Научная статья на тему 'Проблемы творчества в современном театре'

Проблемы творчества в современном театре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4685
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ТВОРЧЕСТВО / ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕАТР / ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / ЭСТЕТИКА / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЦЕННОСТИ / CULTURE / CREATIVITY / ART / ARTISTIC ACTIVITY / THEATRE / REALITY / AESTHETICS / ETHICS / VALUES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бернацкий Владилен Осипович, Литвина Дина Владимировна, Мезенцев Евгений Анатольевич

В статье мы говорим о таких проблемах современного театра, как вседозволенность «новой режиссуры», нивелирование эстетических и этических норм на театральных сценах, снижение ориентации на нравственные ценности. При этом понятия «творчество» и «искусство» отождествляются, в то время как результатом творческой деятельности не всегда становится произведение искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Creativity in Modern Theater

In this article we touch upon about such problems of modern theater as allpermissiveness of the «new direction», leveling of aesthetic and ethical standards on stage, reducing the focus on moral values, while the concepts «creativity» and «art» are identified, the result of creative activity not always becoming a work of art.

Текст научной работы на тему «Проблемы творчества в современном театре»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 792

В. О. Бернацкий, Д. В. Литвина, Е. А. Мезенцев

Проблемы творчества в современном театре

В статье мы говорим о таких проблемах современного театра, как вседозволенность «новой режиссуры», нивелирование эстетических и этических норм на театральных сценах, снижение ориентации на нравственные ценности. При этом понятия «творчество» и «искусство» отождествляются, в то время как результатом творческой деятельности не всегда становится произведение искусства.

In this article we touch upon about such problems of modern theater as all-permissiveness of the «new direction», leveling of aesthetic and ethical standards on stage, reducing the focus on moral values, while the concepts «creativity» and «art» are identified, the result of creative activity not always becoming a work of art.

Ключевые слова: культура, творчество, искусство, художественная деятельность, театр, действительность, эстетика, нравственность, ценности.

Key words: culture, creativity, art, artistic activity, theatre, reality, aesthetics, ethics, values.

Два мира есть у человека: Один, который нас творил;

Другой, который мы от века Творим по мере наших сил Н. А. Заболоцкий

Любая деятельность человека - это не воспроизведение и не отражение, а создание Действительности. В понимаемой таким образом Действительности присутствуют и целесообразность, и творчество, и возвышенное, и дух, и творец [5, с. 15]. Отсюда представляется, что творческий момент может присутствовать практически в любой деятельности. Однако в нормативной литературе чаще всего творчество рассматривается как некая особенная, специфическая деятельность.

© Бернацкий В. О., Литвина Д. В., Мезенцев Е. А., 2015

Следует заметить, что творчество проявляется при самостоятельном решении субъектом новых для него задач. Деятельность может быть творческой, если её результатом является некий оригинальный продукт, обладающий не только субъективной, но и объективной новизной. Субъективной новизной обладают продукты творчества, пусть объективно не новые, но ранее неизвестные художнику. Путь к объективно новому всегда лежит через субъективно новое. Это является специфической чертой творчества. Ведь творчество - это всегда процесс поиска новых художественных форм и содержания. По мнению Л. Н. Столовича:

«творчество - это не просто деятельность. Она может быть и не творческой, исполнительской, репродуктивной, механически однообразной. В творческой деятельности возникают качественно новые, небывалые материальные и духовные ценности. Но это становится возможным только благодаря тому, что в процессе творчества обнаруживаются, проявляются и развиваются высшие духовные способности человеческой личности - разум, воображение и воля. Творчество в художественной деятельности опирается на познание, оно немыслимо без ценностной ориентации и общения... Творчество всегда несет на себе печать личности как индивидуальности, оно оригинально, и в то же время оно и его результаты общественно значимы» [3, с. 64].

В данном аспекте важно обратить внимание на то, что есть деятельность, реально создающая качественно новое, а есть и просто ремонт, реставрация, редактирование, пересказ, при которых качество часто меняется незначительно, но результат выступает как «новый». Не все можно считать творчеством в своем существенном виде. Потому правомерно заключить, что творчество - не некая особенная форма человеческой деятельности, а чаще всего, наоборот, рутина и изнурительный труд.

Мы считаем принципиально важным внести уточнение в определение понятия «творчество», считая, что оно есть составляющая деятельности, «окрашивающая», одухотворяющая труд, тем самым деятельность реально порождает качественно новые продукты для удовлетворения потребностей и средства, насыщающие творчеством саму деятельность. Выходит, что творчество - это мера новации, субъектности в человеческой деятельности, воплощающейся в её продукте.

Отсюда логичен вывод, что есть деятельность, в которой творческая составляющая исчезающе мала, но есть и субъекты, чья деятельность максимально имеет творческий характер.

К месту заметить, что всё сказанное выше, как ни странно, вполне перекликается с Библией, по которой творчество человека

вторично в сравнении с творчеством Бога: человек на основе Бытия творит другое бытие - культуру [2]. Её представляют не только произведённые человечеством разнообразные духовные и материальные продукты, но и технологии их производства, и идеи самой деятельности. Что в самом широком смысле и есть культура общества.

Культура как совокупность материальных и духовных достижений общества, обеспечивающих его существование и развитие, - это все, что создано (искусственно) человеком. Она объединяет природу и общество через развитие творческой составляющей деятельности человека и привязана к состоянию Действительности. Следовательно, в реальном обществе устанавливается и развивается не некая, в том числе и всеобщая, культура, а конкретная: греческая, китайская, русская и т. д., которые в связи с мобильностью субъектов, постоянно взаимодействуют, взаимопроникают друг в друга.

Поскольку тема статьи касается художественной деятельности и её составляющих - творчества и искусства - важно обратить внимание на наличие в современном обществе массового производства не только в материальной сфере, но и в области духовного, в нашей теме - в сфере театральной художественной деятельности. О современном обществе следует говорить потому, что оно наглядно демонстрирует то, что было и в древности: воспроизводство насущного - от обустройства жилища, ритуального танца до изготовления и ремонта традиционных орудий и средств производства. Все это претерпело со временем изменение по форме, но не по сути.

Любая деятельность создаёт продукт в виде искусственного конкретного предмета. Однако более подробно остановимся на таком виде деятельности и, соответственно, творчества, как художественная, выделяя в ней её же специфику и особенное в ряду других форм деятельности. Художественная деятельность, в свою очередь, имеет свои, художественные формы продукта: от наскальных рисунков древних до поэтической литературы; среди этих форм и театральные представления. В данной статье мы ограничимся проблемой театрального искусства.

В любой форме художественной деятельности присутствует ряд общих существенных свойств и принципов. Прежде всего, речь идёт о присущем всем художественным предметам эстетическом, эмоциональном и нравственном содержании. Эти основные свойства художественного продукта органически взаимосвязаны, и поскольку они результат деятельности человека, то в научном подходе все возникающие при этом проблемы относят к предметной области эстетики. Эстетика никогда не ограничивалась одним только изучением зако-

номерностей художественного восприятия человеком мира, но так или иначе вырабатывала определённые критерии эстетической оценки и программы художественной деятельности. Этот момент нормативности имел то больший, то меньший удельный вес в эстетике, однако так или иначе научно-познавательные функции эстетики всегда переплетаются с её ценностно-ориентирующими, идеологическими функциями [2].

В художественную деятельность входят различные виды деятельности - оценочная, воспитательная, коммуникативная, преобразовательная, игровая, которые присутствуют в ней благодаря своему эстетическому началу. И как часто утверждается, центральным звеном, продуктом художественной деятельности является искусство. В «Новой философской энциклопедии» утверждается, что искусство -это художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности [4, с. 160-162].

Но представляется, что не всякий, не каждый продукт художественной деятельности автоматически предстаёт перед нами произведением искусства. Да и реальность конца ХХ и начала XXI в. заставляет усомниться в таком толковании искусства. Во-первых, достаточно фактов, чтобы сказать как раз обратное: далеко не всегда художественная деятельность завершается продуктом, о котором говорят - это искусство. Не к каждому произведению художника, писателя, режиссёра и т. д. при оценке его творчества применимо понятие «искусство». Мы различаем искусство как степень профессионализма, уровень мастерства, качества и увлечённости в любых формах деятельности субъекта (искусная работа, исполнение - от производственной до политической) от искусства как особого, но не обязательного продукта художественного творчества.

Во-вторых, приведённое выше номенклатурное толкование искусства является своеобразной «правовой» базой, платформой для любого субъекта художественной деятельности в его убеждённости, что он творит искусство («нетленку», по саркастическому выражению проницательных критиков) и по определению предназначен для создания «нового» искусства, которого, к сожалению, многие не понимают - мол, не доросли. В качестве аргументов можно воспользоваться авторитетом А.С. Пушкина, показавшим различие творчества Моцарта и Сальери. И хотя восприятие искусства имеет свою динамику, вряд ли творчество на сцене в форме отправления естественных надобностей, мата и тому подобных способов воплощения «нового искусства» режиссёра и актёров являются искусством в их творчестве.

Критерием определения «искусства» и «неискусства» может быть то, на какую сторону жизнедеятельности человека направлен продукт художественного творчества: физиологическую или социально-гуманистическую, духовную. Последняя как раз связана с фундаментальными человеческими ценностями - добро, любовь, свобода, ответственность, справедливость, совесть, счастье, - а также с нормами поведения и общественной моралью. Поэтому произведения художественной деятельности, ориентированные на эту сторону человеческой жизни, проникнуты уважением к достоинству человека и его нравственному идеалу - и тогда это есть произведение искусства. Если же продукт художественного творчества возбуждает преимущественно физиологическую сторону человеческой жизни, то это просто продукт, художественная сторона которого не приняла форму и содержание искусства, так как в нём не звучит нравственно-эстетическая составляющая, а иногда попросту отсутствует. Безусловно, что произведение художественного творчества воздействует и на физиологическую, и на социально-гуманистическую сторону, но искусством это является только в том случае, если в этом воздействии есть мера.

Ещё Зигмунд Фрейд указывал на то, что для возникновения культуры необходимы определённые рамки, пределы, табу - то, что будет ограничивать человека в его желаниях и инстинктах, сдерживать человеческое ОНО. Любая культура, считал Фрейд, появляется через понуждение и усмирение первичных стремлений: люди обладают деструктивными, а значит, антиобщественными и антикультурными тенденциями. Данный психологический факт является определяющим для понимания и оценки человеческой культуры. Вследствие этого культурогенез стал возможен благодаря сознательному наложению запретов, вследствие которых культура многие тысячелетия назад отделилась от первобытного состояния.

«Наше развитие идет в том направлении, что внешнее принуждение постепенно уходит внутрь, и особая психическая инстанция, человеческое сверх-Я, включает его в число своих заповедей. Каждый ребенок демонстрирует нам процесс подобного превращения, благодаря ему приобщаясь к нравственности и социальности. Это усиление сверх-Я есть в высшей степени ценное психологическое приобретение культуры. Личности, в которых оно произошло, делаются из противников культуры ее носителями», - писал З. Фрейд [7].

Концепция З. Фрейда может служить объяснением возникновения культуры и одного из путей становления человека. Ведь эти запреты, табу стали источником возникновения социальных норм,

ценностей и идеалов, которые транслируются в искусстве. Искусство всегда нормативно.

Проблема сегодняшнего театрального искусства такова, что в него пришла плеяда режиссёров, считающих, что как творческим личностям им в театре возможно (разрешено) абсолютно всё. Творческую свободу они воспринимают слишком буквально и объясняют свои экспериментальные постановки спасением театра от замшелости и закостенелости. И часто режиссёрам новой волны отказывает чувство меры в желании уйти от традиционности, найти что-то новое и вдохнуть «свежий воздух» в современный театральный процесс.

«Мы же на самом деле страшно консервативны, и за этой консервативностью, которую у нас принято называть «традиционность», люди прячутся от изменений, которых они боятся. Потому что изменения требуют ответственности, воли, сил и бесстрашного действия. Всего того, что у нас не в чести. А я всего лишь считал, что театр должен говорить о том же, о чем мы говорим в постели, на кухне. О том, о чем мы можем только мечтать; о чем даже стыдно сказать; о том, что нас по-настоящему волнует», - говорит Кирилл Серебренников [1], режиссёр, без которого сегодня уже сложно представить современный театр, но который вот уже 15 лет вызывает самые противоречивые эмоции.

Режиссёры, начинавшие свой путь ещё в советское время, придерживаются других позиций. Так, Марк Захаров говорит:

«Лично я считаю, что наша суровая действительность должна каким-то образом входить в спектакли. Только делать это нужно тактично, очень дози-рованно. Ленкомовский спектакль не должен носить такой публицистический и наступательный характер резкого эпатажа. Мне это не нравится, поскольку это не совсем задача театра, для этого есть журналистика, есть социология, политология. А театр должен все-таки заниматься человеческими взаимоотношениями. И характерами человеческими» [8].

Продолжает его мысль другой режиссёр - Леонид Хейфец. По его мнению, вопрос этики в театре - это вопрос собственной жизни. «Вседозволенность в театре омерзительна: да, возможно всё, но только в том случае, если это связано с драматической судьбой персонажа в пьесе. Унижение человека на сцене недопустимо»1.

Но состояние действительности играет определяющую роль в специфике гуманистического нравственного идеала. В содержании этой действительности выражаются все стороны нравственных отношений между людьми, субъекта к обществу и общества к субъекту. И от состояния действительности зависит общественное сознание, которое может выступать мерилом нравственности. Так, например, в Рос-

1 Из личной беседы авторов с режиссёром.

сии такое сознание не позволяет правового оформления гей-браков, тогда как в Европе это уже норма. Поэтому ориентация современных театральных режиссёров на Запад, на то, что принято и считается модным у них, нашими зрителями часто воспринимается как недопустимость и аморальность.

Представляется, что ценность российской культуры, и в частности театра, состоит в том числе в традиционности, психологизме, но прежде всего - в неизменности определённых нравственных установок. Для многих зрителей и некоторых режиссёров искусство сегодня по-прежнему - носитель эстетического. Но и то верно, что каждому виду творчества - свои нормы и границы. Одно неизменно: нормы и границы художественного творчества не могут не соответствовать нормам и границам нравственности и прекрасного в восприятии существующей действительности.

Нормативность - существенная сторона искусства. Представления о безграничности творчества можно рассматривать только с позиции поиска новых художественных приёмов и выразительных средств. Творчество невозможно оторвать от существующей в данный момент морали, от представлений о Добре и Зле, иначе творчество теряет всякий смысл. Эстетическое всегда неразрывно связано с этическим.

Список литературы

1. Ванина Е. Как Кирилл Серебренников стал главным человеком в современном театре? // Афиша. - 2006. - № 168. - [Электронный ресурс]. - URL : http://mag.afisha.ru/stories/teatr-reanimaciya/kak-kirill-serebrennikov-stal-glavnym-chelovekom-v-sovremennom-teatre/

2. Словари [Электронный ресурс]. - URL: http://slovari.yandex.ru/ (дата обращения: февраль 2015).

3. Столович Л. Н. Жизнь - творчество - человек. Функции художественной деятельности. - М.: Политиздат, 1985. - 415 с.

4. Толстых В. И. (ред.) Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. Фонд; Т. 2. - М.: Мысль, 2010. - 634 с.

5. Философия: конспект лекций: учеб. пособие / В. О. Бернацкий [ и др.]; под общ. ред. Н. П. Маховой. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. - 352 с.

6. Философия: энцикл. слов. / под ред. А. А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. // [Электронный ресурс]. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/.

7. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Избр. - Лондон, 1969. - Т. 1. -С.189-190.

8. Яков В. Тень над сценой // Театрал. - 2012. - №7-8(96). - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.teatral-online.ru/news/7094/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.