Научная статья на тему 'Статистический анализ деятельности учреждений дополнительного профессионального образования'

Статистический анализ деятельности учреждений дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДПО / КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ОТЧЕТЫ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / ADVANCED TRAINING COURSES / PROFESSIONAL RETRAINING / STATISTICAL REPORTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чемпалова Любовь Сергеевна, Красильников Алексей Николаевич

В статье исследовались статистические отчеты Министерства науки и высшего образования РФ по системе дополнительного профессионального образования направления «Физическая культура и спорт». Цель исследования посредством анализа федеральных статистических отчетов выявить динамику реализации программ повышения квалификации по направлениям подготовки в сфере физической культуры и спорта. По итогам определили нисходящую тенденцию по количеству реализуемых программ повышения квалификации, что на наш взгляд входит в противоречие к восходящей тенденции слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чемпалова Любовь Сергеевна, Красильников Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Statistical analysis of the activities of institutions of additional professional education

The article examines statistical reports of the Ministry of science and higher education of the Russian Federation on the system of additional professional education in the field of "Physical culture and sport". The purpose of the study is to identify the dynamics of the implementation of professional development programs in the areas of training in the field of physical culture and sports by analyzing Federal statistical reports. As a result, we determined a downward trend in the number of training programs being implemented, which in our opinion is in contradiction to the upward trend of students.

Текст научной работы на тему «Статистический анализ деятельности учреждений дополнительного профессионального образования»

- 2008. - 4 (21). - С. 97-104.

3. Туманян, Г.С. Теория, методика, организация тренировочной, внетренировочной и соревновательной деятельности. Часть 1. Кн. 1 : Единоборства - виды спорта, учебные дисциплины и объекты научного исследования / Г.С. Туманян, В.В. Гожин, В.Ю. Микрюков. - Москва : Советский спорт, 2002. - 92 с.

REFERENCES

1. Bozhovich, L.I. (1961), Questions ofpsychology, personality of a student, Acad. ped sciences of the RSFSR, Moscow.

2. Baranov, D.V. (2008), "Martial Arts in the system of physical education of students", Herald named I.P. Shamyakin Mozyr State Pedagogical University, No. 4 (21), pp. 97-104.

3. Tumanyan, G.S. (2002), Theory, methodology, organization of training, outside of training and competitive activity, Part 1, Book 1, Martial Arts - sports, educational disciplines and objects of scientific research, Soviet Sport, Moscow.

Контактная информация: hg10678@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.03.2020

УДК 378

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Любовь Сергеевна Чемпалова, кандидат биологических наук, доцент, Алексей Николаевич Красильников, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный

технический университет

Аннотация

В статье исследовались статистические отчеты Министерства науки и высшего образования РФ по системе дополнительного профессионального образования направления «Физическая культура и спорт». Цель исследования - посредством анализа федеральных статистических отчетов выявить динамику реализации программ повышения квалификации по направлениям подготовки в сфере физической культуры и спорта. По итогам определили нисходящую тенденцию по количе -ству реализуемых программ повышения квалификации, что на наш взгляд входит в противоречие к восходящей тенденции слушателей.

Ключевые слова: ДПО, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка, статистические отчеты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p471-474

STATISTICAL ANALYSIS OF THE ACTIVITIES OF INSTITUTIONS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Lyubov Sergeevna Chempalova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Aleksey Nikolaevich Krasilnikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara State

Technical University

Abstract

The article examines statistical reports of the Ministry of science and higher education of the Russian Federation on the system of additional professional education in the field of "Physical culture and sport". The purpose of the study is to identify the dynamics of the implementation of professional development programs in the areas of training in the field of physical culture and sports by analyzing Federal statistical reports. As a result, we determined a downward trend in the number of training programs being implemented, which in our opinion is in contradiction to the upward trend of students.

Keywords: additional professional education, advanced training courses, professional retraining, statistical reports.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ кадрового потенциала в сфере физической культуре и спорта (ФК и С), а именно, системы подготовки спортивного резерва, преподавание дисциплин «Физическая культура», «Элективные дисциплины по физической культуре» в учебных учреждениях, особенностей регулирования труда свидетельствует, о недостаточном уровне подготовленности специалистов, обеспечивающих физкультурно-спортивную и оздоровительную деятельность среди населения [4].

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 47 ФЗ «Об образовании», педагогические работники обязаны пройти курсы повышения квалификации не реже одного раза в три года. Однако, Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 308-ФЗ «О внесении изменения в статью 34.3 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» регламентирует: «...не реже одного раза в четыре года повышение квалификации тренеров, осуществляющих руководство прохождением лицами спортивной подготовки.» [2, 3].

Цель исследования - посредством анализа федеральных статистических отчетов выявить динамику реализации программ повышения квалификации по направлениям подготовки в сфере физической культуры и спорта.

Задачи исследования: 1. Проанализировать нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность системы ДПО. 2. Провести статистический анализ статистических отчетов Министерства науки и высшего образования и проследить динамику развития системы дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры и спорта.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Вопросы дополнительного профессионального образования тренеров и специалистов регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, в соответствии осуществляются работодателем «на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором», федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в котором определено, что не реже одного раза в четыре года необходимо проводить повышение квалификации тренеров, федеральным закона «Об образовании в Российской Федерации», который определяет, что содержание программ определяется образовательной организацией и должно учитывать профессиональные стандарты и квалификационные требования по соответствующим должностям [4].

Проведенный анализ статистических отчетов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за период 2015-2019 гг. указывает на нисходящую тенденцию в численности реализуемых программ курсов повышения квалификации по направлению «Физическая культура и спорт» с 2075 программ в 2015 по 1081 программа в 2019 (рисунок. 1.). Однако, по количеству слушателей курсов повышения квалификации напротив, наблюдаем восходящую тенденцию, с 15503 в 2015 г. - 2638 в 2019 г. соответственно (рисунок 2).

Противоположная ситуация наблюдается с программами профессиональной переподготовки. И по количеству реализуемых программ (рисунок 1) и по количеству слушателей наблюдается четкая тенденция к возрастанию (рисунок 2).

В разрезе подготовки кадров высшей квалификации наблюдается восходящая тенденция повышения квалификации ППС ВУЗов РФ (рисунок 3). С другой стороны, снизилось количество слушателей среди педагогических работников ССУЗов с 2075 в 2016 г. до 644 в 2019 г. (рисунок 3). По формам обучения наблюдается устойчивая восходящая тенденция к заочной форме. В статистических отчетах не представлены данные по использованию дистанционных средств и программ обучения по направлениям подготовки, а общие данные не дадут полной картины применения данных технологий по исследуемому направлению (рисунок 4).

Повышение квалификации Повышение квалификации Профессиональная передподготовка ^^^"Профессиональная переподготовка

2015 2015

3000 30000

2000 20000

2019 1000 2016 2019 10000 2016

0 0

2018 2017 2018 2017

Рисунок 1- Соотношение по количеству реализованных программ курсов повышения квалификации к курсам профессиональной переподготовки в период 20152019 гг.

35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

Рисунок 2 - Соотношение по количеству слушателей программ курсов повышения квалификации к курсам профессиональной переподготовки в период 2015-2019 гг.

25000

Всего

Пед.

Работники ВО

Пед.

Работники СПО

20000 15000 10000 5000 0

Очная

Очно - заочная

Заочная

2017 2018 2019

2016 2017 2018 2019

Рисунок 3 - Динамика соотношения общей численно- Рисунок 4 - Распределение по формам обучения курсов сти слушателей к педагогическим работникам высшего повышения квалификации по направлению «Физиче-и среднего профессионального образования по специ- ская культура и спорт»

альности «Физическая культура и спорт» за период 2016-2019гг.

2015

2019

15503

26380

797599

□ Общепедагогические специальности

□ Физическая культура и спорт

1278395

□ Общепедагогические специальности

□ Физическая культура и спорт

Рисунок 5 - Соотношение слушателей направления «Физическая культура и спорт» к общепедагогическим

направлениям программ ДПО

Как видно из рисунка 5 доля направления «Физическая культура и спорт» за исследуемый период (с 2015 г по 2019 г) не изменилось в процентом соотношении 2% и в 2015 г. и в 2019 г. Стоит отметить, что количество слушателей возросло с 15503 программ курсов повышения квалификации до 26380.

ВЫВОДЫ

Система ДПО является весьма значимым звеном в непрерывном образовании. Направление подготовки «Физическая культура и спорт», как показывают статистические отчеты Министерства высшего образования и науки РФ, является одним из востребован-

ных, ввиду популяризации спорта и здорового образа жизни в России, внедрение ВФСК «ГТО» среди населения, что подразумевает собой необходимость подготовки квалифицированного кадрового состава.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кувшинов, О.Н. Анализ количественных данных подготовки кадров высшей квалификации педагогических специальностей / О.Н. Кувшинов, Л.С. Чемпалова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 5 (171). - С. 180-184.

2. Сурнин, Д.И. Анализ статистических данных кадровой обеспеченности системы образовательных и досуговых учреждений г Тольятти в сфере физической культуры и спорта / Д.И. Сурнин, Н.А. Усачев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 10 (152). - С. 240-244.

3. Сурнин, Д.И. Мониторинг деятельности учреждений дополнительного профессионального образования городского округа Тольятти в сфере физической культуры и спорта / Д.И. Сурнин, Н.А. Усачев // Вестник спортивной науки. - 2018. - № 3. - С. 56-58.

4. Щенникова, М.Ю. Профессиональное образование и система профессиональных квалификаций в области физической культуры и спорта / М.Ю. Щенникова, В.Ф. Костюченко, Т.М. Овсюк // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 329-339.

REFERENCES

1. Kuvshinov, O.N. and Chempalova, L.S. (2019), "Analysis of quantitative data on the training of highly qualified teaching staff", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 171, No. 5, pp. 180-184.

2. Surnin, D.I. and Usachev, N.A. (2017), "Analysis of statistical data on the staffing of the system of educational and leisure institutions of the city of Tolyatti in the field of physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 152, No. 10, pp. 240-244.

3. Surnin, D.I. and Usachev, N.A. (2018), "Monitoring the activities of institutions of continuing professional education in the Togliatti city district in the field of physical education and sports", Vestnik sportivnoy nauki, No. 3, pp. 56-58.

4. ShChennikova, M.Yu., Kostyuchenko, V.F. and Ovsyuk, T.M. (2018), "Professional education and the system of professional qualifications in the field of physical education and sports", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 329-339.

Контактная информация: nauka.tlt@gmail.com

Статья поступила в редакцию 15.03.2020

УДК 796.011

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ I-IV СТУПЕНЕЙ КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» В АСПЕКТЕ ИЗМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Владимир Валентинович Черкасов, кандидат педагогических наук, доцент, Егор Александрович Лапаев, магистрант, Тюменский государственный университет

Аннотация

В статье представлен анализ динамики результатов испытаний I-IV ступеней ВФСК ГТО, проведенных в г. Тобольске в течение 2017-2019 годов. Цель исследования: определить влияние обновленных в 2018 году требований Комплекса ГТО на результаты выполнения детьми 6-15 лет норм 1-4 ступеней. В процессе исследования установлен положительный эффект перевода в метрическую систему оценки тестов на гибкость и выносливость, позволивших повысить объективность результатов испытаний. Внесение корректив оказало влияние на изменение в сторону уменьшения доли награждённых золотыми знаками отличия ГТО, способствовало снижению диспропорции по количественному составу награждённых между представителями различных возрастных групп.

Ключевые слова: физическая подготовленность, дети 6-15 лет, комплекс ГТО, нормы I-IV ступеней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.