Научная статья на тему 'Изучение мотивов занятий игровыми видами спорта и единоборствами студентов во время прохождения элективных курсов по физической культуре'

Изучение мотивов занятий игровыми видами спорта и единоборствами студентов во время прохождения элективных курсов по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ЕДИНОБОРСТВА / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / МОТИВАЦИЯ / PHYSICAL CULTURE / SPORT / MARTIAL ARTS / SPORT GAMES / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамидуллина Гузель Фердинантовна, Питеркина Марина Валентиновна, Пророкова Алла Геннадьевна

Цель исследования изучение интересов и мотивация студентов, выбравших занятия элективными курсами игровых видов спорта и единоборствами. Методика и организация исследования проведено анкетирование 40 студентов 3 курса Казанского национального исследовательского технологического университета. Результаты исследования и их обсуждение в результате анкетного опроса нами выявлено, что ответы респондентов свидетельствуют о том, что они достаточно мотивированы для занятий избранным видом элективного курса и выбрали его, потому что это очень полезно для здоровья и тела, так считают 60-70% опрошенных. Выводы приведенные результаты исследования определили направленность проведения занятий. Особенности проявления мотивации студентов к занятиям элективными курсами физической культуры ложатся в основу тех или иных способов поощрения, контроля и организация занятий, новизной упражнений, динамичностью и эмоциональностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хамидуллина Гузель Фердинантовна, Питеркина Марина Валентиновна, Пророкова Алла Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying the motives for playing sports and martial arts among the students during elective courses in physical education

The purpose of the study is to study the interests and motivation of students who choose to study in electronic courses of sports and martial arts. Methodology and organization of the research a survey of 40 of the 3rd year students of the Kazan National Research Technological University was conducted. The results of the study and their discussion as a result of a questionnaire survey, we revealed that the respondents' answers indicate that they are sufficiently motivated to engage in a chosen type of elective course and chose it because it is very useful for health and body, 60-70% think so as being interviewed. Conclusions the results of the study determined the focus of the classes. Features of the manifestation of students' motivation to engage in physical education elective courses are the basis of various ways of encouraging, controlling and organizing classes, the novelty of exercises, dynamism and emotionality.

Текст научной работы на тему «Изучение мотивов занятий игровыми видами спорта и единоборствами студентов во время прохождения элективных курсов по физической культуре»

ЛИТЕРАТУРА

1. Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» 5 лет: достижения, проблемы, перспективы / С.П. Аршинник, Г.Н. Дудка, К.В. Малашенко, М.Ю. Пушкарный, В.И. Тхорев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 12 (178).

- С. 26-37.

2. Веселкин, М.С. Функциональная стоимость основных средств тренировки юных легкоатлетов / М.С. Веселкин, А.В. Лазуткин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 2. - С. 32-34.

3. Михель, О.И. Функциональная стоимость подвижных игр для подготовки обучающихся к выполнению нормативов ГТО I ступени / О.И. Михель, Н.И. Синявский, А.В. Фурсов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2019. - Т. 4, № 4. - С. 77-84.

4. Синявский, Н.И. Физическая подготовленность школьников на основе выполнения нормативов комплекса ГТО / Н.И. Синявский, Н.Н. Синявский // Инновационные технологии в системе спортивной подготовки, массовой физической культуры и спорта : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 197-201.

5. Филатова, Н. П. Анализ пульсовой стоимости тренировочных заданий ледовой подготовки хоккеистов 16-17 лет / Н.П. Филатова, О.Н. Кудря, М.И. Мелентьев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 283-288.

REFERENCES

1. Arshinnik, S.P., Dudka, G.N., Malashenko, K.V., Pushkamy, M.Yu. and Tkhorev, V.I. (2019), "All-Russian sports complex "Ready for work and defense" 5 years: achievements, problems, prospects", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 12 (178), pp. 26-37.

2. Veselkin, M.S. and Lazutkin, A.V. (2019), "Functional cost of fixed assets for training young athletes", Physical education: education, training, No. 2, pp. 32-34.

3. Mikhel, O.I. Sinyavskiy, N.I. and Fursov, A.V. (2019), "Functional cost of outdoor games for preparing students to fulfill the standards of the TRP I stage", Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation, No. 4, pp. 77-84.

4. Sinyavskiy, N.I. and Sinyavskiy, N.N. (2019), "Physical fitness of schoolchildren on the basis of fulfilling the standards of the TRP complex", Innovative technologies in the system of sports training, mass physical education and sports. The collection of materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation, St. Petersburg, pp.197-201.

5. Filatova, N.P., Kudrya, O.N. and Melentiev, M.I. (2018), "Analysis of the pulse value of training tasks for ice training of hockey players 16-17 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (159), pp. 283-288.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.03.2020

УДК796.011.3

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ ЗАНЯТИЙ ИГРОВЫМИ ВИДАМИ СПОРТА И ЕДИНОБОРСТВАМИ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Гузель Фердинантовна Хамидуллина, доцент, Марина Валентиновна Питеркина,

старший преподаватель, Алла Геннадьевна Пророкова старший преподаватель, Казанский национальный исследовательский технологический университет

Аннотация

Цель исследования - изучение интересов и мотивация студентов, выбравших занятия элективными курсами игровых видов спорта и единоборствами. Методика и организация исследования

- проведено анкетирование 40 студентов 3 курса Казанского национального исследовательского технологического университета. Результаты исследования и их обсуждение - в результате анкетно-

го опроса нами выявлено, что ответы респондентов свидетельствуют о том, что они достаточно мотивированы для занятий избранным видом элективного курса и выбрали его, потому что это очень полезно для здоровья и тела, так считают 60-70% опрошенных. Выводы - приведенные результаты исследования определили направленность проведения занятий. Особенности проявления мотивации студентов к занятиям элективными курсами физической культуры ложатся в основу тех или иных способов поощрения, контроля и организация занятий, новизной упражнений, динамичностью и эмоциональностью.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, единоборства, спортивные игры, мотивация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p467-471

STUDYING THE MOTIVES FOR PLAYING SPORTS AND MARTIAL ARTS

AMONG THE STUDENTS DURING ELECTIVE COURSES IN PHYSICAL

EDUCATION

Guzel Ferdinantovna Hamidullina, the senior lecturer, Marina Valentinovna Piterkina, the

senior teacher, Alla Gennadyevna Prorokova, the senior teacher, Kazan National Research

Technological University

Abstract

The purpose of the study is to study the interests and motivation of students who choose to study in electronic courses of sports and martial arts. Methodology and organization of the research - a survey of 40 of the 3rd year students of the Kazan National Research Technological University was conducted. The results of the study and their discussion - as a result of a questionnaire survey, we revealed that the respondents' answers indicate that they are sufficiently motivated to engage in a chosen type of elective course and chose it because it is very useful for health and body, 60-70% think so as being interviewed. Conclusions - the results of the study determined the focus of the classes. Features of the manifestation of students' motivation to engage in physical education elective courses are the basis of various ways of encouraging, controlling and organizing classes, the novelty of exercises, dynamism and emotionality.

Keywords: physical culture, sport, martial arts, sport games, motivation.

Физическая культура, являясь частью общей культуры человечества, вбирает в себя многовековой опыт подготовки человека к жизни, освоению, развитию и управления заложенными в него природой физическими и психическими способностями. Прохождение студентом элективного курса по физической культуре приобщает его к ценностям физической культуры, помогает сформировать свою собственную физическую культуру, обеспечивает жизненно необходимый уровень двигательной активности и психофизической подготовленности к требованиям современной жизни, успешному учебному труду и будущей профессиональной деятельности [1-3]. С целью поиска путей улучшения преподавания данной дисциплины и определения уровня охвата студентов различными формами занятий физическими упражнениями, круга их физкультурно-спортивных интересов, мотивов в этой сфере деятельности нами проведено анкетирование студентов.

В вузе обучается студенты с различными интересами и желанием заниматься спортивной деятельностью. Важно отметить, что в студенческие годы многие молодые люди только начинают свою спортивную карьеру и важно им помочь определиться, в каком направлении им необходимо работать. Для этого на базе университета преподаются элективные курсы физической культуры. Для определения интересов студентов в ниже приведённой анкете приведены вопросы, которые помогут определить для них наиболее эффективную программу. Разработанная нами анкета включала 10 вопросов и 32 подвопроса закрытого, полузакрытого и открытого типа.

Первой задачей нашего исследования являлось изучение мнения студентов о том, каким видам спорта они отдают предпочтение. Анализ ответов на вопрос: Каким видом двигательной деятельности Вы предпочитаете (ли) заниматься? свидетельствует о том, что большинство респондентов отдают предпочтение спортивным играм 48% опрошенных (19 человек), 37% респондентов предпочитают посещать занятия по единоборствам

(15 человек), и 15% (6 студентов) - выбирают другой вид спорта. При этом из 19 студентов выбравших спортивные игры, лишь 11 респондентов (58%) считают, что игровые виды спорта являются универсальным средством развития физической формы. Из 15 студентов выбравших единоборства, 14 респондентов (93%)- считают, что единоборства являются универсальным средством развития физической формы. Любопытным, на наш взгляд является анализ ответов на вопрос «С какой целью Вы выбрали занятия спортивными играми или единоборствами?» Респондентам предлагалось пронумеровать ответы по степени важности: самый важный, на Ваш взгляд, отметьте цифрой 1, менее важный -цифрой 2, и так далее, до цифры 12 (таблица 1)

Таблица 1 - Распределение ответов на вопрос: «С какой целью Вы выбрали занятия спорту_

№ п/п С какой целью Вы выбрали занятия спортивными играми или единоборствами? Распределение ответов респондентов (кол-во) В процентах

1 желание получить следующий спортивный разряд; 21 52%

2 с целью развития координационных способностей, необходимых в любом виде спорта; 10 25%

3 желание воспитать целеустремленность; 8 20%

4 чтобы получить спортивную форму, инвентарь; 3 7,5%

5 укрепления здоровья; 25 62,5%

6 по совету друзей (товарищей); 9 22,5%

7 чтобы иметь больше друзей и товарищей; 6 15%

8 потому что занятия спортом позволяют повысить авторитет среди студентов и преподавателей; 7 17,5%

9 потому что спортсмены имеют возможность получать ценные призы и подарки; 12 30%

10 чтобы бросить дурные привычки и порвать с дурной компанией; 3 7,5%

11 потому что мне приятно ощущать физическое превосходство над другими; 4 10%

Ответы респондентов свидетельствуют о том, что не зависимо от выбранного вида спорта (спортивные игры или единоборства) целью занятий является укрепление здоровья, желание получить следующий разряд и желание получать ценные призы. Изучая мотивацию студентов к занятиям элективным курсом, мы анализировали ответы на вопрос: Считаете ли Вы, что Ваша мотивация достаточна для достижения поставленных целей занятий выбранным вами элективным курсом? Ответы респондентов 100% свидетельствуют о том, что они достаточно мотивированы для занятий избранным видом элективного курса. Об этом также свидетельствуют ответы респондентов на вопрос: В какой степени проявляется у Вас интерес к занятиям элективным курсом? 90% опрошенных респондентов всегда с удовольствием идут на занятия, и лишь у 10% иногда бывает нежелание заниматься. Интерес для нас представлял анализ результатов на вопрос: Какими приемами повышения вашего интереса к занятиям вы пользуетесь? Ответы респондентов представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Распределение ответов на вопрос: «Какими приемами повышения вашего интереса к занятиям вы пользуетесь?»_

№ п/п Какими приемами повышения вашего интереса к занятиям вы пользуетесь? Распределение ответов респондентов (кол-во) В процентах

1 интересуюсь результатами занятий; 12 30%

2 хвалю себя за любой результат занятия; 12 30%

3 убеждаю себя в возможности достичь высоких результатов в спорте; 8 20%

4 поощряю себя за результаты занятий; 6 15%

5 подбираю модную и красивую спортивную экипировку; - 0%

6 осуществляем походы на спортивные мероприятия; 2 5%

Исследование мнения студентов о том, какие средства спортивной тренировки наиболее привлекательны для респондентов, показало, что большинство опрошенных

(45%) отдают предпочтение играм и эстафетам, на второе место (37,5%) респондентов ставят групповые упражнения, на третье место - акробатические упражнения (30%) опрошенных. В то же время незначительная часть респондентов считают, что также необходимо использовать упражнения на координацию и на реакцию на развитие силовых способностей, на развитие гибкости, быстроты, а также прикладные упражнения.

Таблица 3 - Распределение ответов на вопрос: «Какие упражнения больше всего нравятся Вам? (пронумеруйте ответы по степени важности: самый важный, на Ваш взгляд, отметьте цифрой 1, менее важный - цифрой 2, и так далее, до цифры 8)__

№ п/п Какие средства спортивной тренировки необходимо использовать в работе с спортивно-оздоровительными группами? Распределение ответов респондентов (кол-во) В процентах

1 упражнения на координацию; 5 12,5%

2 упражнения для развития силовых способностей; 8 20%

3 упражнения для развития гибкости; 4 10%

4 упражнения для развития быстроты; 4 10%

5 групповые упражнения (выполняемые в парах или командой); 15 37,5%

6 игры и эстафеты; 18 45%

7 акробатические упражнения; 12 30%

8 прикладные упражнения (лазания, метания, ползания, преодоления препятствий и т.д.) 6 15%

Одним из аспектов исследования стал вопрос о том, Почему вы выбрали элективный курс по единоборствам? Оказалось, что большинство опрошенных считают, что это очень полезно для здоровья и тела - 60%, шаговая доступность до спортзала - 30%, по совету друзей - 10%.

Не менее интересными на наш взгляд оказались ответы респондентов на вопрос: Почему вы выбрали элективный курс по игровым видам спорта?

а) это очень полезно для здоровья и тела - 70%;

б) шаговая доступность до спортзала - 20%;

в) по совету друзей - 5%;

г) другое - 5%.

Таким образом, эффективность анкетирования и методов формирования положительной мотивации занятий игровыми видами и единоборствами студентов во время элективных курсов по физической культуре студентов 3 курса была доказана экспериментом, и было определено, что большинство студентов занимаются спортивными играми для укрепления здоровья. По результатам анкетирования было выявлено, что студенты предпочитают элективные курсы по игровым видам спорта и единоборствам, однако стоит отметить, что игровые виды спорта являются более интересными, поэтому стоит сделать акцент на внесение в программу по единоборствам: подвижных игр, эстафет, групповые упражнения. Также студенты считают, что проводимые преподавателем занятия являются эффективными и достаточно интересными.

Для дальнейшего развития единоборств, в программе элективных курсов и для повышения мотивации студентов стоит проводить различные встречи со спортсменами, достигшими высоких достижений в единоборствах, а также проводить соревнования. Нужно также отметить, что на эффективность формирования положительной мотивации студентов большое влияние имеет тот психологический климат, который создает преподаватель в процессе обучения, а также степень увлеченности его своим учебным предметом. Большую роль играет создание условий предвосхищения успехов у учащихся или спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Божович, Л.И. Вопросы психологии, личности школьника / Л.И. Божлвич. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 407 с.

2. Баранов, Д.В. Единоборства в системе физического воспитания студентов / Д.В. Баранов // Вестник Мозырского государственного педагогического университета имени И. П. Шамякина

- 2008. - 4 (21). - С. 97-104.

3. Туманян, Г.С. Теория, методика, организация тренировочной, внетренировочной и соревновательной деятельности. Часть 1. Кн. 1 : Единоборства - виды спорта, учебные дисциплины и объекты научного исследования / Г.С. Туманян, В.В. Гожин, В.Ю. Микрюков. - Москва : Советский спорт, 2002. - 92 с.

REFERENCES

1. Bozhovich, L.I. (1961), Questions ofpsychology, personality of a student, Acad. ped sciences of the RSFSR, Moscow.

2. Baranov, D.V. (2008), "Martial Arts in the system of physical education of students", Herald named I.P. Shamyakin Mozyr State Pedagogical University, No. 4 (21), pp. 97-104.

3. Tumanyan, G.S. (2002), Theory, methodology, organization of training, outside of training and competitive activity, Part 1, Book 1, Martial Arts - sports, educational disciplines and objects of scientific research, Soviet Sport, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.03.2020

УДК 378

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Любовь Сергеевна Чемпалова, кандидат биологических наук, доцент, Алексей Николаевич Красильников, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный

технический университет

Аннотация

В статье исследовались статистические отчеты Министерства науки и высшего образования РФ по системе дополнительного профессионального образования направления «Физическая культура и спорт». Цель исследования - посредством анализа федеральных статистических отчетов выявить динамику реализации программ повышения квалификации по направлениям подготовки в сфере физической культуры и спорта. По итогам определили нисходящую тенденцию по количе -ству реализуемых программ повышения квалификации, что на наш взгляд входит в противоречие к восходящей тенденции слушателей.

Ключевые слова: ДПО, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка, статистические отчеты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p471-474

STATISTICAL ANALYSIS OF THE ACTIVITIES OF INSTITUTIONS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Lyubov Sergeevna Chempalova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Aleksey Nikolaevich Krasilnikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara State

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Technical University

Abstract

The article examines statistical reports of the Ministry of science and higher education of the Russian Federation on the system of additional professional education in the field of "Physical culture and sport". The purpose of the study is to identify the dynamics of the implementation of professional development programs in the areas of training in the field of physical culture and sports by analyzing Federal statistical reports. As a result, we determined a downward trend in the number of training programs being implemented, which in our opinion is in contradiction to the upward trend of students.

Keywords: additional professional education, advanced training courses, professional retraining, statistical reports.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.