УДК 343.326 Шамаев Артур Мурадинович
преподаватель кафедры действия органов внутренних дел в особых условиях Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ
Shamaev Arthur Muradinovich
Lecturer, Department for Police Officers' Actions in Special Conditions North Caucasus Institute for Advanced Training, branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
SOME PECULIARITIES OF EXTREMISM DEVELOPMENT IN THE NORTH CAUCASUS REGION
Аннотация:
В статье анализируются процессы появления и дальнейшего развития религиозного экстремизма в Северо-Кавказском регионе на рубеже 80-90-х гг. XX в. Рассматриваются основные предпосылки появления экстремизма в регионе. Обозначены внешние факторы воздействия на становление исламского радикализма и его характерные отличия в северокавказских субъектах Российской Федерации. Отмечены способы борьбы с религиозно-политическим экстремизмом и терроризмом.
Ключевые слова:
религиозный экстремизм, ваххабиты, Северный Кавказ, исламский радикализм, конфликт, сепаратистское движение, терроризм.
Summary:
The article analyzes the processes of emergence and development of religious extremism in the North Caucasus region at the turn of the 1990-s. The paper deals with the basic prerequisites of the extremism in the region. Also, the author considers the external influences on the formation and specific features of Islamic radicalism in the North Caucasus regions of the Russian Federation.
Keywords:
religious extremism, Wahhabis, North Caucasus, Islamic radicalism, conflict, separatist movement, terrorism.
Проявления экстремизма разнообразны не только при сравнении отдельных государств, но и разных регионов одной страны. Изначально известно, что основные причины экстремизма связаны с политикой, культурой, социальными вопросами, экономикой, религией, обычаями и традициями, менталитетом и т. п. Политика разрушения церквей и мечетей в Советском Союзе привела религиозную составляющую жизни людей к «подпольному» характеру. Вопреки установленным запретам, некоторые граждане продолжали соблюдать религиозные каноны. После развала СССР на постсоветском пространстве в условиях обострения политической и экономической ситуации образовался духовный вакуум, который на территории Северного Кавказа в период становления российского государства был быстро заполнен религией: появился ваххабизм, получивший распространение и все чаще заявлявший о себе экстремизмом на религиозной почве. Он приобрел чудовищные формы, бросив вызов государству, нравственности и человечности. Это определило ситуацию на Северном Кавказе, которая в настоящее время является стабильно напряженной и тяжелой.
Усиление активности исламских радикалов в республиках Северного Кавказа произошло еще в конце 1980 - начале 1990-х гг. Вместе с тем распространение радикальных взглядов на Северном Кавказе связано с тяжелым социально-экономическим, политическим кризисом в России, который способствовал активному усвоению ислама фундаменталистской направленности, привнесенному из арабских стран. Была обозначена основная цель всеобщей исламизации. Посредством противопоставления себя органам государственной власти радикалы пытались подчинить своему влиянию население этого региона. Для достижения данной цели начали создаваться религиозно-политические структуры и вооруженные формирования. При этом начинается всестороннее взаимодействие с руководителями экстремистских движений из-за рубежа. Стоит отметить, что экстремизм как таковой не получил бы столь стремительного развития без мощной и активной финансовой помощи со стороны, в первую очередь стран Персидского залива (Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия и т. п.). Наличие финансового фундамента предопределило появление в Северо-Кавказском регионе большого количества наемников и из других мусульманских государств. При этом прибывавшие наемники на тот момент уже имели боевой опыт в религиозных и межнациональных конфликтах на территории других государств. Они владели тактикой ведения партизанской подрывной войны с органами государственной власти, способами пополнения так называемой «казны». Этот опыт был быстро приспособлен под особенности Северо-Кавказского региона и передан местным религиозным экстремистам.
ИСТОРИЯ
Приверженцы «чистого ислама», т. е. ваххабиты или салафиты, как они себя называют на Северном Кавказе, заявляли, что на земле должны действовать только законы аллаха. Не подлежат исполнению законы, написанные людьми. При этом обозначается полное неприятие немусульман и мусульман неваххабитов, т. е. неправильно трактующих основные постулаты ислама, погрязших в грехе, разврате, многобожии кафиров. Основным способом установления «исламского порядка» в обществе объявляется джихад - священная война с неверными многобожцами.
Ваххабиты образуют, как правило, крайне радикальные неправительственные религиозно-политические организации. Именно крайний радикализм во взглядах и применение способов вооруженной борьбы за свои интересы вызывают сильное противодействие распространению ваххабизма со стороны официальных властей.
В догматике, правовой политике, организации мусульманских общин и обрядности между сторонниками движения ал-ваххабийа в Саудовской Аравии и ваххабитов на Северном Кавказе выделяют существенные различия. По своим взглядам и организации ваххабиты Северного Кавказа ближе к фундаменталистским течениям конца XX в. в арабских странах, таким как египетские «Братья-мусульмане» и алжирский «Фронт исламского спасения» [1].
К ваххабитам северокавказских экстремистов относят именно благодаря формам и методам борьбы за их интересы. При этом на Северном Кавказе представлен один из самых радикальных вариантов исламизма, который сводится к идее джихада против «неверных» и лишен даже намека на рациональную политическую программу, на какой-либо диалог с противоположной стороной. Экстремисты не обозначают политических целей, потому как считают себя вне политической сферы. При этом следует признать, что радикально-исламистская идея в настоящее время уже имеет реальные и все более угрожающие очертания.
При этом можно отметить, что, несмотря на все старания, ваххабитский проект на Северном Кавказе провалился. Его основными целями было построение «исламского» государства на территории Северного Кавказа. Однако способы ведения борьбы и непопулярность идей привели к недоверию к ним со стороны местного населения, и в настоящее время вряд ли можно говорить о полномасштабной «исламской» угрозе России [2]. Тем не менее динамика развития ситуации на Северном Кавказе указывает на возможность приобретения затяжного характера конфликтов.
Отсутствие перспектив быстрого улучшения социально-экономического развития и сложная религиозно-политическая ситуация в северокавказских республиках, ставка центра на применение военной силы при недостаточном использовании политических возможностей, рост вооруженности населения, заинтересованность ряда стран в эскалации конфликта, возрастание вовлеченности в конфликт зарубежных исламских фундаменталистских группировок экстремистской направленности увеличивают вероятность сохранения сепаратистских движений в регионе.
Масштабы угроз, исходящие от распространения экстремизма, требуют от государства мер как законодательного, так и правоприменительного характера.
Особое внимание следует обращать на общественные и религиозные организации, деятельность которых противоречит уставным целям и задачам, направлена на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности государства, подрыв внутренней безопасности страны, усиление сепаратизма, создание незаконных вооруженных формирований, разжигание национальной и религиозной вражды [3]. На Северном Кавказе существует серьезный потенциал клерикализма, стремящегося к достижению политических и иных нерелигиозных целей религиозными средствами.
Вместе с тем исламский радикализм на Северном Кавказе является неоднородным. В нем имеются экстремистское течение, не идущее ни на какой компромисс, и умеренный бытовой радикализм. С первым надо вести бескомпромиссную борьбу, в том числе и насильственными методами. Со вторым следует идти на диалог, находить точки соприкосновения.
Северо-Кавказский регион является одним из самых многонациональных, с высоким уровнем безработицы. В то же время проживающие народы отличаются своеобразием в культуре, менталитете, обычаях и т. д. Поэтому можно говорить о том, что экстремизм в Северо-Кавказском регионе обретает свои индивидуальные черты. И можно говорить, что для решения вопроса экстремизма необходимо в первую очередь решать социально-экономические вопросы региона, которые, как показывает анализ, способствуют этим проявлениям.
В настоящее время можно говорить о том, что, несмотря на сравнительно небольшое количество северокавказских экстремистов, портрет их сформирован. Это фанатики, одержимые жаждой убивать во имя достижения мнимых целей. В большинстве своем это представители нового поколения, те люди, которые не видят возможностей для самореализации, получения работы и заработка в рамках существующей социальной модели. Разочарование этого поколения часто приобретает радикальные исламистские формы [4].
В настоящее время в деле противодействия экстремизму необходимо применить комплексный подход. Он должен включать в себя меры регулирующего, запретительного и профилактического характера.
Как показывает анализ соответствующего международного и национального законодательства, наиболее эффективными в этой области мерами являются совершенствование правовой базы, укрепление и совершенствование деятельности спецслужб, усиление борьбы с финансированием экстремизма, активизация разъяснительной и пропагандистско-идеологической работы. На наш взгляд, в условиях Северного Кавказа к числу таких наиболее эффективных мер относятся:
- улучшение социально-экономической ситуации в регионе, что существенно сузит социальную базу экстремистов;
- улучшение взаимодействия государственных органов и религиозных объединений северокавказских субъектов Российской Федерации в деле активизации борьбы с проявлениями экстремизма и преступностью, в духовно-нравственном оздоровлении общества;
- принятие со стороны правоохранительных органов решительных мер по перекрытию каналов финансирования экстремистов из-за рубежа и из местных источников;
- с целью улучшения эффективности борьбы с терроризмом в уголовно-правовом направлении необходимо совершенствование правовой базы и деятельности специальных служб;
- осознание необходимости уделять особое внимание муниципальных органов власти воспитанию населения в духе национальной и религиозной терпимости, неприятие идеологии религиозно-политического экстремизма и терроризма [5].
Ссылки:
1. Зарипов А. Причины возникновения радикального исламизма и экстремизма на Северном Кавказе // Россия и мусульманский мир. 2008. № 9 (195).
2. Нагоева М.А. Терроризм глобальная проблема современности // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 3. С. 255-258.
3. Ланда К., Алибекова С. Современный терроризм в Каспийском регионе // Россия и мусульманский мир. 2010. № 10 (220).
4. Шамаев А.М. Особенности взаимодействия следователя и оперативных служб при расследовании преступлений террористического характера // Теория и практика общественного развития. 2014. № 16.
5. Ханбабаев К.М. Исламский радикализм на Северном Кавказе // Свободная мысль. 2007. № 3 (1574).