ПРИОРИТЕТЫРОССИИ
8 (197) - 2013
УДК 343.97
развитие способов
противодействия экстремистским
и террористическим проявлениям,
подрывающим национальную безопасность и государственность российской федерации
A. В. КАРПОВ,
доктор юридических наук, проректор Столичного института бизнеса и управления E-mail: av-k. 07@mail. ru
B. В. ЛОМАКИН, кандидат юридических наук, доцент кафедры
противодействия экстремизму и терроризму E-mail: lomakirina@yandex. ru
Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВд России
Рассматриваются внутренние и международные причины и условия проявления религиозного экстремизма и национализма. Анализируются конкретные примеры деятельности на территории России отдельных фундаменталистских группировок и организаций. Раскрываются теоретические и практические аспекты по совершенствованию предпринимаемых мер со стороны органов государства по профилактике и противодействию преступлениям на почве экстремизма и национализма.
Ключевые слова: религиозный экстремизм, терроризм, национализм, фундаменталистские организации, антироссийская идеология, профилактика преступности.
Современные проявления экстремизма, терроризма и национализма в России провоцируют этнорелигиозную вражду и ненависть, разрушают
вековые традиции, устоявшееся межэтническое и межконфессиональное согласие, вызывают необратимые процессы в духовной сфере общества.
Происходящие изменения негативно отражаются на развитии социальных, правовых, государственно-общественных и иных важных сфер взаимоотношений в обществе. Продолжается рост количества безнаказанных преступлений, всевластие чиновников, увеличивается разрыв между богатыми и бедными, а также растет разница в уровнях социально-экономического развития между целыми регионами Российской Федерации.
Не в лучшую сторону порой изменяются общемировые тенденции в развитии государств и континентов. Все более привычным явлением становятся нищета и голод, социальная и экономическая отсталость стран и регионов, что приводит к массовым и неконтролируемым миграционным
процессам, транснациональным, криминальным, террористическим и радикально-религиозным проявлениям во внутригосударственных и международных взаимоотношениях.
Эти процессы характеризуются кардинальными социально-экономическими и транснациональными олигархическими преобразованиями, воздействующими на социально-общественные, конституционно-правовые и межнациональные взаимоотношения, которым свойственна национально-этническая властная вседозволенность, безнаказанность, коррупция, насилие, аморальный образ жизни, отсутствие попыток поиска общенациональной идеи, позволяющей находить объединяющие начала, особенно на региональном и местном уровнях.
Происходящим событиям свойственен продолжающийся слом старых государственно-идеологических, общественно-политических и экономических укладов жизни. Одновременно с этим в ряде субъектов РФ в последние годы продолжается активная деятельность экстремистского бандподпо-лья и диверсионно-террористических группировок, которые постоянно осуществляют вооруженные нападения и убийства сотрудников правоохранительных органов, служителей традиционной мусульманской религии, представителей органов региональной власти и местного самоуправления.
Участились преступные нападения на тех руководителей и политиков, которые стоят на позициях единства России, ведут бескомпромиссную силовую и идеологическую борьбу против террористического и экстремистского бандподполья, нацеленного на раскол российской государственности и мусульманской общины Юга России.
Вышеназванные обстоятельства, а также поголовная коммерциализация общественной жизни, растущая коррупция, отсутствие устоявшихся идеалов в обществе являются основными элементами, порождающими криминализацию экономики, радикально-религиозный экстремизм и терроризм. В свою очередь, следует отметить активную роль некоторых подрывных террористических центров, действующих за границей: они продолжают вести деятельность против России, которая направлена на раскол многонационального единства, сохранение отсталости и бедности, национального негативизма, этноэгоизма и различных этнофобий.
Ситуация подогревается безответственностью лиц, которым по долгу службы необходимо бороться с преступностью. Со стороны отдельных действу-
ющих религиозных организаций продолжается навязывание в повседневной обыденной жизни людей опасных традиций безграмотности детей и примитивизации молодого поколения. Причем данная деятельность сопровождается финансовой и материальной подпиткой от арабских и иных исламистских организаций и даже некоторых государств. В то же время традиционные исламские учебные заведения до сих пор продолжают испытывать недостаточность действенной и четкой государственной политики в этой сфере, которая требует бережного отношения, помощи в дальнейшем формировании и становлении.
По данным Координационного центра мусульман Северного Кавказа, всего в СКФО действует 26 высших исламских учебных заведений, причем из них на Северном Кавказе - 23. Все они зарегистрированы как религиозные организации, большинство из них до сих пор не имеет лицензии и государственной аккредитации. По-прежнему остается слабо развитой система начального и среднего традиционного исламского образования.
Наряду с этим большая часть населения России отчуждена от собственности на объекты экономики, попытки рядовых граждан включиться в предпринимательскую деятельность довольно часто заканчиваются разорением, безучастным свидетелем которого становится государство [7].
Противодействие вышеуказанным негативным факторам должно сочетаться с объединением всех здоровых сил под консолидирующей национально-государственной идеей, которая может позволить обеспечивать необходимые общественные отношения, представляющие собой сложный, многоаспектный и многослойный процесс, основанный на реализации социально-политических и иных важных направлений, обеспечивающих демократические преобразования и повышение благосостояния граждан. Необходима выверенная государственная национальная политика, которая будет опираться на консолидацию всего многонационального российского общества, системность и инновационность в деятельности федеральных, региональных органов власти и государственного механизма в целом, обеспечивать законность и развитие равноправных государственно-правовых отношений. Необходимость скорейшего совершенствования социально-экономических и политических отношений становится еще более очевидной в связи с неоднозначностью различных негативных проявлений, а также глоба-
лизацией идеологически-религиозного феномена мусульманского и христианского радикализма в субъектах РФ.
Подобные настроения радикализма особенно активно проявляются в Северо-Кавказском федеральном округе, где национально-этнические и межконфессиональные процессы привели к тому, что на официальном уровне представителями науки и различными специалистами, традиционными религиозными и духовными лидерами стали широко применяться такие понятия, как «последователи ваххабизма», «фундаменталисты», «салафиты», «муваххидуны», «джамаатисты» и «радикальные экстремисты».
В мусульманском мире и исламском праве прочно утвердилось религиозное направление и термин «ал-ваххабийя», применяемый в виде научного объяснения радикально-религиозного феномена, который в основном нацелен на насильственное изменение государственного строя и захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства.
Подобная идеология в своей основе опирается на хроническую запущенность многих внутренних и социальных проблем, стагнацию в развитии социально-общественных и правовых отношений, продолжающийся рост религиозной и национальной вражды, еще более обостряющей межнациональные отношения. Деятельность апологетов данного направления, маскируемая под политическими и религиозными лозунгами и целями, в своей совокупности с глобальными мировыми процессами продолжает создавать сложно разрешаемые межрелигиозные и межнациональные противоречия.
Наряду с этим открытое чиновничье и властное игнорирование, отсутствие понимания важности установления межнационального и межконфессионального диалога, развития коммуникативных связей между различными культурами, цивилизациями и народами приводят к национально-этническим и религиозным конфликтам, физическому насилию и вооруженным столкновениям.
Все эти факторы, в том числе сложная социально-экономическая, межнациональная и межрелигиозная ситуация, приводят к появлению еще более агрессивных радикальных и деструктивных организаций, доказывающих различными (вооруженными) методами превосходство своих идей и свою богоизбранность. При этом навязываются глобальные националистические, религиозные воззрения и идеи о неизбежном конце света.
В числе подобных деструктивных организаций можно назвать множество различных террористических и экстремистских центров, таких как: «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа»; «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «База» («Аль-Каида»); «Асбат аль-Ансар» (Ливан); «Священная война» («Аль-джихад», Египет); «Исламская группа» (Аль-Гамаа-аль-Ис-ламия» (Египет); «Братья Мусульмане» (международная); «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами», международная); «Лашкар-и-тайба» (Пакистан); «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами», Пакистан); «Движение талибан» (Афганистан); «Исламское движение Туркестана» (ИДТ); «Общество социальных реформ» (Кувейт); «Общество возрождения исламского наследия» (Кувейт); «Дом двух святынь» (Саудовская Аравия); Исламский джихад - «Джамаат моджахедов»; «Джун-аш-шам» (войско великой Сирии); «Аль-Каида» (ранее являлась «салафистской группой проповеди и джихада»); Имарат Кавказа - Кавказский Эмират и др. [4], которые Верховным Судом РФ запрещены на территории Российской Федерации.
С начала 1990-х гг. в России продолжается хорошо инспирируемая экстремистская, бандподполь-ная, диверсионно-террористическая и сектантская деятельность международных религиозных, националистических, общественных, псевдоисламских организаций и групп, таких как:
• международная исламская организация «Спасение» («Беневоленс интернэшнл фаундейшнл»), штаб-квартира которой расположена в Чикаго, США (п/я 548, Уорт, Иллинойс 60482);
• «Джамаат Ихья Ат-Турас Аль-Ислами» (штаб-квартира в Кувейте);
• «Джамият Катар аль-хейрийя» (штаб-квартира в Катаре), в свое время собравшая для так называемой благотворительной помощи около 8 млн долл. [8];
• «Икраа» (штаб-квартира в Джидде - Саудовская Аравия);
• «Лига исламского мира»;
• «Аль-Хайрия» и «Аль Храмейн» [2] (образовательный центр в США).
Эти группы, направляемые в своей подрывной деятельности правительствами и спецслужбами Королевства Саудовской Аравии, Турции, Катара, Кувейта, Иордании и Пакистана, проводящие открытую пропаганду панисламистских радикальных идей против традиционного ислама, ориентированы
на раскачивание политической ситуации в России, особенно в кавказских республиках.
Правоохранительные органы России и раньше предоставляли доказательства подобной враждебной деятельности. Так, были расшифрованы и обнародованы архивы уничтоженного в Хасавьюрте иорданца Абу Хавса (ФаридаЮсефа Умейра) [5] и др., называвших себя «ваххабитскими амирами» -ближневосточных эмиссаров, являвшихся представителями террористическо-диверсионных и радикальных экстремистских группировок:
• Жарраха Урду (Абу Джараха) - подданного Королевства Иордании [3];
• Абу-Умара - куратора диверсионно-террорис-тических групп;
• саудовца Хаттаба и Абу-ль-Валида, которые распределяли материально-технические средства и осуществляли крупные долларовые вливания в экстремистско-диверсионную деятельность северокавказского экстремистского бандподполья. Вышеназванные уже уничтоженные и нынешние эмиссары вместе с представителями благотворительных фондов и правозащитных организаций передавали финансовые средства в прошлом, продолжают и в настоящем финансировать боевиков, экстремистов и террористов, в том числе для обеспечения мероприятий по выбору объектов для нападения и диверсий, формированию маршрутов и передвижению банд по территории России, а также через территории государств Грузии, Азербайджана [6] и других бывших союзных республик.
Решением судебных органов субъектов СКФО деятельность данных организаций в свое время была запрещена. Однако это кардинально не способствовало ослаблению деятельности экстремист-ско-радикальных и террористических организаций в субъектах РФ, особенно в Северо-Кавказском федеральном округе. Например, на учете в МВД России по Республике Дагестан до недавнего времени состояло 1 370 ваххабитов. При этом практически все известные члены (в том числе нынешние) бандгрупп исповедуют радикальное религиозное учение «ваххабитов» [3].
Последователи ваххабитов стремятся к силовому захвату власти, замене действующего законодательства нормами шариата, передаче шариатским судам всех полномочий судебных органов, построению на территории СКФО, Поволжья, Грузии и Армении исламского халифата путем объединения их в так называемые тюркские республики.
Одновременно с этим в арабских и некоторых ближневосточных странах (являющихся лакмусовой бумажкой для мусульман Северного Кавказа) наибольшую известность и популярность продолжает завоевывать религиозно-политическое течение мусульманского возрождения «нахдат» (в пер. с арабского - «возрождение»). Данное фундамен-талистическое движение выступает за построение всемирного «халифата» или «великого исламского государства» с теократической формой правления. Таким образом, идейная и политическая позиция ваххабитов, а также сильное иностранное влияние инициируют внутренний конфликт в мусульманских общинах Северного Кавказа.
Традиционно фундаменталистской для некоторых арабских стран и большинства территорий Северо-Кавказского региона России является «са-лафитская» (от саляф - предок) или «ваххабитская» исламизация, представляющая официальную религиозную доктрину и идеологию некоторых богатейших семей Королевства Саудовской Аравии, основанную еще в конце ХУШ в. арабом Мухаммадом ибн-Абд аль-Ваххабом, радикальным религиозным проповедником (по совместительству являвшимся агентом британских спецслужб).
Основными системно образующими положениями данной радикально-религиозной идеологии является ваххабитская догматика - единобожия, джихада и такфира. Причем, как подчеркивают известные исламоведы А. А. Игнатенко и И. П. Добаев [1], джихад трактуется в данном случае односторонне -как религиозная вооруженная борьба. Ведение джихада вменяется в обязанность каждому правоверному мусульманину, причем объектом джихада являются кафиры - то есть русские, мутанафики - сотрудники правоохранительных органов, служащие власти - та-гута, а также люди иного вероисповедания и образа жизни - так называемые «неверные».
Религиозная пропаганда и использование всех форм насилия в достижении своих религиозных, политических и стратегических целей террористами и экстремистами облекается в религиозно-национальный камуфляж. При этом религиозная демагогия сочетается с крайней жестокостью и агрессивностью, часто переходящих в кровавые террористическо-диверсионные методы воздействия на региональную власть и местное самоуправление, связанные с убийством высокопоставленных чиновников и сотрудников правоохранительных органов. Среди убитых - министры национальной политики и внут-
ренних дел, а также известные муфтии Дагестана и Ингушетии - Магомедсалих Гусаев (27.08.2003); Загир Арухов (20.05.2005); Магомед Омаров (02.02.2005); Джабраил Костоев (17.05.2006); А. М. Магомедтагиров (05.06.2009), Ахмед-хаджи Тагаев (26.05.2009); Курман Исмаилов (13.02.2012), а также другие известные и уважаемые люди. 25.12.2012 в Нальчике был расстрелян в собственном кабинете ректор Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета Борис Жеруков. Он вел большую учебную и научную работу, а также возглавлял фракцию «Единая Россия» в парламенте Кабардино-Балкарской Республики.
Все происходящее сегодня в СКФО вписывается в глобальную логическую схему по дестабилизации общественно-политической обстановки и дальнейшей так называемой «афганизации» Северо-Кавказского региона с последующим отторжением его от России. Это отвечает западной и американской доктринам по расчленению России на ряд подконтрольных регионов с захватом контроля над стратегически и экономически важными субъектами РФ. Хотя, по мнению аналитиков и представителей силовых структур России, правоохранительным органам в 2005-2006, 2008-2009 и 2011 гг. в определенной степени удалось переломить ситуацию на Северном Кавказе в борьбе с терроризмом и религиозно-политическим экстремизмом. Тем не менее ситуация в регионе до сих пор остается взрывоопасной и напряженной [1].
Несмотря на уничтожение многих диверсион-но-террористических авторитетов и руководителей НВФ (Ш. Басаева, А. Масхадова, М. Сайдулаева, Э. Хаттаба, А. Дзейта, М. Касумова, Р. Раджабова, А. Сигаури, А. Занкишиева, Х. Шамилева) и осуществленную широкую амнистию рядовых членов НВФ, религиозно-экстремистское бандподполье окончательно все еще не ликвидировано. Ареной террористическо-диверсионной деятельности стали крупные города европейской части России и особенно ее южной части, где практически сформирована так называемая городская диверсионно-террористи-ческая герилья [1].
Кроме того, как свидетельствует мировой и российский опыт противодействия данным структурам, диверсионно-террористические группировки и радикальные исламистские структуры обладают повышенной способностью к регенерации. Каждое десятое зарегистрированное преступление связано с разжиганием межнациональной и межрелигиозной
розни, терактами, похищениями людей, незаконным оборотом оружия [1], взрывчатых веществ и взрывных устройств, что продолжает оставаться серьезным фактором, дестабилизирующем обстановку в Дагестане, Ингушетии, Чечне и других субъектах РФ.
При этом финансово-материальная поддержка радикальным исламистам в России продолжает оказываться зарубежными государствами и спецслужбами, в том числе Анкарой. Об этом может свидетельствовать разоблачение нескольких глубоко законспирированных турецких агентов, в том числе Исхака Касапа, а также подрывная деятельность исламских организаций Турции (например «Тур-кен дияна Вакфи», придающая важное значение соответствующему обучению российской молодежи, выходцев с Кавказа, причем ее работа активно поддерживается Министерством национального образования Турции, выделяющим на эти нужды миллионы долларов).
Конфронтация с государственными институтами власти и правоохранительными структурами является основной стратегией экстремистов и террористов. В частности, Республика Дагестан в силу своего стратегически выгодного расположения рассматривается в качестве удобного плацдарма для утверждения глобалистического духовного и политического влияния на все мусульманские и южные республики России, такие как КБР, КЧР, Ингушетия, Чечня, Татарстан, Башкортостан.
Религиозно-политический и националистический экстремизм и национализм насаждают новую глобалистическую антироссийскую и антигосударственную идеологию, что диктует государственным органам власти России и всему здравому мировому сообществу установку на продолжение политики, направленной на формирование и совершенствование механизмов межгосударственного антитеррористического взаимодействия.
Необходимо усиливать координационную деятельность по обеспечению взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с экстремизмом, ведь специальные службы западных и некоторых ближневосточных стран и их неправительственные организации с опорой на негативные процессы в социально-экономической жизни, ведущие к обнищанию части населения, нацелены на оказание негативного воздействия на развитие политической, экономической и религиозной ситуации в российских исламских республиках.
По прогнозам специалистов, рост террористических и экстремистских преступлений и настроений радикальной и националистической направленности, попыток дестабилизации социально-общественной и межконфессиональной ситуации в стране западными и ближневосточными духовными и финансовыми кураторами и лидерами преступных транснациональных формирований будет в перспективе продолжен. Это потребует все возрастающих усилий и постоянного государственного и правоохранительного внимания по разработке научно обоснованных мер, инновационных форм и подходов к разрешению данных глобальных, транснациональных проблем современности.
При этом принципиальную важность приобретают разработанные в отечественной и зарубежной науке общие меры противодействия глобальным вызовам национализма, сепаратизма и радикализма, а также различным формам экстремизма, поскольку они должны составить основное содержание работы по противодействию им и своевременному ограждению российских регионов от разрушительной деятельности глобальных деструктивных террористических и экстремистских группировок.
Отметим, что общие, специальные и оперативные меры по борьбе с терроризмом, национализмом, радикализмом и экстремизмом, составляющие основное содержание деятельности правоохранительных органов, должны быть окончательно сформированы и систематически реализовываться всеми силами и средствами, в том числе на уровне правоохранительных структур мирового сообщества. Внутригосударственные механизмы противодействия экстремизму должны своевременно конкретизироваться и точечно реализовываться в субъектах РФ, обладающих сложной социально-экономической обстановкой.
К сожалению социальная, общественная и правовая практика преподносит большое количество примеров, свидетельствующих совсем об обратном, порой даже о полном отсутствии логики в разрешении данного вопроса. Практика показывает, что региональные органы власти и местное самоуправление, наделенные соответствующими полномочиями, должным образом не в состоянии (в силу разобщенности и коррупции) определять стратегию и формировать целостную систему противодействия национализму, радикализму, терроризму и экстремизму, а также нести прямую ответственность за их неуклонную реализацию в субъектах РФ.
В этом смысле методологически важным может являться реальный анализ правовых, религиозных, идеологических и иных основ противодействия рассматриваемым явлениям с учетом состояния теоретических разработок по совершенствованию антитеррористического и антиэкстремистского законодательства, практики реализации оперативной, разведывательной и контрразведывательной деятельности правоохранительных органов. Очевидным здесь является то, что разрабатываемые научно обоснованные меры должны в обязательном порядке находить законодательное закрепление, а принимаемые законы реализовываться на практике. При этом учет состояния практической деятельности должен постоянно корректироваться с другими положениями действующего законодательства, ведь на сегодняшний момент имеются различные проблемы в сфере возможного их правоприменения.
В связи с этим основное внимание необходимо уделять вопросам дальнейшего совершенствования правоприменительной, оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной теории и практики.
Необходимо совершенствовать важные направления общего и специального характера, а именно:
1) наличие и тенденции национализма, экстремизма и радикализма должны постоянно анализироваться и обусловливать системность развития соответствующих механизмов противодействия им. Хотя эти механизмы носят исторически сложившийся характер, изменяющаяся ситуация и условия неизменно требуют постоянного научного осмысления, в том числе по результатам практической деятельности, с учетом нынешних и прогнозируемых в обществе позитивных и негативных процессов;
2) необходимо координировать деятельность правоохранительных органов и иных органов власти по профилактике и противодействию деятельности террористических, националистических, экстремистских организаций и группировок, особенно в молодежной и подростковой среде, что обусловлено обособленностью данной категории граждан и особенностью реализации принимаемых решений в области антитеррористической и антиэкстремистской борьбы;
3) необходимо уделять особенно пристальное внимание отдельным неправительственным организациям (например, организацией «Ма-
тери Дагестана» руководят родственники диверсионно-террористического и экстремистского бандподполья [3], деятельность которых должна незамедлительно пресекаться. Так как демократические свободы, предоставленные многим религиозным и неправительственным организациям, продолжают использоваться ими для дестабилизации политической ситуации и идеолого-религиозного воздействия на подрастающее поколение, необходимо вовлечение в этот сложный процесс всех ветвей и уровней государственной власти, а также местного самоуправления. Необходимы скоординированные действия всех правоохранительных органов и здоровых национально-этнических общностей совместно с титульными конфессиями для устранения различной идеолого-пропагандист-ской разлагающей деятельности. Это позволит воздействовать на причины, порождающие национализм, сепаратизм и фундаментализм;
4) в плане блокирования и противодействия негативным процессам необходимо дальнейшее совершенствование правовой базы в области укрепления и совершенствования деятельности правоохранительной системы, специальных служб и аппарата данных структур;
5) особенно важно систематизировать и активизировать культурологическую, идеологическую и пропагандистскую составляющие в каждодневной деятельности всех органов государственной федеральной и региональной власти, а также местного самоуправления;
6) целесообразно сформировать и системно проводить социально ориентированную экономическую политику, сокращать рост безработицы, вопиющее социальное расслоение, ликвидировать коррупцию, клановость, этноэгоизм,
дискриминацию по национально-этническому признаку;
7) необходимо постоянно анализировать и совершенствовать правоохранительную практику привлечения к уголовной ответственности за разжигание национализма, экстремизма, терроризма и фундаменталистской деятельности в субъектах РФ.
Список литературы
1. Добаев И. П. Исламское движение в Северо-Кавказском регионе в контексте проблемы национальной безопасности России // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нальчик, 2007. С. 71.
2. Кутасов О. Нашелся спонсор чеченских боевиков // Коммерсант. 20.05.2000.
3. Магомедтагиров А. М. Проблемы совершенствования практики применения законодательства для противодействия экстремизму // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нальчик, 2007. С. 11.
4. Национальный антитеррористический комитет Российской Федерации: официальный сайт. 2011. URL: http://nak. fsb. ru.
5. Найдены доказательства финансирования Аль-Каидой чеченских боевиков // Газета.Ру. 07.12.2006.
6. Николаев Р., Шабуркин А. Интернациональная экспансия // Независимое военное обозрение. 15.10.1999.
7. Права человека // Гл. VI. Права человека и правовое государство. 2-е изд. М.: Изд-во «Норма», 2009.
8. Поляков К. Международный терроризм: борьба за геополитическое господство: монография. М.: Изд-во РАГС, 2005.
dilib
Вы всегда можете приобрести последние номера и отдельные статьи всех журналов Издательского дома «Финансы и Кредит» в формате PDF на сайте электронной библиотеки dilib.ru. Также доступен электронный архив журналов с 2006 года.
www.dilib.ru