Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
толерантность / воспитание толерантности / педагогическое сопровождение / инновационные педагогические технологии / tolerance / education of tolerance / pedagogical support / innovative pedagogical technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д.М. Абдуразакова, Л.У. Курбанова

В статье рассматривается проблема воспитания толерантности учащихся в многонациональном регионе. Авторы отмечают важность целенаправленного педагогического сопровождения этого процесса в школе, используя потенциал инновационных педагогических технологий. Выделены базовые основания педагогического сопровождения процесса воспитания толерантности учащихся: личностно ориентированный, деятельностный, полихудожественный подходы; культурно-образовательная среда, которая влияет на формирование гуманных отношений учащихся друг к другу, педагогов и учащихся, педагогов, учащихся и их родителей. Большой воспитательный потенциал имеет обращение к возможностям народного искусства, в творческом общении с которым учащиеся воспринимают, присваивают и развивают традиции, обычаи, многовековой опыт народа, заключенный в песнях, танцах, обрядах, сказаниях, произведениях декоративно-прикладного искусства. Организованные на этой основе занятия могут принимать форму ролевой игры, творческого проекта, коллективной творческой деятельности, что особенно соответствует хороводному, коллективному, «соборному» характеру народного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS’ TOLERANCE USING INNOVATIVE TECHNOLOGIES

The article deals with the problem of teaching students tolerance in a multi-ethnic region. The authors note the importance of purposeful pedagogical support of this process at school, using the potential of innovative pedagogical technologies. The basic foundations of pedagogical support for the process of teaching students tolerance are highlighted: personality-oriented, activity-based, multi-artistic approaches; cultural and educational environment that affects the formation of humane relations between students, teachers and students, teachers, students and their parents. Great educational potential has appeal to the possibilities of folk art, in creative communication with which students perceive, assign and develop traditions, customs, centuries-old experience of the people, contained in songs, dances, rituals, legends, works of decorative and applied art. Classes organized on this basis can take the form of a role-playing game, a creative project, or a collective creative activity, which corresponds to the round dance, collective, or “Cathedral” character of folk art.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

4. Ситаров В.А. Воспитание. Знание. Понимание. Умение. 2007; № 4: 234 - 235.

5. Мудрик А.В. Подходы к воспитанию - взгляд с высоты птичьего полета. Вопросы воспитания. 2009; № 1: 50 - 56.

6. Новиков А.М. Что такое воспитание? Эксперимент и инновации в школе. 2010; № 2: 2 - 8.

7. Луков В.А. Проблема понимания и воспитание. Знание. Понимание. Умение. 2017; № 3: 31 - 47.

8. Леонтьева Е.Ю., Мунтян Г.М. Справедливость как социальный концепт. Вестник Волгоградского государственного университета. 2009; № 2 (10): 55 - 57.

9. Ромм Т. А. Горизонты и границы воспитания. Отечественная и зарубежная педагогика. 2017; Т. 2, № 1 (36): 75 - 82.

10. Вихман В.В. Теоретические образы образования: интерпретативный дискурс. Контекст и рефлексия: философия о мире и человек. 2019; Т. 8, № 1А: 181 - 190. References

1. Meshkov N.I. O vospitanii. Aktual'nye problemy gumanitarnoj nauki i obrazovaniya. 2011; № 1: 26 - 36.

2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Stat'ya 2. Osnovnye ponyatiya, ispol'zuemye v nastoyaschem Federal'nom zakone. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. No273/FZ (red. ot 29.07.2017). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a

3. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29 noyabrya 2014 g. No2403/r. Available at: http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie/pravitelstva/rf/ot/29112014/n/2403/r/

4. Sitarov V.A. Vospitanie. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2007; № 4: 234 - 235.

5. Mudrik A.V. Podhody k vospitaniyu - vzglyad s vysoty ptich'ego poleta. Voprosy vospitaniya. 2009; № 1: 50 - 56.

6. Novikov A.M. Chto takoe vospitanie? 'Eksperimentiinnovacii v shkole. 2010; № 2: 2 - 8.

7. Lukov V.A. Problema ponimaniya i vospitanie. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2017; № 3: 31 - 47.

8. Leont'eva E.Yu., Muntyan G.M. Spravedlivost' kak social'nyj koncept. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009; № 2 (10): 55 - 57.

9. Romm T.A. Gorizonty i granicy vospitaniya. Otechestvennaya izarubezhnaya pedagogika. 2017; T. 2, № 1 (36): 75 - 82.

10. Vihman V.V. Teoreticheskie obrazy obrazovaniya: interpretativnyj diskurs. Kontekst irefleksiya: filosofiya o mire i chelovek. 2019; T. 8, № 1A: 181 - 190.

Статья поступила в редакцию 29.11.20

УДК 371

Abdurazakova D.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: diana.musaevna@mail.ru

Kurbanova L.U., Doctor of Sciences (Social Studies), senior lecturer, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: medna59@mail.ru

PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS' TOLERANCE USING INNOVATIVE TECHNOLOGIES. The article deals with the problem of teaching students tolerance in a multi-ethnic region. The authors note the importance of purposeful pedagogical support of this process at school, using the potential of innovative pedagogical technologies. The basic foundations of pedagogical support for the process of teaching students tolerance are highlighted: personality-oriented, activity-based, multi-artistic approaches; cultural and educational environment that affects the formation of humane relations between students, teachers and students, teachers, students and their parents. Great educational potential has appeal to the possibilities of folk art, in creative communication with which students perceive, assign and develop traditions, customs, centuries-old experience of the people, contained in songs, dances, rituals, legends, works of decorative and applied art. Classes organized on this basis can take the form of a role-playing game, a creative project, or a collective creative activity, which corresponds to the round dance, collective, or "Cathedral" character of folk art.

Key words: tolerance, education of tolerance, pedagogical support, innovative pedagogical technologies.

Д.М. Абдуразакоеа. д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: diana.musaevna@mail.ru

Л.У. Курбаноеа, д-р социол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: medna59@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассматривается проблема воспитания толерантности учащихся в многонациональном регионе. Авторы отмечают важность целенаправленного педагогического сопровождения этого процесса в школе, используя потенциал инновационных педагогических технологий. Выделены базовые основания педагогического сопровождения процесса воспитания толерантности учащихся: личностно ориентированный, деятельностный, полихудожественный подходы; культурно-образовательная среда, которая влияет на формирование гуманных отношений учащихся друг к другу, педагогов и учащихся, педагогов, учащихся и их родителей. Большой воспитательный потенциал имеет обращение к возможностям народного искусства, в творческом общении с которым учащиеся воспринимают, присваивают и развивают традиции, обычаи, многовековой опыт народа, заключенный в песнях, танцах, обрядах, сказаниях, произведениях декоративно-прикладного искусства. Организованные на этой основе занятия могут принимать форму ролевой игры, творческого проекта, коллективной творческой деятельности, что особенно соответствует хороводному, коллективному, «соборному» характеру народного творчества.

Ключевые слова: толерантность, воспитание толерантности, педагогическое сопровождение, инновационные педагогические технологии.

Воспитание толерантности учащихся в условиях многонационального региона является особенно актуальной на современном этапе в связи с обострением нетерпимости, проявлениями расового, этнического и религиозного терроризма. Преодоление этих явлений требует изменения подходов, методов, средств, технологий - это сложный, многоаспектный процесс. Как показал анализ литературы и наше исследование, одним из важнейших условий реализации этого процесса стала организация культурно-образовательной среды, на основе которой осуществляется развитие национального самосознания в его гармоничном взаимодействии с интересом и уважением к культуре других народов. Подтверждено, что включение в этот процесс регионального компонента приводит к его активизации [1 - 8].

В отечественной науке исследования проблем воспитания толерантности разнообразны и направлены на изучение толерантности как психологического феномена (А.П Асмолов, И.Б. Гриншпун, А.А. Реан); как межэтническое взаимодействия (ГУ. Солдатова); как развитие навыков ненасилия и толерантного поведения (В.С. Магун) и др. [5].

Целью данной статьи является определение значимости целенаправленного педагогического сопровождения процесса воспитания толерантности

учащихся с опорой на личностно ориентированный, деятельностный и полихудожественный подходы. В ходе исследования установлена устойчивая связь культурно-образовательной среды и компонентов толерантного сознания; подтверждены возможности влияния культурной среды на процесс воспитания толерантности. Анализ теории и практики воспитания в образовательных организациях многонациональной республики Дагестан показал, что наблюдается усиление влияния культурной среды на воспитание толерантности у подрастающего поколения; выявлен двояконаправленный характер взаимодействия культурной среды и личности человека. Для целенаправленного педагогического сопровождения процесса воспитания толерантности у учащихся мы использовали педагогические технологии, которые имеют следующие признаки:

- признаки, отражающие смену педагогических ситуаций и последовательность педагогических действий, имеющих глубинные закономерности, корни которых уходят в философские (формообразующие, временные), психологические и педагогические основания такого явления, как педагогическая технология;

- признаки, являющиеся следствием применения того или иного вида художественно-творческой деятельности, в зависимости от того, к какому именно ее виду обращается педагог в каждом конкретном случае.

В исследовании выделяется три базовых основания, на которых строятся педагогические технологии целенаправленного педагогического сопровождения воспитания толерантности учащихся:

- личностно ориентированный подход (Ш. Амонашвили, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, А.П. Краковский, С.В. Кульневич, В.А. Сласте-нин, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, А.С. Ткаченко, Т.В. Фролова, ГА. Цукерман, И.С. Якиманская, Дж. Найсбитт, М. Полани, Дж. Шваб);

- деятельностный подход (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, Э.В. Ильенков, В.А. Лекторский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, ГП. Щедровицкий и др.);

- полихудожественный подход (Б.П. Юсов, Л.Г Савенкова, Н.П. Шишлян-никова и др.).

Анализ литературы показал их глубинную внутреннюю связь, что имеет большое значение для построения технологии целенаправленного педагогического сопровождения воспитания толерантности у учащихся. Интеграция происходит здесь по линии внимания к индивидуальности каждого учащегося, развития диалогичности, творческого характера деятельности, предоставления ребенку свободы для принятия самостоятельных решений, осуществления личного выбора, творчества [1; 2]. Следующим необходимым основанием для использования педагогической технологии в воспитании толерантности у учащихся является организация культурно-образовательной среды, внутри которой и под ее влиянием выстраивается последовательность и протяженность педагогического процесса.

Культурно-образовательная среда постепенно, но вместе с тем кардинально влияет на направление педагогических усилий и на формирование готовности учащихся к восприятию декларируемых в процессе педагогического сопровождения культурных ценностей. Именно в среде формируются гуманные отношения учащихся друг с другом, педагогов и учащихся, педагогов, учащихся и их родителей. Среда влияет и на развитие всей эмоциональной сферы образовательного учреждения - от его общей атмосферы до эмоционального состояния каждого участника процесса. Среда образовательного учреждения не замыкается только в стенах его здания. Она находит свое продолжение в культурно-просветительных учреждениях, с которыми сотрудничает данное образовательное учреждение, интегрируется в семейную среду учащихся, распространяется на область досуга.

Фундаментальным основанием развития и действия технологии целенаправленного педагогического сопровождения воспитания толерантности у учащихся является региональный компонент. Наше исследование показало, что обращение к региональному компоненту в образовательном процессе, особенно в условиях многонациональных регионов, дает воспитательный эффект. При реализации регионального компонента создаются актуальные для современной социокультурной ситуации организационные и дидактические условия, применяются разнообразные средства, формы и методы педагогики, в том числе и инновационные, отражающие требования сегодняшнего дня [5].

Например, обращение к возможностям народного искусства, в творческом общении с которым учащиеся воспринимают, присваивают и развивают традиции, обычаи, многовековой опыт народа, заключенный в песнях, танцах, обрядах, сказаниях, произведениях декоративно-прикладного искусства. Организованные на этой основе занятия могут принимать форму ролевой игры, творческого проекта, коллективной творческой деятельности, что особенно соответствует хороводному, коллективному, «соборному» характеру народного творчества.

Дальнейшее построение рассматриваемой педагогической технологии зависит от того, в каком конкретно учебном заведении или учреждении образования и культуры данная технология практически применяется. В зависимости от этого привлекаются определенные методы и формы работы с учащимися, которые в данных условиях могут привести к успешному результату. Так, в условиях дополнительного образования (танцевальная или художественная студия, самодеятельный театральный коллектив) помимо развития учащихся в плане продви-

Библиографический список

жения по линии избранного вида искусства необходима одновременная работа над созданием полноценного коллектива. Эта работа ведется по следующим направлениям: развитие коммуникативных способностей; развитие диалогических способностей; развитие способности к изменению ролевых функций. Художественно-творческий коллектив со своими внутренними законами играет большую роль в любом своем проявлении - как в условиях дополнительного образования, так и в условиях общеобразовательной школы, колледжа, вуза, любого учреждения образования и культуры.

Таким образом, во всех случаях применяемая технология опирается на единые педагогические основания - личностно ориентированный, деятельност-ный и полихудожественный подходы; на региональный компонент образования, создание культурной среды. В качестве примеров применения технологии целенаправленного педагогического сопровождения воспитания толерантности у учащихся в возрастной группе подростков мы рассматриваем художественно-творческую студию «Счастливое детство» (г Махачкала).

Личностно ориентированный подход представлен здесь не только внимательным отношением к каждому ученику, его проблемам, успехам и индивидуальным данным, но и планирование педагогической работы в соответствии со способностями и характером учащихся.

Деятельностный подход не просто констатируется как факт - дети занимаются каким-либо видом деятельности - значит, налицо деятельностный подход. Он предполагает самостоятельное участие школьников в том виде деятельности, который развивает их в направлении освоения поставленных в процессе обучения задач. Следует отметить, что в творческом коллективе в процессе постановки и исполнения танцев различных народов была организована деятельность по изучению культуры каждого народа, особенностей их национального костюма, танцевальных элементов и др.

Такое решение по применению деятельностного подхода позволяет одновременно использовать возможности полихудожественного подхода, который предполагает привлечение потенциала разных видов искусства в обучении и развитии учащихся. В данном случае - это изобразительное искусство, литература, декоративно-прикладное искусство.

Создание эстетически наполненной среды было в числе важнейших задач с самого первого дня деятельности студии «Счастливое детство». Само по себе помещение для занятий хореографией отличается эстетическим содержанием -зеркальные стены, хореографический станок, рояль и другие музыкальные инструменты - все это способствует возвышенной сосредоточенности, заставляет участников процесса подтянуться, дает им возможность взглянуть на себя со стороны. Рекреационные помещения оформлены таким образом, что они одновременно являются выставочными залами, в которых постоянно находится художественная экспозиция (причем, выставки регулярно обновляются). Это могут быть детские рисунки на тему танца, эскизы костюмов, картины народной жизни.

Условия внедрения инновационных педагогических технологий в Республиканском центре образования (г Каспийск) значительно более широкие, нежели в отдельно взятой хореографической студии. Здесь ведется целенаправленная научная работа по изучению продуктивной модели образования на основе взаимодействия разных культур. Основные блоки учебного плана центра образования базируются на диалоге культур, что в сочетании с развитой системой дополнительного образования дает возможность выхода из рамок стандартного обучения и воспитания и применения технологии целенаправленного педагогического сопровождения развития толерантного сознания учащихся в полной мере. Здесь существует большое количество разнообразных творческих коллективов -это клубные объединения, танцевальные коллективы, школьный музей, хранителями, исследователями и экскурсоводами в котором являются сами ученики. Педагогические подходы, составляющие основу исследуемой в данной работе технологии педагогического сопровождения развития толерантного сознания учащихся, реализуются в Республиканском центре образования в полной мере.

1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. Москва: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.

2. Асмолов А.Г Толерантность: от утопии к реальности. На пути к толерантному сознанию. Москва: Смысл, 2010.

3. Декларация принципов толерантности. Утвержденная резолюция 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. Available at: http://www.tolerance.ru

4. Степанов П.В. Как воспитать толерантность? Народное образование. 2001; № 9: 27 - 33.

5. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сборник научно-методических статей. Москва: Московский психолого-социологический институт; Воронеж: МОДЭК, 2003.

6. Агибова И.М., Сорокопуд Ю.В., Филимонюк Л.А. Инновационные процессы в образовании. Ставрополь, 2014.

7. Арипов М.А., Арипова Н.М., Асадулаева У.М., Белоцерковец Н.И. и др. Инновационные процессы в образовании: коллективная монография. Москва, 2017.

8. Агарагимова В.К., Алиева Г.М., Арипов М.А. и др. Педагогика: вчера, сегодня, завтра: коллективная монография. Москва, 2016.

References

1. Amonashvili Sh.A. Gumanno-lichnostnyj podhod k detyam. Moskva: Izdatel'stvo «Institut prakticheskoj psihologii»; Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MOD'EK», 1998.

2. Asmolov A.G. Tolerantnost': ot utopiikreal'nosti. Na puti k tolerantnomu soznaniyu. Moskva: Smysl, 2010.

3. Deklaraciya principov tolerantnosti. Utverzhdennaya rezolyuciya 5.61 General'noj konferenciej YuNESKO ot 16 noyabrya 1995 goda. Available at: http://www.tolerance.ru

4. Stepanov PV. Kak vospitat' tolerantnost'? Narodnoe obrazovanie. 2001; № 9: 27 - 33.

5. Tolerantnoe soznanie i formirovanie tolerantnyh otnoshenij (teoriya i praktika): sbornik nauchno-metodicheskih statej. Moskva: Moskovskij psihologo-sociologicheskij institut; Voronezh: MOD'EK, 2003.

6. Agibova I.M., Sorokopud Yu.V., Filimonyuk L.A. Innovacionnye processy v obrazovanii. Stavropol', 2014.

7. Aripov M.A., Aripova N.M., Asadulaeva U.M., Belocerkovec N.I. i dr. Innovacionnye processy v obrazovanii: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.

8. Agaragimova V.K., Alieva G.M., Aripov M.A. i dr. Pedagogika: vchera, segodnya, zavtra: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2016.

Статья поступила в редакцию 05.12.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.