Научная статья на тему 'Зарубежный опыт подготовки специалистов по обучению лыжному спорту и сноуборду'

Зарубежный опыт подготовки специалистов по обучению лыжному спорту и сноуборду Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА / ГОРНОЛЫЖНЫЙ СПОРТ / СНОУБОРД / ПОДГОТОВКА ИНСТРУКТОРА / ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / WINTER SPORTS / SKIING / SNOWBOARDING / INSTRUCTOR TRAINING / TEACHER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самарин Денис Николаевич

В настоящее время в России активно развивается горнолыжный спорт, поэтому становится востребованной разработка методики и нового содержания подготовки инструкторов, что определяет обращение к зарубежному опыту. Представлен опыт организации «Профессиональные лыжные инструкторы Америки» и Американской ассоциации преподавателей сноуборда, которая занимается установкой стандартов сертификации специалистов и разрабатывает учебные материалы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is focused on skiing and snowboarding as intensively developing sports in Russia. The author claims that the development of a methodology and a new content for the training of ski instructors is becoming widespread, which determines the need to examine foreign experience. The experience of the organizations "Professional Ski Instructors of America" and “The American Association of Snowboard Teachers” engaged in setting standards for certification of specialists and developing training materials is presented.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт подготовки специалистов по обучению лыжному спорту и сноуборду»

The development of reading literacy as an essential prerequisite for the socio-cultural adaptation of foreign students

The article considers the issues of reading literacy development as a component of the process of socio-cultural adaptation of foreign students studying in a Russian university. The authors present reading literacy activities developed on the basis of the literary works of the Tatar writer G. Iskhaki. The results of experimental work with students from Central Asia are presented.

Key words: literacy, social and cultural adaptation, regional specificities, foreign students.

(Статья поступила в редакцию 27.06.2019)

д.Н. самарин

(оренбург)

зарубежный опыт подготовки специалистов по обучению лыжному спорту и сноуборду

В настоящее время в России активно развивается горнолыжный спорт, поэтому становится востребованной разработка методики и нового содержания подготовки инструкторов, что определяет обращение к зарубежному опыту. Представлен опыт организации «Профессиональные лыжные инструкторы Америки» и Американской ассоциации преподавателей сноуборда, которая занимается установкой стандартов сертификации специалистов и разрабатывает учебные материалы.

Ключевые слова: зимние виды спорта, горнолыжный спорт, сноуборд, подготовка инструктора, подготовка преподавателя.

В настоящих условиях в России остаются актуальными и продолжают набирать популярность зимние виды спорта, что обусловлено климатическими условиями страны и потребностью современного россиянина в сохранении и укреплении собственного здоровья и здоровья своей семьи, качественной многоцелевой организации досуга и развивающей-

ся спортивной инфраструктуры. Одним из самых доступных видов спорта является лыжный спорт, включающий более десятка самостоятельных видов спорта.

В системе физического воспитания сложились две основные формы занятий на лыжах: лыжная подготовка и лыжный спорт. Лыжная подготовка - обязательный раздел физического воспитания в образовательных организациях и структурах различного профиля. Она проводится на основании государственных программ и обеспечивает обучение технике передвижения на лыжах, выполнение учебных и контрольных нормативов в своих возрастных группах. Отметим, что бег на лыжах (передвижение на лыжах) в настоящее время входит в комплекс ГТО.

лыжный спорт - один из самых массовых видов спорта, основной задачей которого является достижение высоких спортивных результатов, что и выступает главным отличием его от лыжной подготовки. Между лыжной подготовкой и лыжным спортом существует тесная связь. Массовая лыжная подготовка является основой для развития лыжного спорта; развитие лыжного спорта ведет к дальнейшему улучшению лыжной подготовки. В условиях зимы, когда двигательная активность людей снижается, лыжный спорт позволяет успешно решать задачи физического воспитания и организации досуга [8].

В системе физического воспитания, как отмечают Т.И. Раменская, А.Г. Баталов, лыжная подготовка - национальное средство повышения уровня физической работоспособности, оздоровления, закаливания людей различного возраста и различных физических возможностей [7].

Приобщение к зимним видам спорта осуществляется начиная с дошкольного возраста. Е.Г. Ермакова отмечает возрастосообразность знакомства дошкольников с зимними видами спорта, обусловленную тем, что дети уже достаточно уверенно владеют собственным телом, у них развиты познавательная потребность и потребность в собственных достижениях [4].

Для нашего исследования интересен прежде всего горнолыжный спорт как активно развивающийся и требующий соответствующих специалистов. Несмотря на то, что приобщение ребенка к лыжному спорту осуществляется в первую очередь в рамках семейно-

О Самарин Д.Н., 2019

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

го досуга, следует отметить востребованность профессиональных инструкторов не только для детей, но и для взрослых, что объясняется необходимостью дозирования физической нагрузки по длительности и характеру воздействия, по интенсивности, в зависимости от пола и возраста, состояния здоровья и подготовленности занимающихся. Прохождение спусков различной крутизны и рельефа вовлекает в работу большие группы мышц и воздействует на развитие и укрепление основных функциональных систем организма, в первую очередь на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную. Разнообразные условия занятий на лыжах способствуют формированию таких физических качеств, как выносливость, сила, ловкость [3]. Все это обусловливает необходимость квалифицированной помощи в освоении спортивного мастерства в соответствии с уровнем физического развития и подготовки.

Отметим, что данное направление подготовки специалистов является актуальным в современных условиях, что связано в том числе с популяризацией зимних видов спорта, обусловленной крупными соревнованиями, проходящими в России (Олимпиада в Сочи в 2014 г., Зимняя универсиада в Красноярске в 2019 г., чемпионаты мира и Европы по зимним видам спорта).

По мнению А.И. Тороповой, необходимость использования современных подходов к организации и содержанию физкультурно-спортивной деятельности различной направленности продиктована принятием новых государственных стандартов образования в среднем и высшем профессиональном образовании, направленностью на развитие воспитательной составляющей профессионального образования, в том числе и через стимулирование спортивной деятельности студентов [9].

В работе В.И. Данилина, В.С. Макеевой, С.Е. Малинина отмечается необходимость обновления подготовки специалистов описываемого направления, связанного с изменением социальных ориентиров, смены условий функционирования центров подготовки инструкторов горнолыжного туризма [1]. Горнолыжный туризм, спорт и отдых, по мнению В.И. Данилина, В.С. Макеевой, развиваются интенсивнее других видов туризма, что требует разработки методики и нового содержания подготовки инструкторов горнолыжного спорта и туризма, в которой учитывает-

ся ориентация на изучение запросов туристского рынка. Авторы считают, что на современном этапе наиболее заметными проблемами горнолыжного спорта и туризма выступают недостаточность обеспечения научно-методическими разработками процесса обучения и переподготовки инструкторских кадров, что определяет поиск эффективных моделей его организации [6].

Важным показателем эффективности подготовки специалиста в современных условиях является обеспечение его конкурентоспособности и востребованности на рынке труда. Институт физической культуры и спорта Оренбургского государственного педагогического университета (ОГПУ) является региональным центром подготовки учителей физической культуры, тренеров и инструкторов по различным видам спорта и спортсменов высокой квалификации.

В.И. Данилин и Ю.В. Байковский отмечают особенности развития горнолыжного спорта в России: природно-ландшафтное разнообразие, климатографические и погодные условия, значительные перепады горных высот и температурных режимов [2].

Климатические и ландшафтные особенности оренбургской области позволяют популяризировать и развивать зимние виды спорта, прежде всего лыжный спорт, включая горные лыжи, и сноуборд. Это делает необходимой подготовку соответствующих специалистов - преподавателей, тренеров и инструкторов. данная позиция подтверждается мнением А.в. курлыковой, отмечающей тенденцию развития горнолыжных рекреационных ресурсов региона, обусловленную тенденциями потребительского спроса [5]. В настоящее время в оГПу осуществляется подготовка по программам бакалавриата по профилям «Безопасность жизнедеятельности и физическая культура» (с двумя профилями подготовки, 5 лет обучения), «Физическая культура и дополнительное образование (адаптивное физическое воспитание)» (с двумя профилями подготовки, 5 лет обучения), «Физическая культура и спорт» (5 лет обучения).

Лыжный спорт входит в базовую часть основных профессиональных образовательных программ в рамках дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта». Сноуборд на данный момент не включен в основную профессиональную образовательную программу, но осваивается студентами и преподавателями как хобби на горнолыжных

базах и комплексах «Долина» (Кувандыкский городской округ), «Ташла» (Тюльганский район), «Гребени» (Сакмарский район), «Гора Горюн» (Оренбургский район), «Репка» (Гай-ский городской округ).

Подготовка специалистов по лыжному спорту имеет свои богатые российские традиции, в отличие от подготовки специалистов по горным лыжам и по сноуборду. В настоящее время в России происходит накопление практического опыта подготовки специалистов. В то же время активное развитие спортивной инфраструктуры предполагает необходимость обращения к зарубежному опыту подготовки преподавателей, тренеров и инструкторов по исследуемым видам спорта.

По сложившейся общемировой традиции профессия (квалификация) инструктора по лыжному спорту является престижной и высокодоходной [10], что объясняется высокой стоимостью инфраструктуры горных лыж и сноуборда и их популярностью среди обеспеченных людей. Квалификации инструкторов по лыжному спорту присуждаются национальным руководящим органом, который отвечает за сертификацию инструкторов по лыжам, при этом большинство стран, в которых есть популярные горнолыжные центры и курорты, имеют свои ассоциации, регулируемые К1А (Международной ассоциацией лыжных инструкторов), устанавливающей единые стандарты для всех организаций-членов. Признанными квалификационными системами Ш1А являются CSIA (Канадский союз лыжных инструкторов), BASI (Британская ассоциация инструкторов по лыжному спорту), NZSIA (Альянс инструкторов по лыжному спорту Новой Зеландии), PSIA (профессиональные лыжные инструкторы Америки). Кроме того, есть три основные «альпийские» страны, которые не являются членами К1А, но имеют соответствующие системы: Австрия (OSSV), Франция (ЕША) и Италия (AMSI).

Большинство квалификационных систем достаточно похожи между собой, построены по принципу стажировки и являются наиболее предпочтительными для своей страны. Система, которая отличается больше всего, Е№А, требует высокого уровня скоростной подготовки стажера.

Квалификационные системы включают несколько уровней сертификации, основанных на показателях навыков и знаний. Общая картина сертификации выглядит следующим образом:

- уровень 1 - начальный (позволяет обучать начинающих; обычно данный уровень признается только в стране присуждения);

- уровень 2 (позволяет обучать лыжников среднего уровня на отмеченных трассах и признан в большинстве стран мира за пределами Франции);

- уровень 3 (это квалификация высокого уровня, которая позволяет обучать опытных лыжников на различных ландшафтах);

- уровень 4 (самый высокий уровень сертификации, который позволяет обучать лыжников любого уровня и готовить будущих инструкторов; данный уровень обеспечивает возможность работать практически в любой точке мира, в том числе во Франции, при условии прохождения специального теста) [10].

Сроки курсов по подготовке инструкторов длятся от трех недель до полного сезона (от десяти до двадцати недель в зависимости от места обучения). Группы на курсах формируются, исходя из уровня подготовки обучающегося и уровня квалификации, на который он претендует [11].

В нашем исследовании мы обращаемся к опыту организации «Профессиональные лыжные инструкторы Америки» (PSIA -Professional Ski Instructors of America) и Американской ассоциации преподавателей сноу-борда (AASI - American Association of Snowboard Instructors), которая является крупнейшей организацией инструкторов и преподавателей в мире. PSIA-AASI насчитывает более тридцати тысяч членов, занимается установкой стандартов сертификации специалистов, инфраструктуры, экипировки, разрабатывает учебные материалы, которые используются в качестве основных компонентов подготовки инструкторов.

PSIA и AASI являются некоммерческими ассоциациями, посвященными продвижению лыжного спорта и сноубордингу. в процессе сотрудничества ассоциации устанавливают аттестационные стандарты для преподавателей зимних видов спорта и разрабатывают образовательные стандарты и материалы, которые служат основными компонентами подготовки преподавателя.

Миссия PSIA-AASI реализуется в трех направлениях: личностное и профессиональное развитие; накопление позитивного передового опыта; спорт как удовольствие и развлечение [12]. Официальные офисы PSIA-AASI размещены в Лейквуде, штат Колорадо. Филиалы организации представлены девятью автономными подразделениями, которые проводят

обучение и экспертизу различных дисциплин зимних видов спорта. PSIA-AASI также взяла на себя функцию популяризации зимних видов спорта у населения, особое внимание уделяется детскому спорту и спорту для людей с ограниченными возможностями здоровья.

PSIA-AASI преследует цель получения своими участниками документов, которые дают право быть преподавателем и подтверждают достаточный уровень профессиональных навыков. Предоставляя возможность получить документ, признаваемый на государственном уровне, организация способствует распространению занятий зимними видами спорта, в том числе на профессиональном уровне.

Обращаясь к истории вопроса, отметим, что сначала была создана PSIA. Произошло это около 50 лет назад, когда лыжный спорт начал набирать популярность в США. До этого обучение осуществлялась по различным программам и методам, реализуемым преподавателями-инструкторами из стран с богатыми традициями лыжного спорта: Австрии, Франции, Швейцарии. Осенью 1961 г. группа из семи преподавателей организовала PSIA. В 1964 г. была разработана Американская лыжная техника (American Ski Technique - AST), на основе которой был создан стандарт преподавателя. с течением времени американская лыжная техника развилась в Американскую обучающую методику (American Teaching Method - ATM). В настоящее время методика получила название Американская обучающая система (American Teaching System - ATS).

Становление сноубординга как зимнего вида спорта и завоевывание им популярности определило обращенность к нему PSIA для подготовки инструкторов по сноуборду, по аналогии с подготовкой лыжных инструкторов. Первые программы обучения начали создаваться PSIA в 1987 г., в 1989 г. ассоциация издала свой первый образовательный ресурс, ориентированный на сноуборд, - лыжную инструкцию по эксплуатации сноуборда (Snowboard Ski Instruction Manual). В 1997 г. PSIA была создана американская Ассоциация преподавателей сноуборда (AASI) как ассоциация филиала. Сегодня PSIA-AASI - крупнейший поставщик образовательных ресурсов по обучению лыжному спорту и сноубордингу, обеспечивающий сертификацию преподавателей в области ряда дисциплин:

- адаптивный горнолыжный спорт (Adaptive Alpine);

- адаптивный сноуборд (Adaptive Snowboard);

- горнолыжный спорт (Alpine skiing);

- лыжные гонки (Cross Country skiing);

- сноубординг (Snowboarding);

- телемарк (Telemark Skiing);

- детский специалист (Children's Specialist);

- специалист по фристайлу (Freestyle Specialist).

Данная сертификация считается престижной в области промышленности, обеспечивающей зимние виды спорта, и служит свидетельством репутации PSIA-AASI в производстве высококачественных учебных материалов для преподавателей и любителей лыжных видов спорта и сноуборда.

PSIA-AASI разрабатывает национальные стандарты сертификации. Сертификаты выдаются после сдачи экзамена, на котором демонстрируются навыки преподавателя. существует четыре основных уровня сертификации: зарегистрированный, уровень I, уровень II и уровень III. Переход с уровня на уровень предполагает углубление и расширение знаний, развитие умения применения знаний и демонстрации большей амплитуды скользящих навыков на прогрессивно более трудном ландшафте и в трудных условиях [12].

согласно требованиям PSIA-AASI, наиболее эффективные и успешные преподаватели считают обязательным для себя:

- развивать доверительные отношения;

- понимать студентов и их проблемы в обучении;

- быть активным и эффективным слушателем;

- создавать безопасную среду обучения [12].

В PSIA-AASI создана обучающая модель, обеспечивающая эффективность обучения. в ее рамках предусмотрены следующие компоненты: получение информации об обучающихся, проектирование учебного плана, реализация обучения, закрепление результата, способы сделать обучение интересным.

Обучающая модель также нацелена на построение партнерских взаимоотношений, обеспечивающих понимание целей обучающегося для своевременной коррекции образовательного процесса. обучающая модель строится на основе:

- портрета обучающегося (индивидуальные особенности и ситуация развития, интересы, эмоциональное состояние);

- способов поведения преподавателя (построение отношений на доверии, оценка пути развития обучающегося, помощь обучающемуся в определении цели и плана обучения);

- партнерства обучающегося и преподавателя (партнерство возможно при условии творческого и индивидуального подхода, взаимодействия и увлекательности, нацеленности на успех обучающегося) [12].

При построении циклов обучения используется единая структура, применяется принцип гибкости. Адаптированные обучающие циклы, такие как детский обучающий цикл, все еще используют основополагающие компоненты из модели ATS.

Общая модель обучающего цикла для детей включает 4 компонента:

- резюме (анализ работы и помощь детям в запоминании того, что они делали; данный компонент устанавливает связь между занятиями и дает возможность родителям убедиться в результативности ребенка, увидеть, как «работают» их деньги);

- игра (обучение должно осуществляться в игровой форме, быть интерактивным и веселым);

- тренировка (обучение должно быть прак-тикоориентированным);

- приключение (условия горы позволяют осуществлять формирование навыков в форме приключения, что обеспечит высокий эмоциональный фон и заинтересованность) [Там же].

отметим, что в процессе обучения учитываются маркетинговые аспекты занятий (нацеленность на удовлетворенность родителей), что является также актуальным для российских условий и учтено в основных образовательных программах бакалавриата ОГПУ, включающих соответствующие дисциплины («Спортивный маркетинг»).

В процессе занятий преподаватель использует целый ряд обучающих стилей, выбор которых осуществляется исходя из учебной ситуации:

- «команда» (демонстрацию, объяснение, выполнение и оценку осуществляет преподаватель);

- «задача» (преподаватель ставит задачу, делает необходимые пояснения, указывает на соображения безопасности и пределы выполнения действий);

- «обратная связь» (преподаватель устанавливает учебные связи, чтобы наблюдать и оценить действия обучающегося; обучающиеся могут осуществлять оценку действий дру-

гого под наблюдением преподавателя, который должен делать вывод);

- «направленное открытие» (преподаватель использует серию вопросов или ситуаций, решение которых исходит из предыдущих);

- «проблемная ситуация» (преподаватель ставит перед обучающимися проблему, решение которой может осуществляться как индивидуально, так и в команде; способов решения проблемы может быть несколько) [12].

одним из самых важных аспектов, которым необходимо владеть преподавателю, является способность точно оценить движения, используемые студентом для выполнения деятельности. Преподаватель должен быть в состоянии следить за физическими и механическими действиями обучающегося и оценивать их. Анализ движения включает фазы наблюдения, описания и предписания. Данная способность требует достаточной практики, т. к. нуждается в умениях анализа поведения обучающегося и оборудования и установления обратной связи с обучающимся [Там же].

Таким образом, опыт PSIA-AASI указывает нам на равноценность технической, психологической и педагогической подготовки преподавателя, обязательность учета личностного компонента в обучении и учета рыночной ситуации. Мировая практика подготовки квалифицированных специалистов по обучению лыжным видам спорта убеждает нас в важности овладения в процессе обучения профессиональными умениями и навыками перевода теоретических знаний на язык реальной практики. Задача образовательной организации, в том числе вуза, сделать обучение максимально практикоориентированным.

Список литературы

1. Данилин В.И., Макеева В.С., Малинин С.Е. Обучение технике катания на горных лыжах при реализации многоуровневой подготовки инструкторов-методистов горнолыжного туризма // Ситуационные центры и информационно-аналитические системы класса 4i для задач мониторинга и безопасности (SCVRT2015-16): сб. тр. конф. ЦарьГрад, Моск. обл., Россия, 21-24 нояб. 2016 г. М.: Ин-т физ.-техн. информатики, 2016. С. 89-103.

2. Данилин В.И., Байковский Ю.В. Экспериментальные исследования методики подготовки инструкторов по обучению технике катания на горных лыжах в экстремальных условиях // Экстремальная деятельность человека. 2017. № 2. С. 3942.

3. Дополнительная общеразвивающая программа с элементами горнолыжного спорта для спортивно-оздоровительных групп [Электронный ресурс]. URL: http://sport-chg.ru/wp-content/uploads/ 2016/10/Gomyie-lyizhi-SOG.pdf (дата обращения: 23.04.2019).

4. Ермакова Е.Г. Зимние виды спорта, их значение в физическом развитии и воспитании детей. Влияние зимних видов спорта на здоровье подрастающего поколения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 6-1. С. 81-83.

5. Курлыкова А.В. Стратегия развития туризма Оренбуржья [Электронный ресурс] // Бюллетень Оренб. науч. центра УрО РАН. 2011. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-razvitiya-turizma-orenburzhya (дата обращения: 23.04.2019).

6. Макеева В.С., Данилин В.И. Методика подготовки инструкторов-методистов по обучению технике катания на горных лыжах // уч. зап. Орл. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 2. С. 262-266.

7. Раменская Т.И., Баталов А.Г. Лыжный спорт: учебник. М.: Физ. культура, 2005.

8. Сергеев Г.А., Мурашко Е.В., Сергеева Г.В. Теория и методика обучения базовым видам спорта: лыжный спорт: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Изд. центр «Академия», 2015.

9. Торопова А.И. Проблемы и перспективы физической культуры и спорта в вузах на основе социологических опросов студентов с(а)фу им. М.В. Ломоносова // Скиф. вопросы студенческой науки. 2017. № 12. С. 56-59.

10. A guide to ski + snowboard instructor courses [Electronic resource]. URL: https://www.nonstopsnow. com/joumaVguide-to-ski-snowboard-instructor-courses (дата обращения: 24.04.2019).

11. A guide to ski instructor qualifications. URL: https://www.nonstopsnow.com/journal/guide-to-ski-in structor-qualifications (дата обращения: 24.04.2019).

12. New Snowsports Instructor Guide // PSIA -AASI New Instructor Guide, 2017 [Electronic resource]. URL: https://www.psia-i.org/download/Discipli nes/Alpine/Psia_New_Instructor_Guide.pdf (дата обращения: 24.04.2019).

* * *

1. Danilin V.I., Makeeva V.S., Malinin S.E. Ob-uchenie tekhnike kataniya na gornyh lyzhah pri realizacii mnogourovnevoj podgotovki instruktorov-metodistov gornolyzhnogo turizma // Situacionnye centry i informacionno-analiticheskie sistemy klas-sa 4i dlya zadach monitoringa i bezopasnosti (SCVRT2015-16): sb. tr. konf. Car'Grad, Mosk. obl., Rossiya, 21-24 noyab. 2016 g. M.: In-t fiz.-tekhn. informatiki, 2016. S. 89-103.

2. Danilin V.I., Bajkovskij Yu.V. Eksperimental'-nye issledovaniya metodiki podgotovki instruktorov po obucheniyu tekhnike kataniya na gornyh lyzhah v ekstremal'nyh usloviyah // Ekstremal'naya deyatel'-nost' cheloveka. 2017. № 2. S. 39-42.

3. Dopolnitel'naya obshcherazvivayushchaya programma s elementami gornolyzhnogo sporta dlya sportivno-ozdorovitel'nyh grupp [Elektronnyj resurs]. URL: http://sport-chg.ru/wp-content/uploads/ 2016/10/Gornyie-lyizhi-SOG.pdf (data obrashcheniya: 23.04.2019).

4. Ermakova E.G. Zimnie vidy sporta, ih znache-nie v fizicheskom razvitii i vospitanii detej. Vliyanie zimnih vidov sporta na zdorov'e podrastayushchego pokoleniya // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2018. № 6-1. S. 81-83.

5. Kurlykova A.V. Strategiya razvitiya turizma Orenburzh'ya [Elektronnyj resurs] // Byulleten' Orenb. nauch. centra UrO RAN. 2011. № 3. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/strategiya-razvitiya-turizma-orenburzhya (data obrashcheniya: 23.04.2019).

6. Makeeva V.S., Danilin V.I. Metodika podgo-tovki instruktorov-metodistov po obucheniyu tekhni-ke kataniya na gornyh lyzhah // Uch. zap. Orl. gos. unta. Ser.: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2012. № 2. S. 262-266.

7. Ramenskaya T.I., Batalov A.G. Lyzhnyj sport: uchebnik. M.: Fiz. kul'tura, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Sergeev G.A., Murashko E.V., Sergeeva G.V. Teoriya i metodika obucheniya bazovym vidam sporta: Lyzhnyj sport: uchebnik dlya stud. uchrezhdenij vyssh. prof. obrazovaniya. M.: Izd. centr «Akademiya», 2015.

9. Toropova A.I. Problemy i perspektivy fizicheskoj kul'tury i sporta v vuzah na osnove sociologicheskih oprosov studentov s(a)fu im. M.V. Lomonosova // Skif. Voprosy studencheskoj nauki. 2017. № 12. S. 56-59.

Foreign experience in training specialists in skiing and snowboarding

The article is focused on skiing and snowboarding as intensively developing sports in Russia. The author claims that the development of a methodology and a new content for the training of ski instructors is becoming widespread, which determines the need to examine foreign experience. The experience of the organizations "Professional Ski Instructors of America" and "The American Association of Snowboard Teachers" engaged in setting standards for certification of specialists and developing training materials is presented.

Key words: winter sports, skiing, snowboarding, instructor training, teacher training.

(Статья поступила в редакцию 07.05.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.