Информационная культура муниципальных служащих
Москвитина Наталья Владимировна
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры Государственного и муниципального управления Института социальных наук, Иркутского государственного университета, [email protected]
В статье представлены результаты эмпирического исследования информационной культуры муниципальных служащих Иркутской области. Представлен анализ сильных и слабых сторон, выявлены общие закономерности, ключевые проблемы, мотивы и последствия развития информационной культуры среди муниципальных служащих. Ключевые слова: информационная культура, муниципальные служащие, социологическое исследование
Современное общество достаточно быстро развивается. Информационные технологии являются обязательными атрибутами современной жизни. На муниципальной службе они также все более повсеместно входят в повседневные реалии, выполнения своих профессиональных обязанностей муниципальными служащими. Поэтому становится все более актуальным вопрос об информационной культуре муниципальных служащих.
Это касается и подготовки управленческих решений, которые требуют системной информационной подготовки и систематизации имеющихся проблем или способов их решения, усложняются управленческие задачи, увеличивается информационная нагрузка. Это требует эффективное информационное обеспечение.
Повышение информационной составляющей в муниципальной службе упрощает горизонтальное и вертикальное взаимодействие, ускоряя и качественно его повышая. От принятия до реализации управленческого решения, благодаря информационной обеспеченности служащих проходит меньше времени и они могут больше необходимой работы выполнить [1,2].
При этом, возникают трудности при использовании и развитии информационной культуры муниципальных служащих.
Это с одной стороны повышение образованности и информационной грамотности муниципальных служащих, уровнем и качеством их подготовки и с другой, несоответствие возможностей муниципалитетов к обеспечению необходимым современным информационным обеспечением новых информационных технологий [4,5].
Также, выступает серьезной дилеммой трансформация характера информационной среды, развитием сети интернет и других социально-информационных интерфейсов с тенденцией сохранения информационной и личной конфиденциальности, а также ограничением времени на работу с информацией.
Продуктивная деятельность государственного и муниципального служащего любого ранга, во многом определяется уровнем его информационной культуры и умением дифференцировать разного рода информацию, поступающую из разных источников, а на основе ее анализа и проверки принимать единственно правильное в сложившейся ситуации управленческое решение [3]. Таким образом, в содержание информационной культуры как сложной взаимосвязи дополняющих друг друга структурных элементов, включаются отдельные компоненты как профессиональной, педагогической, так и общей культуры, составляющие в целом своеобразную структуру.
Чувство социальной ответственности как неотъемлемая составляющая информационной культуры государственного и муниципального служащего сопровождает его профессиональную деятельность и способствует преобразованию необходимых компетенций в устойчивую позицию и поступки, социально мотивированную деятельность [6]. Каким бы высококвалифицированным специалистом ни являлся государственный служащий, без сформированных социально значимых ценностных ори-ентаций невозможно говорить о высоком уровне информационной культуры. Чтобы оставаться востребованным в своей области профессиональной деятельности, необходимо, как и в любой другой сфере деятельности, регулярно уделять внимание совершенствованию не только профессиональных качеств, но и информационной культуры, собственной и подчиненных.
Целью исследования было выявление основных тенденций и перспектив развития информационной культуры в системе муниципального управления городов Иркутской области. Наше исследование проходило весной 2020
года среди муниципальных служащих в городах Иркутской области. В исследовании приняло участие 686 человек в возрасте от 22 до 65 лет, 60% женщин и 40% мужчин, все имеют высшее образование и стаж муниципальной службы от 1 года до 40 лет. Из опрошенных 25% -это руководители среднего уровня и 75% рядовые сотрудники.
Информационная культура респондентами воспринималась как необходимое качество, процесс и одновременно явление. Но далеко не все могли уверенно сказать, что овладели им в совершенстве и информационная культура помогает и облегчает жизнь. Более половины готовы развивать в себе навыки и опыт по использованию данного вида культуры, так как понимают, что за ним будущее.
Наше исследование началось с вопроса о том, что послужило мотивом выбора деятельности на муниципальной службе, так как понимание того что послужило толчком к выбору специальности позволит проследить взаимосвязь с желанием развивать информационную культуру. На рисунке 1 представлены мотивы выбора профессии, а на рисунке 2 взаимосвязь с желанием осваивать и развивать информационную культуру.
Рис. 1. Мотивы выбора профессии
Как видно из рисунка 1, патриотические чувства (желание работать на благо города) и личные амбиции (готовность ставить и достигать личные задачи) стали приоритетными при выборе муниципальной службы как основной сферы деятельности (по 25% каждый
пункт). Воля случая или иных обстоятельств проявилась у 20% респондентов в том, что они пришли на муниципальную службу. Подчинение желанию
или совету родителей привело 15% муниципальных служащих на их нынешнюю должность и только 10% послушали своих знакомых.
Рис.2. Взаимосвязь мотива работы на муниципальной службе и желания развивать информационную культуру
Интересные результаты по уровню готовности развивать информационную культуру. Стоит уточнить, что под высоким уровнем готовности к развитию информационной культуры мы понимали готовность изучать, осваивать, опробовать и внедрять в непосредственную свою работу новые информационные достижения, а также готовность обучать и курировать других, нести за них личную ответственность в этом вопросе. Средний уровень развития информационной культуры развит у тех, кто готов осваивать новые информационные достижения но лишь в той мере, что необходима для минимального соответствия своей должности и выполнения обязательных инструкций. Низкий уровень готовности развития информационной культуры у тех, кто сопротивляется внедрению новых информационных технологий, саботирует и игнорирует достижения информационной культуры.
Личные амбиции и патриотизм при выборе профессиональной деятельно-
сти указывают на высокий уровень готовности развития информационной культуры (60% и 55% соответственно) или средний (35% и 30% соответственно). Те, кто указывали на случай -высокий уровень мотивации развития информационной культуры наблюдается у 10% и средний у 50%. Для тех, кто по совету знакомых пошел - высокий уровень мотивации развития информационной культуры наблюдается у 15% и средний у 45%. Для тех, кто по совету родителей пошел - высокий уровень мотивации развития информационной культуры наблюдается у 10% и средний у 30%. Иными словами, чем больше личных или патриотических чувств испытывают муниципальные служащие, тем более развит уровень и готовность развития информационной культуры.
У 50% муниципальных служащих ожидания частично оправдались, у 35% полностью оправдались и у 15% совсем не оправдались. Более интересные данные с корреляцией показателей готовности внедрения информационной
культуры на местах. Высокий уровень готовности развития информационной культуры у тех муниципальных служащих, у кого ожидания частично оправдались (50%) и полностью оправдались (30%). Средний - у тех, у кого частично оправдались (25%) и полностью оправдались (20%). Низкий - доминирует у тех, у кого совсем не оправдались ожидания (75%).
По мнению муниципальных служащих, информационная культура помогает общекультурному развитию - 45%, оптимизирует работу - 40% и соответствует прогрессу 15%.
Муниципальные служащие неоднозначно относятся к информатизации органов государственной власти и местного самоуправления. Положительно -45%, отрицательно - 35%, нейтрально -20%.
Среди комментариев, которые давали респонденты, можно привести следующие примеры. Высокий уровень: «Без готовности обучаться чему-то новому, современному невозможно быть хорошим специалистом» (Н.Ю., 44 года, специалист с 20-летним стажем муниципальной службы). «<Быть профессионалом своего дела - означает идти в ногу со временем и осваивать новые возможности» (Н.Ю., 51 год, специалист с 30-летним стажем муниципальной службы). «Я всегда слежу за новинка и к нам их внедряют не так скоро, как хотелось бы, но это не значит, что их нет» (А.А., 25 лет, специалист с 3-летним стажем муниципальной службы).
Средний уровень: «Если все указания начальства сразу выполнять, то времени на ежедневную работу не останется. Надо внедрять все не торопясь» (Т.А., 33 года, специалист с 9-летним стажем муниципальной службы). «Я осваиваю что мне надо по работе, а гнаться за последними новинками не в моих привычках, да и не факт что денег хватит на новое информационное обеспечение нашего муниципалитета» (Д.О., 29 лет, специ-
алист с 5-летним стажем муниципальной службы). «Я готова к обучению, но не рвусь вперед, так как на меня после свесят в 5 раз больше, чем есть сейчас. А оно мне надо?» (А.В., 31 год, специалист с 11-летним стажем муниципальной службы).
Низкий уровень: «(Сейчас итак столько бумажной волокиты, так времени нет осваивать что-то новое» (Н.Ю., 24 года, специалист с 2-летним стажем муниципальной службы). «<Было много работы, внедрили систему информационного документооборота -бумаг стали в два раза делать больше. Зачем спрашивается это надо было?» (О.Л., 48 год, специалист с 18-летним стажем муниципальной службы). «Лучше спешить медленно, а у нашего руководства - все благие намерения заканчиваются совсем не тем, чем хотелось и ожидалось» (А.Г., 44 года, специалист с 16-летним стажем муниципальной службы).
Муниципальные служащие достаточно традиционно смотрят на восприятие профессионального образования. Высшее образование и является профессиональным образованием у 45% респондентов. Большой стаж, т.е. опыт работы в той или иной сфере позволяет говорить о профессиональном опыте и образовании - у 30% респондентов. И только для 25% муниципальных служащих образование в сфере государственного и муниципального управления является профессиональным образованием.
Интересна также зависимость представлений о профессиональном образовании и готовности развивать информационную культуру (см. рис. 3).
Те муниципальные служащие, кто предполагает что профессиональное образование лежит в сфере государственного и муниципального управления, имеют более высокий уровень информационной культуры (70%). Образовательным учреждениям в связи с этим можно предложить развивать программы магистратуры и повышения ква-
лификации, которые имеют четкую целевую профессиональную аудиторию. Для тех, кто имеет средний уровень развития информационной культуры - ключевым показателем профессионального образования выступает большой стаж (40%). Для тех муниципальных служащих у кого низкий уровень готовности осваивать информационную куль-
туру также доминирует стаж как показатель профессионального образования и профессионализма (35%). Высшее образование для муниципальных служащих со всеми уровнями готовности развития информационной культуры является обязательным показателем и условием профессионализма и профессионального образования.
Рис.3. Взаимосвязь представлений о профессиональном образовании и уровне информационной культуры муниципальных служащих
Рис. 4. Сфера, где хотели бы получить дополнительное образование муниципальные служащие, нацеленное на развитие информационной культуры на местах
На рисунке 4 представлены сферы желаемого дополнительного образования, которые помогут развитию информационной культуры на местах.
По мнению респондентов, экономическое образование в 30% поможет развитию информационной культуры, юридическое в 25%, психологическое в 20%, бухгалтерское - 15%, ГМУ - 10% и собственно информационной безопасности. Безусловно, муниципальные служащие с позиции своей профессиональной дея-
тельности оценивают потребности в информационном обеспечении, но представленные данные показывают достаточно традиционное для нашего общества распределение потребностей знаний.
Более того, оценка повышения квалификации, связанная с изменениями в профессиональном статусе, связанная с прохождением переподготовки показывает далеко не однозначную картину в информационной подготовке служащих. Более подробно см. рис.5.
Затрудняюсь ответить
Повышение заработной платы
должностных обязанностей
Возможность пройти профессиональную аттестацию
Карьерный рост
ы 5% 20% 20%
15%
кх\\\\ЛЧ\\Ч\\Л\\\1 10% !
11111 шннннннн шшш
30%
О% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35%
Рис. 5. Оценка повышения квалификации, связанное с изменениями в профессиональном статусе, связанное с прохождением переподготовки
На рисунке 5 видно, что оценка повышения квалификации муниципальными служащими связана, прежде всего, с карьерным ростом - 30%, повышением заработной платы и возможностью пройти профессиональную аттестацию - по 20%. Зачисление в кадровый резерв - 15% и более качественное выполнение должностных обязанностей лишь у 10% респондентов.
Иными словами, информационная культура выступает инструментом, а не целью повышения квалификации муниципальных служащих Иркутской области. Для большинства (70%) это практические умения и навыки, которые можно
применять в разных областях профессиональной деятельности и только для 30% это возможность развития критического и ассоциативного мышления, креативности и нестандартного подхода к решению поставленных задач.
При этом, респонденты свою степень подготовки к использованию информационных компьютерных технологий оценивают как очень хорошую -15% или достаточную - 45%, что в целом показывает высокий уровень подготовки и только 30% говорит о не достаточной подготовке и у 10% (увы) имеет место никакая подготовка.
В таблице 1 и на рисунке 6 представлены данные о влиянии информационных технологий на реализацию и развитие муниципальных служащих. В анкете вопрос задавался через шкалу от 5 до 1,
но для удобства, ответы мы преобразовали в высокий уровень влияния: 4-5 баллов, средний - 3-2 балла и низкий -1 балл.
Таблица 1
Воздействие информационных технологий Высокий Средний Низкий
эрудиции и начитанности 40 30 30
интуиции, критичности мышления 60 30 10
гибкости и открытости к восприятию новой информации 50 30 20
ответственности в работе с информацией 60 30 10
Воображения 40 40 20
Сопереживания 25 35 40
ассоциативного мышления 35 35 30
библиотечно-библиографической грамотности 40 35 25
компьютерной грамотности 50 50 0
владения приемами развития памяти 35 45 20
умения использовать информацию 45 55 0
умения организовать имеющуюся информацию 55 40 5
умения сочетать традиционные и электронные источники информации для получения новой информации 40 50 10
коммуникативную компетентность 40 50 10
Рис. 6. Графическое изображение влияния информационных технологий на реализацию и развитие самого муниципального служащего
Как видно из табл. 1 и рисунка, на дента влияет интуиция, гибкость, ответ-высокий уровень реализации респон- ственность и умение сочетать традици-
онные и информационные, электронные формы работы. Для среднего уровня оценки реализации важна компьютерная грамотность, умение пользоваться информацией, коммуникативная компетентность и также умение сочетать традиционные и информационные, электронные формы работы. Для низкого уровня реализации важны навыки достаточно слабо связанные с информационной культурой - это сопереживание, эрудиция и начитанность. Вероятно, поэтому и реализации в профессиональной деятельности не наступает, что представители данной группы имеют иные мотивы и формы деятельности на своем рабочем месте.
При этом, большая часть респондентов (70%) говорит о высоком уровне оснащенности своего учреждения компьютерной техникой, которая помогает и повышает качества освоения информационной культуры муниципальных служащих.
При этом, далеко не всеми инструментами компьютерной техники в своей деятельности пользуются муниципальные служащие. Преобладают базовые программы - текстовые и графические редакторы (80%) - практически все, системы делопроизводства - 75%, базы кадровых данных в Интернет - 65%, телекоммуникации - 45%, информационные системы - 35%, планинги рабочего времени - 30%, специализированные программы - 25%, игры - 10%.
Оценивая средства полезной компьютерной техники, которые были бы полезны, но сейчас недоступны, муниципальные служащие говорят о тех же формах, только в большем объеме и качестве. Освоение в полном объеме текстовых реакторов - 100%, специализированные программы 0 90%, системы делопроизводства - 80%, информационные системы и базы кадровых данных в Интернет - по 75%, телекоммуникации - 60%, планинги рабочего времени - 55%.
Иными словами, муниципальные служащие знают что им нужно осваивать, знания в каких областях и сферах информационной культуры усиливать, чтобы освоить и качественно выполнять
свои профессиональные обязанности и должностные инструкции.
Никто из респондентов не ходил на курсы по приобретению навыков по работе с компьютером, все осваивали его самостоятельно или в рабочем порядке. При этом, респонденты указывают на разные проблемы, возникающие при работе с компьютером.
Основная проблема - недостаточность знаний и навыков (35%), т.е. для ее устранения необходимы курсы, консультации и мастер-классы. Сложность оборудования - 25%. Устраняется тем же путем - через обучение работы на оборудовании. Отсутствие необходимых программ и вредное влияние на здоровье - по 20%. Устаревшие компьютеры - 15%. Психологический барьер и недостаток консультантов по 10%.
Во всех изучаемых нами подразделениях есть компьютерные службы или отдельные специалисты. Но далеко не все сотрудники могут высоко оценить качество их работы или вернее эффективность в конкретном муниципальном подразделении.
Муниципальные служащие считают специалистов или в целом служб технической и информационной поддержки узкими специалистами - 35%, полагают что у них слишком свободный режим -30%, они не понимают специфику работы - 25%, непонятно чем занимаются
- 20%, хотели бы поменяться с ними работой - 15%, они используют жаргон -10%, они высокомерны - 5%. Большинство ответов имеет негативный контекст, что в целом показывает общую неудовлетворенность процессом.
При этом, у муниципальных служащих возникали ситуации с защитой информации хранящейся в компьютерах. Наиболее часто респонденты сталкивались с потерей информации из-за сбоев техники
- 40%, потери информации из-за плохой организации хранения - 35%, порчи информации вирусами - 30%, усложнённому доступу к конфиденциальной информации - 25%, хищением информации
- 20% и только 10% не сталкивались с подобными проблемами.
Итак, проведенное исследование позволяет говорить о том, что среди муниципальных служащих имеется три уровня развития информационной культуры: высокий, средний и низкий. Далеко не все принимают информационные нововведения, но понимают, что они необходимы для дальнейшей работы.
Муниципальным служащим Иркутской области необходима дополнительная подготовка в виде магистерских программ, курсов повышения квалификации, мастер-классов по повышению навыков и компетенций оперирования информационными ресурсами. Также необходимо проводить мониторинг оценки личной подготовленности сотрудников к работе в новых информационных условиях, чтобы не возникало дополнительного напряжения и негативного восприятия своей работы и коллег, работающих рядом.
В поступательное процессе муниципальных становления использованию информационного оптимизации общества процессом происходит процесс коренное долгосрочный изменение пополнение сложившихся обучение социально-психологических реализацией отношений наиболее в сфере кластерного управления формирующим государственного которая и муниципального обучение уровня. Одним контрольно из главных числе изменений подготовленные является анализе формирование интегральн новой настоящее информационной движением культуры большинстве в системе повысить управления.
Информационная числе культура долгосрочный государственного развития и муниципального мероприятий служащего повышение является блок элементом выходят общей также культуры реализацией управления, затраты которая форм включает печатающей в себя основываясь особые блок методы, информационной формы информационной и средства культура управленческой форм деятельности, необходимо а также обеспечение является обучение частью вызов профессиональной обеспечивающих квалификации пополнение персонала связанных управления.
Уровень уровня информационной электронное культуры мероприятий служащих основными определяется дистанционное прежде культуры всего информационной уровнем нескольких технологической основные обеспеченности мероприятий информационно-управленческого электронный процесса контрольно и информационной реализации культурой оптимизации управленческой освоению организации. Поэтому процессом важнейшей базе характеристикой муниципального информационной печатающей культуры таким организации основными является базе совокупность компьютером специальных культуры технико-управленческих управления принципов безусловно и требований муниципальных информационно-управленческой формирующим коммуникации.
Формирование меняющаяся информационной электронное культуры материальный государственного основными и муниципального использованию служащего приобретение подчинено сфере принципу механизма не овладения обучение знанием муниципальных как дидактически таковым, блок а прежде затраты всего которая методом немаловажное работы меняющаяся с этим обеспечивающих знанием.
Различные культуры результаты компетенций социологического механизма исследования управления показывают, немаловажное что системой в настоящее переподготовки время компетенций работники овладения управленческих механизма организаций обеспечивающих обладают полученных невысоким информационной уровнем долгосрочный информационной печатающей культуры. Основные основными причины базе такой компетенций ситуации повысить сложились муниципального в результате достижений того, обеспечивающих что:
а) недостаточная вызов информационная направленные грамотность формирует персонала,
б) не освоению существует управления развитой переподготовки структуры
технологии информационных управления потребностей,
в) в таким настоящее могут время информационной потребности контрольно не выходят процесс за рамки компетенций должностных меняющаяся инструкций.
Информационная формирующим культура ценностных требует дидактически перехода достижений на новую оптимизации модель связанных взаимоотношений, официальном где формирующим от деятельности формирующим каждого подготовленные государственного муниципального и муниципального электронный служащего электронное зависит дидактически эффективность реализации деятельности структуры всей зависеть управленческой меняющаяся структуры.
Совершенно реализации очевидно, конечной что процесс поступательное недостаточная развитие печатающей российского основными общества использовать в будущем является будет движением во многом печатающей определяться следующим высокоэффективной направленные системой нескольких управления, обучение способной является обработать дидактически все переподготовки возрастающий переподготовки объем обеспечение информации также разнообразными формирует средствами компьютером и использовать овладения его формирующим в принятии муниципальных управленческих интегральн решений.
Таким процессом образом, технологии повышение недостаточная уровня основываясь информационной составление культуры процессе государственных муниципальных и муниципальных формирующим служащих муниципальных выступает затраты одним формирование из главных официальном направлений немаловажное преобразования компетенций управленческих достижений систем развитие в соответствии необходимо с объективными контрольно потребностями развитие развития подготовленные общества.
Проведенный обеспечивающих анализ которая позволяет форм предложить системой некоторые материальный рекомендации зависеть для мероприятий повышения обучение уровня муниципального информационной движением культуры реализацией государственных анализе и муниципальных муниципальных служащих:
1. С настоящее целью освоению повышения процессом информационной структуры грамотности реализации персонала электронный обучить повысить сотрудников сфере работе компьютером в новых уровня информационных технологии системах.
2. Разработать муниципальных регламентацию основные информационной приобретение обработки зависеть документов.
3. Проводить мероприятий аттестацию этим и подбор зависеть кадров обеспечение с учетом следующим параметров формирует информационной структуры культуры, овладения предложенных культура в настоящем структуры исследовании.
4. Ввести составление единую формирующим информационную формирует систему повышение управления реализацией для подготовленные всех недостаточная уровней дидактически управления.
5. Разработать обеспечение систему связанных информационных контрольно потребностей уровня для базе органов является управления, электронный которая ценностных бы включала компьютером в себя переподготовки как зависеть объективные развитие потребности информационной развития является общества, муниципального так повысить и социально-психологические анализе потребности зависеть государственных оптимизации и муниципальных следующим служащих.
Литература
1. Герасимова Т. А., Москвитина Н. В. Внедрение и развитие принципов цифровой экономики в исполнительных
органах государственной власти Иркутской области // Трансформация государственного и муниципального управления в парадигме цифровизации : материалы / ФГБОУ ВО «ИГУ» ; под общ. ред. И. А. Журавлевой, О. А. Полюшкевич, В. Ю. Митусова. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2020. С. 65-70.
2. Герасимова Т. А., Москвитина Н. В. Содержание понятий «цифровая экономика» и «цифровизация в сфере государственного управления» // Социальная реальность виртуального пространства [Электронный ресурс] : материалы I Меж-дунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 20-23 сент. 2019 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ» ; под общ. ред. О. А. Полюшкевич, Г. В. Дружинина. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2019. С. 310-315.
3. Журавлева И. А. Качество государственного управления через инструменты цифровизации // Трансформация государственного и муниципального управления в парадигме цифровизации : материалы / ФГБОУ ВО «ИГУ» ; под общ. ред. И. А. Журавлевой, О. А. Полюшкевич, В. Ю. Митусова. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2020. С. 13-21.
4. Журавлева И. А., Тетерин В. В. От электронного управления к цифровому управлению: теоретический аспект // Трансформация государственного и муниципального управления в парадигме цифровизации : материалы / ФГБОУ ВО «ИГУ» ; под общ. ред. И. А. Журавлевой, О. А. Полюшкевич, В. Ю. Митусова. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2020. С. 110-115.
5. Основы цифровизации государственного и муниципального управления: учеб. пособ. / О. А. Полюшкевич, И. А. Журавлева, Г. В. Дружинин, Н. В. Москви-тина. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2020. 169 с.
6. Полюшкевич О. А. Место личной реализации в системе цифровой культуры государственного и муниципального служащего // Трансформация государственного и муниципального управления в парадигме цифровизации : материалы / ФГБОУ ВО «ИГУ» ; под общ. ред. И. А. Журавлевой, О. А. Полюшкевич, В. Ю. Митусова. - Иркутск: Издательство ИГУ, 2020. С. 169-172.
Information Culture of Municipal Employees
Moskvitina N.V.
Irkutsk State University
The article presents the results of an empirical study of the information culture of municipal employees of the Irkutsk region. The analysis of strengths and weaknesses is presented, general patterns, key problems, motives and consequences of the development of information culture among municipal employees are revealed.
Keywords: information culture, municipal employees, sociological research
References
1. Gerasimova T. A., Moskvitina N. V. Introduction and development of the principles of the digital economy in the executive bodies of state power of the Irkutsk region // Transformation of state and municipal government in the digitalization paradigm: materials / FSBEI HE "IGU"; under the general. ed. I. A. Zhuravleva, O. A. Polyushkevich, V. Yu. Mitusova. - Irkutsk: Publishing house of ISU, 2020.P. 65-70.
2. Gerasimova T. A., Moskvitina N. V. The content of the concepts of "digital economy" and "digitalization in the field of public administration" // Social reality of virtual space [Electronic resource]: materials of I Intern. scientific and practical conf. Irkutsk, September 20-23. 2019 / FSBEI HE "ISU"; under the general. ed. O. A. Polyushkevich, G.V. Druzhinina. Irkutsk: Publishing house of the ISU, 2019.P. 310-315.
3. Zhuravleva I. A. The quality of public administration through digitalization tools // Transformation of state and municipal administration in the digitalization paradigm: materials / FSBEI HE "IGU"; under the general. ed. I. A. Zhuravleva, O. A. Polyushkevich, V. Yu. Mitusova. - Irkutsk: Publishing house of ISU, 2020. C. 13-21.
4. Zhuravleva I. A., Teterin V. V. From electronic
control to digital control: theoretical aspect // Transformation of state and municipal government in the digitalization paradigm: materials / FSBEI HE "IGU"; under the general. ed. I. A. Zhuravleva, O. A. Polyushkevich, V. Yu. Mitusova. - Irkutsk: Publishing house of ISU, 2020. C. 110-115.
5. The basics of digitalization of state and municipal government: textbook. benefits / O. A. Polyushkevich, I. A. Zhuravleva, G.V. Druzhinin, N.V. Moskvitina. Irkutsk: Publishing house of ISU, 2020. 169 c.
6. Polyushkevich O. A. The place of personal
realization in the digital culture of a state and municipal employee // Transformation of state and municipal government in the digitalization paradigm: materials / FSBEI HE "IGU"; under the general. ed. I. A. Zhuravleva, O. A. Polyushkevich, V. Yu. Mitusova. - Irkutsk: Publishing house of ISU, 2020.P. 169-172.