ВЕКТОР
Юрий Горячев, Владимир Захаров
Профилактика идеологии экстремизма, радикализма и ксенофобии в образовательной организации: обзор нормативной базы
В статье отражена проблема актуализации современных угроз радикального экстремизма и терроризма и связанных с этим мер и мероприятий, предпринимаемых в России и мире по их предупреждению и ликвидации, в том числе путем совершенствования законодательных норм и правоприменительной практики, организации системной работы в сфере образования и воспитания детей и молодежи, формирования духовно-нравственных качеств личности и гражданской ответственности. Аналитический обзор нормативной базы по данной проблематике опирается на конституционное право, законодательные акты, стратегии, концепции РФ и соответствующие международно-правовые документы. Приведены определения радикального экстремизма, терроризма, ксенофобии и дискриминации, в том числе по расовым и религиозным признакам. Изложены ключевые положения стратегии национальной безопасности, доктрины внешней политики и других недавно принятых документов, содержащих нормативно-правовые установки профилактики радикального экстремизма в гуманитарной сфере.
Ключевые слова: экстремизм, закон РФ «О противодействии экстремистской деятельности», ксенофобия, дискриминация, противодействие радикальному экстремизму, «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», Совет Безопасности ООН о терроризме, конвенция ЮНЕСКО «О борьбе с дискриминацией в области образования»
I. В числе глобальных задач современности - противодействие радикальному экстремизму. В настоящей работе внимание сосредоточено на освещении масштабности данной проблемы, раскрытии ее значимости в контексте правоприменительной практики действующих законодательных норм, с учетом актуализации роли образования и молодежной политики по преодолению рисков, связанных с угрозами экстремизма.
Принято считать, что устранение питательной среды экстремизма в значительной мере связано с тем,
Горячев Юрий Алексеевич,
кандидат исторических наук, научный редактор альманаха «Этнодиалоги», член координационного комитета кафедр ЮНЕСКО РФ, Центр историко-культурных исследований религии и межцивилизацион-ных отношений Института социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет, [email protected]
Захаров Владимир Федорович,
ведущий специалист Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений Института социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет, [email protected]
насколько эффективен вклад образования в формирование личности, предрасположенной к жизнедеятельности в условиях мира и согласия. Руководствуясь таким подходом, в сентябре 2012 г. на встрече высокого уровня в рамках сессии ГА ООН был дан старт глобальной инициативе «Образование прежде всего!» [28]. Надежды на образование и его доступность в пострадавших от военных конфликтов регионах мира рассматриваются как способ улучшения жизненного уровня, грамотности и культуры и в то же время - как фактор формирования осознанной потребности противостоять угрозам экстремизма, агрессии и насилия. В принятой в 2015 году всемирным саммитом глав государств и правительств новой повестке дня содержатся приоритетные цели устойчивого развития на период до 2030 года. Образование и задачи формирования «глобальной гражданственности» в духе культуры мира и ненасилия зафиксированы в числе приоритетных целей международного сообщества. В документах ЮНЕСКО отражено следование такому курсу развития и воспитания личности с раннего возраста на протяжении всей жизни [4].
К сожалению, нарастание угрозы терроризма и радикального экстремизма часто не находит должного международного противодействия. Проведенные
2 2 °
. ср са \о
о о
ГО \о
Я
международным правозащитным движением «Мир без нацизма» исследование и мониторинг ситуации в 18 европейских странах выявили, что опасность радикального национализма недооценивается. В ряде стран у власти находятся «правительства, разделяющие радикально-националистические взгляды, а в отдельных странах национал-радикалы входят в правящую коалицию»; что, по мнению исследователей, чревато понижением общественной стабильности, расколом общества по политическому, этническому и даже по религиозному признаку [1, с.4].
Одной из наиболее опасных реалий, отмечается в концепции внешней политики РФ, становится распространение экстремистской идеологии и активности террористических структур в целом ряде регионов мира [10]. В числе основных угроз, согласно стратегии национальной безопасности РФ, - «внешнее вмешательство, направленное на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций» [17]. Используются методы нагнетания межнациональной напряженности, размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей, приобретают размах русофобия, попытки фальсификации российской и мировой истории.
Определенные риски создают внутренние нерешенные проблемы, в том числе проявления ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма. В поручении президента РФ правительству содержится в этой связи указание осуществить план мероприятий по реализации стратегии государственной национальной политики РФ [20]. В данном документе и ряде других концептуальных установках стратегической направленности обращается внимание на:
• недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения;
• недостаточный уровень координации в сфере реализации государственной национальной политики, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов;
• недостаточное урегулирование миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов.
Стратегия нацеливает на принятие мер по недопущению размывания традиционных нравственных ценностей, на противодействие проявлениям дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности, в том числе в правоприменительной практике. В числе серьезных проблем, оказывающих негативное влияние на состояние многонациональной российской нации, названо неравномерное развитие регионов страны, проблемы преступности и коррупции. Из факторов, имеющих трансграничный характер, следует выделить унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, нерешенность проблем беженцев и вынужденных переселенцев, экспансию международного терроризма и религиозного экстремизма.
II. Основные правовые документы РФ в сфере противодействия экстремизму опираются на положения Основного закона - Конституцию Российской Федерации. Конституция РФ гарантирует равноправие народов России. Согласно Конституции (статья 13, п. 5) в России «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государ-
2 2 °
. ср са \о
о о
ГО \о
Я
ства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» [8]. Основной закон устанавливает (статья 19, п.2), что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». Зафиксировано положение, согласно которому запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Конституция, согласно статье 28, гарантирует свободу слова, вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45, п.п. 1, 2). Принятый в 1996 г. закон «О национально-культурной автономии» в РФ «создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан РФ в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития» [22].
В Уголовном кодексе РФ предусматривается ответственность за нарушение права на свободу совести и вероисповеданий (статья 148), внесена статья 282 -за возбуждение ненависти и унижение человеческого достоинства по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии. В ряд статей УК о насильственных преступлениях в 2007 году было добавлено как отдельная квалификация совершение преступлений на почве ксенофобии.
В 2002 году был принят закон «О противодействии экстремистской деятельности». В его новой редакции
от 23.11.2015 года подчеркивается нацеленность закона на защиту прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации, определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление. В законе даны основные понятия экстремизма и деятельности экстремистской организации, используемых ею экстремистских материалов и символики [24]. В Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации в связи с этим включены статьи, предусматривающие ответственность за совершение правонарушения экстремистского характера [5]. Это статья 20.3 - «пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики» и статья 20.29 - «производство и распространение экстремистских материалов». Кодекс предусматривает наказания и за другие противоправные действия, которые также могут носить экстремистский характер или исходить из экстремистских побуждений. К их числу можно отнести нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (статья 5.26), незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации (статья 17.10), нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (статья 20.2), организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности (статья 20.2(1)).
В принятом в 2006 году Федеральном законе «О противодействии терроризму» и его последующих редакциях подчеркивается значимость международного сотрудничества России в области борьбы с терроризмом
2 2 °
. ср са \о
о о
ГО \о ^ 2
на основе международно-правовых соглашений и договоров, в том числе в рамках международных организаций [23]. Так, например, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года предусматривает принятие комплекса мер по предупреждению, выявлению, пресечению, запрещению и прекращению деятельности по подготовке лиц к совершению деяний террористической, экстремистской и сепаратисткой направленности (статья 6 Конвенции). Включая предупреждение, выявление и пресечение финансирования, поставок вооружения и боеприпасов для совершения террористических и экстремистских деяний [27]. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом подписана президентом Республики Казахстан, Председателем Китайской Народной Республики, Президентом Кыргызской Республики, Президентом Российской Федерации, Президентом Республики Таджикистан, Президентом Республики Узбекистан. При подписании Конвенции руководители Шанхайской Организации Сотрудничества руководствовались целями и принципами Устава ООН, касающимися поддержания международного мира и безопасности, развития дружественных отношений и сотрудничества между государствами. В январе 2003 г. Конвенция ратифицирована и с 29 марта 2003 г. вступила в силу в России.
Важной вехой нормотворческой деятельности стало принятие 7 мая 2012 года Указа президента «Об обеспечении межнационального согласия», которым, в частности, предписывалось образование при Президенте РФ Совета по межнациональным отношениям, разработка комплекса государственных мер по предупреждению межнациональных конфликтов и созданию механизмов их урегулирования. В соответствии с указом была разработана и в декабре 2012 г. утверждена страте-
гия государственной национальной политики на период до 2025 года. В законодательном порядке были внесены изменения в статьи ряда ранее принятых нормативных актов. В частности, был введен запрет на работу с детьми в сфере образования для лиц, подвергавшихся уголовному преследованию за преступления экстремистской направленности.
С января 2013 г. вступили в силу изменения в закон «О противодействии экстремистской деятельности» -был наложен запрет на использование свастики и нацистской символики, на воспроизводство изображений схожих с символикой организаций, признанных экстремистскими. В закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» внесена поправка в статью 9, согласно которой религиозную организацию не может создавать лицо, в отношении которого в судебном порядке установлены признаки экстремистской деятельности. Отдельным федеральным законом внесены изменения в законодательные акты в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти на уровне субъектов и органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений. В том числе касающиеся укрепления межконфессионального согласия; предотвращения дискриминации по признакам национальной, языковой или религиозной принадлежности; социальной и культурной адаптации мигрантов. Перечень оснований для удаления в отставку глав муниципальных образований дополнился неудачными действиями по предотвращению межнациональных конфликтов [21].
Указами президента утвержден ряд концептуальных документов стратегической направленности: Концепция внешней политики РФ (от 30.11.2016 №640); доктрина информационной безопасности РФ (от 05.12.2016 №646); стратегия национальной безопасности РФ
2 2 °
. ср са \о
о о
ГО \о ^ 2
(от 31.12.2015 №683); Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (от 19.12.2012 №1666) и др.
В Стратегии противодействия экстремизму в РФ до 2025 года (от 28.11.2014 года №Пр-2753) [18] определен механизм действий, направленных на объединение усилий органов государственной власти, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в целях формирования в обществе обстановки нетерпимости и пресечения экстремистской деятельности. Среди основных источников угроз экстремизма в главе II, п.5 указывается нарушение гражданского мира и согласия, подрыв общественной безопасности и государственной целостности Российской Федерации, межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия. В документе названы (глава II, п.11) наиболее опасные виды экстремизма - националистический, религиозный и политический. Они проявляются в возбуждении ненависти либо вражды по признакам пола, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности или принадлежности к какой-либо социальной группе, в том числе путем распространения призывов к насильственным действиям, в том числе через информационно-телекоммуникационные сети. К основным задачам государственной политики в сфере противодействия экстремизму относятся создание единой государственной системы мониторинга, совершенствование законодательства и правоприменительной практики в этой сфере, консолидация усилий всех государственных органов и институтов гражданского общества, организация информационного сопровождения деятельности всех государственных и общественных структур по противодействию экстремизму.
Документом стратегического планирования в информационной сфере является доктрина информаци-
онной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. №646). Среди ее основных направлений - противодействие и нейтрализация попыток подрыва суверенитета, социальной стабильности и территориальной целостности государства путем использования информационных технологий для пропаганды экстремистской идеологии, распространения ксенофобии, идей национальной исключительности и размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
На формирование нетерпимого отношения к проявлениям ксенофобии и радикального национализма в общественном сознании позитивное влияние оказывают выступления представителей власти и авторитетных политиков. К данной теме постоянно обращается президент РФ, выступления которого ориентируют правоохранительные органы на необходимость жестко пресекать деятельность экстремистских организаций, оперативно реагировать на попытки разжигания межнациональной и межрелигиозной вражды, на пропаганду ксенофобии и шовинизма, опираясь при этом «на нормы закона, не допуская никаких двойных стандартов и предвзятости» [2].
Россия является участником международных конвенций и соглашений, направленных на соблюдение прав человека, против расовой и иных видов дискриминации, за межнациональное согласие и равноправие. Международно-правовые документы существенно дополняют российское законодательство по этим вопросам. Согласно статье 15, п. 4 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные
2 2 °
. ср са \о
о о
ГО \о ^ 2
законом, то применяются правила международного договора».
Назовем ряд международно-правовых инструментов, участником которых является российская сторона: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) и факультативный протокол к нему (1966), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965), Международная конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него (1973), Конвенция №100 Международной организации труда о равном вознаграждении мужчин и женщин за равный труд (1951), Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования (1960), Конвенция МОТ №111 относительно дискриминации в области труда и занятий (1958), Конвенция МОТ №156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (1981), Международная конвенция против апартеида в спорте (1985), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995), Хельсинкский заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе и многочисленные документы Совещаний ОБСЕ по вопросам его реализации и соблюдению прав человека.
Интерес представляет конвенция ЮНЕСКО «О борьбе с дискриминацией в области образования». Согласно статье 1 настоящей Конвенции, определение «дискриминация» охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвету кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений национального или социального происхождения, экономического положения
или рождения, которое имеет целью уничтожение, или нарушение равенства отношений в области образования [7].
В соответствии с текстом статей 3 и 4 конвенции, государства приняли обязательства принять в законодательном порядке меры по устранению дискриминации при приеме учащихся в учебные заведения, предоставлять иностранным гражданам, проживающим на их территории, такой же доступ к образованию, что и своим гражданам. Аналогичное положение содержится в конвенции ООН о правах ребенка (статья 2, пп. 1 и 2.) [6]. Исполнение положений этой конвенции, как правило, подвержено надзору, в том числе со стороны гражданского общества. Так, например, правительству Великобритании пришлось отказаться от планов наделить школы правом проверять иммиграционный статус своих учеников ввиду того, что они нарушали статью 28 Конвенции ООН по правам ребенка.
III. Современные понятия и определения экстремизма и терроризма, ксенофобии и дискриминации, прежде всего по расовым и религиозным признакам, складывались на протяжении многих лет. Термин «экстремизм» был введен в уголовные законы Франции, Германии, США, Испании, Голландии, др. В Великобритании существует более 100 различных нормативных правовых актов, запрещающих дискриминацию. В Германии уголовным преступлением объявлены подстрекательство и разжигание расовой ненависти, преступления против проявлений правого экстремизма и ксенофобии (статья 130 УК). Тем не менее единого определения экстремизма на сегодняшний день не существует.
Одним из актов международного права, зафиксировавшим экстремизм как социальное явление, представляющее собой угрозу общественной безопасно-
. ср т \о о о
го \о
^ я
сти, стала «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15 июня 2001 г., участницей которой является Россия. В этом документе (п. 3 ч. 1 ст. 1) экстремизм определяется как «деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных воору-£ женных формирований или участие в них» [27]. " В данном случае под экстремизмом понимается его по-
литическая разновидность.
Современное российское законодательство объединяет под одним термином «экстремизм» все его виды: политический, этнический, религиозный экстремизм и другие. В Уголовное законодательство России внесены нормы Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. [24], где дано следующее определение:
«Экстремистская деятельность (экстремизм) - это деятельность общественных и религиозных объединений, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению деяний, направленных на:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
. ср т \о о о
го \о
^ я
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг».
Из данного углубленного определения можно сделать вывод о том, что экстремизм - это широкая правовая категория, которая представляет собой перечень противоправных деяний вышеуказанной направленно-.& § сти, за совершение которых или призывы к совершению которых в Уголовном кодексе предусмотрена ответственность [19, ст. 280].
Под терроризмом понимается идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Такого рода преступления (совершаемые с намерением причинить смерть, запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие), согласно Резолюции 1566 Совета Безопасности ООН от 8 октября 2004 года [16], «представляют собой преступления по смыслу международных конвенций и протоколов, касающихся терроризма». В данной резолюции подчеркивается, что ООН «осуждает самым решительным образом все акты терроризма, рассматривая такие акты, независимо от их мотивации, места осуществления и исполнителей, как одну из самых серьезных угроз миру и безопасности». Такие акты «ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы никакими соображениями политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или
другого подобного характера». Соответствующая статья Уголовного кодекса - 205, «Террористический акт» [19].
Принятые в России нормативно-правовые документы по вопросам экстремизма и терроризма отвечают нормам международного права и соответствующим межгосударственным соглашениям. Согласно Уголовному кодексу РФ (Примечание 2 к ст. 282.1 УК РФ), под преступлениями экстремистской направленности «понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды...», предусмотренные соответствующими статьями данного кодекса. Вместе с тем в научных работах и специалистами правоохранительных органов высказываются мнения, что правовая основа борьбы с экстремизмом и терроризмом нуждается в совершенствовании и гармонизации норм различных законов, в том числе с учетом международно-правовых инструментов системы ООН. Соответствующие рекомендации были изложены, в частности, на Всероссийской научно-практической конференции по проблемам теории и практики борьбы с экстремизмом и терроризмом в современных условиях (Ставрополь, сентябрь 2014 г.) [15].
IV. В современных нормативно-правовых документах по профилактике экстремизма и ксенофобии особое значение придается роли образования, культурно-просветительской и информационной деятельности. В утвержденной президентским указом стратегии национальной безопасности (статья 70) среди направлений деятельности по решению задач национальной безопасности названы «повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических цен-
. ср т \о о о
го \о
^ я
ностей, а также в профилактике экстремизма и радикальной идеологии» [17]. А в стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года приведены следующие ориентиры для сферы образования и государственной молодежной политики (глава II, пункт 27): проведение в образовательных организациях занятий по воспитанию патриотизма, культуры мирного поведения, межнациональной и межконфессиональной дружбы, обучение навыкам бесконфликтного общения, умению противодействовать социально опасному .& § поведению, в том числе вовлечению в экстремистскую деятельность, включение в учебные планы, учебники, учебно-методические материалы тем, направленных на воспитание традиционных для российской культуры ценностей, внедрение новых образовательных стандартов и педагогических методик, направленных на противодействие экстремизму [18].
В Министерстве науки и образования РФ разработаны инструктивно-методические письма - рекомендации по реализации образовательными организациями комплекса мер по профилактике экстремизма и ксенофобии. В частности, по обеспечению эффективного процесса социализации личности, повышения квалификации в области проблем асоциального поведения несовершеннолетних и работы психологов с детьми и подростками. В рассылаемых методических материалах для работников и руководства образовательных организаций перечислены особенности построения работы и составления планов мероприятий по управлению рисками и профилактике экстремизма в молодежной среде для разных степеней образования: основного общего образования, среднего общего образования; профессионального образования [13]. До сих пор актуальны положения письма Минобрнауки РФ от 19 марта 1993 года [14], согласно которым «содержание образо-
вания должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений; преподавание религиозно-познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов и имеющее информативный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений».
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (декабрь 2012 г.) предусматривается включение в основные образовательные программы дисциплины (модули), направленные на формирование и развитие личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями, получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировых религий [25].
Ответственного отношения требует проблема вовлечения обучающихся и педагогов в деятельность разного рода нетрадиционных религий и сект. Данное явление связано с получившим широкое распространение в США и странах западной Европы в 1960-1970-е годы (и продвинутое двумя десятилетиями позднее в Россию) новым движением, более известным как «культ» или «нетрадиционные религии» - «религии нового века» (нью-эйдж). В кругу западных, а в последние годы и ряда российских исследователей они получили название «новые религиозные движения». Независимо от стран и континентов, идеологической направленно-
2 2 °
. ср са \о
о о
ГО \о
Я
сти, как пишет автор религиоведческого анализа данного явления, «в СМИ новые религиозные движения характеризуют преимущественно как криминальные образования» [9]. Деструктивный характер деятельности и попытки проникновения такого рода объединений в сферу российского образования освещены в книге «Новые религиозные культы и школа» [11].
Мнения ученых о природе новых религий и групп, позиционирующих себя в этом качестве, разнятся. В развернувшейся дискуссии обсуждались способы их классификации от сравнения с традиционными верованиями до выдвижения дефиниции неорелигиозных образований как своего рода «духовный вывих», «сбой» в традиционном развитии религии. Патриарх Кирилл высказал следующее мнение по этому вопросу: «Вот в чем опасность — никто не знает подлинных целей тех людей, которые создают новые религиозные движения, привлекают туда адептов. Чаще всего это направлено против кого-то. В России это всегда направлено против Русской Церкви... Всегда есть пафос борьбы, пафос разрушения. Но ведь не только борьбы с Русской Церковью — есть пафос отрицания своей истории, своей культуры. Эти люди не принимают ни Достоевского, ни Пушкина» [12].
Независимо от классификации, наличия или отсутствия государственной регистрации в качестве религиозных групп или религиозных организаций все противоправные деяния, совершаемые религиозными объединениями, подлежат рассмотрению в контексте закона «О свободе совести и религиозных объединениях». Статья 14 данного федерального закона содержит подробный перечень оснований, в соответствии с которыми их деятельность может быть ликвидирована или запрещена. Это могут быть принуждение к разрушению семьи, посягательства на личность, права
и свободы граждан, нанесение ущерба нравственности, здоровью, в том числе с использованием в связи с религиозной деятельностью наркотических средств [26].
В повестке дня задачи, связанные с профилактикой рисков экстремизма и обеспечением мирного и устойчивого развития государства, соблюдением конституционных прав граждан и человека, - в числе первоочередных. Актуализировалась потребность правового, патриотического и духовно-нравственного воспитания в претворении современных программ, направленных на формирование российской гражданской идентичности, укрепление и развитие цивилизационного наследия России.
Литература:
1. Белая книга нацизма. М.: Книжный Клуб Книговек, 2014. 1152 с.
2. Из выступления В.В. Путина на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры России от 05.03.2013 г. // [Электронный ресурс]: URL:http://www. 1ахги.сот/Ыод/2013-03-05-11083(дата обращения 25.06.2017).
3. Иммиграционный закон правительства Великобритании // [Электронный ресурс]: URL:https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/ file/249251/Overview_Immigration_Bill_Factsheet.pdf (дата обращения 24.06.2017).
4. Инчхонская декларация. 0бразование-2030: Обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования и обучения в течение всей жизни. Принята ЮНЕСКО в ноябре 2015 г. // Этнодиалоги: научно-информационный альманах. 2015. №2 (49). С.8-21.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (КоАП РФ) // [Электронный ресурс]: URL: http://logos-pravo.ru/kodeks-rf-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah-koap-rf (дата обращения 01.07.2017)
6. Конвенция ООН о правах ребенка. Принята резолюцией ГА ООН от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 1 сентября 1990 г.// [Электронный ресурс]: URL:http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 25.06.2017).
7. Конвенция ЮНЕСКО «О борьбе с дискриминацией в области образования»// [Электронный ресурс]: URL:http://www/un.org/ru (дата обращения 25.06.2017)
8. Конституция Российской Федерации// [Электронный ресурс]: URL: http://constrf. ru (дата обращения 01.07.2017)
9. Контеров И.Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). 2-е изд. М.: МГУ, 2007. 472 с.
10. Концепция внешней политики РФ, п.14. (утверждена Указом Президента РФ от 30 ноября 2016 года №640) // [Электронный ресурс]: URL: http://www.kreml.in. ru/acts/bank/41451 (дата обращения 01.07.2017)
11. Метлик И.В., Галицкая И.А. Новые религиозные культы и школа: учебно-методическое пособие для руководителей образования, педагогов, слушателей системы повышения квалификации учителей. Изд.3-е, испр. и доп. М.: Этносфера, 2017. 200 с.
12. Патриарх Кирилл о новых религиозных движениях // [Электронный ресурс]: URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/726813.html (дата обращения 12.08.2017)
13. Письма Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ от 25.03.2016г. №09-532 («Основные направления реализации комплекса мер по профилактике экстремизма и ксенофобии». Приложение №1)
14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 марта 1993 г. №47/20-11п «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации» // [Электронный ресурс]: URL: https://www.lawmix.ru/pprf/91022 (дата обращения 12.08.2017)
15. Проблемы теории и практики борьбы с экстремизмом и терроризмом. Сб. ст. М. -Ставрополь: РКА, 2015. 350 с. // [Электронный ресурс]: URL: https://www.twirpx. com/file/1727290/ (дата обращения 12.08.2017)
16. Резолюция Совета Безопасности ООН №1566, пункт 3. Принята Советом Безопасности на его 5053-м заседании 8 октября 2004 года // [Электронный ресурс]: URL: http://www.cbr.ru/today/anti_legalisation/un/S-RES-1566%282004%29.pdf (дата обращения 25.06.2017)
17. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утверждена Указом Президента РФ от 31.12.2015 г. №683 // [Электронный ресурс]: URL:http:// base.garant.ru/71296054 (дата обращения 23.07.2017)
18. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утверждена Президентом РФ 28.11.2014 г. №Пр-2753) // [Электронный ресурс]: URL:http://legalacts.ru/doc/strategija-protivodeistvija-ekstremizmu-v-rossiiskoi-federatsii-do (дата обращения 23.07.2017)
19. Уголовный кодекс РФ, статья 280 // [Электронный ресурс]: URL: http://www.uk-rf. com (дата обращения 26.12.2017)
20. Указ Президента РФ «О стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» // [Электронный ресурс]: URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/36512 (дата обращения 26.08.2017)
21. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений»
(22.10.2013// [Электронный ресурс]: URL: http://news.kremlin.ru/news/19460 (дата обращения 01.07.2017)
22. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» в РФ (от 17 июня 1996 г. №74-ФЗ)// [Электронный ресурс]: URL: http://base.garant.ru/135765 (дата обращения 01.07.2017)
23. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года №35-Ф3 // [Электронный ресурс]: URL: https://rg.ru/2006/03/10/borba-terrorizm. html (дата обращения 01.07.2017)
24. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 №114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) // [Электронный ресурс]: URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/18939 (дата обращения 01.07.2017).
25. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Статья 87 // [Электронный ресурс]: URL: https://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013(дата обращения 23.07.2017)
26. Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ с изменениями и дополнениями. // [Электронный ресурс]: URL: http://docs.cntd.ru/document/9040821 (дата обращения 12.08.2017)
27. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. // [Электронный ресурс]: URL: http://www.kremlin.ru/ supplement/ 3405 (дата обращения 01.07.2017)
28. Education First. The UN Secretary-General's initiative to insure quality, relevant and transformative education for everyone. UN. New York.2012. Inter Press Service News Agency. Terra Viva September 2012 // [Электронный ресурс]: URL: https://ru.scribd. com/document/137549768/GLOBAL-EDUCATION-FIRST-INITIATIVE(дата обращения 01.08.2017)
Yuri Goryachev,
Ph.D in History, Science Editor of "Ethnodialogues" Almanac, member
of Coordination Committee of UNESCO Chairs in the Russian Federation, Center for Historical
and Cultural Studies of Religion and Inter-Civilizational Relations, Institute of Social
and Humanitarian Education, Moscow State Pedagogical University, [email protected]
Vladimir Zakharov,
Leading Specialist, Center for Historical and Cultural Studies of Religion and Inter-civilizational Relations, Relations, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow State Pedagogical University, [email protected]
Prevention of extremism, radicalism and xenophobiaideology in educationalinstitutions: regulatory overview
The paper highlights some issues related to the current threats posed by radical extremism and terrorism. It informs about measures and activities undertaken by Russia and other
countries to prevent and counter such threats. The measures and activities include improved legislative regulation and law enforcement practices; comprehensive work in the educational sector; character training in children and youth; developing moral and spiritual values as well as civic responsibility. The analytical review of the regulatory framework focuses on constitutional rights, legislative acts, policy strategies, concepts of the Russian Federation and respective international legal documents. The paper suggests definitions of radical extremism, terrorism, xenophobia and discrimination with due account of racial and religious attributes. The paper also mentions the key regulations of the National Security Strategy, the Foreign Policy Doctrine and other recently enforced regulatory guidelines aimed to prevent radical extremism in the humanitarian area.
Key words: extremism, Law of the Russian Federation on Countering Extremist Activities, xenophobia, discrimination, countering radical extremism, the Shanghai Convention on Combating Terrorism, Separatism and Extremism, UN Security Council about terrorism, UNESCO Convention against Discrimination in Education.