Научная статья на тему 'Проблемы управления государственным имуществом'

Проблемы управления государственным имуществом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1413
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / STATE PROGRAM / УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ / MANAGEMENT OF PUBLIC PROPERTY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / PUBLIC PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Ирина Викторовна

В статье затрагиваются проблемы управления государственным имуществом Российской Федерации. Анализируются изменения, внесенные в 2017 году в государственную программу «Управление федеральным имуществом». Обосновывается авторский взгляд и делается вывод о сохранении всё еще высокой доли государственной собственности в экономике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF STATE PROPERTY MANAGEMENT

In the article reveals the problems in the management of State property of the Russian Federation. Examines changes in 2017 in the State program “Managing federal property” adopted in 2014 g. Justified conclusion about maintaining the high proportion of State ownership in the economy

Текст научной работы на тему «Проблемы управления государственным имуществом»

УДК 351.711

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

Смирнова Ирина Викторовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, профессор кафедры экономики таможенного дела, д.э.н., e-mail: [email protected]

В статье затрагиваются проблемы управления государственным имуществом Российской Федерации. Анализируются изменения, внесенные в 2017 году в государственную программу «Управление федеральным имуществом». Обосновывается авторский взгляд и делается вывод о сохранении всё еще высокой доли государственной собственности в экономике

Ключевые слова: государственная программа; управление государственным имуществом; государственная собственность

PROBLEMS OF STATE PROPERTY MANAGEMENT

Smirnova Irina V.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Department of Econo mics of Customs, Doctor of Economics, Professor, e-mail: [email protected]

In the article reveals the problems in the management of State property of the Russian Federation. Examines changes in 2017 in the State program "Managing federal property" adopted in 2014 g. Justified conclusion about maintaining the high proportion of State ownership in the economy

Keywords: the State program; management of public property; public property

Для цитирования: Смирнова И.В. Проблемы управления государственным имуществом // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 3 (63). С. 47-51.

Управление государственным имуществом представляет собой осуществление правомочий публичного собственника, совершаемых органом власти, уполномоченным на это государством. Важнейшим требованием к данной деятельности является её эффективность, так как она характеризует степень реализации государством возложенных на него функций, которые выполняют специально уполномоченные на это органы. В Российской Федерации таким органом выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Росимуществов настоящее время- это организация, включающая в себя 83 территориальных управления общей штатной численностью 4203 человека. Кроме того, как известно, помимо Ро-симущества полномочиями по управлению федеральным имуществом в настоящее время обладают также Министерство обороны и Управление делами Президента Российской Федерации. Отдельные полномочия в отношении подведомственных предприятий есть у государственных академий наук, ряда иных государственных органов и организаций. Часть федерального имущества была передана в государственные корпорации, в такие как «Росатом» и «Ростехнологии» [1].

Эффективность управления государственным имуществом в значительной степени зависит от стратегических документов, определяющих концептуальные основы управления государственным имуществом.

Основные цели и задачи в области управления федеральным имуществом, принципы, являющиеся

приоритетными для всех субъектов управления федеральным имуществом, а также ключевые направления реализации мероприятий определены в подпрограмме «Повышение эффективности управления федеральным имуществом и прива-тизации»Государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» (на период 2013-2018 годов), утвержденной-распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 327 (далее - государственная программа). Исполнителем подпрограммы «Повышение эффективности управления федеральным имуществом и приватизации»является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) [2].

Государственная программа была подготовлена в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р [3].

Необходимость принятия Программы была обусловлена целым рядом проблем, которые не удавалось решить в последние годы. Эти проблемы можно объединить в следующие группы [2]:

1. Отсутствие целевого назначения того или иного объекта федерального имущества:

- обременение избыточными активами, издержки от их содержания, а также упущенная выгода от их использования (источник коррупционных рисков);

- отсутствие однозначно определенных целей управления федеральным имуществом;

>

К

H

А

Л сг Н

Ы

hi

П

^

О

Е

M

п О

са

Е

М hi Н

Н О

э

Э

Н

Н

S

s

К

s

Смирнова И.В.

- несоответствие краткосрочных и долгосрочных целей управления объектами целям государства в отношении соответствующих активов;

- пересмотр планов приватизации после их утверждения.

2. Приватизация неориентирована напривле-чение инвестиций в развитие отчуждаемых из госу-дарственнойсобственности активов:

- планы приватизации формируются по «остаточному» принципу (принцип презумпции сохранения);

- продаются объекты недвижимости, а не бизнес;

- отсутствует разумный баланс между быстротой отчуждения и оптимальной стоимостью;

- процесс не прозрачен как для участников, так и для общества.

3. Неэффективное управление государственными активами:

- недостаточная эффективность(по сравнению смеждународными аналогами) уровня корпоративного управления;

- неэффективность института ФГУП;

- банкротство существенной части ФГУП и АО;

- отсутствие зарегистрированных прав насуще-ственную часть объектовфедерального имущества,-земельных участков;

- проблемы, связанные снедостаточным уров-немподготовки менеджеров для руководства государственными предприятиями;

- критическое недофинансированиеобъек-тов казны, избыточностьсостава входящих в нее объектов.

В 2017 году Постановлением правительства РФ от 31.03.2017 № 381-12 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» в госпрограмму были внесены изменения. Этим постановлением параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов. Были уточнены также и целевые показатели (индикаторы) госпрограммы.

Анализ внесенных в программу изменений показал, что,во-первых, сроки реализации мероприятий продлены еще на один год, то есть до 2019 года, а во-вторых, целевые показатели изменились в сторону смягчения.Так, основными направлениями подпрограммы первоначально были [2]:

1. Определение целевой функции управления объектами федерального имущества;

2. Управление отчуждением объектов федерального имущества;

3. Управление развитием объектов федерального имущества;

4. Управление рисками в сфере реализации процессов управления федеральным имуществом;

5. Совершенствование учета и мониторингаис-пользования федерального имущества.

6. В соответствии с этими направлениями программой сначала были предусмотрены следующие целевые показатели (индикаторы) (табл.1).

В отредактированной программе сократился перечень целей управления федеральным имуществом [4]:

Оптимизация состава и структуры федерального имущества;

Повышение результативности управления федеральным имуществом;

Обеспечение эффективного контроля, учета и мониторинга использования федерального имущества.

Кроме того, изменился состав и количество целевых индикаторов программы: вместо семи показателей, выделенных в таблице 1, добавлены четыре показателя (выделено в табл. 2).

Положительным в утвержденных изменениях, безусловно, является стремление государства ускорить определение целевых функций для хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в федеральной собственности, федеральных государственныхучреждений.В частности, уже к 2018 годуследует довести количество этих объектов до 100 %. А для объектов казны, по которым определена целевая функция, надлежит довести эту долю к 2019 году до 50 %.

Кроме того, государство стремится ускорить перевод оказания государственных услуг, оказываемых Росимуществом, в электронном виде и довести их объем до 100 % уже в 2017 году [4].

Однако настораживает снижение индикаторов, отражающих долю участия государства в экономике. Так, предполагается снижение средних темпов сокращения количества организаций с государственным участием до 10 % к 2019 году, вместо 15 %, как было в первойредакции программы.

Кроме того, снижается процент ежегодного сокращения количества акционерных обществ с государственным участием по отношению к предыдущему году с 18 в 2018 году(в предыдущей редакции) до 7 - к 2019 году - в новой редакции программы [4].

Необходимо отметить и увеличение доли государственных служащих в органах управления и контроля акционерными обществами с государственным участием с 30 % в 2018 году (первоначальная редакция программы) до 50 % в 2019 году (новая редакция).

Некоторые специалисты в 2015 году оценивали вклад государства и государственных компаний в ВВП Российской Федерации около 70 %, тогда как в 2005 году эта доля составляла около 35 % [5].

Официальные данные Росстата свидетельствуют не столько о сокращении количества объектов госсобственности, сколько об изменении ее структуры. В частности, при сокращении количества унитарных предприятий и публичных акционерных компанийс государственным участием увеличивается количество учреждений и непубличных акционерных обществ (табл. 3).

48

Ученые записки СПб филиала РТА № 3 (63) 2017

Таблица 1

Показатели (индикаторы) подпрограммы государственной программы «Управление федеральным имуществом» [2]

Наименование показателя (индикатора) Значения показателей

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

1. Средние темпы сокращения количества организаций с государственным участием, % - 8 13 13 10 14 15

2. Средние темпы сокращения имущества государственной казны Российской Федерации, % - 3 7 10 14 17 21

3. Динамика технологического развития процессов управления федеральным имуществом, % - 4 18 30 43 56 67

4. Доля федеральных государственных унитарных предприятий, для которых определена целевая функция, % - 25 35 45 60 80 100

5. Доля хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в федеральной собственности, для которых определена целевая функция, % - 25 35 45 50 80 100

6. Доля объектов государственной казны РФ, для которых определена целевая функция, % - 5 10 15 20 25 30

7. Доля федеральных государственных учреждений, для которых определена целевая функция, % - - - - 5 10 15

8. Ежегодное сокращение количества акционерных обществ с государственным участием по отношению к предыдущему году, % (не менее) 10 9 15 12 6 8 18

9. Ежегодное сокращение количества ФГУП по отношению к предыдущему году, % 5 6 12 13 15 20 13

10. Продажи крупных инвестиционно привлекательных объектов через публичное предложение акций (из числа таких объектов, предусмотренных к продаже), единиц (не менее) 4 4 4 4 4 4 4

11. Процент выполнения плана по доходам федерального бюджета от управления и распоряжения федеральным имуществом, за исключением доходов от приватизации (итого), % 100 100 100 100 100 100 100

12. Доля государственных служащих в органах управления и контроля акционерных обществ с государственным участием, % 80 50 30 30 30 30 30

13. Процент сокращения площади земельных участков государственной казны, не вовлеченных в хозяйственный оборот, по отношению к площади участков в 2012 году, % - 5 10 15 20 25 30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Процент сокращения количества объектов имущества государственной казны (без учета земельных участков) по отношению к количеству объектов имущества казны в 2012 году, % - 1 3 5 7 9 11

15. Доля объектов федерального имущества, учтенных в реестре федерального имущества, от общего числа выявленных и подлежащих к учету объектов (в рамках текущего года), % 60 70 80 80 80 80 80

16. Доля государственных услуг, переведенных на оказание в электронном виде, от общего числа услуг, оказываемых Росимуще-ством, % - 10 35 50 65 85 100

17. Доля электронного юридически значимого документооборота между Росимуществом с государственными организациями от общего документооборота с государственными организациями, % - 5 35 60 75 90 99

18. Доля хозяйственных обществ со 100-% долей РФ, системы бухгалтерского и налогового учета которых полностью интегрированы в федеральную государственную информационно-аналитическую систему «Единая система управления государственным имуществом» (ФГИАС ЕСУГИ), от общего количества государственных организаций со 100-процентной долей РФ, % - - 1 10 20 30 40

19. Доля государственных организаций с долей РФ менее 100 %, системы бухгалтерского и налогового учета которых интегрированы в ФГИАС ЕСУГИ, от общего количества государственных организаций с долей РФ менее 100 % - - - 1 10 20 30

Таблица 2

п

Целевые индикаторы программы [4

Наименование показателя (индикатора) 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

план. факт план. факт. план факт план план план. план.

1. Средние темпы сокращения количества организаций с государственным участием, % - 8 8,6 13 7,5 13 12 10 13 10 10

2. Средние темпы сокращения имущества государственной казны, % - 3 3,1 7 13 10 11 14 17 21 24

3. Доля хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в федеральной собственности, для которых определена целевая функция, % - 25 58,9 35 61 45 68 50 100 100 100

4. Доля объектов казны, для которых определена целевая функция, % - 5 45 10 27,1 15 39 20 40 45 50

5. Доля федеральных государственных учреждений, для которых определена целевая функция, % - - 0 - 20,5 - 32 5 60 100 100

6. Процент ежегодного сокращения количества акционерных обществ с государственным участием по отношению к предыдущему году, %, не менее 10 9 10,3 15 8,8 12 12 6 5 6 7

7. Процент ежегодного сокращения количества ФГУП по отношению к предыдущему году, %, не менее 5 6 6,9 12 6,3 13 12 15 20 13 13

8. Доля государственных служащих в органах управления и контроля акционерных обществ с государственным участием, % 80 50 34,3 30 29,6 30 27 30 50 50 50

9. Процент сокращения площади земельных участков казны, не вовлеченных в хозяйственный оборот, по отношению к площади участков в 2012 году, % - 5 3,7 10 21,5 15 17 20 25 30 35

10. Процент сокращения количества объектов имущества казны (без учета земельных участков) по отношению к количеству объектов имущества казны в 2012 году, % - 1 2,5 3 4,6 5 5 7 9 11 12

11. Доля объектов федерального имущества, учтенных в реестре федерального имущества, в общем числе выявленных и подлежащих к учету объектов (в рамках текущего года), % 60 70 96,6 80 100 80 80 80 80 80 90

12. Доля государственных услуг, переведенных на оказание в электронном виде, в общем числе услуг, оказываемых Росимуществом, % - 10 40 35 98 50 98 65 100 100 100

13. Доля денежных средств, поступивших в федеральный бюджет в отчетном году от продажи акций и долей в уставных капиталах хозяйственных обществ, от планируемого объема поступлений в федеральный бюджет соответствующих денежных средств в соответствии с распоряжением Правительства об утверждении прогнозного плана приватизации (за исключением поступлений от продажи акций крупнейших акционерных обществ), % - - - - - - - - 100 100 100

14. Процент обеспечения поступлений в федеральный бюджет прибыли, приходящейся на доли в хозяйственных обществах, или дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, от запланированного уровня на отчетный год (с учетом решений Правительства о невыплате дивидендов), % - - - - - - - - 100 100 100

15. Доля акционерных обществ (включенных в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства от 23 января 2003 № 91-р, а также иных акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности РФ), в долгосрочные программы которых включены показатели, характеризующие повышение производительности труда, создание и модернизацию высокопроизводительных рабочих мест, % - - - - - - - - 70 80 90

16. Соотношение стоимости реализованного имущества, обращенного в собственность государства, и оценочной стоимости указанного имущества, определенной для целей реализации, % - - - - - - - - 30 40 50

Таблица 3

Количество хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной собственности

(по годам) [6]

Всего по России: 2015 2016 2017

Унитарные предприятия 4923 4284 3719

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственно- 4718 4125 3565

го ведения

Федеральные государственные унитарные предприятия 1701 1488 1245

Государственные унитарные предприятия субъектов РФ 3017 2637 2320

Унитарные предприятия,

основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия) 205 159 154

Федеральные казенные 48 48 48

предприятия

Казенные предприятия субъектов РФ 157 111 106

Учреждения 57858 56693 56548

Учреждения, созданные РФ: 16396 16194 16846

Федеральные государственные 136 141 222

автономные учреждения

Федеральные государственные бюджетные учреждения 5665 4024 4363

Федеральные государственные казенные учреждения 10595 12029 12261

Публично-правовые компании 1 1 1

Акционерные общества 3484 3186 2848

Публичные акционерные общества 3274 2254 1777

Непубличные акционерные общества 210 932 1071

Публично-правовые компании 9

Государственные корпорации 6

Государственные компании 1

В ключевой для страны отрасли - нефтедобыче - госкомпаниям принадлежит 40-45 %, в банковском секторе - 49, в транспортном - 73. По информации Росстата доля госсектора в услугах связи в 2012 году составляла 13,8%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 25,8 (в 2009 году - 14 %). Существенно увеличилась доля госсектора в добыче полезных ископаемых -до 16,5 % в 2012 году (в 2009-2010 годах - 10-11 %) [7], а в 1998-1999 годах государство контролировало 10% нефтедобычи [8].

Доля государства в экономике России возросла как в результате действий компаний смешанного типа, так и вследствие косвенных антикризисных мер государства. В частности, усилилось косвенное влияние контролируемых государством банков и структур, выступивших в качестве его агентов при реализации антикризисных мероприятий, причем масштабы этого процесса и потенциал

дальнейшего роста государственного влияния до конца остаются не вполне ясными.

Высокая доля государственного сектора в экономике РФ является одним из основных тормозов экономического роста. Госкомпании работают неэффективно, негибко, применяют административный ресурс, подменяют частный сектор или выталкивают его. Это стало одной из важнейших проблем государства [9].

Таким образом, Государственная программа управления федеральным имуществом, несмотря на ее масштабность и стратегическую направленность не создаетусловий для эффективного функционирования рыночного механизма в отечественной экономике, а лишь консервирует существующее положение вещей, характеризующееся высокой долей государственного сектора.

Библиографический список:

1. Стенограмма заседания Правительства РФ: Основной вопрос повестки - о мерах по повышению эффективности управления федеральным имуществом и о проекте соответствующей госпрограммы. URL: http://government.ru/news/9/#9=1:1:AUh,1:16:Vjh

2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 327 (ред. от 30.04.2014) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом»». URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70544258/

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf

4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 327 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом»».URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162192/

5. Государственное участие в российской экономике: госкомпании, закупки, приватизация. Бюллетень о развитии конкуренции: № 13. URL: http://ac.gov.ru/ files/publication/a/8449.pdf

6. Официальная статистическая информация Росстата. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi

7. Долинский А.,Габуев А. В компании с государством. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2229282

8. Кувшинова О., Письменная Е. Половину экономики России уже составляет госсектор. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/news/5739621/ esche_odin_byudzhet

9. Кудрин А. Высокая доля госсектора в экономике РФ тормозит экономический рост. URL: http://www.yktimes. ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82 %D0%B8/vyisokaya-dolya-gossektora-v-ekonomike-rf-tormozit-ekonomicheskiy-rost-a-kudrin/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.