Социология №3 2021
Социальные последствия кластеризации в туризме
Заварзина Юлия Владимировна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Института социальных наук, Иркутского государственного университета E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются особенности кластеризации туристической отрасли. Анализируются социальные последствия и риски для общественного воспроизводства конкретного региона. На примере Иркутской области проводится комплексный анализ социального изменения территориального развития через призму туристической сферы.
Ключевые слова: кластеризация, развитие территории, туристическая сфера, социальные последствия.
Иркутская область обладает уникальным туристическим потенциалом, на ее просторах сосредоточены природные памятники, памятники культуры, истории и архитектуры. За последние пять лет поток российских и иностранных туристов, которые хотят лично посетить туристические объекты в Восточной Сибири, растет. По данным отчетов агентства по туризму Иркутской области, ежегодный рост туристического потока в среднем составляет 8-10%.
Роль субъективного восприятия территории в общественном мнении жителей региона рассмотрена в работах О.А. Полюшкевич [12,13,14], С.В. Малых [9], особенности развития туризма для перспективных направлений развития региона представлено в работах Н.В. Москвитиной [10,11], о ресурсах развития территории представлено в работах Ю.В. Борисовой [1,2,3,4], Ю.В. Заварзиной [5,6,7,8] и других.
С увеличением туристического потока растет и разнообразие предлагаемого ассортимента туристических продуктов. Если в самом начале развития туризма в регионе для привлечения туристов в Иркутскую область популярными маршрутами были город Иркутск, поселок Листвянка и остров Ольхон, то на данном этапе развития туристической отрасли популярными локациями для посещения туристами стали населенные пункты: Большие Коты, Большое Голоустное, Култук, Слюдянка, Байкальск. Постепенно развиваются такие виды туризма как познавательный, экскурсионный, деловой, гастрономический, событийный, сельский, экологический, семейный, а также те виды туризма, для которого Иркутская область подходит идеально: спортивный и экстремальный туризм. Однако, несмотря на достаточно положительную динамику развития туристической отрасли Иркутской области, все же встает вопрос о достигнутых результатах. Для того чтобы продолжать модернизировать систему и наращивать обороты разви-
66
тия туризма, необходимо привлекать все большее количество туристов. Что для этого необходимо? Вторая базовая потребность любого человека, согласно потребностям пирамиды Маслоу, это потребность в безопасности. Если турист будет чувствовать себя комфортно и не будет опасаться за свою жизнь и здоровье, то его желание находиться более продолжительный период времени на той или иной территории только возрастет и он захочет вернуться вновь. Обеспечение безопасности российских и иностранных граждан во время их пребывания на территории нашего государства - одна из ключевых задач, поставленная правительством. В конечном итоге все туристические продукты имеют одну цель - оставить приятные впечатление, как о путешествии, так и о месте его проведения (стране) в целом. Имидж государства в глазах иностранного туриста - очень важный базисный элемент при формировании направлений развития туриндустрии. На этом и строится вся отрасль туристического обслуживания с целью создания уникального туристического продукта и максимального его одобрения в глазах туристов, а также желания с их стороны дальнейшего его использования [48].
Однако цель заключается не просто в создании туристического продукта, который больше никто не сможет предложить. Он должен обладать определенными свойствами и, в первую очередь, быть безопасным. К сожалению, при постоянно растущем туристическом потоке, который наблюдается в Иркутской области, в процессе туристического обслуживания, возникают проблемы в обеспечении безопасности российских и иностранных туристов. Рассмотрим самые проблемные вопросы, которые туристическое сообщество региона неоднократно озвучивало.
Самая первая и стратегически важная проблема - это отсутствие современной и развитой инфраструктуры. Существуют базовые элементы инфраструктуры, которые в Иркутской области недостаточно развиты. Например,
все гости, которые прибывают в столицу Восточной Сибири город Иркутск, хотят поближе познакомиться с этим местом. Прогуляться по самым живописным и известным местам, насладиться историческими памятниками архитектуры и деревянного зодчества, погрузиться в атмосферу самого города. Днем это не представляет абсолютно никаких трудностей. В городе имеется пешеходный маршрут «Зеленая линия», который соединяет самые известные и популярные места для посещения. Однако, при наступлении вечера туристы могут слабо ориентироваться на плохо освещенных улицах города. Достаточно освещены только центральные улицы города - это улица Карла Маркса и улица Ленина. На остальных же улицах города уличного освещения недостаточно или оно есть только на отдельных участках. Возникает вопрос, как передвигаться российским и иностранным туристам, которые плохо знают город и могут заблудиться в незнакомой местности. А это является угрозой для сохранения жизни и здоровья гостей города, так как существует вероятность получить травму, оступившись в темноте. К тому же освещение играет еще одну важную роль в обеспечении безопасности российских и иностранных туристов. В городе Иркутске не наблюдается высокой криминогенной обстановки, однако всегда существует вероятность нападения на туристов с целью ограбления. В данной ситуации также возникает вопрос об организации несения патрульно-постовой службы, которая должна обеспечить безопасность на улицах города.
В городе отсутствует движение городского транспорта в вечернее время после 22 часов, а многие средства коллективного размещения (гостиницы, хо-стелы) располагаются в спальных районах города, что затрудняет возможность добраться из центра города, где сосредоточены основные достопримечательности и зоны отдыха.
Еще одной проблемой в инфраструктуре города является ограниченное количество общественных туале-
67
тов. Наиболее актуальной эта проблема становится в вечернее время после закрытия торгово-развлекательных комплексов.
Перечисленные выше проблемы -это одни из многих вопросов в развитии инфраструктуры города. Другими словами, объекты инфраструктуры, которые должны присутствовать в популярных туристических местах города, должны быть максимально развиты и соответствовать международным стандартам, отвечать требованиям для обеспечения их безопасности туристов. Если рассматривать другие населенные пункты региона, то можно констатировать почти полное отсутствие объектов инфраструктуры в этих населенных пунктах.
Второй очень важной проблемой является существование теневого сектора туристического бизнеса, занимающегося туристической деятельностью на территории Иркутской области. В результате работы государственных контрольных органов по надзору в секторе туристического бизнеса установлен факт наличия недобросовестных, а в некоторых случаях нелегально работающих туристических компаний. В чем это заключается? Гражданин иностранного государства, зачастую граждане КНР (так как именно на рынке по приему китайских туристов имеет место быть данное явление), регистрирует юридическое лицо на гражданина Российской Федерации, который фактически туристической деятельностью не занимается. Налоговая отчетность по созданной фирме показывается по минимальному обороту. Документально все выглядит абсолютно законно и легально. Однако все денежные средства, полученные в результате реализации туристических продуктов, в данном случае находится в руках граждан КНР, что документально он нигде не фиксируется. Данные организации зачастую пользуются услугами транспорта, не имеющего лицензию на осуществление пассажирских перевозок; организуют питание в тех местах, где нарушаются санитарно-эпидемиологические
нормы. Неоднократно в городских клинических больницах регистрировались случаи экстренной госпитализации иностранных граждан в связи с пищевыми отравлениями.
Следующей важной проблемой в период навигации на озере Байкал является факт использования не прошедших лицензирование на осуществление пассажирских перевозок в Государственной инспекции маломерных судов плавсредств в поселке Листвянка, на Малом Море, а также в прибрежной зоне острова Ольхон. Российские и иностранные туристы, не владея особенностью эксплуатации и состояния безопасности используемых плавсредств, приобретают водные экскурсионные туры. Использование подобного транспорта может привести к тому, что в случае чрезвычайного происшествия, ответственность за жизнь и здоровье туристов никто не будет нести, а также не используется ни один из видов страхования жизни и здоровья. Чаще всего при оказании услуг (перевозки пассажиров, водных экскурсий) билет не выдается туристам. При этом билет - это документ, подтверждающий оплату и факт оказания услуги. При осуществлении водной прогулки не контролируется выдача спасательных жилетов, а это является грубым нарушением в обеспечении безопасности туристов на воде. Маршрут не проходит по мелководью, корабль уходит далеко от берега, где глубина озера составляет несколько десятков и даже сотен метров. В случае происшествия на воде шансов на спасение туристов без спасательных жилетов будет очень мало. К тому же температура воды в озере Байкал даже в самый жаркий период года очень низкая, что ведет к очень быстрому переохлаждению организма при попадании в воду. Данная проблема является актуальной в области обеспечения безопасности. Даже наличие системы штрафов и проверок Государственной инспекцией маломерных судов не пугают владельцев плавсредств.
Перейдем к рассмотрению следующей проблемы. На территории Иркут-
68
ской области находится большое количество живописных и популярных мест отдыха, однако часто подъездные пути к таким местам слишком затруднены, периодически размываются дождями. Автомобильная сеть дорог в регионе представлена различными типами покрытия, которые проходят по разным рельефам местности - от степных до горных участков. Асфальтированные дороги в основном соединяют районные центры региона, при этом часть дорожного покрытия из-за износа находится в плохом состоянии и требует ремонта. В регионе преобладают дороги с грунтовым покрытием. Ко многим местам отдыха официальных дорог не существует вообще.
Одним из таких мест является пляж Золотые Пески. Он находится на берегу Братского водохранилища в Осинском районе Иркутской области. Название не является официальным, это обиходное название. Назвали его так за золотой цвет песка. Пляж Золотые пески представляет собой внушительных размеров пологий берег реки Ангары. Все в этом месте считается замечательным кроме одного - дороги. От Иркутска до Золотых песков всего 270 км, однако, асфальтом покрыто лишь 170 км, оставшиеся 100 км - это гравийная дорога, которая практически никем не обслуживается и является небезопасной.
Большое количество живописных бухт озера Байкал являются труднодоступными из-за подъездных путей. Почти все дороги, ведущие к этим бухтам, гравийные, некоторые из них проложены по пересеченной местности, имеют крутые подъемы и спуски. Движение по этим дорогам не является безопасным для неподготовленного туриста. Помощи в случае поломки транспортного средства, прокола колеса ждать неоткуда. Как правило, на пути следования к этим местам отсутствует ремонтные мастерские, что говорит об слабо развитой инфраструктуры региональных дорог. Более того, мобильная связь в этих местах практически полностью отсутствует, и мы переходим к рассмотрению еще одной проблемы -
это недостаточное покрытие Иркутской области операторами сотовой связи. Отсутствие возможности позвонить при возникновении внештатной ситуации влечет за собой угрозу безопасности туриста.
Следующая проблема в обеспечении безопасности напрямую касается туристов любителей экстремальных (спортивных) видов туризма и пешего туризма. Чаще всего именно любители спортивного туризма попадают в различные рода ситуации, которые угрожают их жизни или здоровью.
На территории Иркутской области существует великое множество различных туристических троп. Например, Большая Байкальская Тропа, которая является самым популярным туристическим маршрутом у данной категории туристов. Она в целом оборудована и отвечает предъявляемым требованиям с точки зрения обеспечения безопасности. Помимо этого, имеется еще одно популярное место у туристов, причем как российских, так и иностранных граждан, это поселок Аршан у подножия хребта Восточного Саяна в Республике Бурятия. Близость этого туристического объекта к Иркутску, делает его таким популярным и часто посещаемым местом. Аршан - это горные пейзажи, луга Тункинской долины, чистый воздух, минеральные источники, каскады водопадов и многое другое. Поселок Аршан расположен на высоте 893 м над уровнем моря в месте выхода реки Кынгарга на северную окраину Тункинской долины и подножия Тункинских гольцов. Кынгарга в переводе с бурятского языка означает «барабан», что объясняется сильным шумом, который издаёт река. Река Кынгарга стекает с южного склона Тункинских гольцов -горного хребта на территории Окинско-го и Тункинского районов Республики Бурятия, являющегося самым восточным отрогом Восточных Саян. Вершины хребта достигают 3000-3300 м, высшая точка хребта - Пик Стрельникова (3284 м), перепад высот между гребнями достигает 2000 м. Длина реки Кын-гарга от истоков до устья - более 27 км
69
и главное ее отличие от многочисленных рек Восточного Саяна - река Кын-гарга всегда полноводна.
В зоне краевого сброса Тункинских Гольцов долина реки Кынгарга резко сужается, образуя глубокое, практически лишенное поймы ущелье. Наклон дна становится круче. После слияния Левой и Правой Кынгарги, река пробивается через крутой склон, образуя каньон, ряд перекатов и два исключительно красивых водопада свободного падения в своем нижнем течении. Всего на реке Кынгарга насчитывается около 12 водопадов (по некоторым источникам - до 20), но наиболее известные из них - располагаются в нижней части течения. По краю ущелья есть труднопроходимая тропа, ведущая к подножию Тункинских гольцов, откуда берут свое начало альпинистские маршруты к пикам Трехглавая, Братчанка и Броненосец.
Самым популярным маршрутом посещения этого места считается тропа 12 водопадов. До первого водопада ведет обустроенная тропа оборудованная лестницами, перилами. Эта тропа не является сложным туристическим маршрутом и пригодна для туристов с детьми. Все тропы дальше первого водопада сложны для их прохождения и представляют собой очень опасные участки туристического маршрута и не отвечают требованиям безопасности. Ежегодно на тропе происходят несчастные случаи, в том числе и с летальным исходом. Летом 2019 года в обрыв сорвался иностранный турист, мужчина в возрасте 49 лет. Тропа к подножию была узкой, шла по краю обрыва, с другой стороны вплотную примыкала к скалистому отвесному склону горы. Турист из Чехии, мужчина, не останавливаясь обернулся, чтобы задать вопрос гиду-экскурсоводу и сорвался в обрыв примерно 12 м глубиной. При падении он ударился головой о камни и вскоре скончался. Эвакуацию тела туриста осуществляли спасатели поисково-спасательного отряда. Аналогичный случай произошел с туристом из Германии на Большой Байкальской Тропе в Листвянке. Про-
игнорировав рекомендации следовать по оборудованной тропе, турист пошел по опасному не оборудованному участку тропы вдоль обрыва. В результате чего сорвался и упал. Благодаря оперативным действиям сотрудником Байкальского поисково-спасательного отряда, пострадавший с многочисленными травмами был доставлен в лечебное учреждение.
Описанный туристический маршрут совершенно не соответствует требованиям безопасности, влечет угрозу здоровью и жизни туристов. Опасность этой тропы представляет собой серьезную проблему в обеспечении безопасности туристов, так как при проведении спасательной операции даже подготовленные сотрудники отряда следуют по данному маршруту с риском для жизни.
Следующей проблемой в обеспечении безопасности туристов во время прохождения экскурсионного маршрута является дорога на самом посещаемом острове региона Ольхоне.
Самый большой остров Байкала расположен примерно в центре озера ближе к северо-западному побережью. От материка его отделяют пролив Малое Море с максимальной шириной 16 километров и узкий пролив Ольхонские ворота. Вся территория острова и ближайшие окрестности входят в состав Прибайкальского национального парка. Расстояние от города Иркутска до Оль-хона составляет 256 километров.
На Байкале насчитывается 27 остров, но равных по размерам Ольхо-ну нет никого. Его длина составляет 70 километров, а наибольшая ширина - 15 километров. Восточный край острова обрывается к воде скалистыми утесами высотой до 80 метров, а западный - полого спускается к мелководным заливам Малого моря. Недалеко от восточного берега Ольхона находится самое глубокое место озера - 1642 метра.
Отметки глубин на физической карте озера заставляют удивиться даже бывалых путешественников - почти у самого берега глубина озера достигает уже сотни метров, а в километре она
70
превышает тысячу метров. Фактически озеро Байкал представляет собой гигантский разлом, заполненный водой. При этом дно озера расположено на 1187 метров ниже уровня мирового океана. Благодаря этому чаша Байкала является самой глубокой материковой впадиной на планете. Природной достопримечательностью острова Ольхон является скала Шаманка. Ее также называют Шаманским мысом или мысом Бурхан. Мыс, далеко выдается в воду, оканчивается мраморной скалой с двумя вершинами. Фактически это визитная карточка острова. Ее максимальная высота достигает 42 метров. Внутри скалы тянется сквозная Шаманская пещера длиной 12 метров. В дальней части мыса на скальном уступе на поверхность выходит коричневая порода, силуэт которой напоминает дракона.
Также на острове находится один из самых популярных туристических объектов - мыс Хобой. Общая протяженность дороги от поселка Хужир до мыса составляет 40 километров. Однако лишь 20 километров имеют более-менее ровное грунтовое покрытие, остальные 20 километров представляют собой путь по пересеченной местности с ямами, канавами. С учетом того, что единственный пригодный транспорт для экскурсионных поездок на острове являются старые машины марки УАЗ (так называемые в простонародье «буханки»), у которых отсутствуют ремни безопасности, то это создает угрозы безопасности пассажиров. Так как официальных дорог на острове нет, а имеющиеся дороги ненадлежащего качества, передвижение туристов на таком транспорте является небезопасным. Неоднократно были зарегистрированы случаи травматизма российских и иностранных туристов: переломы, ушибы, ссадины.
В зимний период автотранспортные средства так же представляют угрозу здоровью и жизни пассажиров. Ежегодно происходят несанкционированные выезды на лед в запрещенных местах. В зимний период осуществляется переправа на проливе Малое Море до остро-
ва Ольхон (как правило, с конца января до конца марта) только на Хивусах (судно на воздушной подушке). Официальная переправа для автомобильного транспорта открывается не небольшой срок в феврале-марте и зависит от состояния льда и погодных условий. Она проверяется на безопасность движения сотрудниками МЧС. Вне этой переправы передвигаться по льду Байкала на автомобильном транспорте запрещено. На практике никто не обращает внимания на запрет и, как правило, туристический автобус подъезжает к началу переправы, туристов пересаживают в легковые автомобили и микроавтобусы, на которых везут их на остров Ольхон вне официальной ледовой переправы, когда она не открыта. Таким образом, в зимний период туристические компании пренебрегают безопасностью туристов при следовании по льду озера на остров Ольхон. Ежегодно регистрируются случаи, когда легковые автомобили, следуя вне официальной ледовой переправы, уходят под лед. Зимой озеро Байкал представляет собой опасное ледовое поле с большим количеством трещин, промоин и торосов, которое является не безопасным для передвижения по нему. Следовательно, при выборе мест отдыха на Байкале зимой необходимо максимально продумывать вопросы обеспечения собственной безопасности, не выходить на лед в тех местах, где это запрещено.
Перед сотрудниками МЧС ежегодно встает проблема несанкционированных ледовых переправ на территории Иркутской области.
На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что на данном этапе развития туристической отрасли области, регион не может в полном объеме обеспечить безопасность туристов. В первую очередь это обусловлено низкими темпами модернизации и совершенствования туристической инфраструктуры. Недобросовестным отношением со стороны туристических фирм к вопросам обеспечения безопасности туристов в погоне за получением прибыли. Наличием теневого
71
сектора экономики туристического бизнеса. С учетом постоянного роста туристического потока в регионе, развития всесезонного туризма наращивание мощностей туристической индустрии должно идти полным ходом и затрагивать развитие всех сфер обслуживания. Этот процесс должен способствовать повышению безопасности туристов.
На сегодняшний день существует большое количество проблем, которые необходимо решать, чтобы повышать привлекательность потенциала области на российском и международном туристических рынках.
К ним относятся, в первую очередь, проблемы в области туристического обслуживания: питания, проживания, предоставление экскурсионных видов транспорта и наличие теневого сектора в туриндустрии региона. Во вторую очередь идут проблемы, связанные наличием и качеством дорожной сети региона, в том числе по пути следования на экскурсионных маршрутах. Ведь основой привлекательности туристического продукта является комфортное перемещение туристов по маршруту следования, минимизация временных затрат в пути.
К третьей группе проблем можно отнести обустройство лесных и горных пешеходных троп, их прокладка по безопасным маршрутам. Оборудование их информационными стендами с разъяснением маршрута следования, указанием опасных участков маршрута, правил безопасного поведения, а также порядком оказания первой помощи. Для того, чтобы максимально минимизировать возможность появления обстоятельств, при которых может возникнуть угроза жизни и здоровью туристов, целесообразно детально и тщательно изучить и проработать все туристические направления и маршруты, расположенные на территории Иркутской области.
Любая система рыночных отношений представляется в виде области, которая максимально быстро подвержена изменениям, а также влиянию внешних и внутренних факторов. Туристическая система рыночных отношений не явля-
ется исключением. С момента начала развития туристической отрасли в Иркутской области можно проследить изменения в направлениях, сферах и видах туризма. Изменения дают положительный эффект в развитии туристического рынка, так как самым важным критерием его оценки является рост потока иностранных туристов в область, а он стабильно наблюдается за последние пять лет.
Благодаря слаженной работе представителей туристического бизнеса региона и органов исполнительной власти на сегодняшний день в развитии туристической отрасли Иркутской области удалось добиться следующих результатов. В 2018 году Иркутская область сохранила 13 место в рейтинге туристической привлекательности среди регионов России, входит в топ-10 самых популярных у иностранных туристов городов и регионов России. Согласно рейтингу, составленному аналитическим агентством «ТурСтат», XVI Международный фестиваль зимних игр на Байкале «Зимниада - 2019» вошел в топ-5 событий в России начала весны, критериями оценки послужили популярность и уникальность мероприятий.
По рейтингам, представленным к сезону активного отдыха 2019 года российским сервисом бронирования жилья для отдыха Tvil.ru:
- поход по побережью Байкала вошел в пятерку самых привлекательных маршрутов для трекинга и активного отдыха по результатам опроса туристов в социальных сетях;
- город Байкальск вошел в пятерку городов, которые пользуются наибольшей популярностью для отдыха на озерах России этим летом по данным оплаченных заявок (броней) на проживание с 1 июня по 31 августа 2019 года;
- озеро Байкал вошело в топ-10 лучших мест для отдыха с детьми летом по результатам интернет-опроса ко Дню защиты детей;
- Прибайкальский национальный парк входит в топ-3 природных парков России популярных для экологи-
72
ческого туризма по количеству туристских посещений. - бренды Иркутской области: Иркутская слобода (130 квартал) в центре города Иркутска, мост через реку Ангара, Кругобайкальская железная дорога, озеро Байкал, остров Ольхон и скала Шаманка включены в проект «Живое наследие», в котором собрано порядка 1000 наиболее значимых культурных брендов со всех регионов России. Эти достижения обусловлены наличием на территории региона уникальных природно-рекреационных ресурсов, значительным культурно-историческим потенциалом, разнообразием этнических культур, а также достаточно развитым транспортным сообщением с крупнейшими городами Российской Федерации и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, более чем 50-летним опытом работы, позволяющим принимать гостей со всего мира. Основой туристско-рекреационного потенциала, безусловно, является озеро Байкал, включенное в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Это не только природный феномен, но и сокровищница материальной и духовной культуры Центральной Азии.
Наиболее популярными местами отдыха у жителей и гостей Иркутской области являются территории, прилегающие к озеру Байкал: Иркутский район (п. Листвянка, п. Большое Голоустное), Ольхонский район (побережье Малого Моря и о. Ольхон), Слюдянский район (г. Байкальск, г. Слюдянка, п. Утулик, п. Култук); территории вдоль береговой линии Братского водохранилища (Осин-ский, Нукутский, Братский районы), а также город Иркутск. К приоритетным видам туризма и отдыха в Иркутской области можно отнести: экологический, этнографический, событийный, активный, водный и круизный, деловой туризм, гастрономический туризм. Также в регионе имеется хорошая база для лечебно-оздоровительного туризма.
Главной характеристикой разнообразных туристических продуктов региона является их безопасность. Безо-
пасность туристического продукта выражается, в первую очередь, в том, что в процессе его реализации не создаются угрозы жизни и здоровью туриста. А так же в реализации мер, направленных на обеспечение безопасности прохождения маршрута. На данном этапе развития сферы туризма в Иркутской области не все направления можно с уверенностью отнести к безопасным на 100%. В частности это касается экстремальных видов туризма.
Слабо развитая инфраструктура города и региона не позволяет в полной мере обеспечить безопасность туристов. Решением данной проблемы является строительство объектов коллективного размещения, а также общественного питания, опираясь на международные стандарты. Ежегодно происходят чрезвычайные ситуации в коллективных средствах размещения, в особенности, которые далеко находятся от города. Из чего можно сделать вывод о том, что проверки деятельности объектов туристической инфраструктуры, расположенных вдали от регионального центра, проводятся значительно реже, не исключаются факты формального подхода со стороны надзорных органов при их проведении. К примеру, на острове Ольхон неоднократно были зарегистрированы случаи пожаров домов отдыха, гостиниц, ресторанных комплексов и других объектов общественного питания. В современном мире в средствах массовой информации и с помощью социальных сетей все новости разносятся моментально быстро. С учетом существования огромного количества различных электронных приложений в туристической сфере, оставить отзыв или написать статью, посвященную своему отдыху, не составит большого труда. Все эти факторы прямо пропорционально влияют на имидж региона. Следовательно, для владельцев объектов инфраструктуры туристического сектора безопасность - это самое приоритетное направление деятельности, на развитие которого должны выделяться финансовые и материальные ресурсы.
73
Говоря о строительстве, можно рассказать о пади Кадильная, которая находится на территории Прибайкальского национального парка, через которую проходят все туристы маршрута по Большой Байкальской Тропе. Это место представляет собой запущенную территорию, расположенную на берегу Байкала, с несколькими деревянными домами для ночлега, построенными еще в 80-х годах прошлого века. Соответственно, ни о какой развитой инфраструктуре не может быть и речи. Это место нуждается в реконструкции в срочном порядке. Необходимо создать благоприятные и безопасные условия для размещения туристов. Единственным видов связи с этим местом является радиосвязь. А с учетом того, что ежегодное количество туристов неизменно растет, нужно обеспечить сотовой связью данную территорию. Таким образом, при возникновении несчастных случаев всегда будет иметься возможность оперативно связаться со службами спасения.
Также с учетом того, что в среднем общее время прохождения по данному туристическому маршруту составляет около трех дней, в пади Кадильной необходимо разместить пункт для оказания первой помощи. По всей протяженности тропы имеются опасные участки. И при получении травм на этих участках должно быть место, где туристу своевременно и в полном объеме окажут первую медицинскую помощь. Если должным образом оборудовать всю тропу, то интерес к ней возрастет еще больше.
В качестве трудовых ресурсов с целью оснащения пешеходных троп для придания им статуса «безопасные» и наведения на них порядка, можно продолжать привлекать студентов учебных заведений и учеников школ, а также всех желающих в качестве волонтеров на безвозмездной основе. Основной мотивацией в их случае может служить прохождение разного рода учебных и студенческих практик. Также можно продолжить разработку, организацию и проведение событийных и тематических экологических мероприятий с це-
лью еще большей популяризации подобного вида туризма среди иностранных и российских туристов.
Для воплощения в реальность всех обозначенных направлений развития инфраструктуры туристической сферы можно привлечь инвестиции в развитие туристско-рекреационного потенциала Иркутской области. Поиск инвесторов и ведение переговоров с ними является задачей представителей туристического бизнеса региона при координации исполнительной власти субъекта, так как в данном случае экономический эффект от осуществления инвестиционной деятельности принесет доходы в бюджет региона. Большинство туристических компаний сами будут максимально заинтересованы в кратчайшие сроки решить данный вопрос.
Для решения следующей очень важной проблемы при оказании безопасных туристических услуг необходимо создать единый региональный транспортный реестр пассажирских перевозчиков, в котором будут фиксироваться все плавсредства и транспортные средства, участвующие в оказании туристических услуг. Государственным контрольным органа, в чьем ведении находятся надзорные функции по контролю за эксплуатацией указанных средств, для решения проблем с транспортом, не отвечающим правилам безопасности при перевозке пассажиров, необходимо разработать ряд критериев и стандартов для того, чтобы перевозчики могли получить лицензию на осуществление своей деятельности и попасть в единый региональный транспортный реестр. Даже при создании подобного реестра могут допускаться случаи небезопасного оказания туристических услуг на различных видах транспорта. Поэтому, с целью полного исключения из обращения в туристической отрасли региона возможного небезопасного транспортного средства, параллельно на законодательном уровне необходимо ввести «систему трех нарушений при оказании туристических услуг». Смысл работы этой системы будет заключаться в следующем: при вы-
74
явлении нарушений, связанных с перевозкой пассажиров, в ходе плановых и внезапных проверок контрольными органами, фиксировать факт нарушения в реестре. При троекратном нарушении правил, связанных с перевозкой пассажиров можно рассматривать вопрос об отзыве лицензии на осуществление этой деятельности и исключения перевозчика из единого регионального транспортного реестра пассажирских перевозчиков. Только в данном случае появится возможность эффективного отслеживания и борьбы с владельцами небезопасных средств перевозки пассажиров.
Также при рассмотрении вопроса о безопасности реализации туристических продуктов в регионе необходимо обратить внимание на самую актуальную проблему туристического бизнеса Иркутской области - существование теневого сектора. Теневая экономика в любой сфере жизни общества несет в себе негативные последствия. При оказании туристических услуг существование теневого сектора прямо влияет на безопасность туристического продукта. Оборот наличных денежных средств позволяет нелегальным туроператорам диктовать свои условия существования рынка, способствует развитию недобросовестной конкуренции. У нелегальных туроператоров есть возможность предложить контрагентам расплачиваться за услуги предоставляемого проживания или питания туристов с помощью наличных средств. Следовательно, никакого учета по ним не ведется и отчетность в налоговую инспекцию не предоставляется. В связи с этим контрагенты могут предоставлять услуги ненадлежащего качества по коллективным средствам размещения, не соответствующие заявленным при продаже туристического продукта потребителю. Организовывать питание в малоизвестных и не соответствующих требованиям Роспотребнадзора местах общественного питания. Другими словами, необходимо создать инструмент для борьбы с нелегальным оборотом денежных средств.
Одним из инструментов контроля за деятельностью туристического бизнеса региона и выявления его теневого сектора является создание комиссии, основной задачей которой будет внезапная проверка без предварительного уведомления проверяемого юридического лица по оказанию услуг в туристической отрасли. Таким образом, появится эффективный инструмент в борьбе с теневым сектором туристического рынка Иркутской области и пресечением нелегальной деятельности в туризме.
Также хотелось бы отметить, что эффективным направлением, связанным с обеспечением безопасности туризма на территории Иркутской области, может послужить создание регионального информационного туристического ресурса как на русском так и на иностранных языках. На этом ресурсе должна отображаться актуальная информации о ситуации по всем направлениям и туристическим маршрутам, их характеристика, погодно-климатические условия, ситуация на дорогах, обстановка на лесных и горных тропах, оборудованных местах стоянок, о состоянии гостиничных комплексов, всех видах транспорта, объектах общественного питания, телефоны справочных и спасательных служб и так далее. Другими словами всю самую нужную и необходимую информацию для российских и иностранных туристов с целью их комфортного пребывания в регионе.
Следует отметить, что в настоящее время наукой не предложен комплекс методических подходов к безопасному развитию сферы туризма в современных, постоянно изменяющихся условиях. Существующие методы позволяют производить, например, оценку экономической безопасности в туристской сфере без учета элементов остальных уровней. Опыт последних лет наглядно демонстрирует неполную готовность туристической индустрии не только оценивать риск возникновения опасных ситуаций, но и оперативно реагировать на их возникновение, обеспечивая для туристов комфортные условия - важ-
75
нейшую составляющую безопасности туристских услуг.
В дополнении к реализуемым в настоящее время мерам по обеспечению комплексной безопасности регионального туризма можно предложить:
- систему мониторинга показателей и критериев безопасности туризма в регионе, включающую статистику по туристам, пострадавшим в результате несчастных случаев, заболеваний и т.п.;
- экономические механизмы стимулирования развития туризма, которые будут способствовать направлению финансовых средств на обеспечение безопасности при транспортировке, размещении, экскурсионном обслуживании туристов;
- совершенствование деятельности региональных органов безопасности туризма, в задачи которых входит координация действий участников туристского процесса, их информационное обеспечение, оповещение о возможных угрозах, мерах их предотвращения, а в случае невозможности последнего - помощь в устранении негативных последствий данных угроз. Таким образом, можно говорить
о том, что вопросы безопасности регионального туризма в России на сегодняшний день чрезвычайно важны. Речь идет о проблемах безопасности как отдельно взятых туристических направлениях деятельности, так и туристической отрасли в целом. И решение этих проблем является важной составляющей обеспечения общей национальной безопасности государства.
В целом можно сделать вывод о том, что безопасность туристов при реализации ими туристического продукта является самой актуальной задачей, которая стоит как перед органами исполнительной власти, так и перед представителями туристического бизнеса региона, которые занимаются непосредственно организацией и продажей туристических продуктов и оказанием туристических услуг.
Безопасность - это наиважнейшая характеристика, которой должен об-
ладать любой туристический продукт. Эффективное обеспечение безопасности туристической сферы напрямую взаимосвязана с конечной целью туристического обслуживания - оставить приятное впечатление как о самом путешествии, так и о регионе в целом, а также чтобы у туриста появилось желание вернуться в эти места еще раз.
На основании проведенного анализа были предложены следующие направления совершенствования безопасности туризма в Иркутской области:
- строительство новых объектов туристической инфраструктуры, соответствующих всем стандартам безопасности;
- создание единого регионального транспортного реестра пассажирских перевозчиков;
- создание комиссии, основной задачей которой будет осуществление внезапных проверок юридических лиц по оказанию услуг в туристической отрасли;
- создание регионального информационного туристического ресурса как на русском так и на иностранных языках.
Литература
1. Борисова, Ю.В. Влияние динамики предоставления межбюджетных трансфертов на субфедеральном и внутрирегиональном уровнях власти (на примере Иркутской области) / Ю.В. Борисова, Е.С. Беляева // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2019. - № 45. - 120-134
2. Борисова, Ю.В. Конструирование бренда территории в представлениях россиян / Ю.В. Борисова. Социология. - 2018. - № 2. - С. 97-103.
3. Борисова, Ю.В. Социально-ресурсное управление конкурентоспособностью территории (на материалах Иркутской области) (научная монография) / Ю.В. Борисова. -Иркутск: Изд-во ИГУ, 2018. - 170 с.
4. Борисова, Ю.В. Стратегическое развития территории / Ю.В. Бори-
76
сова. - Социология. - 2018. - № 3. -С. 87-93.
5. Заварзина Ю.В., Батьянова Л.Н., Москвитина Н.В. Социально-ресурсное обеспечение конкурентоспособности территории в пространстве сетевого взаимодействия / Ю.В. Заварзина, Л.Н. Батьянова, Н.В. Москвитина // Социальная реальность виртуального пространства. Материалы I Международной научно-практической конференции. Иркутский государственный университет; Под общей редакцией О.А. Полюшкевич, Г.В. Дружинина. Иркутск, ИГУ, 2019. - С. 315-318.
6. Заварзина, Ю.В. Гендерные отличия в восприятии территориального развития (на примере Иркутской области) / Ю.В. Заварзина. - Женщина в российском обществе. -2018. - № 4 (89). - С. 111-119.
7. Заварзина, Ю.В. Финансовый менеджмент в государственном и муниципальном секторах как инструмент развития территории (на материалах Иркутской области) (научная монография) / Ю.В. Заварзина. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2018. -163 с.
8. Малых С.В. Восприятие территории Иркутской области через новостные телекоммуникации / С.В. Малых // Телекоммуникационные технологии: Актуализация и решение проблем подготовки высококвалифицированных кадров в современных условиях. Сборник научных материалов Всероссийской (заочной) с международным участием научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов. Хабаровск, СибГУКИ, 2018. - С. 643-646.
9. Москвитина Н.В. Особенности сельского туризма на территории Байкальского региона / Н.В. Мо-сквитина // Креативные стратегии и креативные индустрии в экономическом, социальном и культурном пространствах региона. Материалы Второй региональной научно-практической конференции. Иркутск, ИГУ, 2019. - С. 198-201.
10. Москвитина Н.В., Иванов Р.В., Заварзина Ю.В. Снижение трансфертной зависимости от федерального центра как экономико-психологический фактор стабилизации обстановки в регионе / Н.В. Москвитина, Р.В. Иванов, Ю.В. Заварзина // Междисциплинарные ресурсы экономической психологии в формировании этно-региональной идентичности и позитивного образа малой родины. Материалы Всероссийской научно - практической конференции с международным участием. Ответственные редакторы А.Д. Кар-нышев, В.А. Решетников. Иркутск, ИГУ,2019.- С. 158-161.
11. Москвитина Н.В., Кадыш Р.М. Основные перспективы развития и консолидации туристской деятельности Северо-Байкальского района Республики Бурятия / Н.В. Москвитина, Р.М. Кадыш // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы и перспективы. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск, ИГУ, 2020. - С. 399402.
12. Полюшкевич О.А. Символическое значение территории в сознании сибиряков / О.А. Полюшкевич // Социология. 2018. - № 2. - С. 113-117.
13. Полюшкевич О.А. Территориально-пространственные символы социокультурной солидарности Сибири / О.А. Полюшкевич // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2017. - № 4 (47). -С. 293-300.
14. Полюшкевич О. А. Территория как символ консолидации Байкальского региона / О.А. Полюшкевич // DIXI - 2017: идеи, гипотезы, открытия в социально-гуманитарных исследованиях сборник научных трудов. Хабаровский государственный университет экономики права. Хабаровск, 2017. - С. 129-135.
77
SOCIAL CONSEQUENCES OF CLUSTERING IN TOURISM
Zavarzina Yu.V.
Irkutsk State University
The article discusses the features of the clustering of the tourism industry. Social consequences and risks for social reproduction of a particular region are analyzed. On the example of the Irkutsk region, a comprehensive analysis of social changes in territorial development through the prism of the tourism sector is carried out.
Keywords: clustering, territory development, tourism, social consequences.
References
1. Borisova, Yu.V. The influence of the dynamics of the provision of interbudgetary transfers at the subfederal and intraregional levels of government (on the example of the Irkutsk region) / Yu.V. Borisova, E.S. Belyae-va // Bulletin of the Tomsk State University. Economy. - 2019. - No. 45. - 120-134
2. Borisova, Yu.V. Territory brand construction in the perceptions of Russians / Yu.V. Bor-isov. Sociology. - 2018. - No. 2. - S.97-103.
3. Borisova, Yu.V. Social and resource management of the competitiveness of the territory (based on the materials of the Irkutsk region) (scientific monograph) / Yu.V. Bor-isov. - Irkutsk: Izd-vo ISU, 2018. - 170 p.
4. Borisova, Yu.V. Strategic development of the territory / Yu.V. Borisov. - Sociology. -2018. - No. 3. - S.87-93.
5. Zavarzina Yu.V., Batyanova L.N., Moskviti-na N.V. Social and resource support of the competitiveness of the territory in the space of network interaction / Yu.V. Zavarzin, L.N. Batyanova, N.V. Moskvitina // Social reality of virtual space. Materials of the I International Scientific and Practical Conference. Irkutsk State University; Under the general editorship of O.A. Polyushkevich, G.V. Dru-zhinin. Irkutsk, ISU, 2019. - S. 315-318.
6. Zavarzina, Yu.V. Gender differences in the perception of territorial development (on the example of the Irkutsk region) / Yu.V. Zavarzin. - Woman in Russian society. - 2018. -No. 4 (89). - P. 111-119.
7. Zavarzina, Yu.V. Financial management in the state and municipal sectors as a tool for the development of the territory (based on the materials of the Irkutsk region) (scientific monograph) / Yu.V. Zavarzin. - Irkutsk: ISU Publishing House, 2018. - 163 p.
8. Malykh S.V. Perception of the territory of the Irkutsk region through news telecommunications / S.V. Malykh // Telecommunication technologies: Actualization and solution of the problems of training highly qualified personnel in modern conditions. Collection of scientific materials of the All-Russian (correspondence) with international participation of the scientific conference of teachers, graduate students and students. Khabarovsk, SibGUKI, 2018. - S. 643-646.
9. Moskvitina N.V. Features of rural tourism on the territory of the Baikal region / N.V. Moskvitina // Creative strategies and creative industries in the economic, social and cultural spaces of the region. Materials of the Second Regional Scientific and Practical Conference. Irkutsk, ISU, 2019. - S. 198-201.
10. Moskvitina N.V., Ivanov R.V., Zavarzina Yu.V. Reducing transfer dependence on the federal center as an economic and psychological factor in stabilizing the situation in the region. Moskvitina, R.V. Ivanov, Yu.V. Zavarzina // Interdisciplinary resources of economic psychology in the formation of eth-noregional identity and a positive image of a small homeland. Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. Responsible editors A.D. Karnyshev, V.A. Reshetnikov. Irkutsk, ISU, 2019. - S. 158-161.
11. Moskvitina N.V., Kadysh R.M. The main prospects for the development and consolidation of tourist activities in the North-Baikal region of the Republic of Buryatia / N.V. Moskvitina, R.M. Kadysh // Social consolidation and social reproduction of modern Russian society: resources, problems and prospects. Materials of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference. Irkutsk, ISU, 2020. - S. 399-402.
12. Polyushkevich O.A. The symbolic meaning of the territory in the minds of Siberians / O.A. Polyushkevich // Sociology. 2018. -No. 2. - P. 113-117.
13. Polyushkevich O.A. Territorial and spatial symbols of the socio-cultural solidarity of Siberia / O.A. Polyushkevich // Bulletin of the Pacific State University. 2017. - No. 4 (47). - S. 293-300.
14. Polyushkevich O.A. Territory as a symbol of the consolidation of the Baikal region / O.A. Polyushkevich // DIXI - 2017: ideas, hypotheses, discoveries in social and humanitarian research, collection of scientific papers. Khabarovsk State University of Law Economics. Khabarovsk, 2017. - S. 129-135.
78