Научная статья на тему 'Государственная программа Российской Федерации Управление федеральным имуществом" как инструмент регулирования государственного сектора'

Государственная программа Российской Федерации Управление федеральным имуществом" как инструмент регулирования государственного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / STATE PROGRAM / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / FEDERAL EXPENDITURES / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ECONOMIC AND SOCIAL EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Звягинцев П.С.

В статье приведен анализ содержания программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» и внесенных в нее изменений. Дана оценка объемов бюджетных ассигнований на реализацию программы и поступлений в федеральный бюджет по основным прогнозируемым доходам за 2012-2016 гг. Обосновывается вывод о нейтральности форм собственности и преимущественном влиянии на экономическое развитие институциональных и организационных факторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State program of the Russian Federation "Management of federal property" as an instrument of regulation of the state sector

The paper discusses the state program of the Russian Federation «Management of federal property» and its mission. The analysis of contents of the Program and the changes made to it is provided as well as volumes of budgetary appropriations on its realization and federal budget receipts for the main anticipated revenue for 2012-2016. Conclusion about neutrality of forms of ownership and influence of institutional and organizational factors is proved

Текст научной работы на тему «Государственная программа Российской Федерации Управление федеральным имуществом" как инструмент регулирования государственного сектора»

Вестник Института экономики Российской академии наук

6/2017

П.С. ЗВЯГИНЦЕВ кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ» КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

В статье приведен анализ содержания программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» и внесенных в нее изменений. Дана оценка объемов бюджетных ассигнований на реализацию программы и поступлений в федеральный бюджет по основным прогнозируемым доходам за 2012-2016 гг. Обосновывается вывод о нейтральности форм собственности и преимущественном влиянии на экономическое развитие институциональных и организационных факторов.

Ключевые слова: государственная программа, управление, расходы федерального бюджета, экономическая и социальная эффективность.

1БЬ: Н50, Н73, Ъ33.

Государственная программа Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» (далее Программа) была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации № 327 от 15 апреля 2014 г. В марте 2017 г. в нее были внесены существенные изменения, коснувшиеся цели и задач, целевых индикаторов и показателей, сроков реализации, объемов бюджетных ассигнований и ожидаемых результатов1.

Цель Программы, ранее сформулированная как «Создание условий для эффективного управления федеральным имуществом, необходимым для выполнения государственных функций органами государственной власти Российской Федерации, и отчуждения федерального имущества, востребованного в коммерческом обороте», теперь определена как «Совершенствование механизмов управления и приватизации федерального имущества».

1 Постановление Правительства РФ от 31 марта 2017 г. № 381-12 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Управление федеральным имуществом».

В связи с изменением цели Программы изменились и ее показатели (индикаторы). Так, в подпрограмме 1 «Повышение эффективности управления федеральным имуществом и приватизации» не стало таких показателей, как динамика технологического развития процессов управления федеральным имуществом; доля государственных организаций со 100%-й долей Российской Федерации, системы бухгалтерского и налогового учета которых полностью интегрированы федеральную государственную информационно-аналитическую систему «Единая система управления государственным имуществом» (ФГИАС ЕСУГИ), от общего количества государственных организаций со 100%-й долей Российской Федерации; доля государственных организаций с долей Российской Федерации менее 100%, системы бухгалтерского и налогового учета которых интегрированы в ФГИАС ЕСУГИ, от общего количества государственных организаций с долей Российской Федерации менее 100%. Из подпрограммы 2 «Управление государственным материальным резервом» исключены показатели состояния промышленной безопасности на опасных производственных объектах системы государственного резерва и состояния противопожарной безопасности на производственных объектах системы государственного резерва.

Скорректированы и ожидаемые результаты реализации измененной Программы. Предусмотрено завершение к 2019 г. реформирования системы продажи федерального имущества, увеличение динамики сокращения имущества государственной казны Российской Федерации с 3% в 2013 г. до 24% в 2019 г., усовершенствование системы управления государственным материальным резервом с применением современных информационно-технологических ресурсов. При этом такие, ранее установленные ожидаемые результаты реализации, как оптимизация состава и структуры федерального имущества на макроуровне и микроуровне в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста, а также формирование экономической основы деятельности публично-правовых образований (с точки зрения решения задач и обеспечения интересов Российской Федерации) и повышение эффективности управления федеральным имуществом, включая развитие конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности компаний с государственным участием с определением долго- и краткосрочных целей и задач управления, повышения уровня их корпоративного управления и информационной прозрачности из Программы исключены.

Оценивая структуру новой редакции Программы, нужно отметить что она не в полной мере соответствует требованиям «ГОСТ Р 548712011 Национальный стандарт Российской Федерации. Проектный

менеджмент. Требования к управлению программой»2. Так, в тексте, в частности, не указаны заказчик и куратор, ограничения и допущения Программы.

В дополнительные и обосновывающие материалы, представляемые ответственным исполнителем с проектом государственной программы согласно Методическим указаниям по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации3, должны быть включены: характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации; основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы; прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы; прогноз ожидаемых результатов государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, государственных институтов, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере. При подготовке государственной программы разрабатываются также следующие дополнительные и обосновывающие материалы: методика оценки эффективности государственной программы; оценка планируемой эффективности реализации государственной программы (подпрограмм). Однако перечисленных материалов в Программе нет. Также в ней отсутствует обоснование актуальности и необходимости ее разработки и методики расчета программных показателей (индикаторов).

В проекте федерального закона о федеральном бюджете представлен проект государственной программы (третье изменение) Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» в соответствии с распределением бюджетных ассигнований на 2018 г. и плановый период 2019 и 2020 гг. В этом проекте увеличиваются сроки реализации Программы - с 2019 г. до 2020 г., а также изменены ожидаемые результаты ее реализации и объемы бюджетных ассигнований.

Ресурсное обеспечение реализации государственной программы на 2020 г. составит 22939,3 млн руб., или увеличится по сравнению с 2019 г. на 1,5%, к 2020 г. имущество государственной казны Российской Феде-

2 ГОСТ Р 54871-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Проектный менеджмент. Требования к управлению программой. М.: Стандартинформ, 2012. С. 13.

3 Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 ноября 2013 г. № 690 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70485826/#ixzz4PEadPvud.

рации уменьшится до 22,74% по отношению к 2012 г., т. е. сократиться в 4,4 раза, а количество организаций с государственным участием составит соответственно 42,23%, и сократится в 2,37 раза (см. рис.). При этом средний темп сокращения имущества государственной казны Российской Федерации увеличивается с 24% в 2019 г. до 29,5 % в 2020 г. Средние темпы сокращения количества организаций с государственным участием также увеличиваются с 10% в 2019 г. до 10,5% в 2020 г.

Источник: Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом», подпрограмм Программы и их значениях. С. 24. Рис. Удельный вес имущества государственной казны Российской Федерации и организаций с государственным участием по сравнению с 2012 г., %

За счет ассигнований федерального бюджета за 2013-2020 гг. Программа будет профинансирована на 190955,3 млн руб., из них на подпрограмму 1 «Повышение эффективности управления федеральным имуществом и приватизации» выделяется 38404,4 млн руб. и подпрограмму 2 «Управление государственным материальным резервом» -152550,8 млн руб. (см. табл. 1).

Наибольший объем бюджетных ассигнований подпрограммы 1 приходится на мероприятие 1.6 «Обеспечение реализации подпрограммы» - 34368,0 млн руб., или 89,5% от общего объема бюджетных ассигнований подпрограммы. Ежегодный объем бюджетных ассигнований на мероприятие 1.6 колеблется в интервале от 5418,9 млн руб. в 2013 г. до 3751,8 млн руб. в 2020 г., хотя основные направления реализации данного мероприятия каждый год одни и те же. Это, в частности, создание системы эффективного мониторинга реализации Программы, определение сроков и запланированных показателей и бюджетных расходов; развитие кадрового обеспечения, медицинского и социального обеспечения; подготовка проектов соглашений акционеров в отношении управления и распоряжения акциями. В то

<~> я3

0 с ^ Я

1 и

со я

Ш >

Я

к> о

Таблица 1

Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, 2013 -2020 гг., тыс. руб.

Статус и наименование структурного элемента Объемы бюджетных ассигнований

2013 2014 2015 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. итогоа

план.а факт.6 план.а факт.6 план.а факт.в план/ план. план. план. 111.1 н.л

Государственная программа Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» - всего 23287216 23657030 22093477 22874288 27938874 27650948 24854518 23810200 22552600 2261400 22939300 190955282

В том числе: Подпрограмма 1 «Повышение эффективности управления федеральным имуществом и приватизации» 5474298 5873574 5436126 5677412 5408455 5298119 4465822 4830900 4058000 4069400 4131200 38404426

Основное мероприятие 1.1 «Определение целевой функции управления объектами федерального имущества» 47826,8 - 45635 41621,3 45635 37614,2 39503,2 0,0 0,0 0,0 0,0 118738

Основное мероприятие 1.2 «Управление отчуждением объектов федерального имущества» 10000 - 10000 - 10000 9000 8656,3 127500 0,0 0,0 0,0 145156

Основное мероприятие 1.3 «Управление развитием объектов федерального имущества» 418432 452267 856337 666071 696337,2 561981 465341 481700 378400 377800 377800 3761361

Основное мероприятие 1.4 «Управление рисками в сфере реализации процессов управления федеральным имуществом» 2440 2400 2318 1900 2318 - 2007 0,0 1600 1600 1600 11107

СТ\

СП

СТ\ СТ\

Окончание табл. 1

Статус и наименование структурного элемента Объемы бюджетных ассигнований

2013 2014 2015 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. итогоа

план.а факт.6 план.а факт.6 план.а факт.в план/ план. план. план. план.д

Основное мероприятие 1.5 «Совершенствование учета и мониторинга использования федерального имущества» 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Основное мероприятие 1.6 «Обеспечение реализации подпрограммы» 4995598 5418907 4521835 4967820 4654164 4689523 3950314 4221700 3678000 3690000 3751800 34368064

Подпрограмма 2 «Управление государственным материальным резервом» 17812918 17783456 16657351 17196875 22530419 22352829 20388696 18979200 18494600 18547100 18808100 152550856

Основное мероприятие 2.2 «Обеспечение функционирования управления в сфере государственного материального резерва» 12082179 12444176 11917099 12572632 10983780 11963589 12063677 11932500 11806900 11871300 12132300 96787074

Основное мероприятие 2.3 «Развитие инфраструктуры системы государственного материального резерва» 5730739 5339280 4740252 4624243 11546639 10389239 8325019 704671 6687700 6675832 6675830 55763782

са гс> п н И

а

я

Ш >

Я

0\

ю о

а - указывается объем бюджетных ассигнований, предусмотренный в федеральном законе о федеральном бюджете; 6 - указывается объем бюджетных ассигнований, представленный на основании сводной годовой бюджетной отчетности;в - указывается кассовое исполнение по состоянию на 31 декабря отчетного года;г - указываются данные в соответствии с первоначальным федеральным законом о бюджете; д - указываются данные, предоставляемые Правительством РФ в составе документов и материалов, вносимых в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете.

Источник: Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (тыс. руб.). Приложение № 4 к государственной программе Российской Федерации «Управление федеральным имуществом», programs.gov. г и/Рог 1а1/рг ograms/r еБоигсеэМ!.

I

00 VI

же время на основное мероприятие 1.5 «Совершенствование учета и мониторинга использования федерального имущества» выделение бюджетных ассигнований не запланировано.

Наибольший объем ассигнований федерального бюджета подпрограммы 2 приходится на основное мероприятие 2.2 «Управление государственным материальным резервом» - 96787,1 млн руб., или 63,5% от общего объема бюджетных ассигнований подпрограммы. Ежегодный объем выделяемых бюджетных средств на данное мероприятие колеблется в интервале от 12572,6 млн руб. в 2014 г. до 12132,3 млн руб. в 2020 г., (несмотря на то, что направления работ одни и те же - внедрение системы управления планом движения материальных ценностей, проведение работ по внедрению современных информационно-технологических ресурсов).

Значительные ассигнования федерального бюджета, выделяемые на реализацию Программы, будут израсходованы не только на разработку методических рекомендаций, проектов законов, организационные вопросы по управлению федеральным имуществом, а главным образом на строительство объектов производственного и непроизводственного назначения и также их расширение и реконструкцию, осуществление модернизации, включая модернизацию оборудования. Поэтому важно знать, не только какой экономический и социальный эффект даст государству реализация Программы, но и определить ее бюджетную эффективность и размеры поступление доходов.

При оценке эффективности управления государственным имуществом кроме показателей экономической и социальной эффективности должны учитываться и показатели эффективности нормативно-правового регулирования, и показатели качества управления. Имеется ввиду качество корпоративного управления, качество руководства, степень контроля за рисками и развитие системы ответственности и мотивации в управлении государственной собственностью [7]. Отсутствие оценки социально-экономической эффективности государственных программ приводит к тому, что государство ежегодно теряет миллиарды рублей валового внутреннего продукта и соответственно недополучает значительные суммы доходов в бюджет.

Поступления в федеральный бюджет за период с 2012 по 2016 гг. по основным прогнозируемым доходам федерального бюджета, адми-нистрируемых Росимуществом, представлены в табл. 2. Данные этой таблицы показывают, что в федеральный бюджет по доходам в 2016 г. поступило 953058 452,63 тыс. руб., что в 6,4 раза больше, чем в 2013 г. и в 3,4 раза больше, чем в 2015 г. Такой значительный рост вызван ростом доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ.

Таблица 2

Фактические поступления в федеральный бюджет по основным прогнозируемым доходам, администрируемых Росимуществом,

2012-2016 гг., млн руб.

№ п/п Наименование дохода Годы

2012 2013 2014 2015 2016

1 Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ 212567,3 134780,0 220024,5 259572,7 918770,9

2 Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий 4 796,1 579,1 151,4 405,5 560,9

3 Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в федеральной собственности 7 523,5 7 422,1 7 423,4 8 460,6 8 722,2

4 Доходы от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности 2 402,9 1 151,5 1 897,3 1 668,9 2 247,5

5 Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений 939,2 894,6 743,8 685,2 483,6

6 Доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего казну РФ 1 012,7 1 344,3 1 687,8 3 026,1

ИТОГО 228229,0 145840,0 231584,7 272480,7 933811,1

Источник: Годовой отчет о деятельности Росимущества за 2016 г. по реализации государственной программы «Управление федеральным имуществом», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 327.

В 2016 г. в федеральный бюджет по доходам от продажи акций, находящихся в собственности Российской Федерации, поступило 406 795 152,55 тыс. руб. (см. табл. 3), что в 9,75 раз больше, чем в 2013 г. и в 54,53 раза больше по сравнению с 2015 г. Необходимо отметить,

Таблица 3

Объем фактических и плановых поступлений средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности за период 2012-2016 гг., млн руб.

Годы

2012 2013 2014 2015 2016

План 58 700 52 000 26 000 5 000 405 328,83

Факт 43 863 41 691 29 724 6 304 406 795,15

Источник: Годовой отчет о деятельности Росимущества за 2016 г. по реализации государственной программы «Управление федеральным имуществом», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 327.

что план по продаже акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности, был не выполнен только в 2012 г. и в 2013 г.

В соответствии с проектом федерального закона о федеральном бюджете в 2017-2019 гг. планируется приватизировать 477 акционерных обществ, 298 федеральных государственных унитарных предприятий, доли участия Российской Федерации в 10 обществах с ограниченной ответственностью, а также 1041 объект иного имущества государственной казны Российской Федерации4.

В 2017-2019 гг. планируется прекращение участия Российской Федерации в уставном капитале акционерных обществ: «Новороссийский морской торговый порт», «Объединенная зерновая компания», «Приокский завод цветных металлов» и «Производственное объединение «Кристалл».

До 2019 г. планируется также сокращение доли участия Российской Федерации в уставных капиталах следующих акционерных обществ:

«Акционерная компания «АЛРОСА» (до 29% плюс 1 акция с координацией продажи акций, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия) и в муниципальной собственности, с возможностью направления на развитие инфраструктуры Республики Саха (Якутия) денежных средств, поступающих от приватизации акций);

«Современный коммерческий флот» (до 25% плюс 1 акция);

«Банк ВТБ (ПАО)» (до 25% плюс 1 акция от общего количества обыкновенных именных акций).

Сокращение доли участия Российской Федерации в акционерном обществе «Банк ВТБ (ПАО)» ниже 50% плюс 1 акция от общего количества обыкновенных акций будет осуществляться с координацией меро-

4 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2017 г. № 227-р

приятий по сокращению участия Российской Федерации в публичном акционерном обществе «Сбербанк России».

Таким образом, можно констатировать, что результатом государственной Программы явится в основном распродажа государственной собственности. Возникает вопрос, как в условиях и значительного увеличения темпов сокращения государственного имущества и количества организаций можно решать задачи оптимизации состава и структуры федерального имущества на макроуровне и микроуровне в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста, повышения эффективности управления федеральным имуществом, включая развитие конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности компаний с государственным участием с определением долго- и краткосрочных целей управления, повышения уровня их корпоративного управления и информационной прозрачности?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на сложившиеся в России мнение, что частный сектор экономики эффективнее государственного, который, следовательно, надо если и не ликвидировать, то хотя бы минимизировать, в настоящее время данный сектор представлен в экономиках абсолютно всех стран мира. В большинстве развитых западных государств практикуется принцип «скользящих» решений, когда увеличение или сокращение госсектора происходит в зависимости от рыночной динамики. Меняющаяся экономическая ситуация предполагает разные стратегические решения в отношении госсектора. На практике это выражается в формировании регуляторного цикла «приватизация-национализация».

Эмпирические исследования последних 10 лет не подтверждают тезис о наличии преимущественной эффективности частной формы собственности перед государственной. В работах, посвященных сравнительному анализу эффективности функционирования государственных и частных предприятий, а также оценке результатов приватизации в экономически развитых странах, гипотеза о положительном общественном эффекте от приватизации не подтверждается [5]. Кроме того, известно, что благодаря госсектору многим странам удается осуществлять масштабные научно-технические программы и сглаживать региональные проблемы развития. В данном контексте госсектор выступает в качестве инструмента проведения структурной и научно-технической политики.

Большинство ученых отмечают, что на результаты приватизации влияют институциональные и организационные факторы. Так, по мнению И. Смотрицкой, «...в условиях возникающих бюджетных ограничений и экономических санкций значительная роль в реализации новой стратегии экономического развития в нашей стране будет сохраняться за государственными ресурсами и государственными предприятиями (в т. ч. сектор ОПК), которые оказывают существен-

ное влияние на эффективность функционирования российской экономики. В этой связи чрезвычайно важной представляется проблема модернизации управления государственными ресурсами и государственной собственностью» [6].

Директор Института анализа предприятий и рынков А. Яковлев полагает, что дело не в частной или государственной собственности, т.к. есть и вполне эффективные госкорпорации, например, в Норвегии, Чили, Малайзии. Вопрос в качестве государства - может ли оно эффективно распоряжаться своей собственностью и регулировать частные рынки, может ли отделить добросовестных чиновников от коррумпированных, объясняет он. Без решения проблемы конфликта интересов приватизация и сокращение присутствия государства не помогут [4].

Нельзя не согласиться и с мнением О. Грибановой, высказывающей сомнения в том, что «... намечаемая дальнейшая приватизация предприятий с государственным участием в условиях неразвитого гражданского общества в России обеспечит рост российской экономики»

Конечно, бюджет страны остается сегодня не только дефицитным, но и недопустимо малым, что является причиной недостаточного финансирования образования, здравоохранения и культуры. Бюджет России на душу населения в 2016 г. был в 2 раза меньше, чем в Польше, в 5 раз — чем в Эстонии, в 6 раз меньше, чем в Португалии и в 13 раз меньше, чем в Германии. Однако если рассматривать приватизацию как один из источников бюджетных доходов (из чего в своей деятельности исходит Минэкономразвития РФ), то надо продать почти весь госсектор. При этом возникает естественный вопрос - зачем приватизировать прибыльные государственные предприятия, которые после приватизации могут закрыться или перейди в оффшоры? Также хорошо известно, что частный бизнес в нашей стране не только «эффективно» уходит в оффшоры и от налогов, но ещё и недостаточно вкладывает в развитие предприятий. Так, износ основных фондов превысил уровень 1990 г. и, по данным Росстата, в 2016 г. составил 48,7%5. Это критическое значение, не говоря уже о моральном износе средств производства. По мнению директора Центра стратегических исследований М. Бочарова: «У нас частный бизнес и так занимает более 80%, однако эффективности экономике это не прибавляет. Почему частная собственность оказалась у нас столь неэффективной? Дело в том, что вопрос собственности мало что значит. Все или почти всё зависит от управления»6.

5 Россия в цифрах. 2017: Крат.стат.сб. М.: Росстат, 2017. С. 68.

6 Еженедельник «Аргументы и Факты». 2017. 8.11. № 45.

[1, с. 95].

Мировая экономика ныне входит в совершенно новую стадию развития - стадию построения так называемой «новой экономики» с соответствующими ей принципами эффективного функционирования национальных хозяйств в условиях глобализации и информатизации. Концепция построения «новой экономики» смещает акценты с собственно производства на перманентные инновации, которые становятся основной движущей силой социально-экономического развития. Статистика по странам «золотого миллиарда» подтверждает концепцию «новой экономики», показывая, что до 80% роста их ВВП достигается за счет инновационного сектора [2]. Между тем, по оценке американской консалтинговой компании «Маккензи», в России эта доля составляет всего лишь 8% [3].

В настоящее время российская экономика явно не вписывается в логику развития передовой части экономики мировой, обрекая себя тем самым на роль международного технологического аутсайдера. Возникший в России кризис в сфере построения «новой экономики» слишком явно коррелирует с кризисом в сфере управления госсектором - и этот факт уже нельзя игнорировать. И именно на этом «стыке» следует искать не только причины возникших проблем, но и пути их преодоления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грибанова О.М. Концепция управления государственным имуществом: оценка и перспективы развития // Вестник института экономики Российской академии наук, 2017. № 4. С. 90-97.

2. Долголаптев А.В. Использование интеллектуального ресурса России // Внешняя торговля. М., 2002. № 4-5. С. 17.

3. Комков Н.И. Роль инноваций и технологий в развитии экономики и общества // Проблемы прогнозирования. 2003. № 3. С. 35.

4. Мереминская Е. ФАС признала государство главным врагом конкуренции / Ведомости. www.vedomosti.ru/economics/articles/ 2016/09/ 29/658959-goskompanii-kontroliruyut-ekonomiki (дата обращения 28 октября 2017 г.).

5. Полтерович В.М. Приватизация и рациональная структура собственности. М.: Институт экономики Российской академии наук,

6. Смотрицкая И.И. Новая экономическая стратегия требует нового качества государственного управления // Вестник института экономики Российской академии наук, 2017. № 5. С. 7-22.

7. Филатова Н.Г. Эффективность современной приватизации: исследование методами экономической теории // Журнал Экономической Теории, 2016. № 4. С. 44-54.

2012.

P.S. ZVYAGINTSEV

PhD in economics, leading research fellow of the Institute of Economics of the Russian

Academy of Sciences, Moscow, Russia

petrz@bk.ru

STATE PROGRAM OF THE RUSSIAN FEDERATION «MANAGEMENT OF FEDERAL PROPERTY» AS AN INSTRUMENT OF REGULATION OF THE STATE SECTOR The paper discusses the state program of the Russian Federation «Management of federal property» and its mission. The analysis of contents of the Program and the changes made to it is provided as well as volumes of budgetary appropriations on its realization and federal budget receipts for the main anticipated revenue for 2012-2016. Conclusion about neutrality of forms of ownership and influence of institutional and organizational factors is proved. Keywords: state program, management, federal expenditures, economic and social efficiency. JEL: H50, H73, L33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.