а предметом - педагогические условия организации взаимодействия педагога и семьи младшего школьника.
Взаимодействие семьи и школы в вопросах патриотического воспитания имеет в отечественной педагогической традиции давнюю историю. Так, в советское время вопросами семейного воспитания и, в частности, взаимодействия семьи и школы в вопросах патриотического воспитания занимались Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, из их современных последователей можно назвать Ю.П. Азарова, И.В. Гребенникова, Л.А. Грицай, Н.А. Елизарову, О.Ю. Кожурову, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, ГА. Медынского, Н.И. Монахова, А.М. Низову, А.О. Пинт, А.Г Хрипкову, М.Б Шей-на, О.А. Щекину. Вопросами изучения взаимодействия семьи и школы в контексте отечественной педагогики занимались Б.Г Ананьев, А.А. Бодалев, С.А. Бе-личева, И.Б. Бичева, И.Н. Глазова, Т.Н. Доронова, Т.А. Журбина, О. Л.Зверева, Л.И. Кардаш, В.А. Крутецкий, Н.В. Лепетина, А.В. Петровский, С.Ю. Дивно-горцева, Т.А Савченко, Т.П. Симакова, В.И. Загвязинский, Е.Г. Замолоцких, М.В. Захарова, Т.В. Зуева, ГЕ. Котькова Т.В. Лодкина, А.В. Мудрик, А.А. Овчарова, М.М. Плоткин, В.Д. Семенов, В.А. Сластенин, ГН. Филонов, В.А. Фокин и др. Проблемами организации патриотического и нравственного воспитания учащихся при взаимодействии семьи и школы занимались С.П. Акутина, З.М. Баджаева, О.В. Волова, Т.В. Геворкян, Е.П. Денисова, А.А. Дзицоев, Т.В. Семеняка.
Нам также созвучны положения концепции воспитания Евгении Васильевны Бондаревской, которая ориентирует все воспитание в соответствии принципом культуросообразности. В соответствии с такой направленностью - на воспитание свободной, способной к саморегуляции в контексте национальных культурных ценностей личности и на усиление исторической преемственности поколений с целью предотвращения проявлений экстремизма и девиаций в молодежной среде [6; 7].
Целью программы воспитания школьника является современный национальный идеал личности, соответствующий концептуальному программному документу А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, ВА. Тишкова [5].
В своей деятельности при осуществлении проекта «Маршрут памяти»
Библиографический список
мы придерживались многих положений, заявленных в проекте программы воспитания, например, таких как создание атмосферы доверия и доброжелательности, организация отношений сотрудничества и взаимопомощи, создание детско-взрослого сообщества, разнообразная социокультурная совместная с семьей учащихся деятельность и др.
Однако сегодня проблематикой создания и организации взаимодействия семьи и школы в ходе организационно-деятельностной игры патриотической направленности только еще начинают заниматься современные педагоги в разных регионах России. Решением данных проблем в проблематике патриотического воспитания могло бы активное творческое взаимодействие семьи и школы в вопросах организации социокультурной среды, через которое было бы возможно реализовать, укрепить социальную и культурную функцию образования.
Осуществить интеграцию образования и социокультурного пространства в совместном взаимодействии семьи и школы предлагает московская программа «Стратегия-2015» [1]. Но мы должны осознавать, что по мере развития общества и образовательной политики в нем меняются не столько традиция, сколько способы ее передачи [8], и описанный выше опыт продемонстрировал свою успешность и значимость в патриотическом воспитании учеников начальной школы школ Фрунзенского района города Санкт-Петербурга. Этот многолетний опыт организации социокультурной практики младших школьников и студентов педагогического вуза в процессе осуществления организационно-деятельностной игры «Маршрут памяти» при активном участии их родителей, бабушек и дедушек показал, что их творческое сотрудничество в социокультурной среде способствовало зарождению отношений содружества поколений и гуманизации образования. При этом главной целью образования становится воспитание «высоконравственной, творческой личности компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа», «способного конструктивно адаптироваться, взаимодействовать и преобразовывать» социокультурную среду как пространство для личностной самореализации [1].
1. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г. Москва, 2015. Available at: https://tinyurl.com/yacsnp6f
2. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. Москва, 2003.
3. Скурская Н.В., Тихомирова В.В. Патриотическое воспитание в со-бытии студентов и школьников. Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании. Санкт-Петербург: РГПУ имени А.И. Герцена. 2020: 443 - 452.
4. Бордовский Г.А., Воюшина М.П., Суворова Е.П., Стефанова Н.Л., Баева И.А., Махрова Э.В. Концепция образовательной системы «Диалог». Санкт-Петербург: Асте-рион, 2014.
5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. Москва: Просвещение, 2009.
6. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (от 31.07.2020 № 304-Ф3). Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075
7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (от 17 мая 2012 г, № 413). Available at: http://ipk.zabedu.ru/images/FGOS/ ФГОС_СОО_с_изменениями^
8. Захарченко М.В. Понятие цивилизационной традиции и его значение для моделирования образовательного процесса в школе России. Непрерывное образование. Научный рецензируемый журнал Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2012; Выпуск 1: 5 - 12.
References
1. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii do 2025 g. Moskva, 2015. Available at: https://tinyurl.com/yacsnp6f
2. Kononenko B.I. Bol'shojtolkovyjslovar'po kul'turologii. Moskva, 2003.
3. Skurskaya N.V., Tihomirova V.V. Patrioticheskoe vospitanie v so-bytii studentov i shkol'nikov. Problemy pedagogicheskoj innovatiki v professional'nom obrazovanii. Sankt-Peterburg: RGPU imeni A.I. Gercena. 2020: 443 - 452.
4. Bordovskij G.A., Voyushina M.P., Suvorova E.P., Stefanova N.L., Baeva I.A., Mahrova 'E.V. Koncepciya obrazovatel'nojsistemy «Dialog». Sankt-Peterburg: Asterion, 2014.
5. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obschego obrazovaniya. Moskva: Prosveschenie, 2009.
6. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" po voprosam vospitaniya obuchayuschihsya» (ot 31.07.2020 № 304-FZ). Available at: http:// publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202007310075
7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obschego obrazovaniya (ot 17 maya 2012 g., № 413). Available at: http://ipk.zabedu.ru/images/FGOS/ FGOS_ SOO_s_izmeneniyami.pdf
8. Zaharchenko M.V. Ponyatie civilizacionnoj tradicii i ego znachenie dlya modelirovaniya obrazovatel'nogo processa v shkole Rossii. Nepreryvnoe obrazovanie. Nauchnyj recenziruemyj zhurnal Sankt-Peterburgskoj akademii postdiplomnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2012; Vypusk 1: 5 - 12.
Статья поступила в редакцию 24.11.20
УДК 377
Filimonov I.A., adjunct, Saint Petersburg Military Institute of the National Guard of the Russian Federation (St. Petersburg, Russia),
E-mail: igor.filimonov.khv@gmail.com
INFLUENCE OF THE SPECIFICS OF PROFESSIONAL ACTIVITY ON THE FORMATION OF FAMILY VALUES AMONG CADETS OF HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS. Using the analysis of literary sources on the research problem, the author identifies the priority life values of a modern person - health, justice, friendship, trust, mutual assistance, mutual support, freedom, truth, beauty, etc. The article studies family values of military personnel. It is noted that family relations and family life are closely related to the socio-economic reality of modern society. The state of the family institution is one of the most important indicators of social stability and well-being of any state. The modern Russian family is considered in the context of its main functions in relation to military families. Questions of dependence of formation of family values at the military personnel on specifics of their professional activity are considered.
Key words: higher military professional education, family values, military personnel, family, features, society, specifics, professional activity.
И.А. Филимонов, адъюнкт, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Санкт-Петербург,
Е-mail: igor.filimonov.khv@gmail.com
ВЛИЯНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
На основании анализа литературных источников по проблеме исследования автором выявлены приоритетные жизненные ценности современной личности - здоровье, справедливость, дружба, доверие, взаимопомощь, взаимная поддержка, свобода, правда, красота и пр. Статья посвящена исследованию семейных ценностей военнослужащих. Отмечается, что семейные отношения и семейная жизнедеятельность тесно связаны с социально-экономической реальностью современного общества. Состояние института семьи является одним из важнейших индикаторов социальной стабильности и благополучия любого государства. Современная российская семья рассмотрена в контексте выполнения ею своих основных функций по отношению к семьям военнослужащих. Рассмотрены вопросы зависимости формирования семейных ценностей у военнослужащих от специфики их профессиональной деятельности.
Ключевые слова: высшее военное профессиональное образование, семейные ценности, военнослужащие, семья, особенности, общество, специфика, профессиональная деятельность.
Процесс формирования мировоззрения и личных качеств будущих военнослужащих продолжает закладываться не только в период обучения, но и в имеющихся или складывающихся личных семейных отношениях. Данный аспект неоднократно подчеркивался в выступлениях президента Российской Федерации В.В. Путина. В его встречах с курсантами учебных заведений и военнослужащими достаточно часто рассматривались вопросы воспитания молодежи на примерах положительных многодетных семей, когда родители имеют возможность формировать такие качества, как забота о детях, внимание к старшему поколению. Именно такой подход в рамках профессионального образования военнослужащих обеспечивает в определенной степени возможность формирования личности будущего офицера в условия творческой индивидуальной реализации способностей и возможностей молодых людей в решении важных проблем социального и инфраструктурного характера [1].
Правомерность утверждения того, что семья оказывает большое влияние на процесс профессионального становления курсантов военных образовательных учреждений, а в дальнейшем и военнослужащих, подтверждается рядом обстоятельств. Приоритетным в них является то, что семья как важный социальный институт современного общества России являет собой неотъемлемую составляющую жизнедеятельности каждого человека и процесса воспроизводства населения. Это один из древнейших институтов, который, меняя свои формы, сохранялся в условиях всех известных цивилизаций и культур.
Анализ литературных источников по проблеме исследования семейных ценностей позволяет констатировать, что в подходе к классификации ценностей многими авторами выделяются такие приоритетные жизненные ценности современной личности, как здоровье, справедливость, дружба, доверие, взаимопомощь, взаимная поддержка, свобода, правда, красота и пр. Именно они выступают основными духовно-нравственными ориентирами воспитания личности в семье, в подготовке ее к самостоятельной жизни [2].
В приведенной классификации имеют место такие ценности, как счастье, любовь (на аксиологическом уровне), которые каждой личностью соотносятся с семейным уютом. На когнитивном и субъектно-личностном уровне в контексте семейных ценностей речь идет о связанных с осознанием себя как субъекта взаимоотношений и субъекта социальных отношений, так как семьянин - одна из основных социальных ролей личности.
Результаты современных исследований показывают, что достаточно часто под традиционными семейными ценностями курсанты военных образовательных организаций понимают не только классические, сложившиеся исторически представления о семейных взаимоотношениях, но и сам процесс оформления брака и стабильных осознанных брачных отношений. К ним можно отнести понимание роли мужчины и женщины, наличие у супругов таких качеств, как уважение, взаимопонимание, взаимопомощь, сохранение брака и возможность воспитания детей в полной семье [3].
Представляется возможным поддержать точку зрения ряда социологов и психологов, утверждающих, что у будущих военнослужащих необходимо формировать семейные отношения, в которых признаются принципы, влияющие на представление о семье как важной составляющей организации жизнедеятельности здорового общества в целом [4].
Используя данные многочисленных социологических исследований, можно утверждать, что обучающиеся, не имеющие отношения к военной службе, не ставят в приоритетную позицию личной жизни и карьеры семейные отношения. Их более волнуют вопросы общественного признания, одобрение поступков со стороны коллег и руководителей. Данный факт определяется в значительной степени особенностями современной социально-экономической сферой и статусом военнослужащего[5].
Сравнение военных и гражданских мужчин свидетельствует, что они наиболее существенно отличаются по ценностным ориентациям, при этом различия есть как в терминальных, так и семейных ценностях. Ценностные ориентации, которые имеют преимущество у военнослужащих, по общему содержанию соответствуют профессиональным требованиям и особенностям их службы, таким образом, по содержанию ценностных ориентаций военнослужащие в целом адаптированы в рамках своей деятельности и к семейной жизни.
По мнению Дмитриевой Н.А., ценности семейной жизни военнослужащих выступают как мировоззренческие представления и нравственные установки, основанные на традициях и нормах института семьи, отношений людей, которые обеспечивают культурное и демографическое воспроизводство нации [6].
Специфика профессионального обучения и будущей профессиональной деятельности военнослужащих оказывает влияние на формирование семейных ценностей, если за основу принимать только классическую форму становления семейных и брачных отношений, которые присущи индивиду вообще, без учета отличительных его особенностей от других. У будущих военнослужащих таких особенностей достаточно большое количество.
Одной из особенностей профессиональной деятельности является выполнение военнослужащим служебно-боевых задач, связанных с риском для жизни и здоровья, благодаря ей в семье такие ценности, как любовь, верность, взаимоуважение выходят на первый план и усиливают свою значимость для супругов. Длительные служебные командировки и разлука со своими семьями также оставляет свой след на формирование семейных ценностей. В связи с постоянными разговорами с семьей по телефону или средствам видеосвязи, отсутствия прямого вербального и визуального контакта усиливаются ценности супружества, родительства и воспитания детей. Понимание, доброта, помощь, ценности здоровья и забота формируются в семьях военнослужащих благодаря специфике физических и эмоциональных нагрузок. Ключевое влияние на формирование семейных ценностей у военнослужащих оказывает географическая мобильность, связанная с частыми переездами, специфика способствует развитию взаимопонимания, готовности прийти на помощь и сохранению семейных традиций.
Кроме обозначенных особенностей в профессиональном обучении и дальнейшим несением воинской службы следует выделить и имеющие непосредственное отношение к сохранению семьи и традиций в ней. Воинские обязанности, как и семейное право, закреплены в Конституции и связаны с особым укладом отношений. В таком формате отношения регламентированы, определены повышенной юридической ответственностью. Военнослужащие как в период обучения, так и дальнейшей службе имеют определенные ограничения в правах - политических, гражданских, личных. В этой связи очень важно иметь определенное право на личное социально-экономическое пространство через семейные отношения, через которые сглаживается достаточно аскетичный повседневный образ жизни. Хотя данная точка зрения может быть отнесена к спорной.
Курсантов военных образовательных учреждений отличает и наличие военной субкультуры, которую характеризует дисциплина, жесткое законопослу-шание, ответственность за результат порученного. Установки на формирование волевых качеств, мужество в действиях, бытовые ограничения, исполнение приказов и отсутствие возможности их обсуждения при выполнении должны иметь альтернативную основу морального и нравственного отдыха, которые должны обеспечивать семья и близкие люди. Курсанты военных учреждений, как и военнослужащие, длительное время испытывают влияние военно-социальной среды, в формате которой особое место занимают факторы социально-психологического характера. К ним можно отнести социальные конфликты, определенную бытовая неустроенность, физические и психологические перегрузки.
Для корректировки существующих проблем в профессиональной жизни военнослужащих необходимо использовать большие потенциальные отношения в браке и семье. В рамках учебных курсов, занятий необходимо увеличить объем времени на дисциплины или отдельные темы, в рамках которых могут быть рассмотрены особенности поведения курсантов в быту, в семье. Это в несколько раз сократит профессиональные риски и нейтрализует опасные сферы все еще нестабильной социально-экономической среды, в которой формируется кадровый офицерский состав Вооруженных Сил Российской Федерации.
Достаточно распространена еще одна точка зрения исследователей в области семейных отношений вообще и для профессионального образования военнослужащих в частности. В период обучения и военной службы у выпускников формируются особые компетенции, связанные с будущей профессиональной деятельностью. В данной области от них требуются специальные знания, связан-
ные с повышенной опасностью для жизни при выполнении воинского долга. По этой причине их обучение и будущая служба определяются принципами, в числе которых имеет место такой принцип, как стабильные уважительные семейные отношения. Именно это принцип обеспечивает успешность и результативность военной службы как особый вид профессиональной деятельности [7].
Такое внимание к семейным отношениям в период обучения будущих военнослужащих могут обеспечить следующие компетенции:
- эмоционально-психологические, направленные на формирование благоприятного микроклимата во взаимоотношениях;
- социально-психологические, способствующие сглаживанию экономических и бытовых проблем;
- репродуктивно-воспитательные, формирующие основы планирования семьи, здорового образа жизни, семейного воспитания на традициях и лучших примерах;
- культурно-досуговые, влияющие на планирование отдыха, всестороннего развития личности в свободное время;
Библиографический список
- материально-бытовые, позволяющие успешно преодолевать относительную малообеспеченность и длительное отсутствие материальных благ.
Исходя из изученности основных аспектов темы влияния специфики профессиональной деятельности на формирование семейных ценностей у курсантов военных образовательных учреждений, можно сделать вывод о том, что данные отношения в условиях пересмотра жизненных ориентиров в морально-нравственном аспекте играют достаточно большую роль.
Именно семья является основой развития здорового гражданского общества, и актуализация проблемы ценностей института семьи, в свою очередь, безусловно, зависит от сформированности семейных ценностей у молодого поколения, обучающегося в военных учреждениях.
Очевиден и тот факт, что специфика профессиональной деятельности военнослужащих оказывает влияние на семейно-брачные отношения, в связи с этим для военных образовательных учреждений возникла необходимость в проведении учебной и воспитательной работы по проблеме формирования семейных ценностей у курсантов.
1. О важности семьи заявил президент Владимир Путин в обращении по случаю открытия Форума программы «Святость материнства». Российская газета. 2019; № 8011; ноябрь.
2. Везирова Ф.М. Согласованность семейных ценностей и ролевых установок супругов. Мировая наука. 2020; № 3 (36): 194 - 198.
3. Филимонов И.А., Поминова О.Л. Проблема осознания семейных ценностей у курсантов военных образовательных организаций высшего образования. Научное мнение. 2020; № 4: 41 - 47.
4. Разов П.В. Риски в сфере семейной жизни российских военнослужащих запаса в контексте социальной адаптации к условиям гражданской жизни. Историческая и социально-образовательная мысль. 2015; Т. 7. № 6-1: 188 - 193.
5. Полонский Д.А. Сущность, структура и содержание формирования семейных ценностей у военнослужащих по контракту. Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2018; № 1: 119 - 130.
6. Дмитриева Н.А. Ценностные ориентации кадетов. Омский научный вестник. 2012; № 5 (112): 170 - 172.
7. Ерёмин Д.С. Воинская деятельность: Понятие, содержание, мотивация. Студенческий научный форум: материалы V Международной студенческой научной конференции. 2017: 24.
References
1. O vazhnosti sem'i zayavil prezident Vladimir Putin v obraschenii po sluchayu otkrytiya Foruma programmy "Svyatost' materinstva". Rossijskaya gazeta. 2019; № 8011; noyabr'.
2. Vezirova F.M. Soglasovannost' semejnyh cennostej i rolevyh ustanovok suprugov. Mirovaya nauka. 2020; № 3 (36): 194 - 198.
3. Filimonov I.A., Pominova O.L. Problema osoznaniya semejnyh cennostej u kursantov voennyh obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2020; № 4: 41 - 47.
4. Razov P.V. Riski v sfere semejnoj zhizni rossijskih voennosluzhaschih zapasa v kontekste social'noj adaptacii k usloviyam grazhdanskoj zhizni. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2015; T. 7. № 6-1: 188 - 193.
5. Polonskij D.A. Suschnost', struktura i soderzhanie formirovaniya semejnyh cennostej u voennosluzhaschih po kontraktu. Nauchnoe obozrenie. Seriya 2: Gumanitarnye nauki. 2018; № 1: 119 - 130.
6. Dmitrieva N.A. Cennostnye orientacii kadetov. Omskij nauchnyj vestnik. 2012; № 5 (112): 170 - 172.
7. Eremin D.S. Voinskaya deyatel'nost': Ponyatie, soderzhanie, motivaciya. Studencheskij nauchnyj forum: materialy V Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferencii. 2017: 24.
Статья поступила в редакцию 26.11.20
УДК 37.015
Cheredova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogy and Social Work, Omsk State Pedagogical University
(Omsk, Russia), E-mail: irinamavrina@omgpu.ru
PROBLEMS OF UNIFICATION OF THE CONCEPT OF EDUCATION IN PEDAGOGICAL KNOWLEDGE. The article reveals potential of theoretical knowledge about education as a multi-faceted phenomenon in the field of pedagogy. The topic is quite relevant due to the fact that the modern scientific space is replete with theoretical interpretations of this phenomenon. Various terminological preferences and opinions of scientists have been formed in pedagogical science. The author of the article analyzes the theoretical diversity and ways of interpreting the phenomenon of education that takes place in research. This situation caused the need to search for a universal mechanism that allows forming a single meaning of the phenomenon of "education". Initiating a purposeful study of the totality of theoretical knowledge about the phenomenon under study leads the author to assert that the basis for solving this problem can be a theoretical image that allows reflecting the methodological, scientific-rationalistic and cultural-value aspects of the phenomenon of education.
Key words: phenomenon of education, theoretical social concept.
Е.А. Чередоеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск, E-mail: irinamavrina@omgpu.ru
ПРОБЛЕМЫ УНИФИКАЦИИ ПОНЯТИЯ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЗНАНИИ
В статье раскрыты возможности теоретических знаний о воспитании как многогранном феномене в области педагогики. Тема достаточно актуальна по причине того, что современное научное пространство изобилует теоретическими интерпретациями данного понятия. В педагогической науке сформировались различные терминологические пристрастия и мнения ученых. Автором статьи дается анализ имеющего место в исследованиях теоретического разнообразия и способов интерпретации феномена воспитания. Подобная ситуация вызвала потребность в поиске универсального механизма, позволяющего сформировать единый смысл термина «воспитание». Инициирование целенаправленного изучения совокупности теоретических знаний об исследуемом понятии приводит автора к утверждению, что основанием для решения данной задачи может быть теоретический образ, позволяющий отразить методологические, научно-рационалистические и культурно-ценностные аспекты феномена воспитания.
Ключевые слова: феномен воспитания, теоретический образ, социальный концепт.
Воспитание является одной из основных категорий педагогической науки и практики, а также представляет наиболее значимую область общественных отношений, влияющих на современный социум [1]. Процесс воспитания, с одной
стороны, достаточно прозрачный для понимания, имеет обширную теоретическую базу, основанную на результатах научных исследований, с другой стороны, отличается отсутствием единого однозначного определения на фоне их многообразия.