ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
УДК 340.321
ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Айбатов М.М. - профессор кафедры истории
государства и права Дагестанского государственного университета, доктор юридических наук E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы безопасности российской государственности и религиозного экстремизма. Указывается, что главные причины возникновения религиозного экстремизма обусловлены социально-экономическими и политическими противоречиями.
Ключевые слова: экстремизм, религиозный, конфессии, конфликты, законодательство, ответственность
PROBLEMS OF STRENGTHENING OF THE RUSSIAN STATEHOOD AT THE PRESENT STAGE
Ajbatov M.M. - the professor of chair of history of the state and law of Daghestan state university, the doctor of jurisprudence
The problems of safety of the Russian statehood and religious extremism are considered in the article. It is underlined that the main reasons of occurrence of religious extremism are caused by social and economic and political contradictions.
Key words: extremism, religious, faiths, conflicts, legislation, responsibility
С начала 90-х гг., после распада СССР, в России участились конфликты на межэтнической и межконфессиональной почве, проявления национальной, расовой и религиозной неприязни. Данная тенденция характерна не только для Северного Кавказа, но и для других регионов страны. Примеры драматических событий в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, в Поволжье
демонстрируют опасность таких проявлений, чреватых социальными взрывами. Нередко в подобных событиях в той или иной степени присутствуют элементы религиозного экстремизма.
Общее понятие экстремизма
раскрывается в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности». Экстремистская деятельность (экстремизм) рассматривается, в частности, как деятельность, направленная на насильственное изменение основ
конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
возбуждение социальной, расовой,
национальной или религиозной розни; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или
отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии и т.д. [1].
Религиозный экстремизм является
одной из форм экстремизма. Однако что следует считать религиозным экстремизмом, законодательно не определено. Поэтому
сегодня среди специалистов ведутся споры относительно этого понятия. Существуют
полярные точки зрения: от полного отрицания самого этого явления до придания религиозному фактору в его экстремистских проявлениях неоправданно ключевого значения. Представляется, что, как всегда, истина находится где-то посередине. Появление данного понятия и дискуссии вокруг него не оставляют сомнений в его праве на существование. Думается, что под религиозным экстремизмом следует понимать деятельность в сфере межрелигиозных отношений, находящую свое выражение в насильственных попытках навязывания обществу определенной системы религиозных воззрений, а также обоснование либо оправдание такой деятельности.
Следует отметить, что религиозный экстремизм имеет догматическую основу, поскольку каждая религия стремится утвердить собственный абсолютный и всеобъемлющий характер и ложность других религиозных учений. Вместе с тем подобная доктринальная конфликтность религиозных систем далеко не всегда проявляет себя в виде непримиримого противостояния. Так, российская история являет наиболее яркий пример возможности бесконфликтного сосуществования различных конфессий: православия, ислама, иудаизма,
буддизма, протестантизма и др.
Межрелигиозныё конфликты, в которых находят наиболее яркое выражение экстремистские проявления, практически никогда не выступают в своем «чистом» виде. Как правило, религиозный фактор используется в качестве идеологической и организационной поддержки для реализации вполне конкретных интересов различных сил и субъектов политического действия. Использование религиозных лозунгов зачастую способно привлечь значительные массы верующих и представителей духовенства, что придает
конфликтам особенно ожесточенный и деструктивный характер. Как правило, религиозный экстремизм используют в своих интересах деятели радикальных
националистических и конфессиональных движений.
Наибольшую остроту религиозный экстремизм приобретает в случае использования религиозной идеологии в националистических и сепаратистских целях, что особенно актуально в случаях совпадения религиозной и этнической самоидентификации народов. Особо следует выделить такие проявления религиозного экстремизма, которые осуществляются по инициативе и при поддержке внешних политических субъектов, стремящихся обеспечить свое доминирование в том или ином регионе мира.
Действительно, анализ большинства военных конфликтов, террористических актов и вообще насильственных действий на южных и юго-западных границах евразийского материка (на границах столкновения «исламской» и «христианской» цивилизаций) выглядит как проявление религиозного экстремизма. Вместе с тем представляется, что дело заключается не в «конфликте цивилизаций», а в противодействии незападных культурно-социальных общностей, основанных на религиозной традиции, агрессивному давлению западного сообщества. При этом внешне данное противодействие выглядит как сопротивление навязыванию секулярно-гедонистических ценностей
«общества потребления». Тогда как на самом деле данное сопротивление обусловлено тем местом в мировом распределении рынков труда и ресурсов, которое отводят западные страны «развитой демократии» странам «третьего мира».
Тот факт, что до настоящего времени в мире не получили сколько-либо заметного развития религиозные экстремистские проявления, базирующиеся на христианских вероучениях, не позволяет говорить о том, что религиозный экстремизм в современном мире в значительной мере выступает и как следствие, и как форма экстремизма секулярного.
При этом не секрет, что деятельность экстремистских религиозных организаций активно используется международными структурами, стремящимися к мировому господству, как средство разрушения
существующих государственных образований, наций и культурно-цивилизационных
общностей.
В Российской Федерации деятельность религиозных организаций четко
регламентирована законом и может осуществляться только в рамках закона. Религиозные организации и религиозные группы являются самостоятельными формами религиозных объединений. Основополагающим нормативным правовым актом, определяющим статус религиозных общественных
объединений, является Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [2]. Религиозные объединения могут создаваться только в целях, определенных указанным Федеральным законом, а именно: совместного исповедания и распространения веры.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений и
дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» [3], в том числе внес изменения и дополнения в законодательство, определяющее деятельность религиозных объединений. В соответствии с п. 6 ст. 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» деятельность религиозного объединения может быть приостановлена, религиозная организация ликвидирована, а деятельность религиозного объединения, не являющегося религиозной организацией, запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности». Данным Законом запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, их организаций, цели и действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности (ст. 7, 9).
В случае выявления фактов,
свидетельствующих о наличии в деятельности религиозного объединения признаков экстремизма, Генеральным прокурором РФ или подчиненным ему соответствующим
прокурором религиозному объединению выносится предупреждение о недопустимости осуществления такой деятельности. В предупреждении устанавливается срок,
составляющий не менее двух месяцев со дня
его вынесения, для устранения нарушений. Если предупреждение не было обжаловано в суд, если в установленный в предупреждении срок религиозным объединением
(организацией) не были устранены допущенные нарушения, либо если в течение 12 месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие об экстремистской деятельности этого
религиозного объединения (организации), оно подлежит ликвидации, а деятельность
религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, подлежит запрету [5]. Религиозный экстремизм может служить основанием для привлечения к
административной или уголовной
ответственности. Статья 20.28 КоАП РФ предусматривает ответственность за организацию деятельности религиозного
объединения, в отношении которого действует имеющее законную силу решение о
приостановлении его деятельности, а также за участие в такой деятельности. Действия, направленные на возбуждение ненависти, вражды, на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам расы,
национальности, отношения к религии,
наказываются в уголовном порядке (ст. 282 УК РФ). Создание экстремистского сообщества, т.е. организованной группы лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных
представителей частей такого сообщества в целях разработки планов и (или) условий для совершения преступлений экстремистской направленности влекут ответственность по ст. 2821 УК РФ.
Таким образом, анализ законодательства позволяет сделать вывод о достаточно развитой системе нормативных актов, направленных на противодействие тем формам религиозного экстремизма, которые имеют политический характер. Однако, как справедливо отмечает В.В. Лапаева, собственно религиозный экстремизм, специфика и различные проявления его не получили еще сколько-нибудь удовлетворительного отражения в законодательстве [6, с.5].
Между тем религиозный экстремизм приобретает все большую опасность. После распада СССР объектом экспансии с его
стороны становится Россия. При поддержке некоторых международных структур деструктивными силами внутри страны радикальные религиозные доктрины, как правило, используются в качестве
идеологической поддержки этнического сепаратизма и криминального терроризма. Феномен религиозного экстремизма в России в значительной мере является результатом целенаправленных действий антироссийских сил, направленных на разрушение единого социально-экономического пространства
российского государства. При этом они активно используют кризисные явления и
разрушительные тенденции в социальнополитической и духовной сферах жизни общества, ставшие следствием политического и социально-экономического курса страны в 90-е гг. прошлого столетия.
Наибольшую угрозу для безопасности страны в настоящее время представляет использование радикальной религиозной идеологии этно-сепаратистскими силами и группировками, стремящимися к расчленению страны. Данные силы активно используют в своих целях такие социальные раздражители, как: агрессивная экспансия западной массовой культуры, секулярно-гедеонистических
воззрений, р аспространение аморальности, коммерциализация межличностных отношений, неконтролируемая миссионерская и
прозелитистская деятельность зарубежных религиозных организаций на территории
страны с использованием значительных финансовых средств, экспансия новых религиозных движений деструктивного характера, имеющих как зарубежное, так и внутрироссийское происхождение,
возникновение сектантских течений
экстремистского характера внутри
традиционных российских религиозных организаций как следствие их
институционального ослабления в условиях
духовного и социально-политического кризиса российского общества, понижения его культурного уровня. Эти факторы, в свою очередь, в качестве ответной реакции вызывают экстремистские действия со стороны приверженцев традиционных для России религий; использование религиозных лозунгов экстремистскими политическими силами и
группировками; сращивание религиозного экстремизма и криминальной деятельности.
Низкий уровень воцерковленности большинства представителей традиционных религий при высокой религиозной активности религиозных меньшинств, в ряде случаев чуждых российским традициям, в условиях социальной нестабильности чреват
конфликтным потенциалом и способен создать благоприятную среду для экстремистских проявлений.
На первый взгляд может показаться, что плохое знание вероучений или полное
равнодушие к догматическим различиям
религиозных систем способствуют формированию толерантного отношения к приверженцам других религий. Однако в условиях ухудшения социально-политической обстановки (инфляционные процессы, стагнация производства, безработица и т. д.) отсутствие устойчивых воззрений, основанных на традиционных религиозных ценностях, зачастую порождает сектантское
квазирелигиозное сознание, которое становится питательной средой для формирования деструктивных псевдорелигиозных течений. Это, в свою очередь, создает благоприятную ситуацию для активизации религиозного
экстремизма самого различного толка, создающего угрозу безопасности страны.
Причинами возникновения
религиозного экстремизма во многом являются бедность и тяжёлые условия, деятельность экстремистских националистических
группировок, наплыв мигрантов, этническая преступность и др. Среди политических причин наиболее весомыми являются использование провокаций в политической борьбе,
популистские действия и выказывания отдельных политиков, а также деятельность зарубежных агентов влияния. Из причин собственно духовно-религиозного и
идеологического характера можно указать, прежде всего, на распространение
экстремистской литературы и размещение экстремистских сайтов в Интернете, а также на
деятельность иностранных миссионеров,
распространение деструктивных культов и сект, склонность к религиозности и мистицизму.
Таким образом, главные причины
возникновения религиозного экстремизма лежат в социально-экономической и
политической плоскости, которые приобретают особую остроту, проявляясь в
межнациональных противоречиях.
Негативное отношение верующих вызывают распространение алкоголизма и наркомании, дискредитация института семьи, засилье массовой культуры на телевидении и дискредитация традиционных нравственных норм. Стойкое неприятие вызывает также дискредитация отечественной истории и культуры.
В качестве потенциальных экстремистов в наибольшей степени воспринимаются приверженцы ислама. В данном случае сказываются не только последствия военного конфликта на Северном Кавказе и террористические акты в российских городах, связанные с действиями сторонников так называемого радикального ислама, но и соответствующие международные события (активизация «исламской дуги
нестабильно сти»).
Особо следует отметить возможные негативные последствия слабой вовлеченности в религиозную жизнь значительной части российских мусульман, чья религиозная самоидентификация зачастую является всего лишь следствием этнической принадлежности («татарин — значит, мусульманин»), а не сознательного духовного выбора. Подобная ситуация создает благоприятные условия для воздействия на них радикальных исламских сил и выступающих под исламскими лозунгами этнических сепаратистских группировок. При определенных обстоятельствах такой «формальный» мусульманин, фактически не знакомый с догматами своей религии, может принять за истинный ислам то, что не имеет к нему никакого отношения.
Рассматривая проблему
противодействия распространению
религиозного экстремизма, необходимо отметить, что одним из главных препятствий на его пути должно стать конструктивное взаимодействие приверженцев различных религий и их сотрудничество во имя достижения общих целей.
Основой такого сотрудничества служат принципы международного права,
исключающие какую бы то ни было нетерпимость к лицам иного вероисповедания. Декларация ООН о ликвидации всех форм
нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г. провозглашает право каждого человека на свободу совести и религии. В соответствии со ст.2 дискриминация на основе религии и убеждений является оскорблением достоинства человеческой личности и отрицанием принципов Устава Организации Объединенных Наций, осуждается как нарушение прав человека и основных свобод. Все государства, подчеркивается в ст.4 Декларации, должны принимать эффективные меры для предупреждения и ликвидации дискриминации на основе религии или убеждений, должны прилагать все усилия по принятию законодательства для запрещения любой подобной дискриминации, а также для принятия всех мер по борьбе против нетерпимости на основе религии. Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г. также создает правовую базу для сотрудничества на постсоветском пространстве по пресечению религиозного экстремизма (ратифицирована Федеральным законом от 10 января 2003 г. № З-ФЗ) [4].
Однако среди основных направлений межрелигиозного сотрудничества
нейтрализация экстремистских действий и пропаганды пока не выступает как приоритетное направление. Данное
обстоятельство, а вернее, отсутствие сколько-либо заметного влияния представителей традиционных конфессий в сфере профилактики религиозных экстремистских проявлений, а в ряде случаев, к сожалению, и прямая вовлечённость отдельных
представителей духовенства в указанную деятельность, предопределяет необходимость более жесткого правового регулирования правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на свободу совести и деятельность религиозных объединений. В этой связи в качестве неотложных мер представляется необходимым более четко урегулировать вопросы миссионерской деятельности,
духовного образования, деятельности
незарегистрированных религиозных
объединений (групп).
Пресечение религиозного экстремизма требует объединения усилий религиозных
организаций, правоохранительных органов, общественности и граждан, создания атмосферы неприятия любой формы религиозной нетерпимости.
Недостаточная эффективность
правоприменительной практики в
определенной мере обусловлена
законодательными пробелами в этой сфере. Так, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусматривает возможность запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке, но при этом не содержит норм, устанавливающих
специфические последствия применения к
религиозным объединениям института запрета, что фактически стирает различие между запретом на деятельность религиозного
объединения и его ликвидацией [6; 7].
Указанный закон должен более четко определить правовые последствия с учетом особенностей проявления религиозного
экстремизма, которые не регулируются законодательством, направленным на борьбу с иными формами экстремизма (например, политическим экстремизмом).
Наиболее успешно развивается законодательство по пресечению религиозного экстремизма в субъектах Российской Федерации, для которых эта проблема особенно актуальна. В Республике Дагестан действует Закон РД «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан». В Кабардино-
Балкарской Республике принят Закон КБР «О запрете экстремистской религиозной
деятельности и административной
ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением религиозной деятельности». В нем, в частности, дается понятие
экстремистской религиозной деятельности, содержится ряд новых составов правонарушений, на основании которых религиозное объединение может быть ликвидировано или запрещено. При этом следует подчеркнуть, что законодательное регулирование ни в коем случае не должно нарушать основополагающих принципов
свободы совести и вероисповедания, должно исключать вмешательство в канонические вопросы деятельности религиозных
объединений и в то же время обеспечить действенный контроль со стороны государства за соблюдением требований о недопустимости экстремистских проявлений в деятельности представителей всех религиозных направлений.
Литература
1. О противодействии экстремистской
деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // Собрание
законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3031.
2. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №39. Ст. 4465.
3. О внесении изменений и дополнений в
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»:
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3029.
4. О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом: Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. 2003. №2. Ст.155.
5. Комментарий к Федеральному закону «Об
общественных объединениях»
(постатейный) / Под ред. В. И. Шкатуллы. -М., 2003.
6. Лапаева В.В. Политический и религиозный экстремизм: проблемы совершенствования законодательства // Законодательство и экономика. 2001. № 10.
7. Мельник Г.Е. Приостановление и запрет деятельности общественных объединений: направления совершенствования // Журнал российского нрава. 2003. №4.
Поступила в редакцию 1 апреля 2011 г.