»; далее ее подход можно будет увязывать со всей Иркутской областью. Цели данной концепции:
1. Анализ лучших мировых и отечественных практик переработки твердых коммунальных отходов (ТКО) во вторично используемое сырье.
2. Юридическое закрепление механизма внедрения раздельного сбора ТКО на территории г. Иркутска и Иркутского района и переработки отдельных фракций этих отходов во вторичное сырье.
3. Создание благоприятной и безопасной экологически сбалансированной среды для жизнедеятельности жителей г. Иркутска и Иркутского районов при организации раздельного сбора ТКО.
4. Создание благоприятной законодательной, нормативно-правовой базы для создания инвестиционно-привлекательной среды в сфере переработки ТКО, развития инновационных предприятий малого и среднего бизнеса в сфере использования вторичного сырья, образуемого из фракций ТКО.
5. Оценка имеющейся инфраструктуры мест сбора ТКО, откуда они доставляются до места расположения полигона для захоронения ТКО.
6. Анализ имеющегося количества и качества субъектов хозяйственной деятельности в границах г. Иркутска и Иркутского района, принимающих в текущем времени ТКО в качестве вторичного сырья для дальнейшей переработки, способных и готовых принимать в перспективе отдельные фракции ТКО для своих нужд.
7. Определение наиболее оптимальной инфраструктуры размещения пунктов приема отдельных фракций ТКО с учетом особенностей социально-экономического развития г. Иркутска и Иркутского района.
8. Внедрение экологически ориентированной модели образования и активных методов формирования экологической культуры на всех уровнях: детские сады, школы, вузы, органы власти, специалисты производств и субъектов малого и среднего бизнеса.
9. Создание Программы реализации мероприятий по внедрению раздельного сбора ТКО на территории г. Иркутска и Иркутского района и переработки отдельных фракций этих отходов во вторичное сырье на период с 2020 по 2025 гг. с указанием по годам измеряемых индикаторов достижения цели.
10. Прогнозные сценарии развития системы обращения с ТКО на территории г. Иркутска и Иркутского района на период после 2025 г.
Том 4 № 1 2019
С.8-19 Vol. 4 no. 1 2019 pp. 8-19
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISSN 2500-1582
(print) ISSN 2500-1574 (online)
1. Жандарова И. Мусор с повтором. Более триллиона рублей понадобится для создания индустрии переработки отходов II Российская газета. 2017. 28 декабря. С. б.
2. Кривошапко Ю. Пойдем в отход. В Госдуме исключили приостановку мусорной реформы II Российская газета. 2018. 12 ноября. С. б. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2018/11/12/v-rossii-prodolzhitsia-reforma-pererabotki-musora.html (12.10.2018)
3. Ezeah Ch., Roberts C.L. Analysis of Barriers and Success Factors Affecting the Adoption of Sustainable Management of Municipal Solid Waste in Nigeria // Journal of Environmental Management. 2012. Vol. 103. P. 9-14. doi:10.1016/j.jenvman.2012.02.027
4. Gochfeld M. Health Implications of Solid Waste Management / Eds. S. Brooks, Louis M.O. Mosby // Envi-
ronmental Medicine. 2005. P. 104-112.
5. Khalib, Siti Noor Baya, Zakarya, Irnis Azura, Tengku Izhar, Tengku Nuraiti. Environmental Benefits of Composting Organic Solid Waste by Organic Additives IN Malaysia // Bulletin of Environmental Science and Management. 2014. Vol. 2. № 1. P. 1-7.
6. Muhd N.M.Y., ZAK Kamarul. The development of municipal solid waste treatment technology based on refuse derived fuel and bio gasification integration 2006. Vol. 38. № 28.
7. Tchobanoglous G., Theisen H., Vigil S.A. Integrated Solid Waste Management: Engineering Principle and Management Issue. New York: McGraw Hill Inc., 1993. 978 p.
8. Travis C.C., Hattemer-Frey H.A. Health Effects of Municipal Waste Incineration. Boca Raton, Fla: CRC Press, 1991. P. 20151-46.
References
1. Jandarova I. Musor s povtorom. Bolee trilliona rublei ponadobitsya dlya sozdaniya industrii pererabotki ot-khodov [Debris snooze. More than a trillion rubles will be needed to create a waste processing industry]. Ros-siyskaya Gazeta [Russian newspaper]. 2017, 28 Dec, pp. 5. (In Russ.).
2. Krivoshapko Yu. Poidem v otkhod. V Gosdume isklyuchili priostanovku musornoi reformy [Will Go to waste. The state Duma ruled out the suspension of the garbage reform]. Rossiyskaya Gazeta [Russian newspaper]. 2018, 12 Nov, pp. 5. Available at: https://rg.ru/2018/11/12/v-rossii-prodolzhitsia-reforma-pererabotki-musora.html (accessed 12 October 2018) (In Russ.).
3. Ezeah Ch. Roberts, C. L. Analysis of Barriers and Success Factors Affecting the Adoption of Sustainable Management of Municipal Solid Waste in Nigeria. Journal of Environmental Management. 2012, vol. 103, pp. 9-14. doi: 10.1016 / j.jenvman.2012.02.027
4. Gochfeld M. Health Implications of Solid Waste Management / Eds. S. Brooks, Louis M. O. Mosby. Environmental Medicine. 2005, pp. 104-112.
5. Khalib, Siti Noor Baya, Zakarya, Irnis Azura, Tengku Izhar, Tengku Nuraiti. Environmental Benefits of Composting organic Solid Waste by Organic Additives in Malaysia. Bulletin of Environmental Science and Management. 2014, vol. 2, no. 1, pp. 1-7.
6. Muhd N. M. Y., Kamarul ZAK. The development of municipal solid waste treatment technology based on refuse derived fuel and bio gasification integration 2006. vol. 38, no. 28.
7. Tchobanoglous G., Theisen H., Vigil S. A., Integrated Solid Waste Management: Engineering Principle and management Issue. New York: McGraw Hill Inc., 1993. 978 p.
8. Travis C. C., Hattemer-Frey H. A. Health Effects of Municipal Waste Incineration. Boca Raton, Fla: CRC Press, 1991, p. 20151-46.
Сведения об авторах Галяутдинов Ильдус Ильясович,
кандидат технических наук, доцент кафедры управления промышленными предприятиями, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Information about the authors Ildus I. Galyautdinov,
Cand. Sci. (Eng.), Associate Professor of the Department of Management of Industrial Enterprises, Irkutsk National Research Technical University,
Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected]
ISSN 2500-1582
(print) ISSN 2500-1574 (online)
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
Том 4 № 1 2019
С.8-19 Vol. 4 no. 1 2019 pp. 8-19
Галяутдинов И.И., Конюхов В.Ю. Проблемы утилизации твердых коммунальных отходов в Иркутской области
Конюхов Владимир Юрьевич,
кандидат технических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Критерии авторства
Галяутдинов И.И., Конюхов В.Ю. имеют на статью равные авторские права и несут ответственность за плагиат.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Vladimir Yu. Konyukhov,
Cand. Sci. (Eng.), Professor of the Department of Management of Industrial Enterprises, Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Contribution
Ildus I. Galyautdinov, Vladimir Yu. Konyukhov have equal author's rights and bear responsibility for plagiarism.
Conflict of interests
The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.
Том 4 № 1 2019
С.8-19 Vol. 4 no. 1 2019 pp. 8-19
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISSN 2500-1582
(print) ISSN 2500-1574 (online)