Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА МОСКВЫ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА МОСКВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL ACTIVITIES / PROFESSIONAL ORIENTATION / VOCATIONAL RETRAINING PROGRAM / VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерегина Светлана Владимировна, Тарасенко Константин Николаевич

Развитие физической культуры и спорта в регионе привлекает трудовые ресурсы на новые места работы. Мобильность кадров и готовность к обучению обеспечивает их высокую конкурентоспособность на рынке труда. Профессиональные стандарты выдвигают требования к уровню образования и квалификации работников. Профессиональная переподготовка позволяет удовлетворить образовательные и профессиональные потребности человека. Выявлены наиболее востребованные специалистами программы дополнительного профессионального образования в области физической культуры и спорта в Москве. Методы исследования: анализ научнометодической литературы, анализ документальных материалов, анкетирование, экспертная оценка. Наиболее востребованными программами переподготовки специалистов, работающих в области физической культуры и спорта, являются «Спортивный менеджмент» и «Теория и методика спортивной подготовки». В процессе разработки и реализации программ дополнительного образования следует учитывать возраст слушателей. Наиболее актуальными для слушателей являются программы, формирующие знания, умения и навыки работы на конкретных должностях. В перспективе необходимы программы, учитывающие индивидуальные, образовательные траектории для каждого слушателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерегина Светлана Владимировна, Тарасенко Константин Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ORGANIZATION OF ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN MOSCOW

The development of physical culture and sports in the region attracts the workforce to new jobs. Staff mobility and training readiness ensure their high competitiveness in the labor market. Professional standards put forward requirements for the level of education and qualifications of employees. Professional retraining can meet the person's educational and professional needs. The most sought-after programs of additional vocational education in the field of physical culture and sports in Moscow have been identified. Research methods: the analysis of scientific and methodical literature, analysis of documentary materials, questionnaire, expert assessment. The most popular retraining programs for specialists working in the field of physical culture and sports are "Sports Management" and "Theory and Method of Sports Training". The age of students should be taken into account in the development and implementation of additional education programs. The most relevant programs for the students are programs that form knowledge, skills and skills in specific positions. In the future, programs are needed that take into account individual, educational trajectories for each listener.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА МОСКВЫ»

loads: teaching aid, TVT Division, Moscow.

2. Kazakova, O.A., Ivanova, L.A., Danilova, A.M., Kurochkina, N.E. and Shehanin, V.I. (2020), "Model characteristics of morphological and functional features of adolescents 11-13 years old in the training process", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179), рр. 155-158.

3. Kamilova, R.T. Mavlyanova, Z.F. and Abdusamatova, B.E. (2016), "Evaluation of the impact of systematic volleyball on somatotypological characteristics of the body", Bulletin of the Kazakh National Medical University, No. 4, рр. 212-217.

4. Markov, K.K. and Pashkova, N.V. (2007), "Problems of improving the methodology of motor training in volleyball", Training of specialists in physical education and sports in modern conditions: regional scientific-practical conference, Krasnoyarsk, рр. 113-116.

5. Shikota, I.I. (2002), "The rate of biological maturation, type of constitution, physical development and physical fitness of children in Eastern Siberia", Morphology, Vol. 121, No. 2, рр. 143-149.

6. Bayios, I.A., Bergeles, N.K., Apostolidis, В. et al. (2006), "Anthropometric, body composition and somatotype differences of Greek elite female basketball, volleyball and handball players", J. Sports Med Phys Fitness, Vol. 46, No. 2, рр. 271-280.

7. Busko, K. Lewandowska, J., Lipinska, M. et al. (2013), "Somatotype-variables related to muscle torque and power output in female volleyball players", Acta Bioeng Biomech., Vol. 15, No. 2, рр. 19-26.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.07.2020

УДК 796.082.1

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА МОСКВЫ

Светлана Владимировна Ерегина, доктор педагогических наук, доцент, Московский государственный институт физической культуры, спорта и туризма имени Ю.А. Сен-кевича, Москва; Константин Николаевич Тарасенко, кандидат педагогических наук, Детско-юношеский спортивный клуб «Явара-М», Москва

Аннотация

Развитие физической культуры и спорта в регионе привлекает трудовые ресурсы на новые места работы. Мобильность кадров и готовность к обучению обеспечивает их высокую конкурентоспособность на рынке труда. Профессиональные стандарты выдвигают требования к уровню образования и квалификации работников. Профессиональная переподготовка позволяет удовлетворить образовательные и профессиональные потребности человека. Выявлены наиболее востребованные специалистами программы дополнительного профессионального образования в области физической культуры и спорта в Москве. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анализ документальных материалов, анкетирование, экспертная оценка. Наиболее востребованными программами переподготовки специалистов, работающих в области физической культуры и спорта, являются «Спортивный менеджмент» и «Теория и методика спортивной подготовки». В процессе разработки и реализации программ дополнительного образования следует учитывать возраст слушателей. Наиболее актуальными для слушателей являются программы, формирующие знания, умения и навыки работы на конкретных должностях. В перспективе необходимы программы, учитывающие индивидуальные, образовательные траектории для каждого слушателя.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональная ориентация, программа профессиональной переподготовки, профессиональное образование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p119-124

FEATURES OF ORGANIZATION OF ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN

MOSCOW

Svetlana Vladimirovna Eregina, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State Institute of Physical Culture, Sports and Tourism named after YuA. Senkevich, Moscow;

Konstantin Nikolaevich Tarasenko, the candidate of pedagogical sciences, Yavara-M Children's and Youth Sports Club, Moscow

Abstract

The development of physical culture and sports in the region attracts the workforce to new jobs. Staff mobility and training readiness ensure their high competitiveness in the labor market. Professional standards put forward requirements for the level of education and qualifications of employees. Professional retraining can meet the person's educational and professional needs. The most sought-after programs of additional vocational education in the field of physical culture and sports in Moscow have been identified. Research methods: the analysis of scientific and methodical literature, analysis of documentary materials, questionnaire, expert assessment. The most popular retraining programs for specialists working in the field of physical culture and sports are "Sports Management" and "Theory and Method of Sports Training". The age of students should be taken into account in the development and implementation of additional education programs. The most relevant programs for the students are programs that form knowledge, skills and skills in specific positions. In the future, programs are needed that take into account individual, educational trajectories for each listener.

Keywords: professional activities, professional orientation, vocational retraining program, vocational education.

ВВЕДЕНИЕ

В современных социально-экономических условиях важным аспектом эффективной профессиональной деятельности является мобильность кадров. Система подготовки специалистов во многом содействует развитию их профессионального самоопределения и принятия профессии как своей будущности [3]. Современная система профессиональной ориентации студентов не является достаточно эффективной, что часто приводит к последующей смене выпускниками вузов вида профессиональной деятельности. Смена вида профессиональной деятельности может быть связана с развитием физкультурно-спортивной отрасли региона и открытием новых рабочих мест. В этих случаях происходит «переход» специалистов в новый вид профессиональной деятельности. Обучение по программам дополнительного образования повышает готовность специалиста выдержать конкуренцию в современных условиях рыночных отношений [1].

Профессиональная переподготовка содействует удовлетворению образовательных и профессиональных потребностей, профессиональному развитию человека, обеспечивает соответствие его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Цель исследования - выявить востребованность специалистами программ дополнительного профессионального образования в области физической культуры и спорта в Москве.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основными методами исследования явились анализ научно-методической литературы, анализ документальных и архивных материалов, анкетирование, экспертная оценка.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование проводилось на базе ГБУ ДПО «Московский учебно-спортивный центр» Департамента спорта г. Москвы. В исследовании приняли участие 144 специалиста, обучающихся по программам профессиональной переподготовки в области физической культуры и спорта в период 2018-2019 гг.

По программе профессиональной переподготовки «Спортивный менеджмент» обучались 77 человек. По программе «Теория и методика спортивной подготовки» обучение проходили 67 человек. Обучение слушателей проводилось как за счет бюджетных средств, так и на внебюджетной основе.

Были определены возрастные группы слушателей, обучающихся по программам «Спортивный менеджмент» и «Теория и методика спортивной подготовки» (таблица 1).

Таблица 1 - Возрастные группы слушателей, обучающихся по программам профессиональной переподготовки (п=144)_

№ п/п Название программы Количество слушателей (%) Средний возраст (лет)

До 30 лет 31-50 лет 51 и старше

1 Спортивный менеджмент 9,09 68,83 22,08 42

2 Теория и методика спортивной подготовки 34,33 55,22 10,45 37

Средний возраст слушателей программ профессиональной переподготовки различается. По программе «Спортивный менеджмент» средний возраст обучающихся - 42 года, по программе «Теория и методика спортивной подготовки» - 37 лет. Наиболее активная группа слушателей по критерию «востребованность обучения» - специалисты 31-50 лет. Слушатели, обучающиеся на программе «Спортивный менеджмент» в среднем на 5 лет старше, чем слушатели программы «Теория и методика спортивной подготовки».

Выявлено, что на программах профессиональной переподготовки обучается значительно больше мужчин - 83 человека, чем женщин - 61 человек. Для мужчин и женщин (возраст 31-50 лет) более востребованной является программа «Спортивный менеджмент» (таблицы 2, 3).

Таблица 2 - Возраст слушателей-женщин, обучающихся по программам профессиональной переподготовки (п=61)_

№ Название программы n Количество слушателей (%) Средний воз-

п/п До 30 лет 31-50 лет 51 и старше раст (лет)

1 Спортивный менеджмент 33 14,29 65,71 20 32

2 Теория и методика спортивной подготовки 28 39,29 50 10,71 36

При этом 39,29% слушателей-женщин до 30 лет выбирают обучение по программе «Теория и методика спортивной подготовки» и всего 14,29% женщин такого же возраста выбирают программу «Спортивный менеджмент». Основная возрастная группа женщин, проходящих обучение по программам профессиональной переподготовки, составляет 3150 лет.

Таблица 3 - Возраст слушателей-мужчин, обучающихся по программам профессиональной переподготовки (п=83)_

№ Название программы n Количество слушателей (%) Средний воз-

п/п До 30 лет 31-50 лет 51 и старше раст (лет)

1 Спортивный менеджмент 44 4,76 71,43 23,81 43

2 Теория и методика спортивной подготовки 39 30,75 59 10,25 37

У мужчин наблюдаются тенденции, сходные с группой слушателей женщин. Установлено, что 30,75% мужчин (их средний возраст до 30 лет) выбрали обучение по программе «Теория и методика спортивной подготовки». Значительное количество обучающихся мужчин 31-50 лет выбрали программу «Спортивный менеджмент» - 71,43% от всех опрошенных. Выявлено, что мужчины до 30 лет реже выбирают программу «Спортивный менеджмент» (4,76% опрошенных), чем программу «Теория и методика спортив-

ной тренировки» (30,75% опрошенных). Установлено базовое образование слушателей программ профессиональной переподготовки в области физической культуры и спорта существенно различается (таблица 4).

Таблица 4 - Базовое образование слушателей программ профессиональной переподготовки (п=144)_

№ п/п Название " программы Базовое образование " Количество слушателей программы (%)

Спортивный менеджмент Теория и методика спортивной подготовки

1 Педагогическое 24,67 34,33

2 Экономическое 20,78 28,36

3 Юридическое 12,99 7,46

4 Инженерно-техническое 18,18 11,94

5 Управленческое 6,49 1,49

6 Военное 3,9 -

7 Другое (биология, дизайн, журналистика) 12,99 16,42

Определено, что наибольшее количество слушателей, обучающихся по программе «Спортивный менеджмент» имеют базовое педагогическое образование (24,67% опрошенных) и различную квалификацию: учитель физической культуры, специалист по физической культуре и спорту, педагог по физической культуре, учитель по различным предметам, тренер, организатор-методист дошкольного образования и др. Таких слушателей было выявлено 24,67% от всех опрошенных. Значительное количество слушателей, обучающиеся по программе «Спортивный менеджмент», ранее окончили экономические (20,78% опрошенных), юридические (12,99% опрошенных) и другие вузы.

Многие слушатели, обучающиеся по программе профессиональной переподготовки «Теория и методика спортивной подготовки», также имеют базовое педагогическое образование - 34,33% слушателей. У значительной части слушателей этой программы переподготовки - 28,36% образование экономическое. Эта группы слушателей имеет квалификацию по диплому: экономист, экономист-менеджер и др.

Опросы показали, что, обучаясь по программе профессиональной переподготовки «Спортивный менеджмент», часть слушателей стремиться повысить свои знания и сформировать компетенции в изучении нормативных и методических основ сферы физической культуры и спорта (опрошенные - слушатели-специалисты, имеющие не физкультурное образование). Другая часть слушателей стремится освоить знания, умения и навыки менеджмента, применительно к сфере физической культуры и спорта (опрошенные - слушатели-специалисты, имеющие физкультурное образование).

Определение социального статуса слушателей проводилось по их анкетам. Установлено, что часть слушателей программы «Теория и методика спортивной подготовки» в период обучения являлись безработными (28% опрошенных). Предполагается, что это связано со строгими требованиями к образованию работников, трудоустраивающихся в физкультурно-спортивные учреждения. Большинство опрошенных слушателей этой программы планировали трудоустроиться в спортивные школы и центры физической культуры и спорта Москвы. Установлено, что 72% опрошенных слушателей уже трудоустроены, как в государственные физкультурно-спортивные организации, так и в коммерческие (таблица 5).

Таблица 5 - Места работы слушателей программы профессиональной подготовки «Теория и методика спортивной подготовки»_

№ п/п Должность Количество слушателей (%)

1 Директор, президент организации (федерации) 12,5

2 Заместитель директора 4,17

3 Инструктор-методист, инструктор по фитнесу, спортсмен-инструктор 14,58

4 Тренер, преподаватель 43,75

5 Другое (инженер, администратор, начальник отдела, декан) 25

Можно отметить, что специалисты, обучающиеся по программе «Теория и методика спортивной подготовки», преимущественно работают тренерами - 43,75% опрошенных и остро нуждаются в получении «профильного» образования для соответствия требованиям профессионального стандарта.

На программе «Спортивный менеджмент» слушателей, являющихся безработными в период обучения, не выявлено. Все слушатели осуществляли трудовую деятельность в сфере физической культуры и спорта г. Москвы и обучались на бюджетной основе (таблица 6).

Таблица 6 - Места работы слушателей программы профессиональной подготовки «Спортивный менеджмент»

№ п/п Должность Количество слушателей (%)

1 Директор, заведующий спортивным комплексом 23,38

2 Заместитель директора 28,57

3 Инструктор-методист, старший инструктор-методист, инструктор по спорту 6,49

4 Начальник отдела (хозяйственного, общего, по спортивно-массовой работе) 7,79

5 Специалист (по связям с общественностью, спортивного отдела) 5,2

6 Другое (экономист, юрисконсульт, инженер, документовед и пр.) 28,57

В процессе анализа мест работы слушателей, обучающихся по программе «Спортивный менеджмент», определено, что значительная часть опрошенных - руководители физкультурно-спортивных учреждений.

ВЫВОДЫ

Сфера физической культуры и спорта Москвы активно развивается и требует увеличения количества специалистов, имеющих различную квалификацию. Для успешного развития отрасли необходимы, как высококвалифицированные управленцы, так и специалисты других направлений. Наиболее активный возраст слушателей, обучающихся по программе «Теория и методика спортивной подготовки», специалисты до 30 лет, по программе «Спортивный менеджмент» возраст слушателей с 31 до 40 лет. Эти особенности следует учитывать при разработке содержания программ профессиональной переподготовки в области физической культуры и спорта. Наиболее актуальными для слушателей являются программы, формирующие знания, умения и навыки специалистов для работы на конкретных должностях и программы, учитывающие индивидуальные образовательные траектории для слушателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грызлова, Л.В. Подготовка профессиональных кадров по физической культуре и спорту в условиях модернизации высшего образования / Л.В. Грызлова, А.В. Кокурин // Теория и практика физической культуры. -2015. - № 8. - С. 13-14.

2. Ерегина, С.В. Роль профессионального стандарта «ТРЕНЕР» в повышении эффективности организации спортивной подготовки / С.В. Ерегина, К.Н. Тарасенко // Детский тренер. -2015. - № 4. - С. 72-80.

3. Колодезникова, М.Г. Профессиональное самоопределение будущих специалистов по физической культуре и спорту на этапе обучения в вузе / М.Г. Колодезникова // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 10. - С. 13-14.

4. Стратегия подготовки специалистов по физической культуре и спорту на юге России / Н.В. Чертов, Т.А. Степанова, О.В. Чертов, В.А. Фомин // Теория и практика физической культуры. -2020. - № 1. - С. 8-10.

REFERENCES

1. Gryzlova, L.V. and Kochurin, A.V. (2015), "Training of professional personnel in physical culture and sports in the conditions of modernization of higher education", Theory and practice of physi-

cal culture, No. 8, pp. 13-14.

2. Eregina S.V. and Tarasenko, K.N. (2015), "Role of the professional standard "TRUMP" in improving the effectiveness of sports training organization", Children's coach, No. 4, pp. 72-80.

3. Kolodeznikova, M.G. (2012), "Professional self-determination of future specialists in physical culture and sports at the stage of training at the university", Theory and practice of physical culture, No. 10, pp. 13-14.

4. Chertov, N.V., Stepanova, T.A., Chertov, O.V. and Fomin, V.A. (2020), "Strategy for training specialists in physical culture and sports in southern Russia", Theory and practice ofphysical culture, No. 1. - P. 8-10.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.07.2020

УДК 796.814

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЮНОШЕЙ-САМБИСТОВ

Александр Николаевич Жаворонков, тренер, Спортивная школа «Борец», Москва; Сергей Евгеньевич Табаков, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва

Аннотация

Введение - Спортивная подготовка самбистов в юношеском возрасте является важным этапом подводки к соревновательной деятельности для надежного и результативного выступления затем в спорте высших достижений. В настоящее время существует большое количество методик спортивной подготовки. На этапе, предшествующем спорту высшего мастерства, важно совершенствовать технико-тактическую подготовку, направленную на улучшение показателей, которые являются значимыми для модели технико-тактической подготовленности спортсменов высшей квалификации. Цель исследования - определить влияние методики спортивной подготовки юношей-самбистов на параметры технико-тактической подготовленности. Методика и организация исследования - в исследовании использовались педагогическое наблюдение, анализ видеоматериалов соревновательных поединков, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Исследованы показатели соревновательной деятельности 20 спортсменов. Даны практические рекомендации для тренеров и спортсменов. Выводы - экспериментальная методика позволила повысить показатели эффективности ведения схватки юношей-самбистов в условиях соревнований.

Ключевые слова: двигательный навык, показатели технико-тактической подготовленности, самбо, юноши.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p124-128

EFFICIENCY CRITERIA OF COMPETITIVE ACTIVITY OF YOUTH SAMBO

WRESTLERS

Aleksandr Nikolaevich Zhavoronkov, the coach, Sports School "Borec", Moscow; Sergey Evgenyevich Tabakov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow

Abstract

Introduction - Sports training of sambo athletes at adolescence age is an important stage in the approach to competitive activity for the reliable and effective performance later in elite sports. Currently, there are a large number of sports training methods. At the stage preceding the sport of the highest skill, it is important to improve the technical and tactical training aimed at improving the indicators, which are significant for the model of the technical and tactical preparedness of highly qualified athletes. The purpose of the study - to determine the influence of the methodology of sports training among the young sambo athletes on the parameters of technical and tactical readiness. Methodology and organization of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.