10. Wyscout : [сайт]. - URL: https://wyscout.com (дата обращения: 01.04.2020).
REFERENCES
1. Guba, V.P., Antipov, A.V. and Presnyakov, V.V. (2017), "Instat system as a criterion for evaluating the effectiveness of technical and tactical actions of football players", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 74.
2. Stetsenko, N.V. and Shirobakina, E.A. (2019), "Digitalization in the field of physical culture and sports: state of the issue", Science and Sport: Modern Trends, Vol. 22, No. 1 (22), pp. 35-40.
3. Sushchenko, V.P., Agayev, R.A., Schegolev, V.A. and Zverev, N.M. (2019), "Orientation of students-athletes on the health of developing behavior", Collection Science Week SPbPU. Materials of a scientific conference with the participation of RS, St. Petersburg, pp. 167-169.
4. Khrustalev, G.A. and Guba, V.P. (2015), "The concept of management of competitive activity of elite teams in sports games", Theory and Practice of Physical Culture, No 6, pp. 27.
5. Harrison, C.K. and Bukstein, S. (2016), Sport Business Analytics: Using Data to Increase Revenue and Improve Operational Efficiency, Auerbach Publications, UK.
6. Hudl (2006), "The game never stops", available at: https://www.hudl.com/en_gb/ (accessed 1 April 2020).
7. InStat (2007), "Analytical reports", available at: https://instatsport.com/football/analytical_reports (accessed 1 April 2020).
8. Masteralexis, L.P., Barr, C.A. and Hums, M. (2018), Principles and Practice of Sport Management, Jones and Bartlett Learning, UK.
9. Optapro (1996), "News and Analysis", available at: https://www.optasportspro.com/about-optapro/ (accessed 1 April 2020).
10. Wyscout (2004), "The Football Platform", available at: https://wyscout.com (accessed 1 April
2020).
Контактная информация: [email protected].
Статья поступила в редакцию 09.04.2020
УДК 796.077.4
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ИНСТРУКТОРОВ-МЕТОДИСТОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Светлана Владимировна Ерегина, доктор педагогических наук, доцент, Московский государственный институт физической культуры, спорта и туризма имени Ю.А. Сен-кевича, Москва; Константин Николаевич Тарасенко, кандидат педагогических наук, Детско-юношеский спортивный клуб «Явара-М», Москва
Аннотация
Уровень подготовленности инструкторов-методистов для спортивных школ должен соответствовать требованиям профессионального стандарта. Профессиональное образование недостаточно охватывает такое направление подготовки. Обобщены педагогические условия, влияющие на разработку дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации) для инструкторов-методистов спортивных школ. Методы исследования - анализ научно-методической литературы, анкетирование, экспертная оценка. Основными педагогическими условиями повышения квалификации инструкторов-методистов являются: подходы к формированию трудовой функции, методика проведения занятий, использование методических указаний, система заданий, контроль и оценка сформированности знаний, умений, трудовых действий, реализуемых инструкторами-методистами. Инструкторы-методисты спортивных школ нуждаются в дополнительном образовании. Эффективность обучения на курсах повышения квалификации инструкторов-методистов повышают педагогические условия.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, трудовая функция, повышение квалификации.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p164-169
TEACHING CONDITIONS TO ENHANCE THE QUALIFICATIONS OF INSTRUCTORS-METHODOLOGISTS OF PHYSICAL AND SPORTS INSTITUTIONS
Svetlana Vladimirovna Eregina, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow
State Institute of Physical Culture, Sports and Tourism named after Y.A. Senkevich, Moscow;
Konstantin Nikolaevich Tarasenko, the candidate of pedagogical sciences, Yavara-M Children's and Youth Sports Club, Moscow
Abstract
The level of training of instructors-methodists for sports schools must meet the requirements of the professional standard. Vocational education does not adequately cover this area of training. The pedagogical conditions affecting the development of additional professional programs (training) for instructors-methodists of sports schools are summarized. Research methods - analysis of the scientific and methodical literature, questionnaire, expert evaluation. The main pedagogical conditions for the development of training instructors-methodists are: approaches to the formation of labor function, the method of conducting classes, the use of methodical instructions, the system of assignments, control and evaluation of the formation of knowledge, skills, labor actions, implemented by instructors-methodists. Instructors-methodists of sports schools need additional education. The effectiveness of training in training courses for instructors-methodists improves the pedagogical conditions.
Keywords: professional standard, work function, professional development.
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт «Инструктор-методист» предполагает организационно-методическую деятельность работника в области физической культуры и спорта.
В системе высшего профессионального образования подготовка кадров по организационно-методическому обеспечению физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой подготовки для физкультурно-спортивных учреждений целенаправленно не проводится. Согласно профессиональному стандарту, требованиями к образованию и обучению инструкторов-методистов являются: среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта, доврачебной помощи [2]. Можно предположить, что в большинстве случаев работники, осуществляющие деятельность инструктора-методиста, обучаются специфике профессии самостоятельно «путем проб и ошибок». Часть работников посещает курсы повышения квалификации уже в процессе работы. Для повышения качества разработки и реализации дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации) следует учитывать педагогические условия. Педагогические условия являются ведущими обстоятельствами, от которых зависит эффективность процесса повышения квалификации инструкторов-методистов физкультурно-спортивных учреждений.
Цель исследования - обобщить педагогические условия, влияющие на разработку дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации) для инструкторов-методистов спортивных школ.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основными методами исследования явились анализ научно-методической литературы, анкетирование, экспертная оценка.
Исследования проводилось на базе ГБУ ДПО «Московский учебно-спортивный центр» Департамента спорта г. Москвы. В исследовании приняли участие 72 специалиста, обученных по программе повышения квалификации «Школа инструктора-методиста»
в 2019 году.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для выявления педагогических условий следует охарактеризовать контингент ин-струкгоров-методистов и уточнить особенности их профессиональной деятельности.
Стаж работы опрошенных инструкторов-методистов составил от нескольких месяцев до 15 лет и более (таблица 1).
Таблица 1 - Стаж работы слушателей в должности инструктора-методиста (п=72)
№ п/п Стаж (лет) Количество опрошенных (в%)
1 1 год и менее 26,00
2 от 1 года до 3 27,44
3 от 3 до 5 21,34
4 от 5 до 10 10,61
5 от 10 до 15 10,61
6 свыше 15 4,00
Можно отметить, что стаж работы до 3 лет выявлен у 53,44% опрошенных слушателей. Слушателей, имеющих стаж работы свыше 10 лет значительно меньше - 14,61%.
Анализ гендерного состава инструкторов-методистов показал, что среди опрошенных мужчины составляют 22,89%, женщины - 77,11%. Все опрошенные работают в спортивных школах г. Москвы на должностях инструкторов-методистов, старших инструкторов-методистов. Значительная часть инструкторов-методистов имеет физкультурное образование - 70,83% опрошенных, остальные опрошенные - 29,17% имеют другое образование и прошли переподготовку для работы в области физической культуры и спорта (таблица 2).
Таблица 2 - Образование инструкторов-методистов спортивных школ г. Москвы (п=72)
№ п/п Профильное образование Количество опрошенных (в%)
1 Физкультурное образование 70,83
2 Педагогическое образование 16,67
3 Гуманитарное образование 8,33
4 Техническое образование 4,17
Анализ анкет позволил изучить суждения инструкторов-методистов об особенностях их профессиональной деятельности (таблица 3).
Таблица 3 - Суждения инструкторов-методистов спортивных школ (п=72)_
№ п/п Варианты ответов Ответы опрошенных (в%)
1. Инструктор-методист должен быть специалистом:
Узкого профиля 6
Широкого профиля 94
2. Работа инструктора-методиста сопряжена с различными трудностями:
Недостаточная разработанность нормативных требований к процессу спортивной подготовки 31,68
Отсутствие доступности распоряжений вышестоящих организаций для использования (документ уже действует, но в учреждение не попадает) 36,64
«Разногласия» между документами, утвержденными на федеральном и региональном уровне 31,68
3. Формы взаимодействия инструктора-методиста с родителями обучающихся:
Договоров об оказании услуг по спортивной подготовке должно быть достаточно 16,37
Необходимо систематическое проведение родительских собраний с участием инструктора-методиста, но родителей собирать сложно 33,26
Следует организовать общение в группах в социальных сетях 23,17
Перед началом профессионального взаимодействия всем субъектам общения следует изучить кодекс этики (для тренеров, судей, родителей) 27,20
В процессе изучения опросных листов были обобщены факторы повышения (снижения) эффективности деятельности инструкторов-методистов.
• Фактор «Доступность нормативной базы» включает:
- наличие отдельного сайта для специалистов по физической культуре и спорту, где отражены документы по организации спортивной подготовки федерального и регионального уровней;
- единые для учреждений требования Учредителя к ведению учебно-методической документации;
- разработка Федеральных стандартов спортивной подготовки с учетом особенностей видов спорта (возрастные границы достижения результатов, сезонность);
- нормативное регулирование взаимодействия тренера и инструктора-методиста по критерию «совместная» работа.
• Фактор «Знание особенностей видов спорта», культивируемых в учреждении:
- реализуется через многофункциональность специалиста, понимающего суть тренерской работы, готового подменить коллегу-тренера;
- необходимость знаний об особенностях теории и методики видов спорта;
- организуется в постоянном взаимодействии инструктора-методиста с родителями и его владении актуальной информацией.
• Фактор «Рациональное выполнение ежедневной работы»:
- составление документов по определенной форме (приказов, отчетов, методических материалов, заявок на соревнования, положений о проведении соревнований, ведение электронного документооборота и др.);
- проведение мероприятий (соревнований, родительских собраний, набор детей на этап начальной подготовки, отбор обучающихся для перевода на этапах подготовки и др.).
• Фактор «Контроль за процессом подготовки»:
- проверка журналов;
- заполнение табеля работы тренеров;
- контроль за медицинским допуском обучающихся к тренировкам и соревнованиям;
- проверка тренировочных занятий по графику;
- контроль за движением контингента;
- контроль тренировочного процесса в учреждении и др.
Инструкторы-методисты (100% опрошенных) отметили, что их направление работы в учреждении является очень ответственным и требует высокой квалификации работников. При этом, в настоящее время не разработано достаточного количества программ повышения квалификации, и инструкторы-методисты часто обучаются на курсах повышения квалификации вместе с тренерами по видам спорта.
Изучение особенностей профессиональной деятельности инструкторов-методистов, показало необходимость разработки педагогических условий повышения их квалификации. Можно обобщить основные условия повышения квалификации инструкторов-методистов:
• Подходы к формированию трудовой функции. Включают перечень знаний, умений, трудовых действий с учетом профессиональных компетенций, отраженных в профессиональном стандарте «Инструктор-методист», общепрофессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВО «Физическая культура» и методические подходы к их формированию - системный и личностно-деятельностный.
• Методика проведения занятий охватывает различные направления деятельно -сти инструктора-методиста. Содержание занятий содействует изучению методического обеспечения отбора на этапах спортивной подготовки, сопровождения деятельности тренеров, обеспечения и контроля тренировочного процесса, развития коммуникации с коллегами и родителями (законными представителями) несовершеннолетних спортсменов,
спортсменами. Формы проведения занятий: лекционные и практические занятия, дискуссии, мастер-классы и др.
• Методические указания, позволяющие трактовать нормативные документы и разъяснять суть изменений в системе спортивной подготовки. Проведение анализа нормативных документов федерального и регионального уровня. Изучение локальных актов учреждения.
• Практические задания по совершенствованию трудовых действий по разработке нормативных и методических документов - план-конспект тренировочного занятия; положение о соревнованиях; протокол приемных, контрольных, контрольно-переводных нормативов; составление расписания занятий; рекомендации для тренеров к ведению журнала; программу спортивной подготовки; рекомендации тренерам для проведения родительских собраний и др.
• Контроль и оценка знаний проводится по оценочным средствам, разработанным по каждому блоку изучаемых материалов. Трудоемкость программы 120 часов. Обучение проходит очно, один раз в месяц. Продолжительность программы 8 месяцев, занятия проводятся раз в месяц для успешного закрепления инструкторами-методистами теоретических и методических знаний, используемых в условиях практической деятельности.
ВЫВОДЫ
1. Инструкторы-методисты преимущественно осваивают специфику профессиональной деятельности только с началом работы в учреждениях.
2. Курсы повышения квалификации для инструкторов-методистов посещают в основном специалисты, имеющие стаж работы до 5 лет (74,78% опрошенных).
3. Опрошенные инструкторы-методисты считают, что должны быть специалистами широкого профиля, уметь разбираться в нормативных документах и взаимодействовать с родителями (законными представителями) обучающихся.
4. Эффективному проведению курсов повышения квалификации для инструкторов-методистов содействуют педагогические условия, связанные с методикой формирования знаний, умений, навыков, необходимых для реализации трудовых функций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кудина, Л.В. Технология программно-модульной системы повышения квалификации современных тренеров / Л.В. Кудина, В.П. Губа // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 6. - С. 10.
2. Профессиональные стандарты. Сборник 1 : «Спортсмен», «Тренер», «Инструктор-методист» : документы и методические материалы / сост. И.И. Григорьева. - Москва : Спорт, 2015. - 270 c.
3. Инновационные технологии профессиональной подготовки педагогических кадров к физкультурно-оздоровительной деятельности в школе / Ф.И. Собянин, Л.А. Кадуцкая, Н.В. Зимо-вец, И.А. Даниленко // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 7-9.
4. Хохлова, О.Е. Адекватность применения современных образовательных технологий в системе подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта / О.Е. Хохлова, О.А. Озерова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 4. - С. 32.
REFERENCES
1. Kudina, L.V. and V.P. Guba, (2019), "Technology software-modular system of training modern trainers", Physical Culture: Education, Education, Training, No. 6, pp.10.
2. Grigoryeva, I.I. (2015), Professional Standards: Collection 1: "Sportsman," "Trainer," "Methodist Instructor": documents and methodical materials, Sport, Moscow.
3. Sobyanin, F.I. Kadutskaya, L.A. Simovets, N.V. and Danilenko, I.A., (2019), "Innovative technologies of training teachers for physical and recreational activities at school", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 7-9.
4. Khokhlova, O.E. and Ozerova, O.A., (2018), "Adequacy of the use of modern educational technologies in the system of training professionals in physical culture and sports", Physical culture: education, education, training, No. 4, pp. 32.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.04.2020
УДК 796.011.3
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» VI СТУПЕНИ
Алевтина Юрьевна Жмыхова, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Александровна Федорова, кандидат филологических наук, доцент, декан, Ольга Леонидовна Рыбникова, доцент, МСМК, Ирина Валерьевна Жафярова, старший преподаватель, Астраханский государственный университет
Аннотация
В статье рассматриваются комплексные занятия в сочетании с круговой тренировкой, которые позволят совершенствовать подготовленность к сдаче комплекса ГТО и будут способствовать эффективному развитию всех физических качеств студентов. Целью исследования, является изучение методики подготовки студентов к выполнению норм комплекса ГТО VI ступени. Полученные нами результаты прироста нормативных показателей показали положительную динамику выполнения тестовых заданий комплекса ГТО как на золотой, так и серебряный значок. Это говорит об эффективности разработанной нами методики подготовки, включающей использование круговой тренировки в комплексных занятиях в сочетании с нормативными упражнениями комплекса ГТО в высших учебных заведениях.
Ключевые слова: студенты, физическая культура, комплекс «Готов к труду и обороне», круговая тренировка.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p169-172
PREPARATION OF STUDENTS FOR PERFORMANCE OF THE COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE" OF THE VI LEVEL
Alevtina Yuryevna Zhmykhova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatyana Aleksandrovna Fedorova, the candidate of philological sciences, senior lecturer, Dean; Olga Leonidovna Rybnikova, the senior lecturer, MSIK; Irina Valeryevna Zhafyarova, the senior teacher. Astrakhan State University
Abstract
The article discusses the complex classes in combination with the circular training, which will improve the preparedness for the completion of the GTO complex and contribute to the effective development of all the physical qualities of students. The aim of the study is to study the methodology of preparing the students for the implementation of the standards of the GTO complex of the VI stage. The reached results of the increase in standard indicators showed the positive dynamic in the fulfillment of the test tasks of the GTO complex on both the gold and silver badges. This indicates the effectiveness of the training methodology developed by us, including the use of circular training in complex exercises in combination with normative exercises of the GTO complex in higher educational institutions.
Keywords: students, physical education, complex "Ready for labor and defense", circular training.
ВВЕДЕНИЕ
Система физического воспитания высшего учебного заведения направлена на развитие массового спорта и оздоровления нации в нашей стране, это и пропагандирует комплекс «Готов к труду и обороне» [1]. Не во всех вузах подготовка к комплексу ГТО