Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ УСКОРЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ГБАО ОБОЗРЫМИ ПЕРЕСПЕКТИВИ ДО 2030 ГОДА'

ПРОБЛЕМЫ УСКОРЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ГБАО ОБОЗРЫМИ ПЕРЕСПЕКТИВИ ДО 2030 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСВОЕНИЕ ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ МАЛЫХ И СРЕДНИХ РЕК / ОСВОЕНИЕ / СУЩЕСТВУЮЩИХ / НЕФТЕГАЗОВЫХ РЕСУРСОВ И УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / РАЗРАБОТКА / НОВЫХ ТОПЛИВНЫХ ЦЕПОЧЕК ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ / СОЗДАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКИХ МОЩНОСТЕЙ / ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / АЛЬТЕРНАТИВНЫХ / ВЕТРОВОЙ / БИОЛОГИЧЕСКОЙ / ГЕОТЕРМАЛЬНОЙ) СТРОИТЕЛЬСТВО НОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ И КОТЕЛЬНЫХ / ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ (СОЛНЕЧНОЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирзоев С. Д., Караева Ҷ.

ГБАО в 2030 году - устойчиво развивающаяся, конкурентоспособная область, обеспечивающая достойный уровень и качество жизни региона, предоставляющая равные возможности для реализации человеческого потенциала на основе равноправия, справедливости и уважения достоинства человека. Видения будущего нашей области остается неизменным - это сохранение национального единства, обеспечение национальной безопасности, реализация принципов социальной справедливости и экономической эффективности, улучшение благосостояния населения.Наша цель - это построение независимого, процветающего и стабильного Таджикистана. За прошедшие 15 лет ГБАО достиг значительных успехов на пути развития таких отраслей как: строительство, электроэнергия, гидротехническое строительство. В экономическом и социальном плане эти успехи очевидны и достигнуты во многом благодаря сильной политической воле руководства страны. Однако, XXI век с его быстро изменяющимися внешними условиями развития, ставит перед нашим народом новые и, в определенной степени амбициозные задачи, решение которых исключительно важно для консолидации общества и сохранения самобытности нации и достижения широкого прогресса. Высшей целью долгосрочного развития ГБАО является повышение уровня жизни населения страны на основе обеспечения устойчивого экономического развития. Для ее достижения определены следующие стратегические цели развития на ближайшие 15 лет: а) обеспечение энергетической безопасности и эффективное использование электроэнергии; б) выход из коммуникационного тупика и превращение области в транзитную района; в) обеспечение продовольственной безопасности и доступа населения к качественному питанию; г) расширение продуктивной занятости. Основными действиями для достижения поставленных стратегических целей выступают: в сфере обеспечения энергетической безопасности и эффективного использования электроэнергии: -диверсификация генерирующих -поднятие уровня образования обеспечит население рабочими местами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ACCELERATING THE DEVELOPMENT OF INDUSTRY GBAO OBSERVABLE PROSPECTS UNTIL 2030

The GBAO in 2030 is a sustainable, competitive area that provides a decent standard and quality of life for the region, providing equal opportunities for the realization of human potential on the basis of equality, justice and respect for human dignity. The vision of the future of our region remains unchanged - to preserve national unity, ensure national security, implement the principles of social justice and economic efficiency, and improve the well-being of the population. Our goal is to build an independent, prosperous and stable Tajikistan. Over the past 15 years, GBAO has achieved significant success on the path of construction. Electric power, hydraulic engineering construction. Economically and socially, these successes are obvious and achieved largely due to the strong political will of the country's leadership. However, the 21st century, with its rapidly changing external conditions of development, sets new and, to a certain extent, ambitious tasks for our people, the solution of which is extremely important for consolidating society and preserving the identity of the nation and achieving broad progress. The ultimate goal of long-term development of GBAO is to improve the standard of living of the population of the country through the achievement of sustainable economic development. To achieve it, the following strategic development goals for the next 15 years are defined: a) ensuring energy security and efficient use of electricity; b) exit from the communication deadlock and the transformation of the region into a transit area; c) ensuring food security and access of the population to high-quality nutrition; d) the expansion of productive employment. The main actions to achieve the strategic goals are: in the field of energy security and efficient use of electricity: - diversification of generating energy sources, involving the development of hydropower resources of large and small rivers, the development of existing capacities of the oil and gas and coal industries, the development of new deposits of fossil fuels, the creation of technical capabilities for the use of unconventional (renewable) energy sources (solar, wind, biological, geothermal) modernization of existing and construction of new hydro and thermal power plants; - efficient use of existing energy capacity and the realization of the export potential of the power industry; - modernization and technical re-equipment of the oil and gas industry, development of new oil and gas fields; - large-scale energy saving and increasing the energy efficiency of the national economy; - development of internal and external energy infrastructure of electrical networks and substations; - creation of an effective risk management and monitoring system for energy security, including unlimited and equal access of all consumers to energy resources; - ensuring financially viable and sustainable operation of the energy sector; - integrated water resources management. in the area of getting out of the communication deadlock and turning the country into a transit country: In the transport complex: - construction and reconstruction of transport infrastructure; - creation of transit transport corridors; - development of transport support for industrial zones of economic growth, primarily in the framework of investment projects of national importance; - development of the transport industry aimed at creating new jobs, increasing the efficiency of the national economy sectors and improving the quality of life of the population; - ensuring efficient operation of transport and transport infrastructure, contributing to socio-economic development

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ УСКОРЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ГБАО ОБОЗРЫМИ ПЕРЕСПЕКТИВИ ДО 2030 ГОДА»

ПЕШГИРИИ АМАЛИИ РУШДИ СОЗМОНИ ГЛОБАЛЙ ВМБК БАРОИ

ТАФСИРИ ПЕШРАФТ 2030

Мирзоев С., Цараева Ц.

Донитгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи Садриддин Айни

Бадахшон дар соли 2030 - бемайлон меафзояд, майдони ракобат, таъмини сатхи арзанда ва сифати зиндагии минтака, таъмини имкониятхои баробар барои татбики неруи инсонй дар асоси баробарй, адолат ва эхтироми шаъну шарафи инсон.

Нигохи барои ояндаи минтакаи мо бокй мемонад - он хифзи вахдати миллй, амнияти миллй аст, ки татбики принсипхои адолати ичтимой ва самаранокии иктисодй, баланд бардоштани некуахволии хадафи ахолии мо- аст, ки ба сохтани як давлати сохибистиклоли Точикистон, ободу осоишта ва устувор.

Дар 15 соли охир, Вилояти мухтори кухистони Бадахшон муваффакиятхои назаррас ба даст овардааст. Дар шароити иктисодй ва ичтимой, аз ин комёбихои ошкор ва асосан ба даст сабаби ба иродаи кавии сиёсй аз хукумат аст. Бо вучуди ин, дар асри XXI бо он зуд тагйир меёбад шароити берунии рушд, якчоя бо ахоли баъзе як хадафхои дарачаи дарозмуддати, халли он барои мустахкам намудани чомеа ва хифзи хувияти миллат мухим аст ва ба даст овардани пешравии васеи.

Максади олии рушди дарозмуддати ВМКБ аст, ки ба баланд бардоштани сатхи зиндагии ахолй дар асоси рушди устувори иктисодй.

Барои ноил шудан ба хадафхои зерин максадхои стратегии рушд барои 15 соли оянда муайян карда шудаанд:

а) таъмини амнияти энергетикй ва истифодаи самарабахши неруи барк;

б) аз ихтилофоти коммуникатсия ва тагири минтака ба минтакаи транзит;

в) таъмини амнияти озукаворй ва дастрасии ахолй ба гизои баландсифат;

г) тавсеаи шугли самарабахш.

Амалхои асосии ноил шудан ба хадафхои стратегй инхоянд:

дар сохаи амнияти энергетикй ва истифодаи самарабахши неруи барк:

- тавлиди манбаъхои энергетикй, таъмини барои азхуд намудани захирахои гидроэнергетикии дарёхои хурд ва калон, рушди иктидорхои мавчудаи нафт ва ангишт саноати, коркарди конвои нави сузишворй аз канданихои фоиданок, таъсиси имкониятхои техникй барои истифодаи манбаъхои энергия (энергия) алтернативии (офтоб, шамол, биологй, геотермалй) навсозии чойхои мавчуда ва сохтмони неругоххои нави баркй ва гармидихй;

- истифодаи самараноки иктидори мавчудаи энергетикй ва татбики иктидори содиротии энергетикй;

- навсозй ва тачхизоти техникии саноати нафту рушди сохахои нав;

- сарфаи зиёди энергия ва баланд бардоштани самаранокии энергетикии иктисоди миллй;

- рушди инфраструктураи дохилй ва берунй дар шабакахои баркй ва зеристгоххо;

- ташкили системаи самараноки идоракунии хавф ва мониторинги амнияти энергетикй, аз чумла дастрасии номахдуд ва баробар барои хамаи истеъмолкунандагон ба захирахои энергетикй;

- таъмини фаъолияти муназзами молиявй ва устувори бахши энергетикй;

- идоракунии захирахои обй.

дар майдони рафъи ихтилофоти иртиботй ва ба кишвари транзитй табдил додани кишвар:

Дар мачмааи наклиёт:

- сохтмон ва азнавсозии инфрасохтори наклиёт;

- рушди дастгирии наклиёти минтакахои саноатии рушди иктисодй, пеш аз хама дар доираи лоихахои сармоягузории ахамияти миллй;

- рушди сохаи наклиёт, ки ба таъсиси чойхои нави корй, баланд бардоштани самаранокии сохахои иктисодиёт ва баланд бардоштани сатхи зиндагии ахолй нигаронида шудааст;

- таъмини фаъолияти самарабахши инфрасохтори наклиётй ва наклиётие, ки ба рушди ичтимоию иктисодии минтакахои кишвар мусоидат мекунанд;

- кам кардани таъсири манфии мачмуи наклиёт ба мухити зист ва саломатии инсон.

- баланд бардоштани дастрасии тухмихо ва нурихои бехтар дар бозори дохилй, афзоиши истехсоли махсулоти кишоварзй бо максади хавасмандгардонии истифодаи усулхои нави кишоварзй;

- ташкили системаи самарабахши идоракунии хавф ва мониторинг барои амнияти озукаворй ва озука (дастгирии истехсолот ва воридоти гизои асосй, ташкили системаи мониторинги гизо, огохии пешакй, захирахои фавкулодда);

- мусоидат ба самаранокии бисёрсохавй оид ба бехбуди гизо тавассути хамохангсозии сиёсат дар сохди кишоварзй, хифзи саломатй, хифзи ичтимой, баланд бардоштани сатхи огохии арзишхои гизой ва сиёсатхои самарабахши маблаггузории онхо;

- ташаккули системаи идоракунии замин ва об дар асоси рушди одилона ва устувори онхо

- сатххои баланди хавф дар фаъолияти ташкилотхои молиявй вучуд доранд;

- сатхи пасти идоракунии корпоративй вучуд дорад.

Ташаккули бахши муосири молиявй хамчун системаи ташкилотхои молиявии ракобатпазир, ки имкон медихад, ки гуногунсозихои гуногуни хизматрасонии молиявй ва молиявию инноватсионй, фарохам овардани шароитхои мусоид барои рушди муътадили иктисоди миллй ва муковимати беруна, афзалиятхои зерин муайян карда шаванд:

баланд бардоштани иктидор ва ракобатпазирии муассисахои молиявй ва рушди инфрасохтори бахши молиявй;

таъмини дастрасй ва диверсификатсияи каналхои маблаггузории дарозмуддат таъмин карда шавад

Масъалахои асосй.

- танхо кисми хурди оилахое, ки даромади бештар доранд, метавонанд дар хакикат дар бозори манзил барои бехтар кардани шароитхои манзилии онхо истифода кунанд;

- сектори давлатй, сарфи назар аз хамаи кушишхои ислохоти он, хануз барои бахши хусусй хануз бахши инвеститсионй ба даст наомадааст;

- бад шудани инфрасохтори манзил ва коммуникатсия;

- хизматрасонихо ба талаботи ахолй чавобгу нестанд, онхо захирахои энергетикй ва бесамар мебошанд;

- нобаробарй дар дастрасй ба системахои бехатарии таъмини оби нушокй, санитария ва гигиенй, таъминоти гармидихй ва энергетикаи бахши манзил дар байни дехот;

- хатари баланди офатхои табий, аз чумла бо сабаби тагйирёбии иклим.

- бо сабаби хиссаи афзояндаи одамоне, ки тахсилоти олй доранд, талаботхои фархангй ва манфиатхоро инкишоф медиханд, заминаи мавчудаи муассисахои фархангй ба талабот чавобгу нестанд;

- мероси бои сарватманде, ки дорои имконияти васеи таълимй ва унсурхои арзишманди адабиёти чахон дар адабиёти бадей, барномахои илмй ва таълимй мебошад, дар адабиёти миллй инъикос ёфтааст;

- рушди сусти истехсоли махсулоти фархангй барои кудакон;

- кам кардани сармояи инсонии чавонон ба андозаи бештар аз руи меъёрхои сифатй, тахкими фаркияти он дар каламрави кишвар, берун аз худуди чавонони боистеъдод ва ташаббускор ба кишвархои дигар;

- тахкими моделхои рафтор дар асоси арзишхои мусбии инноватсионй, огохии хукукй, инчунин салохиятхои инкишофёфта, ки ба тагйирёбии шароити фаъолияти хаёт мутобикат мекунад.

Стратегияи рушди бомуваффакияти саноат дар Вилояти Мухтори Кухистони Бадахшон бо назардошти манфиати кувваи асосии истехсолии неруи мехнати халли мушкилот хал карда намешавад. Барои ин, на танхо таъсиси чойхои нави корй, омодасозии мутахассисони баландихтисос зарур аст.

АДАБИЁТ

1. Грибов В.Д., Экономика предприятия сервиса/В.Д. Грибов, А. А. Леонов-М., 2006.- С. 23-25.

2. Комилов, С.Дж. Развитие инновационных процессов в сфере услуг на основе взаимодействия государства и рынка/С.Дж. Комилов, С.Х. Умаров //Ежеквартальный журнал. 2014.- №4.-С. 231-242.

3. Назаров, Т.Н. Таджикистан: стимулы экономического роста в контексте формирования и развития социально - ориентированных рыночных отношений/Т.Н.Назаров//Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2004. -№ 2. - С.34-58.

4. Николаев, М. Приоритетные проекты, стратегия решения социальных проблем / М. Николаев//Проблемы теории и практики управления. -2006.-№ 1.-С. 6-12.

5. Самандаров, И.Х. Социальные факторы улучшения использования рабочей силы на предприятиях АПК/И.Х. Самандаров//Экономико-правовые проблемы агропромышленного комплекса. - Душанбе,1997. - С.116-118.

ПРОБЛЕМЫ УСКОРЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ГБАО ОБОЗРЫМИ ПЕРЕСПЕКТИВИ ДО 2030 ГОДА

ГБАО в 2030 году - устойчиво развивающаяся, конкурентоспособная область, обеспечивающая достойный уровень и качество жизни региона, предоставляющая равные возможности для реализации человеческого потенциала на основе равноправия, справедливости и уважения достоинства человека.

Видения будущего нашей области остается неизменным - это сохранение национального единства, обеспечение национальной безопасности, реализация принципов социальной справедливости и экономической эффективности, улучшение благосостояния населения.Наша цель - это построение независимого, процветающего и стабильного Таджикистана.

За прошедшие 15 лет ГБАО достиг значительных успехов на пути развития таких отраслей как: строительство, электроэнергия, гидротехническое строительство. В экономическом и социальном плане эти успехи очевидны и достигнуты во многом благодаря сильной политической воле руководства страны. Однако, XXI век с его быстро изменяющимися внешними условиями развития, ставит перед нашим народом новые и, в определенной степени амбициозные задачи, решение которых исключительно важно для консолидации общества и сохранения самобытности нации и достижения широкого прогресса.

Высшей целью долгосрочного развития ГБАО является повышение уровня жизни населения страны на основе обеспечения устойчивого экономического развития.

Для ее достижения определены следующие стратегические цели развития на ближайшие 15 лет:

а) обеспечение энергетической безопасности и эффективное использование электроэнергии;

б) выход из коммуникационного тупика и превращение области в транзитную района;

в) обеспечение продовольственной безопасности и доступа населения к качественному питанию;

г) расширение продуктивной занятости.

Основными действиями для достижения поставленных стратегических целей выступают:

в сфере обеспечения энергетической безопасности и эффективного использования электроэнергии:

-диверсификация генерирующих

-поднятие уровня образования обеспечит население рабочими местами

Ключевые слова: освоение гидроэнергетических ресурсов малых и средних рек, освоение существующих нефтегазовых ресурсов и угольной промышленности, разработка ,новых топливных цепочек полезных ископаемых, создание, технических мощностей, использования, альтернативных .источников энергии (солнечной, ветровой, биологической, геотермальной) строительство новых электростанций и котельных;

PROBLEMS OF ACCELERATING THE DEVELOPMENT OF INDUSTRY GBAO OBSERVABLE PROSPECTS UNTIL 2030

The GBAO in 2030 is a sustainable, competitive area that provides a decent standard and quality of life for the region, providing equal opportunities for the realization of human potential on the basis of equality, justice and respect for human dignity.

The vision of the future of our region remains unchanged - to preserve national unity, ensure national security, implement the principles of social justice and economic efficiency, and improve the well-being of the population. Our goal is to build an independent, prosperous and stable Tajikistan.

Over the past 15 years, GBAO has achieved significant success on the path of construction. Electric power, hydraulic engineering construction. Economically and socially, these successes are obvious and achieved largely due to the strong political will of the country's leadership. However, the 21st century, with its rapidly changing external conditions of development, sets new and, to a certain extent, ambitious tasks for our people, the solution of which is extremely important for consolidating society and preserving the identity of the nation and achieving broad progress.

The ultimate goal of long-term development of GBAO is to improve the standard of living of the population of the country through the achievement of sustainable economic development.

To achieve it, the following strategic development goals for the next 15 years are defined:

a) ensuring energy security and efficient use of electricity;

b) exit from the communication deadlock and the transformation of the region into a transit area;

c) ensuring food security and access of the population to high-quality nutrition;

d) the expansion of productive employment.

The main actions to achieve the strategic goals are:

in the field of energy security and efficient use of electricity:

- diversification of generating energy sources, involving the development of hydropower resources of large and small rivers, the development of existing capacities of the oil and gas and coal industries, the development of new deposits offossil fuels, the creation of technical capabilities for the use of unconventional (renewable) energy sources (solar, wind, biological, geothermal) modernization of existing and construction of new hydro and thermal power plants;

- efficient use of existing energy capacity and the realization of the export potential of the power industry;

- modernization and technical re-equipment of the oil and gas industry, development of new oil and gas fields;

- large-scale energy saving and increasing the energy efficiency of the national economy;

- development of internal and external energy infrastructure of electrical networks and substations;

- creation of an effective risk management and monitoring system for energy security, including unlimited and equal access of all consumers to energy resources;

- ensuring financially viable and sustainable operation of the energy sector;

- integrated water resources management.

in the area of getting out of the communication deadlock and turning the country into a transit country:

In the transport complex:

- construction and reconstruction of transport infrastructure;

- creation of transit transport corridors;

- development of transport support for industrial zones of economic growth, primarily in the framework of investment projects of national importance;

- development of the transport industry aimed at creating new jobs, increasing the efficiency of the national economy sectors and improving the quality of life of the population;

- ensuring efficient operation of transport and transport infrastructure, contributing to socioeconomic development

Key words: development of hydropower resources. small and medium rivers, development, existing, oil and gas resources and coal industry, development, new fuel chains of minerals, creation, technical capacities, use, alternative energy sources (solar, wind, biological, geothermal) construction of new power plants and boilers;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об автор: Ассистент кафедры экономики и управления Государственного университета. С. Айни.

Мирзоев С.Д. Кандидат экономических наук Караева Ц.

Information about the author:

Mirzoev.S.D. Candidate of Economic Sciences Qaraeva G. Assistant of the Department of Economics of Enterprises and Entrepreneurship of the State University. S. Ayni.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

Каландаров А.А, Назарова Г.Ш.

Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни Таджикский государственный институт языков им. С. Улугзода

В современном мире активно формируется мировой рынок труда. Трудовая мобильность населения так возросла, что поездки на работу в другие страны становятся обычным явлением.

В последние 10-15 лет в кругооборот внешней трудовой миграции вовлечена и Республика Таджикистан, как суверенное независимое государство, имеющее молодое, дееспособное, трудолюбивое население, часть которого готова поработать и в других странах.

В настоящее время число стран - партнёров по трудовой миграции крайне ограничено, и это несмотря на то, что желающих поработать за рубежом очень много. В значительной мере это происходит из-за недостаточности информации о международных рынках труда -Америки, Европы, Ближнего Востока, Австралии и т.д., и из-за языковых барьеров.

Приведённый ниже анализ показывает, что Таджикистан недоиспользует имеющиеся возможности, поскольку в мире есть много стран, которые вполне реально могут стать его потенциальными партнёрами по трудовой миграции населения.

Традиционно самой притягательной страной для эмиграции в мире являются Соединённые Штаты Америки (США), куда ежегодно направляется самый большой в мире миграционный поток, как легальный, так и нелегальный. По оценкам иммиграционной службы и службы натурализации США, ежегодно в страну приезжает около одного миллиона человек легально и 275 тыс. человек, не имеют легального статуса. По предварительным подсчетам было выявлено, что около 5 млн. приезжих живёт в США нелегально[1].

США каждый год предоставляют достаточно большую квоту для иммиграции населения на постоянное место жительство и на временную работу.

По информации, приведенной в мировой экономической печати, которая получена в результате анкетного обследования зарубежных трудовых мигрантов, США является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.