Научная статья на тему 'Методика подготовки инструкторов-методистов по обучению технике катания на горных лыжах'

Методика подготовки инструкторов-методистов по обучению технике катания на горных лыжах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5021
557
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗАНЫЙ ПОВОРОТ / ПРЕДМЕТНАЯ ПОДГОТОВКА / УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / РЕЗАНЫЙ TURN / SUBJECT PREPARATION / TRAINING CONDITIONS / EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макеева В. С., Данилин В. И.

В работе дано обоснование и проверка эффективности реализации модели подготовки для инструкторовметодистов различного уровня подготовленности на основе программы обучения технике катания и методики обучения на горных лыжах. В исследовании приводятся определение разработанной модели, уровни и этапы подготовки, сертификационные характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR THE PREPARATION OF INSTRUCTORS-METHODOLOGISTS FOR TEACHING THE TECHNIQUE OF SKIING

In work the substantiation and check of effi ciency of realization of model of preparation for instructors-methodologists of various level of readiness on the basis of the program of training is given the technics of driving and a training technique on mountain skiing. In research defi nition of the developed model, levels and preparation stages, certifi ed characteristics are resulted.

Текст научной работы на тему «Методика подготовки инструкторов-методистов по обучению технике катания на горных лыжах»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

В. С. МАКЕЕВА

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой Туризма, рекреации и спорта Госуниверситета - УНПК Е-шай: [email protected] Тел. 8 910 307 39 78

В.И. ДАНИЛИН

старший преподаватель кафедры физической культуры Московского государственного индустриального университета Е-шай: [email protected] Тел. 8 910 307 39 78

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ИНСТРУКТОРОВ-МЕТОДИСТОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ТЕХНИКЕ КАТАНИЯ НА ГОРНЫХ ЛЫЖАХ

В работе дано обоснование и проверка эффективности реализации модели подготовки для инструкторов-методистовразличного уровня подготовленности на основе программы обучения технике катания и методики обучения на горных лыжах.

В исследовании приводятся определение разработанной модели, уровни и этапы подготовки, сертификационные характеристики.

Ключевые слова: резаный поворот, предметная подготовка, условия обучения, образовательные услуги.

Ежегодно более трех с половиной миллионов россиян катаются на горных лыжах и сноубордах, и горнолыжный туризм, спорт и отдых развиваются интенсивнее других видов туризма[6].При этом стало очевидно, что разработка методики и нового содержания подготовки инструкторов горнолыжного спорта и туризма должна в первую очередь ориентироваться на изучение запросов туристского рынка.

На современном этапе наиболее заметными проблемами горнолыжного спорта и туризма выступают недостаточность обеспечения научнометодическими разработками процесса обучения и переподготовки инструкторских кадров[1,4,5].О важности повышении квалификации, подготовке и переподготовке педагогических кадров в той или мере пишут многие авторы, но исследований, целью которых стал бы поиск эффективных моделей ее организации в системе горнолыжного спорта и туризма, еще явно недостаточно.

В качестве гипотезы нашего исследования выдвинуто предположение о том, что процесс подготовки и переподготовки инструкторов-методистов по технике катания на горных лыжах будет более эффективным, если будут:

- уточнены и конкретизированы сущность и содержание процесса обучения катания на горных лыжах;

- разработана методика многоуровневой подготовки инструкторов-методистов для обучения технике катания на горных лыжах;

- определены критерии и уровни эффектив-

ности реализации методики.

В соответствии с предложенной гипотезой в исследовании поставлены следующие задачи:

1. Определить сущность и содержание программы обучения катания на горных лыжах в современных социально-экономических условиях.

2. Разработать методику многоуровневой подготовки инструкторов-методистов для обучения технике катания на горных лыжах и определить ее эффективность.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические

(анализ литературных источников по проблеме исследования), эмпирические (изучение документов нормативно-правовых и учебно-программных документов, наблюдения за деятельностью обучаемых и обучающих, анкетирование, тестирование), метод моделирования, эксперимент.

Базой исследования явились Горнолыжный комплекс «Адмирал-тур» (г. Магадан), ЗАО «Кола-Спортланд» (г. Кировск), ГЛЦ ММК «Банное» и Горнолыжный комплекс «Завьялиха» (Урал). Исследованием были охвачены группы учебной подготовки инструкторов-методистов в различных климатических условиях РФ.

В процессе решения первой задачи рассмотрены проблемы внедрения программы обучения технике катания и методики обучения на горных лыжах в практику подготовки инструкторов различного уровня подготовки, которая складывается

© В.С. Макеева, В.И. Данилин

из подготовки и сертификации инструкторов, обслуживающих горнолыжников и туристов,и включает четыре уровня освоения нормативной части программы, - инструктор без категории (кандидат в инструкторы); инструктор третьей, второй и первой категории[2, 3].

Программа подготовки представляет собой многоуровневую систему семинаров, включающих теоретические, практические занятия и контрольные испытания (экзамены). Программа универсальна и может быть использована как при обучении туристов-любителей в лыжных школах или на горнолыжных курортах, так и для обучения спортсменов-горнолыжников начального и профессионального уровня в спортивных школах и сек-циях.Темпы обучения подготовки того или иного класса могут варьироваться в зависимости от уровня физической и технической подготовки, от количества обучающихся в группе, от внешних условий

- рельефных особенностей и разнообразия трасс, состояния снежного покрова, погоды, подъемников и т. п.

За центральное звено программы обучения взят резаный поворот на параллельных лыжах, при котором большая часть поворота ведется на кантах. В качестве импульса в этом повороте используется опора закантованных лыж и боковое движение бедер и коленей без разворота ступней. Однако, традиционный скользящий поворот на параллельных лыжах, который широко используется горнолыжниками-любителями при катании в горах в условиях разнообразия склонов, рельефа и погодных условий, также используется в этой программе и является ее необходимой составляющей.

Основное содержание программы включает описание техники горнолыжного спуска, методы и методические приемы обучения ее основам с учетом ряда условий: климатических (температура воздуха, солнечная радиация, высота над уровнем моря), технических особенностей мест катания (характер трасс, их рельеф, техника безопасности), особенностей начальной подготовки (пол, возраст, технические, физические и психологические возможности).

В программу включены занятия по совершенствованию техники катания инструктора (будущего инструктора), изучению основ развития физических качеств, педагогике обучения различных возрастных категорий обучающихся, освоению методик обучения катанию на горных лыжах на трассах, имеющих строго определенные характеристики, изучению основ техники безопасности, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшему. В программу включена стажировка (педагогическая практика), а также контрольные испытания (экзаме-

ны) по всем разделам семинара с присвоением квалификации «Инструктор по горнолыжному спорту» соответствующей категории.

Предметная подготовка инструктора осуществляется от начального, где описание приемов изложено как эталонная трактовка, применительно к современному состоянию горнолыжной техники, к достижению мастерства как в плане освоения техники катания, так и владения методикой обучения.

Обучение двигательным действиям преследует следующие цели - формирование знаний, представлений об условиях выполнения двигательной задачи, условиях ее решения и способы решения двигательной задачи. Обучающийся должен осознать двигательную задачу, сформировать зрительно-логическое представление о способе ее решения; выделить основные опорные точки двигательного действия, сформировать двигательные представления, выделить их совокупность, научиться выполнять двигательное действие.

Основные опорные точки и ориентировочная основа действий осваиваются обучаемым: логически (из объяснения преподавателя об ощущениях и местах их возникновения при выполнении упражнения) и кинестетически(в ощущениях из прошлого двигательного опыта или из ощущений, полученных при выполнении данного двигательного действия). В программу включается стажировка (педагогическая практика), а также контрольные испытания (экзамены).

Важно, что методика обучения как совокупность ряда составляющих системы, участвующих в процессе и обеспечивающих необходимые темпы прироста результатов, может быть более эффективной, если она имеет выход на конкретный образовательный процесс и адаптирована:

• к условиям внешней среды с учетом биокли-матических факторов и технических возможностей мест катания;

• к внутренней среде, опирающейся на уровень

начальной подготовки обучающихся, их физических, психологических и технических возможностей, особенностей двигательного опыта. Проектирование методики подготовки

инструкторов-методистов состоит из трех основных этапов:

- постановка дидактической задачи;

- формирование дидактической системы форм, методов и средств обучения с учетом закономерностей и принципов обучения (подготовки);

- определения результатов деятельности. Методика включает систему средств, методов организации и управления тренировочным процессом (процессом обучения) в области под-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

готовки инструкторов-методистов и предполагает применение системного знания для овладения теорией, решения практических задач по овладению техническими навыками и использования в учебном и тренировочном процессе специальных технических устройств. На первом этапе ставится дидактическая задача процесса подготовки инструкторов-методистов. Процесс постановки дидактической задачи включает последовательность действий разработчика, задание целей подготовки и требуемого исходного уровня обучающихся, отбор и структурирование содержания учебного материала, задание уровней усвоения учебных тем, вопросов и технических элементов с процедурой учета организационных и материальных ограничений.

Содержание теоретических и практических занятий семинара дифференцировано в соответствии с уровнем подготовки слушателя. Слушатели, не имеющие физкультурного образования, в первую очередь должны овладеть основными понятиями и терминологией, применяемой в физической культуре, горнолыжном спорте и туризме, основами теории и методики физического воспитания, педагогического мастерства, научиться составлять планы занятий и правильно распределять нагрузку в зависимости от решаемых задач. Слушатели, имеющие физкультурное образование, больше внимания уделяют изучению программы обучения будущих горнолыжников, овладению методик обучения, разрабатывают планы-конспекты, подбирают специальные и подводящие упражнения с учетом геометрии лыж, рельефа трасс и других особенностей, принимают участие в соревнованиях по слалому или слалому-гиганту, в судейской коллегии или как участники соревнований.

К участию в семинаре первого уровня допускаются лица, имеющие установленный уровень владения техникой горнолыжного спорта. К участию в семинарах следующих уровней допускаются лица, имеющие сертификат предыдущего уровня, выполнившие установленные контрольные нормативы по технике горнолыжного спорта или сноуборда, требуется опыт практической работы (стажировка не менее 100 часов). Семинары всех других уровней, т.е. семинары по подготовке инструкторов III, II и I категории, проводятся Учебным центром.

4-й уровень инструкторской квалификации является высшей ступенью инструкторской квалификации в России («Национальный инструктор»). Этот уровень делится на две категории: инструктор-методист I категории по горным лыжам; инструктор-методист высшей категории по горным лыжам.

Звание «Инструктор-методист I категории» по-

лучает инструктор, успешно закончивший семинар 4 уровня и имеющий опыт работы преподавателем на семинарах более низкого уровня не менее 100 часов.

Звание «Инструктор-методист высшей категории» присваивается инструкторам I категории, отработавшим преподавателями на различных семинарах по подготовке инструкторов не менее 5-ти раз и имеющим многолетний опыт преподавательской и методической работы.

По объему учебного материала каждый из классов должен быть рассчитан приблизительно на двухнедельный цикл ежедневных занятий с горнолыжниками средней подготовки при условии, что они владеют приемами предыдущих классов.

К организационным ограничениям отнесем следующие положения Программы подготовки:

- семинар первого уровня может проводиться филиалами Учебного центра и региональными ко -митетами по физической культуре и спорту по общей программе семинаров этого уровня, утвержденной Учебным центром Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России, с приглашением экзаменационной комиссии Учебного центра;

- семинары всех других уровней проводятся Учебным центром;

- семинары всех уровней проводятся несколько раз в год;

- практические занятия семинаров организуются только во время зимнего периода на снегу.

Группы, участвующие в опытно-

экспериментальной работе, проходили курсы подготовки на разных горнолыжных комплексах. Первая группа на Урале в городе Магнитогорске (горнолыжный комплекс «Банное озеро»). Вторая группа в городе Кировске (горнолыжный стадион на горе Аквайвенчор).

Анализ результатов проведения опытноэкспериментального исследования показал, что избранная система педагогических воздействий способствовала получению уже к промежуточному контролю положительной динамики показателей теоретического блока. В группе 1 средний балл входного контроля по теоретическому блоку составил 11 баллов, в группе 2-9 баллов, т.к. группа 2 по своему составу была слабее, в ней было только два участника, имеющие соревновательный опыт, а в группе 1 четыре человека из числа спортсменов. Таким образом средний балл группы 1 составил 10,6 балла и 11 баллов в группе 2. На выходном контроле (экзаменах) главная задача преподавателей - это точное определение соответствия слушателя званию инструктора-методиста определенного уровня. В выходном контроле теоретического блока

1 уровня группа 1 получила результат 15 баллов со средней итоговой оценкой 3,6, а группа 2-18 баллов со средней итоговой оценкой 4,6.

Таким образом, слушатели показали требуемые знания и получили звание инструктора-методиста определенного уровня, что позволяет стандартизировать и сделать безопасным процесс обучения горнолыжной технике на территории Российской Федерации. Это доказывает эффективность разработанной методики подготовки инструкторов в условиях России.

Эффективность разработанной программы подготовки и методику ее реализации можно также определить по результатам оценки оказания образовательных услуг при обучении технике катания на горных лыжах по признакам совместной деятельности инструктора и ученика.

Для эффективной работы инструктора в рыночных отношениях на первый план выдвигается привлекательность оказываемых услуг населению. Однако анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что в настоящее время отсутствуют конкретные методики количественной оценки качества оказания физкультурно-оздоровительных услуг. С целью разработки методики оценки оказания образовательных услуг был проведен опрос обучающихся, т.е. потенциальных и реальных «покупателей» (клиенто-ориентированный подход).

Эффективность оказания образовательных услуг инструктором можно сформулировать по признакам совместной деятельности инструктора и ученика, а именно:

- качественный отбор содержания и построения процесса реализации образовательных программ педагогического образования на всех его этапах;

- единство действий сторон во времени и пространстве;

- наличие единой цели как осознаваемого и планируемого результата и их преемственности в динамическом процессе обучения;

- чёткое распределение полномочий между участниками;

- разделение процесса между участниками сообразно уровню их квалификации, что проявляется либо в конечном результате совместной деятельности, либо в самом её процессе;

- возникновение межличностных взаимоотношений.

Другими показателями эффективности образовательных услуг является ориентация на современные задачи профессиональной педагогической деятельности, обогащение опыта решения задач профессиональной деятельности,

которые проявляются через создание и разработку учебно-методических материалов для будущего инструктора и клиента, разработку индивидуальных планов освоения дисциплины, планирование и организацию самостоятельной работы.

В процессе обучения инструкторы ищут и создают в работе с клиентами собственные оригинальные методы и методики, опираясь при этом на основные специально разработанные подходы. С другой стороны, сами клиенты, среди которых в последнее время все больше людей с разной степенью подготовленности, стремятся найти пути и таких специалистов, которые предоставляют качественные услуги не только в области обучения катания на лыжах, но ив области сохранения, укрепления и развития здоровья, всестороннего развития личности.

Показатель развития согласованности позиций всех заинтересованных сторон в понимании сущности деятельности инструктора в формировании современных требований к профессиональной педагогической деятельности проявляется через умение продемонстрировать свою готовность к новым преобразованиям в структуре и содержании профессиональной педагогической деятельности, готовности к взаимодействию с клиентом в процессе совместной деятельности, интеграции и преемственности целей образовательных программ по мере освоения содержания обучения.

Для соблюдения условия эффективного осуществления педагогических действий будущего инструктора была подвергнута анализу полная совокупность образовательных услуг, наполняющих его профессиональную деятельность и составляющих среду данного объекта.

Итоговая оценка формируется в виде утверждения степени приемлемости качества услуги и соответствия услуги по рассматриваемой совокупности параметров уровню требований клиента в заданном сегменте рынка, превосходит их или нет. К основным характеристикам, по которым предлагается производить оценку качества услуг, были отнесены 46 показателей.

В последующем, для оценки эффективности выделенных критериев, была произведена их оценка потребителями на исходном и конечном этапах лыжного сезона. Поскольку в их число попадают и случайные объекты, следовательно, они в дальнейшем были отброшены, т.к. отсутствие их динамики свидетельствует о том, что они не влияют на качество образовательных услуг и, соответственно, не могут являться предметом данного исследования.

Анализ работы инструкторов- выпускников показал, что в зависимости от места нахождения

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

спортивной базы могут меняться предпочтения пользователей. На гистограмме показаны данные долевого распределения комплексных показателей качества услуг обучения катанию на горных лыжах в спортивном комплексе «Кант» в зависимости от изменения их балльной оценки в течение горнолыжного сезона.

Анализ полученных данных позволяет утверждать, что к концу сезона доля показателей, которые улучшились, составила 62%.

Результаты экспериментальной части исследования позволили установить, что зависимость изменения профессиональной позиции инструктора в решении задач обучения пользователя услуг в значительной степени определяется задачами профильного обучения, степени учета в разработанных программах индивидуальных интересов и образовательных потребностей пользователей.

Таким образом, основным звеном в безопасном и эффективном освоении техники катания на горных лыжах является инструктор. Полученные результаты в спорткомплексах «Кант» и «Снежком» дают основание утверждать, что позитивные изменения в обучении горнолыжной технике пользователей услуг на всех его этапах происходят за счет качества оказания услуг для подготовки инструкторов и образовательной среды курсов, которые создают благоприятные условия к правильному и эффективному подбору форм организации и ориентации на основе современного знания о современной технике катания, потребительских предпочтений клиента, которые происходят во взаимодействии субъектов педагогического образования, а также с учетом рынка услуг, создающего условия согласования позиций всех заинтересованных сторон в качестве педагогического образования.

Библиографический список

1. Горяйнов А.Г. Горные лыжи и сноуборд: Карвинговая техника. М. : РИПОЛ классик, 2003. 240 с.

2. Данилин В.И. Обучение и совершенствование техники катания на горных лыжах и сноуборде. М.: Альт Консульт, 2009. 238с.

3. Данилин В.И. Классификация, безопасность и качество подготовки инструкторов-методистов технике катания на горных лыжах и сноуборде. М.: «Альт Консульт», 2011. 180с.

4. Концепция совершенствования государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности с учетом необходимости стимулирования инновационной деятельности предприятий. Проект НТЦ «Промбезопасность». М.:Ростехнадзор, 2011. 16с.

5. ЛеМастер Р. На кантах. Р. Ле Мастер. М., 2002. 112с.

6. Писанко В.А. Проблемы гуманизаци и социо-культурного сервиса в современном обществе. Человек и образование: №4(17), 2008. С.29.

V. S. MAKEEVA, V.I. DANILIN

METHODOLOGY FOR THE PREPARATION OF INSTRUCTORS-METHODOLOGISTS FOR TEACHING THE TECHNIQUE OF SKIING

In work the substantiation and check of efficiency of realization of model of preparation for instructors-meth-odologists of various level of readiness on the basis of the program of training is given the technics of driving and a training technique on mountain skiing.

In research definition of the developed model, levels and preparation stages, certified characteristics are resulted.

Key words: резаный turn, subject preparation, training conditions, educational services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.