Научная статья на тему 'Религиозный экстремизм как идеология, используемая при совершении преступлений экстремистской направленности'

Религиозный экстремизм как идеология, используемая при совершении преступлений экстремистской направленности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
568
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ДИСКРИМИНАЦИЯ / НАЦИОНАЛИЗМ / СЕПАРАТИЗМ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНФРОНТАЦИЯ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИНСТИТУТАМИ / ВАХХАБИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фридинский С. Н.

Религиозный экстремизм обычно проявляется в нетерпимости к представителям различных конфессий либо противоборстве в рамках одной конфессии. Исламский экстремизм редко проявляется в чистом виде. Обычно он действует в содружестве с национализмом, сепаратизмом и социальным популизмом. Большинство исламских экстремистских организаций имеет транснациональный характер. Современный исламский экстремизм является направлением в рамках исламизма. Религиозный экстремизм и его проявление ваххабизм на Юге России это реальная действительность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозный экстремизм как идеология, используемая при совершении преступлений экстремистской направленности»

С.Н. Фридинский

РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ КАК ИДЕОЛОГИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

На протяжении последних 30 лет мировое сообщество сталкивается с таким широкомасштабным, разнообразным по формам и способам действий явлением, как религиозный экстремизм, который все больше угрожает безопасности многих стран и их граждан, влечет за собой значительные политические, экономические и моральные потери, оказывает сильное психологическое воздействие, все в большем количестве унося жизни ни в чем не повинных людей.

Религиозный экстремизм обычно проявляется в нетерпимости к представителям различных конфессий либо противоборстве в рамках одной конфессии. Весьма часто религиозный экстремизм используется в борьбе религиозных организаций против светского государства за утверждение власти представителей этой конфессии.

Провозглашенная Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 25.11.81 Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (статьи 1, 2) гласит, что никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь религию или убеждения по своему выбору, а свобода исповедовать религию или выражать убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц, и исключает дискриминацию на основе религии или убеждений со стороны любого государства, учреждения, группы лиц или отдельных лиц. Статья 16 Декларации прав и свобод человека и гражданина указывает, что каждый вправе свободно определять свою национальную принадлежность и никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности, а также на право каждого пользоваться родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке.

Поэтому упоминаемые нетерпимость и дискриминация (ст. 2 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений) и оскорбление национального достоинства человека (ст. 16 Декларации прав и свобод человека и гражданина) вполне сопоставимы по своему смыслу с проявлением экстремизма, а их конкретные проявления в каждом отдельном случае нуждаются в правовой оценке с последующей квалификацией противоправных действий, если таковые имеют место быть.

В настоящее время базой возникновения религиозного экстремизма, основной идеологией, используемой при совершении деяний экстремистской направленности, является ваххабизм, возникший как радикальное течение религии ислам.

Следует отметить, что исламский экстремизм редко проявляется в чистом виде. Обычно он действует в содружестве с национализмом, сепаратизмом и социальным популизмом, играя главную роль как наиболее яростная боевая сила, способная консолидировать на общей платформе, освятить неправедное дело авторитетом великой религии, отсюда его особая ценность в альянсах, нацеленных на внутреннюю дестабилизацию и международные конфликты. Исламские экстремисты привлекают мнимой простотой своей альтернативы: возврат в прошлое, к исламской мечте «золотого века», к традиционализму и застою, к господству шариата. Они называют виновником бед исламского мира страны Севера, «цивилизацию христиан», «неверных», т.е. внешнего врага. В целом исламский экстремизм угрожает сегодня, по крайней мере, 15 странам и несет ответственность за более 80 % террористических актов в мире.

Большинство исламских экстремистских организаций имеет транснациональный характер. Так, самая воинственная часть организации «Хамас» находится в Сирии, Ливане, Палестине. Экстремисты переплетены связями с разного рода «фондами», благотворительными обществами мусульманского мира, представителями государственных структур, политических партий, финансового капитала и бизнеса.

Исламский экстремизм представлен почти 150 неправительственными организациями клерикально-политического профиля, имеющими три основных направления:

- суннитские организации, тяготеющие к Саудовской Аравии (подобно созданной в Египте в 20-х годах ассоциации «Братья-мусульмане»);

- проиранские организации (преимущественно шиитские), выступающие с позиций исламской революции (например, «Хезболлах», «Аль-Джихад аль-ислами»);

- палестинские, курдские и другие группировки националистического и сепаратистского толка.

Политические программы многих из них созвучны идеям ассоциации «Братья-мусульмане»: создание исламского государства через три основные стадии: ведение в массах скрытой пропагандистской работы (ознакомление); отбор наиболее преданных сторонников, готовых к участию в священной войне - джихаде (структурализация); джихад «без уступок и снисхождения» (реализация).

Мы полагаем, что современный исламский экстремизм является одновременно и религиозным, и политическим, точнее, религиозно-политическим ориентированным экстремизмом. Современный исламский экстремизм является направлением в рамках исламизма. Исламизм мы понимаем как одно из основных идейных течений в современном исламе. Его синонимами являются такие слова, как «фундаментализм», «возрожденчество», «реваствализм» и т.д. Исламизм является идеологией так называемого исламского движения - массового (в некоторых странах) политического движения, стремящегося поставить процесс общественного развития в соответствие с нормами и догмами первоначального ислама (как его понимают исламисты).

В настоящее время ни одна религия мира, ни одно религиозное течение, учение и секта (даже деструктивного толка) не имеют собственных вооруженных формирований, не решают свои проблемы с использованием оружия. Ваххабиты же имеют хорошо организованную военную структуру.

Осознавая потенциальную опасность не мифического, а реального религиозного экстремизма, руководство республик Северного Кавказа, лидеры традиционного ислама и их последователи стараются поставить ему заслон и принимают действенные меры по противодействию распространения ваххабизма.

С целью противодействия ваххабизму лидерами исламского духовенства создан Координационный центр, в который вошли муфтии всех республик Северного Кавказа. Планируется совместно наладить выпуск религиозной литературы, которая вступит в дискуссию с ваххабитами.

Таким образом, следует отметить, что ваххабизм как радикальное течение ислама является мировоззрением, идеологией, которая легла в основу формирования религиозного экстремизма и используется его приверженцами при совершении деяний экстремистской направленности.

Основным методом реализации взглядов религиозных экстремистов является джихад, который представляет собой вооруженную борьбу против всех, кто препятствует распространению ваххабитского учения и его монопольному господству, а его целью является борьба с «врагами ислама», а побуждающим мотивом религиозного экстремизма выступает именно ваххабитско-салафитская проповедь джихада, снявшая общечеловеческий моральный запрет на убийство невинных людей, определяемых «врагами ислама» [1, с. 65-84; 2; 3].

Следует отметить, что в ряде регионов России были приняты законы, направленные против религиозного экстремизма. Так, например, в Кабардино-Балкарии принят закон «О запрете экстремистской религиозной деятельности». Он предусматривает административную ответственность за действия, «создающие угрозу общественной безопасности либо общественному порядку», «направленные на нарушение территориальной целостности республики», а также «на возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной вражды». Уличенные в подобных деяниях религиозные общины согласно этим нормам должны быть закрыты. Причем речь идет не только об общинах ваххабитов. Статья за «приставание к гражданам с целью вовлечения в религиозные вероучения» применима к общине «Свидетелей Иеговы», также отнесенной к экстремистским организациям. Законодатели республики выступили против религиозного экстремизма, несмотря на расхождение принятого документа с Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях». По этой причине президент республики отклонил первую попытку принять его. Однако подобные законы, в виде исключения, все же действуют в некоторых республиках Северного Кавказа, в частности в Дагестане, учитывая сложную ситуацию в регионе.

Следует учитывать также, что Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г., гласит: «Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма».

Религиозный экстремизм есть радикальное неприятие характерного для современной эпохи разделения светского и религиозного и попытка интерпретировать религию исключительно в терминах власти над человеком как в духовном, так и в политическом отношении. Религиозный экстремизм отвергает возможность консенсусных путей решения социально-политических проблем. Сторонники религиозного экстремизма отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их взглядов, включая единоверцев. Конфронтация с государственными институтами - их

стиль поведения. В их арсенале главными являются насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с демагогией.

Таким образом, следует отметить, что религиозный экстремизм и его проявление - ваххабизм на Юге России - это реальная действительность. Однако ваххабиты испытывают значительные трудности в расширении влияния своей идеологии, о чем свидетельствуют многие факторы, к которым можно отнести и относительно небольшое число их последователей, и практику выплат солидных денежных вознаграждений всем вновь вовлеченным. Не пользуясь поддержкой большинства мусульман, лидеры ваххабизма используют любые возможности к саморекламе, они дают интервью, участвуют в «круглых столах», требуют выхода в телевизионный эфир. Значительная часть публикаций о ваххабизме для большинства населения страны являются чисто информационными, но для жителей республик Северного Кавказа из числа колеблющихся, обиженных и униженных - рекламой. Исключив подобное, можно четко обозначить грань между религиозным учением и политическими целями, экстремистскими действиями, противоречащими действующему законодательству. Таким образом, религиозный экстремизм является основной идеологией, которая используется для вовлечения в совершение преступлений экстремистской направленности.

Литература

1. Арухов З.С. Концепция джихада в раннем исламе: Дис. ... канд. филос. наук. Махачкала, 1995.

2. Дельмаев Х.В. Сущность и социальная роль исламской концепции джихада: Дис. ... канд. филос. наук. М., 1987.

3. Ахмадуллин В., Мельков С. Государственно-исламские отношения в России. М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.