Научная статья на тему 'Аспекты физической подготовки студенческой молодежи в контексте требований комплекса «Готов к труду и обороне»'

Аспекты физической подготовки студенческой молодежи в контексте требований комплекса «Готов к труду и обороне» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
СПОРТ / ЗДОРОВЬЕ / ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / SPORT / HEALTH / READY TO WORK AND DEFENSE / LIFESTYLE / EXERCISE / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копылова Юлия Викторовна, Харлашин Денис Анатольевич, Фролов Дмитрий Александрович

This article shows the role of the complex "Ready for work and defense" in physical education and sports in the formation of a healthy lifestyle of students. Recommendations for improvement of physical training and physical development of students are presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS YOUTH IN THE CONTEXT OF REQUIREMENTS COMPLEX «READY FOR LABOR AND DEFENSE»

This article shows the role of the complex "Ready for work and defense" in physical education and sports in the formation of a healthy lifestyle of students. Recommendations for improvement of physical training and physical development of students are presented.

Текст научной работы на тему «Аспекты физической подготовки студенческой молодежи в контексте требований комплекса «Готов к труду и обороне»»

АСПЕКТЫФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙКОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»

ASPECTS OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS YOUTH IN THE CONTEXT OF REQUIREMENTS COMPLEX «READY FOR LABOR AND DEFENSE»

Копылова Юлия Викторовна

инструктор-методист

отдел по организации и проведению спортивно-массовых мероприятий

Училище олимпийского резерва г. Орел, Россия Kopylova Julia Viktorovna

instructor-Methodist organization department and carrying out sports and mass

events school of the olympic reserve

Orel, Russia

Харлашин Денис Анатольевич

старший преподаватель кафедра «Прикладная Физическая культура» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Kharlashin Denis Anatolievich

senior lecture

department of «Applied physical culture» Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Фролов Дмитрий Александрович

старший преподаватель кафедра «Прикладная Физическая культура» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Frolov Dmitry Alexandrovich

senior lecture

department of «Applied physical culture» Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В данной статье показана роль комплекса «Готов к труду и обороне» при занятиях физической культурой и спортом в формировании здорового образа жизни студенческой молодежи. Представлены рекомендации по совершенствованию физической подготовки и физического развития студентов.

Abstract. This article shows the role of the complex "Ready for work and defense" in physical education and sports in the formation of a healthy lifestyle of students. Recommendations for improvement of physical training and physical development of students are presented.

Ключевые слова: спорт, здоровье, Готов к труду и обороне, образ жизни, физические упражнения, физическая подготовка.

Keywords: sport, health, Ready to work and defense, lifestyle, exercise, physical training.

Возрождение системы ГТО было объявлено в Указе Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)".

Во исполнение Указа Президента РФ было издано постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 года № 540 "Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" и распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2014 года № 1165-р «Об утверждении плана мероприятий по внедрению ВФСК «Готов к труду и обороне» [5].

Реализация государственных программ в сфере внедрения и популя -ризации комплекса ГТО направлена на развитие массового спорта и формирование культуры здоровья, гражданско-патриотического и духовно -нравственного воспитания молодого поколения, подготовку допризывной молодежик выполнению конституционного долга по защите отечества[1].

Для достижения высокой готовности к сдаче комплекса «Готов к тру -дуи обороне» (ГТО) первостепенное значение имеет хорошая физическая подготовка, которая включает в себя необходимый уровень развития двигательных качеств, прежде всего силы, выносливости, быстроты, ловкости,а также смелости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, большим психическим нагрузкам[3].

Среди студенческой молодежи набирает популярность движение по подготовке к сдаче норм ГТО. В силу своей специфики комплекс ГТО обладает огромным воспитательным потенциалом и является одним из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм.

Подготовка студентов к выполнению требований и сдаче нормативов комплекса ГТО обеспечивается систематическими занятиями по программам физического воспитания в учебных заведениях, пунктах начальной военной подготовки, спортивных секциях, группах общей физической подготовки и самостоятельно.

В настоящее время в процессе обучения студентов на учебных занятиях по физической культуре в Орловском государственном университете имени И. С. Тургенева, применяются элементы из комплекса физических упражнений системы ГТО.

Нами были подготовлены рекомендации по совершенствованию физической подготовки и физического развития студентов Орловского государственном университета имени И.С. Тургенева для подготовки к сдаче комплекса «Готов к труду и обороне».

Развитие силовых качеств

Развитие силы осуществляют повторным методом с использованием упражнений, проделываемых в динамическом и статическом режимах.

При этом применяют в основном динамические упражнения, которые выполняют в пределах 70—90 % от максимальных возможностей (6—8 повторений в одном подходе) или с максимальным напряжением (1—2 повторения) с интервалом отдыха 1—2 мин. Во время активного отдыха делают упражнения на гибкость, координацию движений, дыхательные. Для комплексного развития силы подбирают упражнения на основные группы мышц: спины, брюшного пресса, плечевого пояса, верхних и нижних конечностей. Упражнения для отдельных мышечных групп следует чередовать. В каждой серии может быть по 9—10 повторений продолжительностью до 30 св одном подходе, интервалы отдыха — 30— 40 с. Силовые упражнения целесообразно выполнять в конце вводной или в конце основной части урока. Комплексы статических упражнений чаще всего применяют во вводной части урока. Они позволяют воздействовать как на отдельные мышцы, так и на группы мышц. Статические упражнения надо чередовать с упражнениями на расслабление и растягивание. Каждое упражнение выполняют 10—20 с. В комплексе — 6—9 упражнений. Объем статических упражнений не должен превышать 15— 20 % от общего времени занятий. При выполнении статических упражнений очень важно обучить учащихся не задерживать дыхание.

Развитие выносливости

Для развития общей выносливости применяют длительный бег, ходьбу на лыжах, плавание, кроссы и т. д. Нагрузки в упражнениях, способствующих развитию выносливости, регулируют изменением продолжительности и интенсивности их выполнения, а также продолжительностью и характером отдыха при повторных заданиях. Скорость передвижения должна составлять 45—55 % от максимальной. Минимальная продолжительность непрерывного упражнения для развития общей выносливости — 3—5 мин., максимальная — до 25—30 мин. (за исключением лыжной подготовки и марш-бросков). Примерные упражнения для развития выносливости: Бег с равномерной и переменной скоростью до 15—25 мин.; повторное пробегание отрезков 200—400 м; бег на результат 3000 м; кросс до 5 км со средней скоростью 3,0—3,4 м/с; марш-броски до 10 км. Ходьба на лыжах по пересеченной местности до 10 км; повторное преодоление отрезков 500—600 м 4—6 раз; лыжные гонки 5 км. Плавание 100—200 м. Спортивные игры, повторное преодоление полосы препятствий. Повторное пробегание отрезков 100— 300 м; беговые упражнения на отрезках 40—50 м (10—15 повторений); бег на лыжах 300—800 м; плавание 25—30 м 2—3 раза.

Развитие скоростно-силовых качеств

Для развития скоростно-силовых качеств используют упражнения с отягощением, а также с преодолением собственной массы тела (различные виды бега и прыжков, сгибание и разгибание рук в упоре, подтягивание и т. д.). Нагрузку дозируют количеством повторений, а также длительностью работы и отдыха. Скоростно-силовые упражнения включают обычно во вводную и основную части урока, выполняют поточным или

круговым методом. Темп — высокий. Продолжительность комплекса — 8—10 мин. В паузах применяют дыхательные упражнения и на расслабление. Вначале выполняют скоростно-силовые упражнения с преимущественной скоростной направленностью. Продолжительность каждого 15—20 с. Упражнения повторяют 2—3 раза с интервалом отдыха 30—60 с. Затем выполняют скоростно-силовые упражнения с преимущественно силовой направленностью. Величину нагрузки (сопротивление) выбирают такую, чтобы учащийся мог повторить упражнение с отягощением в одном подходе 8—10 раз. Продолжительность упражнений до 20 с. Интервалы отдыха между подходами (2—3 подхода на упражнение) до 45—60 с. Всего выполняют 2—3 упражнения (или 4—5 упражнений по одному подходу на каждое).

Развитие быстроты

Под скоростными способностями понимают комплекс функциональ-ных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальное время. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. Элементарные формы — это латентное, т. е. скрытое время простых и сложных двигательных реакций, время выполнения отдельного, одиночного движения. Комплексные формы — это способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости, умение выполнять с высокой скоростью движения в ходе борьбы.

Проявление скоростных способностей в комплексной форме тесно связано с уровнем развития силы, гибкости и главным образом координационных возможностей.

Необходимо помнить, что элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей строго специфичны и не зависят друг от друга: скорость реакции не связана со скоростью бега и наобо -рот. Элементарные формы быстроты строго индивидуальны, зависят от свойств реагирования нервной системы и практически не поддаются тренировке. Время простой реакции у тренированного человека — 0,200,25 с, у спортсменов — 0,12-0,15 с.

Самый распространенный способ уменьшения времени простой реакции заключается в повторном, наиболее быстром реагировании на изменение окружающей среды или сигнала.

Более сложная реакция — реакция выбора, которая предполагает способность предупредить или выбрать нужное двигательное действие из ряда возможных. Типична реакция на движущийся предмет и реакция выборав единоборствах: боец должен увидеть, какой рукой или ногой собираются нанести по нему удар, оценить направление и скорость удара, выбрать план действия, начать его осуществление.

Из этих четырех элементов и складывается в данном случае скрытый период реакции. Понятно, что основная доля времени приходится на первый элемент — фиксацию начала движения. Развитию именно этой способности и нужно уделять особое внимание на первом этапе.

Развивается данная способность различными подвижными играми, самая эффективная игра — настольный теннис.

Параллельно этому следует работать над постоянным повторением стандартных ответов на различные действия партнера (удар — защита — удар), т. е. доведением ответной реакции до автоматизма, что также в значительной степени уменьшает время выбора ответного действия и начало его осуществления.

Совершенствование комплексной формы проявления скоростных способностей происходит в результате систематического повторения упражнений (бег, преодоление препятствий и т. д.), выполняемых с максимальной интенсивностью, что, со своей стороны, требует соблюдения ряда условий:

— они выполняются непродолжительное время, до первых признаков утомления;

— началу выполнения упражнений должен предшествовать высокий эмоциональный настрой на проявление максимально возможной быстроты. Можно использовать прыжки со скакалкой в разных направлениях для совершенствования скорости передвижения, а также бег с ускорением по звуковому сигналу из различных исходных положений (упор лежа, упор присев и т. д.). Для совершенствования рекомендуются следующие упражнения:

1. Быстрота выполнения:

а) удар и блок выполняются по команде или свистку;

б) отягощение в виде грифа от штанги на плечах, руками ухватиться за него как можно дальше от плеч. Быстрые повороты туловища вправо и влево с небольшим наклоном вперед;

в) стоя на одном колене, одна рука на поясе, одноименная рука упирается локтем на впереди стоящее колено. Повороты внутрь кистью, в которой за конец зажимается булава (палка 30-40 см);

г) прыжки со скакалкой (два оборота);

д) выполнение любых ударов или защит за ограниченный промежуток времени (10-15 с).

2. Скорость передвижения:

а) прыжки со скакалкой в разных направлениях;

б) бег с ускорением по звуковому сигналу из разных положений (упор лежа, упор присев, лежа на спине).

3. Анаэробная выносливость:

а) ведение боя без остановок в течение 1-2 мин;

б) спортивные игры (регби, баскетбол) с элементами рукопашного боя (запрещены удары в спину, голову и ногами по мячу).

4. Координация движений:

Выполнение ударов и защитных действий после выполнения акробатических упражнений. Примерно:

а) колесо — кувырок вперед — удар рукой;

б) кувырок назад — прыжок на 180 градусов — кувырок вперед — удар ногой;

в) кувырок вперед — подъем разгибом — блок-удар.

Использование подобного подхода позволяет студентам Орловского государственном университета имени И.С. Тургенева выступать на межвузовских соревнованиях и по отдельным видам спорта составлять конкуренцию вузам города Орла в студенческой спартакиаде.

Литература

1. Богданов В.М. Комплекс ГТО в системе физического воспитания студентов // Социально-педагогические аспекты физического воспитания молодежи: сб. науч. тр. III Междунар. науч.-практ. конф. (27 февраля 2015 г.). Ульяновск: УлГТУ, 2015. С. 34-37.

2. Михайлова С. В., Норкина Е., Тремаскина Ю., Борзенко Д. Здоровый образ жизни - фактор профессионально-личностного развития студентов // Молодой ученый. 2014. №18-1. С. 64-65.

3. Методические рекомендации по организации проведения испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). 2014.

4. Михайлова С.В. Роль государства в формировании у молодежи здорового образа жизни // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. №7-4(38). С. 92-94.

5. О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)».Указ Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172

References

1. Bogdanov V. M. Kompleks GTO v sisteme fizicheskogo vospitaniya studentov [Complex TRP in the system of physical education of students]. Sotsial'no-pedagogicheskie aspekty fizicheskogo vospitaniya molodezhi : sb. nauch. tr. III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (27 fevralya 2015 g.) [Social-pedagogical aspects of physical education of young people: collection of scientific works. tr. III international. science.- pract. Conf. (February 27, 2015)]. Ulyanovsk, UlSTU Publ., 2015, pp. 34-37.(In Russia).

2. Mihajlova S. V., Norkina E., Tremaskina Yu., Borzenko D. Zdorovyj obraz zhizni - faktor professional'no-lichnostnogo razvitiya studentov [Healthy lifestyle-a factor of professional and personal development of students]. Molodoj uchenyj -Young scientist, 2014, no. 18-1, pp. 64-65.

3. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii provedeniya ispytanij (testov), vhodyashchih vo Vserossijskij fizkul'turno-sportivnyj kompleks «Gotov k trudu i oborone» (GTO) [Guidelines for the organization of tests (tests) included in the all-Russian sports complex "Ready for work and defense" (TRP)]. 2014.

4. Mihajlova S. V. Rol' gosudarstva v formirovanii u molodezhi zdorovogo obraza zhizni [the Role of the state in the formation of a healthy lifestyle among young people]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal - International scientific research journal, 2015, no. 7-4(38), pp. 92-94.

5. O Vserossijskom fizkul'turno-sportivnom komplekse "Gotov k trudu i oborone" (GTO)».Ukaz Prezidenta RF ot 24 marta 2014 goda № 172 [Decree of the President of the Russian Federation of March 24, 2014 No. 172 "on the all-Russian sports complex" Ready for work and defense "(TRP)"].

1. Bogdanov V.M. The TRP complex in the system of physical education of students // Socio-pedagogical aspects of the physical education of youth: Sat. scientific tr III International scientific-practical conf. (February 27, 2015). Ulyanovsk: UlSTU, 2015. S. 34-37.

2. Mikhailova S. V., Norkina E., Tremaskina Yu., Borzenko D. Healthy lifestyle -a factor in the professional and personal development of students // Young Scientist. 2014. No. 18-1. S. 64-65.

3. Methodological recommendations on the organization of testing (tests) included in the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense" (TRP). 2014.

4. Mikhailova S. V. The role of the state in the formation of a healthy lifestyle among young people // International Scientific Journal. 2015. No. 7-4 (38). S. 9294.

5. On the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (TRP). "Decree of the President of the Russian Federation dated March 24, 2014 No. 172"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.