Научная статья на тему 'Проблемы управления процессом повышения квалификации в Дальневосточном федеральном округе'

Проблемы управления процессом повышения квалификации в Дальневосточном федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
факультет повышения квалификации / физическая культура и спорт / Faculty of Advanced Training / Physical Culture and Sports

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приходько Нина Кузьминична, Закасовская Ирина Николаевна, Ушаков Степан Владимирович, Федотова Лидия Витальевна

В настоящее время новейшими предприятиями предъявляются особые требования и условия в системе подготовки и переподготовке квалифицированных кадров. Данный вопрос в области физической культуры и спорта также имеет особую актуальность. Физическая культура и спорт в современном обществе – это одна из динамичных и быстроразвивающихся отраслей. В Дальневосточном федеральном округе за последнее время наблюдается возросший интерес и популярность к профессиональному физкультурному образованию. Данная работа посвящена проблемам методикоорганизационного характера, процессу совершенствования сферы физического воспитания, рассматривается опыт работы факультетов повышения квалификации, представленный с учетом особенностей дальневосточного региона. Аспекты, содержащиеся в программе дополнительного специального образования студентов факультета повышения квалификации, носят новый концептуальный подход и посвящены конкретным проблемам дополнительного образования в Дальневосточном федеральном округе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Приходько Нина Кузьминична, Закасовская Ирина Николаевна, Ушаков Степан Владимирович, Федотова Лидия Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MANAGEMENT OF THE PROCESS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN THE FAR EAST FEDERAL DISTRICT

At present, the newest enterprises have special requirements and conditions in the system of training and retraining of qualified personnel. This issue in the field of physical culture and sports is also of particular relevance. Physical culture and sports in modern society is one of the most dynamic and rapidly developing industries. In the Far Eastern Federal District, there has recently been an increased interest and popularity in professional physical education. This work is devoted to the problems of methodological and organizational, process improvement sphere of physical education, discusses the experience of faculty training, presented with the features of the far East region. The aspects contained in the program of additional special education of students of the Faculty of advanced training have a new conceptual approach and are devoted to specific problems of additional education in the Far Eastern Federal District.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления процессом повышения квалификации в Дальневосточном федеральном округе»

Проблемы управления процессом повышения квалификации в Дальневосточном федеральном округе

Приходько Нина Кузьминична,

канд. пед. наук, доцент кафедры ФВС, Тихоокеанский государственный университет E-mail: nauka_v_pede@mail.ru

Закасовская Ирина Николаевна,

ст. преп. кафедры ФВС, Тихоокеанский государственный университет

E-mail: burianova71@rambler.ru Ушаков Степан Владимирович,

ст. преп. кафедры ФВС, Тихоокеанский государственный университет

E-mail: zairina0373@rambler

Федотова Лидия Витальевна,

канд. пед. наук доцент кафедры ФКиС, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, Дальневосточный институт управления E-mail: burianova71@rambler.ru

В настоящее время новейшими предприятиями предъявляются особые требования и условия в системе подготовки и переподготовке квалифицированных кадров. Данный вопрос в области физической культуры и спорта также имеет особую актуальность. Физическая культура и спорт в современном обществе -это одна из динамичных и быстроразвивающихся отраслей. В Дальневосточном федеральном округе за последнее время наблюдается возросший интерес и популярность к профессиональному физкультурному образованию. Данная работа посвящена проблемам методико-организа-ционного характера, процессу совершенствования сферы физического воспитания, рассматривается опыт работы факультетов повышения квалификации, представленный с учетом особенностей дальневосточного региона. Аспекты, содержащиеся в программе дополнительного специального образования студентов факультета повышения квалификации, носят новый концептуальный подход и посвящены конкретным проблемам дополнительного образования в Дальневосточном федеральном округе.

Ключевые слова: факультет повышения квалификации, физическая культура и спорт.

о с

CJ

см см

Сегодня наиболее актуальным фактором в сфере физической культуры и спорта считается осознание необходимости сохранения и укрепления здоровья населения. Возрождаются престижность и традиции физического совершенствования не только среди молодежи, но и среди других возрастных групп [1]. Вопросам деятельности в сфере подготовки и профессиональной переподготовки физкультурных кадров, особенно на Дальнем Востоке и Забайкалья уделяется все больше внимания. Сложившаяся, в последнее время, система включает в себе различные формы: краткосрочные курсы, стажировки, подготовка и профессиональная переподготовка, аспирантура, докторантура.

Подготовку квалифицированных специалистов по физической культуре и спорту в Дальневосточном регионе осуществляют факультеты физического воспитания. Основные проблемы, которые испытывают эти образовательные структуры при подготовке и переподготовке кадров являются отдаленность региона, климатические условия и недостаточное финансирование научных исследований.

Опыт работы ФПК ДВФО, в рамках последних лет в области физической культуры и спорта, выстроен в соответствии с региональной концепцией физкультурно-оздоровительной деятельности. Комплексный подход, осуществляемый на основе программ, позволяет решать задачи в повышении квалификации специалистов. К созданию отлаженной системы переподготовки физкультурных кадров необходимо проводить следующие мероприятия:

1. Создание регионального совета переподготовки специалистов.

2. Создание фондов поддержки переподготовки кадров в области физическая культура.

3. Создание единой информационной системы государственной службой занятости работников по ФК в условиях региона

4. Разработка программно-методической литературы для профессиональной переподготовки с учетом особенностей региона

5. Внедрение системы контрактов (договоров) со специалистами, проходящими переподготовку [2].

Разработанные программы носят принципиально новый концептуальный подход, заключающийся в том, что вопросы подготовки и переподготовки физкультурных кадров в регионе должны развиваться в особой социально-экономической зоне, требующей постоянного внимания феде-

ральных органов и учета специфических особенностей региона при осуществлении мер общегосударственной политики. Особенностью организации деятельности ФПК является системный подход в реализации существующих программ.

Рабочие программы, разработанные профессорско-преподавательским составом кафедр физического воспитания для различных категорий специалистов Дальнего Востока и Забайкалья, носят модульный характер, отражающий различные аспекты решения актуальных проблем в повышении квалификации.

Преподавателями кафедры ФВС ТОГУ разработана авторская программа «Маркетинг, коммерческая и финансово-хозяйственная деятельность в сфере физической культуры, спорта и туризма». Материалы программы востребованы не только на ФПК ТОГУ, но читаются и по заказам спортивных комитетов Дальневосточного региона.

Особо остро в Дальневосточном Федеральном округе, в последнее время, стоит вопрос о рынке труда в сфере физической культуры и спорта, на который влияет множество экономических и социальных факторов. Так, насыщенность кадрами (по данным статистических отчетов) составляет 75.9%. Анкетный опрос участников регионального совещания по вопросам физической культуры и спорта показал, что доля специалистов с высшим и средне-специальном физкультурным образованием составляет 61,1%. Наиболее проблематично это выражено в таких регионах как САХА (Якутия), Чукотская А.О., Еврейская А.О., где соотношение составляет менее 50% [4].

Если вопрос подготовки специалистов еще каким-то образом решается силами высших и средних специальных заведений, то проблема переподготовки кадров в регионе, в которых отсутствуют образовательные учреждения крайне затруднена. Вместе с тем, эффективность работы ФПК могла быть и выше, если бы окружные, краевые и областные спорткомитеты вели целенаправленную и систематическую работу в этом направлении. Такая работа не ведется в силу финансовых трудностей физкультурно-спортивных организаций, а также в связи с отсутствием у физкультурных работников стимула к профессиональному росту.

Ежегодно факультет повышения квалификации получает график работы ИПК и ФПК центральных вузов России, но из-за сложного финансового положения (за последние 15 лет) преподаватели там не бывают. Методический совет ТОГУ возобновил постоянно действующий семинар повышения квалификации, но, по нашему мнению, в единую группу не целесообразно объединять профессора и молодого преподавателя. Заслуживает внимания опыт работы РГУФК по проблемам повышения квалификации преподавателей вузов руководящих работников и управленческий персонал физкультурно-спортивных организаций, где прослеживается четырехуровневая структура процесса повышения квалификации преподавателей

(молодые преподаватели, опытные преподаватели, высококвалифицированные молодые преподаватели, высококвалифицированные преподаватели) [3].

Исходя из этого, можно предположить, что слушатели ФПК могут самостоятельно выбрать ту или иную образовательную программу (профессиональная переподготовка, стажировка, краткосрочные курсы). Специалисты высокой квалификации с большим опытом практической деятельности имеют возможность обучаться по индивидуальному графику(стажировка) по программе «Технология спортивной тренировки в избранном виде спорта». Для данной категории слушателей на факультете утверждается индивидуальный план стажировки и тематика реферата, назначается курсовой руководитель. Формы обучения устанавливаются образовательным учреждением в зависимости от сложности образовательных программ и в соответствии с потребностями заказчика на основании договора, заключенного образовательным учреждением повышения квалификации с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, организациями и учреждениями всех форм собственности, государственной службы занятости населения, а также с другими юридическими лицами.

Рабочие программы и индивидуальные планы стажеров предусматривают следующие виды деятельности: самостоятельная теоретическая подготовка, приобретение профессиональных и организационных навыков, изучение организации и технологии средств и методов спортивной подготовки, участие в планировании работы подразделения (кафедры), работа с технологической, нормативной и правовой документацией, выполнение обязанностей работников кафедры (стажер), участие в производственных совещаниях, деловых встреч, «круглых столах».

Таким образом качественное функционирование ФПК зависит от двух аспектов деятельности: слушатели и источники информации. Если со вторым аспектом проблема легко решается, когда на курсах работают высококвалифицированные специалисты (доктора и кандидаты наук, про-фессоры и доценты, «Заслуженные тренеры РФ и России»), то с первым возникает много проблем (финансовые, в одном потоке могут оказаться слушатели с различным уровнем подготовленности). Рабочие программы слушателей ФПК носят модульный характер с использованием различных технологий обучения: дистанционного, индивидуального, ТСО. Модульное построение рабочих программ способствует организованной направленности слушателей, последовательности прохождения материала, более глубокому погружению в предмет и создает плотную информационную деятельность.

Решение данных проблем необходимо осуществлять под постоянным вниманием федеральных органов, совместно с силами краевых, областных, городских спорткомитетов и профессорско-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

преподавательским составом, что позволит повысить эффективность использования физкультурных кадров и повысить их квалификацию.

Литература

1. Акишин Б.А. Непрерывное образование молодежи в области физической культуры // Теория и практика физической культуры: Матер. конф. Казань,- 2006. С. 38.

2. Каргаполов В.П. Некоторые вопросы современной переподготовки физкультурных кадров дальневосточного региона // Физическая культура и здоровье населения Дальнего Востока России: Матер. Конф. Южно-Сахалинск. -1995. С. 128.

3. Менеджмент спортивной организации // Программа для слушателей ФПК. - М.: РГУФКСМиТ, 2018.

4. Совещание специалистов спортивной отрасли субъектов ДВФО: Владивосток, 2016.

PROBLEMS OF MANAGEMENT OF THE PROCESS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN THE FAR EAST FEDERAL DISTRICT

Prikhodko N.K., Zakasovskaya I.N., Ushakov S.V., Fedotova L.V.

Pacific State University, Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation

At present, the newest enterprises have special requirements and conditions in the system of training and retraining of qualified personnel. This issue in the field of physical culture and sports is also of particular relevance. Physical culture and sports in modern society is one of the most dynamic and rapidly developing industries. In the Far Eastern Federal District, there has recently been an increased interest and popularity in professional physical education. This work is devoted to the problems of methodological and organizational, process improvement sphere of physical education, discusses the experience of faculty training, presented with the features of the far East region. The aspects contained in the program of additional special education of students of the Faculty of advanced training have a new conceptual approach and are devoted to specific problems of additional education in the Far Eastern Federal District.

Keywords: Faculty of Advanced Training, Physical Culture and Sports.

References

1. Akishin B.A. Continuous education of young people in the field of physical culture // Theory and practice of physical culture: Mater. Conf. Kazan,- 2006. p. 38.

2. Kargapolov V.P. Some questions of modern retraining of physical culture personnel of the Far Eastern region / / Physical culture and health of the population of the Far East of Russia: Mater. Conf. Yuzhno-Sakhalinsk. - 1995. p. 128.

3. Management of a sports organization / / Program for listeners of the FPC: M -SUFKSMiT, 2018.

4. Meeting of sports industry specialists of the Far Eastern Federal District subjects: Vladivostok, 2016.

о с

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.