Проблемы управления сферой культуры в селах (на примере сельских поселений Иркутской области)
Батьянова Людмила Николаевна,
доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Института социальных наук, Иркутского государственного университета E-mail: [email protected]
Заварзина Юлия Владимировна,
доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Института социальных наук, Иркутского государственного университета E-mail: [email protected]
В статье анализируются проблемы управления сферой культуры в сельских поселениях Иркутской области. Приводятся результаты исследования, позволяющего актуализировать ключевые проблемы, а также на основе системного анализа сформулировать общие рекомендации по совершенствованию управления сферой культуры сельских поселений Иркутской области.
Ключевые слова: село, культура, управление культурой, муниципальное управление.
Для управления сферой культуры в России важное значение имеет не только федеральное и региональное законодательство, но и муниципальное. Муниципальная политика, прежде всего, направлена на обеспечение условий для комфортного проживания граждан на муниципальной территории и развития духовной и экономической сферы общества. Одним из её главных направлений является - управление сферой культуры, направленное на регулирование в области сохранения и популяризации культурных ценностей, а также на обеспечение прав каждого человека пользоваться учреждениями культуры.
Управленческая деятельность
в сфере культуры осуществляется на муниципальном уровне отраслевыми органами: комитетами, управлениями, отделами. Основная их роль заключается в том, чтобы сформировать систему взаимодействия органов власти и управления различных уровней, а также условий саморазвития и партнерства общественными организациями и структурами социального сектора в осуществлении культурной политики.
Положения об отделах культуры, где определены компетенция и полномочия, а также структура подведомственной сети, как правило, утверждаются постановлением (распоряжением) администрации муниципального округа.
В помощь управлениям культуры созданы совещательные органы, например, общественные советы, консультативные комитеты, совещательные или экспертные комиссии, общественные коллегии, координационные советы и другие.
На муниципальном уровне управление сферой культуры включает в себя способность на территории муниципального образования к развитию
109
всех видов организации культурной и досуговой деятельности. Соответственно, устанавливаются следующие функции:
1) реализация мер государственной поддержки и финансирования муниципальных учреждений культуры;
2) обеспечение прав граждан на свободу всех видов творчества, на доступ и приобщение к культурным ценностям и благам;
3) координация деятельности муниципальных учреждений культуры;
4) организация и проведение культурно-массовых мероприятий;
5) обустройство и обслуживание мест, предназначенных для массового посещения мероприятий;
6) развитие контактов с творческими коллективами и учреждениями и их поддержка;
7) защита и развитие исторических традиций народного творчества, обычаев, фольклора, традиционных промыслов и ремесел;
8) организация работ по реставрации, ремонту и строительству зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и другие.
Эффективное муниципальное управление сферой культуры направлено на повышение культурного уровня муниципального образования. В связи с этим задача органов местного самоуправления заключается в создании такой системы управления, которая будет способна провести правовые, финансовые и организационные преобразования муниципальных учреждений культуры.
Отметим, что полномочия органов местного самоуправления в области культуры прописаны в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) и Федеральном Законе № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
В соответствии с Основами законодательства РФ о культуре полномочии органов местного самоуправления связаны с:
• организацией библиотечного обслуживания населения, комплектовани-
ем и обеспечением сохранности библиотечных фондов библиотек;
• созданием условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;
• созданием условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района;
• сохранением, использованием, охраной и популяризацией памятников истории и культуры. Необходимо отметить, что в действующем законодательстве полномочия органов местного самоуправления ранжируются в зависимости от вида муниципального образования (городское поселение; муниципальный район; муниципальный округ, городской округ; внутригородской район).
К делегированным полномочиям органов местного самоуправления в сфере культуры можно, например, отнести, практикуемое в отдельных субъектах РФ определение потребности и формирование заказов на кадры для учреждений культуры, заключение договоров на подготовку специалистов в области культуры, организация работы по повышению квалификации кадров и т.п.
Соответственно, на заседаниях районного, областного совета утверждаются программы культурного городского поселения; муниципального района; муниципального округа, городского округа; внутригородского района, заслушиваются отчеты об их исполнении; принимаются управленческие решения по вопросам строительства новых учреждений культуры, благоустройстве и капитальном ремонте имеющихся, совершенствования имеющихся объектов культурного наследия и т.п.
К компетенции органов местного самоуправления также относится организация работы местных периодических изданий, радио - и телепередач, официальных веб-сайтов и страниц в социальных сетях.
Отметим, что деятельность органов местного самоуправления в сфе-
110
ре культуры направлена на регулирование культурной жизни муниципального образования, формирование необходимого уровня предоставления культурных услуг посредством реализации государственной культурной политики и обеспечения деятельности подведомственных учреждений культуры.
Деятельность государственных и муниципальных органов управления в сфере культуры основывается на законодательной базе, которая содержит большое количество нормативно-правовых актов разных уровней. К ним относятся: Конституция РФ, кодексы законов, федеральные законы, указы Президента, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления и другие.
На сегодняшний день так или иначе возникают проблемы, часть из которых вызвана отсутствием единой структурированной нормативно-правовой базы. В соответствии с этим, для эффективного развития сферы культуры страны, необходим целостный правовой механизм, в котором все компоненты были бы согласованы. Отметим, что наряду с этим существует также необходимость обновления ряда действующих нормативно-правовых актов.
Учитывая современные условия и высокую значимость культуры, необходимо уделять внимание вопросам совершенствования процесса управления сферой культуры муниципального образования. Ведь формирование эффективной системы управления сферой культуры является также необходимым условием перспективного развития территории.
В данном исследовании мы опирались на работы по территориальному развитию Ю.В. Заварзиной [1,2] и О.А. Полюшкевич [6,7] по формированию культурной среды и формирования пространства «своих» и «чужих». В работах М.В. Поповой [8-12] прослеживается исследование разных аспек-
тов сельчан, где культура и культурные практики выступают ключевым элементом формирования менталитета и социокультурного пространства сельских территорий. А также опирались на опыт исследований в сфере культуры Иркутской области Р.В. Иванова [3], К.Р. Кузнецовой [4,5] и Н.В. Рудаковой [13].
Методика и методология исследования
Для определения проблем управления сферой культуры муниципального образования был проведен опрос работников учреждений культуры (n=1200). 80% женщины и 20% мужчины в возрасте от 22 до 65 лет, имеющие стаж работы в учреждениях культуры от 2х лет и более. Исследование проводилось через анкетирование. Анализ формальных данных проводился при помощи пакета Statistic.
Анкета строилась по принципу социального конструирования проблем (П. Бурдье) и способов их решения через моделирование ситуации (применение метода форсайта). Респондентам предлагалось не просто ответить на вопросы, обозначив проблемы, но и предложить свои варианты решения проблем (открытые вопросы, которые смогли расширить формальные проблемные зоны и наполнить их личными смыслами). Для анализа последних применялся метод контент-анализа и транссимволического анализа.
Комплексная методология исследования позволила выявить как очевидные, так и скрытые проблемы, которые формируют смыслы проблемного поля сельских поселений Иркутской области. Но мы можем предположить, что данные проблемные зоны характерны для всех сельских муниципальных образований РФ.
Анализ результатов исследования
В результате анализа полученных данных, мы смогли выделить наиболее острые проблемы, которые препятствуют развитию сферы культуры в сельских муниципальных образованиях (см. таблица 1).
111
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Какие, на Ваш взгляд, наиболее острые проблемы препятствуют развитию культуры в вашем муниципальном образовании?», в%
№ п/п Варианты ответов Доля, в%
1. Недостаточный объем финансирования 10,5
2. Большая изношенность материально-технической базы учреждений культуры 10,2
3. Низкий уровень оплаты труда в сфере культуры 7,7
4. Недостаток в учреждениях культуры современного оборудования/оснащения 7,4
5. Отсутствие условий для привлечения кадров 7,4
6. Сокращение штатных единиц 6,3
7. Нехватка молодых специалистов 5,7
8. Недостаточный уровень доступности культурных услуг для населения, проживающего в отдаленных населенных пунктах 5,4
9. Отсутствие в ряде учреждений культуры устойчивой Интернет-связи 5,1
10. Нехватка специалистов в учреждениях культуры 4,5
11. Неразвитость «обратной связи» с населением 4,5
12. Низкий уровень менеджмента в сфере культуры 4,3
13. Недостаточное взаимодействие между организациями (учреждениями культуры и общественными организациями, СМИ, образовательными организациями и т.д.) 4,3
14. Отсутствие интереса у представителей бизнеса к финансовому участию в развитии сферы культуры, реализации конкретных культурных проектов 4,0
15. Низкая степень информационной обеспеченности населения 3,7
16. Отсутствие своевременного и эффективного обучения и возможности прохождения курсов повышения квалификации 2,8
17. Отсутствие поддержки учреждений культуры со стороны Администрации района 2,6
18. Невысокий уровень квалификации работников 2,0
Окончание
№ п/п Варианты ответов Доля, в%
19. Сокращение сети учреждений 1,4
20. Проблемы отсутствуют 0,3
Всего 100
В результате опроса выяснилось, что в учреждениях культуры, по мнению работников, основными проблемами, влияющие на эффективность работы сферы культуры и ее управление являются:
1. Кадровая обеспеченность, а именно отсутствие условий для привлечения кадров; сокращение штатных единиц; нехватка специалистов, в том числе молодых.
Под кадровым обеспечением понимается процесс «снабжения» учреждений культуры кадрами, в том числе молодыми специалистами. Зачастую выпускники образовательных учреждений остаются работать и жить в городе, где обучались и не возвращаются обратно. По данным аналитического сборника, молодых специалистов (до 30 лет), устроившихся на работу в учреждения культуры.
Важно отметить, что участники опроса считают, что в муниципальном образовании нет условий для привлечения кадров, в том числе для молодых: отсутствие жилья специалистам, доплат к окладу, стимулирующих выплат, подъемных.
2. Низкий уровень оплаты труда в сфере культуры, являющийся одним из сдерживающих факторов развития культуры. В 2020 году средняя заработная плата работников учреждений культуры составила 36 399 рублей, что на 4,2% больше значения за 2019 год, но в то же время ниже среднемесячной заработной платы трудящихся в учреждениях культуры в Иркутской области, которая составляет 40 009 рублей.
3. Недостаток в учреждениях культуры современного оборудования/оснащения и большая изношенность материально-технической базы уч-
реждений культуры не позволяют внедрять инновационные формы работы, привлекать в сферу культуры молодых специалистов, вследствие чего не выполняется в полном объеме основная функция по культурно-информационному облуживанию населения. В настоящее время износ зданий муниципальных учреждений культуры составляет около 23%: 18 учреждений культуры требуют капитального ремонта, из них 14 7. культурно-досуговых учреждений, 3 библиотеки, 1 музей. Сохраняется высокий уровень потребности учреждений культуры в музыкальных инструментах и оборудовании.
4. Недостаточный объем финансирования. Постоянные изменения
в сфере культуры и в обществе 8. в целом требуют современный подход к совершенствованию сферы культуры, в связи с этим требуется достаточное финансирование отрасли. Следует отметить, что функционирование муниципальных учреждений культуры осуществляется в ограниченных финансовых рамках, которые ежегодно сужаются. От финансирования учреждений напрямую зависит качество предоставляемых услуг.
5. Отсутствие в ряде учреждений культуры устойчивой Интернет-связи. Всего 63,3% учреждений культуры оснащены компьютерной техникой, 40,5% учреждений культуры обеспечены доступом к сети Интернет. В связи с этим многие учреждения культуры в 2020 году не смог- 9. ли провести работу по некоторым направлениям деятельности в связи со сложной эпидемиологической ситуацией в регионе. Так как в данный период работа всех учреждений культуры была направлена на активизацию культурно-просветительной деятельности в онлайн режиме, поиск и освоение новых форматов
и идей взаимодействия с аудиторией в интернет-пространстве.
6. Также отметим, что из общего числа учреждений культуры Иркутской об-
113
ласти 40% имеют собственный сайт в сети Интернет. На настоящий момент наблюдается определенный пробел в сфере, относящейся к освещению вопросов культуры и культурной жизни Иркутской области. На многих сайтах представлена общие сведения, но при этом информация по многим показателям, отражающих деятельность учреждений культуры отсутствует. Низкая степень информационной обеспеченности населения, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет о мероприятиях и услугах, предоставляемых муниципальными учреждениями культуры Иркутской области.
Недостаточный уровень доступности культурных услуг для населения, проживающего в отдаленных населенных пунктах. В Иркутской области распложено 567 населенных пунктов, в 345 функционируют учреждения культуры. В связи с этим для 33% населенных пунктов, не имеющих стационарные учреждения культуры, культурное обслуживание населения передвижными формами работы остается особенно актуальным. Форма передвижных услуг культуры рассматривается как возможность повышения социальной и территориальной доступности культурных услуг населению путем создания передвижных систем обслуживания (автоклубы, библиобу-сы).
Низкий уровень менеджмента в сфере культуры. В данном случае менеджмент рассматривается как особая область знаний об управлении учреждением в процессе производства, распространения и потребления культурных услуг. Учреждения культуры осуществляют свою деятельность в период развития рынка, глобализации и информатизации, в связи с этим требуется пересмотр традиционных принципов управления сферой культуры. Также эти обстоятельства предъявляют новые
требования к компетентности и профессионализму современного руководителя.
10. Неразвитость «обратной связи» с населением не дает составить полное представление о работе отдела культуры и учреждений культуры, а также выявить реальные потребности жителей района, что в свою очередь ведет к низкой посещаемости учреждений.
Таким образом, работа отделов культуры и учреждений культуры Иркутской области сталкиваются с двумя группами проблем: внешними и внутренними. К внешним проблемам, можно отнести проблемы, связанные с финансированием учреждений, взаимодействием с различными организациями, например, СМИ, бизнес-сообщества и др. К внутренним проблемам относятся: износ материально-технической базы, отсутствие условий для привлечения
кадров, нехватка специалистов, в том числе молодых, взаимодействие с населением.
Актуализируя вышесказанное, отметим, что согласно результатам опроса работников учреждений культуры, подавляющее большинство оценивают уровень развития сферы культуры в муниципальном образовании на 3,48 балла из 5, где 5 является наивысшей оценкой.
Более того, на символическом уровне, проблемы сферы культуры, по мнению работников учреждений культуры, строятся негативных символических уровнях во всех возрастных группах. Эти символические блоки стали основными при анализе точек доминирования символических фокусов внимания причин проблемы управления культурой в России. В таблице 2 представлен транссимволический анализ данных сфер.
Таблица 2. Транссимволический анализ символических уровней проблем культуры (в %)
Группы Когнитивный уровень Аффективный уровень Деятельностью уровень
Старшая возрастная (55 лет и старше) Государство (65,3) Чиновники (62,4) Народ (60,1) Безответственное (64,4) Ленивые (62,8) Пассивный (59,8) Утрачивает (63,9) Разрушают (61,1) Бездействует(62,5)
Средняя возрастая (3654 года) Безграмотность (76,3) Черствость(70,2) Люди (68,2) Полная (75,5) Знаковая (73,3) Ограниченные (70,2) Отупляет (66,5) Уничтожает (63,2) Разочаровывают (60,1)
Младшая возрастная (22-35 лет) Политика (74,5) Знак (72,3) Общество (70,1) Бездушная (72,2) Универсальный (70,1) Деградирующее (68,6) Стирает (68,7) Проникает (66,5) Обесценивает (62,4)
Таким образом, отметим, что вышеперечисленные проблемы могут повлечь за собой снижение уровня предоставления услуг учреждениями культуры и неэффективную реализацию культурной политики на муниципальном уровне. В связи с этим на основании выявленных проблем были внесены предложения по совершенствованию управления сферой культуры муниципального образования Иркутская область.
Совершенствование управления сферой культуры Иркутской области является одним из важнейших этапов в развития сферы культуры района и области. При развёрнутом анализе
выявленных проблем, были разработаны предложения по совершенствованию управления сферой культуры, в том числе работы отдела культуры и учреждений культуры.
1.
Для эффективной работы по развитию и организации культуры, важную позицию занимает кадровая обеспеченность: увеличение штатных единиц, привлечение молодых специалистов. Также необходимо отметить, одно из направлений - повышение квалификации и переподготовки специалистов отдела культуры и учреждений культуры, в том числе по работе с современными
114
цифровыми технологиями в сфере культуры. Из-за постоянных изменений в нормативно-правовой базе работники сферы культуры могут допустить ошибки, например, в разработке локальных нормативных актов или заключении трудовых договоров и т.д. В связи с этим, работникам необходимо повышать правовую грамотность, что является одним из условий нормального развития культуры.
Руководителям следует проходить повышения квалификации, не только с целью получения знаний, но и для освоения необходимых навыков управления. В настоящее время обучение и повышение квалификации по необходимой теме можно получить дистанционно в любом образовательном центре или университете, очно в г. Иркутск, также в рамках национального проекта «Культура». Для того, чтобы охватить больше работников культуры предлагается организовывать выездные курсы повышения квалификации в Иркутской области.
Необходимо отметить, что для привлечения квалифицированных работников и молодых специалистов у учреждений культуры отсутствуют условия, а именно нет подходящего жилья и финансовых средств для выплат подъемных.
2. Одним из направлений совершенствования управления сферой культурой является создание и развитие официальных сайтов отдела культуры и учреждений культуры. На настоящий момент наблюдается определенный пробел в сфере, относящейся к освещению вопросов культуры и культурной жизни Иркутской области, что может быть связано с отсутствием навыков работы с сайтом, стабильной интернет-связи, квалифицированных специалистов (программистов и т.д.). Совершенствование сайта включает в себя постоянное обновление культурных мероприятий района на определенный период, а также на планируемый период, создание афиши, где разме-
стятся активные предложения по возможным направлениям развития культуры граждан с подробной информации о направлении и стоимости услуг. Проблема совершенствования официальных сайтов стала более актуальном из-за сложившейся эпидемиологической обстановки в регионе, которая привела к переходу учреждений культуры в цифровой формат работы.
3. Необходимо отметить, что для выполнения задач муниципальных программ является актуальным развитие онлайн-формата предоставления услуг в сфере культуры, разработка и активное внедрение новых форматов работы муниципальных учреждений культуры, привлечение специалистов в области менеджмента и маркетинга в сфере культуры, информационных технологий (видеооператоров, SMM-специалистов, программистов и др.). Необходимо делать упор на деятельность по совершенствованию форм работы с использованием современных информационных технологий, развитию инфраструктуры культурной деятельности, повышению квалификации работников, в том числе в сфере создания онлайн продуктов.
4. Предлагается усилить работы по привлечению внебюджетных источников финансирования и благодаря этому осуществлять крупные вложения в формирование и развитие человеческого потенциала, также решить проблемы, связанные со слабой материально-технической базой, учреждений культуры, оснащением современным оборудованием. К данным способам могут относиться и государственно-частное партнерство, и участие в государственной поддержке на получение грантов, и привлечение спонсоров, меценатов для процветания культурной среды Иркутской области.
В настоящее время в связи с расширением коммуникационных возможностей, появились новые способы привлечения финансовых средств, к которым относится краудфандинг. Благодаря
115
данной технологии представители сферы культуры могут обратиться со своей идеей, проектом интернет-сообществу для привлечения внимания потенциальных инвесторов, которые окажут финансовую поддержку для осуществления проекта.
5. Следует отметить, что обязательным условием эффективного функционирования сферы культуры является усовершенствованная законодательная база. Предлагается пересмотреть некоторые аспекты муниципальной программы, уделяя внимание развитию материально-технической базы учреждений культуры, повышению заработной платы работников культуры, сохранению культурного наследия и других проблемам.
6. Для совершенствования управления сферой культуры предлагает расширить работы по выявлению реальной потребности населения Иркутской области в организации культурной деятельности для каждого конкретного населенного пункта. Методами изучения мнения населения выступают опрос, наблюдения, эксперимент.
7. Для достижения открытости и доступности услуг в сфере культуры, необходимо тесное сотрудничество с различными организациями Иркутской области: СМИ, образовательными организациями и общественными и др. Это может быть освещение мероприятий, возможно даже рекламная информация, но и также совместное проведении мероприятий. Сотрудничество позволит учреждениям культуры привлекать необходимых специалистов на мероприятия, решать проблемы, связанные с помещением. Необходимо отметить, что в ходе
проведенного опроса работников учреждений культуры Иркутской области и отдела культуры были выявлены предложения по совершенствованию управления сферой культуры: • обмен опытом между учреждениями культуры,
• привлечение талантливой молодежи,
• внедрение современных форм мероприятий,
• развитие технологии управления,
• повышение заработной платы работников сферы культуры,
• оснащение современным оборудованием,
• увеличение форм вне стационарного обслуживания,
• информированность населения о мероприятиях.
Также отметим, что в ходе опроса работникам учреждений был задан вопрос: «Какие меры на сегодняшний день применяются в Вашем в вашем муниципальном образовании для решения проблем в сфере культуры?» (см таблицу 3).
Таблица 3. Распределение ответов на вопрос «Какие меры на сегодняшний день применяются в Вашем в вашем муниципальном образовании для решения проблем в сфере культуры?»
№ п/п Варианты ответов Доля ответов, в%
1. Совместная работа образовательных учреждений с учреждениями культуры 19,7
2. Развитие онлайн-формата предоставления услуг в сфере культуры 13,9
3. Сотрудничество между организациями (учреждениями культуры, общественными организациями, СМИ и т.д.) 12,4
4. Совершенствование официальных сайтов Отдела культуры и учреждений культуры 10,9
5. Выявление реальной потребности населения в организации культурной деятельности для каждого конкретного населенного пункта 8,0
6. Разработка и активное внедрение новых форматов работы муниципальных учреждений культуры 8,0
7. Никакие 8,0
8. Повышение квалификации и переподготовки специалистов учреждений культуры по работе с современными цифровыми технологиями в сфере культуры 5,8
116
№ п/п Варианты ответов Доля ответов, в%
9. Привлечение специалистов в области менеджмента и маркетинга в сфере культуры, информационных технологий (видеооператоров, ЗММ-специалистов, программистов и др.) 4,4
10. Усиление работы по привлечению внебюджетных источников финансирования (активизация участия в грантовых конкурсах, инвестиции, краудфандинг) 3,6
11. Использование информационных, компьютерных технологий в реализации деятельности Отдела культуры и учреждений культуры 3,6
12. Повышение оплаты труда специалистам,творческим работникам и обслуживающему персоналу отрасли культуры 0,7
13. Развитие системы стажировок для специалистов учреждений культуры 0,7
Всего 100
Согласно результатам опроса, активными мерами, которые применяются в Иркутской области на сегодняшний день являются совместная работа образовательных учреждений с учреждениями культуры (19,7%), развитие онлайн-формата предоставления услуг в сфере культуры (13,9%), сотрудничество с организациями (учреждениями культуры, общественными организациями, СМИ и т.д.) (12,4%), совершенствование официальных сайтов Отдела культуры и учреждений культуры (10,9%).
Реализация вышеперечисленных предложений способствует совершенствованию управления сферой культуры муниципального образования Иркутская область. Выявленные направления развития сферы культуры должны включать в себя всесторонние меры по развитию учреждений культуры и также поддержки отдела культуры муниципального образования Иркутская область.
Окончание Выводы
В целом, деятельность отдела культуры сельских муниципальных образований остается достаточно традиционной. Вся деятельность направлена на сохранение прежней системы учреждений культуры и ее привычные функциях, а управление направлено на поддержание текущей деятельности этих учреждений и выполнения ими всех планов и программ. Таким образом, в настоящее время требуется пересмотр традиционных принципов управления сферой культуры.
Нами были рассмотрели основные проблемы отдела культуры и муниципальных учреждений культуры, замедляющие развитие отрасли культуры в селах. По результатам опроса работников учреждений культуры и отделов культуры предложены меры по совершенствованию управления сферой культуры сельских муниципальных образований. Реализация данных направлений позволит решить большинство проблем, что положительно скажется на развитии социокультурной сфере жизнедеятельности общества.
Литература
1. Заварзина Ю.В. Имидж территории через призму социокультурных коммуникаций // Социология. 2021. № 4. С. 75-91.
2. Заварзина Ю.В. Особенности территориального развития Иркутской области // Перспективы изучения социальной реальности. Сборник научных статей. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич, О.А. Эдельштейн, Г.В. Логуновой. Иркутск, 2021. С. 103-110.
3. Иванов Р.В. Культурные, социальные и естественные пространства современного человека // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2017. № 8. С. 166-172.
4. Кузнецова К.Р. Анализ официальных сайтов культурно-досуговых учреждений Иркутской области // Трансформация государственного и муниципального управления в па-
117
радигме цифровизации: материалы / ФГБОУ ВО «ИГУ»; под общ. ред. И.А. Журавлевой, О.А. Полюшкевич, В.Ю. Митусова. Иркутск: Издательство ИГУ, 2020. С.242-248.
5. Кузнецова К.Р. Анализ официальных сайтов муниципальных библиотек Иркутской области // Социальная реальность виртуального пространства: материалы II Международной научно-практической конференции. Иркутск, 21 сентября 2020 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ»; под общ. ред. О.А. Полюшкевич, Г.В. Дружинина. Иркутск: Издательство ИГУ, 2020. С. 331-336.
6. Полюшкевич О.А. «Свои» и «чужие»: социокультурные маркеры // Дискуссия. 2011. № 5. С. 84-89.
7. Полюшкевич О.А. Креативная культурная среда современных городов Сибири // Креативные индустрии в региональном пространстве социальных услуг и бизнеса. Материалы Первой региональной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Иркутского государственного университета и 20-летию Института социальных наук. Иркутск, ИГУ, 2018. С. 52-56.
8. Попова М.В. Коммуникативное пространство сельской молодежи // Социология. 2019. № 2. С. 257-260.
9. Попова М.В. Механизмы развития привлекательности сельских территорий в Иркутской области // Социология. 2020. № 1. С. 317-327.
10. Попова М.В. Привлекательность сельских территорий для современной молодежи // Социология. 2019. № 1. С. 153-158.
11. Попова М.В. Социальное самочувствие и социальная идентичность сельской молодежи // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы. сборник научных трудов. ФГБОУ ВО «ИГУ»; под общ. ред. В.А. Решетникова, О.А. Полюшкевич. Иркутск, ИГУ, 2019. С. 328-334.
12. Попова М.В. Социальные связи сельской молодежи // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2019. № 10. С. 274-280.
13. Рудакова Н. В., Кузнецова К.Р. Кадровая потребность в организациях отрасли культуры Иркутской области: результаты мониторингового исследования // Пространства социальной напряженности и стратегические консенсусные взаимодействия в XXI веке: сб. науч. Тр./ ФГБОУ ВО «ИГУ», 2020. С. 209215.
PROBLEMS OF MANAGING THE SPHERE OF CULTURE IN VILLAGES (ON THE EXAMPLE OF RURAL SETTLEMENTS OF THE IRKUTSK REGION)
Batyanova L.N., Zavarzina Yu.V.
Irkutsk State University
The article analyzes the problems of managing the sphere of culture in rural settlements of the Irkutsk region. The results of the study are presented, which make it possible to update the key problems, as well as, on the basis of a system analysis, formulate general recommendations for improving the management of the sphere of culture in rural settlements of the Irkutsk region.
Keywords: village, culture, cultural management, municipal government.
References
1. Zavarzina Yu.V. The image of the territory through the prism of socio-cultural communications // Sociology. 2021. No. 4. S. 7591.
2. Zavarzina Yu.V. Features of the territorial development of the Irkutsk region // Prospects for the study of social reality. Collection of scientific articles. Under the general editorship of O.A. Polyushkevich, O.A. Edelstein, G.V. Logunova. Irkutsk, 2021, pp. 103-110.
3. Ivanov R.V. Cultural, social and natural spaces of modern man // The problem of correlation between natural and social in society and man. 2017. No. 8. S. 166-172.
4. Kuznetsova K.R. Analysis of official websites of cultural and leisure institutions of the Irkutsk region // Transformation of state and municipal government in the digitalization
118
paradigm: materials / FGBOU VO "ISU"; under total ed. I.A. Zhuravleva, O.A. Polyush-kevich, V. Yu. Mitusova. Irkutsk: IGU Publishing House, 2020. P. 242-248.
5. Kuznetsova K.R. Analysis of official sites of municipal libraries of the Irkutsk region // Social reality of virtual space: materials of the II International scientific and practical conference. Irkutsk, September 21, 2020 / ISU; under total ed. O.A. Polyushkevich, G.V. Druzhinina. Irkutsk: IGU Publishing House, 2020. P. 331-336.
6. Polyushkevich O.A. "Friends" and "strangers": sociocultural markers // Discussion. 2011. No. 5. S. 84-89.
7. Polyushkevich O.A. Creative cultural environment of modern Siberian cities // Creative industries in the regional space of social services and business. Materials of the First regional scientific-practical conference dedicated to the 100th anniversary of the Irkutsk State University and the 20th anniversary of the Institute of Social Sciences. Irkutsk, IGU, 2018. S. 52-56.
8. Popova M.V. Communicative space of rural youth // Sociology. 2019. No. 2. S. 257-260.
9. Popova M.V. Mechanisms for the development of the attractiveness of rural areas in the Irkutsk region // Sociology. 2020. No. 1. S. 317-327.
10. Popova M.V. The attractiveness of rural areas for modern youth // Sociology. 2019. No. 1. S. 153-158.
11. Popova M.V. Social well-being and social identity of rural youth // Social consolidation and social reproduction of modern Russian society: resources, problems, and prospects. collection of scientific papers. FGBOU VO "ISU"; under total ed. V.A. Reshet-nikova, O.A. Polyushkevich. Irkutsk, IGU, 2019, pp. 328-334.
12. Popova M.V. Social ties of rural youth // The problem of correlation between the natural and the social in society and man. 2019. No. 10. S. 274-280.
13. Rudakova N. V., Kuznetsova K.R. Personnel need in the organizations of the cultural sector of the Irkutsk region: the results of a monitoring study // Spaces of social tension and strategic consensus interactions in the XXI century: coll. scientific Tr./FGBOU VO "ISU", 2020. S. 209-215.
119