Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ УНИФИКАЦИИ ПОНЯТИЯ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЗНАНИИ'

ПРОБЛЕМЫ УНИФИКАЦИИ ПОНЯТИЯ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЗНАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
феномен воспитания / теоретический образ / социальный концепт / phenomenon of education / theoretical social concept

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.А. Чередова

В статье раскрыты возможности теоретических знаний о воспитании как многогранном феномене в области педагогики. Тема достаточно актуальна по причине того, что современное научное пространство изобилует теоретическими интерпретациями данного понятия. В педагогической науке сформировались различные терминологические пристрастия и мнения ученых. Автором статьи дается анализ имеющего место в исследованиях теоретического разнообразия и способов интерпретации феномена воспитания. Подобная ситуация вызвала потребность в поиске универсального механизма, позволяющего сформировать единый смысл термина «воспитание». Инициирование целенаправленного изучения совокупности теоретических знаний об исследуемом понятии приводит автора к утверждению, что основанием для решения данной задачи может быть теоретический образ, позволяющий отразить методологические, научно-рационалистические и культурно-ценностные аспекты феномена воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF UNIFICATION OF THE CONCEPT OF EDUCATION IN PEDAGOGICAL KNOWLEDGE

The article reveals potential of theoretical knowledge about education as a multi-faceted phenomenon in the field of pedagogy. The topic is quite relevant due to the fact that the modern scientific space is replete with theoretical interpretations of this phenomenon. Various terminological preferences and opinions of scientists have been formed in pedagogical science. The author of the article analyzes the theoretical diversity and ways of interpreting the phenomenon of education that takes place in research. This situation caused the need to search for a universal mechanism that allows forming a single meaning of the phenomenon of “education”. Initiating a purposeful study of the totality of theoretical knowledge about the phenomenon under study leads the author to assert that the basis for solving this problem can be a theoretical image that allows reflecting the methodological, scientific-rationalistic and cultural-value aspects of the phenomenon of education.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ УНИФИКАЦИИ ПОНЯТИЯ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЗНАНИИ»

ные с повышенной опасностью для жизни при выполнении воинского долга. По этой причине их обучение и будущая служба определяются принципами, в числе которых имеет место такой принцип, как стабильные уважительные семейные отношения. Именно это принцип обеспечивает успешность и результативность военной службы как особый вид профессиональной деятельности [7].

Такое внимание к семейным отношениям в период обучения будущих военнослужащих могут обеспечить следующие компетенции:

- эмоционально-психологические, направленные на формирование благоприятного микроклимата во взаимоотношениях;

- социально-психологические, способствующие сглаживанию экономических и бытовых проблем;

- репродуктивно-воспитательные, формирующие основы планирования семьи, здорового образа жизни, семейного воспитания на традициях и лучших примерах;

- культурно-досуговые, влияющие на планирование отдыха, всестороннего развития личности в свободное время;

Библиографический список

- материально-бытовые, позволяющие успешно преодолевать относительную малообеспеченность и длительное отсутствие материальных благ

Исходя из изученности основных аспектов темы влияния специфики профессиональной деятельности на формирование семейных ценностей у курсантов военных образовательных учреждений, можно сделать вывод о том, что данные отношения в условиях пересмотра жизненных ориентиров в морально-нравственном аспекте играют достаточно большую роль.

Именно семья является основой развития здорового гражданского общества, и актуализация проблемы ценностей института семьи, в свою очередь, безусловно, зависит от сформированности семейных ценностей у молодого поколения, обучающегося в военных учреждениях.

Очевиден и тот факт, что специфика профессиональной деятельности военнослужащих оказывает влияние на семейно-брачные отношения, в связи с этим для военных образовательных учреждений возникла необходимость в проведении учебной и воспитательной работы по проблеме формирования семейных ценностей у курсантов.

1. О важности семьи заявил президент Владимир Путин в обращении по случаю открытия Форума программы «Святость материнства». Российская газета. 2019; № 8011; ноябрь.

2. Везирова Ф.М. Согласованность семейных ценностей и ролевых установок супругов. Мировая наука. 2020; № 3 (36): 194 - 198.

3. Филимонов И.А., Поминова О.Л. Проблема осознания семейных ценностей у курсантов военных образовательных организаций высшего образования. Научное мнение. 2020; № 4: 41 - 47.

4. Разов П.В. Риски в сфере семейной жизни российских военнослужащих запаса в контексте социальной адаптации к условиям гражданской жизни. Историческая и социально-образовательная мысль. 2015; Т. 7. № 6-1: 188 - 193.

5. Полонский Д.А. Сущность, структура и содержание формирования семейных ценностей у военнослужащих по контракту. Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2018; № 1: 119 - 130.

6. Дмитриева Н.А. Ценностные ориентации кадетов. Омский научный вестник. 2012; № 5 (112): 170 - 172.

7. Ерёмин Д.С. Воинская деятельность: Понятие, содержание, мотивация. Студенческий научный форум: материалы V Международной студенческой научной конференции. 2017: 24.

References

1. O vazhnosti sem'i zayavil prezident Vladimir Putin v obraschenii po sluchayu otkrytiya Foruma programmy "Svyatost' materinstva". Rossijskaya gazeta. 2019; № 8011; noyabr'.

2. Vezirova F.M. Soglasovannost' semejnyh cennostej i rolevyh ustanovok suprugov. Mirovaya nauka. 2020; № 3 (36): 194 - 198.

3. Filimonov I.A., Pominova O.L. Problema osoznaniya semejnyh cennostej u kursantov voennyh obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2020; № 4: 41 - 47.

4. Razov P.V. Riski v sfere semejnoj zhizni rossijskih voennosluzhaschih zapasa v kontekste social'noj adaptacii k usloviyam grazhdanskoj zhizni. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2015; T. 7. № 6-1: 188 - 193.

5. Polonskij D.A. Suschnost', struktura i soderzhanie formirovaniya semejnyh cennostej u voennosluzhaschih po kontraktu. Nauchnoe obozrenie. Seriya 2: Gumanitarnye nauki. 2018; № 1: 119 - 130.

6. Dmitrieva N.A. Cennostnye orientacii kadetov. Omskij nauchnyj vestnik. 2012; № 5 (112): 170 - 172.

7. Eremin D.S. Voinskaya deyatel'nost': Ponyatie, soderzhanie, motivaciya. Studencheskij nauchnyj forum: materialy V Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferencii. 2017: 24.

Статья поступила в редакцию 26.11.20

УДК 37.015

Cheredova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogy and Social Work, Omsk State Pedagogical University

(Omsk, Russia), E-mail: irinamavrina@omgpu.ru

PROBLEMS OF UNIFICATION OF THE CONCEPT OF EDUCATION IN PEDAGOGICAL KNOWLEDGE. The article reveals potential of theoretical knowledge about education as a multi-faceted phenomenon in the field of pedagogy. The topic is quite relevant due to the fact that the modern scientific space is replete with theoretical interpretations of this phenomenon. Various terminological preferences and opinions of scientists have been formed in pedagogical science. The author of the article analyzes the theoretical diversity and ways of interpreting the phenomenon of education that takes place in research. This situation caused the need to search for a universal mechanism that allows forming a single meaning of the phenomenon of "education". Initiating a purposeful study of the totality of theoretical knowledge about the phenomenon under study leads the author to assert that the basis for solving this problem can be a theoretical image that allows reflecting the methodological, scientific-rationalistic and cultural-value aspects of the phenomenon of education.

Key words: phenomenon of education, theoretical social concept.

Е.А. Чередоеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск, E-mail: irinamavrina@omgpu.ru

ПРОБЛЕМЫ УНИФИКАЦИИ ПОНЯТИЯ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЗНАНИИ

В статье раскрыты возможности теоретических знаний о воспитании как многогранном феномене в области педагогики. Тема достаточно актуальна по причине того, что современное научное пространство изобилует теоретическими интерпретациями данного понятия. В педагогической науке сформировались различные терминологические пристрастия и мнения ученых. Автором статьи дается анализ имеющего место в исследованиях теоретического разнообразия и способов интерпретации феномена воспитания. Подобная ситуация вызвала потребность в поиске универсального механизма, позволяющего сформировать единый смысл термина «воспитание». Инициирование целенаправленного изучения совокупности теоретических знаний об исследуемом понятии приводит автора к утверждению, что основанием для решения данной задачи может быть теоретический образ, позволяющий отразить методологические, научно-рационалистические и культурно-ценностные аспекты феномена воспитания.

Ключевые слова: феномен воспитания, теоретический образ, социальный концепт.

Воспитание является одной из основных категорий педагогической науки и практики, а также представляет наиболее значимую область общественных отношений, влияющих на современный социум [1]. Процесс воспитания, с одной

стороны, достаточно прозрачный для понимания, имеет обширную теоретическую базу, основанную на результатах научных исследований, с другой стороны, отличается отсутствием единого однозначного определения на фоне их многообразия.

Процесс воспитания рассматривался учеными-исследователями в рамках личностного, системного, деятельностного и других научных дискурсов с учетом личностных, общественных, государственных, ценностных аспектов. В современной научной реальности мы говорим о существовании разнообразных понятийно-категориальных вариаций воспитания: «современное воспитание», «традиционное воспитание». Но данное многообразие не дает однозначного ответа на вопрос: существует ли феномен воспитания или же воспитание является отражением субъективно воспринимаемых характеристик некой части действительности и меняет свое содержание в зависимости от точки зрения в конкретном историческом контексте?

Терминологическую поправку понятию воспитание можно найти в новой версии Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Акцент в данном определении сделан на том, что воспитание является деятельностью, в результате которой при определенных условиях обучающиеся получают возможность самоопределения и социализации. Большое влияние на процесс воспитания оказывают имеющиеся в обществе духовные, культурные, нравственные ценности, зафиксированные в правилах и нормах поведения. Воспитание как деятельность способно участвовать и влиять на формирование у молодого поколения патриотизма, гражданской позиции, уважения к историческому прошлому страны и многого другого из данного аспекта [2].

Дополнение к приведенной трактовке воспитания в федеральном законе зафиксировано в распоряжении Правительства РФ «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Воспитание рассматривается в мировоззренческом аспекте, формирующем патриотическое восприятие действительности подростками и молодежью, результатом такой позиции является умение обучающихся принимать самостоятельные решения, обладать культурой межнационального общения, иметь созидательное мировоззрение, связанное с желанием повысить благосостояние страны и своей семьи [3].

Относительная неопределенность понятия воспитания находит отражение не только в документах, призванных определять приоритеты воспитательного воздействия со стороны государственных структур на подрастающее поколение, но и касается того, что педагогическое научное сообщество не выработало однозначного определения этого педагогического феномена. Опираясь на исследование В.А. Ситарова, основные идеи которого были отражены в статье «Воспитание» [4], мы можем выделить четыре традиционных для современной педагогической науки похода к определению смысла понятия воспитания.

Первый подход включает самый широкий смысл, определяющий воспитание через призму процессов социализации. Если учитывать, что социализация может рассматриваться как некий план повседневной действительности, влияющей на поведение человека непрерывно и неизбежно, то человек рассматривается нами как существо социальное [4]. По этой причине оправдано понимать то, что воспитание является процессом всеобщим, стихийным, непрерывным, испытывающим влияние общества через сложившуюся культуру отношений. Воспитание в таком аспекте понимается как довольно сложный драматический процесс «врастания» индивида в организм социума» [4].

Известный ученый А.В. Мудрик также использует особенности социализации при определении понятия воспитание. Воспитание, считает он, является составной частью социализации человека, и через социализацию происходит его знакомство и принятие имеющихся в обществе исторических, культурных и нравственных ценностей. Человек в течение жизни усваивает эти ценности, в результате чего он живет, развивается, самоопределяется и реализует свои мечты и планы [5].

Содержание второго подхода к определению воспитания связано с процессами развития и формирования определенных качеств. Воспитание в данном контексте рассматривается как определенные постоянные изменения, связанные с возрастом человека, способностью его к модификациям различного плана. Они являются характерными не только для того, кого воспитывают, но и для того, кто воспитывает. И как результат, мы можем фиксировать появление новых знаний, умений, практического опыта, личностной позиции, мировоззрения в целом [4]. Если понимать воспитание как развитие, то в воспитательный процесс необходимо включить осознание того, что человека необходимо научить чуткому реагированию на изменения в требованиях времени и социальной среды. И само развитие испытывает влияние как внутренних, так и внешних аспектов. Внешний связан с физиологическими изменениями и физиологически-морфологическим ростом. Внутренний испытывает влияние процессов психологического и личностного характера через убеждения, сформированные ценности, идеалы, жизненные смыслы.

Достаточную схожесть в определении воспитания мы можем найти в работах А.М. Новикова. Для него воспитание является также развитием личности в определенном направлении. Данная направленность развития личности связана

Библиографический список

с наличием устойчивых мотивов в поведении, которые зависят от развития по интенсивности, широте и действию [6]. Желания, убеждения, идеалы, мировоззренческие установки, ценности и личностные новообразования психологического плана представляют собой не что иное, как формы направленного развития личности.

В педагогической практике чаще встречается понимание воспитания как отдельного и важного аспекта формирования личности человека. В рамках данного подхода воспитание рассматривается не как вся сфера формирующего воздействия на человека, а как совокупность педагогических воздействий конкретных лиц, направленных на получение заранее запланированных изменений в определенных сферах воспитания: физического, умственного, нравственного, патриотического, духовного, эстетического.

Воспитание может рассматриваться в рамках определения утилитарного характера. И в этом случае затрагиваются вопросы методического плана процесса формирования человека. При таком подходе к воспитанию рассматривается процесс формирования какого-либо отдельного качества человека или качества, формируемого под воздействием определенной среды. Например, в системе воспитания А.С. Макаренко таким качеством являлся коллективизм. Если не детализировать особенности такого подхода к воспитанию, то можно констатировать наличие технологий, связанных с упорядоченностью, корректировками, дополнениям в поведении и действиях индивида с определенными целями [4]. Именно в этом подходе наиболее активно развиваются научные изыскания в направлении поиска.

Рассмотрение воспитания как социального концепта мы находим в статье В.А. Лукова «Проблема понимания и воспитание». Данный термин используется автором для характеристики явлений социального плана, которые не связаны с единичными случаями в поведении и характеризуют явления обобщающего характера, которые невозможно отнести к однозначному пониманию с позиции социального концепта [7]. Воспитание как концепт социального характера рассматривается в данной трактовке не как составные элементы целого, не предполагает и их обособление. В воспитании не выделяются смысловые доминанты через терминологические понятия. Воспитание рассматривается как понятная повседневность на уровне сознания и эмоционального настроя большой или малой социальной группы [8]. Подобное определение понятия воспитания связано с неким потоком, непрерывным, изменчивым, но целостным.

Особенности воспитания выражаются в том, что оно (воспитание) обладает способностью унифицировать, то есть приводить к единообразию, общественные нормы и установки и в тоже время делать их личностными с учетом половозрастных особенностей и различий субъектов, что приводит к определению различия личностных свойств и потенциальных возможностей человека.

Анализ понятийной трактовки воспитания позволяет нам утверждать, что однозначного понимания данного явления быть не может. На воспитание оказывает влияние определенная историческая и культурная среда, которые в конкретном времени имеют узнаваемые идеалы, идеи и способы их реализации и воплощения в реальную действительность. Принимая во внимание сказанное, можно формулировать определение воспитания с учетом целевых установок, задач и содержания.

В то же время необходимо понимать и то, что воспитание в контексте конкретных социальных групп исторических условий отличается от воспитания в субстанции неопределенности. Терминологическая трактовка определенности и однозначности сменяется неопределенностью и неоднозначностью.

В аналитическом формате нам удалось лишь свести понимание феномена воспитания как теоретического понятийного образа [9] и разделить точку зрения В.В. Вихмана, который считает, что интересующий исследователя теоретический образ любого явления сформирован, если авторы обладают полнотой знаний о нем, могут предложить конструкцию рассматриваемого объекта исследования, учитывают процессы, влияющие друг на друга в контексте трансформации практик различного характера [10].

На основании вышеизложенного мы можем допустить, что теоретические знания о воспитании не вполне вписываются в конструкт теоретического образа, а являют собой отражение отдельных его составляющих, субъективно, исходя из собственных исследовательских нужд, выделяемых учеными-исследователями. Имеющий место плюрализм в научных трудах, посвященных феномену воспитания, связан с многообразием наработок теоретического характера. В этой связи очевидным является то, что имеющие место исследования нуждаются в работе по терминологической систематизации, выявлении главного и отказе от второстепенного. Можно предполагать, что одним из направлений в определении приоритетов в терминологической коллизии понятия «воспитание» может быть условно единый теоретический образ, позволяющий отразить методологические, научно-рационалистические и культурно-ценностные аспекты феномена воспитания.

1. Мешков Н.И. О воспитании. Актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2011; № 1: 26 - 36.

2. Об образовании в Российской Федерации. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г No273№3 (ред. от 29.07.2017). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a

3. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г No2403^. Available at: http://legalacts.rU/doc/rasporjazhenie/pravitelstva/rf/ot/29112014/n/2403/r/

4. Ситаров В.А. Воспитание. Знание. Понимание. Умение. 2007; № 4: 234 - 235.

5. Мудрик А.В. Подходы к воспитанию - взгляд с высоты птичьего полета. Вопросы воспитания. 2009; № 1: 50 - 56.

6. Новиков А.М. Что такое воспитание? Эксперимент и инновации в школе. 2010; № 2: 2 - 8.

7. Луков В.А. Проблема понимания и воспитание. Знание. Понимание. Умение. 2017; № 3: 31 - 47.

8. Леонтьева Е.Ю., Мунтян Г.М. Справедливость как социальный концепт. Вестник Волгоградского государственного университета. 2009; № 2 (10): 55 - 57.

9. Ромм Т. А. Горизонты и границы воспитания. Отечественная и зарубежная педагогика. 2017; Т. 2, № 1 (36): 75 - 82.

10. Вихман В.В. Теоретические образы образования: интерпретативный дискурс. Контекст и рефлексия: философия о мире и человек. 2019; Т. 8, № 1А: 181 - 190. References

1. Meshkov N.I. O vospitanii. Aktual'nye problemy gumanitarnoj nauki i obrazovaniya. 2011; № 1: 26 - 36.

2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Stat'ya 2. Osnovnye ponyatiya, ispol'zuemye v nastoyaschem Federal'nom zakone. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. No273/FZ (red. ot 29.07.2017). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a

3. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29 noyabrya 2014 g. No2403/r. Available at: http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie/pravitelstva/rf/ot/29112014/n/2403/r/

4. Sitarov V.A. Vospitanie. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2007; № 4: 234 - 235.

5. Mudrik A.V. Podhody k vospitaniyu - vzglyad s vysoty ptich'ego poleta. Voprosy vospitaniya. 2009; № 1: 50 - 56.

6. Novikov A.M. Chto takoe vospitanie? 'Eksperimentiinnovacii v shkole. 2010; № 2: 2 - 8.

7. Lukov V.A. Problema ponimaniya i vospitanie. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2017; № 3: 31 - 47.

8. Leont'eva E.Yu., Muntyan G.M. Spravedlivost' kak social'nyj koncept. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009; № 2 (10): 55 - 57.

9. Romm T.A. Gorizonty i granicy vospitaniya. Otechestvennaya izarubezhnaya pedagogika. 2017; T. 2, № 1 (36): 75 - 82.

10. Vihman V.V. Teoreticheskie obrazy obrazovaniya: interpretativnyj diskurs. Kontekst irefleksiya: filosofiya o mire i chelovek. 2019; T. 8, № 1A: 181 - 190.

Статья поступила в редакцию 29.11.20

УДК 371

Abdurazakova D.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: diana.musaevna@mail.ru

Kurbanova L.U., Doctor of Sciences (Social Studies), senior lecturer, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: medna59@mail.ru

PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS' TOLERANCE USING INNOVATIVE TECHNOLOGIES. The article deals with the problem of teaching students tolerance in a multi-ethnic region. The authors note the importance of purposeful pedagogical support of this process at school, using the potential of innovative pedagogical technologies. The basic foundations of pedagogical support for the process of teaching students tolerance are highlighted: personality-oriented, activity-based, multi-artistic approaches; cultural and educational environment that affects the formation of humane relations between students, teachers and students, teachers, students and their parents. Great educational potential has appeal to the possibilities of folk art, in creative communication with which students perceive, assign and develop traditions, customs, centuries-old experience of the people, contained in songs, dances, rituals, legends, works of decorative and applied art. Classes organized on this basis can take the form of a role-playing game, a creative project, or a collective creative activity, which corresponds to the round dance, collective, or "Cathedral" character of folk art.

Key words: tolerance, education of tolerance, pedagogical support, innovative pedagogical technologies.

Д.М. Абдуразакоеа. д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: diana.musaevna@mail.ru

Л.У. Курбаноеа, д-р социол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: medna59@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассматривается проблема воспитания толерантности учащихся в многонациональном регионе. Авторы отмечают важность целенаправленного педагогического сопровождения этого процесса в школе, используя потенциал инновационных педагогических технологий. Выделены базовые основания педагогического сопровождения процесса воспитания толерантности учащихся: личностно ориентированный, деятельностный, полихудожественный подходы; культурно-образовательная среда, которая влияет на формирование гуманных отношений учащихся друг к другу, педагогов и учащихся, педагогов, учащихся и их родителей. Большой воспитательный потенциал имеет обращение к возможностям народного искусства, в творческом общении с которым учащиеся воспринимают, присваивают и развивают традиции, обычаи, многовековой опыт народа, заключенный в песнях, танцах, обрядах, сказаниях, произведениях декоративно-прикладного искусства. Организованные на этой основе занятия могут принимать форму ролевой игры, творческого проекта, коллективной творческой деятельности, что особенно соответствует хороводному, коллективному, «соборному» характеру народного творчества.

Ключевые слова: толерантность, воспитание толерантности, педагогическое сопровождение, инновационные педагогические технологии.

Воспитание толерантности учащихся в условиях многонационального региона является особенно актуальной на современном этапе в связи с обострением нетерпимости, проявлениями расового, этнического и религиозного терроризма. Преодоление этих явлений требует изменения подходов, методов, средств, технологий - это сложный, многоаспектный процесс. Как показал анализ литературы и наше исследование, одним из важнейших условий реализации этого процесса стала организация культурно-образовательной среды, на основе которой осуществляется развитие национального самосознания в его гармоничном взаимодействии с интересом и уважением к культуре других народов. Подтверждено, что включение в этот процесс регионального компонента приводит к его активизации [1 - 8].

В отечественной науке исследования проблем воспитания толерантности разнообразны и направлены на изучение толерантности как психологического феномена (А.П Асмолов, И.Б. Гриншпун, А.А. Реан); как межэтническое взаимодействия (ГУ. Солдатова); как развитие навыков ненасилия и толерантного поведения (В.С. Магун) и др. [5].

Целью данной статьи является определение значимости целенаправленного педагогического сопровождения процесса воспитания толерантности

учащихся с опорой на личностно ориентированный, деятельностный и полихудожественный подходы. В ходе исследования установлена устойчивая связь культурно-образовательной среды и компонентов толерантного сознания; подтверждены возможности влияния культурной среды на процесс воспитания толерантности. Анализ теории и практики воспитания в образовательных организациях многонациональной республики Дагестан показал, что наблюдается усиление влияния культурной среды на воспитание толерантности у подрастающего поколения; выявлен двояконаправленный характер взаимодействия культурной среды и личности человека. Для целенаправленного педагогического сопровождения процесса воспитания толерантности у учащихся мы использовали педагогические технологии, которые имеют следующие признаки:

- признаки, отражающие смену педагогических ситуаций и последовательность педагогических действий, имеющих глубинные закономерности, корни которых уходят в философские (формообразующие, временные), психологические и педагогические основания такого явления, как педагогическая технология;

- признаки, являющиеся следствием применения того или иного вида художественно-творческой деятельности, в зависимости от того, к какому именно ее виду обращается педагог в каждом конкретном случае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.